Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 августа 2001 г. N 1251-р
ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В СТАЦИОНАРНЫХ
И ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
И ИНВАЛИДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД"
Паспорт
Наименование, номер и дата Закон Республики Саха (Якутия)
принятия решения от 22 декабря 2000 года З N 239-II
о разработке Программы "О государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) на 2001
год".
Государственный заказчик и Правительство Республики Саха
основной разработчик Программы (Якутия), Министерство труда и
социальной защиты населения
Республики Саха (Якутия).
Цель Программы Эффективное использование
бюджетных средств, увеличение
фондоотдачи, в перспективе -
снижение затрат бюджетных средств
в результате проведенных
мероприятий.
Сроки реализации 2001 год
Основные мероприятия Программы Мероприятия направлены на
комплексное решение вопросов
усиления социальной защищенности,
обеспечиваемой в социальных
учреждениях, улучшение
материально-технической базы
учреждений, создание благоприятных
условий жизнедеятельности.
Основные исполнители Программы Министерство финансов Республики
Саха (Якутия),
Министерство труда и социальной
защиты населения Республики Саха
(Якутия), администрации домов -
интернатов.
Объемы и источники 9350,0 тыс. руб. из средств
финансирования республиканского бюджета.
Ожидаемые конечные результаты Укрепление и обновление
реализации Программы материально-технической базы
государственных учреждений
социального обслуживания,
их самостоятельность, снижение
неэффективного расходования
бюджетных средств.
Организация контроля за Контроль за реализацией Программы
реализацией Программы осуществляется Правительством
Республики Саха (Якутия),
Министерством экономики и
прогнозирования Республики Саха
(Якутия), Министерством финансов
Республики Саха (Якутия) в
установленном порядке.
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО и
Всемирной ассоциации врачей инвалидность от общего числа населения
равняется 10-12%. В зависимости от уровня социально-экономического
развития в различных странах число инвалидов колеблется в пределах
от 5 до 16%.
За последнее 10-летие было обращено внимание и создана особая
система взглядов на данное социальное, экономическое,
демографическое и финансовое явление.
По официальным данным Комитета по статистике Республики Саха
(Якутия) численность постоянного населения в 2000 году составляла
988605 человек, в том числе по возрастному составу: старше
трудоспособного возраста - 101576 человек, 70 лет и старше - 29332
человека. Численность инвалидов, состоящих на учете в органах
социальной защиты - 11226 человек, в том числе дети-инвалиды до 16
лет - 6278 человек. Количество населения преклонного возраста и
инвалидов имеет тенденцию к ежегодному росту, а естественный
прирост населения - к снижению. По этой причине роль и
необходимость социальной защиты данной категории населения
становится более значимой и требует принципиально новых и
целенаправленных действий государственных органов в различных
отраслях социальной сферы.
Основные цели и задачи
Основной целью и задачей настоящей Программы является
формирование предпосылок по улучшению условий проживания инвалидов
и граждан пожилого возраста с учетом современной
социально-демографической и социально-экономической ситуации и
прогнозируемой долговечности процесса.
Программой предусматривается решение задач республиканского
уровня:
создание предпосылок для осуществления системы мер,
направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности в
государственных стационарных учреждениях социального обслуживания
инвалидов и граждан пожилого возраста, частично или полностью
утративших способность к самообслуживанию;
внедрение экономически эффективных моделей и новых форм
социального обслуживания с учетом поддержания уровня доступности
адресной помощи в получении необходимых социальных услуг
населению.
Содержание проблемы и ожидаемый
эффект от выполнения Программы
В рамках реализации Федеральных законов "Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О
психиатрической помощи" исполнение программных мероприятий
позволит обеспечить материальное благосостояние, повысить уровень
обслуживания и улучшить условия проживания инвалидов -
психо-хроников и граждан пожилого возраста в республиканских
домах-интернатах.
Учитывая слабую материально-техническую базу домов-интернатов,
размещение их в деревянных спальных корпусах, остро встал вопрос о
проектировании и строительстве типовых спальных корпусов в
каменном варианте для психоневрологических домов-интернатов. Для
решения данной проблемы необходимо направить средства на
разработку проектно-сметной документации и выполнить привязку
проекта на местности. Инвестиционной программой республики данные
мероприятия не финансируются, а отсутствие своевременного и в
полном объеме финансирования капитального и текущего ремонта в
учреждениях в течение последних 5 лет привело к быстрому износу
зданий и сооружений, материально-техническая база учреждений не
отвечает санитарно-гигиеническим нормам и правилам пожарной
безопасности.
Государственные учреждения социального обслуживания продолжают
содержать ведомственный жилищный фонд. В этих домах проживают
сотрудники и специалисты домов-интернатов, а также лица, не
работающие в данных учреждениях, но имеющие право личной
собственности на жилую площадь в указанных домах, приобретенную в
процессе приватизации. Ежегодно значительные бюджетные средства,
выделяемые по статье "Капитальный ремонт", направляются на ремонт
жилищного фонда, состоящего на балансе учреждений. В целях
экономии бюджетных средств весь жилищный фонд, находящийся на
балансе домов-интернатов, необходимо передать в муниципальную
собственность администраций городов и поселков.
Газификация Вилюйского дома-интерната в с. Сосновка при
долевом участии Администрации Вилюйского улуса позволит сэкономить
значительные материально-финансовые ресурсы и средства
государственного бюджета и обеспечить нормальную жизнедеятельность
дома-интерната. В настоящее время для обеспечения теплом
учреждения Администрация вынуждена производить еженедельный завоз
котельного топлива (газоконденсата) для нужд квартальной котельной
из пос. Кысыл-Сыр, находящегося в 60 км от учреждения. В
доме-интернате отсутствует хранилище достаточной емкости, а
имеющееся не соответствует в полной мере требованиям,
предъявляемым к хранению горюче-смазочных материалов.
В Томмотском психоневрологическом доме-интернате для
укрепления материально-технической базы, бесперебойного
обеспечения тепло-водоснабжения объектов учреждения, в целях
снижения затрат на ремонтные работы и обслуживания котельной N 1,
работающей на твердом топливе, необходимо установить
автоматическую механизированную котельную.
Для осуществления медицинской реабилитации проживающих в
домах-интернатах требуется создание комнат для проведения лечебной
физкультуры, кабинетов физиотерапии, тренажерных и спортивных
залов, особенно в психоневрологических домах-интернатах, где
возросло количество молодых инвалидов.
Одним из важнейших принципов экономической самостоятельности
учреждений социального обслуживания является принцип
самообслуживания, который основывается на участии обеспечиваемых в
посильном и рекомендованном врачами труде. Трудотерапия в
домах-интернатах имеет многогранное значение, главным образом в
качестве меры медицинской и социальной реабилитации. Степень ее
воздействия носит различный характер: в одних случаях служит
активизирующим средством лечения и поддержания нормального
состояния организма человека, в других - дополнительным
материальным и моральным стимулом. Дальнейшее расширение
материально-технической базы для трудовой и активизирующей терапии
в домах-интернатах и создание устойчивых организационных форм
кооперации лечебно-производственных (трудовых) мастерских и цехов,
подсобных сельских хозяйств домов-интернатов с предприятиями
позволит оптимально сочетать интересы нетрудоспособных,
нуждающихся в постоянном уходе людей, и интересы предприятий,
занятых производством товаров народного потребления. Такая
трудотерапия как средство социально-трудовой реабилитации является
экономически целесообразной формой организации трудовых процессов
в домах-интернатах.
В соответствии с Перспективным планом развития сети учреждений
социального обслуживания населения на период 2001-2005 г.г. Центр
социального обслуживания в г. Ленске с 1 января 2002 года должен
быть преобразован в дом-интернат для престарелых и инвалидов на 30
мест. Планом предусмотрено открытие учреждения на базе
существующего центра. Весенним паводком 2001 года в г. Ленске
разрушено и не подлежит восстановлению здание Центра социального
обслуживания населения.
Для проведения восстановительных работ (строительство) здания
будущего дома-интерната для престарелых и инвалидов на 30 мест в
Ленском улусе необходимо 2000,0 тыс. рублей. Источником
финансирования на основании распоряжения Правительства Республики
Саха (Якутия) от 11 июня 2000 г. N 841-р определена настоящая
Программа. Исполнение настоящей Программы позволит повысить
эффективность деятельности республиканских стационарных и
полустационарных учреждений социального обслуживания населения и
обеспечит индивидуальный дифференцированный подход к проблемам
проживающих, созданию условий, максимально приближенных к домашней
обстановке, активным занятиям трудотерапией, проведению
всесторонней и качественной реабилитации лиц пожилого возраста и
инвалидов, благоприятной обстановке в учреждениях социального
типа.
Приложение
к Программе, утвержденной
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 августа 2001 г. N 1251-р
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ
В СТАЦИОНАРНЫХ И ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
И ИНВАЛИДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД
----T-------------------------------T-------------------T---------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнитель ¦ Стои- ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ мость ¦
¦ ¦ ¦ ¦тыс. руб.¦
+---+-------------------------------+-------------------+---------+
¦1. ¦Укрепление материально - ¦Министерство труда ¦ 2470,0¦
¦ ¦технической базы Капитоновского¦и социальной защиты¦ ¦
¦ ¦дома-интерната для престарелых ¦населения РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦и инвалидов: подготовка жилого ¦Министерство ¦ ¦
¦ ¦фонда, состоящего на балансе ¦финансов РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦учреждения, для передачи в ¦администрация ¦ ¦
¦ ¦муниципальную собственность: ¦Капитоновского ¦ ¦
¦ ¦обеспечение учреждения системой¦дома-интерната ¦ ¦
¦ ¦бесперебойного (реконструкция ¦престарелых и ¦ ¦
¦ ¦очистных сооружений) ¦инвалидов ¦ ¦
¦ ¦водоснабжения; благоустройство ¦ ¦ ¦
¦ ¦и озеленение территории ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------------+---------+
¦2. ¦Укрепление материально - ¦Министерство труда ¦ 1300,0¦
¦ ¦технической базы Олекминского ¦социальной защиты ¦ ¦
¦ ¦психоневрологического дома - ¦населения РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦интерната; завершение проектно-¦Министерство ¦ ¦
¦ ¦изыскательских работ на перевод¦финансов РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦котельной на жидкое топливо и ¦администрация ¦ ¦
¦ ¦подготовка котельной к переводу¦Олекминского ¦ ¦
¦ ¦(приобретение котельного ¦психоневрологичес- ¦ ¦
¦ ¦оборудования), проведение ¦кого дома-интерната¦ ¦
¦ ¦реконструкции существующих ¦ ¦ ¦
¦ ¦спальных корпусов для ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации мужских и женских ¦ ¦ ¦
¦ ¦отделений в ¦ ¦ ¦
¦ ¦психоневрологическом доме - ¦ ¦ ¦
¦ ¦интернате на 350 мест для ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференцированного подхода к ¦ ¦ ¦
¦ ¦оказанию медицинской и ¦ ¦ ¦
¦ ¦психиатрической помощи; ¦ ¦ ¦
¦ ¦организация вспомогательного ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства для организации ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий по лечебно-трудовой¦ ¦ ¦
¦ ¦терапии ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------------+---------+
¦3. ¦Восстановления здания Центра ¦Министерство труда ¦ 2000,0¦
¦ ¦социального обслуживания в г. ¦и социальной защиты¦ ¦
¦ ¦Ленске РС(Я) ¦населения РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦ ¦Министерство ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансов РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрация ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ленского улуса, ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрация ЦСО ¦ ¦
¦ ¦ ¦г. Ленска ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------------+---------+
¦4. ¦Укрепление материально - ¦Министерство труда ¦ 1698,0¦
¦ ¦технической базы Вилюйского ¦социальной защиты ¦ ¦
¦ ¦психоневрологического дома - ¦населения РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦интерната: продолжение работ по¦Министерство ¦ ¦
¦ ¦газификации с. Сосновка и ¦финансов РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦переводу котельной на газовое ¦Администрация ¦ ¦
¦ ¦топливо; реконструкция спально-¦Вилюйского улуса, ¦ ¦
¦ ¦го корпуса N 2 для организации ¦администрация ¦ ¦
¦ ¦кабинетов ЛФК и физиотерапии; ¦Вилюйского психо- ¦ ¦
¦ ¦организация и расширение ¦неврологического ¦ ¦
¦ ¦вспомогательного производства ¦дома-интерната ¦ ¦
¦ ¦на базе подсобного сельского ¦им. К. Марсден ¦ ¦
¦ ¦хозяйства; благоустройство ¦ ¦ ¦
¦ ¦дома-интерната ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------------+---------+
¦5. ¦Укрепление материально - ¦Министерство труда ¦ 1882,0¦
¦ ¦технической базы Томмотского ¦и социальной защиты¦ ¦
¦ ¦психоневрологического дома - ¦населения РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦интерната: приобретение ¦Министерство ¦ ¦
¦ ¦автоматической ¦финансов РС(Я), ¦ ¦
¦ ¦механизированной котельной; ¦Администрация ¦ ¦
¦ ¦проведение реконструкции ¦Алданского улуса, ¦ ¦
¦ ¦существующих спальных корпусов ¦администрация ¦ ¦
¦ ¦для организации мужских и ¦Томмотского ¦ ¦
¦ ¦женских отделений в ¦психоневрологичес- ¦ ¦
¦ ¦психоневрологическом доме - ¦кого дома-интерната¦ ¦
¦ ¦интернате на 505 мест для ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференцированного подхода к ¦ ¦ ¦
¦ ¦оказанию медицинской и ¦ ¦ ¦
¦ ¦психиатрической помощи. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+-------------------+---------+
¦ ¦Итого: ¦ ¦ 9350,0¦
L---+-------------------------------+-------------------+----------
|