ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2001 г. N 387
О КОРРЕКТИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ
НА СЕЛЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД
Во исполнение распоряжения Президента Республики Саха (Якутия)
от 29.01.2001 N 16-РП "О дальнейшем развитии семейной экономики в
Республике Саха (Якутия)", с целью совершенствования и повышения
эффективности проводимой государственной политики семейной
экономики в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха
(Якутия) постановляет:
1. Утвердить изменения и дополнения к Республиканской целевой
программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха
(Якутия) на 2000-2004 годы" на 2001 год (приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий по поддержке развития семейной
экономики в Республике Саха (Якутия) на 2001 год (приложение N 2).
3. Утвердить состав межведомственного координационного совета
по государственной поддержке семейной экономики в Республике Саха
(Якутия) (приложение N 3).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю
за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2001 г. N 387
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ НА СЕЛЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2000-2004 ГОДЫ" НА 2001 ГОД
Современное состояние экономики сельской семьи
С момента принятия Указа Президента Республики Саха (Якутия)
от 17.04.99 N 746 "О мерах по развитию семейной экономики в
Республике Саха (Якутия)" прошло не менее двух лет. Но нельзя не
отметить те огромные изменения, которые произошли за данный
период.
Своевременность решения настоящего вопроса была подтверждена I
республиканским съездом сельских семейных хозяйств, который на
основе анализа состояния экономики домашнего хозяйства указал на
необходимость повышения роли государства в регулировании
механизмов занятости и обеспеченности сельского населения, а также
в достижении главной цели - роста доходов семьи. Принятые
Концепция и Программа развития семейной экономики на селе на
2000-2004 годы стали основными проводниками в достижении цели.
По данным Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике по
состоянию на 1 января 2001 года в сельских населенных пунктах
республики насчитывается 113,7 тыс. постоянных домашних хозяйств,
из них 87,6 тыс. имеют личное подсобное хозяйство. Численность
постоянного населения в домашних хозяйствах составила 351,9 тыс.
человек.
В сельских домашних хозяйствах содержится 194,7 тыс. голов
крупного рогатого скота, 49,6 тыс. голов лошадей, 27,7 тыс. голов
оленей; 19,7 тыс. голов свиней; 164,1 тыс. голов птицы; 0,8 тыс.
голов коз; 3 тыс. голов кроликов и 1,7 тыс. голов пушных зверей.
В течение 2000 года среди семей и базовых хозяйств было
распределено 27,9 тыс. голов поросят, 188,9 тыс. голов кур, 37,9
тыс. гусят, 947 кроликов, 200 коз, 755 серебристо-черных лисиц и
211 песцов.
Государственная поддержка в виде товарного кредита по
состоянию на 1 января 2001 года оказана 16,2 тыс. домашним
хозяйствам, 1,1 тыс. крестьянским (фермерским) хозяйствам, 14
родовым общинам, 29 индивидуальным предпринимателям, 18 гражданам,
занятым надомным трудом, и 1,2 тыс. безработным (в виде
безвозмездных субсидий, взамен пособию по безработице).
Государственная поддержка в виде микрокредитования оказана
14,7 тыс. домашним хозяйствам, 644 крестьянским хозяйствам, 1
родовой общине, 76 индивидуальным предпринимателям, 76 гражданам,
занятым надомным трудом, и 104 безработным.
По состоянию на 1 января т.г. сельским семьям улусов и городов
выделено 249,170 млн. рублей из республиканского бюджета кредитных
средств на приобретение живности, 25,8 млн. рублей - на сезонные
производственные затраты, 23,6 млн. рублей - на организацию и
расширение надомных работ.
Выборочным обследованием было охвачено 5% домохозяйств от всех
получивших государственную поддержку: 357 семей, получивших
товарный кредит, в 23 улусах и 157 семей, получивших микрокредит,
в 18 улусах республики.
В результате осуществленных мероприятий Программы развития
семейной экономики на селе в Республике Саха (Якутия) за 2000 год
поголовье крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах
населения по сравнению с 1999 годом возросло на 7,6%, в т.ч. коров
- на 4,4%. На 7,1% выросло в хозяйствах число лошадей. По
скороспелым видам сельхозживотных основной прирост получен по
свиньям - 53,8%, немного ниже 49,3% - по птице.
Из обследованных домохозяйств 313 получили товарный кредит на
возвратной основе по линии ФАПК "Туймаада" и 44 семьи, которые в
составе имеют безработных граждан, получили безвозмездные субсидии
на создание собственного дела по линии Департамента труда и
занятости Республики Саха (Якутия).
В среднем на одно домохозяйство сумма товарного кредита
составила 2370,6 рублей. Средний размер товарного кредита, в
расчете на одно домашнее хозяйство составил: 2 поросенка, 10 кур и
цыплят, 3 гуся, а размер микрокредита составил в среднем 20,7 тыс.
рублей.
Наиболее важным показателем, характеризующим уровень жизни
населения, является среднедушевой доход семьи. Среднедушевой
денежный доход по обследуемым семьям в 2000 году составил 1816
рублей в месяц (в 1999 г. - 1449 рублей).
Потребительские расходы в среднем на одного члена
домохозяйства в месяц в 2000 году увеличились на 297,8 рублей и
составили 1474,9 рублей.
Цели и основные направления Программы
Сравнительные показатели уровня благосостояния семей указывают
на правильность выбранного направления политики государства в
отношении сельских семей. В соответствии с этим в 2001 году в
целях дальнейшей реализации Программы основными задачами являются
содействие повышению доходности (не менее 100 тыс. рублей на
хозяйство в год) и товарности сельских семейных хозяйств.
Приоритетными направлениями работы по развитию семейной экономики
приняты развитие кооперации среди семейных хозяйств, создание
племенных базовых хозяйств по скороспелым отраслям животноводства,
поддержка семейного предпринимательства, усиление контроля за
целевым использованием и возвратностью кредитных ресурсов.
Вместе с тем необходимы усиление работы по воспроизводству
домашних животных в семейных хозяйствах и по повышению уровня
заготовки кормов усилиями самих хозяйств, проведение агроучебы
среди населения, интеграция семейных хозяйств в промышленность
улуса.
Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению
Предусматривается принятие следующих нормативно-правовых актов
в 2001 году, их перечень, сроки реализации приведены в таблице 1.
Таблица 1. Перечень нормативно-правовых актов,
предусмотренных к принятию в 2001 году
----T--------------------------T--------------------T-------------
| N | Наименование мероприятия | Исполнители | Срок |
| | | | исполнения |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|1. |Проект Указа Президента |Правительство РС(Я),|III квартал |
| |Республики Саха (Якутия) | МСХиЗ РС(Я), | |
| |"О государственной | Исполнительная | |
| |поддержке семейных | дирекция ГПРСЭ | |
| |хозяйств арктических и | | |
| |северных улусов" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|2. |Проект программы развития | МСХиЗ РС(Я), |III квартал |
| |подсобных хозяйств | Минпром РС(Я) | |
| |промышленных предприятий | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|3. |Проект программы "Обучение| Исполнительная |IV квартал |
| |и консультирование | дирекция ГПРСЭ, | |
| |населения Республики Саха | МСХиЗ РС(Я), | |
| |(Якутия) по основам | Комитет по делам | |
| |семейной экономики на | семьи и детства при| |
| |2001-2004 г.г." | Президенте РС(Я), | |
| | |Институт РЭ АН РС(Я)| |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|4. |Проект Закона Республики | МСХиЗ РС(Я), |IV квартал |
| |Саха (Якутия) "О | СПО РС(Я) "Холбос" | |
| |сельскохозяйственных | | |
| |кредитных кооперативах | | |
| |финансовой взаимопомощи в | | |
| |Республике Саха (Якутия)" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|5. |Проект Закона Республики | Министерство |III квартал |
| |Саха (Якутия) "О |предпринимательства | |
| |ремесленной деятельности в| РС(Я) | |
| |Республике Саха (Якутия)" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|6. |Проект Закона Республики |Правительство РС(Я),|IV квартал |
| |Саха (Якутия) "О праве | МСХиЗ РС(Я), | |
| |собственности граждан на |Комитет по земельной| |
| |землю" | реформе и земельным| |
| | | ресурсам РС(Я), | |
| | | Исполнительная | |
| | | дирекция ГПРСЭ | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|7. |Проект постановления | Минстрой РС(Я), |IV квартал |
| |Правительства Республики | МСХиЗ РС(Я) | |
| |Саха (Якутия) "Об | | |
| |утверждении Программы | | |
| |строительства жилья, | | |
| |социальных объектов, | | |
| |инфраструктуры на селе | | |
| |Республики Саха (Якутия)" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|8. |Проект постановления | МСХиЗ РС(Я) |IV квартал |
| |Правительства Республики | | |
| |Саха (Якутия) "О | | |
| |государственной поддержке | | |
| |реструктуризации | | |
| |сельскохозяйственных | | |
| |предприятий для | | |
| |финансового оздоровления | | |
| |экономики | | |
| |агропромышленного | | |
| |комплекса РС(Я)" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|9. |Проект постановления | Центр |IV квартал |
| |Правительства Республики | стандартизации, | |
| |Саха (Якутия) "О | ЯНИИСХ | |
| |технических условиях и | | |
| |требованиях на продукцию | | |
| |индивидуального | | |
| |производства" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|10.|Проект постановления | Исполнительная |III квартал |
| |Правительства Республики | дирекция ГПРСЭ | |
| |Саха (Якутия) "О целевой | | |
| |программе обучения и | | |
| |консультирования населения| | |
| |Республики Саха (Якутия) | | |
| |основам семейной | | |
| |экономики" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|11.|Проект распоряжения | Министерство по |III квартал |
| |Правительства Республики |делам молодежи РС(Я)| |
| |Саха (Якутия) "О мерах | | |
| |социально-экономической | | |
| |поддержки сельской | | |
| |молодежи и развития | | |
| |молодежной семейной | | |
| |экономики в Республике | | |
| |Саха (Якутия)" | | |
L---+--------------------------+--------------------+-------------
Перечень нормативно-правовых актов,
принятых в 2001 году
----T--------------------------T--------------------T-------------
|1. |Проект распоряжения | Комитет по делам |январь |
| |Президента Республики Саха| семьи и детства при| |
| |(Якутия) "О дальнейшем | Президенте РС(Я), | |
| |развитии семейной | Исполнительная | |
| |экономики в Республике | дирекция ГПРСЭ | |
| |Саха (Якутия)" | | |
+---+--------------------------+--------------------+------------+
|2. |Проект распоряжения | Комитет по делам |февраль |
| |Президента Республики Саха|семьи и детства при | |
| |(Якутия) "О создании | Президенте РС(Я), | |
| |системы обучения населения| Исполнительная | |
| |Республики Саха (Якутия) | дирекция ГПРСЭ | |
| |основам семейной | | |
| |экономики" | | |
L---+--------------------------+--------------------+-------------
Развитие скороспелых отраслей животноводства
В соответствии с Программой развития семейной экономики на
селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы, 2000-2002 годы
признаны первым этапом в развитии скороспелых отраслей
животноводства, осуществляемых за счет средств республиканского
бюджета в виде товарного кредитования семейных хозяйств.
В 2000 году прирост поголовья скороспелых животных в
крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах населения,
родовых общинах осуществлялся, в основном, за счет финансирования
их закупа поставщиками-операторами у базовых хозяйств, а также за
счет ввоза сельхозживотных из-за пределов республики. Функции
организатора по ведению данных работ были возложены на ФАПК
"Туймаада".
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от
2.03.2001 N 120 "О мерах по дальнейшему развитию скороспелых
отраслей животноводства" в 2001 году генеральным агентом по
организации и ведению работ по развитию скороспелых отраслей
животноводства в республике назначен Департамент животноводства и
племенного дела Министерства сельского хозяйства и заготовок
Республики Саха (Якутия).
Объемы поставок животных скороспелых отраслей для населения
республики в виде товарного кредитования приведены в таблице 2.
Табл. 2. Объемы продаж животных скороспелых отраслей
--T------------T-------T-------------------T----------------------
| | |Единица| 2000 год (отчет) | 2001 год (план) |
| | |измере-+-------T-----------+---------T-----------+
| | | ния | голов | стоимость | голов | стоимость |
| | | | | (тыс. руб)| |(тыс. руб) |
+-+------------+-------+-------+-----------+---------+-----------+
|1|Поросята |голов | 27854 | 35604 | 47000 | 14025 |
|2|Куры и | | | | | |
| |цыплята |голов |188904 | 14826 | 300000 | 25470 |
|3|Гуси |голов | 37855 | 2320 | 60000 | 3300 |
|4|Кролики |голов | 947 | 196 | 2310 | 471 |
|5|Козы |голов | 200 | 225 | 300 | 344 |
|6|Серебристо -| | | | | |
| |черные | | | | | |
| |лисицы |голов | 755 | 1351 | 500 | 1000 |
|7|Песцы |голов | 211 | 207 | 160 | 160 |
|8|Индоутки |голов | - | - | 15000 | 825 |
|9|Стоимость |тыс. | | | | |
| |кормов |руб. | - | 60923 | | 109575 |
| | | | | | | |
| |Стоимость | | | | | |
| |живности и |(тыс. | - | 115652 | - | 155170 |
| |кормов |руб.) | | | | |
| | | | | | | |
|1|Транспортные|тыс. | | 99868 | | 93154 |
| |расходы по |руб. | | | | |
| |доставке | | | | | |
| |живности и | | | | | |
| |комбикормов | | | | | |
|2|Затраты на |тыс. | | 4137 | | 3500 |
| |организацию |руб. | | | | |
| |завоза и | | | | | |
| |зооветери- | | | | | |
| |нарные | | | | | |
| |мероприятия | | | | | |
|3|Затраты на |тыс. | | 1708 | | 5000 |
| |обслуживание|руб. | | | | |
| |животных при| | | | | |
| |перевозке до| | | | | |
| |хозяйств | | | | | |
|4|Укрепление |тыс. | | | | |
| |материально |руб. | | 8784 | | 7726 |
| |технических | | | | | |
| |баз для | | | | | |
| |выращивания | | | | | |
| |скороспелой | | | | | |
| |живности | | | | | |
|5|Прочие |тыс. | | 10340 | | 44580 |
| |затраты, |руб. | | | | |
| |включая | | | | | |
| |кредиторскую| | | | | |
| |задолжен- | | | | | |
| |ность | | | | | |
| | | | | | | |
| |Потребность |тыс. | - | 240489 | - | 309130 |
| |в финансовых|руб. | | | | |
| |ресурсах | | | | | |
L-+------------+-------+-------+-----------+---------+------------
В текущем году за счет дополнительного вовлечения личных
подсобных хозяйств в процесс воспроизводства поголовья,
полученного от ввезенного и розданного молодняка населению через
ФАПК "Туймаада" в прошедшие два года, а также поставленных на
рынок местными репродуктивными (базовыми) хозяйствами, ожидается
увеличение поголовья скороспелых видов животных и доведение его на
1 января 2002 года по свиньям до 100,0 тыс. голов, по птице - до
1000 тыс. голов.
Характерной особенностью текущего года является ускоренный
график поставки животных в улусы республики. В соответствии с чем
поставка всей прочей скороспелой живности, кроме пушных зверей,
должна быть произведена до 15 июня т.г. Обеспечение хозяйств
поросятами, курами-несушками, пушными зверями и кроликами
планируется осуществить за счет поставок от местных базовых и
племенных хозяйств, а гусей и индоуток - путем инкубации
завезенного яйца и воспроизводства ООО "Птицевод".
Основными базовыми хозяйствами в 2001 году являются Хатасский
свинокомплекс, ГУП "Якутптицепром", ГУП "Нерюнгринская ПТФ",
совхоз "Ударник", ООО "Птицевод", ГУП "Сата", СХПК "Одуну" и др.
В соответствии с утвержденным графиком поставки на 2001 год,
Департаментом по животноводству и племенному делу Республики Саха
(Якутия) планируется поставить в улусы и города республики 47 тыс.
поросят, в т.ч. за счет возврата ранее полученного товарного
кредита 30 тыс. голов. Продолжится поставка цыплят и кур-несушек,
общий объем которых составит 300 тысяч голов. Гусей и индоуток
будет роздано хозяйствам населения не менее 60 тысяч и 15 тысяч
голов соответственно.
Важным направлением, обеспечивающим стабилизацию и прирост
поголовья в хозяйствах населения, является проведение племенной
работы среди скота индивидуального сектора. Высокая стоимость
племенных животных, низкие доходы селян привели к тому, что
повсеместно наблюдается родственное разведение, что негативно
влияет на продуктивность скота и ведет к ее снижению. В течение
года племенной работой только в скороспелых отраслях
животноводства будут заняты 10 племенных хозяйств (в свиноводстве
- 4, птицеводстве - 4 и кролиководстве - 2).
Развитие других отраслей животноводства в семейных хозяйствах
(мясомолочное скотоводство, продуктивное коневодство, северное
оленеводство) предусматривается через улучшение
селекционно-племенной работы, а также проведение искусственного
осеменения скота в личных подсобных хозяйствах населения. В 2001
году Департаментом животноводства и племенного дела Республики
Саха (Якутия) планируется в хозяйствах населения охватить
искусственным осеменением 20 тыс. голов коров и телок. Вместе с
тем будет осуществлена поставка 3 тыс. голов телят и 4 тысяч
оленей.
Наиболее актуальна проблема поставок в улусы и города
комбикормов, а также обеспечение ими всех сельских
товаропроизводителей. Отсутствие в достаточном объеме собственной
кормовой базы предполагает обеспечение кормами семейных хозяйств
на протяжении всего года. В 2001 году завоз в республику и
поставка в улусы комбикорма для базовых и племенных хозяйств по
скороспелым отраслям животноводства осуществляются Департаментом
животноводства и племенного дела и в связи с этим из
республиканского бюджета предусматривается финансирование в
размере 54405 тыс. рублей, а для населения республики поставки
организует СПО Республики Саха (Якутия) "Холбос" через собственную
розничную торговую сеть.
В целях реализации программы пятилетия молодого поколения
"Молодежь Республики Саха (Якутия) - XXI веку" главами
администраций улусов и городов при кредитовании скороспелых
отраслей животноводства будет учитываться 30-процентная квота для
молодых граждан в возрасте до 35 лет от всего предусмотренного
объема поставки животных и птиц в улусы республики.
Организация заготовительной деятельности в улусах
В 2001 году будет продолжена работа по повышению товарности у
семейных хозяйств и повышению доходности за счет их вовлечения в
заготовительную систему как по линии Министерства сельского
хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), так и СПО
Республики Саха (Якутия) "Холбос" и объемы закупок
сельхозпродукции у населения указаны в таблице 3.
Таблица 3. Общий объем закупок сельскохозяйственной
и промысловой продукции в 2001 году
---T-------------T---------------T--------------------------------
|N | Продукция | Объем | В том числе |
| | +-----T---------+---------------T---------------+
| | |тонн |млн. руб.| МСХиЗ | ЯСПО "Холбос" |
| | | | +-----T---------+-----T---------+
| | | | |тонн |млн. руб.|тонн |млн. руб.|
+--+-------------+-----+---------+-----+---------+-----+---------+
|1.|Мясо | 4600| 136,6| 2400| 71,3| 2200| 65,3|
|2.|Молоко |31700| 332,8| 9210| 96,7|22490| 236,1|
|3.|Картофель | 2600| 19,5| 100| 0,8| 2500| 18,7|
|4.|Овощи | 1000| 8,3| -| -| 1000| 8,3|
|5.|Рыба | 790| 6,3| 540| 4,3| 250| 2,0|
+--+-------------+-----+---------+-----+---------+-----+---------+
| |ИТОГО | х| 503,5| х| 173,1| х| 330,4|
L--+-------------+-----+---------+-----+---------+-----+----------
Указом Президента Республики Саха (Якутия) "О дальнейшем
развитии системы потребительской кооперации и повышении ее
социальной роли в преобразовании села в первой четверти XXI века"
от 26.01.2001 N 1334 на проведение заготовительной деятельности в
2001 году СПО Республики Саха (Якутия) "Холбос" предусматривается
выделение кредитных средств в размере 400 млн. рублей.
В 2001 году, кроме сельскохозяйственной продукции, указанной в
таблице, планируется закупить у населения республики 296 тыс. яиц,
9 тысяч шкур (кожевенного сырья), 223 тонны ягоды и 7,5 тыс. тонн
зерна. В целях повышения доходности сельского населения,
предполагается осуществить закуп промысловой продукции и даров
природы. Так, в текущем году СПО Республики Саха (Якутия) "Холбос"
предполагается закупить пушнины на сумму 7,1 млн. рублей, а
лекарственного сырья - на 245 тыс. рублей.
Параллельно с СПО Республики Саха (Якутия) "Холбос" в
заготовительной деятельности по мясу и рыбе будет занята ФАПК
"Якутия".
Продолжит работу с населением по заготовке продукции
охотничьего промысла ГУП ФАПК "Сахабулт", который также будет
закупать у населения кожевенное сырье. Объем финансирования из
средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2001
году на закуп пушнины составит 66,7 млн. рублей.
При организации заготовительной деятельности СПО Республики
Саха (Якутия) "Холбос" будет предусмотрена организация
инфраструктуры молодежной потребительской кооперации.
Все закупки будут осуществляться заготовительными
организациями на договорной основе с применением всех видов
расчетов, включая встречную торговлю и сезонное авансирование в
пределах средств, утвержденных на эти цели в Государственном
бюджете Республики Саха (Якутия).
Семейные хозяйства станут равноправными субъектами внутреннего
рынка и смогут выступать поставщиками продукции для
государственных нужд республики. Для дальнейшего совершенствования
и повышения эффективности проводимой работы по поддержке семейной
экономики, Министерством сельского хозяйства и заготовок
Республики Саха (Якутия) разработан проект Положения о семейных
товарных дворах. Данной категории хозяйств, в соответствии с
проектом Положения, местными администрациями будет доведен
государственный заказ на продукцию и услуги, а также хозяйствам
будет предоставлено преимущественное право на первоочередное
получение земельных угодий, аренды неиспользуемых производственных
мощностей, строений, сооружений и льготных кредитных ресурсов.
Организация торговли и дальнейшее развитие
лизингового обеспечения семейных хозяйств
Для развития семейной экономики, увеличения объемов
сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах
населения, повышения товарности и доходности большое значение
имеет организация торговли.
По линии ФАПК "Туймаада" продолжится работа по двум
направлениям:
розничная продажа товаров (мини-техники, оборудования,
запасных частей, удобрений и материалов для проведения
весенне-полевых и других работ) для нужд семейных хозяйств по
обустройству своего участка и производства продукции;
розничная продажа продукции, произведенной в семейных
хозяйствах населения.
Кроме этого, предусматривается организация мелкооптового
лизинга через систему торговли "Байылыат".
В 2001 году развитием лизинговых отношений с семейными
хозяйствами будет занята ФАПК "Туймаада", которая осуществит
объемы поставок машиностроительной продукции и техники на сумму 31
млн. рублей, табл. 4.
Таблица 4. Объем лизинговой техники в 2001 году
----------------------------------------T-------------------------
| Наименование продукции | Количество единиц |
+---------------------------------------+------------------------+
|1. Тракторы китайского производства | 400 |
|2. Прицепное оборудование в том числе: | 400 |
| грабли | 200 |
| косилочный агрегат | 200 |
L---------------------------------------+-------------------------
Механизм лизинговых отношений с семейными хозяйствами
предусматривает заключение договоров, в которых определяются
количество, вид, условия выделения (гарантии, залог), а также
возврат кредитных средств.
Формирование цен на поставляемую технику, оборудование,
материалы будет происходить на основе договорных отношений, исходя
из сложившихся затрат по приобретению, транспортировке и т.д., то
есть калькуляционным методом.
Вместе с тем предусматривается выделение зернофуража в
количестве 6 тыс. тонн, кормосмесей - 3 тыс. тонн, семенного и
посадочного материала на сумму 5 млн. рублей.
ФАПК "Туймаада" при выделении сельскохозяйственной техники на
лизинговой основе, зернофуража и кормосмесей будет предусмотрена
30-процентная квота от всего объема мелкооптовой торговли и
лизинга для молодых семей.
Поддержка семейного предпринимательства
В сельской местности будет продолжена работа по созданию
мастерских по пошиву одежды, головных уборов, обуви, изготовлению
художественных и сувенирных изделий, а также развитию традиционных
видов ремесленничества - изготовление предметов домашнего обихода,
столярные, кузнечные, шорно-седельные работы.
Поддержка семейного предпринимательства на селе является одним
из приоритетных направлений на 2001 год.
Предусматривается, что в 2001 году на эти цели в соответствии
с Программой поддержки малого предпринимательства и развития
занятости Республики Саха (Якутия) будет направлено 12 млн.
рублей. Основной объем средств будет направлен на финансирование
проектов по переработке сельскохозяйственной продукции (4,8 млн.
рублей) и развитию производств по выработке пищевой продукции -
хлебопечение, изготовление макаронных и кондитерских изделий (3
млн. рублей). Несмотря на комплекс мер, принятых в 2000 году по
развитию сельских бытовых услуг, необходимо продолжить данную
работу и в текущем году. Будет оказана помощь в создании рабочих
мест по следующим направлениям: ремонт и пошив обуви, швейных,
меховых, кожаных и головных изделий, парикмахерская, фотография и
ритуальные услуги, ремесленничество, мелкотоварное производство.
Выделение средств будет производиться на основе отбора
перспективных проектов, а затем республиканского конкурса
бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства при оценке
Экспертного совета. Проекты, прошедшие конкурсный отбор, будут
финансироваться, основанием для финансирования будет приказ
Министерства малого предпринимательства и развития занятости
Республики Саха (Якутия).
Участниками конкурса смогут быть субъекты малого
предпринимательства, зарегистрированные на территории Республики
Саха (Якутия). В бизнес-планах должна быть отражена информация о
субъекте малого предпринимательства - инициаторе проекта,
приведено описание предлагаемой к производству продукции или
услуги, проанализированы вопросы производства и сбыта продукции
или услуги, проработаны производственный и организационный планы
реализации проекта, представлены технико-экономическое обоснование
и расчеты основных финансово-экономических показателей проекта.
Бизнес-проекты оцениваются экономической эффективностью
(прибыльностью и сроками окупаемости); практической значимостью
для экономики улуса, города, наслега по актуальности,
востребованностью, целесообразностью, социальной значимостью;
надежностью гарантийного или залогового обеспечения; наличием
собственных средств на частичное финансирование проекта, а также
деловой репутацией претендента.
Мероприятия по организационному и
научно-методическому обеспечению
Подготовлен проект постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) "О целевой программе обучения и консультирования
населения Республики Саха (Якутия) основам семейной экономики", с
целью проведения агроучебы и консультирования населения. Данная
программа предусматривает создание системы обучения и
консультирования сельского предпринимателя основам семейной
экономики; обеспечение развития конкурентоспособности аграрного
сектора посредством оказания содействия сельским
товаропроизводителям в принятии ими обоснованных
организационно-экономических решений; научить население
эффективному использованию бюджетных кредитных ресурсов,
применению новых технологий в производстве, заготовке, сбыте,
хранении сельскохозяйственной продукции.
В текущем году начнется организация пунктов обучения и
консультирования по вопросам семейной экономики на базе управлений
сельского хозяйства и центров социальной помощи. В улусах пунктами
будет координироваться работа по организации обучения по
направлению развития семейной экономики (разведение скороспелой
живности, огородничество, ремесленничество, надомничество)
безработных граждан и семей, не занятых в ведении домашнего
хозяйства, по распространению передового опыта и методических
рекомендаций для ведения домашнего хозяйства, информационное
обслуживание сельских семейных хозяйств маркетинговой информацией,
консультациями по экономическим, юридическим, отраслевым
сельскохозяйственным вопросам. С целью полной осведомленности
населения республики о ходе реализации развития семейной экономики
будет продолжена и усилена работа со средствами массовой
информации.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет
республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств
населения и всех других возможных источников.
За счет средств республиканского бюджета в форме кредитования
будут финансироваться непосредственные исполнители по следующим
мероприятиям:
Департамент по животноводству и племенному делу при
Министерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха
(Якутия):
для организации поставки живности и комбикормов;
проведения работ по искусственному осеменению и поставке
племенных сельхозживотных;
ГУП ФАПК "Туймаада":
для закупа и поставки техники, технологического оборудования,
сельхозинвентаря, материалов для проведения весенне-полевых работ,
семян, саженцев.
В форме безвозмездного финансирования дополнительных затрат на
организацию и выполнение мероприятий следующие исполнители:
Департамент по животноводству и племенному делу при
Министерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха
(Якутия):
для покрытия транспортных расходов по доставке животных в
улусы, затрат на зооветмероприятия и обслуживание животных в
период транспортировки;
для организации работы в связи с расширением объемов
оказываемых услуг по искусственному осеменению коров в хозяйствах
населения;
Исполнительная дирекция по развитию семейной экономики:
финансирование сметы расходов на содержание и проведение
мероприятий.
За счет средств Фонда поддержки предпринимательства будет
осуществлено кредитование на конкурсной основе семейных хозяйств и
физических лиц, желающих заниматься традиционными отраслями,
народными промыслами, ремесленничеством и другими видами
предпринимательства.
Средства Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Саха (Якутия) будут направлены
на предоставление безвозмездной субсидии безработным гражданам
скороспелыми видами сельскохозяйственных животных и другой
продукцией, инвентарем на создание собственного дела согласно
действующему порядку.
Объемы и статьи расходов по финансированию Программы приведены
в таблице 5.
Таблица 5. Сводная таблица по финансированию
Программы развития семейной экономики РС(Я) на
селе на 2001 год
-----------------------------------------------------------T------
| |Сумма|
+----------------------------------------------------------+-----+
|Финансирование Программы за счет всех источников |806,2|
+----------------------------------------------------------+-----+
|I. Финансирование за счет Госбюджета РС(Я) |799,7|
| из него: | |
+----------------------------------------------------------+-----+
| 1. Кредитование |578,6|
+----------------------------------------------------------+-----+
| 1.1 На скороспелые отрасли животноводства |100 |
| в том числе: | |
| стоимость живности | 45,6|
| стоимость кормов и прочие затраты | 54,4|
| 1.2. На прочие мероприятия | 78,6|
| в том числе: | |
| лизинговое обеспечение | 31,0|
| организация мелкооптового лизинга и розничной торговли | 10,0|
| на развитие зерноводства, обеспечение семенным | 37,6|
| материалом базовых хозяйств и т.д. | |
| 1.3. На заготовительную деятельность по линии СПО РС(Я)|400,0|
| "Холбос" | |
+----------------------------------------------------------+-----+
|2. Финансирование |209,1|
+----------------------------------------------------------+-----+
| 2.1. На скороспелые отрасли животноводства: |206,1|
| материально-техническое обеспечение племенных | |
| (базовых) хозяйств по скороспелым отраслям | |
| животноводства, транспортные расходы по доставке | |
| живности, комбикормов, зооветмероприятия и т.д. | 3,0|
| 2.2. На информационное и научно-методическое | |
| обеспечение развития семейной экономики | |
+----------------------------------------------------------+-----+
|II. Фонд поддержки малого предпринимательства в РС(Я) | 12,0|
+----------------------------------------------------------+-----+
|III. Средства федерального бюджета Департамента ФГС | |
| занятости населения по РС(Я): | 6,5|
| 3.1. На содействие в организации предпринимательской | |
| деятельности | |
L----------------------------------------------------------+------
Механизм реализации Программы
Организацией работы, координацией и оперативным управлением
всеми процессами и участниками Программы будет заниматься
Исполнительная дирекция по государственной поддержке развития
семейной экономики в Республике Саха (Якутия) при Комитете по
делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
Дирекция осуществляет контроль за ходом реализации Программы,
проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам
семейной экономики, консолидирует деятельность общественных
организаций, организует мероприятия по пропаганде развития
семейной экономики на селе.
Наряду с Исполнительной дирекцией основными исполнителями
Программы также являются: Министерство сельского хозяйства и
заготовок Республики Саха (Якутия) с подведомственными
предприятиями и организациями, Министерство финансов Республики
Саха (Якутия), Министерство малого предпринимательства и развития
занятости Республики Саха (Якутия), Министерство труда и
социальной защиты населения Республики Саха (Якутия),
администрации улусов и городов, Комитет по статистике Республики
Саха (Якутия), СПО Республики Саха (Якутия) "Холбос" и другие
структуры.
Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха
(Якутия) совместно со своими структурными подразделениями является
главным исполнителем Программы. Совместно с другими
заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечивает
разработку основных нормативно-правовых документов, проведение
научных исследований в области развития семейной экономики,
распространение и внедрение прогрессивных технологий по
растениеводству и животноводству, новой техники и оборудования,
издание рекомендаций по эффективному ведению и развитию семейных
хозяйств. Под его непосредственным руководством и контролем
осуществляют свою деятельность и обеспечивают выполнение основных
программных мероприятий Департамент животноводства и племенного
дела Республики Саха (Якутия), ФАПК "Туймаада", ГУП ФАПК
"Сахабулт" и ФАПК "Якутия".
Своевременное финансирование Программы обеспечивает
Министерство финансов РС(Я) через Департамент развития села.
Министерство малого предпринимательства и развития занятости
Республики Саха (Якутия) совместно с Департаментом федеральной
государственной службы занятости населения по Республике Саха
(Якутия) разрабатывает нормативно-правовые документы,
обеспечивающие субсидирование организации собственного дела,
содействие и поддержку гражданам и семьям, переселяющимся в
сельскую местность, правовую и социальную защиту безработных
граждан, проживающих в сельской местности.
На администрации улусов и городов возлагается организация и
проведение работы, направленной на содействие самозанятости
населения, создание условий для эффективной работы семейных
хозяйств. На уровне улусов и городов будут собираться заявки на
приобретение скороспелых видов животных от семейных хозяйств и
физических лиц, рассматриваться вопросы предоставления
дополнительных площадей для выращивания сельскохозяйственной
продукции, ее переработки. Всем нуждающимся семейным хозяйствам
необходимо предоставить дополнительные земельные участки, включая
сельхозугодья, оказать помощь в получении товарного кредита на
улучшение и обустройство личного подворья, сайылычных хозяйств,
строительство теплиц и проведение водопроводов для увеличения
объемов продукции растениеводства, а также сбыте произведенной в
них продукции.
Комитет по статистике Республики Саха (Якутия) на протяжении
всего года будет проводить учет и мониторинг состояния семейной
экономики, на основании которых будут подводиться итоги
выполнения мероприятий и выработки решений о принятии мер по
дальнейшему развитию семейной экономики.
Приложения NN 2 и 3 не приводятся
|