ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2001 г. ПП N 1016-II
ОБ ОБРАЩЕНИИ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) К
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНАМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Палата представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять обращение Палаты представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту
Российской Федерации, Председателю Правительства Российской
Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
(прилагается).
2. Направить настоящее обращение Президенту Российской
Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации,
депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям
законодательных (представительных) и исполнительных органов власти
субъектов Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
4. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель
Палаты представителей
Н.СОЛОМОВ
ОБРАЩЕНИЕ
ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) К ПРЕЗИДЕНТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ И ЧЛЕНАМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В северной части России экономика субъектов Российской
Федерации основывается на добыче природных ресурсов. Промышленное
освоение Республики Саха (Якутия) главным образом связано с
горнодобывающим производством. В условиях рыночной конкуренции,
высокой стоимости транспортных услуг, тепло- и энергоресурсов
акционерная компания "АЛРОСА" является единственным предприятием,
обеспечивающим жизнедеятельность республики. Более половины
бюджета Республики Саха (Якутия) формируется за счет платежей,
связанных с добычей алмазов. В ближайшие годы объективных
предпосылок для увеличения налоговых поступлений от других
субъектов хозяйственной деятельности нет.
В создавшихся условиях принцип налоговой политики, положенный
в основу проекта федерального Закона "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации,
отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не выдерживает
критики с точки зрения региональной, инвестиционной политики,
государственного управления и противоречит части 1 статьи 9 и
статье 72 Конституции Российской Федерации. Замена платежей за
пользование недрами федеральным налогом на добычу полезных
ископаемых нарушает конституционное право субъектов Российской
Федерации, экономика которых имеет минерально-сырьевое
направление, так как природные ресурсы являются "основой жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" и
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
В настоящее время субъекты Российской Федерации устанавливают
ставки платежей по каждому участку недр в рамках ставок,
установленных Правительством Российской Федерации исходя из
технико-экономических показателей объекта добычи. Предлагаемые
ставки налога, установленные без учета геолого-экономических,
географо-климатических особенностей, не могут быть регулирующим
фактором и приведут к ликвидации предприятий в районах Крайнего
Севера от Мурманска до Чукотки.
Законопроектом не предусматривается распределение налога на
добычу полезных ископаемых между уровнями бюджетов, что также
противоречит Конституции Российской Федерации. По существу, он
направлен на отказ от государственной собственности на минеральные
ресурсы, платежей за право пользования недрами. Хотя в
пояснительной записке к законопроекту указывается, что при
введении в действие рассматриваемого законопроекта не
предусматриваются потери бюджета Российской Федерации, считаем,
что прямые потери консолидированного бюджета Российской Федерации
по Республике Саха (Якутия) от введения законопроекта составят в
2002 году, относительно к 2001 году, 792 млн. рублей, в том числе
федерального бюджета - 211 млн. рублей, республиканского бюджета -
581 млн. рублей.
В законопроекте не рассматриваются роль и место органов
государственной власти субъекта Российской Федерации как
равноправных субъектов права в вопросах владения, пользования и
распоряжения природными ресурсами в соответствии со статьей 72
Конституции Российской Федерации, статьями 1.1, 1.2, 2, 3, 4
федерального Закона "О недрах". Более того, в данный законопроект
внесены статьи, отменяющие компетенцию органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в области регулирования
недрами, установленную Федеральным законом "О недрах". Согласно
законопроекту порядок взаимоотношений и условия недропользования
устанавливаются только Правительством Российской Федерации без
участия государственных органов управления субъектов, что нарушает
конституционное право субъектов Российской Федерации.
Народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия), общественность республики серьезно
обеспокоены ситуацией, складывающейся вокруг государственной
собственности на природные ресурсы, имущественных отношений в
основной бюджетообразующей акционерной компании "АЛРОСА".
Население и парламент республики считают непозволительным решение
без их участия вопросов о праве собственности на недра,
закрепленные в совместное ведение Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и нормами международного права.
Присутствие в составе учредителей восьми улусов "алмазной
провинции" Республики Саха (Якутия), пострадавших в результате
промышленного освоения территории, только укрепляет позиции
Российского государства по отношению к местному населению и
малочисленным народам Севера.
Мы уверены, что тот, кто инициирует процесс пересмотра
имущественных отношений и реорганизации акционерной компании
"АЛРОСА" в открытую акционерную компанию, под благовидным
предлогом преследует совершенно иную цель: прибрать к рукам
государственную собственность, как это случилось с Норильским
никелем, Красноярским алюминиевым заводом и многими другими
хозяйствующими субъектами.
Мы выражаем твердое несогласие с таким подходом к решению
данной проблемы. Пора остановить надвигающийся вторичный вал
приватизации природных богатств, составляющих будущее российского
общества в целом и населения республики в частности.
Уважаемый Владимир Владимирович, депутаты Государственной Думы
и члены Совета Федерации! Просим вас взвешенно подойти к
рассмотрению столь важного для нашей республики вопроса, не
допустить изменения организационно-правовой формы акционерной
компании "АЛРОСА", сложившихся имущественных отношений.
Мы надеемся, что в интересах народов Российского государства,
проживающих в экстремальных условиях, будет найдено
взаимоприемлемое решение с учетом природных катаклизмов 2001 года.
Палата представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
|