ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2001 г. N 327
О МЕРАХ ПО РАСШИРЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЛИЗИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12
февраля 2001 года N 1341 "О дальнейшем расширении и
совершенствовании лизингового обеспечения агропромышленного
комплекса Республики Саха (Якутия)", в целях улучшения
материально-технического снабжения по лизингу, повышения
эффективности сельскохозяйственного производства Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу развития и
расширения лизинговых отношений в агропромышленном комплексе
Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 годы согласно приложению N
1.
2. Утвердить Положение о лизинговом обеспечении системы
агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) согласно
приложению N 2.
3. Утвердить Положение о применении стимулирующих закупочных
цен при возврате лизинговых платежей согласно приложению N 3.
4. Ежегодно утверждать объемы поставок техники и
технологического оборудования, поставляемых по лизингу.
5. Республиканским агентом по лизинговому обеспечению
агропромышленного комплекса и заемщиком бюджетного кредитования на
лизинговую поставку определить ГУП ФАПК "Туймаада", лизингодателем
- ДГУП "Туймаада-Лизинг".
6. Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики
Саха (Якутия), ГУП ФАПК "Туймаада":
в течение месяца внести предложение по накоплению
республиканских лизинговых средств и их использованию;
возложить полномочия по работе с федеральными и зарубежными
лизинговыми структурами на ГУП ФАПК "Туймаада".
7. Комитету Республики Саха (Якутия) по статистике,
Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха
(Якутия) в упорядочение и обеспечение эффективности использования
предмета лизинга составлять ежегодный анализ наличия и потребности
в материально-технических средствах агропромышленного комплекса.
8. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по
ценовой и антимонопольной политике утвердить лизинговые наценки на
2001 год.
9. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):
за счет средств республиканского бюджета на 2001 год по
разделу 0800 "Сельское хозяйство и рыболовство" обеспечить
финансирование поставок технологического оборудования и техники,
поставляемых по лизингу, в объеме согласно п. 1 настоящего
постановления в сумме 234 млн. рублей;
выделить за счет республиканского бюджета на 2001 год по
разделу 0800 "Сельское хозяйство и рыболовство" 24 млн. рублей для
расчета с "Россагроснабом" за ранее полученную технику по лизингу;
направить возвратные средства от лизинговых платежей 1996-1999
годов на реинвестирование, в целях стимулирования производства
экспортоориентированных хозяйств.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) И.Н. Долинина.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 8 июня 2001 г. N 327
(приложение N 1)
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2001-2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы
развития и расширения лизинговых отношений
в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия)
на 2001-2005 годы
1. Актуальность проблемы
Продолжается спад производственного потенциала аграрного
сектора, критическая ситуация складывается в
материально-техническом обеспечении и технической модернизации в
условиях рынка. Негативно сказываются на производстве такие
факторы, как отсутствие инвестиций в сельскохозяйственное
производство, недостаточное обеспечение оборотными средствами,
слабая структурная модернизация производственно-технической
инфраструктуры отрасли, углубление неплатежеспособности
сельхозтоваропроизводителей и другие негативные факторы.
В данной ситуации финансовый лизинг в модернизации
технического оснащения экономики села - мера необходимая. Из-за
финансового кризиса годовая поставка передвижной техники
(тракторов и комбайнов) снизилась до 63% от уровня 1992 года,
сельхозмашин - до 78%, по комбайнам поставка практически
прекратилась. Кроме того, износ активной части основных средств
доходит до 60%. Особенно сложная ситуация складывается по северным
улусам.
За 1996-2000 годы ДГУП "Туймаада-Лизинг" поставлено техники и
технологий на лизинговой основе на сумму 242303,4 тыс. рублей, в
том числе 880 штук снегоходов "Буран", 90 штук автомашин, 178 штук
тракторов ДТ-75, 282 штуки МТЗ-82, 88 штук Т-25 и Т-30. Поставлено
8 модульных цехов шведского молокоперерабатывающего оборудования,
5 комплектов технологического оборудования по возделыванию
картофеля по голландской технологии, результаты эксплуатации
весьма обнадеживающие. Кроме того, в целях поддержки семейной
экономики в 2000 году впервые поставлены мини-трактора китайского
производства в количестве 600 штук на сумму 69702,84 тыс. рублей с
сенокосилками и плугами для улусов республики.
Необходимо продолжение дальнейшего развития финансового
лизинга в АПК, как государственной политики поддержки
сельскохозяйственного производства, путем расширения поставки
аграрному сектору техники и технологического оборудования,
высокопроизводительных импортных технологий по переработке
сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих выпуск
конкурентоспособной продукции, обеспечение доходности сельского
населения.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является поддержка агропромышленного
производства республики для укрепления и обновления
материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей.
Основными задачами реализации настоящей Программы являются:
создание стабильного источника финансирования и определение
объемов привлекаемых бюджетных и других средств;
приобретение с учетом морального старения эффективных
технологий, оборудования, машиностроительной техники,
высокопроизводительных импортных технологий по глубокой
переработке сельскохозяйственной продукции;
создание новых рабочих мест на селе путем внедрения новых
технологий по производству и переработке продукции сельского
хозяйства;
выпуск конкурентоспособной по качеству и ассортименту
сельскохозяйственной продукции, выпуск экспортоориентированной
продукции из местного сырья;
совершенствование методики и экономического механизма
эффективного использования предоставляемых бюджетных средств по
лизингу.
3. Способ решения
Открытие специального накопительного счета по лизингу, с
решением следующих задач:
3.1. Организация поставки техники, оборудования и технологий,
способствующих стабилизации сельскохозяйственного производства,
обеспечивающих выпуск конкурентоспособной сельскохозяйственной
продукции, соответствующей требованиям рынка.
3.2. Создание системы условий последовательного обновления
материально-технической базы аграрного сектора.
3.3. Максимальное обеспечение возврата средств от
предоставленных по лизингу техники и технологий, направление их на
продолжение развития лизингового процесса.
3.4. Упорядочение предоставления лизингополучателям техники и
оборудования с учетом результатов их производственной
деятельности.
4. Объем финансирования
Общая сумма потребностей в финансовых средствах для проведения
лизинговых операций по реализации программы развития и расширения
лизинговых отношений в АПК на 2001-2005 годы составит (млн.
рублей):
Республиканский лизинг: 2001 год 237
2002 год 350
2003 год 380
2004 год 390
2005 год 400
Федеральный лизинг: 2001 год 50
2002 год 70
2003 год 100
2004 год 120
2005 год 150
5. Организация управления Программой
Управляющим оператором от ГУП ФАПК "Туймаада" определяется
ДГУП "Туймаада-Лизинг", имеющее лицензию, доступ к лизинговой
системе Российской Федерации и опыт работы по данному направлению.
6. Ожидаемый результат
Материально-техническая и технологическая помощь
сельхозтоваропроизводителям создает условия для расширенного
воспроизводства, а использование достаточно высокотехнологического
агропромышленного производства обеспечит повышение среднегодовых
темпов производства на 1,2-1,8%.
Реализация Программы позволит продолжить развитие приоритетных
направлений АПК (зерновое хозяйство, семеноводство, овощеводство,
скороспелые отрасли сельского хозяйства, переработка продукции).
Будет оказана помощь в улучшении материально-технической базы
семейной экономики. Создана материальная база развития кооперации
и арендных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
В целях стабилизации и создания условий развития аграрного
сектора необходимо создать соответствующие экономические и
организационные условия обеспечения расширенного воспроизводства,
решение проблем формирования оптимальной производственной
инфраструктуры села, соответствующей условиям рынка.
Узким местом остается нарушение системы финансирования, в
настоящее время нет эффективно действующих комплексообразующих
сельскохозяйственных предприятий, решающих республиканскую
проблему продовольственной безопасности, устойчивого обеспечения
сырьем. Не систематизирована организация глубокой переработки
продукции, выпуск конкурентоспособной продукции, экспортная
ориентированность. Критическая ситуация складывается в
материально-техническом обеспечении аграрного сектора и его
технической модернизации в условиях рынка. Особенно негативно
сказываются отсутствие инвестиций в сельскохозяйственное
производство, недостаточное обеспечение оборотными средствами,
слабая структурная модернизация производственно-технической
инфраструктуры отрасли, углубление неплатежеспособности
сельхозтоваропроизводителей.
В данной ситуации особую актуальность приобретает лизинг - вид
предпринимательской деятельности, дающей доход за счет временной
уступки собственником права исключительного пользования объектом
собственности третьим лицам (лизингополучателям) за определенную
плату. Лизинг сегодня - неотъемлемая составляющая становления
отраслей аграрного сектора в условиях рыночной экономики, фактор
государственного управления сельскохозяйственным производством на
селе через материально-техническое снабжение.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы развития и расширения лизинговых
отношений в АПК на 2001-2005 годы является поддержка
агропромышленного производства республики для укрепления и
обновления материально-технической базы
сельхозтоваропроизводителей. Основными задачами реализации данной
Программы являются:
создание стабильного источника финансирования и определение
объемов привлекаемых бюджетных и других средств;
приобретение с учетом морального старения эффективных
технологий, оборудования, машиностроительной техники,
высокопроизводительных импортных технологий по глубокой
переработке сельскохозяйственной продукции;
создание новых рабочих мест на селе путем внедрения новых
технологий по производству и переработке продукции сельского
хозяйства;
выпуск конкурентоспособной по качеству и ассортименту
сельскохозяйственной продукции, выпуск экспортоориентированной
продукции из местного сырья;
совершенствование методики и экономического механизма
эффективного использования предоставляемых бюджетных средств по
лизингу.
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ В АПК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях укрепления рыночных отношений в сельском хозяйстве и
развития крестьянских хозяйств в Республике Саха (Якутия) создано
ДГУП "Туймаада-Лизинг", специализирующееся на поставке остро
необходимой дефицитной техники и оборудования для поддержки и
стабилизации сельскохозяйственного производства и жизнеобеспечения
на селе, комплектующих технологий как отечественной
перерабатывающей и пищевой промышленности, так и зарубежных
изготовителей на лизинговой основе.
Либерализация цен в начале 1992 года привела к деградационному
состоянию развития и воспроизводства производительных сил в
агропромышленном комплексе и особенно его материально-технической
базы. В настоящее время и в ближайшие годы большинство
существующих сельскохозяйственных предприятий, крестьянских
хозяйств в целом не могут приобретать необходимую
сельскохозяйственную технику, оборудование. Усиливается и
углубляется процесс морального и физического старения технических
средств. Повышается нагрузка на технику, что приводит к увеличению
сроков выполнения сельскохозяйственных работ и значительному
недобору продукции.
Также в результате распада крупных специализированных
сельскохозяйственных перерабатывающих, заготовительных,
снабженческих агропромышленных предприятий консолидированность
финансовых средств для приобретения материально-технических
ресурсов, передовых технологий практически прекращена.
Сельскохозяйственное производство все больше приобретает
примитивный натуральный вид, товарность доходит до критического
уровня.
Преимущество лизинга в сфере АПК состоит еще и в том, что он
не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного
регулирования, например, налоговые и кредитные льготы. С помощью
лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и монополизм
производителей сельскохозяйственных машин за счет использования
других источников получения техники. Кроме того, лизинг расширяет
доступ к дорогостоящим машинам, снижает затраты хозяйств по
обновлению собственного парка машин, особенно сезонного
использования, и сопровождается фирменным сервисом.
Таким образом, для сельхозтоваропроизводителя лизинг
одновременно решает две важные проблемы - приобретение техники и
ее финансирование. В результате обеспечивается
конкурентоспособность сельхозпредприятий в рыночных условиях путем
выпуска качественной продукции, решаются вопросы экспортной
ориентированности.
Так, в начальный период реформирования аграрного сектора, в
1992 году, при сложившихся закупочных и оптовых ценах для
приобретения трактора МТЗ-82 требовалось сдать 17 голов крупного
рогатого скота живым весом не менее 280-290 кг, а в 1998 году это
количество дошло до 28 голов. Такая ситуация складывается по всем
позициям материально-технического обеспечения АПК.
В данной ситуации финансовый лизинг в модернизации
технического оснащения экономики села - мера необходимая. Из-за
финансового кризиса годовая поставка передвижной техники
(тракторов и комбайнов) снизилась до 63% от уровня 1992 года,
сельхозмашин - на 78%, по комбайнам поставка практически
прекратилась. Кроме того, износ активной части основных средств
доходит до 60%. Особо сложная ситуация складывается по северным
улусам.
За 1996-2000 годы ДГУП "Туймаада-Лизинг" поставлено техники и
технологий на лизинговой основе на сумму 242303,4 тыс. рублей, в
том числе 880 штук снегоходов "Буран", 90 штук автомашин, 178 штук
тракторов ДТ-75, 282 штуки МТЗ-82, 88 штук Т-25 и Т-30. Поставлено
8 модульных цехов шведского молокоперерабатывающего оборудования,
5 комплектов технологического оборудования по возделыванию
картофеля по голландской технологии, результаты эксплуатации
весьма обнадеживающие. Кроме того, в 2000 году впервые поставлены
мини-трактора китайского производства в количестве 600 штук на
сумму 69702,84 тыс. рублей с сенокосилками и плугами для улусов
республики. Поставка техники и технологий за 2001-2005 годы
отражена в приложении.
Учитывая то обстоятельство, что в республике в последние два
года закрыты другие источники поступления техники и оборудования,
лизинговая поставка далеко не обеспечивает потребности аграрного
сектора. Если учесть, что лизинговая поставка в среднем
обеспечивает только 18-22% потребностей, стоит задача ее
значительного расширения.
Из-за просчетов в организации материально-технического
снабжения АПК республики при переходе на рынок, отхода от
централизованной российской системы снабжения, практического
отсутствия российской и международной основ лизингового
обеспечения техникой и оборудованием, потери прямых демпинговых и
других видов материально-технического снабжения с
заводами-поставщиками резко сократилось возобновление
машинно-тракторного парка, обеспечение сельхозмашинами,
комплектующим оборудованием механизации животноводства,
птицеводства, свиноводства.
При сегодняшнем состоянии материально-технического снабжения
организация работ механизированных животноводческих комплексов,
ферм становится невозможной. Все больше прослеживается тенденция
перехода к ручному труду. Такая же ситуация складывается и в
отраслях земледелия. Так уже четвертый год возобновление
комбайнового парка не превышает 5-7%, т.е. техника находится в
полном износе.
При реализации Программы предусматривается создание на этой
основе инструмента государственного управления экономикой села.
Так, материально-технические, финансовые ресурсы по лизингу
являются долей государства, это четко прослеживается в акционерных
образованиях. Здесь целесообразно присоединить здания, сооружения
и другие материально-технические ресурсы, созданные на
государственные средства, с учетом износа и восстановительных
средств. Таким образом, должно прослеживаться создание целостной
системы с использованием лизинговых и арендных отношений с целью
создания экономического пространства в аграрном секторе с долей
государственного управления.
Исходя из оценки воздействия внутренних и внешних факторов,
влияющих на материально-техническое снабжение АПК республики
(дефицит финансовых ресурсов, паритеты ценообразования на
продукцию машиностроительной отрасли, неустойчивость
лизингополучателей и др.), Программа предусматривает определение
приоритетов и поэтапности их реализации, в результативном плане
обеспечивающих решение стратегических проблем республики:
поддержка поставкой техники и технологий отраслей
агропромышленного производства и экономики села, решающих
продовольственную безопасность республики;
содействие в обеспечении жизнедеятельности на селе, особенно в
зимний период;
техническое и технологическое перевооружение отраслей
сельского хозяйства, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной и
экспортоориентированной продукции, углубление переработки
сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента товарной
продукции;
в экономико-географическом плане развития лизинга в республике
рассматривается решение проблем арктических улусов с
узкоспециализированным направлением организации выпуска северной
продукции (оленина, рыба, пушнина и др.).
Учитывая тот факт, что данная Программа рассматривается как
упорядоченная схема реализации нормативных актов Президента,
Правительства, министерств и ведомств по технической и
технологической модернизации экономики села на лизинговой основе,
ставится цель обеспечения управляемости субъектов аграрного
сектора путем увеличения акций государства поставкой техники и
оборудования, племенных домашних животных.
Программа также предусматривает усиление организационной
работы по внедрению в российские и международные лизинговые
процессы.
Далее принципиальные аспекты реализации Программы по лизингу в
технико-экономическом плане характеризуются следующими
параметрами:
в %
--------------------------------T---------------------------------
| Техника и технология | Годы |
| +--------------T--------T--------+
| |1996-1998 годы|1999 год|2000 год|
+-------------------------------+--------------+--------+--------+
|1. Трактора | 44,54 | 16,36 | 24,30 |
| | | | |
|2. Автомобили | 14,38 | 7,07 | 15,88 |
| | | | |
|3. Сельхозтехника | 1,02 | - | 12,96 |
| | | | |
|4. Снегоходы | 5,36 | 20,33 | 3,82 |
| | | | |
|5. Оборудование для переработки| | | |
| сельхозпродукции | 27,40 | 6,14 | 13,05 |
| | | | |
|6. Голландская технология | | | |
| по картофелю | 7,25 | 26,88 | 4,92 |
| | | | |
|7. Вездеход "Тугут" | | | |
| | | | |
|8. Мелиоративная техника | - | - | 1,88 |
| | | | |
|9. Техника и оборудование для | | | |
| Респотребсоюза "ХОЛБОС" | - | - | 7,28 |
| | | | |
|10. Учебно-технологическое | | | |
| оборудование | - | - | 13,42 |
| | | | |
|11. Прочая техника, | | | |
|оборудование | - | 17,89 | 2,43 |
+-------------------------------+--------------+--------+--------+
| | 100 | 100 | 100 |
L-------------------------------+--------------+--------+---------
Из этого следует, что наибольший удельный вес в
материально-техническом обеспечении по лизингу занимают трактора,
автомобили, оборудование для переработки сельскохозяйственной
продукции.
Потребность той или иной отрасли в технике и технологии
характеризуется развитием реального сектора, повышением
эффективности государственного регулирования экономики и
обеспечением экономического роста.
По результатам лизинговой деятельности ДГУП "Туймаада-Лизинг"
с 1996 года выявлены следующие проблемы, которые требуют решения:
1. Не определен механизм финансирования лизинговой
деятельности в АПК из республиканского бюджета и других
источников, из-за которого постоянно задерживается своевременная
оплата по поставке лизинговой техники и оборудования.
2. Существующая система лизинговых платежей не совершенна.
3. Отсутствие соответствующей законодательной и нормативной
базы, с учетом комплекса особенностей функционирования аграрного
сектора в республике, не способствует внедрению наиболее
эффективного механизма возврата средств.
4. Незаинтересованность администраций улусов, соответствующих
улусных органов и республиканских министерств, ведомств в
обеспечении возврата средств, создании средств рефинансирования
лизинга на предстоящие годы. Так, из-за отсутствия механизма
взаимодействия участников лизинга бюджетные организации улусов,
наслегов не пополняют местной продовольственной продукцией от
лизинговых платежей. Не внедряется оперативный взаимозачет между
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и другими
финансирующими органами по лизингу с улусными финансовыми
органами.
5. Несовершенство договорных отношений в части определения
временного фактора лизинговых платежей. Нет последовательной,
графической основы лизинговых платежей. Экономически не
оправдывается определение лизингового платежа в одну определенную
дату, необходима ранжированная система платежей с учетом
производства и реализации сельскохозяйственной продукции,
поступления средств.
6. Отсутствие системы залога по предоставлению техники,
оборудования и животных по лизингу, также гарантирующего механизма
исполнительной власти при использовании бюджетных средств на
лизинг и в тех условиях, когда лизинговая технология нацелена на
решение государственного заказа и иные государственные задачи.
7. Неналаженная сеть постоянно действующей работы с
лизингополучателями, контроль за их производственной
деятельностью, финансовым состоянием, т.е. отсутствие налаженной
системы представительской работы на местах.
8. Превалирующее административное решение при предоставлении
техники и оборудования по лизингу без учета возможностей возврата
юридическими и физическими лицами.
9. Лизинг не стал инструментом по обеспечению управляемости и
государственным регулятором в аграрном секторе, это особенно
становится ярко выраженным при поставке дорогостоящего
оборудования по переработке продукции животноводства, выращивании
продукции земледелия с применением дорогостоящей импортной
технологии, также не реализуется как экономический фактор в
проведении эффективного механизма в кооперации
сельскохозяйственного производства.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В АПК
Развитие лизинговых отношений в аграрном секторе республики за
1996-2000 годы показывает становление и практическое внедрение
нового вида лизинга - комбинированного лизинга, где используются в
определенной мере все три вида лизинга (финансовый, оперативный
(операционный) и возвратный). Вид лизинга, используемый ДГУП
"Туймаада-Лизинг" - комбинированный лизинг, направлен на
максимальный учет особенностей аграрного сектора в условиях Севера
и развития рыночной экономики. В содержании комбинированного
лизинга заложены следующие преимущественные факторы:
инвестиции в форме имущества (техники и технологий), в отличие
от денежных кредитов, резко снижают риск невозврата кредита, т.к.
имущество, в отличие от денег, выступает в качестве залога, а
право собственности на него сохраняется за лизингодателем;
лизингополучателю не требуется немедленно начинать платежи,
что позволяет ему обновлять парк оборудования без сильного
финансового напряжения;
сельхозпредприятиям часто легче получить технику по лизингу,
чем кредит в банке на ее приобретение, т.к. она будет выступать в
качестве залога;
договор лизинга позволяет сторонам выработать удобную схему
выплат, также возможны ситуации, когда лизинговые платежи могут
осуществляться после получения лизингополучателем выручки за
произведенную сельхозпродукцию;
лизингополучатель имеет возможность чаще заменять
оборудование, т.е. делать свое производство более гибким и
конкурентоспособным, т.к. он не приобретает его в собственность и
может в любой момент прервать договор лизинга (для оперативного
лизинга);
платежи по договорам лизинга относятся на издержки
производства и снижают налогооблагаемую базу.
Однако лизингу присущи и некоторые недостатки:
на лизингодателя ложится риск морального старения техники,
отданной в лизинг, а как следствие - получения платежей по
договорам лизинга;
для лизингополучателя стоимость лизингового оборудования часто
оказывается выше, чем при покупке.
Приобретение новейших технологий перерабатывающей
промышленности для совершенствования и осуществления модернизации
технического обеспечения сельскохозяйственного производства
подразумевает:
применение микропроцессорной технологии и техники в управлении
технологическими процессами в посевных и уборочных агрегатах, на
животноводческих и птицеводческих фермах, в аппаратуре для
диагностики машин и тракторов, в автоматизированных системах
программирования урожайности, в регулировании микроклимата в
теплицах и животноводческих помещениях;
применение вышеперечисленных технологий и техники способствует
решению важнейшей задачи сельскохозяйственного производства -
повышению производительности труда и снижению себестоимости
продукции ниже закупочной цены.
Одним из способов обеспечения сельского населения
материально-техническими средствами может стать мелкооптовый
лизинг. Мелкооптовый лизинг - вид лизинга (товарное кредитование),
где предметом лизинга является оборудование, инвентарь, узлы и
агрегаты сельскохозяйственной техники, тракторов и автомобилей
стоимостью до 30 тыс. рублей, которые можно выдавать мелкими
партиями, сроком до 2-х лет, который имеет все преимущественные
факторы лизинга.
Молоко. Поскольку основное направление будет отводиться на
строительство и реконструкцию небольших по мощности, но
эффективных молочных цехов, где будет применяться
многофункциональное оборудование и модульный принцип его
установки, в том числе и сборка технологических линий для фасовки
и упаковки широкого спектра продуктов, возникает первоочередность
поставки мини-молочного оборудования.
Такой подход к формированию линий значительно сокращает сумму
первоначальных затрат на организацию производства, которое в этом
случае сводится в основном к затратам на приобретение первой
партии сырья и расходных материалов.
Кроме того, сочетание технологических операций и ручного труда
позволяет оперативно менять величину дозы и вид фасуемого
продукта, вид и форму упаковки. Это очень важно в современных
условиях, когда спрос на различные виды продукции быстро меняется.
Причем оборудование будет ориентировано на отечественные
комплектующие.
Мясо. Для организации безотходной технологии переработки
продукции животноводства требуется проводить забой скота только на
полумеханизированных убойных пунктах или пунктах открытого типа.
Для этих целей необходима поставка оборудования для компактных
убойных пунктов, колбасных цехов и цехов полуфабрикатов.
Рыба. Одним из направлений лизинговой деятельности является
приобретение судов-рефрижераторов для своевременной доставки
заготовленной рыбы до мест переработки и перевозки готовой
продукции в другие улусы на реализацию. Второе направление -
поставка техники и технологий для непосредственной переработки
рыбы в местах добычи, т.е. линии переработки для горячего,
холодного копчения и соления, а также упаковки.
Овощи. Основное направление поставок будет связано с созданием
овощехранилищ с установкой оборудования с регулируемой газовой
средой. Качественное оснащение овощехранилищ решит следующие
задачи:
уменьшение потерь продукции в 3-5 раз;
увеличение сроков хранения в 1,5-3 раза;
обеспечение овощами высокого качества круглый год.
Зерновые. Для сокращения расходов на дорогостоящий завоз извне
республики комбикормов наиболее актуальной проблемой на
сегодняшний день является увеличение местного производства и
заготовки кормов.
Проводимая Президентом Республики Саха (Якутия) политика
поддержки специализированных зерноводческих хозяйств требует
нового подхода к освоению и распашке земель, повышению плодородия
пашен, что включает в себя поставку современных комбайнов,
тракторов, прицепного оборудования для удовлетворения потребности
хозяйств.
Доказанная высокая экономическая эффективность заготовки
короткостебельных малоурожайных трав прессованием в тюки,
длинностебельных трав прессованием в рулоны требует
механизированной заготовки сена. Кроме того, разукрупнение
совхозов и приватизация их основных фондов привели к
разукомплектованию технологических комплексов машин по
возделыванию зерновых на зеленую массу и закладке ее на силос.
Таким образом, налицо необходимость поставки силосоуборочных
комбайнов, пресс-подборщиков и технических средств по возделыванию
зерновых для передачи в лизинг крестьянским и семейным хозяйствам,
объединенным в комплексно-механизированные звенья. Кроме того,
необходимо предусмотреть приобретение дорогостоящих
технологических комплексов машин по производству и заготовке
кормов для передачи в долгосрочный лизинг специализированным
хозяйствам.
Производство и заготовка кормов являются узловой точкой,
влияющей на эффективность селекционно-племенной и ветеринарной
работы, экономику скотоводства в целом, накопление средств для
инвестирования в основной капитал, расширенное воспроизводство,
обеспечение экономической самостоятельности семьи и хозяйства,
укрепление скотоводства - станового хребта экономики и основы
выживания сельских семей.
Следует отметить, что в аграрном производстве уровень
механизации должен поддерживаться не только ростом численности
тракторов и техники, но и совершенствованием инженерной службы.
Возрастающая сложность эксплуатации и ремонта современной
техники на фоне снижения технического и кадрового потенциала
ремонтных баз улусов, дороговизна запчастей и ГСМ ставят сельских
товаропроизводителей на грань краха, практически все они не в
силах обеспечить современный уровень производительности аграрного
труда, предопределенного мировыми стандартами научно-технического
прогресса.
Наиболее оптимальным выходом предлагается создание унитарных
МТС на базе кооперации товаропроизводителей: крестьянина, фермера,
коллективных предприятий и агрофирм.
В МТС необходимо сосредоточить трактора классов Т-25, Т-150,
К-700, полностью укомплектованные шлейфы машин, тяжелую
мелиоративную технику, высокопроизводительные разбрызгиватели,
опрыскиватели и опылители, большегрузный автотранспорт, ремонтный
парк оборудования, обменный фонд узлов и агрегатов, а также службу
технической диагностики, планирования и проведения техобслуживания
и оперативной помощи.
По данным Гостехнадзора в республике насчитывается всего 15794
единицы тракторов, в т.ч. 5187 единиц по системе АПК, 5408 единиц
у частного подворья.
Потребность в узлах и агрегатах
техники на 2001 год
---------------------T-----T-------------------T---------------------------T-------------------------T--------------------------
|Наименование техники|Всего| в т.ч. | Двигатель | Коробка передач | Мосты |
| | +-----T-----T-------+--------T--------T---------+------T--------T---------+-------T-------T---------+
| | | АПК | Ч/л | Пр. | К-во | Ст-ть | Сумма | К-во | Ст-ть | Сумма | К-во | Ст-ть | Сумма |
| | | | | | | |тыс. руб.| | |тыс. руб.| | |тыс. руб.|
+--------------------+-----+-----+-----+-------+--------+--------+---------+------+--------+---------+-------+-------+---------+
|Т-16 | 1222| 263| 939| 20| 40| 40| 1600| 15| 15| 225| 40| 20| 800|
|Т-25 | 970| 159| 794| 17| 20| 40| 800| 15| 15| 225| 10| 10| 100|
|Т-40 | 336| 49| 232| 55| 10| 45| 410| 5| 6| 30| 10| 15| 150|
|МТЗ | 5289| 2509| 2070| 710| 100| 60| 6000| 50| 30| 1500| 100| 40| 4000|
|ДТ | 2186| 997| 599| 590| 60| 80| 4800| 40| 20| 800| 50| 80| 4000|
|Т-150 | 527| 314| 49| 164| 20| 100| 2000| 20| 30| 600| 5| 15| 75|
|Т-130 | 650| 91| 20| 539| 6| 100| 600| 5| 30| 150| 5| 100| 500|
|ТДТ-55 | 194| 49| 21| 124| 4| 80| 320| 5| 20| 100| 4| 80| 320|
|Комбайн | 95| 95| | | 3| 100| 300| | | | 6| 50| 300|
|Прочие | 3982| 598| 661| 2723| 50| 50| 250| 50| 20| 100| 40| 50| 200|
|Всего тракторов |15794| 5187| 5408| 5196| 313| | 17080| 205| | 3730| 270| | 10445|
|КАМАЗ | 3500| 2250| 1250| | 20| 80| 1600| 20| 30| 600| 80| 25| 2000|
|УРАЛ | 1853| 1330| 523| | 20| 100| 2000| 50| 30| 1500| 100| 30| 3000|
|Всего тыс. руб. | | | | | 353| | 20680| 275| | 5830| 450| | 15445|
L--------------------+-----+-----+-----+-------+--------+--------+---------+------+--------+---------+-------+-------+----------
Как видно из таблицы, республиканская потребность в узлах и
агрегатах техники составляет сумму 41955 тыс. рублей, из этой
суммы 37,7% относится к лизинговому и частному подворью, то есть
15817 тыс. рублей.
ДГУП "Туймаада-Лизинг" заинтересовано в бесперебойной работе
выданной в лизинг техники и оборудования, своевременной оплате
лизинговых платежей лизингополучателями.
Учитывая тот факт, что приобретение сельхозтехники, тракторов
и автомобилей за полную стоимость с каждым годом становится
недоступным для сельхозтоваропроизводителей, а запасные части и
агрегаты техники дорогостоящие, есть необходимость приобретения
узлов и агрегатов для техники с последующей передачей их в лизинг
(исходя из стоимости агрегата и узлов). Для удовлетворения
потребности необходимо организовать через ОРС "Байылыат", как
структурного подразделения ДГУП "Туймаада-Лизинг", продажу
запасных частей и мелкооптовый лизинг запасных частей и узловых
агрегатов стоимостью до 30 тыс. рублей. Узловые агрегаты
стоимостью свыше 30 тыс. рублей выдавать в лизинг в действующем
порядке.
3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЛИЗИНГЕ
В реализации настоящей Программы при существующих условиях
финансовой нестабильности, высоких темпах инфляции,
продолжающегося спада производства, диспаритета цен на
промышленную и сельскохозяйственную продукцию, главная роль
отводится методу определения лизинговых платежей.
В состав лизингового платежа, который на время лизинга будет
выплачивать лизингополучатель лизингодателю, должны входить
следующие элементы:
а) величина амортизационных отчислений, причитающихся
лизингодателю;
б) транспортные расходы по доставке с завода-изготовителя до
отпускных баз ДГУП "Туймаада-Лизинг" или до лизингополучателя;
в) плата за кредитные ресурсы, при привлечении лизингодателем
для осуществления лизинговой сделки;
г) комиссионные услуги (услуги инвестора), включая расходы по
финансовому обеспечению лизинговых сделок;
д) вознаграждение лизингодателя по оказанию лизинговых услуг
(содержание базы, расходы по лизинговой деятельности);
е) финансовый риск, величина которого зависит от уровня
различных рисков, с которыми сталкивается лизингодатель в ходе
реализации лизинговых сделок;
ж) налог на добавленную стоимость.
Расчет величины амортизационных отчислений
на используемое по лизингу оборудование,
причитающихся лизингодателю по условиям
лизингового соглашения
Амортизационные отчисления на оборудование, переданное по
договору лизинга может начисляться обычным методом в зависимости
от балансовой стоимости оборудования (цены завода изготовителя),
срока его службы и установленной нормы амортизации и в
соответствии с Временным положением о лизинге, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.95 N
633, стороны договора лизинга по взаимному соглашению вправе
применить механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше
2. Рассчитывается по формуле:
А = С х На : 100% х Т,
где А - амортизационные отчисления;
С - балансовая стоимость оборудования (цена завода -
изготовителя без НДС);
На - норма амортизационных отчислений на полное
восстановление;
Т - период лизинговой оплаты согласно лизинговому соглашению.
Расчет величины платы за используемые кредитные ресурсы:
Плата за используемые кредитные ресурсы на приобретение
имущества - предмета договора - рассчитывается по формуле:
Пкр = Кр х Скр : 100%,
где Пкр - плата за пользование кредитными ресурсами;
Кр - величина кредитных ресурсов, привлекаемых для проведения
лизинговых операций;
Скр - % ставка за пользование кредитными ресурсами.
При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за
используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой
непогашенного кредита в этом году или среднегодовой остаточной
стоимостью имущества - предмета договора:
Крт = (Q х (Сн + Ск)) : 2,
где Крт - кредитные ресурсы, используемые на приобретение
имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году;
Сн - расчетная остаточная стоимость оборудования на начало
года;
Ск - расчетная остаточная стоимость оборудования на конец
года;
Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей
стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения
имущества используются только заемные средства, то коэффициент Q =
1.
Расчет величины комиссионных услуг (услуг инвестора)
Комиссионные услуги устанавливаются в процентах от балансовой
стоимости имущества (цены завода изготовителя без НДС) - предмета
договора.
В соответствии с этим расчет комиссионных услуг осуществляется
по формуле:
Пком = С х Ском,
где Пком - плата за комиссионные услуги;
С - балансовая стоимость имущества (цена завода-изготовителя
без НДС);
Ском - ставка комиссионных услуг.
Вознаграждение лизингодателя
(снабженческо-сбытовая наценка)
Возмещение затрат лизингодателя устанавливается согласно
Порядку формирования цен на товары народного потребления и
продукцию производственно-технического назначения, реализуемые
предприятиями торговли, общественного питания и снабжения всех
форм собственности, утвержденному постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 26.02.99 N 97, и Методическим
указаниям о порядке формирования цен и тарифов на продукцию
(работы и услуги), утвержденным постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 22.03.96 N 111.
В соответствии с этим расчет осуществляется по формуле:
Пзат = С х Сзат,
где Пзат - плата за возмещение затрат;
С - балансовая стоимость имущества (цена завода-изготовителя с
НДС);
Сзат - ставка возмещения затрат, процентов от балансовой
стоимости имущества.
Финансовый риск лизингодателя по форс-мажорным
обстоятельствам
Устанавливается в размере 0,5% от балансовой стоимости
имущества (цены завода-изготовителя без НДС) - предмета договора.
При превышении 0,5% - по согласованию с Государственным комитетом
Республики Саха (Якутия) по ценовой и антимонопольной политике.
Расчет осуществляется по формуле:
Фр = С х Сп,
где Фр - плата за финансовый риск;
С - балансовая стоимость имущества (цена завода-изготовителя с
НДС);
Сп - ставка финансового риска.
Расчет общей суммы выплат лизингодателю
по лизинговому соглашению:
ЛП = А + Пкр + Пком + Пзат + Фр,
где ЛП - общая сумма лизинговых платежей.
Расчет периодических лизинговых взносов:
а) первоначальный взнос: ПВ = ЛП x Н + ТР,
где Н - утвержденный в установленном порядке процент
первоначального взноса;
б) при ежегодной выплате взносов: ЛВ = (ЛП - ПВ) : Т,
где ЛВ - один лизинговый взнос;
в) при ежеквартальной выплате взносов: ЛВ = ЛП : Т : 4;
г) при ежемесячной выплате взносов: ЛВ = ЛП : Т : 12.
Все элементы лизинговых платежей утверждаются Государственным
комитетом Республики Саха (Якутия) по ценовой и антимонопольной
политике.
Плата за оказываемые лизингодателем дополнительные услуги
лизингополучателю, не предусмотренные в лизинговом договоре
(транспортные расходы, переработка, охрана груза в пути от
оптово-отпускной базы лизингодателя до лизингополучателя, монтаж и
пусконаладочные работы монтируемого оборудования и другие)
оплачиваются дополнительным договором по фактическим затратам.
Окончание договора лизинга
По истечении срока действия лизингового договора, погашения
всех платежей и выплаты остаточной стоимости объект лизинга
передается в собственность лизингополучателя с оформлением
соответствующих документов.
4. МЕХАНИЗМ ВОЗВРАТА ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ
ПО ЛИЗИНГУ СРЕДСТВ
От своевременного возврата предоставленных по лизингу средств
всецело зависит возобновление лизингового процесса в предстоящие
годы. Также привлечение бюджетных средств на возвратной основе
требует принципиально иных подходов от существующего положения
развития лизинга. Из предоставленных за 1996-1999 годы средств по
лизингу 127 млн. руб. в соответствии с заключенными договорами
должно было быть к 1999 году возвращено 50,206 млн. руб., а
возвращено всего 21,461 млн. руб.
Невозврат обусловливается следующими объективными и
необъективными причинами:
неплатежеспособность лизингополучателей в результате
диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
неоправданная реорганизация агропромышленных хозяйствующих
субъектов;
необеспеченность оборотными средствами сельхозпредприятий,
отсутствие возможностей привлечения финансовых средств для
лизинговых платежей;
отсутствие залоговой и страховой системы;
сложности со сбытом сельскохозяйственной продукции, особенно
арктических и отдаленных от рынков сбыта улусов;
неотработанность взаимодействия по лизинговым платежам
администраций улусов, Министерства сельского хозяйства и заготовок
Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Республики Саха
(Якутия) и ДГУП "Туймаада-Лизинг".
Принципиальную схему организации возврата платежей
лизингополучателями следует совершенствовать с учетом реальных
условий, в которых находятся сельхозтоваропроизводители, несколько
по-иному рассмотреть систему взаимозачетов, так:
----------------------T-------------------------------------------
|Платежи лизинго- |- денежными средствами |
| получателя |- ценными бумагами |
| |- сельхозпродукцией |
| |- услугами |
| |- прочими ценностями |
L---------------------+-------------------------------------------
----------------------T-------------------------------------------
|Лизингодатель |Открытие спецсчета |
| |Организация сбыта продукции |
| |Организация взаимозачета по услугам |
| |Договорная деятельность |
| |Обеспечение возврата средств |
L---------------------+-------------------------------------------
----------------------T-------------------------------------------
|МСХиЗ РС(Я) |Контрольная функция |
| |Согласование нормативных актов по |
| |возврату средств |
L---------------------+-------------------------------------------
----------------------T-------------------------------------------
|МФ РС(Я) |Обеспечение финансовыми средствами |
| |закрытых и бюджетных организаций улусов, |
| |потребляющих сельскохозяйственную |
| |продукцию. |
| |Проведение взаимозачетов согласно актам |
| |сверки лизингодателя и лизингополучателя |
| |при условии финансирования |
| |лизингополучателя из бюджета. |
| |Проведение взаимозачетов согласно актам |
| |сверки лизингодателя и бюджетных |
| |организаций при предоставлении услуг |
| |лизингополучателями по заказу бюджетных |
| |организаций. |
L---------------------+-------------------------------------------
----------------------T-------------------------------------------
|Прочие |Заключение договоров по предоставленным на|
|субсидирующие |лизинг средствам. |
|субъекты |Организация работ по возврату средств. |
L---------------------+-------------------------------------------
Наиболее приемлемой предусматривается реализация тройственного
договора (МФ РС(Я), улусная администрация, ДГУП "Туймаада-Лизинг")
по работе с лизинговыми платежами. Так, за 1998 год с согласия
Министерства финансов Республики Саха (Якутия) платежи
лизингополучателей за год приняла администрация Амгинского улуса в
пределах суммы, предусматривающей обеспечение бюджетных
организаций (больницы, школы и др.) местной сельскохозяйственной
продукцией. Таким образом произведено погашение привлеченных
средств на лизинг из трансфертных средств улуса. Предлагаемое
направление является наиболее привлекательным и предусматривается
как системообразующий подход. Однако в дальнейшем данную схему
необходимо совершенствовать.
Наиболее проблемной остается схема прямых платежей
лизингополучателей. Нет соответствующей законодательной и
комплексной нормативной базы возврата средств по лизингу. Из-за
отсутствия денежных средств и прогнозов ухудшения финансового
состояния лизингополучателей предусматривается расширение
натуральных платежей, в основном произведенной сельхозпродукцией.
Реализация данной схемы требует дополнительного времени и средств
на реализацию продукции. Также проблемной остается
сертифицированность сельхозпродукции, предоставляемой в счет
платежей лизингополучателями.
От совершенства формирования системы платежей за
предоставленные материально-технические ресурсы зависит дальнейшее
развитие лизинговых отношений на селе - как одного из приоритетных
направлений государственной поддержки агропромышленного
производства.
При возврате средств на лизинг целесообразно внедрить
следующий последовательный механизм возврата средств лизинговых
платежей, приравнивая к обязательным платежам как государственный
долг:
а) совершенствовать договорную деятельность;
б) внедрить систему залога, включая имущество и основные
средства лизингополучателя;
в) четко определить и оценить механизм возврата денежными
средствами, ценными бумагами, натуральной продукцией и прочими
платежами;
г) разработать механизм возврата маточным поголовьем животных
с обратной передачей в аренду, причитающийся как доля государства
(акции), и возврата средств через воспроизводимую продукцию.
В связи с увеличением количества лизингополучателей и с целью
обеспечить возвратность лизинговых средств в дальнейшем следует
внедрить сублизинг. Сублизинг - это особый вид лизинга,
возникающий в связи с переуступкой прав пользования предметом
лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При
сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет
лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во
временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга.
Переуступка лизингополучателем своих обязательств по выплате
лизинговых платежей третьему лицу не допускается.
При сублизинге участвуют: лизингодатель - ДГУП
"Туймаада-Лизинг"; лицо, осуществляющее сублизинг - администрации
улусов; лизингополучатели - сельхозтоваропроизводители, работающие
в улусе. В таком случае администрации улусов заключают лизинговый
договор с ДГУП "Туймаада-Лизинг" и уплачивают лизинговые платежи
согласно заключенному договору.
У администраций улусов имеются следующие возможности получить
лизинговые платежи у лизингополучателей и своевременно производить
лизинговые платежи:
предусмотреть в местном бюджете сумму оплаты лизингового
платежа согласно графику платежа по договору лизинга с последующим
пополнением местного бюджета от лизинговых платежей
лизингополучателей;
государственный заказ на сельхозпродукцию можно, в первую
очередь, разместить с учетом суммы лизинговых платежей среди
лизингополучателей, что даст возможность своевременно оплатить
лизинговые платежи сельхозтоваропроизводителями;
заложить сумму лизинговых платежей в бюджет улуса за счет
трансферта республиканского бюджета.
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Проведение лизинговых операций предусматривает становление и
развитие устойчивых хозяйственных структур в АПК, обеспечивающих
высокую доходность, защищающих престиж отрасли.
Общая сумма потребностей в финансовых средствах для проведения
лизинговых операций на 2001-2005 год составит (в млн. рублей):
Республиканский лизинг 2001 г. 237
2002 г. 350
2003 г. 380
2004 г. 390
2005 г. 400
Федеральный лизинг 2001 г. 50
2002 г. 70
2003 г. 100
2004 г. 120
2005 г. 150
Средства республиканских лизинговых средств должны выделяться
в росписи республиканского бюджета по статье "Сельское хозяйство и
рыболовство" отдельной строкой "Лизинговая поставка техники и
технологий" на соответствующий финансовый год.
Для накопления и использования лизинговых средств, выделяемых
республиканским бюджетом, открывается специальный накопительный
лизинговый счет республиканским агентом по лизинговому
обеспечению. Источниками специального накопительного счета
являются:
а) прямые ассигнования, выделяемые из федерального бюджета на
возвратной основе;
б) прямые ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета
на возвратной основе;
в) внебюджетные средства;
г) собственные средства республиканского агента по лизинговому
обеспечению АПК;
д) возвратные средства за ранее полученную по лизингу технику
и оборудование;
е) заемные средства или другие разрешенные законодательством
источники.
На этот счет ежегодно перечисляются предусмотренные
республиканским бюджетом лизинговые средства.
Возвратные средства за ранее полученную по лизингу технику и
оборудование образуются за счет лизинговых платежей на основании
заключенных лизинговых договоров с учетом графика погашения за
минусом лизинговой наценки лизингодателя.
Средства специального накопительного лизингового счета
используются на оплату поставщикам стоимости техники и технологий
согласно утвержденному Правительством Республики Саха (Якутия)
перечню, представленному Министерством сельского хозяйства и
заготовок Республики Саха (Якутия), который составлен по заявкам
сельхозтоваропроизводителей.
Для развития семейной экономики и гарантированной оплаты
лизинговых платежей нужно выпустить лизинговые облигации, которые
покупают те, кто хочет получить в лизинг технику и оборудование
при достижении суммы лизинговой облигации на сумму ежегодного
лизингового платежа определенной техники, то при предъявлении этих
лизинговых облигаций может получить в лизинг технику и
оборудование. Лизинговые облигации являются гарантией лизинговых
платежей, при образовании задолженности по лизинговым платежам
оплачиваются за счет лизинговых облигаций, а техника возвращается
лизингодателю.
6. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В Российской Федерации фактически до середины 1995 года
отсутствовали законодательные, нормативные акты, регулирующие
лизинговую деятельность. Решающим для развития лизинга в России
следует считать выход в свет постановления Правительства России от
29 июня 1995 года N 633, в котором сформулирована не только
Программа действий Правительства и федеральных органов управления,
но и утверждено Временное положение о лизинге.
Следующим важным этапом в законодательном обеспечении
лизинговой деятельности следует считать введение в действие с 1
марта 1996 года Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. II).
Дальнейшее надежное правовое обеспечение дает законодательный
акт, регулирующий и определяющий правовые и организационно -
экономические особенности лизинга - Федеральный закон "О лизинге",
который вступил в силу с 29 октября 1998 года.
Кроме того, для государственной поддержки лизинговых операций
приняты и действуют следующие нормативные правовые акты:
Указ Президента РФ от 17.09.94 N 1928 "О частных инвестициях в
РФ";
Указ Президента РФ от 17.09.94 N 1929 "О развитии финансового
лизинга в инвестиционной деятельности";
постановление Правительства РФ от 29.06.95 N 633 "О развитии
лизинга в инвестиционной деятельности";
постановление Правительства РФ от 26.02.96 N 167 "Об
утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в
РФ";
постановление Правительства РФ от 20.11.95 N 1133 "О внесении
дополнений в Положение о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли";
постановление Правительства РФ от 27.06.96 N 752 "О
господдержке развития лизинговой деятельности в РФ";
постановление Правительства РФ от 21.07.97 N 915 "О
мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы";
приказ Минфина РФ от 17.02.97 N 15 "Об отражении в
бухгалтерском учете операций по договору лизинга";
постановление Правительства РФ от 29.10.97 N 1367 "О
совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном
комплексе РФ";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.02.2001 N 1341
"О дальнейшем расширении и совершенствовании лизингового
обеспечения агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)";
распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от
20.05.98 N 500-р "Об утверждении Положения об обеспечении
агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) продукцией
машиностроения, технологическими линиями, оборудованием
перерабатывающей, пищевой промышленности и строительной индустрии
по лизингу в 1998 году";
распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от
30.05.98 N 501-р "О взаиморасчетах за лизинговые поставки техники
и технологического оборудования в сельском хозяйстве".
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Функционирующая система лизинга в АПК республики существенно
отличается от классической схемы, преследует не коммерческую
выгоду, а рассматривается как средство государственной поддержки
агропромышленного производства, средство жизнеобеспечения
сельского населения. Так, поставка тракторов, автомобилей,
сельскохозяйственной техники, перерабатывающего оборудования и
другой продукции машиностроения практически становится
единственным источником снабжения сельхозтоваропроизводителей.
Обеспечение материально-техническими ресурсами позволит не
только стабилизировать сельскохозяйственное производство, но и по
расчетам позволит достичь роста агропромышленного производства к
2002 году на уровне 3,2%, к 2004 году 3,4%, а к 2005 году 3,6%.
При достаточном финансовом обеспечении возобновление
машинно-тракторного парка составит не менее 25-30%, выпуск
конкурентоспособной продукции из сельскохозяйственного сырья
увеличится на 17-22%, расширение товарного рынка от уровня 1998
года составит 24-26%, расширение посевных площадей зерновых
культур составит 15-19%. Также улучшится производство качественных
районированных сортов семян сельскохозяйственных культур.
Позитивным фактором, оказывающим действие на финансовое
состояние лизингополучателей, являются сравнительно
продолжительные сроки лизинговых платежей, особенно для
арктических улусов.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 8 июня 2001 г. N 327
(приложение N 2)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЗИНГОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СИСТЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Настоящее Положение устанавливается в целях стабилизации
сельскохозяйственного производства, улучшения оснащения
агропромышленного комплекса всех форм собственности продукцией
машиностроения, технического перевооружения переработки продукции
сельского хозяйства, увеличения поголовья (качественного
улучшения) живности, обеспечения семенами, в соответствии с
Федеральным законом "О лизинге", принятым Государственной Думой 11
сентября 1998 года, и распоряжением Президента Республики Саха
(Якутия) от 11.01.1996 г. N 6-РП "О финансовой агропромышленной
компании "Туймаада".
1. Основные понятия
Для целей настоящего Положения используются следующие термины:
Агролизинг - представляет собой комплекс имущественных
отношений, складывающихся в связи с передачей имущества и средств
производства во временное пользование (аренду) с правом
последующего выкупа товаропроизводителями и обслуживающими их
предприятиями. Стержнем лизинговой сделки является финансовая, то
есть кредитная операция, при которой собственник имущества и
средств производства (Лизингодатель) оказывает пользователю
имущества и средств производства (Лизингополучателю) финансовую
услугу: он приобретает имущество и средства производства в
собственность за полную стоимость и за счет периодических платежей
в конечном счете возмещает эту стоимость.
Лизинг выполняет функции:
вложения средств в основные фонды;
прогрессивного метода материально-технического обеспечения
производства.
Мелкий лизинг - вид лизинга, где предметом лизинга является
оборудование, инвентарь, отпускная стоимость одной единицы
которого от 15 до 50 тыс. рублей.
Объект лизинга - движимое и недвижимое имущество,
оборудование, обеспечивающее технологический процесс, живность,
семена, (кроме земельных участков и других природных объектов) в
соответствии с законодательством.
Субъекты агролизинга:
Лизингодатель - юридическое лицо ДГУП "Туймаада-Лизинг"
(предприятие, учрежденное ФАПК "Туймаада"), осуществляющее
лизинговую деятельность на основании Устава предприятия и
лицензии;
Лизингополучатель - юридическое и не юридическое лицо (всех
форм собственности), осуществляющее хозяйственную деятельность,
получающее имущество и средства производства в пользование по
договору лизинга;
Продавец лизингового имущества - предприятие-изготовитель
имущества и средств производства (в т.ч. машин и оборудования) или
другое лицо, продающее имущество, средства производства,
являющиеся объектом лизинга;
Лизинговый инвестор - уполномоченная Правительством Республики
Саха (Якутия) финансовая агропромышленная компания (ФАПК)
"Туймаада".
В зависимости от субъектной стороны сделки агролизинг на
региональном уровне осуществляется по косвенному лизингу (или
трехстороннему), когда передача имущества происходит через
посредника (поставщик - Лизингодатель - Лизингополучатель).
2. Основные задачи лизинговых операций
2.1. Укрепление материально-технической базы
товаропроизводителей сельского хозяйства всех форм собственности.
2.2. Повышение машиновооруженности производства и
оборачиваемости техники.
2.3. Преодоление диспаритета цен на сельхозтехнику и
оборудование.
2.4. Расширение доступа к дорогостоящей технике и
оборудованию.
3. Формирование источника финансирования лизинга
3.1. В ГУП ФАПК "Туймаада" открывается специальный счет для
аккумуляции поступающих лизинговых средств от республиканского и
федерального бюджетов и других источников. Эти средства
используются по согласованию с Министерством сельского хозяйства и
заготовок Республики Саха (Якутия) на закуп техники и
технологического оборудования для дальнейшей передачи в лизинг.
4. Методика проведения лизинговых операций
4.1. Этапы лизинговой сделки:
а) предварительная подготовительная работа, предшествующая
заключению ряда юридических договоров: оформляются заявки будущих
лизингополучателей, готовятся заключения о кредитоспособности
клиента и расчет эффективности лизингового проекта;
б) юридическое закрепление лизинговой сделки, где оформляются
следующие документы:
договор о купле-продаже объекта лизинга;
акт о приемке объекта лизинга в эксплуатацию;
лизинговое соглашение (договор);
договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг
имущества;
договор на страхование объекта лизинга;
в) использование объекта лизинга сопровождается отражением
лизинговых платежей в бухгалтерском учете и отчетности,
производится выплата лизингодателю лизинговых платежей и после
окончания срока лизинга оформляются отношения по дальнейшему
использованию объекта лизинга.
4.2. Лизингодатель в пределах средств, предусмотренных
Программой, согласованной и утвержденной Правительством Республики
Саха (Якутия), заключает договоры на поставку с
заводами-изготовителями (другими юридическим лицами) и после
оплаты лизингополучателем первичных лизинговых платежей
устанавливает объекты лизинга, проводит пуско-наладку оборудования
(при согласии лизингополучателя) и сдает лизингополучателю с
оформлением соответствующих документов. Лизингодатель
обеспечивает, согласно обусловленным в лизинговом договоре срокам,
возвратность последующих лизинговых платежей в денежной форме или
в смешанной с натуральной формой платежа.
4.3. Республиканский агент по лизинговому обеспечению (ГУП
ФАПК "Туймаада") оплачивает договоры лизингодателя с поставщиками
и заключает лизинговые договоры с лизингодателем и
лизингополучателями.
4.4. Лизинговый договор включает:
общую стоимость объекта лизинга;
размер первоначального взноса;
размеры последующих платежей и сроки их уплаты;
штрафные санкции;
права и обязанности субъектов лизинга.
4.5. К предмету лизинга относятся движимое и недвижимое
имущество и средства производства, стоимость которых больше 50
тысяч рублей, при мелком лизинге - имущество стоимостью от 15 тыс.
до 50 тыс. рублей.
4.6. По обоюдному согласию лизинговое имущество отражается на
балансе лизингополучателя или лизингодателя.
4.7. Указания об отражении в бухгалтерском учете и отчетности
лизинговых операций прилагаются.
5. Сроки лизинга
Сроки лизинга для имущества и средств производства,
поступающих по лизингу, устанавливаются:
5.1. Техника и оборудование стоимостью (тыс. руб.):
от 15 до 50 - до 1,5 года;
от 50 до 100 - до 2-х лет;
от 101 до 300 - от 3-х до 5-ти лет;
от 301 до 500 - от 4-х до 6-ти лет;
от 501 - на весь срок амортизации.
5.2. Домашние животные:
молодняк КРС - до 2-х лет;
нетели, коровы - до 5-ти лет;
молодняк лошадей - до 2-х лет;
кобылы, жеребцы - до 5 лет.
6. Формирование стоимости объекта лизинга
Лизинговая стоимость включает:
а) цену поставщика (завода-изготовителя или другого
юридического лица);
б) транспортные расходы по доставке с завода изготовителя до
оптово-отпускных баз Лизингодателя с переработкой и хранением в
местах перевалки и хранения;
в) процентную ставку кредитных ресурсов, в зависимости от
конкретных кредитных договоров;
г) комиссионные услуги лизингового инвестора, утверждаемые
ежегодно Госкомитетом по ценовой и антимонопольной политике
Республики Саха (Якутия);
д) вознаграждение лизингодателя (снабженческо-сбытовая
наценка), утверждаемое ежегодно Госкомитетом по ценовой и
антимонопольной политике Республики Саха (Якутия);
е) финансовый риск лизингодателя в размере 0,5%;
ж) налог на добавленную стоимость.
7. Механизм возврата предоставленных
по лизингу средств
7.1. Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя
осуществляются в форме лизинговых платежей. Размер, способ
осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются
договором лизинга с учетом настоящего Положения. По договору
лизинга лизингополучатель обязуется принять предмет лизинга,
возместить лизингодателю его инвестиционные затраты и выплатить
ему вознаграждение.
Если лизингополучатель осуществляет расчеты по лизинговым
платежам предоставлением услуг, продукцией (в натуральной форме),
производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую форму
оплаты определяется по соглашению сторон договора лизинга. Также
возможен расчет ценными бумагами, причем их стоимость
устанавливается исходя из конъюнктуры рынка ценных бумаг.
С согласия лизингодателя в договоре лизинга может
предусматриваться отсрочка лизинговых платежей на срок не более
чем шесть месяцев (180 дней) с момента начала использования
предмета лизинга. Обязательства лизингополучателя по уплате
лизинговых платежей наступают с момента начала действия договора.
Лизинговые платежи производятся непосредственно в адрес
лизингодателя.
Лизингополучатель относит лизинговые платежи на себестоимость
продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга,
или на расходы, связанные с основной деятельностью.
7.2. Контроль за использованием средств на лизинговую поставку
осуществляет заместитель Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия), курирующий агропромышленный комплекс.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 8 июня 2001 г. N 327
(приложение N 3)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИМЕНЕНИИ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН
ПРИ ВОЗВРАТЕ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Настоящее Положение определяется Гражданским кодексом
Российской Федерации, законами Российской Федерации "О закупках и
поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд" и "О переводном и простом векселе",
Законом Республики Саха (Якутия) "О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд" и разработано в целях исполнения Указа
Президента Республики Саха (Якутия) "О дальнейшем расширении и
совершенствовании лизингового обеспечения агропромышленного
комплекса Республики Саха (Якутия)", постановления Правительства
Республики Саха (Якутия) "Об организации государственных закупок
сельскохозяйственной и промысловой продукции, поставляемой
сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Саха
(Якутия) в 2001 году".
Настоящее Положение определяет отношения лизингодателя и
лизингополучателя по оплате лизинговых платежей для своевременного
возврата бюджетных средств, используемых в лизинговом обеспечении
АПК, которые в дальнейшем используются для приобретения техники и
оборудования в лизинг.
Основные понятия
Государственный заказчик по закупкам сельскохозяйственной и
промысловой продукции, даров природы для государственных нужд -
Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха
(Якутия).
Республиканские, улусные заготовители (покупатели) -
заготовительно-сбытовые предприятия, потребительские общества
(союзы), имеющие лицензии на осуществление деятельности по
закупке, поставке, переработке, хранению и реализации
сельскохозяйственной, промысловой продукции и даров природы для
государственных нужд, выдаваемых государственным заказчиком.
Лизингодатель - юридическое лицо ДГУП "Туймаада-Лизинг"
(предприятие, учрежденное ФАПК "Туймаада"), осуществляющее
лизинговую деятельность на основании Устава предприятия и
лицензии;
Лизингополучатель - юридическое лицо, осуществляющее
хозяйственную деятельность, получающее имущество и средства
производства в пользование по договору лизинга.
Раздел 1. Порядок применения стимулирующих
закупочных цен
Поставка продукции в счет погашения задолженности по
лизинговой технике перед ДГУП "Туймаада-Лизинг" осуществляется с
применением повышающего коэффициента 2,5 для арктических и
северных улусов и 1,5 к минимальным закупочным ценам. Данный
порядок применяется на погашение задолженности лизингополучателей,
образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, по следующей
номенклатуре:
комбайны зерновые;
мини-заводы по переработке молока;
голландская технология по выращиванию картофеля;
мукомольные мельницы;
тракторы и автомашины стоимостью выше 200 тыс. рублей;
все виды техники и оборудования, переданные арктическим и
северным улусам.
Раздел 2. Порядок расчета между лизингодателем
и лизингополучателем
Заготовитель за фактически сданный объем продукции в счет
оплаты передает сельхозтоваропроизводителю (лизингополучателю)
собственные простые векселя со сроком погашения "по предъявлении"
без указания предельного срока.
Лизингополучатель в качестве платы за продукцию принимает у
заготовителя простые векселя. Далее передает в счет погашения
своей задолженности по лизинговой технике ДГУП "Туймаада-Лизинг".
ДГУП "Туймаада-Лизинг" принимает простые векселя от
лизингополучателя и погашает его задолженность.
Списание разницы цен между стимулирующими и минимальными
гарантированными закупочными ценами производится согласно пункту 3
подраздела 2.6 раздела 1 приложения N 7 к постановлению
Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2001 года N
53.
|