ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2001 г. N 274
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНКУРСОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N 402)
В целях содействия социально-экономическому развитию Республики
Саха (Якутия) через создание условий для привлечения инвестиций в
экономику, рост общеэкономической и коммерческой эффективности
инвестиций по всем видам собственности, включая государственную,
повышение инвестиционной активности, поддержки отечественных
товаропроизводителей, развития внутреннего рынка Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Порядок организации и проведения республиканских
конкурсов инвестиционных проектов согласно приложению.
2. Считать утратившим силу постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 22 августа 1997 года N 385 "О порядке
организации и проведения республиканских конкурсов по размещению
средств инвестиционного бюджета (бюджета развития) Республики Саха
(Якутия), намечаемых к распределению на конкурсной основе".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) И.Н. Долинина.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 11 мая 2001 г. N 274
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ
КОНКУРСОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N 402)
1. Общие положения
1.1. Основными целями проведения республиканских конкурсов
инвестиционных проектов являются содействие социально-
экономическому развитию Республики Саха (Якутия) путем
формирования благоприятного инвестиционного климата и создания
условий для роста инвестиционной активности, повышения
экономической и социальной эффективности инвестиций,
осуществляемых за счет всех источников финансирования, включая
государственные капитальные вложения, предусмотренные в
государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
(п. 1.1 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
1.2. Порядок организации и проведения республиканских конкурсов
инвестиционных проектов определяет этапы и условия организации и
проведения конкурса, соответствующие функции республиканских
органов исполнительной власти, права и обязанности организаторов и
участников конкурса, основные требования к конкурсной
документации, процедуру рассмотрения конкурсных заявок участников,
а также оформление результатов конкурса.
1.3. При проведении республиканских конкурсов инвестиционных
проектов обеспечивается равенство условий и требований,
объективность оценок предложений участников конкурса.
(п. 1.3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
2. Участники конкурсов
2.1. Участниками конкурса являются инициаторы инвестиционных
проектов, независимо от форм собственности, организационно-
правового статуса и ведомственной принадлежности, подавшие в
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия)
заявку для участия в конкурсе инвестиционных проектов.
(п. 2.1 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
2.2. Заявки от субъектов малого предпринимательства поступают в
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и
занятости Республики Саха (Якутия), которое после предварительного
отбора проектов направляет их для последующего прохождения
конкурса в конкурсную комиссию по отбору конкурсных инвестиционных
проектов.
(п. 2.2 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
3. Условия конкурсного размещения
республиканских инвестиционных ресурсов
3.1. Доля государственной поддержки за счет государственных
капитальных вложений, предусмотренных в государственном бюджете
Республики Саха (Якутия), устанавливается в размере до 100% от
капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта.
(п. 3.1 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
3.2. Исключен. - Постановление Правительства РС(Я) от
30.06.2005 N 402.
3.3. Инициатор проекта имеет право выбора следующих форм
участия государства в финансировании прошедших конкурс проектов:
финансирование проекта за счет средств государственных
капитальных вложений, предусмотренных в государственном бюджете
Республики Саха (Якутия), на возвратной и платной основе со сроком
возврата не более трех лет с уплатой процентов в размере 1/3
действующей учетной ставки Центрального Банка Российской
Федерации. Условия предоставления, использования и платы за
предоставляемые средства оговариваются в соглашениях, заключаемых
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) с инициаторами
проектов;
предоставление государственных капитальных вложений,
предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха
(Якутия), на условиях передачи в республиканскую собственность по
номинальной стоимости дополнительно выпускаемых акций на сумму
предоставляемых средств.
(п. 3.3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
4. Условия участия в конкурсе
4.1. Участники конкурса представляют в конкурсную комиссию
Перечень документов в соответствии с приложением N 1 к настоящему
Порядку. Обязательной составной частью конкурсной заявки является
бизнес-план, составленный на основе Порядка оценки эффективности
инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за
счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) (приложение N 2 к
настоящему Порядку).
(п. 4.1 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
4.2. Министерство экономического развития Республики Саха
(Якутия) регистрирует заявки претендентов, рассматривает проекты и
направляет их на отраслевую и ведомственную экспертизы.
(п. 4.2 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
4.3. Условиями участия инвестиционных проектов в конкурсе
являются:
4.3.1. Положительное заключение отраслевого министерства
(ведомства).
4.3.2. Положительное заключение Управления государственной
вневедомственной экспертизы при Правительстве Республики Саха
(Якутия).
4.3.3. Стабильное финансовое состояние предприятия, наличие
достаточных оборотных средств.
4.3.4. Заключение Министерства имущественных отношений
Республики Саха (Якутия) о целесообразности формирования доли
государства в уставном капитале хозяйственного общества, а также о
структуре уставного капитала действующего хозяйственного общества.
4.3.5. Обеспечение исполнения обязательств по возврату
бюджетного кредита в виде:
а) банковской гарантии на сумму кредита с учетом процентов за
пользование кредитом и штрафных санкций;
б) или залога имущества (за исключением имущества в обороте), в
том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее
суммы кредита с учетом процентов за пользование кредитом. При
расчете общей суммы залога принимается ставка рефинансирования
Центробанка РФ на дату рассмотрения документов. При залоге
имущества, кроме ценных бумаг, предоставить договор страхования
имущества и справку Регистрационной палаты Республики Саха
(Якутия) о том, что имущество не заложено на дату оформления
документов;
в) поручительства на сумму кредита с учетом процентов за
пользование кредитом и штрафных санкций.
4.3.6. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую
степень ликвидности.
Не допускаются к конкурсу претенденты, находящиеся в стадии
реорганизации, ликвидации или банкротства; сообщившие о себе
ложные сведения; не представившие необходимые документы; имеющие
просроченную задолженность по ранее предоставленным из
федерального или республиканского бюджета средствам на возвратной
основе; имеющие просроченную задолженность также по кредитам из
иных источников; имеющие просроченную задолженность по налогам во
все уровни бюджетов.
Претенденты, получившие кредиты по ранее представленным
проектам, до получения нового кредита должны погасить долги по
ранее взятым кредитам.
(п. 4.3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
4.4. Возможно проведение экспертизы научными организациями,
независимыми экспертами и специалистами, обладающими
соответствующими лицензиями и сертификатами, с обязательным
представлением в конкурсную комиссию лицензий и сертификатов.
4.5. Претенденты, представившие проекты и запрашивающие кредит
только на пополнение оборотных средств, не принимаются для участия
в конкурсе.
5. Порядок проведения конкурса
5.1. Конкурсная комиссия формируется распоряжением
Правительства Республики Саха (Якутия) из представителей
исполнительной и законодательной власти республики.
5.2. Конкурсная комиссия обеспечивает публикацию сообщений в
средствах массовой информации об условиях и сроках проведения
конкурса.
5.3. Экспертная группа при конкурсной комиссии создается
распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия). Экспертная
группа на основе представленных заявок и положительных заключений
экспертных органов рассматривает экономическую целесообразность
реализации проектов, отбирает и представляет к каждому заседанию
конкурсной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) не
менее 5 (пяти) инвестиционных проектов на конкурс, по возможности
одной тематики. Заключение экспертной группы делается
безвозмездно. Состав экспертной группы обновляется ежегодно.
5.5. Оценка инвестиционных проектов производится в соответствии
с Порядком оценки эффективности инвестиционных проектов,
финансирование которых осуществляется за счет государственных
капитальных вложений, предусмотренных в государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) (приложение N 2 к настоящему Порядку).
(п. 5.5 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
5.6. Исключен. - Постановление Правительства РС(Я) от
30.06.2005 N 402.
5.7. В течение 10 дней после принятия решения комиссия по
отбору конкурсных инвестиционных проектов направляет претендентам
письменное уведомление об оказании государственной поддержки
проекту с указанием ее размера, либо об отказе в ней, либо о
необходимости доработки проекта с последующим его повторным
направлением на рассмотрение в Министерство экономического
развития Республики Саха (Якутия).
(п. 5.7 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
5.8. По прошедшим конкурсный отбор проектам готовится проект
распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) о
финансировании. После выхода распоряжения Правительства Республики
Саха (Якутия) заключается двусторонний договор займа между
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и предприятием,
либо трехсторонний договор между Министерством финансов Республики
Саха (Якутия), Министерством имущественных отношений Республики
Саха (Якутия) и предприятием, прошедшим конкурсный отбор, в
зависимости от предмета инвестирования, и в течение трех месяцев
производится финансирование, в том числе целевое финансирование по
договорам поставки, представленным предприятием. Оборудование до
полного возврата кредита остается в государственной собственности.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
заключает с предприятием договор льготного финансового лизинга
сроком до трех лет. По истечении срока финансового лизинга при
условии возврата Министерству финансов Республики Саха (Якутия)
кредита и процентов по нему оборудование переходит в полную
собственность предприятия.
(п. 5.8 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N
402)
6. Контроль и отчетность
6.1. Предприятие, получившее кредит, не должно допускать
нецелевого использования средств и ежеквартально представлять
отчет по освоению средств в отраслевое министерство, и в
Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
6.2. Отраслевые министерства, давшие положительные заключения,
и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обязаны
контролировать реализацию проекта и целевое использование средств.
Приложение N 1
к Порядку организации и проведения
республиканских конкурсов инвестиционных
проектов, утвержденному постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия)
от 11 мая 2000 г. N 274
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N 402)
Заявка претендентов представляется в Министерство
экономического развития Республики Саха (Якутия). Каждый документ
в составе заявки заверяется подписью и печатью претендента.
Заявка должна содержать:
1. Официальное обращение.
2. Паспорт инвестиционного проекта согласно приложению N 1.1 к
Порядку.
3. Подтверждение о наличии лицензии на право соответствующей
деятельности.
4. Учредительные документы:
1) свидетельство о государственной регистрации;
2) устав (последняя редакция);
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) решение (протокол) общего собрания участников (акционеров)
об избрании (назначении) руководителя (с приложением копии
паспорта руководителя);
5) резюме на топ-менеджеров предприятия, в том числе на имеющих
право подписи финансовых документов (возраст, образование, опыт
работы за последние 10 лет);
6) полные реквизиты предприятия-инициатора проекта.
5. Утвержденный претендентом бизнес-план, составленный в
соответствии с Порядком оценки эффективности инвестиционных
проектов, финансирование которых осуществляется за счет
государственных капитальных вложений, предусмотренных в
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) (приложение N 2 к
Порядку).
6. Справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности
по отчислениям в бюджет.
7. Принятый налоговой инспекцией бухгалтерский баланс, отчет о
прибыли и убытках за предыдущий год и за текущий год.
8. Подтверждение об отсутствии просроченной задолженности по
ранее взятым кредитам.
Приложение N 1.1
к Порядку организации и проведения
республиканских конкурсов инвестиционных
проектов, утвержденному постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия)
от 11 мая 2001 года N 274, с изменениями
и дополнениями, внесенными постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия)
от 30 июня 2005 г. N 402
Паспорт инвестиционного проекта
Информацию по пунктам Паспорта следует представлять, по
возможности, в кратком, сжатом виде.
-----T---------------------------------------T-------------------¬
¦ N ¦ Вопросы по проекту ¦По данным заявителя¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ I. Данные о предприятии (организации) - инициаторе проекта ¦
+----T---------------------------------------T-------------------+
¦1.1 ¦Наименование проекта ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.2 ¦Кем представляется проект ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.3 ¦Наименование предприятия - инициатора ¦ ¦
¦ ¦проекта ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.4 ¦Почтовый адрес ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.5 ¦Фамилия, имя, отчество руководителя ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.6 ¦Телефон, факс ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.7 ¦Адрес электронной почты ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.8 ¦Лицо для контакта, телефон ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.9 ¦Организационно-правовая форма ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.10¦Форма собственности, в том числе доля ¦ ¦
¦ ¦государства ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.11¦Основной вид деятельности ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.12¦Продолжительность деятельности ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.13¦Дата и результаты последней аудиторской¦ ¦
¦ ¦проверки ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.14¦Уставной капитал предприятия (по ¦ ¦
¦ ¦балансу) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.15¦Активы предприятия: ¦ ¦
¦ ¦- стоящие на балансе ¦ ¦
¦ ¦- стоящие за балансом ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.16¦Основные учредители (указать долю в ¦ ¦
¦ ¦уставном капитале) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.17¦Среднесписочная численность работников ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦1.18¦Производственные показатели ¦ ¦
¦ ¦деятельности (млн. руб.): ¦ ¦
¦ ¦- объем производства за (200_, 200_ ¦ ¦
¦ ¦г.г.) ¦ ¦
¦ ¦- финансовый результат деятельности ¦ ¦
¦ ¦(прибыль, убыток) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ II. Информация о проекте ¦
+----T---------------------------------------T-------------------+
¦2.1 ¦Цели инвестиционного проекта ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦2.2 ¦Описание инвестиционного проекта ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦2.3 ¦Характер проекта (строительство, ¦ ¦
¦ ¦реконструкция, модернизация или другое)¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦2.4 ¦Место реализации проекта ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦2.5 ¦Ориентировочная дата начала реализации ¦ ¦
¦ ¦проекта ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ III. Описание планируемой к выпуску продукции ¦
+----T---------------------------------------T-------------------+
¦3.1 ¦Необходимость лицензирования, патентной¦ ¦
¦ ¦защиты ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦3.2 ¦Необходимость сертификации продукции, ¦ ¦
¦ ¦производства (наименование организации,¦ ¦
¦ ¦выдавшей сертификат) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦3.3 ¦Наличие собственных "ноу-хау" ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦3.4 ¦Мощность планируемого производства в натуральном и ¦
¦ ¦стоимостном выражении (курс, рублей за 1 доллар США ¦
¦ ¦на " " 200 г.) ¦
¦ +---------------------------T----T----T----T----T----T------+
¦ ¦Наименование продукции ¦Ед. ¦1 ¦ 2 ¦ ...¦ t ¦ Т ¦
¦ ¦ ¦изм.¦год ¦год ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+----+----+----+----+----+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+----+----+----+----+----+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+----+----+----+----+----+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+----+----+----+----+----+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------+----+----+----+----+----+------+
¦ IV. Маркетинговые исследования ¦
+----T---------------------------------------T-------------------+
¦4.1 ¦Характеристика рынка сбыта ¦ ¦
¦ ¦продукции/услуг (объем спроса, основные¦ ¦
¦ ¦покупатели, импорт, экспорт, основные ¦ ¦
¦ ¦конкуренты, область потребления, ¦ ¦
¦ ¦отпускные цены и др.) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦4.2 ¦Обеспеченность договорами поставки, ¦ ¦
¦ ¦гарантийными письмами от потребителей ¦ ¦
¦ ¦продукции, услуг или протоколами о ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ V. Степень проработки инвестиционного проекта ¦
+----T---------------------------------------T-------------------+
¦5.1 ¦Технико-экономическое обоснование (ТЭО)¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦5.2 ¦Бизнес-план (год расчета, указать ¦ ¦
¦ ¦методику, использованную при расчете) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦5.3 ¦Проектно-сметная документация (какая ¦ ¦
¦ ¦есть в наличии, кем, когда утверждена) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦5.4 ¦Наличие для реализации проекта ¦ ¦
¦ ¦(разрешений): ¦ ¦
¦ ¦- земельного участка ¦ ¦
¦ ¦- производственных площадей ¦ ¦
¦ ¦- электроснабжения ¦ ¦
¦ ¦- теплоснабжения ¦ ¦
¦ ¦- водоснабжения ¦ ¦
¦ ¦- водоотведения ¦ ¦
¦ ¦- связи ¦ ¦
¦ ¦- сырья или его поставщиков ¦ ¦
¦ ¦- подъездных путей ¦ ¦
¦ ¦- другое ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦5.5 ¦Наличие заключения экологической ¦ ¦
¦ ¦экспертизы проекта и последствий его ¦ ¦
¦ ¦реализации ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦5.6 ¦Необходимость импортных поставок: ¦ ¦
¦ ¦- оборудования ¦ ¦
¦ ¦- комплектующих материалов ¦ ¦
¦ ¦- сырья и материалов ¦ ¦
¦ ¦- технологий ¦ ¦
¦ ¦- услуг по обучению ¦ ¦
¦ ¦- другое ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦5.7 ¦Поддержка органов власти, гарантия ¦ ¦
¦ ¦Администрации региона ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ VI. Финансирование проекта ¦
+----T---------------------------------------T-------------------+
¦6.1 ¦Объем инвестиций по проекту, всего ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦6.2 ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦- собственные средства ¦ ¦
¦ ¦- заемные и привлеченные средства ¦ ¦
¦ ¦- государственные капитальные вложения ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦6.3 ¦Ранее понесенные затраты по проекту ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦6.4 ¦Возможное участие инвестора: ¦ ¦
¦ ¦- товарный кредит ¦ ¦
¦ ¦- лизинг ¦ ¦
¦ ¦- приобретение акций до % ¦ ¦
¦ ¦- доля выпущенной продукции ¦ ¦
¦ ¦- доля от объема продаж % ¦ ¦
¦ ¦- доля от прибыли % ¦ ¦
¦ ¦- кредит в рублях при ставке % ¦ ¦
¦ ¦годовых на ____ лет ¦ ¦
¦ ¦- кредит в долларах США при ставке ¦ ¦
¦ ¦% годовых на лет ¦ ¦
¦ ¦- другое ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦6.5 ¦Обеспечение обязательств по возврату ¦ ¦
¦ ¦инвестиций: ¦ ¦
¦ ¦- залог имущества ¦ ¦
¦ ¦- передача прав ¦ ¦
¦ ¦- банковские гарантии (указать банк) - ¦ ¦
¦ ¦гарантия Администрации региона ¦ ¦
¦ ¦- другое ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ VII. Финансовые показатели проекта ¦
+----T-------------------------------------T---------------------+
¦7.1 ¦Срок окупаемости государственных ¦ ¦
¦ ¦капитальных вложений ¦ ¦
+----+-------------------------------------+---------------------+
¦7.2 ¦Чистый дисконтированный доход ¦ ¦
¦ ¦государственного бюджета республики ¦ ¦
+----+-------------------------------------+---------------------+
¦7.3 ¦Внутренняя норма доходности ¦ ¦
¦ ¦государственных капитальных вложений ¦ ¦
+----+-------------------------------------+---------------------+
¦7.4 ¦Индекс прибыльности государственных ¦ ¦
¦ ¦капитальных вложений ¦ ¦
+----+-------------------------------------+---------------------+
¦ VIII. Социальная и бюджетная эффективность проекта ¦
+----T-------------------------------------T---------------------+
¦8.1 ¦Создаваемые рабочие места ¦ ¦
+----+-------------------------------------+---------------------+
¦8.2 ¦Неналоговые поступления от реализации¦ ¦
¦ ¦проекта ¦ ¦
+----+-------------------------------------+---------------------+
¦8.3 ¦Налоговые поступления от реализации ¦ ¦
¦ ¦проекта (прямые и косвенные) ¦ ¦
L----+-------------------------------------+----------------------
Приложение N 2
к Порядку организации и проведения
республиканских конкурсов инвестиционных
проектов, утвержденному постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия)
от 11 мая 2001 года N 274
ПОРЯДОК
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ,
ФИНАНСИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.06.2005 N 402)
1. Порядок оценки эффективности инвестиционных проектов,
финансирование которых осуществляется за счет государственных
капитальных вложений, предусмотренных в государственном бюджете
Республики Саха (Якутия), содержит процедуры формализованного
определения экономического и социального эффектов инвестирования и
оценки целесообразности включения проекта в Инвестиционную
программу Республики Саха (Якутия).
2. Необходимая информация для оценки экономического и
социального эффектов реализации представляемых на конкурс
инвестиционных проектов и принятия обоснованных решений о
целесообразности их включения в Инвестиционную программу
Республики Саха (Якутия) включается претендентом на участие в
республиканских конкурсах инвестиционных проектов в состав бизнес-
плана, являющегося неотъемлемой составной частью конкурсной
документации.
3. При оформлении бизнес-плана рекомендуется придерживаться
следующей приводимой ниже структуры:
3.1. Титульный лист
"Утверждаю"
Должность ________________
Фамилия И.О. ______________
"___" _____________ 200_ г.
(печать)
БИЗНЕС-ПЛАН
(краткое название проекта)
Полное название и адрес предприятия-инициатора.
Имена руководителей предприятия.
Номера телефонов, факсов, телексов.
3.2. Резюме проекта
Суть проекта (3-5 строк).
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Совокупная стоимость проекта.
Финансирование (в %):
собственные средства;
заемные средства;
государственные капитальные вложения.
Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта.
Гарантии по возврату заемных средств.
Сроки реализации проекта.
Срок окупаемости проекта.
Внутренняя норма доходности государственных капитальных
вложений (Евн).
Чистый дисконтированный доход государственного бюджета
республики (ЧДД).
Индекс прибыльности государственных капитальных вложений (РI).
Ежегодный объем чистой прибыли.
3.3. Состояние и перспективы развития отрасли
Общая характеристика потребности и объем производства продукции
в Республике Саха (Якутия) и России. Значимость данного
производства для экономического и социального развития Республики
Саха (Якутия).
Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса
основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
Сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе.
Рентабельность производства: средняя и на лучших предприятиях
отрасли.
Тенденции развития отрасли как объекта инвестирования.
Потенциальные потребители.
3.4. Производственный план
Полное описание всего производственного процесса.
Специфические требования к организации производства.
План вывода предприятия на полную проектную мощность.
Производственные площади и наличие прав собственности на них.
Сырье и материалы, комплектующие: поставщики и цены.
Нормы и форма амортизационных отчислений.
Себестоимость продукции.
Структура капитальных вложений. Ввод и освоение
производственных мощностей.
Обеспечение экологической и технической безопасности.
3.5. Правовое обеспечение проекта
Наличие нормативно-правовой базы для организации производства.
Ограничения по лицензированию.
Наличие прав собственности на выпуск товара.
3.6. Анализ рынка - план маркетинга
Величина и структура текущего действительного спроса.
Перспективная оценка спроса.
Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или
сезонный).
Торгово-сбытовые издержки. Капитальные затраты, связанные с
реализацией продукции.
Обоснование цены на продукцию.
Организация сбыта.
Организация рекламы, примерный объем затрат.
Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по
предлагаемым ценам.
3.7. Организационный план
Форма собственности предприятия.
Информация о партнерах или основных пайщиках.
Основные подразделения предприятия и их функции.
Распределение обязанностей персонала управления.
Руководители предприятия и их краткие биографические данные.
Методы взаимодействия персонала между собой.
Квалификация персонала.
3.8. Финансовый план
Форма анализа денежных потоков.
Отчет о прибылях и убытках.
Форма анализа денежных потоков с учетом дисконтирования.
Расчет себестоимости продукции.
Расчет налоговых отчислений.
Анализ безубыточности продаж.
Расчет возврата кредитных ресурсов.
Расчет инвестиционных затрат.
Расчет внутренней нормы доходности государственных капитальных
вложений.
Расчет чистого дисконтированного дохода государственного
бюджета республики.
Расчет сроков окупаемости проекта.
Расчет индекса прибыльности государственных капитальных
вложений.
3.9. Оценка рисков
Анализ чувствительности чистого дисконтированного дохода
государственного бюджета Республики Саха (Якутия) к возможному
изменению цен реализации продукции, объемов продаж, материальных
затрат, уровня оплаты труда и т.д.
4. При оформлении бизнес-плана рекомендуется пользоваться
стандартными формами представления материалов, приведенными в
Положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при
размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных
ресурсов бюджета развития РФ от 22.11.1997 N 1470, с изменениями,
внесенными постановлением Правительства РФ от 20.05.1998 N 467.
Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок
окупаемости проекта на один год. Расчеты показателей эффективности
реализации инвестиционных проектов, выполняемые при составлении
бизнес-плана, ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в
котором проводится конкурс по размещению государственных
капитальных вложений, предусмотренных в государственном бюджете
Республики Саха (Якутия).
5. Ключевым оценочным показателем эффективности инвестиций,
осуществляемых из государственного бюджета Республики Саха
(Якутия), является чистый дисконтированный доход государственного
бюджета Республики Саха (Якутия). Необходимая для его определения
информация приводится в составе бизнес-плана и включает:
5.1. Данные об объеме инвестиций из государственного бюджета
Республики Саха (Якутия), необходимых для реализации проекта
(таблица 1).
Таблица 1. Потребность в государственных капитальных
вложениях для реализации инвестиционного проекта
согласно проектно-сметной документации, млн. рублей
(в среднегодовых ценах года проведения конкурса)
----------------------------------------------T------------------¬
¦ Наименование источников ¦Средства на начало¦
¦ финансирования проекта ¦реализации проекта¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦1. Объем инвестиций по проекту, всего ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦в том числе: ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦2. Собственные средства, всего ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Из них: ¦ ¦
¦ а) взносы в уставный капитал ¦ ¦
¦ б) нераспределенная прибыль ¦ ¦
¦ в) амортизация ¦ ¦
¦ г) продажа основных средств ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦3. Заемные и привлеченные средства ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Из них: ¦ ¦
¦ а) кредиты банков ¦ ¦
¦ б) заемные средства других организаций ¦ ¦
¦ в) продажа акций на открытом рынке ¦ ¦
¦ г) прочие ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦4. Государственные капитальные вложения, ¦ ¦
¦всего ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦5. Процент внебюджетных средств в общем ¦ ¦
¦объеме инвестиций по проекту (сумма пунктов 2¦ ¦
¦и 3 в процентах от пункта 1) ¦ ¦
L---------------------------------------------+-------------------
5.2. Данные о неналоговых поступлениях по проекту. Неналоговые
поступления включают единовременные поступления при оформлении
земельного участка, выручку от продажи принадлежащего Республике
Саха (Якутия) пакета акций, дивиденды по акциям, принадлежащим
Республике Саха (Якутия), поступления в счет погашения процентов
по государственному кредиту и основному долгу, доходы от
лицензирования в соответствии с действующим законодательством и
т.д.
5.3. Прямые налоговые поступления включают налоговые выплаты
непосредственных участников проекта, в том числе предприятий,
являющихся получателями государственных капитальных вложений и
предприятий строительного комплекса республики, привлекаемых к
реализации проекта на его инвестиционной стадии. В составе
налоговых выплат учитываются доли федеральных налогов, а также
региональные и местные налоги, зачисляемые в государственный
бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным
законом "О федеральном бюджете Российской Федерации" и Законом
Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики
Саха (Якутия)" на текущий финансовый год (год проведения
конкурса).
5.4. Косвенные налоговые выплаты включают приросты налоговых
выплат зарегистрированных в Республике Саха (Якутия) смежников -
непосредственных участников инвестиционного проекта. К ним
относятся: республиканские предприятия промышленности строительных
материалов и производители оборудования, поставляющие необходимые
материалы и оборудование для строительства объектов, финансируемых
за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в
государственном бюджете Республики Саха (Якутия); республиканские
предприятия, поставляющие сырье, материалы и комплектующие для
производства товаров или предоставления услуг на эксплуатационной
стадии реализации инвестиционных проектов; республиканские
предприятия, являющиеся потребителями этой продукции или услуг.
Включение косвенных налоговых выплат в оценку эффективности
инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета
Республики Саха (Якутия), обеспечивает учет налогового
мультипликатора, возникающего вследствие их реализации.
5.5. Денежные выплаты из государственного бюджета Республики
Саха (Якутия) на эксплуатационной стадии реализации проекта
включают различные виды планируемых дотаций и субсидий на
компенсацию удорожания энергоносителей, северные надбавки и т.д.,
выплачиваемых участникам проекта.
5.6. При обосновании бюджетной эффективности рассматриваемых
инвестиционных проектов безрисковая ставка дисконтирования Е,
характеризующая минимально допустимую для инвестора величину
дохода в расчете на единицу авансированного капитала, принимается
равной 1/3 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка
Российской Федерации. Коэффициент дисконтирования альфа
t
рассчитывается по формуле:
1
альфа = -------- ,
t t
(1 + Е)
где t - период времени от начала реализации инвестиционного
проекта.
Настоящим порядком оценки эффективности инвестиционных проектов
предусматривается учет фактора риска путем увеличения нормы
дисконтирования на величину поправки, принимаемой по данным
таблицы 2.
Таблица 2. Поправка на риск в зависимости
от целей инвестиционного проекта
-------------T--------------------------------------T-----------¬
¦ Величина ¦ Цель проекта ¦Поправка на¦
¦ риска ¦ ¦ риск, % ¦
+------------+--------------------------------------+-----------+
¦ Низкий ¦ Вложения при интенсификации ¦ 3-5 ¦
¦ ¦производства на базе освоенной техники¦ ¦
+------------+--------------------------------------+-----------+
¦ Средний ¦Увеличение объема продаж существующей ¦ 8-10 ¦
¦ ¦ продукции ¦ ¦
+------------+--------------------------------------+-----------+
¦ Высокий ¦ Производство и продвижение на рынок ¦ 13-15 ¦
¦ ¦ нового продукта ¦ ¦
+------------+--------------------------------------+-----------+
¦ Очень ¦ Вложения в исследования и инновации ¦ 18-20 ¦
¦ высокий ¦ ¦ ¦
L------------+--------------------------------------+------------
6. Определение чистого дисконтированного бюджетного дохода
производится по форме, приведенной в таблице 3.
Таблица 3. Определение чистого дисконтированного дохода
государственного бюджета Республики Саха (Якутия), млн. рублей
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Денежные поступления и выплаты ¦ Годы ¦
¦ по проекту +---T---T---T----T---T----T----+
¦ ¦ 0 ¦ 1 ¦ 2 ¦....¦ t ¦....¦ T ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦1. Государственные капитальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вложения по проекту (учитываются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦со знаком "минус") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦2. Неналоговые денежные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поступления в государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджет республики, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦3. Прямые налоговые поступления в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственный бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республики, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦4. Косвенные налоговые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поступления в государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджет республики, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦5. Денежные выплаты из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственного бюджета на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эксплуатационной стадии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализации проекта, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦6. Итого денежных поступлений в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственный бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республики, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(сумма пунктов 2, 3 и 4 за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вычетом пункта 5) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦7. Сальдо денежного потока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(разность пунктов 6 и 1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦8. Коэффициент дисконтирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦9. Дисконтированное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦денежного потока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(произведение пунктов 7 и 8) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦10. Чистый дисконтированный доход¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республики нарастающим итогом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(с использованием данных пункта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦11. Коэффициент дисконтирования с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учетом рисков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦12. Дисконтированное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦денежного потока с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(произведение пунктов 7 и 11) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---+---+---+----+---+----+----+
¦13. Чистый дисконтированный доход¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республики нарастающим итогом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(с использованием данных пункта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+---+---+---+----+---+----+-----
Для экономически эффективных проектов должно соблюдаться
условие неотрицательности чистого дисконтированного дохода
государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (т.е. ЧДД >= 0).
7. Помимо чистого дисконтированного дохода государственного
бюджета Республики Саха (Якутия), в процессе оценки экономической
эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с
использованием бюджетных средств, обязательно рассчитываются и
такие показатели как:
срок окупаемости государственных капитальных вложений;
внутренняя норма доходности государственных капитальных
вложений;
индекс прибыльности государственных капитальных вложений.
7.1. Срок окупаемости государственных капитальных вложений
представляет собой период времени с начала реализации проекта до
момента, когда чистый дисконтированный бюджетный доход
государственного бюджета Республики Саха (Якутия) приобретет
положительное значение. Срок окупаемости рассчитывается при помощи
данных строк 9 или 12 таблицы 3 как наименьший корень следующего
неравенства:
Т Т
ок t ок t
SUM К : (1 + Е) <= SUM (П - В ) : (1 + Е) ,
t=0 t t=0 t t
где - К , П , В , соответственно, государственные капитальные
t t t
вложения по проекту, бюджетные поступления и выплаты
неинвестиционного характера в момент времени t реализации проекта;
Т - срок окупаемости.
ок
Для экономически эффективных проектов должно выполняться
условие Т <= Т, т.е. сделанные вложения капитала должны
ок
окупаться в пределах установленного расчетного периода.
7.2. Внутренняя норма доходности государственных капитальных
вложений представляет собой такую норму дисконтирования, которая
обращает в нуль величину чистого дисконтированного бюджетного
дохода. Она отражает размер дохода в расчете на единицу
государственных капитальных вложений, вложенных в реализацию
проекта, и рассчитывается как корень следующего уравнения:
Т t Т t
SUM (П - В ) : (1 + Евн) = SUM К : (1 + Евн) ,
t=0 t t t=0 t
где Евн - внутренняя норма доходности.
Для экономически эффективных проектов должно выполняться
условие Евн > Е, т.е. внутренняя норма доходности должна превышать
ставку дисконтирования.
7.3. Индекс прибыльности государственных капитальных вложений
РI представляет собой отношение интегрального дисконтированного
сальдо бюджетного денежного потока, определенного без учета
вложений по проекту, к интегральным дисконтированным
государственным капитальным вложениям. Он рассчитывается по
формуле:
Т Т
РI = SUM (П - В ) х альфа / SUM К х альфа .
t=0 t t t t=0 t t
Для экономически эффективных проектов должно соблюдаться
условие РI > 1.
8. При принятии решения о целесообразности финансирования из
государственного бюджета Республики Саха (Якутия) представляемых
на конкурс инвестиционных проектов, помимо рассмотренных в п. п. 6
и 7 показателей бюджетной эффективности, учитывается также система
показателей, учитывающих степень привлечения внебюджетных
источников инвестирования и значимость проекта для развития
региона. В перечень обязательных показателей включаются:
показатель, характеризующий долю внебюджетного финансирования
проекта (пункт 5 таблицы 1);
показатель, характеризующий качество гарантий возврата
бюджетных средств (измеряется в баллах от 1 до 10 по экспертной
оценке конкурсной комиссии);
показатель, характеризующий количество дополнительно созданных
рабочих мест в расчете на единицу объема капитальных вложений,
финансируемых из республиканского бюджета;
показатель, характеризующий инновационность производимого
товара или услуги (измеряется в баллах: для продукции,
подвергавшейся значительным технологическим изменениям или вновь
внедренной - от 7 до 10 баллов; для продукции, подвергавшейся
усовершенствованию - от 4 до 6 баллов; для продукции, выпускаемой
без усовершенствования - от 1 до 3 баллов).
9. Для инвестиционных проектов, имеющих социальную значимость,
перечень обязательных показателей дополняется перечнем
дополнительных показателей, учитывающих специфику проекта. Для
обеспечения формализованной процедуры оценки различных
составляющих социального эффекта, характеризующие его
дополнительные показатели формируются, в основном, из числа
показателей, ежегодно публикуемых Федеральной службой
государственной статистики. К числу таких показателей могут
относиться:
показатель, характеризующий уменьшение удельного веса ветхого и
аварийного жилищного фонда конкретного улуса во всем жилищном
фонде;
показатель, характеризующий прирост охвата детей улуса
дошкольными учреждениями;
показатель, характеризующий прирост числа больничных коек на 10
000 человек населения улуса;
показатель, характеризующий прирост библиотечного фонда
общедоступных библиотек на 1 000 человек населения улуса;
показатель, характеризующий степень улучшения экологической
обстановки (измеряется в баллах от 1 до 10 по экспертной оценке
государственного заказчика инвестиционного проекта);
показатель, характеризующий прирост коэффициента плотности
автомобильных дорог в улусе (коэффициента Энгеля, равного
отношению плотности автодорог к корню квадратному от плотности
населения улуса) и другие.
Окончательный перечень дополнительных показателей определяется
государственными заказчиками строек, объектов и направлений
государственных капитальных вложений из государственного бюджета
Республики Саха (Якутия).
10. Представленные на конкурс инвестиционные проекты
ранжируются в порядке убывания по каждому из перечисленных в
пункте 8 обязательных и утвержденных государственным заказчиком
дополнительных показателей.
Конкурсная комиссия устанавливает коэффициенты значимости
каждого из рассматриваемых показателей путем обобщения экспертных
оценок ее членов. При определении коэффициентов значимости каждый
из членов конкурсной комиссии придерживается следующих правил:
сумма коэффициентов значимости всех рассматриваемых показателей
равна 1;
сумма коэффициентов значимости обязательных показателей не
может быть меньше чем 0,8.
Интегральная рейтинговая оценка проекта, представленного на
конкурс, рассчитывается по формуле:
I
Р = SUM N х лямбда ,
k i=1 ki i
где Р - рейтинговая оценка k-го инвестиционного проекта,
k
представленного на конкурс государственным заказчиком; N -
ki
порядковый номер i-го показателя по k-му инвестиционному проекту в
ранжированном ряду инвестиционных проектов, представленных на
конкурс государственным заказчиком; лямбда - весовой коэффициент
i
значимости i-го показателя.
11. Перечень проектов-победителей конкурса формируется в
порядке убывания интегральной рейтинговой оценки, рассчитанной по
методике, изложенной в пункте 10.
-------------------------------------------------------------------
|