17 апреля 2001 года З N 271-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 17.04.2001 З N 272-II
Настоящий закон направлен на обеспечение реализации гражданами
Республики Саха (Якутия) конституционного права на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Настоящий закон устанавливает правовые основы регулирования
отношений в области охраны труда между работодателями и
работниками и направлен на создание условий труда, отвечающих
требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности.
Закон занимает верховенствующее положение по отношению к
другим республиканским законодательным актам в области охраны и
безопасности труда.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе
Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об охране
труда и сфера его применения
Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
Статья 4. Цель и основные направления государственной политики
в области охраны труда
Раздел II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД
В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА,
И ПРАВО РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 5. Право работника на труд в условиях, соответствующих
требованиям охраны труда
Статья 6. Гарантии права работников на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда
Статья 7. Право работодателя в области охраны труда
Статья 8. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными
или опасными условиями труда
Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда
Статья 10. Обязанности работника в области охраны труда
Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Статья 11. Государственное управление охраной труда
Статья 12. Полномочия органа исполнительной власти, ведающего
вопросами охраны труда
Статья 13. Полномочия министерств, ведомств и организаций по
охране труда
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления и
местных органов исполнительной власти в области охраны труда
Статья 15. Управление охраной труда в организации
Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 16. Республиканские отраслевые и республиканские
межотраслевые нормативные правовые акты об охране труда
Статья 17. Соответствие производственных объектов и средств
производства требованиям охраны труда
Статья 18. Образование и профессиональная подготовка по охране
труда
Статья 19. Обучение и инструктаж по охране труда
Статья 20. Финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
Статья 21. Научное и информационное обеспечение работы по
охране труда
Раздел VI. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 22. Государственный надзор и контроль
Статья 23. Общественный контроль за охраной труда
Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 24. Обязанности организаций в области охраны труда
Статья 25. Ответственность за нарушение законов и иных
нормативных правовых актов об охране труда
Статья 26. Ответственность за вред, причиненный жизни и
здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей
Статья 27. Приостановление деятельности организаций или их
структурных подразделений за нарушение требований охраны труда
Статья 28. Ликвидация организации или прекращение деятельности
ее структурного подразделения вследствие нарушения требований
охраны труда
______________________________________________________________________________
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
а) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя
правовые, социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия;
б) условия труда - совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих влияние на
работоспособность и здоровье работника;
в) вредный производственный фактор - производственный фактор,
воздействие которого на работника может привести к его
заболеванию;
г) опасный производственный фактор - производственный фактор,
воздействие которого на работника в определенных условиях приводит
к его травме, острому отравлению, другому внезапному резкому
ухудшению здоровья или смерти;
д) вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся
наличием вредных производственных факторов, превышающих
гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие
на организм работника;
е) опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся
уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение
рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни и здоровью
работника, высокий риск возникновения у него тяжелых форм
профессиональных повреждений;
ж) безопасные условия труда - условия труда, при которых
воздействие на работника вредных и опасных производственных
факторов исключено или их уровни не превышают установленные
нормативы;
з) рабочее место - место, в котором работник должен находиться
или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и
которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
и) работодатель - организация (юридическое лицо),
представляемая (представляемое) ее руководителем (администрацией),
либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых
отношениях;
к) средства индивидуальной и коллективной защиты работников -
технические средства, используемые для предотвращения или
уменьшения воздействия на работников опасных или вредных
производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
л) профессиональное заболевание - хроническое или острое
заболевание, вызванное воздействием на работника вредных или
опасных производственных факторов;
м) производственно-обусловленное заболевание - общее
(непрофессиональное) заболевание, возникающее в результате
неспецифического воздействия на организм работника вредных или
опасных условий труда;
н) несчастный случай на производстве - случай на производстве,
в результате которого произошло воздействие на работника опасного
производственного фактора;
о) производственная деятельность - совокупность действий людей
с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в
готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку
различных видов сырья, строительство, оказание различных видов
услуг;
п) сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат
безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в
организации работ по охране труда установленным государственным
нормативным требованиям охраны труда.
Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об охране
труда и сфера его применения
1. Законодательство Республики Саха (Якутия) об охране труда
основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции
Республики Саха (Якутия), Федеральном законе "Об основах охраны
труда в Российской Федерации" и состоит из настоящего закона, а
также других законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Действие настоящего закона распространяется на:
а) организации всех форм собственности независимо от сферы
хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
б) работодателей;
в) работников, состоящих с работодателями в трудовых
отношениях;
г) членов кооперативов, участвующих в совместной
производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на
их личном трудовом участии;
д) студентов образовательных учреждений высшего
профессионального и среднего профессионального образования,
учащихся образовательных учреждений начального профессионального,
среднего профессионального образования и образовательных
учреждений среднего (полного) общего, основного общего
образования, проходящих производственную практику;
е) военнослужащих, направляемых на работы на предприятия, в
учреждения и организации;
ж) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период
их работы в организациях.
3. На граждан Республики Саха (Якутия), Российской Федерации,
работающих по найму в других государствах, распространяется
законодательство об охране труда государства работодателя, а на
иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в
организациях Республики Саха (Якутия), Российской Федерации,
распространяется законодательство об охране труда Российской
Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами и
соглашениями.
Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
1. Государственными нормативными требованиями охраны труда
(далее - требования охраны труда), содержащимися в законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации, Республики Саха
(Якутия) об охране труда, а также в нормах и правилах безопасности
и гигиены труда, устанавливаются нормы, правила, процедуры и
критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности.
2. Требования охраны труда обязательны для исполнения
юридическими и физическими лицами, указанными в части 2 статьи 2
настоящего закона, при осуществлении ими любых видов деятельности,
в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и
эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого
оборудования, разработке технологических процессов, организации
производства и труда.
Статья 4. Цель и основные направления государственной политики
в области охраны труда
1. Цель государственной политики в области охраны труда -
обеспечение безопасных условий труда работникам, предупреждение
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Государственная политика в области охраны труда, исходя из
приоритета сохранения жизни и здоровья работников, предусматривает
совместные действия органов государственной власти, объединений
работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками
представительных органов по улучшению условий и охраны труда,
предупреждению несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
2. Основными направлениями государственной политики в области
охраны труда являются:
а) реализация федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации об охране труда, а также принятие и
реализация законов и иных нормативных правовых актов об охране
труда Республики Саха (Якутия), республиканских целевых программ
улучшения условий и охраны труда;
б) установление единых нормативных требований охраны труда,
обязательных к исполнению организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, с учетом
федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых
программ улучшения условий и охраны труда;
в) государственное управление охраной труда и государственный
надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных
правовых актов об охране труда;
г) содействие общественному контролю за соблюдением прав и
законных интересов работников в области охраны труда на
производстве, осуществляемому профессиональными союзами и иными
уполномоченными работниками представительными органами по вопросам
охраны труда;
д) взаимодействие и сотрудничество органов государственного
управления охраной труда, органов государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда с работодателями,
профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками
представительными органами по вопросам охраны труда,
заинтересованными в разработке и реализации государственной
политики в области охраны труда;
е) проведение регулярной оценки состояния условий и
безопасности труда в организациях независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности;
ж) защита законных интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
а также членов их семей на основе обязательного социального
страхования работников от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
з) участие государства в финансировании мероприятий по охране
труда;
и) применение санкций экономического характера в случаях
нарушения работодателями и представляющими их должностными лицами
нормативных требований охраны труда;
к) расследование несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
л) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при
современном техническом уровне производства и организации труда;
м) распространение передового отечественного и зарубежного
опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
н) обеспечение функционирования единой информационной системы
охраны труда;
о) организация государственной статистической отчетности об
условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной
заболеваемости и об их материальных последствиях;
п) проведение эффективной экономической политики,
стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и
внедрение безопасных техники и технологий, производство средств
индивидуальной и коллективной защиты работников;
р) установление порядка обеспечения работников средствами
индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми
помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами
за счет средств работодателей (организаций).
3. Реализация основных направлений государственной политики в
области охраны труда обеспечивается согласованными действиями
органов государственной власти Российской Федерации, Республики
Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, работодателей,
объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками представительных
органов по вопросам охраны труда.
Раздел II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД
В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА,
И ПРАВО РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 5. Право работника на труд в условиях, соответствующих
требованиям охраны труда
Каждый работник имеет право на:
а) рабочее место, соответствующее установленным требованиям
охраны труда;
б) обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
в) получение достоверной информации от работодателя,
соответствующих государственных органов и общественных организаций
об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске
повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия
вредных или опасных производственных факторов;
г) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности
для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны
труда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), до устранения
такой опасности;
д) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты
работников в соответствии с установленными требованиями охраны
труда за счет средств работодателя;
е) обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств
работодателя;
ж) профессиональную переподготовку за счет средств
работодателя в случае ликвидации рабочего места, а также в случае
потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на
производстве или профессиональным заболеванием вследствие
нарушения требований охраны труда;
з) запрос о проведении проверки условий и охраны труда
органами государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда или органами общественного контроля за
соблюдением требований охраны труда;
и) обращение в органы государственной власти Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия), органы местного
самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а
также в профессиональные союзы, их объединения и иные
уполномоченные работниками представительные органы по вопросам
охраны труда;
к) личное участие или участие через своих представителей в
рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте, а также в расследовании происшедшего с
ним несчастного случая на производстве или его профессионального
заболевания;
л) внеочередные в соответствии с медицинскими рекомендациями
медицинские осмотры (обследования) с сохранением за ним места
работы (должности) и среднего заработка на время прохождения
указанного медицинского осмотра;
м) компенсации и льготы в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
н) возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с
исполнением им трудовых обязанностей, в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 6. Гарантии права работников на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда
1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд
в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
2. Условия трудового договора (контракта) должны
соответствовать требованиям законов и иных нормативных правовых
актов об охране труда.
В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за
тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
3. На время приостановки работ органами государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда
вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных
требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется
место работы и средний заработок.
4. При отказе работника от выполнения работ в случае
возникновения опасности для его жизни и здоровья, не
предусмотренных трудовым договором (контрактом), а также при
необеспечении его средствами индивидуальной и коллективной защиты
работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время
устранения опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным
причинам невозможно, время простоя работника до устранения
опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения
опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых
работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не
предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за
собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
6. Трудовой договор (контракт), снижающий права работника в
области охраны труда по сравнению с законодательными и
нормативными актами, может быть расторгнут по инициативе
работника.
7. Допуск к работе лиц, не имеющих необходимой
профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж
по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний
правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.
8. Запрещается привлечение или допуск работников, в том числе
с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов
противопоказана им по состоянию здоровья.
9. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при
исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 7. Право работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право на:
а) внесение в соответствующие органы государственного
управления охраной труда предложений по разработке или изменению
норм и правил безопасности и гигиены труда;
б) получение информации от органов государственного управления
охраной труда, органов государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда, в том числе при проведении
ими проверки условий и охраны труда или расследования несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в) проведение совещаний и консультаций с органами
государственного управления охраной труда, органами
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда по завершении ими проверки условий и охраны труда или
расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
г) обжалование решений соответствующих органов
государственного управления охраной труда, органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда в вышестоящем государственном органе по вопросам
охраны труда или в суде.
Статья 8. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными
или опасными условиями труда
На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями
труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе
восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы
противопоказаны по состоянию здоровья.
Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда
1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны
труда в организации возлагаются на работодателя.
2. Работодатель обязан обеспечить:
а) безопасность работников при эксплуатации зданий,
сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов,
а также применяемых в производстве сырья и материалов;
обязательное наличие и применение средств индивидуальной и
коллективной защиты работников;
б) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на
каждом рабочем месте;
в) режим труда и отдыха работников, установленный
законодательством;
г) своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви
и других средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами
работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями
труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных
условиях или связанных с загрязнением;
д) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах
работников и проверку их знаний требований охраны труда;
е) недопущение работников, не имеющих необходимой
профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж
по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний
требований охраны труда, к выполнению ими трудовых обязанностей;
ж) организацию эффективного контроля за условиями труда на
рабочих местах, а также за правильностью применения работниками
средств индивидуальной и коллективной защиты;
з) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
и) разработку и реализацию коллективных договоров и соглашений
по охране труда, являющихся правовой формой планирования и
проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с
указанием сроков их выполнения и ответственных лиц;
к) разработку производственных инструкций, инструкций по
охране труда и должностных инструкций с включением функциональных
обязанностей по охране труда;
л) проведение за счет средств организации обязательных
предварительных (при приеме на работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских осмотров работников,
внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в
соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними
места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения
указанных медицинских осмотров; недопущение работников к
выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных
медицинских осмотров, а также в случае медицинских
противопоказаний;
м) информирование работников об условиях и охране труда на
рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и
полагающихся им средствах индивидуальной защиты и компенсациях;
н) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций,
сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких
ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
о) своевременное сообщение в органы государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда о каждом
несчастном случае, происшедшем на производстве, расследование
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
а также их учет;
п) надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое
обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны
труда;
р) беспрепятственный допуск должностных лиц органов
государственного управления охраной труда, органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда, а также представителей государственных социальных
страховых организаций и организаций общественного (в том числе
профсоюзного) контроля в целях проведения проверок условий и
охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
с) своевременное и безусловное выполнение предписаний и
постановлений органов государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда;
т) обязательное социальное страхование работников от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
у) наличие необходимой нормативной правовой документации об
охране труда работников;
ф) предоставление органам государственного управления охраной
труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда, соответствующим профсоюзным органам
информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, в
учреждении и организации;
х) своевременное предоставление достоверной государственной
статистической отчетности по условиям и охране труда;
ц) соблюдение всеми работниками норм, правил и инструкций по
охране труда и трудовой дисциплины;
ч) перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в
предоставлении легкой работы, с их согласия на такую работу
временно или без ограничения срока в соответствии с медицинским
заключением;
ш) трудоустройство инвалидов в случаях, предусмотренных
законодательством об охране труда, и установление им в
соответствии с медицинскими рекомендациями неполного рабочего
времени и других льготных условий труда.
Статья 10. Обязанности работника в области охраны труда
Работник обязан:
а) соблюдать требования охраны труда, а также исполнять
указания по безопасному ведению работ своего непосредственного или
вышестоящего руководителя;
б) правильно применять средства индивидуальной и коллективной
защиты;
в) немедленно сообщать своему непосредственному или
вышестоящему руководителю о каждом несчастном случае, происшедшем
на производстве, о проявлении признаков профессионального
заболевания, а также о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью
людей;
г) проходить в установленном порядке обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны
труда;
д) проходить обязательные предварительные (при поступлении на
работу) и периодические (в течение трудовой деятельности)
медицинское осмотры (обследования);
е) проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности
других лиц, жизнь и здоровье которых могут быть поставлены под
угрозу в результате несоблюдения им (ими) необходимых мер
предосторожности во время работы;
ж) соблюдать трудовую дисциплину.
Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Статья 11. Государственное управление охраной труда
1. Государственное управление охраной труда в Республике Саха
(Якутия) осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия)
непосредственно или по его поручению органом исполнительной
власти, ведающим вопросами охраны труда, а в отраслях -
соответствующими министерствами и ведомствами.
2. Управление охраной труда на территории улусов и городов
(республиканского значения) осуществляются органами исполнительной
власти улусов и городов (органами местного самоуправления).
Статья 12. Полномочия органа исполнительной власти, ведающего
вопросами охраны труда
Орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда:
а) реализует государственную политику в области охраны труда
на территории республики;
б) осуществляет государственное управление охраной труда,
координирует работу органов исполнительной власти республики в
области охраны труда;
в) организует с участием профессиональных союзов разработку
республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда
и осуществляет контроль за их реализацией, определяет на эти цели
расходы за счет средств республиканского бюджета;
г) обеспечивает координацию и методическое руководство работой
служб охраны труда министерств, ведомств и организаций, оказывает
методическую и практическую помощь в подготовке и реализации
мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда на
производстве;
д) организует разработку, согласование с профессиональными
союзами и утверждение в установленном порядке республиканских
правовых актов об охране труда, внесение изменений и дополнений в
действующие нормативные правовые акты об условиях и охране труда;
е) разрабатывает предложения по совершенствованию механизма
экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий
и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и
профессиональных заболеваний, по применению экономических санкций
к организациям за необеспечение здоровых и безопасных условий
труда;
ж) организует обучение руководителей и специалистов по охране
труда и проверку их знаний требований охраны труда;
з) выдает разрешения учебным центрам, комбинатам и институтам
на обучение по охране труда руководителей и специалистов
организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности и проверку их знаний требований охраны труда;
и) разрабатывает с привлечением заинтересованных организаций
мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в
области охраны труда, организует проведение выставок средств
индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений, а также
совещаний - семинаров по проблемам охраны труда;
к) проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
разрабатывает предложения по их предупреждению;
л) направляет представление в суд о ликвидации организации или
прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие
нарушения требований охраны труда;
м) организует экспертизу условий труда работников и выборочную
экспертизу соответствия проектов строительства и реконструкции
производственных объектов требованиям охраны труда;
н) организует по аттестацию рабочих мест по условиям труда и
сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям
охраны труда; осуществляет контроль за качеством проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда;
о) проводит работу по совершенствованию системы предоставления
льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и
работах с вредными или опасными условиями труда; осуществляет
контроль за правильностью применения списков производств, работ,
профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию
на льготных условиях; проверяет правильность предоставления льгот
и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
п) разрабатывает предложения по совершенствованию
государственного управления условиями и охраной труда,
государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха
для отдельных категорий работников;
р) организует проведение и внедрение научных исследований и
разработок в области новых технологий, оборудования, средств
защиты, применения сырья, направленных на улучшение условий труда.
Статья 13. Полномочия министерств, ведомств и организаций по
охране труда
1. Министерства, ведомства и другие организации, которым
делегированы полномочия по государственному управлению охраной
труда (далее - организация), обязаны создавать в своих структурах
службы охраны труда.
2. Структуру, численность работников службы охраны труда
определяет руководитель министерства, ведомства и организации в
зависимости от численности работающих по согласованию с органом
исполнительной власти по труду Республики Саха (Якутия) и органами
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда.
3. Министерство, ведомство, организация:
а) реализует государственную политику в области охраны труда,
направленную на обеспечение благоприятных и безопасных условий
труда работников отрасли или определенной сферы деятельности;
б) осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением
законов и иных нормативных правовых актов об охране труда и
организационно-методическое руководство службами охраны труда в
организациях отрасли или определенной сфере деятельности;
в) участвует в подготовке предложений к проектам законов и
иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) об охране
труда, разрабатывает, пересматривает и утверждает в установленном
порядке отраслевые и межотраслевые (в соответствии с их
полномочиями) нормативные правовые акты об охране труда;
г) участвует в разработке и реализации отраслевых целевых
программ улучшения условий и охраны труда, готовит предложения для
включения в республиканские целевые программы улучшения условий и
охраны труда;
д) определяет основные направления научных исследований по
охране труда, готовит предложения для включения в отраслевые планы
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране
труда и контролирует их выполнение;
е) проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
в отрасли или определенной сфере деятельности, готовит предложения
по их предупреждению;
ж) изучает, обобщает, распространяет в организациях отрасли
или определенной сфере деятельности передовой опыт работы по
улучшению условий и охраны труда, организует проведение
научно-практических конференций, семинаров, выставок, отраслевых
конкурсов по охране труда;
з) организует совместно с органом исполнительной власти по
труду Республики Саха (Якутия) аттестацию рабочих мест по условиям
труда и сертификацию производственных объектов на соответствие
требованиям охраны труда в организациях отрасли или определенной
сфере деятельности;
и) участвует в установленном порядке в расследовании
несчастных случаев на производстве в организациях отрасли или
определенной сфере деятельности;
к) организует совместно с органом исполнительной власти по
труду Республики Саха (Якутия) в организациях отрасли или
определенной сфере деятельности обучение по охране труда
руководителей и специалистов предприятий и проверку их знаний
требований охраны труда;
л) проводит анализ практики работы по предоставлению льгот и
выплате компенсаций работникам организаций за тяжелые работы и
работы с вредными или опасными условиями труда, участвует в
установленном порядке в подготовке предложений по ее
совершенствованию;
м) организует проведение и внедрение научных исследований и
разработок в области новых технологий, оборудования, средств
защиты, применения сырья, направленных на улучшение условий труда.
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления и
местных органов исполнительной власти в области охраны труда
Орган местного самоуправления и местные органы исполнительной
власти:
а) реализуют государственную политику в области охраны труда
на подведомственной территории;
б) организуют разработку и реализацию улусной (городской)
целевой программы улучшения условий и охраны труда;
в) создают улусную (городскую) общественную комиссию по охране
труда и руководят ее работой;
г) обобщают и распространяют передовой опыт, проводят
выставки, семинары и совещания по охране труда;
д) оказывают методическую помощь предприятиям в работе по
охране труда;
е) участвуют в установленном порядке в расследовании
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) создают улусный (городской) орган государственного
управления охраной труда (создается служба охраны труда или
вводится должность специалиста по охране труда);
з) обеспечивают координацию и методическое руководство работой
служб охраны труда организаций, расположенных на подведомственной
территории;
и) организуют обучение и аттестацию руководителей и
специалистов по охране труда в учебных центрах, учебно-курсовых
комбинатах и институтах, имеющих разрешение органа исполнительной
власти по труду Республики Саха (Якутия); осуществляют контроль за
обучением работников в области охраны труда, включая руководителей
и специалистов, и проверкой их знаний требований охраны труда;
к) организуют контроль за обеспечением работников средствами
индивидуальной и коллективной защиты;
л) проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
разрабатывают предложения по их предупреждению;
м) направляют соискателей для получения заключения по
лицензированию отдельных видов деятельности в республиканский
орган по государственному управлению охраной труда;
н) заслушивают отчеты руководителей предприятий и организаций
по вопросам охраны труда.
Статья 15. Управление охраной труда в организации
1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда,
осуществления контроля за их выполнением в каждой организации,
осуществляющей производственную деятельность, с численностью более
100 работников создается служба охраны труда или вводится
должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую
подготовку или опыт работы в этой области.
2. В организации с численностью 100 и менее работников решение
о создании службы охраны труда или введении должности специалиста
по охране труда принимается работодателем с учетом специфики
деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста
по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами
или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
3. Структура службы охраны труда в организации и численность
работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом
рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего
вопросами охраны труда.
4. Служба охраны труда в организации подчиняется
непосредственно работодателю, по своему статусу приравнивается к
производственно-техническим службам предприятия.
5. Специалисты службы охраны труда в организации имеют право
выдавать руководителям структурных подразделений и должностным
лицам обязательные для исполнения предписания по устранению
недостатков охраны труда, получать от них необходимые сведения и
информацию, документацию, объяснения (в том числе в письменном
виде) по вопросам охраны труда, требовать недопущения к работе
лиц, не прошедших медицинский осмотр, обучение безопасным методам
и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку
на рабочих местах, проверку знаний требований охраны труда и не
имеющих допуска к соответствующим работам, не применяющих средства
индивидуальной защиты или не выполняющих требования охраны труда.
6. Специалисты службы охраны труда в организации имеют право
вносить работодателю рекомендации о приостановке работы
производств, участков, машин, станков, оборудования и других
средств производства, внутризаводских транспортных средств в
случаях, создающих угрозу жизни и здоровью работников, и по
указаниям директивных органов направлять работодателю
представления по отказам оборудования, приведшим к авариям, о
привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих
требования охраны труда.
7. Упразднение службы охраны труда в организации не
допускается.
8. В организациях с численностью более 10 работников
работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их
состав на паритетной основе входят представители работодателей,
профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками
представительного органа.
9. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку
раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда,
совместные действия работодателя и работников по обеспечению
требований охраны труда, предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение
проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование
работников о результатах указанных проверок.
Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 16. Республиканские отраслевые и республиканские
межотраслевые нормативные правовые акты об охране труда
1. Разработка и принятие новых республиканских отраслевых и
республиканских межотраслевых нормативных правовых актов об охране
труда, внесение в них изменений и дополнений, пересмотр и отмена
действующих проводятся в порядке, установленном Правительством
Республики Саха (Якутия).
2. Республиканские отраслевые и республиканские межотраслевых
нормативные правовые акты об охране труда пересматриваются по мере
внедрения достижений науки и техники, способствующих улучшению
условий и безопасности труда, но не реже одного раза в 10 лет.
3. Республиканский орган исполнительной власти, ведающий
вопросами охраны труда, обеспечивает формирование банка данных
действующих республиканских отраслевых и республиканских
межотраслевых нормативных правовых актов об охране труда.
4. В случае невозможности немедленного выполнения положений и
требований вновь принятого республиканского отраслевого или
республиканского межотраслевого нормативного правового акта об
охране труда работодатель обязан уведомить об этом органы
государственного управления охраной труда, органы государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Одновременно работодатель обязан предоставить указанным органам
программу мер и сроки внедрения установленных требований. После
определения объективности предоставленной программы и консультаций
с профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками
представительными органами по вопросам охраны труда данные органы
могут дать работодателю разрешение на временный перенос срока
введения в действие республиканского отраслевого или
республиканского межотраслевого нормативного правового акта об
охране труда.
Статья 17. Соответствие производственных объектов и средств
производства требованиям охраны труда
1. Проекты строительства и реконструкции производственных
объектов, а также машин, механизмов, технологических процессов
должны соответствовать требованиям охраны труда.
2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое
переоснащение производственных объектов, производство и внедрение
новой техники, внедрение новых технологий без заключений
государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных
в части 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а
также без разрешений соответствующих органов государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
3. Новые или реконструируемые производственные объекты не
могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих
органов государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда.
4. Запрещается применение в производстве опасных или вредных
веществ и материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для
которых не разработаны методики и средства метрологического
контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая,
медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
5. В случае использования новых, не применяемых в организации
ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до
использования указанных веществ разработать и согласовать с
соответствующими органами государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и
здоровья работников.
6. Машины, станки, механизмы, оборудование, транспортные
средства, технологические процессы, материалы и вещества, средства
индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе
иностранного производства, должны соответствовать требованиям
охраны труда, установленным в Российской Федерации и Республике
Саха (Якутия), и иметь сертификаты соответствия (паспорта
безопасности).
7. Работа предприятий и их подразделений, а также эксплуатация
средств производства, не отвечающих требованиям безопасности и
гигиены труда и создающих угрозу жизни и здоровью работников,
подлежат приостановке органами государственного надзора и контроля
за соблюдением требований охраны труда.
Статья 18. Образование и профессиональная подготовка по охране
труда
1. В целях повышения культуры населения Республики Саха
(Якутия) в области охраны труда устанавливается специальная
система всеобщего, комплексного и непрерывного образования по
охране труда, охватывающая весь процесс школьного образования,
профессиональной подготовки специалистов в специальных средних и
высших учебных заведениях, повышения их квалификации.
2. Во всех образовательных учреждениях республики независимо
от их профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности
предусматривается обязательное преподавание основ знаний по
безопасности жизнедеятельности, валеологии (сохранению здоровья) и
охране труда.
3. В соответствии с профилем в специальных средних и высших
учебных заведениях республики предусматривается преподавание
специальных курсов по безопасности на производстве, валеологии и
охране труда.
4. Республика Саха (Якутия) обеспечивает профессиональную
подготовку специалистов по охране труда в специальных средних и
высших учебных заведениях для работы в службах охраны труда
предприятий, министерств, ведомств и организаций, а также в
органах государственного управления охраной труда, государственных
органах надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Статья 19. Обучение и инструктаж по охране труда
1. Все работники организаций, включая руководителей, обязаны
проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований
охраны труда в порядке и сроки, установленные для определенных
видов работ и профессий органами государственного управления
охраной труда Российской Федерации, Республики Саха (Якутия).
2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц,
переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им
лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию
первой помощи пострадавшим.
3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными
условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об
охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель
обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в
процессе трудовой деятельности - проведение периодического
обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны
труда.
4. Руководители и специалисты министерств, ведомств и
организаций, а также индивидуальные предприниматели проходят
обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда
в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах и институтах,
расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и имеющих
разрешение на этот вид деятельности. Положение об учебном центре,
занимающемся обучением по охране труда руководителей и
специалистов министерств, ведомств и организаций и проверкой их
знаний требований охраны труда, утверждается органом
исполнительной власти по труду Республики Саха (Якутия).
Статья 20. Финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
1. Организации и учреждения обеспечивают финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда. При этом
финансирование расходов на обучение и инструктаж по охране труда,
обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты,
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров,
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание
работников осуществляется в обязательном и первоочередном порядке.
В бюджетных учреждениях финансирование по указанным статьям
относится к перечню защищенных статей расходов соответствующего
бюджета с определением соответствующей экономической
классификации.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности осуществляется в размере не менее одного
страхового тарифа на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3. Организации ведут учет расходов на финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда осуществляется в рамках республиканских целевых, отраслевых
целевых и улусных (городских) целевых программ улучшения условий и
охране труда за счет:
а) целевых ассигнований, выделяемых отдельной строкой в
республиканском бюджете, бюджетах улусов, городов
(республиканского значения), а также за счет средств министерств,
ведомств и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны
труда;
б) средств Фонда социального страхования Российской Федерации,
выделяемых в соответствии с действующими законодательством.
5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.
Статья 21. Научное и информационное обеспечение работы по
охране труда
1. Научное обеспечение работы по охране труда в Республике
Саха (Якутия) осуществляется с целью создания необходимых условий
для реализации государственной политики в области охраны труда,
выполнения требований законодательства Республики Саха (Якутия) об
охране труда.
2. Программы и мероприятия по охране труда строятся на научной
основе, разрабатываются и реализуются с привлечением ученых и
специалистов. В программах по охране труда предусматривается
обязательное проведение научных исследований по наиболее
актуальным проблемам охраны труда применительно к специфике
трудовой деятельности на территории республики.
3. Результаты научных исследований в области охраны труда
являются открытыми и доступными, за исключением информации,
составляющей государственную тайну.
4. Информационное обеспечение работы по охране труда
заключается в сборе данных об условиях труда, о производственном
травматизме и профессиональной заболеваемости, состоянии охраны
труда и безопасности производства, а также в предоставлении этих
данных всем заинтересованным лицам в порядке, регулируемом
действующим законодательством.
Система информационного обеспечения включает в себя:
а) показатели уровня производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости;
б) данные аттестации и сертификации рабочих мест, объектов и
предприятий;
в) анализ и оценку условий труда, уровня производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости;
г) прогноз тенденций по изменению условий труда, уровня
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
д) выработку рекомендаций и разработку мероприятий по охране
труда и обеспечению производственной безопасности;
е) другую информацию об условиях и охране труда.
5. Статистическая отчетность по условиям труда,
производственному травматизму и профессиональной заболеваемости
обязательна для всех работодателей.
Раздел VI. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 22. Государственный надзор и контроль
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований
охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой
федеральной централизованной системой государственных органов.
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства об охране труда осуществляются государственной
инспекцией труда Республики Саха (Якутия).
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований
охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются
федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено
право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих
полномочий.
4. Государственный контроль за соблюдением требований условий
труда осуществляется органом государственной экспертизы условий
труда органа исполнительной власти по труду Республики Саха
(Якутия), действующим в соответствии с положением об этом органе.
5. Решения должностных лиц органов государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда, принятые в
пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для
исполнения организациями, работодателями и должностными лицами
организаций всех организационно-правовых форм и форм
собственности.
6. Работодатель обязан обеспечить представителям органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда необходимые условия для выполнения ими возложенных на
них задач и функций и предоставлять требуемую информацию; отказ в
исполнении этих условий признается как воспрепятствование
деятельности указанных органов.
7. Вмешательство в деятельность органов государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда по
осуществлению ими надзора и контроля за соблюдением
законодательства об охране труда, воздействие в какой бы то ни
было форме на должностных лиц указанных органов с целью
воспрепятствования их законной деятельности запрещается.
8. Должностные лица органов государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда несут
ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Государственные органы и инспекции, осуществляющие
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
труда, могут создавать внештатные инспекции, которые при
исполнении поручений вышеуказанных органов имеют права в
соответствии с положениями об этих внештатных инспекциях.
Статья 23. Общественный контроль за охраной труда
1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных
интересов работников в области охраны труда осуществляется
профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками
представительными органами, которые вправе создавать в этих целях
собственные инспекции, а также избирать уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов.
2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и
иные уполномоченные работниками представительные органы имеют
право:
а) осуществлять контроль за соблюдением работодателями
законодательства об охране труда;
б) проводить независимую экспертизу условий труда и
обеспечения безопасности работников организации;
в) принимать участие в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять
их самостоятельное расследование;
г) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных
случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
д) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях
угрозы жизни и здоровью работников;
е) осуществлять выдачу работодателям обязательных к
рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений
требований охраны труда;
ж) осуществлять проверку условий охраны труда, выполнения
обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных
коллективными договорами и соглашениями;
з) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке
в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в
качестве независимых экспертов;
и) принимать участие в разработке проектов подзаконных
нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать
их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
к) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных
с нарушением законодательства об охране труда, обязательств,
установленных коллективными договорами и соглашениями, с
изменениями условий труда;
л) обращаться в соответствующие органы с требованием о
привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении
нормативных требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных
случаев на производстве.
3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда
профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками
представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в
организациях соблюдение требований охраны труда и вносить
обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об
устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 24. Обязанности организаций в области охраны труда
1. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию
производственно-технического назначения, обязаны выпускать и
поставлять продукцию, отвечающую нормативным требованиям охраны
труда и имеющую соответствующий сертификат безопасности.
2. Научно-исследовательские, технологические и проектно -
конструкторские организации обязаны разрабатывать проекты средств
производства, а также внедрять новые технологии, отвечающие
нормативным требованиям охраны труда.
3. Ни один образец новой машины, механизма и другого
производственного оборудования не может быть передан в серийное
производство, если он не отвечает нормативным требованиям охраны
труда.
Статья 25. Ответственность за нарушение законов и иных
нормативных правовых актов об охране труда
1. Должностные лица, виновные в нарушении законов и иных
нормативных правовых актов об охране труда, невыполнении
обязательств, установленных коллективными договорами и
соглашениями по охране труда, трудовыми договорами (контрактами),
предписаний органов государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда, а также в сокрытии каждого
несчастного случая, происшедшего на производстве, либо
препятствующие деятельности представителей органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда, органов общественного контроля, несут
ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
2. За нарушение законов и иных нормативных правовых актов об
охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной
ответственности, а в соответствующих случаях - к административной
и уголовной ответственности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Ответственность за вред, причиненный жизни и
здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей
Возмещение вреда, причиненного работникам в результате
несчастного случая или профессиональных заболеваний, полученных
при исполнении ими трудовых обязанностей, регулируется Федеральным
законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний", иными
законами и нормативными актами Российской Федерации.
Статья 27. Приостановление деятельности организаций или их
структурных подразделений за нарушение требований охраны труда
1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных
подразделений, а также эксплуатация оборудования осуществляются с
опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований
охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть
приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей
государственных инспекций труда и государственных инспекторов
труда до устранения указанных нарушений.
2. Решения, принятые руководителями государственных инспекций
труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы
в административном порядке или в суд.
Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до
принятия решения в административном или судебном порядке.
Статья 28. Ликвидация организации или прекращение деятельности
ее структурного подразделения вследствие нарушения требований
охраны труда
Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности
ее структурного подразделения принимается судом по требованию
руководителя органа исполнительной власти Республики Саха
(Якутия), ведающего вопросами охраны труда, или руководителя
государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) при
наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда
Республики Саха (Якутия).
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
17 апреля 2001 года
З N 271-II
|