ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2001 г. N 218
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2005 ГОДА
В целях развития алмазогранильного производства Республики
Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития
алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до
2005 года.
2. Определить координатором Государственной программы
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха
(Якутия) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия):
включить Государственную программу в перечень программ,
подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Саха
(Якутия);
при разработке прогнозов социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) и проектов бюджета на 2002 и последующие
годы предусматривать выделение средств для реализации
Государственной программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Э.Б. Березкина.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 апреля 2001 г. N 218
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2005 ГОДА
Паспорт
Дата утверждения 16 апреля 2001 года
Программы
Основания для разработки Распоряжение Правительства РС(Я) от
Программы: 26.08.98 N 922-р "О создании рабочей
группы по разработке проекта
Программы развития алмазодобывающей
отрасли промышленности Республики
Саха (Якутия)".
Распоряжение Правительства РС(Я) от
09.10.98 N 1080-р "О рабочей группе
по разработке проекта Программы
развития алмазобриллиантового
комплекса Республики Саха (Якутия)".
Распоряжение Правительства РС(Я) от
14.01.99 N 32-р "О продлении срока
разработки проекта Программы
развития алмазобриллиантового
комплекса Республики Саха (Якутия)".
Государственный заказчик Правительство Республики Саха
(Якутия).
Основные разработчики Минпром РС(Я), АК "АЛРОСА", ОАО
Программы "Туймаада Даймонд", Департамент
начального и среднего
профессионального образования
МО РС(Я), ИРЭ АН РС(Я).
Цель Программы Создание экономических, социальных и
правовых условий для динамичного
развития и стабилизации
алмазообрабатывающего производства,
как одной из основных экспортно -
ориентированных отраслей
перерабатывающей промышленности
Республики Саха (Якутия).
Задачи Программы Укрепление и развитие в Республике
Саха (Якутия) высокотехнологичного и
высокорентабельного
алмазообрабатывающего производства.
Подготовка квалифицированных кадров,
обеспечивающих полный цикл глубокой
переработки драгоценных камней,
добываемых на территории республики.
Повышение занятости трудоспособного
населения на основе создания новых
рабочих мест, особенно в сельской
местности.
Обеспечение конкурентоспособности
готовой продукции на российском и
мировом рынках.
Обеспечение государственного
протекционизма и контроля
функционирования
алмазообрабатывающего производства.
Срок и этапы реализации 2001-2005 г.г.
Программы: I этап - 2001-2003 г.г.
II этап - 2004-2005 г.г.
Источники и объемы Всего: 187639 тыс. рублей, 489759
финансирования: долларов США: средства
республиканского бюджета
113139 тыс. рублей и 489759 долларов
США; средства предприятий - 2500
тыс. рублей; привлеченные средства
72000 тыс. рублей.
Исполнители мероприятий Министерство промышленности РС(Я),
Программы: Министерство по управлению
госимуществом РС(Я), Министерство
финансов РС(Я), Министерство
экономики и прогнозирования РС(Я),
Департамент начального и среднего
профессионального образования
Министерства образования РС(Я),
Министерство малого
предпринимательства и развития
занятости РС(Я), Министерство
внешних связей РС(Я), Дирекция по
реализации Программы, АН РС(Я),
ЯНЦ СО РАН, ЯГУ, АК "АЛРОСА", ОАО
"Туймаада Даймонд", ГУП
"Комдрагметалл РС(Я)", Ассоциация
производителей бриллиантов РС(Я),
гранильные и ювелирные заводы
РС(Я).
Координатор Программы: Министерство-промышленности РС(Я).
Ожидаемые конечные Рост производства бриллиантов до 500
результаты от реализации млн. долл. в 2005 г. против 200
Программы: млн. долл. - в 2000 г.
Рост производства ювелирных изделий
с бриллиантами.
Рост производства алмазных
инструментов и материалов.
Рост добавленной стоимости к
стоимости необработанных алмазов с
10 млн. долл. с 2000 г. до 80 млн.
долл. - в 2005 г.
Рост объемов платежей и налогов в
федеральный и республиканский
бюджеты.
Увеличение числа квалифицированных
специалистов и занятости
трудоспособного населения.
Введение
Государственная программа развития алмазообрабатывающей
промышленности Республики Саха (Якутия) до 2005 года (далее -
Программа) имеет цель создать правовые, экономические и социальные
условия на территории Республики Саха (Якутия), необходимые для
становления самодостаточного, экономически эффективного
алмазообрабатывающего производства.
Программа является неотъемлемой частью программ
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на
средне- и долгосрочный периоды и предусматривает основные
направления государственного регулирования и развития составляющих
алмазообрабатывающего производства до 2005 года.
Программа разработана на основе анализа особенностей
становления и производственной деятельности ведущих предприятий
алмазообрабатывающей отрасли промышленности Республики Саха
(Якутия) за последние пять лет. Использованы материалы "Концепции
реформы и дальнейшего развития АБК России до 2005 года", планы
развития ОАО "Туймаада Даймонд", информационные сообщения АК
"АЛРОСА", а также научная и справочная литература.
Программа разработана в соответствии с распоряжением
Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 1998 года N
922-р "О создании рабочей группы по разработке проекта Программы
развития алмазодобывающей отрасли промышленности Республики Саха
(Якутия)", распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от
9 октября 1998 года N 1080-р "О рабочей группе по разработке
проекта Программы развития алмазобриллиантового комплекса
Республики Саха (Якутия)", распоряжением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 14 января 1999 года N 32-р "О продлении срока
разработки проекта Программы развития алмазобриллиантового
комплекса Республики Саха (Якутия)".
Программа направлена на комплексный подход к решению проблем
созидания и укрепления перспективной для республики отрасли
промышленности. Мероприятия, составляющие основу Программы,
намечены с учетом экономических и социальных возможностей
республики, а также, с известной долей вероятности, учитывают
тенденции развития экономики России и мирового алмазного рынка.
Реализация положений Программы находится в прямой зависимости
от результатов деятельности АК "АЛРОСА", поэтому a priori
необходимым условием является государственная поддержка Компании,
которая, во-первых, добывает практически весь объем (98%)
российских алмазов на территории республики, а, во-вторых, в
обозримом будущем останется монопольным поставщиком сырья
алмазообрабатывающим предприятиям Республики Саха (Якутия).
Принципиальным положением Программы является декларация о
создании равных условий для развития алмазообрабатывающих
предприятий на территории Республики Саха (Якутия) независимо от
формы собственности и ведомственной принадлежности.
Краткий обзор и прогноз развития
алмазогранильного производства
в России и Республике Саха (Якутия)
Рынок бриллиантов, несмотря на случающиеся потрясения мировой
экономики, остается одним из наиболее устойчивых. Основными
мировыми гранильными центрами в настоящее время являются Индия,
Таиланд, Израиль, Россия, Бельгия, США. Потребителями дорогих
бриллиантов всегда были США, Япония, наиболее развитые страны
Европы, а бриллианты умеренной стоимости традиционно пользуются
популярностью в развивающихся странах, прежде всего в странах
Юго-Восточной Азии.
Гранильное производство в России было и в обозримом будущем
останется экспортно-ориентированным, однако доля России на мировом
бриллиантовом рынке составляет в стоимостном выражении не более
15% при ежегодном объеме мировых продаж бриллиантов в среднем на 6
млрд. долларов США. До 2000 г. экспортировалось около 97%
производимых российских бриллиантов, а основными покупателями были
Бельгия, Израиль и некоторые европейские страны. В связи с бурным
экономическим развитием к числу крупных покупателей бриллиантов из
России должны примкнуть страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В перспективе существует вероятность усиления роли России на
мировом рынке бриллиантов. Изменение взаимоотношений основных
мировых продуцентов алмазов, возможность роста объемов добычи
алмазов в России, оптимистические сценария развития мирового рынка
бриллиантов, ожидаемое улучшение макроэкономического климата в
стране, имеющийся потенциал гранильной промышленности России
позволяют прогнозировать рост объемов производства бриллиантов в
2005 г. до 1,4 млрд. долларов США против 900 млн. долларов в 2000
году.
Одним из быстро развивающихся гранильных центров России
является Республика Саха (Якутия). В 2000 году предприятиями
республики с учетом собственного производства АК "АЛРОСА"
произведено бриллиантов более чем на 200 млн. долларов США. В 2005
г. планируется увеличить производство бриллиантов до 500 млн.
долларов, при этом в Республике Саха (Якутия) должно
сосредоточиться около одной трети всей российской огранки и иной
переработки алмазов.
В настоящее время алмазогранильное производство в Якутии
завершает этап становления, который на первых порах
характеризовался перебоями с поставками сырья, слабой технической
оснащенностью, неполной загрузкой станочного парка, отсутствием
необходимой квалификации у основной массы рабочих и, как
следствие, низкой производительностью труда и посредственным
качеством изготовленных бриллиантов, высокой себестоимостью
продукции, отсутствием у руководителей заводов опыта организации
специфического производства, трудным внедрением на достаточно
своеобразный рынок бриллиантов.
Кроме того, положение отечественных гранильных предприятий
осложняется существующей системой ограничения продаж бриллиантов в
виде лицензирования экспорта. Предприятия вынуждены нести
неоправданные временные и материальные потери при получении
разовых экспортных лицензий, либо экспортировать через
внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт", оплачивая
обременительные услуги. Данные обстоятельства задерживают
продвижение товара на рынок, увеличивают издержки по
финансированию образующихся складских запасов, снижают
экономическую эффективность экспорта и замедляют скорость оборота
средств. Поэтому изменение правил или вовсе отмена лицензирования
экспорта бриллиантов повлечет за собой более динамичное развитие
гранильной отрасли.
В целом производство бриллиантов и алмазосодержащей продукции
в Республике Саха (Якутия) должно иметь постоянную государственную
поддержку, так как это позволяет осуществлять глубокую переработку
добываемого минерального сырья, создавать добавленную стоимость к
алмазам, иметь дополнительные источники налоговых поступлений в
бюджет территории, обеспечивать трудовую занятость местного
населения. При рациональном развитии гранильная промышленность
может стать одной из ведущих отраслей перерабатывающей
промышленности республики.
1. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание экономических,
социальных и правовых условий для динамичного развития и
стабилизации алмазообрабатывающего производства как одной из
основных экспортно-ориентированных отраслей перерабатывающей
промышленности Республики Саха (Якутия).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач,
что в совокупности обеспечит материальный базис и
социально-экономические предпосылки для динамичного развития и
стабилизации отрасли:
совершенствование действующей нормативно-правовой базы,
обеспечивающей регулирование отношений в алмазообрабатывающей
промышленности Республики Саха (Якутия);
обеспечение равных условий республиканским покупателям при
приобретении ими алмазного сырья для дальнейшей переработки путем
перехода на долговременные договорные отношения со сбытовыми
организациями;
обеспечение полного использования имеющегося и вновь
пускаемого заводами оборудования за счет 100-процентной
заполняемости станочного парка собственным производственным
персоналом;
тщательный подбор и добротное обучение молодежи основным
рабочим специальностям, одновременно способствуя закрепляемости
работников на производстве путем решения социальных проблем;
проведение НИР по усовершенствования и разработке технологий
гранильного и ювелирного производств, внедрение их в производство;
содействие организации надомного промысла, ориентированного на
обработку алмазов и изготовление ювелирных изделий;
вывод действующих заводов на безубыточный уровень работы за
счет оптимизации структуры штатов, снижения себестоимости
продукции, повышения производительности труда и качества готовой
продукции;
приспособление производства к возможности быстрого
реагирования на изменения конъюнктуры рынка за счет постоянной
модернизации технических средств, внедрения передового
технологического опыта, повышения квалификации производственного
персонала;
создание в Республике Саха (Якутия) специализированного
таможенного поста, центра сертификации бриллиантов, которые,
наряду с активной маркетинговой политикой, ускорят движение
готовой продукции и финансовых потоков;
создание с участием государства специализированной финансовой
структуры, оказывающей поддержку гранильным и ювелирным
предприятиям путем наделения на привлекательных условиях
оборотными средствами для приобретения сырья и полуфабрикатов,
используемых в производстве.
2. Основные направления и этапы развития
алмазообрабатывающей отрасли промышленности
республики до 2005 года
Программа предусматривает комплексы мероприятий в четырех
основных направлениях:
подготовка кадров;
техническое оснащение и модернизация производства;
организация надомного труда;
создание сопутствующих структур.
С учетом имеющегося в республике задела, Программа достаточно
условно предусматривает выделение двух сопряженных этапов
реализации мероприятий:
1 этап - развивающий, количественный;
2 этап - стабилизационный, качественный.
На первом этапе, рассчитанном на 2001-2003 годы, необходимо
добиться 100%-й загрузки имеющегося на заводах оборудования,
усовершенствовать нормативно-правовую базу, создать
специализированную финансовую структуру для обеспечения
предприятий сырьем, создать сеть надомных участков огранки,
модернизировать оборудование и расширить производственные мощности
предприятий, исходя из намерения осуществлять в Республике Саха
(Якутия) не менее одной трети российской огранки алмазов.
Второй этап предполагает сосредоточить усилия на мероприятиях
по повышению эффективности производства и достигнуть к 2005 году
максимальной производительности труда, рационального использования
алмазного сырья, поднятию коэффициента валютной эффективности за
счет качества бриллиантов и увеличения объема реализации в
конечной продукции - ювелирных изделиях.
2.1. Подготовка кадров
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха
(Якутия) от 28.06.93 N 257 "О подготовке кадров для
алмазообрабатывающей, камнеобрабатывающей и ювелирной
промышленности" учебно-производственными комбинатами Департамента
начального и среднего профессионального образования Министерства
образования Республики Саха (Якутия) и гранильными предприятиями
республики к 2000 году подготовлено более 2,2 тысяч специалистов
по обработке алмазов. Из них на профильном производстве трудится
около половины, причем подавляющее большинство специалистов из
числа работающих на заводах подготовлено собственными силами.
Закрепляемость на производстве выпускников ДНиСПО на
сегодняшний день не превышает 10%. Низкая средняя
производительность огранщиков в целом по отрасли (менее 10 карат
бриллиантов в месяц) косвенно свидетельствует о несовершенстве
системы обучения и весьма посредственном уровне подготовки
специалистов для алмазообрабатывающей промышленности. Медленные
темпы роста рентабельности производства обусловлены не только
объективными, но и субъективными причинами - недостаточным уровнем
менеджмента, что также зависит от степени подготовленности
руководящего состава предприятий.
Программа предусматривает корректировку системы подготовки
кадров для алмазообрабатывающей промышленности, изменив удельный
вес участников образовательного процесса. Если до недавнего
времени ДНиСПО Министерства образования Республики Саха (Якутия) и
гранильные заводы практически в равных пропорциях готовили рабочих
основных специальностей без привлечения других учебных заведений и
предприятий, то в предстоящие 2001-2005 годы не менее одной трети
специалистов должны пройти обучение и повышение квалификации на
ведущих алмазогранильных заводах России, а руководители среднего и
высшего звена должны получить высшее образование и пройти
стажировку в традиционных центрах огранки алмазов.
Прогресс алмазообработки в Республике Саха (Якутия) непременно
должен опираться на опережающий научный поиск - залог
поступательного развития высокотехнологичного производства.
Научные учреждения республики совместно с Якутским государственным
университетом должны стать не только источниками новых технологий
и технических средств для алмазообрабатывающей промышленности, но
и поставщиками высококвалифицированных кадров, особенно высшего
звена.
Мероприятия по совершенствованию системы подготовки кадров
включают следующие действия:
координацию деятельности учебных заведений и
предприятий-заказчиков по обучению кадров основным специальностям
алмазообрабатывающего производства;
усиление государственного контроля за результатами
образовательной деятельности учебных заведений республики;
организацию мониторинга учебного процесса силами Ассоциации
производителей бриллиантов Республики Саха (Якутия);
направление наиболее перспективных учащихся на учебу в
алмазогранильные центры России и других стран;
привлечение специалистов и преподавателей из алмазогранильных
центров России и других стран к теоретическому и практическому
обучению учеников с заводов и учащихся ДНиСПО;
организацию регулярного повышения квалификации преподавателей
и мастеров производственного обучения;
оптимизацию структуры учебно-производственных комбинатов
ДНиСПО и укрепление существующей учебной базы квалифицированными
кадрами и современным оборудованием;
стимулирование передовых методов обучения;
увеличение бюджетных ассигнований.
2.2. Техническое оснащение и модернизация производства
Большая часть ныне используемого заводами оборудования была
приобретена и установлена в середине 90-х годов и со временем
устарела не только физически, но и морально. Сегодня во всем мире
на предприятиях по обработке алмазов широко используют лазеры,
компьютерные системы прогнозирования и разметки, автоматические
системы огранки и обдирки. Поэтому для достижения качественных и
количественных показателей, позволяющих на равных конкурировать не
только с российскими, но и зарубежными производителями
бриллиантов, необходимо ускоренными темпами внедрять на заводы
республики новейшие технологические разработки и технические
средства.
Организация новых предприятий по огранке алмазов, приобретение
современных станков и технологического оборудования, замена
устаревших станков, создание надомных участков требует
значительных материальных затрат. Без государственной поддержки
модернизация и расширение алмазообрабатывающего производства в
республике невозможны, так как действующие предприятия за счет
только собственных средств не в состоянии приобрести, качественное
современное оборудование.
Данное направление Программы включает следующие основные
мероприятия:
установление налоговых льгот в части республиканского и
местного бюджетов с целевым использованием высвобождаемых средств
на приобретение оборудования;
предоставление налоговых каникул для предприятий, внедряющих
новые технологические разработки и организующих надомные участки
огранки;
финансовая поддержка инновационных проектов предприятий из
инвестиционного бюджета Республики Саха (Якутия);
установление особого режима хозяйственной деятельности улусных
гранильных заводов;
централизованное приобретение оборудования для
алмазообрабатывающих предприятий уполномоченной государственной
структурой и передачей его в долгосрочную аренду с правом
последующего выкупа;
создание на базе действующих промышленных предприятий
республики производства по изготовлению и ремонту станков,
оснастки и вспомогательного оборудования.
2.3. Организация надомного труда
Мировой опыт, особенно индийский, свидетельствует о
правомочности и даже желательности появления надомного труда в
сфере производства, не требующего значительного обеспечения
материалами и больших затрат энергоресурсов. К таковым относятся
огранка драгоценных камней, изготовление ювелирных изделий,
традиционные художественные промыслы и другие виды творческой
деятельности. Учитывая появление и стремительное развитие
алмазогранильного производства в Республике Саха (Якутия), весьма
привлекательно выглядит идея организации надомных участков огранки
алмазов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, когда
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.09.94
N 384 и распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от
28.02.97 N 114-р были регламентированы условия организации
надомных участков огранки. В последующем в различных населенных
пунктах республики вблизи от головных гранильных заводов возникли
небольшие цеха огранки, которые представляют собой промежуточную
форму между заводом и собственно надомным участком - артель,
кооператив или товарищество по совместной обработке алмазного
сырья. Экономическую эффективность этой формы организации
производства еще предстоит оценить, но положительный социальный
эффект не вызывает сомнений.
Придерживаясь этимологического толкования, надомный участок
огранки должен представлять собой жилую или хозяйственную
постройку, принадлежащую на правах частной собственности
специалисту по алмазообработке и оборудованную согласно
требованиям под работу с алмазным сырьем и полуфабрикатами. В
обозримом будущем обязательным условием функционирования надомного
участка огранки останется непосредственная близость к головному
гранильному заводу, обеспечивающему надомников сырьем или
полуфабрикатами, станками, оснасткой и расходными материалами. Не
менее важным обстоятельством является квалификация
надомника-алмазообработчика: лишь опытный специалист заслужит
доверие головного завода и получит на обработку дорогое сырье. Еще
одним условием успешного начала и устойчивой работы надомного
участка является состоятельность хозяина, который будет получать
алмазы под залог своего имущества или под гарантии
кредитоспособного юридического лица.
Намерение развить в республике систему надомной обработки
алмазов требует прежде всего создания законодательной базы.
Поэтому программные мероприятия должны начаться с разработки
проекта Закона Республики Саха (Якутия) "Об алмазообрабатывающей
промышленности", определяющего принципы регулирования отношений в
области использования алмазного сырья и обращения готовой
продукции. Далее программные мероприятия должны охватить
следующее:
создание равных условий для развития всех форм
производственных структур;
государственное регулирование формирования системы надомной
огранки алмазов в рамках исполнения Государственной программы
создания в республике 5000 новых рабочих мест;
государственная финансовая поддержка регионов, организующих
новые рабочие места в виде экономически эффективных надомных
участков обработки алмазов;
привлечение венчурного капитала из государственного и
негосударственного источников;
восполнение квалифицированных кадров головных гранильных
заводов, создающих надомные участки обработки алмазов;
централизованное обеспечение оборудованием сети надомных
участков обработки алмазов.
2.4. Создание сопутствующих структур
Алмазообрабатывающая промышленность основана на переработке
очень дорогого сырья, стоимость которого составляет свыше 85%
производственных затрат. Поэтому для большинства алмазогранильных
предприятий республики покупка сырья за счет своих оборотных
средств в настоящее время не представляется возможной. Поэтому
предприятия, входящие в холдинг ОАО "Туймаада Даймонд", пользуются
льготой АК "АЛРОСА" по возврату денежных средств за
предоставленное сырье - 120-дневной отсрочкой платежа. Другие
вынуждены оказывать лишь услуги владельцам алмазного сырья,
производя бриллианты на давальческих условиях без права
самостоятельной реализации, что безусловно снижает экономическую
эффективность производственной деятельности предприятия. И,
наконец, немногие привлекают достаточно обременительные кредиты
для покупки алмазов или работают под заказ, предлагая будущему
покупателю готовой продукции предварительно приобрести для этого
алмазное сырье интересующего ассортимента и заведомо отдавая
большую часть прибыли от реализации.
Названные пути получения доступа к алмазному сырью ставят
предприятия в зависимость от привходящих обстоятельств, не
позволяя уверено развивать производство и строить долгосрочное
партнерство с покупателями готовой продукции. Поэтому Программа
предусматривает создание специализированной финансовой структуры с
участием государства, АК "АЛРОСА" и, возможно, других алмазо- и
золотодобывающих предприятий, коммерческих, производственных и
финансовых структур республики, основной задачей которой станет
(синдицированное?) кредитование на привлекательных условиях
алмазообрабатывающих и ювелирных заводов для приобретения
драгоценного сырья.
Приоритетным направлением деятельности любого предприятия
является организация сбыта готовой продукции, а реализация
алмазосодержащей продукции традиционно имеет свои специфические
особенности. Прежде всего, с учетом экспортной направленности
бриллиантов, требует решения вопрос создания в Республике Саха
(Якутия) специализированного таможенного поста, что значительно
сократит процедуру оформления документов и сроки реализации.
Создание такой структуры согласуется с задачами Государственной
программы реализации экспортного потенциала Республики Саха
(Якутия) на 2001-2002 годы и основных направлений развития
экспорта до 2005 года.
Производители бриллиантов Республики Саха (Якутия) с 2001 года
будут иметь возможность сертифицировать свою продукцию в
геммологическом сертификационном центре при Государственной
инспекции пробирного надзора по Республике Саха (Якутия) в г.
Якутске, что позволит алмазогранильным предприятиям республики
расширить рынок сбыта, используя розничную торговлю. Согласно
постановлениям Правительства Российской Федерации от 27.06.96 N
759, от 19.01.98 N 55 и от 10.03.2000 N 215 сертифицированные
бриллианты могут продаваться в порядке, установленном для торговли
ювелирными изделиями с драгоценными камнями.
Созданный в 1999 году Якутский филиал Алмазной палаты России
пока не в состоянии оказывать существенную помощь диамантерам
республики в реализации их продукции. Также созданное в 1998 году
ГУП "Сахаалмазторг" оказалось бессильным организовать экспорт
бриллиантов, не получив за годы своего существования генеральную
лицензию. Не менее важной проблемой остается отсутствие вторичного
рынка сырья, когда предприятия не могут самостоятельно реализовать
и накапливают стоки своего производства. Все операции по
реализации готовой продукции и стоков могли бы осуществляться на
Алмазной бирже (Якутском филиале Алмазной палаты России), которые
зарекомендовали себя не только за рубежом, но и в России.
Исходя из изложенного, это программное направление будет
воплощаться в следующих мероприятиях:
создание и государственная поддержка геммологического
сертификационного центра;
создание и государственное регулирование деятельности
специализированной финансовой структуры, обеспечивающей
драгоценными камнями и драгоценными металлами гранильные и
ювелирные предприятия;
организация совместно с Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации специализированного таможенного поста в г.
Якутске;
организация регулярной деятельности Алмазной биржи (Якутского
филиала Алмазной палаты России).
3. Механизм реализации Программы
3.1. Финансовое обеспечение Программы
Выход на стабильный уровень экономически эффективной
деятельности всех или, по крайней мере, большинства предприятий
алмазообрабатывающей отрасли сопряжен со значительными финансовыми
затратами. В этой связи представляется целесообразным посильно
распределить нагрузку на источники финансирования мероприятий
Программы, обобщенно подразделив их на:
бюджетные средства;
привлеченные средства;
средства, высвобождаемые по налоговым льготам;
собственные средства предприятий.
Бюджетные средства.
С учетом того, что большинство операций в алмазообрабатывающей
отрасли промышленности совершается в иностранной валюте (долларах
США), не реагирующей на текущее состояние экономики республики, по
изменяющей соотношение цен в инфраструктуре, представляется
рациональным ежегодно корректировать планы бюджетного
финансирования мероприятий Программы.
Бюджетное финансирование предусматривается для осуществления
следующих мероприятий:
подготовка кадров в учебных заведениях начального и среднего
профессионального образования и высших учебных заведениях
Республики Саха (Якутия);
проведение НИОКР по программам фундаментальных и прикладных
исследований научных учреждений Республики Саха (Якутия) и ЯГУ в
области изучения свойств и применения алмаза;
долевое участие в создании Алмазной биржи в г. Якутске;
организация 300 надомных участков огранки при головных улусных
заводах.
Привлеченные средства.
Мировой опыт свидетельствует, что алмазобриллиантовый и
ювелирный бизнес являются одними из наиболее рентабельных и
устойчивых. Поэтому финансовые вложения в производство бриллиантов
и ювелирных изделий осуществляются не только с целью получения
текущей прибыли, но и в расчете на тезаврические свойства
производимой продукции. В этой связи, при реализации
запланированных мероприятий есть основания рассчитывать на:
долевое участие АК "АЛРОСА", алмазо- и золотодобывающих
предприятий, других участников в создании специализированной
финансовой структуры по кредитованию предприятий
алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей промышленности
Республики Саха (Якутия);
иностранные инвестиции в рамках создания совместных
предприятий по переработке нерентабельного для республиканских
заводов алмазного сырья;
долевое участие в создании специализированной финансовой
структуры по кредитованию предприятий алмазообрабатывающей и
ювелирной отраслей промышленности Республики Саха (Якутия).
Средства, высвобождаемые по налоговым льготам.
В течение ряда лет согласно ежегодным Законам Республики Саха
(Якутия) "О налоговой политике" алмазогранильные и ювелирные
предприятия получали льготы по некоторым налогам в части
республиканского и местных бюджетов. Такая политика позволила
облегчить этап становления предприятий и дает надежду на
стабилизацию выгодного республике производства и высокую
экономическую эффективность отраслей в обозримом будущем.
Мероприятия Программы должны быть направлены на сохранение
системы налоговых льгот для алмазообрабатывающих и ювелирных
предприятий при условии направления высвобождаемых средств на
модернизацию производства и повышение квалификации
производственного персонала.
Собственные средства предприятий.
Специфика обработки дорогостоящего сырья и реализации еще
более дорогой продукции заключается в медленном обороте средств.
Для бриллиантов - это около 4 месяцев, а для ювелирных изделий до
1,5 лет. В такой ситуации предприятия испытывают дефицит оборотных
средств и не имеют возможности быстро перейти к приобретению сырья
и модернизации производства только за счет собственных ресурсов.
Условия банковского кредитования также не позволяют накопить
необходимый резерв средств для самодостаточного производства.
Поэтому расчет на собственные средства предприятий при реализации
мероприятий Программы ограничивается минимумом.
3.2. Управление и контроль реализации Программы
Управление реализацией Программы возлагается на Дирекцию по
реализации Программы при Министерстве промышленности Республики
Саха (Якутия), которая совместно с министерствами и ведомствами
республики, алмазообрабатывающими и ювелирными предприятиями
осуществляет предусмотренный комплекс мероприятий.
Дирекция по реализации Программы:
осуществляет оперативный контроль за исполнением мероприятий и
разрабатывает предложения по изменению и дополнению Программы;
ежеквартально готовит вопросы по реализации Программы к
заседаниям коллегии Министерства промышленности Республики Саха
(Якутия);
осуществляет мониторинг финансово-хозяйственной деятельности
предприятий;
ежемесячно представляет в Министерство промышленности
Республики Саха (Якутия) информацию об итогах работы предприятий
алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей промышленности
республики;
осуществляет сопровождение инвестиционных проектов,
направленных на внедрение новых технологий и создание современных
производств.
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия):
ежегодно представляет в Правительство Республики Саха (Якутия)
отчеты о ходе исполнения Программы за истекший период и
согласовывает изменения и дополнения, вносимые в Программу, в
Правительстве Республики Саха (Якутия).
Общий контроль исполнения Программы осуществляет Правительство
Республики Саха (Якутия).
3.3. Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы
Реализация мероприятий Программы по развитию
алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия)
позволит обеспечить:
рост производства бриллиантов с 200 млн. долларов в 2000 году
до 500 млн. долларов в 2005 году, что составит приблизительно одну
треть от всей российской огранки;
рост производства ювелирных изделий с бриллиантами, что
значительно повысит добавленную стоимость к драгоценному сырью,
добываемому на территории республики;
рост объемов платежей и налогов в федеральный и
республиканский бюджеты;
увеличение числа квалифицированных специалистов и занятости
трудоспособного населения республики.
Ожидаемые результаты
--------------------------T----------T------T------T---------¬
¦ Показатель ¦ Ед. изм. ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2005 ¦
¦ ¦ ¦(факт)¦(план)¦(прогноз)¦
+-------------------------+----------+------+------+---------+
¦Производство бриллиантов ¦ млн. дол.¦ 111,9¦ 172,0¦ 500,0¦
¦Добавленная стоимость к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦алмазному сырью ¦ млн. дол.¦ 9,0¦ 17,0¦ 80,0¦
¦Количество работников в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отрасли ¦ человек ¦ 1257¦ 1705¦ 3500¦
¦В том числе мастера - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦надомники ¦ человек ¦ 111¦ 170¦ 400¦
¦Производство ювелирных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий ¦ млн. руб.¦ 503¦ 622¦ 1500¦
¦В том числе изделия с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бриллиантами ¦ млн. руб.¦ 127¦ 160¦ 400¦
L-------------------------+----------+------+------+----------
Производство бриллиантов в РС(Я)
млн.
долларов
США
-------------------------------------------------
600 | |
| 500,0 |
500 | ---- |
| 420,0 | ||
400 | 340,0 ---- | ||
| ---- | || ||
300 | 250,0 | || || ||
| ---- | || || ||
200 | 172,0 | || || || ||
| 100,3 111,9 ---- | || || || ||
100 | 54,8 ---- ---- | || || || || ||
| ---- | || || || || || || ||
0 -|----||----||----||----||----||----||----||----|
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Дальнейший текст Программы не приводится
|