КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2001 г. N 1-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 10 РЕГЛАМЕНТА ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Т.
Филиппова, В.Н. Прокопьева, А.Д. Петракова, с участием
ходатайствующего народного депутата Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) И.Д. Черова, представителей Палаты
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) народного депутата
Е.М. Ларионова, начальника Управления правовой экспертизы и
информации Государственного Собрания (Ил Тумэн) Ю.Н. Бацева,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
части 1 статьи 10 Регламента Палаты Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн).
Поводом к рассмотрению послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) И.Д. Черова. Основанием к рассмотрению дела явилась
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности
оспариваемого акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Петракова, объяснения
сторон, выступления представителя Президента Республики Саха
(Якутия) М.М. Яковлева, заместителя Председателя Палаты
Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Р. Данилова,
представителя Управления Министерства юстиции РФ по Республике
Саха (Якутия) О.В. Романовой, исследовав материалы дела,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Статья 10 (часть 1) Регламента Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
предусматривает, что Председатель Палаты Республики, заместители
Председателя могут быть в любое время отозваны большинством
голосов от числа избранных депутатов. Основанием для отзыва
является совершение ими преступления или поступка, не совместимого
со званием должностного лица высшего законодательного органа
республики. Отзыв должностного лица оформляется постановлением.
Ходатайствующий народный депутат И.Д. Черов считает, что
указанное положение Регламента не соответствует статьям 54, 55
Конституции Республики Саха (Якутия), которые не предусматривают
отзыв Председателя Палаты Республики и заместителей Председателя.
Кроме того, по мнению ходатайствующего, отзыв Председателя и
заместителя по указанным в части 1 статьи 10 Регламента основаниям
не может иметь место при нарушении ими требований Регламента.
Ходатайство народного депутата является допустимым и подлежит
рассмотрению Конституционным судом. Ходатайство в части дачи
толкований статей 54, 55 Конституции Республики Саха (Якутия) не
имеет самостоятельного значения. Толкование этих и других норм
Конституции, регламентирующих правовой статус должностных лиц
палат Государственного Собрания (Ил Тумэн), может быть
осуществлено не отдельно, а в связи с проверкой конституционности
оспариваемого положения Регламента.
2. В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия)
Государственное Собрание (Ил Тумэн) состоит из двух палат (статья
51, часть 2), избирается сроком на 5 лет (статья 52, часть 1),
каждая палата на первом заседании из числа депутатов избирает
Председателя палаты и его заместителя (статья 54). Согласно части
1 статьи 10 конституционного Закона "О Государственном Собрании
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" Палата Республики избирает из
своего состава Председателя палаты и заместителя Председателя
палаты, работающих на постоянной основе. Палаты могут
дополнительно избрать заместителей Председателя на общественных
началах (часть 3 статья 10).
В приведенных конституционных и законодательных нормах
закреплен принцип постоянного действия Государственного Собрания
(Ил Тумэн), гарантирующий деятельность избранных им органов на
весь срок полномочий законодательного органа.
Однако в Конституции республики и в Законе о Государственном
Собрании (Ил Тумэн) ничего не говорится о возможности досрочного
прекращения полномочий Председателей палат и их заместителей, в
том числе в случае их отзыва. Конституция и Закон, определяя срок
полномочий должностных лиц палаты, не предусматривают одновременно
случаи их досрочного прекращения (смерть, отставка, отрешение,
отзыв и т.д.).
Вопрос о легализации института отзыва должностных лиц
Государственного Собрания (Ил Тумэн) был предметом рассмотрения
Конституционного суда республики. В постановлении от 12 января
1995 года N 1-П суд констатировал, что в Конституции нет нормы,
регулирующей ответственность Председателя Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн). Соответствующие изменения в
Основной Закон Республики Саха (Якутия) к настоящему времени не
внесены. Необходимая для конституционализации института отзыва
Председателей палат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) норма не создана.
3. Председатель Палаты Республики и его заместители избираются
депутатами этой палаты, получают от них свои полномочия. Тем самым
они приобретают особый конституционно-правовой статус.
Соответствующий статус руководителей органов законодательной
власти субъектов Российской Федерации предполагается и по
федеральному Закону "Об основах государственной службы Российской
Федерации", поскольку они занимают должности, созданные для
непосредственного исполнения полномочий этих органов. Однако
наличие особого статуса не исключает ответственности указанных лиц
перед избравшими их депутатами. Допустимость такой ответственности
вытекает из ст. 47 Конституции республики, устанавливающей
ответственность государственных органов и должностных лиц перед
гражданами и обществом. Данное положение исходит из идеи народного
суверенитета, выраженного в Конституции республики.
Отзыв Председателя Палаты Республики, его заместителя,
отражающий их ответственность, затрагивает конституционно-правовой
статус указанных должностных лиц. Поэтому сама возможность отзыва
должна быть предусмотрена, наряду с другими статусными
положениями, в Конституции и в Законе. Это означает, что институт
отзыва может быть введен Регламентом палаты при условии
установления надлежащих правовых оснований и процедур в
Конституции Республики Саха (Якутия), конституционном Законе "О
Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)". Без
установления в законе четких правовых оснований, условий и
пределов такой ответственности отзыв Председателя палаты, его
заместителя не может быть реализован.
4. В соответствии с нормами Закона "О статусе народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн)" народный депутат
является полномочным представителем народа и его государственной
власти. Народный депутат наделяется полномочиями в вопросах
внутренней организации парламента, включая избрание его органов и
должностных лиц.
Депутаты Палаты Республики на первом заседании избирают из
своего состава Председателя Палаты, его заместителя. В
соответствии со статьей 56 Конституции республики Председатель
Палаты республики ведет заседания и ведает внутренним распорядком
палаты. Конституционным Законом "О Государственном Собрании (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия)" на Председателя Палаты Республики
возлагается руководство деятельностью палаты, координация работы
постоянных комиссий, распоряжение бюджетом, осуществление
взаимодействия палаты с Президентом и Правительством республики,
подписание законов и постановлений, принятых палатой,
представление Государственного Собрания (Ил Тумэн) во
взаимоотношениях Республики Саха (Якутия) с Российской Федерацией
и другими субъектами Федерации. Председатель Палаты Республики
после занятия им должности становится частью парламента республики
и его конституционно-правовой статус призван гарантировать
самостоятельность законодательной власти.
Изучение норм Конституции, конституционного Закона "О
Государственном Собрании (Ил Тумэн)", а также Закона "О статусе
народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн)"
показывает, что легитимация права депутатов на отзыв Председателя,
его заместителя не осуществлена. Действующее законодательство
возможность досрочного отзыва Председателя, его заместителя в
качестве неотъемлемого права депутатов не подразумевает, т.е. она
не представляется частью статуса депутата как такового. Поэтому
право депутата на отзыв Председателя, его заместителя подлежит
юридическому закреплению. В силу этого положение части 1 статьи 10
Регламента об отзыве Председателя, его заместителя является
неконституционным и с точки зрения законодательного закрепления
субъективных полномочий депутатов Палаты Республики.
5. Отзыв должностного лица как правовой институт состоит из
норм материального и процессуального права. Процессуальному
регулированию института, как правило, должно предшествовать его
материальное закрепление в части 1 статьи 10 действующего
Регламента Палаты Республики урегулированы как материальные основы
отзыва, так и его процедура.
При этом процессуальное регулирование отзыва в Регламенте
соответствует природе этого акта, имеющего предметом регулирования
организационные и процедурные вопросы. Такой характер Регламента
палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) отражен в статье 53
Конституции республики. Регулирование в статье 10 Регламента
порядка отзыва Председателя Палаты, его заместителя само по себе
не противоречит Конституции, так как процессуальная форма является
относительно самостоятельным элементом правового института отзыва
должностного лица.
В ходатайстве народного депутата ставится вопрос о
неконституционности постановления Палаты Республики N 242-П от 21
декабря 2000 года "Об отзыве Филиппова В.В. с должности
Председателя Палаты Республики Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия)". Упомянутое постановление принято
по поводу не предусмотренного Конституцией института, основания и
порядок применения которого не регламентированы конституционным
Законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн)". В этом смысле
постановление не порождает юридических последствий и является с
правовой точки зрения ничтожным правоприменительным актом. В то же
время оно принято в связи с процессуальной формой, закрепленной в
Регламенте, которая не противоречит правовому порядку республики.
Принятие указанного постановления, по сути является формой
выражения политических отношений, складывающихся между депутатами
и Председателем Палаты Республики.
Процессуальная форма отзыва, закрепленная в статье 10
Регламента, создает предпосылки для произвольного применения
данного института и может быть использована для дестабилизации
Палаты Республики, как института власти. Поэтому законодателю
надлежит разработать и принять материальные нормы института отзыва
Председателей палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) и тем
самым устранить существующий в республиканском законодательстве
пробел.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 13, 17,
31, 32 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Республики Саха
(Якутия), ее статьям 53 (часть 1), 54, 55, 56 положение части 1
статьи 10 Регламента Палаты Республики Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) об отзыве Председателя Палаты
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), его заместителя в связи с совершением преступления или
проступка не совместимого со званием должностного лица высшего
законодательного органа Республики Саха (Якутия).
Основания отзыва Председателя Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), его
заместителя могут быть предусмотрены в соответствии с Конституцией
Республики Саха (Якутия) конституционным Законом "О
Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)",
определяющими конституционно-правовой статус высших должностных
лиц Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
2. В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона "О порядке
деятельности Конституционного суда" положение части 1 статьи 10
Регламента Палаты Республики, признанное не соответствующим
Конституции республики, утрачивает силу, не подлежит применению.
3. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после его провозглашения, подлежит
опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Судья - секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|