ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2000 г. N 646
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона
Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" и в целях обеспечения
реализации государственной политики в области улучшения условий и
охраны труда работающих на производстве Правительство Республики
Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу
улучшения условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на
2001 год (далее - Программу).
2. Определить государственным заказчиком программы
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха
(Якутия).
3. Министерствам разработать отраслевые программы на 2001 год
с учетом проблем и предложений предприятий.
4. Главам администраций улусов и городов республиканского
значения:
на основе ранее отправленных рекомендаций разработать улусные
программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 год с
отражением в них насущных проблем в области охраны труда,
требующих разрешения на уровне улуса;
при формировании аппарата администрации улуса предусмотреть
штатную единицу специалиста по труду и трудовым отношениям с целью
выполнения пункта 5.2 постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 13.11.1998 N 529 и осуществления государственной
политики в области охраны труда.
5. Для реализации настоящего постановления Министерству
финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономики и
прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Фонду государственного
социального страхования Республики Саха (Якутия) предусмотреть
финансирование мероприятий по реализации Программы за счет средств
соответствующих бюджетов на 2001 год в пределах ассигнований,
предусмотренных на эти цели.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) Акимова А.К.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 декабря 2000 г. N 646
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД
Паспорт
республиканской целевой программы улучшения условий
и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 год
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование Программы¦Республиканская целевая программа ¦
¦ ¦улучшения условий и охраны труда в ¦
¦ ¦Республике Саха (Якутия) на 2001 год ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основание для ¦Распоряжение Правительства Республики ¦
¦разработки ¦Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года ¦
¦ ¦N 615-р "О комиссии по разработке ¦
¦ ¦республиканской программы улучшения ¦
¦ ¦условий и охраны труда на 2001-2003 годы"¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство труда и социальной защиты ¦
¦заказчик Программы ¦населения Республики Саха (Якутия) ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Министерство труда и социальной защиты ¦
¦Программы ¦населения Республики Саха (Якутия), ¦
¦ ¦Федерация профсоюзов Республики Саха ¦
¦ ¦(Якутия), Сахагострудинспекция ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Снижение производственного травматизма и ¦
¦Программы ¦профессиональных заболеваний на ¦
¦ ¦производстве; ¦
¦ ¦создание условий, обеспечивающих ¦
¦ ¦сохранение жизни и здоровья работников в ¦
¦ ¦процессе трудовой деятельности, путем ¦
¦ ¦совершенствования нормативно-правовой ¦
¦ ¦базы в области охраны труда; ¦
¦ ¦обеспечение совместных действий органов ¦
¦ ¦законодательной, исполнительной власти, ¦
¦ ¦объединений работодателей, ¦
¦ ¦профессиональных союзов республики ¦
¦ ¦по улучшению условий и охраны труда; ¦
¦ ¦подготовка и реализация нормативно - ¦
¦ ¦правовых актов в области условий и охраны¦
¦ ¦труда; ¦
¦ ¦контроль за соблюдением нормативно - ¦
¦ ¦правовых актов по условиям и охране ¦
¦ ¦труда, предоставлением работникам ¦
¦ ¦организаций предусмотренных ¦
¦ ¦законодательством льгот и компенсаций за ¦
¦ ¦тяжелые работы и работы с вредными и ¦
¦ ¦опасными условиями труда; ¦
¦ ¦совершенствование системы управления ¦
¦ ¦охраной труда, включая обучение, проверку¦
¦ ¦знаний руководителей, специалистов в ¦
¦ ¦области условий и охраны труда и ¦
¦ ¦информационное обеспечение на базе ¦
¦ ¦Регионального центра по охране труда в ¦
¦ ¦Республике Саха (Якутия); ¦
¦ ¦осуществление экспертиз, с помощью ¦
¦ ¦испытательной лаборатории по условиям ¦
¦ ¦труда, на предприятиях республики с ¦
¦ ¦последующим оформлением и выдачей ¦
¦ ¦сертификатов безопасности; ¦
¦ ¦создание системы информирования ¦
¦ ¦работающих о состоянии условий и охраны ¦
¦ ¦труда на предприятиях и в организациях ¦
¦ ¦республики с использованием Российской ¦
¦ ¦информационной системы нормативно - ¦
¦ ¦правового обеспечения охраны труда ¦
¦ ¦(РИСОТ) ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Срок реализации ¦ ¦
¦Программы ¦2001 год ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Перечень основных ¦Нормативно-правовое и информационное ¦
¦мероприятий Программы ¦обеспечение в области охраны труда; ¦
¦ ¦совершенствование системы непрерывного ¦
¦ ¦обучения и образования в области охраны ¦
¦ ¦труда; ¦
¦ ¦научное обеспечение охраны труда; ¦
¦ ¦создание банка данных по средствам ¦
¦ ¦индивидуальной защиты, обязательным для ¦
¦ ¦применения в условиях Крайнего Севера; ¦
¦ ¦социальная, медицинская и ¦
¦ ¦профессиональная реабилитация лиц, ¦
¦ ¦пострадавших на производстве и во время ¦
¦ ¦учебно-воспитательного процесса ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители основных ¦Министерство труда и социальной защиты ¦
¦мероприятий Программы ¦населения Республики Саха (Якутия); ¦
¦ ¦Министерство образования Республики Саха ¦
¦ ¦(Якутия); ¦
¦ ¦Комитет по санэпиднадзору Республики Саха¦
¦ ¦(Якутия); ¦
¦ ¦Федерация профсоюзов Республики Саха ¦
¦ ¦(Якутия); ¦
¦ ¦Институт социальных проблем труда ¦
¦ ¦Академии наук Республики Саха (Якутия); ¦
¦ ¦Институт горного дела Севера ЯНЦ СО РАН; ¦
¦ ¦Администрации улусов и городов ¦
¦ ¦республики, органы самоуправления, ¦
¦ ¦предприятия и организации республики ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Источники ¦Республиканский бюджет; ¦
¦финансирования ¦фонд государственного социального ¦
¦Программы ¦страхования; ¦
¦ ¦бюджеты улусов ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Ожидаемый конечный ¦Снижение количества случаев ¦
¦результат Программы ¦производственного травматизма, ¦
¦ ¦профессиональной заболеваемости, ¦
¦ ¦сокращение расходов на льготы и ¦
¦ ¦компенсации работающим в неблагоприятных ¦
¦ ¦условиях труда; ¦
¦ ¦уменьшение удельного веса работающих, ¦
¦ ¦занятых в неблагоприятных условиях труда;¦
¦ ¦создание системы управления охраной труда¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Организация контроля ¦Министерство труда и социальной защиты ¦
¦за исполнением ¦населения Республики Саха (Якутия) ¦
¦Программы ¦совместно с заинтересованными органами ¦
¦ ¦исполнительной власти, Федерацией ¦
¦ ¦профсоюзов республики, администрациями ¦
¦ ¦улусов и городов, органами местного ¦
¦ ¦самоуправления ¦
L----------------------+------------------------------------------
Состояние условий и охраны труда
в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) остается неблагоприятной ситуация в
области условий и охраны труда. По-прежнему высок уровень
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В
1999 году от травм на производстве пострадало 1082 человека, что
на 7,7% больше, чем в 1998 году, в том числе со смертельным
исходом - 52 человека, что превышает уровень 1998 года на 13,5%,
из них 25 - в промышленности, 6 - в сельском хозяйстве, 6 - в
жилищно-коммунальном хозяйстве, 9 - на транспорте.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма
отмечается в промышленности, который превышает
среднереспубликанский в 2,1 раза. Число профессиональных
заболеваний, по сравнению с 1998 годом, уменьшилось на 16,7% и
составило 25 человек по данным 1999 года.
Причины производственного травматизма в различных отраслях
экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются:
изношенность основных фондов, применение устаревших и
несовершенных технологий;
низкий уровень финансирования мероприятий, направленных на
улучшение условий и охрану труда;
нарушение технологической и производственной дисциплины;
неудовлетворительная организация работ и рабочих мест;
недостатки в обучении безопасным приемам труда;
массовые нарушения элементарных правил безопасности;
сокращение служб и специалистов по охране труда, порой и
полное их отсутствие;
использование одежды под видом специальной, а также других
средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям
безопасности согласно ГОСТ;
безответственность руководителей и их консерватизм по
отношению к работающим в части признания и обеспечения приоритета
жизни и здоровья работников по отношению к результатам
производственной деятельности.
По данным Комитета по статистике республики в 1999 году 64,7
тыс. человек, или 51,9%, работали в неблагоприятных условиях
труда, что на 15,6% больше, чем в 1998 году, в том числе в
промышленности - 45,1 тыс. человек, на транспорте - 13,3 тыс.
человек, в строительстве - 4,4 тыс. человек, в организациях связи
- 2,0 тыс. человек.
Доля работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда,
в процентах к общей численности работающих в 1999 году составила:
в промышленности - мужчин 62,7%, то же в 1998 г. - 63,7%
- женщин 39,3% - 36,2%
в строительстве - мужчин 49,5%, то же в 1998 г. - 33,6%
- женщин 26,9% - 15,4%
на транспорте - мужчин 61,0%, то же в 1998 г. - 42,1%
- женщин 36,7% - 33,7%
в связи - мужчин 30,7%, то же в 1998 г. - 37,6%
- женщин 20,9%, то же в 1998 г. - 20,1%
На рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, было занято в 1999 году более 31 тыс. человек, или
четвертая часть работников обследуемых предприятий, в том числе в
промышленности - 24,8 тыс. человек, на транспорте - 5,4 тыс.
человек, в строительстве - 1,3 тыс. человек, в организациях связи
- 0,2 тыс. человек. Среднеотраслевой уровень занятости работников
в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в
республике, превышает средний уровень по отдельным регионам ДВЭР.
На конец 1999 года удельный вес этой категории работников по
республике составил 25,4% от общей численности занятых в
обследованных отраслях против 24,7% в среднем по ДВЭР.
В 1999 году численность занятых тяжелым физическим трудом на
обследуемых предприятиях составила 5222 человека, из них 4194
человека, испытывая перегрузки, работали в промышленности (5,1% от
общей численности работающих в этой отрасли), 707 человек работали
в строительстве (7,1%), 306 человек работали на транспорте (1,3%),
15 человек работали в связи (0,2%).
Доля работников обследованных отраслей, пользовавшихся правом
на льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях
труда, в процентах к общей численности работников соответствующей
отрасли составила: в промышленности - 54,6% , в строительстве -
43,8% , на транспорте - 54,7%, в организациях связи - 25,1%.
Проведенный анализ фактического состояния условий труда и
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на
предприятиях республики выдвигает необходимость дальнейшей
разработки и осуществления республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда.
Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основными целями республиканской программы по улучшению
условий и охраны труда на 2001 год являются:
подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области
условий и охраны труда;
снижение уровня производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости в республике;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности;
повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты
работников предприятий от профессионального риска;
создание территориальной целевой системы обучения, подготовки
и аттестации кадров по гигиене и охране труда;
создание информационно-аналитического обеспечения для широкой
информированности работающих о состоянии условий и охраны труда, а
также обоснований технико-экономических разработок и других
нормативных документов;
проведение совместных действий органов государственного
управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по
улучшению условий и охраны труда;
совершенствование системы государственного управления охраной
труда. Основной задачей Программы является реализация
государственной политики в области улучшения условий и охраны
труда, изложенной в Законе РФ "Об основах охраны труда в
Российской Федерации" и в Законе Республики Саха (Якутия) "Об
охране труда".
Срок реализации Программы - 2001 год.
Система программных мероприятий
Мероприятия определены на основе анализа состояния условии и
охраны труда работников, проведенного Министерством труда и
социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) совместно с
органами статистики, надзора и контроля, Институтом социальных
проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия) и Федерацией
профсоюзов Республики Саха (Якутия). Учтены рекомендации
Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Перечень мероприятий и источники финансирования даны в
приложении к Программе.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим
направлениям:
1. Разработка республиканских нормативно-правовых актов в
области охраны труда работников.
2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда.
3. Научное обеспечение охраны труда.
4. Совершенствование системы непрерывного образования.
5. Информационное обеспечение охраны труда.
6. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация
пострадавших на производстве и во время учебно-воспитательного
процесса.
Разработка республиканских нормативно-правовых актов по
вопросам охраны труда работников
В 2001 году будет продолжена работа по совершенствованию
нормативно-правовой базы охраны труда.
Предусматривается разработка нормативных правовых актов о
финансово-экономическом механизме стимулирования охраны труда. Это
связано с вступлением в силу Закона РФ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний".
Предстоит разработка и принятие нормативных актов о порядке
введения обязательной сертификации производственных объектов и
предприятий на соответствие требованиям охраны труда, о единой
схеме и порядке учета требований охраны труда в проектах
коллективных договоров и соглашений.
Организационное и техническое обеспечение охраны труда
Мероприятия данного раздела Программы нацелены на совместные
действия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов
по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством
организационных, методических и практических мер.
Для решения поставленных задач предполагается разработка
аналогичных программ в улусах, городах, организациях республики.
В целях эффективного проведения государственной экспертизы
условий труда, своевременного и качественного анализа факторов
производственной среды, контроля за качеством аттестации рабочих
мест по условиям труда предусматривается создать исследовательскую
лабораторию госэкспертизы условий труда при Министерстве труда и
социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
В целях организации управления охраной труда в улусах и
городах, проведения государственной политики по охране труда
предусматривается обязательное введение в штаты администраций
улусов и городов единиц квалифицированных специалистов по охране
труда, подготовленных на кафедре охраны труда и безопасности
жизнедеятельности геологоразведочного факультета Якутского
государственного университета.
Предстоит работа по совершенствованию структуры органа
управления охраной труда Министерства труда и социальной защиты
населения Республики Саха (Якутия).
Важное место отводится организационно-методическим,
контрольно-экспертным, аналитическим и консультативным функциям по
вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
Научное обеспечение охраны труда
Программой предусматривается использование научного потенциала
для решения задач, ориентированных на создание безопасных и
безвредных условий труда, а также системы управления охраной
труда, отвечающей современным требованиям в условиях рыночной
экономики.
Для этих целей предполагается активизировать работу отдела
охраны труда Института социальных проблем труда Академии наук
Республики Саха (Якутия) и других научных организаций республики.
Предусматривается осуществить:
разработку рекомендаций по применению эффективных средств
защиты органов дыхания на основе анализа отечественных и
зарубежных образцов СИЗОД;
разработку рекомендаций по применению теплозащитной спецодежды
и спецобуви на основе анализа отечественных и зарубежных образцов
СИЗ;
создание банка данных на средства индивидуальной защиты,
предназначенные для условий Крайнего Севера;
разработку более надежного устройства контура заземления в
многолетнемерзлом грунте;
разработку основ нормирования ПДК рабочей среды при добыче и
использовании альфа- и бета- радиоактивных строительных
материалов;
разработку мероприятий по поддержанию требуемых параметров
микроклимата в камере ожидания глубоких алмазных рудников Севера в
случае аварии, природных или техногенных катастроф;
разработку системы управления охраной труда на основе
коэффициента безопасности труда и других прогрессивных методов
управления охраной труда в современных условиях;
разработку более совершенной и несколько упрощенной методики
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Совершенствование системы непрерывного образования
Главная цель этого направления - повышение и проверка уровня
знаний по охране труда у всех участников производства и на этой
основе снижение производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости.
Предусматривается создание системы непрерывного обучения в
области охраны труда на всех уровнях образования и
профессиональной деятельности работника, охватывающей все ведущие
отрасли экономики, предприятия и организации. Для этого
предусматривается создание и организация работы Республиканского
центра по охране труда с целью обучения, аттестации руководителей
и специалистов предприятий и организаций по специфике.
В целях непрерывности и периодичности проверки знаний
работниками правил, инструкций по безопасному производству работ
предусматривается внедрение модульной системы обучения по охране
труда.
Информационное обеспечение охраны труда
Мероприятия данного раздела предусматривают внедрение
информационной системы нормативно-правового обеспечения РИСОТ
(Российской информационной системы нормативно-правового
обеспечения охраны труда) и формирование банка данных по
актуальным проблемам условий и охраны труда.
Выполнение намеченных мероприятий позволит активнее
распространять передовой опыт по обеспечению здоровых и безопасных
условий труда на производстве, удовлетворить потребности
предприятий и организаций в информации по условиям и охране труда.
Социальная, медицинская и профессиональная
реабилитация пострадавших на производстве
и во время учебно-воспитательного процесса
Главной целью данного направления является обязанность в
ликвидации задолженности по возмещению вреда инвалидам труда и
иждивенцам погибших на ликвидированных предприятиях и
предприятиях, находящихся в стадии ликвидации, образовавшейся до 6
января 2000 года, а также социальная защита детей инвалидов,
немощных родителей, дети которых погибли или получили увечье во
время учебно-воспитательного процесса.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется из следующих
источников:
республиканский бюджет;
средства Фонда государственного социального страхования;
из других источников.
Общий объем финансирования Программы - 53,022 млн. рублей, в
том числе 46,407 млн. рублей - из республиканского бюджета; 2,565
млн. рублей - из бюджета Фонда государственного социального
страхования; 4,05 млн. рублей - из средств других источников
финансирования.
Размер расходуемых средств уточняется исходя из объемов,
предусматриваемых в республиканском бюджете и бюджете Фонда
государственного социального страхования на соответствующий год.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами,
необходимыми для выполнения работ по Программе, решаются
самостоятельно исполнителями соответствующих программных
мероприятий.
Организация управления, механизм реализации
Программы и контроль за ее выполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление
реализацией Программы, является Министерство труда и социальной
защиты населения Республики Саха (Якутия). Оперативное управление
Программой (исполнительские функции) осуществляет Управление
охраны труда и госэкспертизы условий труда Министерства труда и
социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
Финансирование Программы за счет средств республиканского
бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на финансовый
год, представленной государственным заказчиком, с учетом
возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости
продолжения ранее начатых работ.
Объемы бюджетного финансирования конкретных работ в рамках
Программы определяются государственными контрактами (договорами),
заключаемыми Министерством труда и социальной защиты населения
Республики Саха (Якутия) с организациями-исполнителями в
установленном порядке.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики
Саха (Якутия) заключает также государственный контракт с Фондом
государственного социального страхования Республики Саха (Якутия),
подтверждающий объем и сроки финансирования Фондом мероприятий, и
сообщает об этом в Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
и Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха
(Якутия). Государственный контракт является основным документом,
определяющим права и обязанности сторон по финансовому обеспечению
и выполнению заданий Программы.
Министерство труда и социальной защиты населения представляет
в Министерство экономики и прогнозирования и Министерство финансов
информацию о ходе работ по Программе и об эффективности
использования финансовых средств.
Отчеты о ходе выполнения Программы заслушиваются на заседаниях
Межведомственной комиссии по охране труда, республиканской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Оценка эффективности и социально-экономических
результатов реализации Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс
организационных, методических, исследовательских,
производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно -
пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение
поставленных целей.
Основное внимание при разработке Программы уделено задаче
добиться максимально возможного социального эффекта от реализации
мероприятий при минимальных затратах.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда
проявится в сокращении выплат пострадавшим на производстве или их
родственникам в связи с потерей кормильца, в сокращении выплат
пособий по временной нетрудоспособности, в уменьшении расходов на
медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию,
специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, в
снижении материального ущерба в результате аварий и катастроф.
Указанные затраты в республике большие, но они не полностью
отражают весь объем убытков, вызванных производственным
травматизмом и профзаболеваниями, так как учтены только прямые
убытки и не учтены так называемые косвенные убытки, к которым
можно отнести:
стоимость амбулаторного (клинического) лечения;
снижение производительности труда, а также условные
материальные потери в результате недовыпуска продукции за время
болезни;
потери вследствие простоев оборудования;
расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и др.
Социальный эффект от выполнения Программы проявится в
сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной
заболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной
защищенности работников.
Приложение не приводится
|