КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2000 г. N 12-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ
2, ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО
КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием
ходатайствующей стороны народного депутата Палаты представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Ф.Г. Охлопкова, представителя
стороны, принявшей оспариваемый акт, заместителя председателя
Палаты представителей А.Р. Данилова рассмотрел в открытом
заседании дело о проверке конституционности части 2 статьи 2,
части 3 статьи 5 Положения о комиссии по конституционному
законодательству Палаты представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела является обращение народного
депутата Ф.Г. Охлопкова. Основанием к рассмотрению дела является
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли
Конституции Республики Саха (Якутия) положения оспариваемого акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснение
сторону выступления председателя комиссии по конституционному
законодательству Палаты представителей Н.Г. Захарова, председателя
комиссии по вопросам конституционной реформы Палаты республики
И.Д. Черова, Конституционный суд
установил:
1. Согласно части 2 статьи 2 Положения о комиссии по
конституционному законодательству Палаты представителей эта
комиссия имеет статус комитета Палаты представителей. В
соответствии с частью 3 статьи 5 Положения комиссия ведет
систематизацию и обобщение предложений об изменениях и дополнениях
Конституции, поправок депутатов и комитетов палаты и с учетом
мнения населения принявшего участие в обсуждении, составляет
письменное заключение с табличным приложением к проекту закона и
вносит на рассмотрение Палаты представителей во втором чтении.
В плане работы комиссии, утвержденном Палатой представителей,
указано, что комиссия в сроки до 15 декабря 2000 года проводит
подготовку концепции и проекта Закона Республики Саха (Якутия) "О
внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия) (пункт 9), а в сроки до 30 декабря 2000
года вносит проект такого закона на рассмотрение Палаты
представителей (пункт 10). Председатель комиссии народный депутат
Н.Г. Захаров при обсуждении плана работы в Палате представителей
пояснил, что выполнение указанных пунктов плана предполагает
составление "единого сводного" проекта закона о внесении,
изменений в Конституцию на основе законопроектов, поступивших от
субъектов законодательной инициативы.
По мнению ходатайствующего депутата Ф.Г. Охлопкова, в таком
понимании нормы положения о комиссии, наделяющие ее статусом
комитета и правом подготовки проекта закона с последующим
внесением его в Палату представителей, противоречат статье 59
Конституции Республики Саха (Якутия).
2. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона "О порядке
внесения изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)" предложения об изменениях и дополнений в
Конституцию, поступившие в Палату представителей, направляются на
предварительное рассмотрение в специально созданную для этого
комиссию палаты. Согласно пункту 5 резолютивной части
постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 17
апреля 2000 года по делу о толковании статей 143, 144 Конституции
Республики Саха (Якутия) и его разъяснения, данного 25 октября
2000 года, комиссия по конституционному законодательству Палаты
представителей рассматривается как орган палаты, отражающий особый
порядок принятия изменений в Конституцию. Комиссия осуществляет
подготовительную работу по предложениям субъектов законодательной
инициативы, порядок, которой регламентируется Положением,
утвержденным Палатой представителей. Для этого комиссия наделяется
статусом комитета - органа палаты, что не противоречит
Конституции.
3. В соответствии со статьей 32 Закона "О Конституционном суде
Республики Саха (Якутия)" Конституционный суд, проверяя
конституционность нормативного акта, имеет в виду как буквальный
его смысл, так и смысл, придаваемый сложившейся практикой его
применения.
Оспариваемое ходатайствующим Положение в части 3 статьи 5
устанавливает норму, в соответствии с которой комиссия ведет
систематизацию, обобщение предложений и поправок, составляет
заключение с табличным приложением и вносит это на рассмотрение
Палаты представителей во втором чтении. Закрепление такого правила
само по себе не противоречит тому порядку, установление которого
вытекает из положений статей 143, 144 Конституции. Такая правовая
позиция была выражена в постановлении Конституционного суда
Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2000 года по делу о
толковании статей 143, 144 Конституции республики.
Вместе с тем, рассматриваемое положение части 3 статьи 5
воспринимается и реализуется не только как составление заключений
по проектам законов, но и как составление комиссией единого
сводного проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в
Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)". Это видно
из исследованного в судебном заседании протокола заседания Палаты
представителей при обсуждении плана работы и принятого по этому
вопросу постановления.
Между тем, согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Саха
(Якутия) "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию
(Основной закон) Республики Саха (Якутия)", предложения об
изменениях и дополнениях Конституции предварительно
рассматриваются комиссией, затем с соответствующим заключением по
каждому проекту закона вносятся на рассмотрение Палаты
представителей. В соответствии с частью 5 статьи 7 этого закона
Палата представителей в течений от одного до трех месяцев
рассматривает предложения об изменениях и дополнениях Конституции,
как правило, в трех чтениях. Затем принятый Палатой представителей
проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию
передается в Палату республики.
Таким образом, комиссия не вправе заменить текст субъектов
внесения предложений своим собственным проектом. В соответствии с
частью 3 статьи 5 Положения комиссия в результате систематизации
составляет заключение, которое представляет Палате представителей
во втором чтении. Систематизация и обобщение предполагает учет
всего объема поступающих законопредложений и поправок, их анализ и
обработку, группировку по определенной схеме, составление таблиц,
подготовку заключений по проектам законов. Такая работа является
необходимым условием квалифицированной законодательной
деятельности палаты.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 11, 13, 31
Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия):
постановил:
1. Признать часть 2 статьи 2 Положения о комиссии по
конституционному законодательству Палаты представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в
соответствии с которой комиссий наделяется статусом комитета
Палаты представителей, соответствующей Конституции Республики Саха
(Якутия).
Это предполагает, что комиссия вправе по поручению Палаты
представителей предварительно рассматривать поступившие от
субъектов законодательной инициативы предложения о внесении
изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия).
2. Признать часть 3 статьи 5 этого Положения о том, что
комиссия водит систематизацию и обобщение предложений об
изменениях и дополнениях Конституции, поправок депутатов и
комитетов палаты и составляет письменное заключение с табличным
приложением к проекту закона и вносит на рассмотрение Палаты
представителей во втором чтении, соответствующей Конституции
Республики Саха (Якутия).
Конституционный смысл данной нормы не предусматривает
составление комиссией единого сводного текста проекта из
поступивших в порядке законодательной инициативы предложений,
поскольку полномочия комиссии ограничены предварительным
рассмотрением всех проектов закона и дачей заключения по каждому
Проекту с последующим представлением их на рассмотрение Палаты
представителей.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|