КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2000 г. N 11-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 15 АВГУСТА 2000 ГОДА N 1148
"О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В ОКРУГАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д.
Петракова, В.Т. Филиппова, В.Н. Прокопьева с участием
ходатайствующего народного депутата Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н.
Алексеева, народного депутата Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Р. Данилова, представителя
Президента Республики Саха (Якутия) М.М. Яковлева, представителя
Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха
(Якутия) О.В. Романовой, рассмотрел в открытом заседании дело о
проверке конституционности Указа Президента Республики Саха
(Якутия) от 15 августа 2000 года N 1148 "О представителях
Президента Республики Саха (Якутия) в округах на территории
Республики Саха (Якутия) ".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) А.Н. Алексеева.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемого акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Петракова, объяснения
представителей сторон, выступление представителя управления
юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 августа
2000 года N 1148 "О представителях Президента Республики Саха
(Якутия) в округах на территории Республики Саха (Якутия)"
представители Президента в улусах и городах республиканского
значения преобразованы в представителей Президента в округах.
Пунктом вторым Указа утверждены положение "О представителях
Президента Республики Саха (Якутия) в округах на территории
Республики Саха (Якутия)" (далее - "Положение") и перечень округов
на территории Республики Саха (Якутия) (приложение N 1).
По мнению ходатайствующего, упомянутый Указ Президента
республики противоречит частям 5 и 11 статьи 58 и статье 72
Конституции Республики Саха (Якутия), а также подпункту "М" пункта
2 статьи 5 и подпункту "в" пункта 7 статьи 18 федерального Закона
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации".
2. Вопрос о соответствии института представителей Президента
республики Конституции исследовался Конституционным судом
Республики Саха (Якутия) в его постановлении от 22 марта 2000 года
N 4-П по делу о проверке конституционности Указа Президента
Республики Саха (Якутия) от 10 января 2000 года N 938 "О
представителе Президента Республики Саха (Якутия) в улусах и
городах республики". Конституционный суд указал, что статусное
положение и полномочия Представителя Президента, как направленные
на обеспечение исполнения конституционных функций Президента, его
указов и распоряжений, постановлений Правительства республики, не
противоречат Конституции Республики Саха (Якутия).
Указ Президента от 15 августа 2000 года N 1148 в части
регулирования статуса Представителя Президента не выходит за
пределы правового режима, определенного для него Указом от 10
января 2000 года N 938.
Согласно "Положению" (пункт 1) Представитель Президента в
округе является должностным лицом, действующим по поручениям
Президента и Правительства республики, назначается и освобождается
от должности главой исполнительной власти республики.
Представитель обладает производными от полномочий Президента
республики возможностями, что исключает принятия им
самостоятельных решений.
Итак, правовая позиция Конституционного суда Республики Саха
(Якутия) в отношении Представителя Президента Республики Саха
(Якутия), изложенная им в постановлении от 22 марта 2000 года N
4-П, в настоящее время остается в силе.
3. Народный депутат Алексеев А.Н., возбудивший дело в суде,
считает, что Президент республики путем создания округов изменил
статус и границы административно-территориальных единиц и тем
самым, как он полагает, глава исполнительной власти нарушил статью
72 Конституции Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 45 Основного Закона Республика самостоятельно
определяет свое административно-территориальное устройство. В
республике вопросы ее деления на административно-территориальные
единицы определены Законом от 6 июля 1995 года N 77-1 "Об
административно-территориальном устройстве Республики Саха
(Якутия)". В соответствии с статьей 45 Конституции изменение
административно-территориального устройства республики
осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил
Тумэн) с согласия местных представительных органов государственной
власти. Из этого следует, что Президент не вправе вторгаться в
сферу регулирования административно-территориального устройства
республики.
Между тем округа, предусмотренные в Указе Президента,
признаками административно-территориальной единицы не обладают и
не предназначаются в качестве территориальной основы осуществления
исполнительной власти. Округа, как зоны размещения представителей,
самостоятельными административно-правовыми границами не
располагают. Они выступают лишь в качестве пространства
локализации координационно-аналитической деятельности
представителей Президента.
Следовательно, оспариваемое положение Указа об округах, как не
затрагивающее сферу отношений, где складывается конституционный
строй республики, не противоречит статье 72 Конституции Республики
Саха (Якутия).
4. Ходатайствующий и постоянный представитель Палаты
Представителей в Конституционном суде республики полагают, что
Президент Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным
Законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" мог бы
учреждать институт Представителя в соответствии с законом,
принятым Государственным Собранием (Ил Тумэн).
Федеральный Закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" в подпункте "М" пункта второго статьи 5 устанавливает,
что законодательный (представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации законом утверждает схему
управления и определяет структуру высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно
подпункту "в" пункта 7 статьи 18 рассматриваемого Закона высшее
должностное лицо субъекта формирует высший исполнительный орган
государственной власти.
Из этого видно, что в подпункте "М" пункта второго статьи 5 и
подпункта "в" пункта 7 статьи 18 под структурой высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации закон прежде всего имеет в виду состав Правительства
субъекта Российской Федерации.
Что касается положения статьи 5 федерального Закона
относительно схемы управления субъектом Российской Федерации, то
здесь речь идет о тех органах, которые имеют независимый,
самостоятельный статус, они формируются по закону и финансируются
в соответствии с законом. Стало быть такие органы не могут быть ни
организованы, ни финансированы, ни преобразованы, ни
реорганизованы, ни ликвидированы по усмотрению главы
исполнительной власти.
Таким образом, необходимость регулирования организации
Представителя Президента Республики Саха (Якутия) законом субъекта
прямо не вытекает из указанных положений рассматриваемого
федерального Закона, а ее реализация на этом этапе, по существу,
означало бы ограничение оперативных возможностей главы
исполнительной власти.
5. Согласно пункту 5 статьи 58 Конституции Палата Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) утверждает структуру органов
государственного управления Республики Саха (Якутия).
В статье 58 Конституции под структурой органов
государственного управления понимается структура республиканских
органов исполнительной власти, которые осуществляют
государственное управление самостоятельно и под свою
ответственность. Из буквального смысла рассматриваемого текста
статьи 58 следует, что речь в нем идет об органах государственного
управления республиканского уровня, а улусные и городские
администрации не входят в перечень органов государственного
управления, подлежащего утверждению Палатой Республики.
Президент Республики является гарантом территориальной
целостности, соблюдения Конституции и законов республики (статья
65). Он как глава исполнительной власти обеспечивает исполнение
своих указов и распоряжений, а также постановлений и распоряжений
Правительства на всей территории республики (ст.ст. 73, 80). В
соответствии с этим пункт 11 статьи 70 Конституции наделяет
Президента полномочиями руководителя системы органов
государственного управления республики. В этом качестве Президент
вправе устанавливать такие органы, учреждения, институты и
должностные лица, перечень которых Палатой Республики не
утверждается.
Возможности главы исполнительной власти в части создания
образований, не утверждаемых Палатой Республики, ограничены
порядком финансирования организации и деятельности исполнительной
власти, который определяется законами республики о государственном
и республиканском бюджетах.
Согласно статьям 58 и 58.1 Конституции Республики Саха
(Якутия) Палата Республики и Палата Представителей
Государственного Собрания (Ил Туман) осуществляют контроль за
исполнением законов о государственном и республиканском бюджетах.
Таким образом, организация Представителей Президента в округах
на территории Республики Саха (Якутия) подпадает под парламентский
контроль, в той мере в какой финансирование деятельности
представителей Президента связано с исполнением законов о
государственном и республиканском бюджетах.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 11, 12,
13, 31 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 15
августа 2000 года N 1148 "О представителях Президента Республики
Саха (Якутия) в округах на территории Республики Саха (Якутия)"
соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) с точки
зрения закрепленного в ее статьях 58, 70 разграничения полномочий
органов законодательной и исполнительной властей по вопросу
установления системы органов государственного управления
Республики Саха (Якутия).
2. Палате Республики, Палате Представителей Государственного
Собрания (Ил Туман) Республики Саха (Якутия) в соответствии со
статьями 58, 58.1 Конституции Республики Саха (Якутия) надлежит
определить условия и механизм осуществления парламентского
контроля за исполнением государственного и республиканского
бюджетов в части финансирования деятельности Представителей
Президента Республики Саха (Якутия) в округах на территории
Республики Саха (Якутия).
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|