ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2000 г. N 601/15
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ
КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Заслушав и обсудив сообщения заместителя Председателя
Правительства Республики Саха (Якутия) Мучина М.В. и заместителя
министра здравоохранения Российской Федерации Стуколовой Т.И.,
Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации и
Правительство Республики Саха (Якутия) отмечают следующее:
Правительством и Министерством здравоохранения Республики Саха
(Якутия) проводится работа, направленная на улучшение подготовки и
обеспечение кадрами, согласно решению Коллегии Минздрава России от
23 декабря 1997 года (протокол N 23) "О состоянии кадровой
политики и задачах Минздрава России по ее совершенствованию в
соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской
науки".
В Республике создана и успешно функционирует система
непрерывного медицинского образования.
Подготовка врачебных кадров осуществляется в Медицинском
институте Якутского государственного университета. С целью
повышения уровня подготовки абитуриентов в последние годы
организован этап довузовской подготовки в виде специализированных
медико-биологических классов в общеобразовательных школах,
факультета довузовского обучения Якутского государственного
университета и Малой медицинской академии Медицинского института.
За последние 5 лет начата подготовка врачей-стоматологов и
педиатров, организован факультет последипломного обучения врачей
по программам интернатуры, ординатуры и повышения квалификации
специалистов.
Внедрена система заключения договоров на целевую подготовку
кадров для Республики Саха (Якутия).
На настоящий момент число врачей на 10 тысяч населения по
системе Минздрава составляет в Республике 41,0 (Россия - 42,2),
среднего медицинского персонала - 120,8 (Россия - 99,5). Как видно
из приведенных показателей, обеспеченность врачами в Республике
находится практически на уровне среднероссийской, а средними
медицинскими работниками - значительно выше, чем по России.
Вместе с тем следует отметить ряд проблем, требующих
безотлагательного решения.
Так, в целом ряде улусов (районов) отмечается диспропорция в
кадровом обеспечении. Укомплектованность врачебными кадрами ряда
арктических улусов крайне слабая и составляет всего от 33,0%
(Оймяконский улус) до 47,7% (Нижнеколымский улус), в то время как
в отдельных улусах, не относящихся к арктической зоне, она
составляет 90,0-100,0% (Хангаласский, Амгинский и Момский улусы).
В настоящее время несмотря на то, что за последние годы
отмечается рост укомплектованности сельских учреждений
здравоохранения врачами, обусловленный реструктуризацией лечебной
сети, из 167 сельских участковых больниц в 25 ни одна штатная
врачебная должность не укомплектована врачами, а из 55 сельских
врачебных амбулаторий в 11 нет врачей.
Наряду с высокой обеспеченностью Республики специалистами по
терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, анестезиологии и
реаниматологии, наркологии имеется существенный дефицит врачей -
педиатров, стоматологов, врачей скорой медицинской помощи,
онкологов, врачей клинической лабораторной диагностики.
Только в 2000 году в Республике приступили к реализации
приказа Минздрава России от 26.08.92 N 237 "О поэтапном переходе к
организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей
практики (семейного врача)".
В Республике имеются сложности, связанные с укомплектованием
средними медицинскими работниками санитарной службы, что
обусловлено отсутствием подготовки указанного персонала.
В нарушение существующих нормативно-правовых документов
ведется подготовка на медицинском отделении профессионального
лицея пос. Жатай, где в настоящее время закончилось действие
лицензии на право ведения образовательной деятельности по
специальности "сестринское дело", что требует правового решения.
Не в полной мере сформирована система повышения квалификации
среднего медицинского персонала, что не может не отразиться на их
профессиональной деятельности.
В течение ряда лет уровень производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости превышает среднеотраслевой. Имеют
место несчастные случаи со смертельным исходом. Однако в Минздраве
Республики отсутствует должность специалиста по охране труда, что
не позволяет осуществлять планомерную профилактическую работу.
На основании вышеизложенного Коллегия Министерства
здравоохранения Российской Федерации и Правительство Республики
Саха (Якутия) решили:
1. Министерству здравоохранения Российской Федерации
(Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой
политики):
1.1. Совместно с Министерством здравоохранения Республики Саха
(Якутия) ежегодно устанавливать квоту на целевую подготовку врачей
и провизоров в высших образовательных учреждениях Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
1.2. В течение I квартала 2001 года совместно с Медицинским
институтом Якутского государственного университета разработать
план мероприятий по организации и проведению повышения
квалификации преподавателей на базе Дальневосточного и
Владивостокского государственных медицинских университетов,
Амурской медицинской академии и медицинских вузов Москвы и
Санкт-Петербурга.
1.3. Обеспечить методическую помощь в проведении аттестации и
сертификации специалистов лечебно-профилактических учреждений
Республики Саха (Якутия).
1.4. В течение I квартала 2001 года оказать методическую
помощь в организации и проведении государственной итоговой
аттестации выпускников Медицинского института Якутского
государственного университета 2001 года.
1.5. Предусмотреть в учебно-производственных планах учреждений
повышения квалификации специалистов отрасли на 2001 год проведение
выездных циклов по специальностям, определенным в соответствии с
заявками Минздрава Республики Саха (Якутия).
2. Правительству Республики Саха (Якутия):
2.1. Продолжить работу по расширению целевого приема в
медицинские вузы для лиц, проживающих в арктических регионах
Республики Саха (Якутия), с обязательным заключением трехсторонних
договоров, предусматривающих предоставление будущего места работы
и обеспечение социальных гарантий.
2.2. В течение I квартала 2001 года совместно с Министерством
образования Российской Федерации подготовить перспективный план до
2005 года по открытию новых факультетов (медико-профилактическое
дело, фармация) на базе Медицинского института Якутского
государственного университета для подготовки кадров для
арктических регионов России.
2.3. Рассмотреть вопрос:
о перспективах создания самостоятельного Медицинского
института;
об открытии отделения по подготовке специалистов среднего
звена для санитарной службы Республики Саха (Якутия) на базе
существующих средних медицинских образовательных учреждений;
о расширении системы дополнительного образования средних
медицинских кадров в отрасли с открытием училища (отделения) по их
подготовке;
об организации подготовки и повышения квалификации врачей
медико-профилактического профиля в Медицинском институте Якутского
государственного университета;
о строительстве анатомического корпуса Медицинского института
Якутского государственного университета.
3. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия):
3.1. Считать первоочередной задачей в деятельности
руководителей органов управления здравоохранением Республики Саха
(Якутия), медицинских и образовательных учреждений, учреждений
федерального подчинения и главных врачей центров госсанэпиднадзора
в Республике Саха (Якутия) принятие конкретных действенных мер в
формировании кадровой политики, позволяющей проводить подготовку и
использование кадров с учетом специфики и особенностей жизни и
здоровья человека в экстремальных условиях Арктики.
3.2. Ежегодно согласовывать с Министерством здравоохранения
Российской Федерации и Якутским государственным университетом план
приема на первый курс Медицинского института Якутского
государственного университета с учетом потребности в кадрах с
высшим медицинским образованием с разбивкой по специальностям
подготовки.
3.3. Ежегодно формировать заявки на подготовку врачей в
клинической ординатуре с учетом показателей обеспеченности
лечебно-профилактических учреждений Республики врачебными кадрами.
3.4. В течение IV квартала 2000 года определить юридический
статус медицинского отделения Жатайского профессионального лицея.
3.5. В I квартале 2001 года разработать и утвердить план
мероприятий по вопросам охраны труда и социальной защиты
работников здравоохранения.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации
Вялкова А.И. и заместителя Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия) Мучина М.В.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.ШЕВЧЕНКО
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
|