ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РС(Я)
ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРА РС(Я)
О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ) ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
от 30 октября 2000 года
6 октября 2000 г. Верховным Судом РС(Я) рассмотрено дело N
3-15/2000 по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании Закона Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2000 г. "О
пассажирском автомобильном транспорте в РС(Я)" противоречащим
федеральному законодательству, как принятого с превышением
полномочий.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать Закон Республики Саха (Якутия) "О пассажирском
автомобильном транспорте в РС(Я)" от 4 мая 2000 г. недействующим и
не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную
силу.
Решение вступило в силу 30 октября 2000 г.
***
6 сентября 2000 г. Верховным Судом Республики Саха (Якутия)
рассмотрено дело N 3-29/2000 по заявлению прокурора РС(Я) о
признании противоречащими Федеральному закону ст.ст. 2, 5 ч. 1,
12, 22 Закона РС(Я) "Об охране труда" от 14.10.92 г. N 1156-XII.
Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением указывая на то,
что по Федеральному закону не требуется ратификации федеральных
законов субъектами РФ, что Закон "Об охране труда" РФ
распространяется и на иностранных граждан, если иное не
предусмотрено международным договором РФ, что работники
предприятия подлежат обязательному государственному страхованию в
соответствии с Федеральным законом, что должность специалиста по
охране труда вводится при численности работников более 100, а не
50 человек, что расторжение трудового договора по инициативе
администрации без согласия профкома допускается во всех случаях,
предусмотренных ст. 33 КЗоТ РФ, кроме п.п. 1, 2 и 5 ст. 33 КЗоТ
РФ. Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об основах охраны труда в
РФ", только Федеральная Инспекция труда является органом по
государственному надзору и контролю за соблюдением требований
охраны труда, что виновные в нарушении требований охраны труда
лица несут ответственность в соответствии с Законом РФ, а не
Республики Саха (Якутия).
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) вынесено следующее
решение:
Признать:
п. 1 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда" в
части ратификации Законов, противоречащим Конституции РФ и
Федеральным законам;
ст. 5 п. 2 Закона РС(Я) "Об охране труда" противоречащим ч. 4
ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации";
ст. 12 Закона РС(Я) "Об охране труда" противоречащей
Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
от 24 июля 1998 г.;
Раздел VI Закона РС(Я) "Об охране труда" противоречащим Главе
IV Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации";
Раздел VII Закона РС(Я) "Об охране труда" противоречащим ст. 2
Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации".
Вышеуказанные противоречащие нормы Закона признать
недействующими и не подлежащими применению с момента вступления
решения в законную силу.
В связи с признанием противоречащим Закона РС(Я) "Об охране
труда" Федеральному закону "Об основах охраны труда в Российской
Федерации", в Законе РС(Я) "Об охране труда" должны быть отражены
нормы ст. 13 Федерального закона "Об основах охраны труда в РФ".
В остальной части заявления в удовлетворении отказать.
Решение вступило в законную силу 14 октября 2000 г.
***
7 сентября 2000 г. Верховным Судом РС(Я) рассмотрено дело N
3-31/2000 г. по заявлению Прокурора РС(Я) о признании Закона
Республики Саха (Якутия) "О полномочиях судей Республики Саха
(Якутия)" от 16 октября 1992 г. N 1177-XII противоречащим
Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению на том основании, что
судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
РФ и Федеральным конституционным законом и во исполнение этого
требования принят ряд федеральных законов.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) решил:
Удовлетворить заявление Прокурора РС(Я): признать Закон
Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 г. N 1177-XII "О
полномочиях судей Республики Саха (Якутия)" недействующим и не
подлежащим применению, как противоречащий федеральным законам, с
момента вступления решения в законную силу.
Решение вступило в законную силу 29 сентября 2000 г.
***
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании Закона РС(Я) "О банках и банковской деятельности" от
28 мая 1992 г. N 969-XII противоречащим Федеральному закону "О
банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1,
указывая на то, что федеральный закон, согласно Конституции РФ по
этому вопросу имеет прямое действие на всей территории Российской
Федерации, что Закон РС(Я) не применяется и не действует, вошел в
противоречие с федеральными законами.
5 сентября 2000 г. Верховный Суд РС(Я) рассмотрел дело N
3-38/2000 г. по заявлению Прокурора РС(Я) о признании Закона РС(Я)
"О банках и банковской деятельности" от 28 мая 1992 г. N 969-XII
противоречащим Федеральному закону "О банках и банковской
деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 и вынес следующее
решение:
Признать Закон Республики Саха (Якутия) от 28 мая 1992 г. N
969-XII "О банках и банковской деятельности" недействующим как
противоречащий Федеральному закону "О банках и банковской
деятельности" от 2 декабря 1990 г. и не подлежащим применению с
момента вступления решения в законную силу.
Решение вступило в законную силу 29 сентября 2000 г.
***
18 сентября 2000 г. Верховным Судом Республики Саха (Якутия)
рассмотрено дело N 3-44/2000 по заявлению Прокурора РС(Я) о
признании противоречащим федеральному законодательству
постановления Палаты представителей Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2000 г. "Об отсрочке
призыва на действительную военную службу в 2000 г. представителей
коренных малочисленных народов Севера, занятых в традиционных
отраслях хозяйственной деятельности".
Согласно этому постановлению право на отсрочку призыва на
действительную военную службу в 2000 г. было предоставлено:
а) специалистам сельского хозяйства - представителям коренных
малочисленных народов Севера, работающим в традиционных отраслях;
б) студентам - представителям коренных малочисленных народов
Севера, обучающимся в высших и средних специальных учебных
заведениях Республики Саха (Якутия);
в) молодым специалистам - учителям и врачам - представителям
коренных малочисленных народов Севера, прибывшим по направлению на
работу в сельские местности.
Прокурор республики обратился в суд с заявлением о признании
указанного постановления противоречащим федеральному
законодательству.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) решил:
"Удовлетворить заявление прокурора.
Признать постановление Палаты представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "Об отсрочке призыва
на действительную военную службу представителей коренных
малочисленных народов Севера, занятых в традиционных отраслях
хозяйственной деятельности" от 30 марта 2000 г. недействительным и
не порождающим правовых последствий со дня его издания".
***
4 октября 2000 г. Верховным Судом РС(Я) рассмотрено дело N
3-48/2000 по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании п. 3 Постановления Правительства РС(Я) от 08.10.99 г. N
537 "О проекте Программы РС(Я) по усилению борьбы с преступностью
на 2000-2004 годы" (за исключением п. 3.4) и п. 6 (за исключением
абзаца II) Положения о Фонде борьбы с преступностью при
Правительстве РС(Я), утвержденного Постановлением Правительства
РС(Я) от 08.10.99 г. N 537 противоречащими Федеральному
законодательству. В обоснование заявления Прокурором указано, что
приведенные пункты аналогичны по своему содержанию и определяют
источники финансирования Фонда борьбы с преступностью при
Правительстве РС(Я). Тем самым, Правительство РС(Я) фактически
установило дополнительный сбор, не предусмотренный налоговым
законодательством РФ.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) решил:
Признать пункт 3 (за исключением подпункта 3.4) Постановления
Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 1999 г. "О
проекте Программы Республики Саха (Якутия) об усилении борьбы с
преступностью на 2000-2004 годы" и п. 6 (за исключением абзаца II)
Положения о Фонде борьбы с преступностью при Правительстве РС(Я)
от 8 октября 1999 г. противоречащими ст. 18 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", недействующими и не подлежащими применению
с момента вступления решения в законную силу.
Решение вступило в законную силу 30 октября 2000 г.
|