Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 23.10.2000 N 10-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 94.1 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЧАCТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ "И НА ДРУГИХ ТЕРРИТОРИЯХ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 23 октября 2000 г. N 10-П

              ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 94-1 КОНСТИТУЦИИ
            РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЧАСТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
                       "И НА ДРУГИХ ТЕРРИТОРИЯХ"

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего   Миронова Д.Н.,   судей    Долгашевой В.А.,
   Петракова А.Д.,   Прокопьева В.Н.,   Филиппова В.Т.  рассмотрел на
   открытом заседании  дело  о  толковании  статьи  94.1  Конституции
   Республики  Саха  (Якутия)  в  части  словосочетания  "и на других
   территориях".
       Поводом к   рассмотрению   послужило   ходатайство   народного
   депутата Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия) Н.Р. Ябловского.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  понимании  положения  статьи 94.1 Конституции
   Республики Саха (Якутия) об осуществлении местного  самоуправления
   "и на других территориях", кроме городских, сельских поселениях.
       Заслушав    судью-докладчика    Долгашеву В.А.,    выступления
   участников  заседания,  рассмотрев материалы,  Конституционный суд
   Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. В апреле 1994 года в соответствии с Конституцией Российской
   Федерации  в  подраздел  "Местное самоуправление в Республике Саха
   (Якутия)" раздела четвертого  "Система  государственной  власти  в
   Республике  Саха  (Якутия)"  Конституции  Республики Саха (Якутия)
   были внесены изменения.  Подраздел был  переименован  на  "Местные
   органы   государственной  власти  и  местное   самоуправление".  В
   соответствии с этим в статье 84 Конституции было закреплено, что в
   Республике  Саха  (Якутия)  организация  деятельности  граждан для
   самостоятельного   решения   экономических,  социально-культурных,
   экологических   и  других  вопросов  местного  значения  с  учетом
   интересов   населения,   его   национально-этнических    и    иных
   особенностей   осуществляется   через   систему   местных  органов
   государственной власти и органы местного самоуправления.
       В статье 94.1 Конституции республики закреплено,  что "местное
   самоуправление осуществляется в городских,  сельских поселениях  и
   на  других  территориях...".  Конституционный  суд Республики Саха
   (Якутия) 10 декабря 1994 года,  изучив  положение  статьи  94.1  в
   сочетании  с  установлениями  статей  84  и  85  Основного закона,
   указал,  что законодатель имел в виду введение  самоуправления  на
   уровне поселений.
       2. В  своем  ходатайстве  народный  депутат   Государственного
   Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ябловский Н.Р. просит
   дать  официальное   толкование   словосочетанию   "и   на   других
   территориях",  содержащемуся  в  составе  предложения  статьи 94.1
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия):  "Местное  самоуправление
   осуществляется  гражданами  в  городах,  сельских  поселениях и на
   других территориях с учетом исторических и иных местных традиций".
       В статье   94.1   Конституции   словосочетание  "и  на  других
   территориях" находится в грамматической  связи  с  главной  частью
   предложения,     где     закрепление    поселенческого    принципа
   территориальной организации  местного  самоуправления  фиксируется
   словосочетанием "в городских, сельских поселениях".
       Юридический анализ статьи 94.1 Конституции показывает, что она
   в части регулирования отношений самоуправления является сложной. С
   этой  точки  зрения,  если  словосочетание  "в  городах,  сельских
   поселениях",  заключенное  в рассматриваемом предложении,  имеет в
   виду  пространство,  которое   освобождалось   для   осуществления
   местного   самоуправления,   то   словосочетание   "и   на  других
   территориях" имеет в виду пространство,  где функционируют  органы
   местной   государственной   власти.   Поэтому,   если   в  главном
   предложении содержится регулятивная конституционно-правовая норма,
   то в подчиненном предложении содержится общее дозволение.
       Характерно, что  статья   94.1   Конституции   пока   остается
   единственной   статьей,   закрепляющей  потенциальные  возможности
   республики  по   вопросам   регулирования   организации   местного
   самоуправления.
       3. Вышеуказанная правовая особенность статьи 94.1  Конституции
   Республики Саха (Якутия) осознается законодателем,  что нашло свое
   отражение  в  Законе   Республики   Саха   (Якутия)   "О   местном
   самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" от 27 ноября 1997 года.
       Республика Саха (Якутия), реализуя предоставленное ему право в
   области установления основ организации местного самоуправления,  в
   соответствии со статьей  94.1  Конституции  различает  два  уровня
   правового    регулирования    отношений,   связанных   с   местным
   самоуправлением: определенный и неконкретизированный.
       Касаясь определенного     уровня     регулирования    местного
   самоуправления,    законодатель     перечисляет     горизонтальные
   разновидности   поселений,   олицетворяющих  исторический  процесс
   расселения населения Якутии.  Согласно статье 5 Закона  Республики
   Саха   (Якутия)   "О  местном  самоуправлении  в  Республике  Саха
   (Якутия)",  местное  самоуправление  в  Республике  Саха  (Якутия)
   осуществляется  в городах улусного значения,  поселках,  наслегах,
   селах,   а   также   во   внутригородских   территориях    городов
   республиканского значения.
       Подразумевая неконкретизированный уровень организации местного
   самоуправления,   законодатель   в   статье  1  названного  закона
   республики  закрепляет,  что  муниципальное  образование   -   это
   городское  (в  городах  улусного  значения),  сельское  поселение,
   несколько  поселений,  объединенных   общей   территорией,   часть
   поселения,  внутригородская  (в городах республиканского значения)
   территория,  иная населенная территория, предусмотренная настоящим
   законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
   Неконкретизированный уровень организации  местного  самоуправления
   означает   возможность   организации  местного  самоуправления  на
   территории совокупности поселений (совокупности территорий).
       4. Выделение  территорий  как  совокупности поселений в статье
   94.1,  а затем и в Законе "О местном самоуправлении  в  Республике
   Саха  (Якутия)"  связано,  с  одной  стороны,  с законодательством
   Российской  Федерации,  а  с  другой,   отношениями,   исторически
   сложившимися между поселениями.
       Согласно федеральному Закону от 28 августа 1995 года "Об общих
   принципах   организации   местного   самоуправления  в  Российской
   Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными 4 августа 2000
   года,  местное  самоуправление  осуществляется  на всей территории
   Российской Федерации в городах,  сельских поселениях и  на  других
   территориях.   Территории  муниципальных  образований  -  городов,
   поселков,  станиц,  районов (уездов),  сельских округов (волостей,
   сельсоветов)  и других муниципальных образований - устанавливаются
   в  соответствии  с  федеральными  законами  и  законами  субъектов
   Российской Федерации.
       Добиваясь организации  местного  самоуправления,  законодатель
   призван  учитывать  местные  традиции,  сложившиеся  в регионе.  В
   Республике Саха (Якутия)  административно-территориальные  единицы
   имеют  несколько  уровней.  Каждый из них складывался исторически,
   значение  их  различно.  Улус,  город  республиканского   значения
   формировались   как    хозяйственно-экономические   и   политико -
   территориальные образования.
       В Республике   Саха   (Якутия)  поселения  развивались  крайне
   неравномерно.   Некоторые   из   них   сейчас    выполняют    роль
   бюджетообразующих  поселений  целых  улусов,  а  другие продолжают
   оставаться дотационными.  Право законодателя на базе  и  в  рамках
   статьи    94.1   Конституции   определять   организацию   местного
   самоуправления  на  территории  нескольких  поселений  может  быть
   использовано  для поддержания кооперации между поселениями.  И оно
   связано с необходимостью выравнивания уровней жизни их населения.
       Из сказанного  видно,  что введение местного самоуправления на
   уровне территорий статьей 94.1 Конституции не запрещается. В то же
   время  ее  реализация  на уровне улусов,  городов республиканского
   значения   предполагает   изменение   ряда   статей    Конституции
   республики,    в    частности,    статьи   85,   предусматривающей
   функционирование   на    этих    территориях    органов    местной
   государственной власти.
       На основании  изложенного  и руководствуясь  ст.ст.  101,  102
   Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 1, 10, 11 Закона "О
   порядке  деятельности  Конституционного   суда   Республики   Саха
   (Якутия)", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Статья  94.1 Конституции (Основного закона) Республики Саха
   (Якутия) как общедозволительная норма не запрещает Республике Саха
   (Якутия)   образовать   органы   местного   самоуправления   кроме
   городских,  сельских  поселений,  и  на  других  территориях,  под
   которыми  следует  понимать  наслеги,  несколько поселений,  часть
   поселения,  совокупность  поселений,  в  пределах  которых   могут
   создаваться муниципальные образования.
       2. По  смыслу  статьи  94.1  Конституции  (Основного   закона)
   Республики  Саха  (Якутия)  во  взаимосвязи  с ее статьями 84,  85
   осуществление   местного   самоуправления   в   улусах,    городах
   республиканского  значения  возможно  в  случае внесения изменения
   Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики  Саха  (Якутия)  в
   подраздел   "Местные   органы  государственной  власти  и  местное
   самоуправление в Республике Саха (Якутия)" Конституции  Республики
   Саха   (Якутия),   Закон   Республики  Саха  (Якутия)  "О  местном
   самоуправлении в Республике Саха  (Якутия)",  которыми  определены
   территории местного самоуправления.
       3. Постановление  окончательно,   обжалованию   не   подлежит,
   вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
       4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия", "Ил Тумэн".

                                                         Председатель
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ

                                                            Секретарь
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                         В.Т.ФИЛИППОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz