ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2000 г. N 537
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ПРОБЛЕМАМ АЛКОГОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях реализации Концепции формирования и утверждения
здорового образа жизни, уменьшения негативных социально -
экономических последствий злоупотребления алкоголем Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной политики по
проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия).
2. Главам администраций улусов и городов Республики Саха
(Якутия) при разработке и осуществлении социально-экономической
политики учитывать положения Концепции государственной политики по
проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия).
3. Министерству здравоохранения (Егоров И.Я.), Комитету по
санитарно-эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.)
совместно с Министерством материальных ресурсов, торговли,
транспорта и связи (Членов В.М.), Министерством внутренних дел
(Назаров С.Н.), Управлением Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) (Сухомясов И.Г.),
Департаментом по охране генофонда народов (Кириллина В.И.)
разработать план мероприятий реализации Концепции государственной
политики по проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия) на 2001
год.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 октября 2000 г. N 537
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ПРОБЛЕМАМ АЛКОГОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
I. АЛКОГОЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Алкогольная ситуация в Республике Саха, отличавшаяся высокой
напряженностью в отдельные исторические периоды, в последние годы
стала чрезвычайной. Достигнут высокий в международном и временном
сравнении рост потребления алкоголя. Это обстоятельство
усугубляется спецификой структуры и форм его потребления
населением: преимущественно крепкие спиртные напитки, предпочтение
"ударным дозам", низкое качество вина и водки, значительный объем
фальсифицированной алкогольной продукции, а также недостаточным
питанием, сопровождающим потребление алкоголя.
Причины, прямо или косвенно связанные с потреблением алкоголя,
лежат в основе преждевременной гибели сотен жителей республики,
большинство смертей от несчастных случаев, травм, отравлений,
убийств и самоубийств связаны с приемом алкоголя. В
злоупотребление алкоголем все больше вовлекаются женщины и
молодежь. Сохраняется высокий уровень заболеваемости алкоголизмом
и алкогольными психозами.
В прямой зависимости от уровня потребления алкоголя населением
находятся рост числа преступлений, совершенных в нетрезвом
состоянии, огромные трудовые потери, продолжающееся сокращение
продолжительности жизни (особенно мужчин), опасно высокий уровень
распространенности алкогольной патологии внутренних органов
(алкогольные кардиомиопатии, цирроз печени и др.).
Проблемы возникли и в сфере производства и реализации
алкогольной продукции, что привело к наплыву низкокачественных
спиртных напитков из-за пределов республики, росту подпольного
производства алкогольной продукции и ее суррогатов.
В то же время вокруг проблемы пьянства в стране сложилась
неблагоприятная морально-психологическая атмосфера, проявляющаяся
в ослаблении процессов общественного противодействия этому
явлению. Антиалкогольная кампания 1985 г. подтвердила, что при
помощи только запретов и жестких административных ограничений
нельзя изменить сложившуюся на протяжении многих поколений
традиционную систему ценностей и обязательных атрибутов культуры
общества, включающую в себя потребление алкоголя.
Выход из создавшегося положения возможен лишь на путях
разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно
обоснованной, реально экономически обеспеченной и сбалансированной
государственной алкогольной политики. При этом под государственной
политикой следует понимать всю совокупность действий
законодательных и исполнительных институтов республики,
обеспечивающих эффективный контроль за производством и оборотом
алкогольной продукции и одновременно реализацию системы
антиалкогольных мер, направленных на предупреждение и преодоление
злоупотребления алкоголем и его негативных медико-социальных
последствий, в том числе организации лечения больных алкоголизмом
и их реинтеграции в обществе.
II. ЦЕЛЬ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Улучшение алкогольной ситуации в республике и уменьшение
негативных социально-экономических и медицинских последствий
злоупотребления алкоголем.
III. СТРАТЕГИЯ И ПРИНЦИПЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и
алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально
значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в
центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной
средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее
зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых
факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп,
коллективов, других различных социальных институтов, общества в
целом. Объектом защиты должны явиться не только больные
алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе
страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а
главное - подрастающее поколение.
Признание приоритета личности, защита прав граждан и интересы
государства являются важнейшими принципами алкогольной политики.
Потребление алкоголя, будучи средством удовлетворения
определенных человеческих потребностей, представляет собой
неотъемлемый элемент образа жизни, культуры и быта подавляющего
большинства населения и в массовом сознании воспринимается как
социально приемлемое явление. В то же время неумеренное
потребление алкоголя вызывает многочисленные негативные социальные
и медицинские последствия, приводит к физической и нравственной
деградации человека. Все это предопределяет необходимость
проведения гибкой алкогольной политики, предусматривающей широкий
спектр разнообразных по содержанию и направленности мероприятий.
Алкогольная политика выступает как неотъемлемая часть общей
социальной политики государства, а ее содержание строится на
объективном анализе причин и факторов распространения пьянства и
алкоголизма и учете реальных условий жизни и возможностей
общества, в том числе народных традиций и обычаев, отношения
населения к алкоголю. При осуществлении алкогольной политики
предпочтение должно отдаваться мерам профилактического,
культурно-воспитательного и образовательного характера,
направленным на разумное и осознанное ограничение потребления
алкоголя.
Успех алкогольной политики обеспечивается созданием в
республике широкой социальной системы профилактики пьянства и
алкоголизма, эффективного механизма управления этой системой и
координации соответствующей работы различных государственных
органов, социальных институтов и общественных организаций.
Устранение глубинных причин пьянства и алкоголизма - сложный и
долговременный процесс. При формировании стратегии государственной
алкогольной политики должны быть определены наиболее актуальные,
приоритетные ее направления. Концентрация на них внимания и усилий
государства и общества позволит уже в ближайшие годы ослабить
остроту алкогольной ситуации, снизить уровень антиобщественных
проявлений на почве злоупотребления спиртными напитками, улучшить
здоровье населения.
IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
1. Усиление государственного контроля
и регулирования в области производства, реализации
и потребления спиртных напитков
Для этого необходимо:
усилить контроль со стороны государства за производством и
продажей спиртных напитков, производством этилового спирта из
непищевого сырья и спиртосодержащих растворов из него. Абсолютная
свобода рыночных отношений в этой области недопустима, так как
речь идет о продукте, злоупотребление которым связано с риском
развития у одних - болезненной зависимости от алкоголя, у других -
различных форм устойчивого негативно отклоняющегося поведения;
разработать меры по стабилизации и развитию алкогольного рынка
в республике в соответствии с уровнем спроса населения,
экономическими интересами государства, необходимостью изменения
структуры потребления алкогольных напитков и прекращения их
нелегального производства и контрабанды;
настойчиво проводить политику ограничения рекламы алкоголя,
доступности спиртных напитков по времени и месту продажи,
запретить размещение предприятий, реализующих алкогольные напитки,
в том числе пиво, рядом с детскими дошкольными, школьными
учреждениями и средними, высшими учебными заведениями;
последовательно формировать оптимальную структуру реализуемых
винно-водочных изделий за счет постепенного увеличения в ней доли
качественных виноградных вин, что обеспечит меньшую вероятность
проявлений аморального и противоправного поведения на почве
употребления алкогольных напитков;
обеспечить создание цивилизованных условий для удовлетворения
спроса населения на алкогольные напитки и повышения культуры их
потребления, что предполагает: изменение структуры торговли
спиртными напитками, регулирование количества торговых
предприятий, реализующих алкогольные напитки на вынос, и
одновременно - расширение в разумных пределах сети предприятий
различных форм собственности, предлагающих алкогольные напитки в
розлив, - ресторанов, кафе, рюмочных, пивных баров и т.п.;
возложение на владельцев указанных предприятий обязанности
создавать условия для культурного общения и отдыха людей и
одновременно - ответственности за факты злоупотребления алкоголем
в этих заведениях и продажу алкогольных напитков
несовершеннолетним. При этом органы исполнительной власти должны
принимать меры по экономическому стимулированию цивилизованных и
потому наименее опасных форм реализации алкогольных напитков в
специализированных заведениях;
обеспечить повсеместный действенный контроль за соблюдением
норм и правил производства и реализации алкогольной продукции;
разработать и внедрить систему более жестких мер
экономической, административной и уголовной ответственности за
нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их
фальсификацию за самогоноварение с целью сбыта продукции, а также
за продажу алкогольной продукции в том числе и пива,
несовершеннолетним;
предусмотреть применение административных мер взыскания за
распитие спиртных напитков в общественных местах и на улицах;
обеспечить проведение культурно-массовых мероприятий в
условиях, исключающих реализацию и потребление алкогольных
напитков;
запретить продажу и устранить с рынка наиболее токсичные
разновидности алкогольных напитков, в частности, приготовленные с
использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления,
поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию
зависимости от алкоголя.
2. Формирование атмосферы общественного
осуждения пьянства
Современная алкогольная ситуация диктует необходимость
осуществления как мер по радикальному изменению общественного
сознания относительно места и роли алкоголя в жизни людей,
питейных традиций и обычаев, определяющих алкогольные стереотипы
поведения, так и мер по преодолению утвердившейся в обществе в
последнее время морально-психологической атмосферы пассивности и
равнодушия к проявлениям пьянства и выработке активной
отрицательной позиции сознательной части населения по отношению к
злоупотреблению спиртными напитками.
В решении этой трудной задачи внимание государства, органов
культуры и образования, профессиональных и общественных
объединений, всех средств массовой информации должно быть
сосредоточено, в первую очередь, на настойчивом культивировании
тех человеческих ценностей, которые, при условии их реализации,
могут способствовать развитию социально приемлемых, позитивных
альтернатив алкогольному потреблению и утверждению здорового
образа жизни. Следует активизировать в этом плане работу женских и
молодежных общественных структур, поддерживать деятельность
трезвеннических общественных организаций, взаимодействовать с
различными религиозными конфессиями.
Необходимыми условиями успешной реализации этой задачи
являются:
принципиальное изменение некоторых концептуальных положений,
составляющих основу массовой воспитательной и просветительной
работы в этой области, - в первую очередь: определение четкой
позиции общества и государства в отношении традиций умеренного
потребления алкогольных напитков;
одновременная активная ориентация на абсолютную трезвость в
отношении лиц с формирующейся и, особенно, с уже сформированной
алкогольной зависимостью, женщин в состоянии беременности и
лактации, подростков и детей;
научное обеспечение содержания и методики ведения работы по
целевому просвещению и воспитанию населения, разработка научно
обоснованных методов и средств воспитательного воздействия на
различные социально-демографические слои и профессиональные
группы, значительное повышение компетенции и профессионализма в
вопросах профилактики и преодоления пьянства всех, кто призван
этим заниматься;
создание системы ранней профилактики злоупотребления
алкоголем: разработка и внедрение программ обучения навыкам
ведения здорового и безопасного образа жизни, целевых программ
антиалкогольной направленности для детей и подростков с широким
использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и
школьного воспитания - с организацией в них соответствующих
психолого-педагогических служб, а также с привлечением к участию в
этих программах творческих, спортивных, туристических и других
организаций, работающих в области досуга детей и подростков.
Ограждение подрастающего поколения от пьянства - основа основ
государственной алкогольной политики. От успешности этого процесса
во многом будет зависеть эффективность всей работы по профилактике
и преодолению пьянства и алкоголизма в республике.
3. Усиление социального контроля за лицами,
чье поведение на почве злоупотребления спиртными
напитками ведет к нарушениям норм морали и права
Провал политики жестких административных ограничений и
запретов с неизбежными при этом многочисленными нарушениями прав
граждан вызвал к жизни другую крайность - обстановку
бесконтрольности и безнаказанности для значительной части
правонарушителей на почве пьянства.
В этой связи представляется целесообразным:
пересмотр действующего законодательства об ответственности за
административные правонарушения, связанные с алкоголем, и
приведение его в соответствие с новыми экономическими и
социально-политическими реалиями;
повышение ответственности администрации на предприятиях
различных форм собственности за проведение профилактической работы
с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, организацию
системы помощи им на рабочих местах, предусмотрев анализ мер,
обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в
такой деятельности;
проведение в жизнь широкого комплекса социально-правовых мер,
ставящих заслон массовому приобщению несовершеннолетних к
спиртному, ограждающих молодежь от пьянства, в том числе введение
более жестких мер ответственности родителей, приобщающих
несовершеннолетних детей к пьянству, а также лиц, продающих
спиртные напитки, в том числе и пиво, несовершеннолетним;
жесткий контроль за применением санкций к лицам, управляющим
транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а
также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного опьянения
- путем введения норм предельно-допустимых концентраций содержания
алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе у водителей и внедрения в
практику современных быстродействующих анализаторов алкоголя в
выдыхаемом воздухе;
восстановление системы учета в органах внутренних дел
определенных категорий злостных пьяниц, систематически совершающих
правонарушения на почве злоупотребления спиртными, с последующей
организацией необходимой профилактической работы с ними.
4. Создание эффективной, материально обеспеченной
системы лечения, и медико-социальной реабилитации
больных алкоголизмом
Для этого необходимо:
признать алкоголизм социально значимым заболеванием и
разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую
ее дальнейшую гуманизацию и широкое использование немедицинских
(психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы
с больными;
разработать и внедрить более эффективные методы оценки и
контроля наркологической ситуации в различных территориях и среди
разных групп населения и создать на их основе специальные
социально-оздоровительные программы. Указанные программы должны
включать в себя создание служб социально-психологической помощи
населению, организацию сети центров оказания консультативной и
практической помощи больным алкоголизмом и их семьям с участием
юристов, педагогов, психологов, социальных работников и врачей;
разработать и реализовать комплекс мер по медико-социальной
реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, и членов их семей.
В общественное сознание необходимо внедрить понимание того,
что алкоголизм - такая же болезнь, как и любое другое заболевание,
имеющая свои причины, биологические и психопатологические
механизмы развития, типичную клиническую картину, динамику и
исход. В наркологических диспансерах пациенты, не представляющие
социальной активности, должны регистрироваться на консультативной
основе. На обязательном учете должны находиться только больные с
тяжелыми и стойкими болезненными проявлениями, социально
дезадаптированные, нарушающие правопорядок, представляющие
опасность для себя, семьи и общества.
Приоритет в медицинской наркологической помощи должен
принадлежать максимально раннему выявлению лиц с алкогольными
проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, больных на
начальных стадиях заболевания - с обязательным участием в этом
процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей,
психологов, социальных работников.
Наркологическая помощь должна быть многоступенчатой,
нацеленной на последовательные процессы первичной профилактики,
диагностики, оказания неотложной помощи, лечения, вторичной
профилактики (предупреждение и купирование рецидивов у больных
алкоголизмом), реабилитации. Развитие реабилитационного звена
наркологической службы способно существенно повысить эффективность
ее работы и ее авторитет среди населения.
Социально-медицинская помощь несовершеннолетним,
злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкоголизмом, и
целенаправленная коррекционная, психологическая, педагогическая
работа с ними должны всемерно расширяться и специализироваться,
осуществляться отдельно от взрослых с привлечением специалистов по
детско-подростковой психиатрии, психологии, соматической
патологии.
Следует считать возможным и полезным функционирование, наряду
с государственными и муниципальными, различных негосударственных
структур наркологической помощи - при условии их лицензирования,
сертификации специалистов и обеспечения строгого контроля за их
деятельностью. Вместе с тем должны быть запрещены различные виды
целительств, осуществляемые непрофессионалами, основной целью
которых является нажива с помощью обмана и шарлатанства.
V. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ
С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ
Государственная алкогольная политика требует научно -
состоятельной правовой базы. В настоящее время в Республике Саха
(Якутия) действует ряд Законов: "О наркологической помощи в
Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан на ее оказание",
"О государственной монополии на ввоз, производство, хранение,
оптовую и розничную продажу (реализацию) алкогольной продукции",
"О контроле за качеством алкогольной продукции на территории
Республики Саха (Якутия)". В законодательство Республики Саха
(Якутия), определяющее принципы государственного регулирования
взаимоотношений участников производства и оборота алкогольных
напитков, при необходимости могут быть внесены изменения и
дополнения.
VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЬЯНСТВУ И АЛКОГОЛИЗМУ
Принимая во внимание многоплановость проблемы пьянства и
алкоголизма, мероприятия по противодействию этим явлениям должны
носить комплексный характер, обеспечиваться скоординированными
усилиями различных структур, действующих в правовой,
правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской и
социально-экономической сферах жизни общества.
Государственная алкогольная политика реализуется через
разработку и проведение в жизнь комплексных и целевых
(республиканских, улусных) программ.
Исходя из прав граждан на всестороннюю объективную информацию
об алкогольной ситуации в стране и республике и о негативных
медико-социальных последствиях злоупотребления алкоголем, а также
в связи с необходимостью создания полноценной информационной базы
для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления
пьянства и алкоголизма следует обеспечить:
совершенствование государственной статистики по проблемам
производства и оборота алкогольной продукции - путем расширения
системы показателей, отражающих уровень и особенности потребления
алкогольных напитков населением и связанных с ним негативных
последствий, оптимизации системы сбора, обработки, оценки и
публикации статистической информации, что позволит получать более
полную и объективную картину реальной алкогольной ситуации в
республике в динамике; проведение регулярных широкомасштабных
социологических и эпидемиологических исследований по проблеме
распространенности пьянства и алкоголизма среди различных
социальных и этнических групп населения, прежде всего среди
молодежи, а также по изучению общественного мнения по различным
актуальным проблемам алкогольной политики государства.
|