15 августа 2000 года N 1148
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ОКРУГАХ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях создания условий для экономической, хозяйственной и
социально-культурной кооперации и интеграции улусов и городов
Республики Саха (Якутия) и обеспечения единой государственной
политики органов исполнительной власти республики, в этом
направлении, руководствуясь статьями 65, 70, 73 Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия), постановляю:
1. Преобразовать институт представителей Президента Республики
Саха (Якутия) в улусах и городах республиканского значения в
институт представителей Президента Республики Саха (Якутия) в
округах на территории Республики Саха (Якутия).
2. Утвердить Положение о представителях Президента Республики
Саха (Якутия) в округах и перечень округов на территории
Республики Саха (Якутия) (приложение N 1).
3. Установить, что округа состоят из группы территориально
смежных улусов и городов и не образуют самостоятельных
административно-территориальных единиц.
4. Признать утратившим силу указ Президента Республики Саха
(Якутия) "О представителе Президента Республики Саха (Якутия) в
улусах и городах республики" от 10 января 2000 года N 938 с
последующими изменениями и дополнениями, внесенными указами
Президента Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2000 года N 962 и
от 17 апреля 2000 года N 1056.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
М.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
15 августа 2000 года
N 1148
Утверждено
Указом Президента Республики Саха (Якутия)
от 15.08.2000 г. N 1148
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ) В ОКРУГАХ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
I. Общие положения
1. Представители Президента Республики Саха (Якутия) в округах
на территории Республики Саха (Якутия) (далее - представители,
округ) являются должностными лицами, представляющими Президента
Республики Саха (Якутия) в соответствующем округе.
2. Представители назначаются на должность и освобождаются от
должности Президентом Республики Саха (Якутия) по представлению
Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
Представители непосредственно подчиняются Президенту
Республики Саха (Якутия).
3. Представители обеспечивают по поручениям Президента
Республики Саха (Якутия) реализацию его конституционных полномочий
по проведению единой государственной политики органов
исполнительной власти на территории округов, направленной на
устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие улусов и
городов, их экономико-хозяйственной интеграции и кооперации,
рационального и эффективного освоения природных ресурсов, решения
задач технологического и инновационного характера, а также
осуществляют на территории округов контроль за реализацией
решений, принятых Президентом Республики Саха (Якутия).
4. Представители в своей деятельности руководствуются
Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха
(Якутия), федеральными и республиканскими законами, указами и
распоряжениями Президента Республики Саха (Якутия) и настоящим
положением.
II. Основные цели и задачи представителей
Основными целями и задачами представителей являются:
- обеспечение необходимых условий для эффективного
взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и
местных органов власти в вопросах социально-экономического
развития улусов;
- подготовка предложений по вопросам рационального
использования экономического потенциала улусов и городов, входящих
в состав округов на территории Республики Саха (Якутия);
- обеспечение устойчивого развития экономики улусов и городов
округа в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения
уровня жизни населения;
- участие в установленном порядке в разработке и реализации
совместных программ и проектов, в т.ч. республиканского значения;
- содействие заключению взаимовыгодных экономических
соглашений между улусами и городами, а также между округами;
- подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам и
реализации инвестиционных программ и проектов;
- изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по
обеспечению максимальной занятости населения;
- реализация политики кооперации и экономической интеграции
улусов и городов, координация действий органов исполнительной
власти и местного самоуправления в подъеме экономики округа,
обеспечение взаимовыгодного сотрудничества субъектов хозяйственной
деятельности и координация деятельности органов государственного
управления в этой области;
- реализация задач государственной поддержки местного
самоуправления, создание условий для широкого вовлечения населения
в самоуправленческую деятельность;
- проведение политики здорового образа жизни, профилактики
правонарушений и реализация программы по борьбе с преступностью во
взаимодействии с правоохранительными и местными органами власти.
III. Направления деятельности (функции) представителей
В целях решения возложенных на них задач представители
осуществляют следующие функции:
- в соответствии с поручениями Президента Республики Саха
(Якутия) координируют и обеспечивают взаимодействие подразделений
республиканских органов исполнительной власти с местными органами
власти в соответствующем округе;
- участвуют в разработке программ комплексного
социально-экономического развития улусов и округа в целом;
- способствуют эффективному управлению государственной
собственностью Республики Саха (Якутия), переданной в качестве
уставного капитала хозяйственных обществ либо закрепленной за
государственными унитарными предприятиями, учреждениями на праве
хозяйственного ведения и оперативного управления;
- информируют Президента и Правительство Республики Саха
(Якутия), о фактах нецелевого и нерационального использования
государственных финансовых и материальных средств;
- представляют Президенту и Правительству Республики Саха
(Якутия) аналитическую и иную информацию об экономических,
социальных и политических процессах в округе и вносят
соответствующие предложения;
- с участием министерств и ведомств вносят в Правительство
Республики Саха (Якутия) предложения по реализации соответствующих
программ для последующего включения в проект республиканского
бюджета на предстоящий год;
- вносят Президенту Республики Саха (Якутия) предложения о
приостановлении действия актов местных исполнительных органов
власти, находящихся в пределах округа, в случае нарушения ими
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха
(Якутия), законов, а также нарушения прав и свобод человека и
гражданина;
- организуют контроль за исполнением федеральных и
республиканских законов, указов и распоряжений Президента
Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений
Правительства Республики Саха (Якутия), а также осуществляют
контроль за реализацией государственных программ в округе;
- согласовывают проекты решений республиканских органов
исполнительной власти, затрагивающие интересы округа либо улуса,
находящегося в пределах данного округа;
- организуют прием граждан и рассматривают поступившие
заявления и жалобы, в пределах своей, компетенции принимают по ним
решения либо направляют их на решение республиканских и местных
органов власти;
- по поручению Президента Республики Саха (Якутия)
осуществляют иные функции, направленные на реализацию полномочий
Президента Республики Саха (Якутия).
IV. Права и обязанности представителей
Представители имеют право:
- запрашивать и получать от республиканских органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, находящихся в пределах соответствующего округа,
необходимую информацию, материалы и документы;
- пользоваться в установленном порядке банками данных органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
- присутствовать на заседаниях республиканских органов власти,
а также местных органов власти соответствующего округа;
- осуществлять контроль за исполнением федеральных и
республиканских законов, указов и распоряжений Президента
Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений
Правительства Республики Саха (Якутия);
- направлять на рассмотрение соответствующих органов и
руководителей организаций, находящихся в пределах соответствующего
округа, жалобы и обращения граждан;
- образовывать совещательные и консультативные органы в целях
реализации конституционных полномочий и обеспечения деятельности
Президента и Правительства Республики Саха (Якутия);
- по согласованию с республиканскими органами исполнительной
власти и их подразделениями в улусах привлекать сотрудников к
проведению проверок, анализу состояния социально-экономического
положения соответствующего округа;
- назначать на должность и освобождать от должности
сотрудников аппарата представителей в округе, распределять
обязанности между ними;
- в пределах своей компетенции подписывать служебные
документы, издавать распоряжения по вопросам деятельности аппарата
представителей;
- нести обязанности в соответствии с законодательством
Республики Саха (Якутия) о государственной службе.
V. Организация и обеспечение
деятельности представителей
5.1. Оперативное руководство деятельностью представителей
осуществляют Правительство Республики Саха (Якутия) и
Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
5.2. Непосредственное обеспечение деятельности представителей
осуществляет аппарат представителей, являющийся структурным
подразделением Администрации Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия).
VI. Гарантии деятельности представителей
6.1. На представителей Президента Республики Саха (Якутия), их
заместителей и сотрудников их аппарата распространяются гарантии
для государственных служащих, установленные законом Республики
Саха (Якутия) о государственной службе.
6.2. Материально-техническое, транспортное, информационное и
правовое обеспечение деятельности представителей Президента
Республики Саха (Якутия) в округе осуществляется Администрацией
Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
VII. Ответственность представителей
7.1. Представители Президента Республики Саха (Якутия),
нарушающие служебную дисциплину, допускающие небрежное отношение к
служебным обязанностям и осуществлению функций, определенных
настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с
законодательством Республики Саха (Якутия) о государственной
службе.
Приложение N 1
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 15.08.2000 г. N 1148
ПЕРЕЧЕНЬ
ОКРУГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Алданский округ:
Алданский улус, Амгинский улус, Мегино-Кангаласский улус, г.
Нерюнгри, Таттинский улус, Чурапчинский улус, Усть-Алданский улус.
Место размещения представителя Президента Республики Саха
(Якутия) в округе - г. Алдан.
Западный округ:
Анабарский улус, Верхневилюйский улус, Вилюйский улус,
Кобяйский улус, Ленский улус, Мирнинский улус, Нюрбинский улус,
Оленекский улус, Сунтарский улус.
Место размещения представителя Президента Республики Саха
(Якутия) в округе - г. Мирный.
Приленский округ:
Булунский улус, Горный улус, Жиганский улус, Намский улус,
Олекминский улус, Хангаласский улус.
Место размещения представителя Президента Республики Саха
(Якутия) в округе - г. Покровск.
Янский округ:
Оймяконский улус, Томпонский улус, Усть-Майский улус,
Верхоянский улус, Усть-Янский улус, Эвено-Бытантайский улус.
Место размещения представителя Президента Республики Саха
(Якутия) в округе - п. Батагай.
Колымо-Индигирский округ:
Абыйский улус, Аллаиховский улус, Момский улус,
Верхнеколымский улус, Нижнеколымский улус, Среднеколымский улус.
Место размещения представителя Президента Республики Саха
(Якутия) в округе - п. Белая Гора.
Руководитель Администрации Президента
и Правительства Республики Саха (Якутия)
И.СИВЦЕВ
КОММЕНТАРИЙ
Огромная территория, разнообразие географического,
транспортного положения улусов, их контрастный экономический
потенциал и отсутствие хозяйственной интеграции в условиях
рыночных отношений создают серьезные трудности в создании рынка
труда и товаров, развитии кооперации, укреплении и
совершенствовании вертикали исполнительной власти.
Этими проблемами государство занималось во все времена, и они
актуальны в наши дни. Еще в начале XIX века сибирский
генерал-губернатор Сперанский М.М. выработал целую систему
законодательных актов по управлению Сибирью, составил обоснования
для проведения реформ.
В 1913 году при Иркутском генерал-губернаторстве Якутская
область, состоявшая из 20 улусов, многих сельских управлений и
обществ, была разделена на пять округов, которые осуществляли
полицейские, судебные, хозяйственные и казенно-управленческие
функции. Такая укрупненная структура существовала до районирования
в начале становления советского строя (1931 г.).
Президент Российской Федерации, считая одной из главных задач
укрепление государства и федерализма, создал федеральные округа.
Им поставлена задача по реализации органами государственной власти
основных направлений внутренней и внешней политики государства,
организации контроля за исполнением законов и решений федеральных
органов государственной власти, обеспечение кадровой политики
Президента РФ, обеспечение взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти с органами государственной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями,
иными общественными и религиозными объединениями.
В Республике Саха (Якутия) объединение улусов в экономические,
ценовые, земледельческие, оленеводческие зоны и разделение по
территориально-географическому расположению (северные, вилюйские,
центральные, заречные, южные) существуют постоянно. В системе
народного образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и
спорта образованы и действуют зональные округа, межулусные
территориальные центры здравоохранения и культуры. Они проводят
республиканские и региональные мероприятия, спортивные
соревнования, организуют работы зональных приемных комиссий вузов,
обеспечивают методическую помощь и иные функции, переданные
министерствами.
Сегодня, в условиях перехода на местное самоуправление, когда
исполнительная власть законом признается на уровне республики
(субъекта РФ), для обеспечения четкого функционирования
исполнительной власти на уровне улуса и контроля исполнения
указов, распоряжений Президента Республики Саха (Якутия) и
постановлений правительства институт представителей Президента
Республики Саха (Якутия) в улусах и городах республиканского
значения преобразован в институт представителей Президента
Республики Саха (Якутия) в округах на территории Республики Саха
(Якутия). Округа состоят из группы территориально смежных улусов и
городов и не образуют самостоятельных административно -
территориальных единиц.
Несколько слов о перспективах развития округов на территории
республики.
Алданский округ образуют Алданский, Амгинский, Мегино -
Кангаласский, Таттинский, Чурапчинский, Усть-Алданский улусы и г.
Нерюнгри. Общая площадь - 346,7 тыс. кв. км, население - 271,1
тысячи человек. В его состав входят города Алдан, Нерюнгри,
Томмот, 15 рабочих поселков и 147 сельских населенных пунктов.
Отличительной чертой этого округа является высокая
концентрация производственных мощностей в Южно-Якутском
топливно-энергетическом комплексе, что в значительной степени
связано с историческими особенностями его формирования. Важнейшей
предпосылкой для создания во в торой половине 70-х годов крупных
предприятий, имеющих единую производственную и социальную
инфраструктуру, стали большие запасы угольного сырья, организация
их промышленной добычи, а также начало строительства железной
дороги, имеющей общефедеральное значение.
Округ является единственной территорией, имеющей
круглогодичную связь с транспортной сетью Российской Федерации
через Транссибирскую железную дорогу, БАМ и АЯМ, экспортером
электроэнергии на Дальний Восток. Здесь расположен и г. Алдан -
пионер горных промыслов республики, один из старейших
индустриальных очагов, основанный еще в 20-30-х годах текущего
столетия для промышленного освоения уникальных месторождений
цветных металлов, в первую очередь - золота. На сегодняшний день
на долю Алданского улуса приходится 30 процентов добываемого в
Якутии золота. Добываются и другие полезные ископаемые,
развивается лесопромышленный комплекс. По его территории проходит
Амуро-Якутская автомобильная магистраль, соединяющая Республику
Саха с Амурской областью.
Амгинский, Мегино-Кангаласский, Таттинский, Чурапчинский и
Усть-Алданский улусы, входящие в состав Алданского округа,
занимаются производством продукции сельского хозяйства,
представляют собой сложный многоотраслевой комплекс. На их
территории 601,3 тысячи га земель сельскохозяйственного
назначения. В структуре сельского хозяйства доминирующее положение
занимают мясо-молочное скотоводство, мясное табунное коневодство,
птицеводство, зерновое и овощеводческое земледелие,
картофелеводство. Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень,
овес.
Западный округ образуют Анабарский, Верхневилюйский,
Вилюйский, Кобяйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Оленекский
и Сунтарский улусы. Общая площадь - 931,7 тысячи кв. км, а
население - 260,9 тыс. человек. В его состав входят города
Вилюйск, Ленск, Мирный, Нюрба, Удачный, шесть рабочих поселков и
183 сельских населенных пункта.
Округ - так же динамично развивающийся индустриальный центр
республики. Его экономический потенциал определяют, прежде всего,
размещенные на этой территории крупные предприятия
Западно-Якутского алмазодобывающего и алмазообрабатывающего
территориально-производственного комплекса, полностью
обеспечивающие потребности России в этом ценном минерале. Кроме
того, здесь находятся уникальные гидротехнические сооружения,
использующие энергетические ресурсы реки Вилюй и производящие
электроэнергию для всей западной части республики. Немалое
значение для экономики округа имеют также предприятия лесной и
деревообрабатывающей промышленности, которые выпускают ценную
строевую древесину и высококачественный материал для производства
мебели.
Западный округ характеризуется развитым сельским хозяйством.
Здесь сосредоточено 539,3 тысячи га земель сельскохозяйственного
назначения. В структуре сельского хозяйства преобладают
традиционные для республики отрасли - скотоводство, коневодство,
звероводство, зерновое и овощеводческое земледелие, в северной
части округа - оленеводство и пушной промысел.
Приленский округ образуют шесть улусов: Булунский, Горный,
Жиганский, Намский, Олекминский и Хангаласский, общая площадь -
606,8 тысячи кв. км, население - 112,2 тысячи человек. В его
состав входят города Олекминск, Покровск, пять рабочих поселков и
132 сельских населенных пункта.
Экономика округа характеризуется сравнительно высоким уровнем
развития обрабатывающей промышленности, в отраслевой структуре
которой преобладают производство строительных материалов, легкая и
пищевая индустрия.
Намский, Хангаласский и Олекминский улусы имеют высокий
потенциал для дальнейшего развития агропромышленного производства.
Заметное место также занимают отрасли лесной и
деревообрабатывающей промышленности, так как этому способствуют
лесные массивы и удобные водные пути для лесосплава. Немаловажное
значение для экономики округа также имеет каботажное плавание.
Кроме того, как хозяйственная единица округ располагает
благоприятными условиями для дальнейшего развития собственной
экономики. Данные обстоятельства обусловлены, прежде всего,
преимуществами его географического расположения: округ прилегает к
морю Лаптевых - части трассы Северного морского пути, который
открыт для международного судоходства. Вместе с Леной, Яной и
Оленьком он образует единую коммуникационную систему, соединяющую
все территориальные округа республики, т.к. все перечисленные реки
протекают в меридиональном направлении, создавая таким образом
естественные связи между ее северной и южной частями. Здесь
находится Тикси - первый в истории республики морской порт,
основанный в начале 30-х годов, через который поступает
значительная часть транзитных грузов для северных улусов
республики. Следует подчеркнуть, что реализация новой концепции
расширенного использования Северного морского пути, несомненно,
окажет позитивное влияние на экономическое развитие не только
рассматриваемого округа, но и республики в целом.
Янский округ объединяет шесть улусов: Верхоянский,
Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Оймяконский, Томпонский,
Усть-Майский. Общая площадь - 633,3 тысячи кв. км, численность
населения - 88,7 тысячи человек. В его состав входят город
Верхоянск, 22 рабочих поселка и 42 сельских населенных пункта.
Несмотря на большую удаленность от основных индустриальных
центров республики, округ занимает свою нишу в экономической
структуре республики. В настоящее время ведущее место в
хозяйственной структуре округа занимают отрасли промышленности,
связанные с эксплуатацией месторождений полезных ископаемых -
золота, олова, ртути, вольфрама, а также биологических ресурсов
речных и морских водоемов.
В отраслевой структуре сельского хозяйства округа преобладают
традиционные занятия коренных народов Севера - оленеводство,
рыболовный и пушной промыслы, мясо-молочное скотоводство и
северное табунное коневодство. Здесь расположен третий морской
порт Якутии - Нижнеянск, через который имеется выход к Северному
морскому пути.
Колымо-Индигирский округ объединяет Абыйский, Аллаиховский,
Момский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Среднеколымский улусы,
занимающие общую площадь 561,4 тысячи кв. км, население - 40,0
тыс. чел. В его состав входят четыре рабочих поселка и 33 сельских
населенных пункта.
Основу экономики Колымо-Индигирского округа составляет
сельское хозяйство, для которого характерно сочетание
животноводства (главным образом, оленеводство и клеточное
звероводство, мясо-молочное скотоводство и мясное табунное
коневодство) с пушным и рыболовным промыслами. Промышленность
округа представлена производственными комплексами, базирующимися
на освоении месторождений каменного угля, а также на приеме,
хранении и дальнейшей переработке речной и морской рыбы.
Вместе с тем у округа имеются значительные потенциальные
возможности для формирования многоотраслевого хозяйственного
комплекса. Он расположен на побережье Восточно-Сибирского моря -
части трассы Северного морского пути, который вместе с реками
бассейна Северного Ледовитого океана (Индигирка, Колыма) образуют
важную транспортную схему, соединяющую его не только с соседними
экономическими районами республики, но и с Магаданской областью и
Чукотским автономным округом.
Здесь расположены речное пароходство и морской порт Зеленый
Мыс, через который поступают грузы как для ряда арктических улусов
Якутии, так и для северо-западных районов Магаданской области.
Складываются в настоящее время предпосылки для промышленной
эксплуатации естественных ресурсов в еще больших масштабах и для
активизации перевозок по высокоширотным трассам Северного морского
пути, следовательно, и постепенного расширения внешнеэкономических
связей (импорт и экспорт товаров, арктический туризм и др.), они
придадут необходимый импульс для начала нового этапа в
экономическом развитии округа.
Образование округов в сочетании улусов с различием
экономического потенциала, производительных сил имеет основную
цель создать условия для развития производительной кооперации и
рынка товаров, улучшения использования трудовых и природных
ресурсов, укрупнения структур вертикали исполнительной власти,
повышения ее эффективности, практического содействия становлению
местного самоуправления.
Управление по работе с представителями Президента РС(Я)
Администрации Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия)
|