ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2000 г. N 411
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2000-2006 ГОДЫ"
В целях реализации Соглашения между Правительством Республики
Саха (Якутия), Министерством по атомной энергии Российской
Федерации и АК "АЛРОСА" по экологической реабилитации территорий
проведения мирных ядерных взрывов в республике, а также научного
сопровождения мероприятий по охране окружающей среды и гражданской
обороны населения, обеспечения устойчивого развития
производственного сектора добычи нефти и газа, редких и
драгоценных металлов на территории республики Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу "Радиационная безопасность:
мониторинг окружающей среды и здоровья населения в Республике Саха
(Якутия) на 2000-2006 годы".
2. Утвердить Департамент по высшей школе и науке при
Правительстве Республики Саха (Якутия) (Ноговицын P.P.) в качестве
государственного заказчика Программы.
3. Департаменту по высшей школе и науке при Правительстве
Республики Саха (Якутия) (Ноговицын P.P.), Якутскому
государственному университету им. М.К. Аммосова (Алексеев А.Н.)
открыть с 1 октября 2000 года научно-исследовательский центр
радиационно-экологического мониторинга при Якутском
государственном университете им. М.К. Аммосова.
4. Наблюдательному совету Фонда "САПИ" (Акимов А.К.)
рассмотреть вопрос о выделении научно-исследовательскому центру
радиационно-экологического мониторинга в 2000 году финансовых
средств в сумме 3,0 млн. рублей для его дооснащения ядерно -
физическим оборудованием.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Мучина М.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 7 августа 2000 г. N 411
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2000-2006 ГОДЫ"
Блок 1. "Радиационно-экологический мониторинг
на территории Республики Саха (Якутия)"
Блок 2. "Мониторинг состояния здоровья населения
в районах проведения мирных ядерных взрывов, добычи
урансодержащих руд и ракетно-космической деятельности
в Республике Саха (Якутия) на 2000-2006 годы"
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Блок 1. "Радиационно-экологический мониторинг
на территории Республики Саха (Якутия)"
Блок 2. "Мониторинг состояния здоровья населения
в районах проведения мирных ядерных взрывов, добычи
урансодержащих руд и ракетно-космической деятельности
в Республике Саха (Якутия) на 2000-2006 годы"
------------------T----------------------------------------------¬
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Наименование ¦"Радиационно-экологический мониторинг на ¦
¦программы ¦территории Республики Саха (Якутия)". ¦
¦ ¦Блок 1. "Радиационно-экологический мониторинг ¦
¦ ¦на территории Республики Саха (Якутия)". ¦
¦ ¦Блок 2. "Мониторинг состояния здоровья ¦
¦ ¦населения в районах проведения мирных ядерных ¦
¦ ¦взрывов, добычи урансодержащих руд и ракетно -¦
¦ ¦космической деятельности в Республике Саха ¦
¦ ¦(Якутия) на 2000-2006 годы" ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦26 марта 1996 года постановление Правительства¦
¦решения о ¦Республики Саха (Якутия) N 125-ДСП "Об ¦
¦разработке ¦обеспечении экологической безопасности в ¦
¦Программы, дата ¦районах проведения мирных ядерных взрывов и ¦
¦ее утверждения ¦добычи урансодержащих руд в Республике Саха ¦
¦ ¦(Якутия). ¦
¦ ¦13 января 1999 года Соглашение между ¦
¦ ¦Министерством по атомной энергии Российской ¦
¦ ¦Федерации и Акционерной компанией "Алмазы ¦
¦ ¦России-Саха" по экологический реабилитации ¦
¦ ¦территорий проведения мирных ядерных взрывов в¦
¦ ¦Республике Саха (Якутия) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Государственный ¦Департамент по высшей школе и науке при ¦
¦заказчик ¦Правительстве Республики Саха (Якутия) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Основные ¦Якутский государственный университет им. М.К. ¦
¦разработчики ¦Аммосова, лаборатория радиационной экологии ¦
¦Программы ¦физического факультета. Институт здоровья ¦
¦ ¦Академии наук Республики Саха (Якутия) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Блок 1. Цели: ¦
¦Программы, ¦проведение радиационно-экологического ¦
¦важнейшие целевые¦мониторинга окружающей среды в районах ¦
¦показатели ¦проведения мирных подземных ядерных взрывов и ¦
¦ ¦добычи урансодержащих руд, ракетно-космической¦
¦ ¦деятельности, особо охраняемых территорий, ¦
¦ ¦контрольных фоновых чистых районов Якутии; ¦
¦ ¦нормализация экологической обстановки и снятие¦
¦ ¦социальной напряженности; радиоэкологическое ¦
¦ ¦обеспечение мероприятий по охране животного и ¦
¦ ¦растительного мира. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦1. Исследование зоны влияния аварийных ¦
¦ ¦подземных ядерных взрывов "Кристалл" и ¦
¦ ¦"Кратон-3". ¦
¦ ¦2. Исследование окрестностей месторождения ¦
¦ ¦редкоземельных элементов Томтор Таас в ¦
¦ ¦Оленекском и Анабарском улусах. ¦
¦ ¦3. Изучение зоны влияния 7 подземных ядерных ¦
¦ ¦взрывов на нефтегазовых месторождениях вблизи ¦
¦ ¦п. Таас-Юрях Мирнинского улуса. ¦
¦ ¦4. Обследование Накынского алмазоносного поля ¦
¦ ¦в Нюрбинском улусе. ¦
¦ ¦5. Превентивный радиоэкологический мониторинг ¦
¦ ¦района ракетно-космической деятельности на ¦
¦ ¦территориях Олекминского, Горного, ¦
¦ ¦Верхневилюйского, Вилюйского, Верхоянского, ¦
¦ ¦Оймяконского, Момского улусов. ¦
¦ ¦6. Исследование окрестностей подземных ядерных¦
¦ ¦взрывов "Кратон-4" в Кобяйском и подземных ¦
¦ ¦ядерных взрывов "Кимберлит-4" в ¦
¦ ¦Верхневилюйском улусах. ¦
¦ ¦7. Радиоэкологический мониторинг подземных ¦
¦ ¦ядерных взрывов "Горизонт-4" и нижнего течения¦
¦ ¦р. Лены. ¦
¦ ¦8. Радиоэкологическое обследование Центральной¦
¦ ¦Якутии - Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, ¦
¦ ¦Таттинский, Усть-Алданский, Усть-Майский ¦
¦ ¦улусы. ¦
¦ ¦9. Исследование урансодержащих отвалов в ¦
¦ ¦Алданском, Момском, Верхоянском, Олекминском, ¦
¦ ¦Оймяконском улусах. ¦
¦ ¦10. Радиоэкологическое исследование ¦
¦ ¦прилегающих к Билибинской АЭС территорий по ¦
¦ ¦р. Колыме. ¦
¦ ¦11. Исследование радиоактивности угольных ¦
¦ ¦месторождений Якутии. ¦
¦ ¦12. Составление базы данных и ретроспективный ¦
¦ ¦математический анализ радиационной обстановки ¦
¦ ¦в Якутии по архивным данным радиологических ¦
¦ ¦измерений в Якутии. ¦
¦ ¦13. Изучение закономерностей миграции, ¦
¦ ¦накопления и распределения радионуклидов в ¦
¦ ¦различных компонентах окружающей среды и ¦
¦ ¦поступления в организм человека. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Важнейшие показатели радиоэкологического ¦
¦ ¦мониторинга: ¦
¦ ¦значения мощности экспозиционной дозы, ¦
¦ ¦максимальные, минимальные и средние значения ¦
¦ ¦удельных концентраций долгоживущих ¦
¦ ¦искусственных и техногенных естественных ¦
¦ ¦радионуклидов в почве, растительности, пищевой¦
¦ ¦и кормовой цепочке, значения площадного ¦
¦ ¦загрязнения почвы. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Блок 2. Цели Программы: ¦
¦ ¦изучение возможных медико-биологических ¦
¦ ¦последствий влияния мирных ядерных взрывов, ¦
¦ ¦добычи урансодержащих руд и падения обломков ¦
¦ ¦ступеней ракет с элементами ракетного топлива ¦
¦ ¦на состояние физического и психического ¦
¦ ¦здоровья человека, влияния на генетический ¦
¦ ¦аппарат человека с трансформацией его в ¦
¦ ¦наследственные и другие заболевания, ¦
¦ ¦разработка комплекса медицинских и ¦
¦ ¦организационных мероприятий по их коррекции; ¦
¦ ¦раскрытие характера тенденций и особенностей ¦
¦ ¦происходящих при этом изменений в формировании¦
¦ ¦здоровья населения региона; выработка ¦
¦ ¦мероприятий по снижению и предупреждению ¦
¦ ¦отрицательных последствий для человека. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦1. Изучение состояния здоровья человека с ¦
¦ ¦учетом половозрастных особенностей, системы ¦
¦ ¦"мать-плод", демографических показателей ¦
¦ ¦населения и радиационного фона в населенных ¦
¦ ¦пунктах, расположенных в местах проведения ¦
¦ ¦мирных ядерных взрывов и добычи урансодержащих¦
¦ ¦руд. ¦
¦ ¦2. Динамическое наблюдение за основными ¦
¦ ¦параметрами здоровья человека (в том числе, ¦
¦ ¦эндокринной, нервной и гепатобилиарной систем,¦
¦ ¦генетического аппарата и иммунологического ¦
¦ ¦статуса, системы "мать-плод"), ¦
¦ ¦демографическими показателями и радиационным ¦
¦ ¦фоном в исследуемых населенных пунктах. ¦
¦ ¦3. Изучение связи между состоянием здоровья, ¦
¦ ¦иммунной системы и генетического аппарата, ¦
¦ ¦заболеваемостью и изменениями радиационного ¦
¦ ¦фона. ¦
¦ ¦4. Создание банка ДНК исследуемого населения. ¦
¦ ¦5. Разработка мероприятий по снижению ¦
¦ ¦интенсивности влияния неблагоприятных факторов¦
¦ ¦среды на физическое и психическое здоровье ¦
¦ ¦людей. ¦
¦ ¦6. Выявление возможных медико-биологических ¦
¦ ¦последствий влияния мирных ядерных взрывов на ¦
¦ ¦состояние соматического здоровья человека, на ¦
¦ ¦генетический аппарат человека с трансформацией¦
¦ ¦их в наследственные и другие заболевания. ¦
¦ ¦7. Изучение изменений иммунной реактивности у ¦
¦ ¦детей и взрослых. ¦
¦ ¦8. Создание банка ДНК и медико-генетический ¦
¦ ¦мониторинг. ¦
¦ ¦9. Разработка рекомендаций по ¦
¦ ¦иммунопрофилактике. ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦Сроки: 2000-2006 годы ¦
¦реализации ¦Блок 1: ¦
¦Программы ¦I этап - 2000 год. Исследование зоны ¦
¦ ¦загрязнения аварий "Кристалл" и "Кратон-З", ¦
¦ ¦р. Марха Томторского и Таас-Юряхского ¦
¦ ¦месторождений, обследование урановых отвалов ¦
¦ ¦вблизи п. Заречный Алданского улуса, анализ ¦
¦ ¦архивных данных. ¦
¦ ¦II этап - 2001-2005 годы. Подготовка начальной¦
¦ ¦базы мониторинга на 12 ПЯВ, на территориях ¦
¦ ¦улусов Республики Саха (Якутия), составление ¦
¦ ¦базы данных и ГИС систем, промежуточные ¦
¦ ¦отчеты, публикации научных статей, ¦
¦ ¦информационных бюллетеней. ¦
¦ ¦III этап - 2006 год. Заключительный отчет, ¦
¦ ¦разработка практических рекомендаций по ¦
¦ ¦управлению радиоэкологическими показателями ¦
¦ ¦продукции сельского хозяйства, утилизации и ¦
¦ ¦консервации промышленных отходов и отвалов, ¦
¦ ¦выпуск справочников, брошюр, служебных ¦
¦ ¦записок. ¦
¦ ¦Блок 2: ¦
¦ ¦I этап - 2000-2001 годы. Выполнение ¦
¦ ¦первоочередных мероприятий по реализации ¦
¦ ¦поставленных задач по изучению механизмов ¦
¦ ¦формирования здоровья населения. ¦
¦ ¦II этап - 2002-2006 годы. Реализация основных ¦
¦ ¦мероприятий Программы, в том числе ¦
¦ ¦систематизация научных разработок, экспертиза ¦
¦ ¦и внедрение результатов исследований по ¦
¦ ¦основным направлениям Программы в практическое¦
¦ ¦здравоохранение. ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Ответственный ¦Блок 1. Якутский государственный университет, ¦
¦исполнитель ¦испол. директор Программы д.ф.-м.н. Степанов ¦
¦ ¦В.Б. ¦
¦ ¦Блок 2. Институт здоровья АН Республики Саха ¦
¦ ¦(Якутия), испол. директор Программы д.м.н. ¦
¦ ¦Кривошапкин В.Г. ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Блок 1. Институт биологических проблем ¦
¦подпрограмм и ¦криолитозоны ЯНЦ СО РАН, Якутская ¦
¦основных ¦сельскохозяйственная академия, РНЦ ¦
¦мероприятий ¦Курчатовский институт (г. Москва), НПО ¦
¦ ¦Радиевый институт (г. Санкт-Петербург), ¦
¦ ¦Санкт-Петербургский институт радиационной ¦
¦ ¦гигиены. Центральный физико-технический ¦
¦ ¦институт Министерства образования Российской ¦
¦ ¦Федерации (г. Загорск Московской обл.). ¦
¦ ¦Институт биофизики Министерства ¦
¦ ¦здравоохранения Российской Федерации, ¦
¦ ¦Госсанэпиднадзор РС(Я), Радиологическая ¦
¦ ¦лаборатория МСХ Республики Саха (Якутия), ¦
¦ ¦Якутское управление гидрометеослужбы ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦
¦ ¦Блок 2. Институт здоровья Академии наук ¦
¦ ¦Республики Саха (Якутия) - основной ¦
¦ ¦исполнитель Программы; соисполнители - ¦
¦ ¦Медицинский институт Якутского ¦
¦ ¦государственного университета Министерства ¦
¦ ¦общего и профессионального образования ¦
¦ ¦Российской Федерации, Национальный центр ¦
¦ ¦медицины Министерства здравоохранения ¦
¦ ¦Республики Саха (Якутия) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Объем и источник ¦Всего 20100,0 тыс. рублей из средств ¦
¦финансирования ¦республиканских бюджетов на 2000, 2001, 2002, ¦
¦ ¦2003, 2004, 2005 и 2006 годы, в том числе на ¦
¦ ¦2000 год - 6100,0 тыс. рублей (в ценах 1999 ¦
¦ ¦года). ¦
¦ ¦В том числе: ¦
¦ ¦Блок 1. На весь срок -13300,0 тыс. рублей из ¦
¦ ¦средств республиканских бюджетов на 2000, ¦
¦ ¦2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, ¦
¦ ¦в том числе на 2000 год - 4200,0 тыс. рублей ¦
¦ ¦(в ценах 1999 года). ¦
¦ ¦Блок 2. Всего 6800,0 тыс. рублей из средств ¦
¦ ¦республиканских бюджетов на 2000, 2001, 2002, ¦
¦ ¦2003, 2004, 2005 и 2006 годы, в том числе на ¦
¦ ¦2000 год - 1900,0 тыс. рублей (в ценах 1999 ¦
¦ ¦года) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Блок 1. ¦
¦конечные ¦1. Региональная система радиоэкологического ¦
¦результаты ¦мониторинга окружающей среды. ¦
¦ ¦2. База данных по распределению долгоживущих ¦
¦ ¦искусственных и техногенных естественных ¦
¦ ¦радионуклидов в почве, растительности, кормах ¦
¦ ¦и продуктах питания на территории Якутии. ¦
¦ ¦3. Рекомендации по физико-механическим дешевым¦
¦ ¦технологиям дезактивации и утилизации ¦
¦ ¦радиоактивных концентратов и отходов добычи ¦
¦ ¦золота, редких земель, алмазов. ¦
¦ ¦4. Подготовка территорий и населения к ¦
¦ ¦освоению малой ядерной энергетики. ¦
¦ ¦5. Рекомендации для предотвращения ¦
¦ ¦радиационных инцидентов на нефтегазовых ¦
¦ ¦промыслах. ¦
¦ ¦Блок 2. ¦
¦ ¦1. Анализ состояния иммунного статуса ¦
¦ ¦организма человека. ¦
¦ ¦2. Разработка комплекса лечебно- ¦
¦ ¦профилактических мероприятий по ранней ¦
¦ ¦диагностике, лечению и профилактике ¦
¦ ¦соматической патологии. ¦
¦ ¦3. Анализ медико-генетических аспектов охраны ¦
¦ ¦генофонда народов Республики Саха (Якутия), ¦
¦ ¦детей и женщин репродуктивного возраста. ¦
¦ ¦4. Создание банка ДНК. ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Система ¦Департамент по высшей школе и науке при ¦
¦организации ¦Правительстве Республики Саха (Якутия) ¦
¦контроля за ¦совместно с Министерством охраны природы ¦
¦исполнением ¦Республики Саха (Якутия) и другими ¦
¦Программы ¦заинтересованными органами исполнительной ¦
¦ ¦власти, организациями в порядке, установленном¦
¦ ¦для контроля за реализацией государственных ¦
¦ ¦целевых программ. ¦
L-----------------+-----------------------------------------------
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В период с 1974 по 1987 год на территории Республики Саха
(Якутия) было произведено 12 подземных ядерных взрывов (далее по
тексту - ПЯВ) в мирных целях. Из них два, "Кристалл" (1974 г.) и
Кратон-3" (1978 г.), являются ядерными авариями. В результате
аварии произошло загрязнение продуктами деления ядерного
устройства значительной части прилегающей территории. На
загрязненной территории обнаружены следующие долгоживущие и
высокотоксичные радионуклиды: (цезий) Cs-137, (стронций) Sr-90,
изотопы плутония (Ри), (европий) Еи-152, (америций) Am-241,
(сурьма) Sb-125 и (кобальт) Со-60, концентрации которых
многократно превышают уровни глобальных выпадений. Причем
содержание Аm-241 непрерывно увеличивается и по оценкам некоторых
ученых достигнет максимума к 2060 году. Авария "Кратон-З"
случилась при мощности взрыва в 20 Кт, характер взрыва близок к
наземному, с большим выбросом загрязненной пыли и газов.
Образовалась зона мертвого леса площадью в 100 га. При
чернобыльской аварии в зонах мертвых лесов поглощенные дозы
превышали летальные дозы в 15 раз.
Местное население и работники алмазодобывающей отрасли
обеспокоены возможными последствиями влияния радиоактивных
загрязнений на окружающую среду и их здоровье. Для нормализации
экологической обстановки и снятия социальной напряженности
необходимы проведение радиационного мониторинга и просветительская
деятельность среди населения на всей территории Якутии.
Для должной оценки масштабов локальных загрязнений необходимы
исследования современных уровней фоновых глобальных радиоактивных
выпадений. Таким образом, возникает проблема исследования "чистых"
заповедных территорий, контроля за их дополнительным загрязнением,
поскольку в действительности абсолютно чистых земель не
существует. Ведь за период холодной войны ядерными державами
произведено почти две с половиной тысячи ядерных взрывов, из них
полтысячи атмосферных.
Семь подземных ядерных взрывов проведено на нефтегазовом
месторождении вблизи п. Таас-Юрях. Хорошо известно, что при
эксплуатации таких месторождений происходит загрязнение
промышленного оборудования и технологической площадки
естественными радионуклидами, в частности, солями радиобарита. На
месторождениях, где использовались ядерные взрывные технологии,
кроме естественных радионуклидов имеются также загрязнения
искусственными радиоизотопами. Так, объемная активность Cs-137,
обнаруженного в составе газоконденсата на Астраханском
газоконденсатном месторождении, колебалась от 30 до 62900 Бк/л, а
мощность экспозиционной дозы на промплощадке достигает 1100 мкР/ч.
Не исключено, что радионуклиды из "ядерных" скважин через
пластовые и технологические воды могут попасть в эксплуатируемые
скважины и попутно могут быть извлечены на поверхность. Так, на
территории Осинского месторождения (Пермская обл.) в 1969 году,
было проведено 2 ПЯВ с целью повышения нефтеотдачи пластов, где в
настоящее время насчитывается 317 загрязненных радионуклидами
скважин и более 50 объектов на поверхности, ставших источниками
вторичного загрязнения.
В настоящее время не проведено ни одного исследования
радиационной обстановки на эксплуатируемых нефтегазовых промыслах
в Республике Саха (Якутия).
Радиоэкологические исследования в районе Накынского
алмазоносного поля в Нюрбинском улусе необходимы хотя бы для того,
чтобы установить начальные содержания радионуклидов в ненарушенной
природной среде, до начала развертывания производства, что на
самом деле требуется по сути понятия мониторинга. С другой
стороны, ведение радиоэкологического мониторинга является
необходимым предварительным условием для использования малых
ядерных энергетических установок, в которых 1 кг. ядерного топлива
заменяет 10000 тонн лучшего каменного угля, а сами установки могут
работать без перезагрузки топлива 25 лет.
На территории Якутии в результате геологоразведочных работ и
деятельности горнодобывающей промышленности извлечены на дневную
поверхность и извлекаются естественные радионуклиды, являющиеся
источником техногенного загрязнения:
1. Урановые месторождения:
группа месторождений на Эльконском горсте (Алданский улус);
Сугунское месторождение (Момский улус);
Андреевское месторождение (Олекминский улус).
2. Неурановые месторождения:
отвалы золотодобычи АК "Алданзолото";
редкоземельное месторождение "Томтор-Таас" (Оленекский улус);
месторождение олова и вольфрама "Депутатского ГОК"
(Верхоянский улус);
месторождения чароита (Олекминский улус).
По данным Дальневосточного округа Госатомнадзора Российской
Федерации в процессе геологоразведочных работ на месторождениях
Эльконского горста на дневную поверхность извлечено и складировано
более 1 млн. тонн рудной массы.
Выполненные лабораторией радиационной экологии ЯГУ
исследования показывают, что миграция урана происходит с
дренирующими отвалы природными водами выщелачиванием, в
сорбированном на тонких механических взвесях и коллоидах
состоянии, механическим переносом мелкообломочного материала. В
мелкодисперсном виде уран переносится воздушным путем и
поверхностными водами на большие расстояния, загрязняя почву и
растения. Растительность здесь аккумулирует значительные
содержания естественных радионуклидов, особенно Pb-210 и Ро-210,
последний из которых является высокотоксичным альфа-излучающим
радионуклидом.
Отсутствие в Алданском улусе разведанных и сданных в
эксплуатацию чистых строительных материалов приводит к
использованию в качестве последних отвалов месторождений золота,
где встречаются значительно превышающие норму в 370 Бк/кг по
удельной эффективной активности материалы, использование которых
запрещено для жилого строительства. Так, в Алдане были обнаружены
дома с МЭД более 70 мкР/ч (школа N 3, ПТУ-24 и общежитие) и жилой
дом со 150 мкР/ч. Такие дома могут быть также и радоноопасны.
Программа исследований предусматривает подготовку площадок
радиационного мониторинга долгоживущих искусственных и техногенных
естественных радионуклидов на местах проведения 12 подземных
ядерных взрывов, выпадений вторых ступеней космических летательных
аппаратов в Горном и Нюрбинском улусах, расположения
урансодержащих отвалов геологоразведочных и горнодобывающих
предприятий в Алданском, Верхоянском и Олекминском улусах,
перспективное на добычу редкоземельных элементов местность
Томтор-Таас в Оленекском улусе, а также планируется проделать
ретроспективный анализ радиационной обстановки по каналам внешнего
и внутреннего облучения в регионах возможных влияний ядерных
аварий "Кристалл" и "Кратон-3", охватывающих Оленекский,
Жиганский, Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский и Кобяйский
улусы.
Уровни внешнего радиоактивного излучения, так называемый гамма
фон, на всей территории республики равны 10-20 мкр/ч, что при
норме для жилых помещений в 30 мкр/ч не представляет никакой
опасности. Даже в зонах мертвых лесов (после чернобыльской аварии
пятна мертвых лесов образовались при экспозиционных дозах в 15000
рентген) сегодня гамма фон равен 20 - 70 мкр/ч. Следовательно,
измерения мощности экспозиционной дозы необходимы для
радиационного мониторинга, однако главными показателями для него
являются значения содержания долгоживущих радионуклидов в почве и
различных видах растительности. Например, в зоне чернобыльской
аварии измерения радиационного загрязнения окружающей среды были
уточнены благодаря тому, что за пять лет до чернобыльской аварии в
г. Белая Церковь под руководством к.ф.-м.н. В.И. Фоминых (ВНИИ
Метрологии им. Д.И. Менделеева) был подготовлен полигон, где были
определены площадные загрязнения почвы цезием-137 и стронцием-90.
Самым опасным для человека является внутреннее облучение по
пероральному и ингаляционному каналам, а также коллективные дозы,
полученные популяцией при прохождении радиоактивных масс воздуха в
первый месяц аварии или испытания ядерного оружия. Поток дозы
внутреннего облучения устанавливается изучением пищевой цепочки, а
для ретроспективного анализа радиационной обстановки нужны
удельные концентрации радионуклидов в компонентах окружающей
среды.
Радиоактивное загрязнение биосферы начинается с загрязнения
атмосферы, почвы, растительности и вод, затем передается по
пищевой и кормовой цепочке. Последним пунктом в пути радионуклидов
является человек. На каждом этапе перехода радионуклиды главным
образом разбавляются в окружающей среде, а их воздействие на
структуру заболеваемости ослабляется компенсаторными реакциями
организма животных и человека. Поэтому с условий
представительности измерений самым важным является начальное звено
миграции радионуклидов - окружающая среда, которую можно оценивать
по содержаниям долгоживущих оружейных радионуклидов в почве,
растительности, пищевой и кормовой цепочке.
Следовательно, прежде всего необходимо сделать общедоступными
и составить базу данных измеренных в 1970-90 г.г. в
радиологических лабораториях Министерства сельского хозяйства и
заготовок и Госкомитета по санитарно-эпидемиологическому надзору
Республики Саха (Якутия), Якутского центра Госкомгидромета
Российской Федерации содержаний долгоживущих техногенных
радионуклидов цезий-137, стронций-90. Эти данные следует дополнить
значениями америция-241, плутония и современными данными по другим
нуклидам в компонентах биосферы на территории Республики Саха
(Якутия). Ретроспективный анализ радиационной обстановки не
возможен без математического моделирования атмосферного переноса
продуктов мощных ядерных взрывов водородных бомб на полигоне Новая
Земля. Соответственно, нужны совместные с институтами Министерства
образования Российской Федерации теоретические исследования
последствий испытаний ядерного оружия для территории Якутии.
Глубокие и подробные исследования должны быть направлены на
определение уровней загрязнений, допустимых пределов,
экологических цепочек, стратегию очистки, захоронения,
дезактивации и консервации радионуклидов, в зонах влияния аварий и
отвалах и хвостах добывающей промышленности. На основе анализа
базы данных радиоактивности почвы, вод, растительности, нужно
разработать нормативы отвода и контроля земель и территорий для
строительства и эксплуатации промышленных объектов, жилья и
предприятий.
С учетом вышеизложенного необходимо изучение влияния
радиоактивных загрязнений на генетический аппарат человека с
трансформацией в наследственные и другие заболевания, на состояние
иммунной системы с последующей разработкой комплекса медицинских и
организационных мероприятий по их коррекции. Исследования
потребуют комплексного решения проблемы с привлечением
специалистов различных областей медико-биологических наук. В
основу мониторинга должны быть положены научные исследования по
следующим направлениям, имеющим научную новизну и высокую
практическую значимость для регионального здравоохранения:
- соматическая патология среди населения;
- иммунный статус населения;
- медицинские аспекты охраны генофонда народов республики;
создание банка ДНК;
- иммунопрофилактика.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является нормализация экологической обстановки
и снятие социальной напряженности в местах производства мирных
подземных ядерных взрывов и урансодержащих отвалов, охрана
природной среды от радиоактивных загрязнений, своевременное и
упреждающее решение радиационных проблем интенсивно развивающейся
добывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса.
Изучение возможных медико-биологических последствий влияния мирных
ядерных взрывов, добычи урансодержащих руд и падения обломков
ступеней ракет с элементами ракетного топлива на состояние
физического и психического здоровья человека, влияния на
генетический аппарат человека с трансформацией его в
наследственные и другие заболевания, разработка комплекса
медицинских и организационных мероприятий по их коррекции.
Раскрыть характер тенденций и особенностей происходящих при этом
изменений в формировании здоровья населения региона. Выработка
мероприятий по снижению и предупреждению отрицательных последствий
для человека.
Задачи Программы разделяются на:
Блок 1. "Радиационно-экологический мониторинг на территории
Республики Саха (Якутия)".
Радиоэкологические исследования начального состояния и
регулярного мониторинга на загрязненных искусственными и
естественными техногенными радионуклидами территориях вблизи
аварийных ПЯВ, урансодержащих отвалов и горных разработок, а также
исследования в заповедных и контрольных чистых районах.
Первоначальная оценка территории как всей Якутии, так и отдельных
районов выполняется сетью контрольных точек в форме креста или
конверта. В известных и обнаруженных загрязненных местах уже будут
проводиться постоянные мониторинговые исследования.
1. Типичной задачей Программы является подготовка системы
контрольных площадок и проведение на них радиационно -
экологического мониторинга и научных исследований. Объектами
мониторинга в зависимости от характера исследуемой контрольной
площадки являются:
Тесные, луговые и пахотные почвы
Древесные породы и кустарники
Виды мхов и лишайников
Грибы и ягоды
Лекарственные растения
Вода (природная, питьевая и технологическая)
Местные продукты питания (мясо, рыба, картофель и др.)
Производственные и жилые здания, сооружения, строительные
материалы
Горные породы и руды
Нефтепродукты
2. В перечисленных объектах контролю подлежат следующие
параметры:
2.1. Мощность экспозиционной дозы;
2.2. Активность естественных радионуклидов (U-238, U-235,
Ra-226, Rn-222, Th-232, Pb-210, Po-210 и K-40);
2.3. Объемная эффективная эквивалентная и мгновенная
активность радона и торона в зданиях, наземных и подземных
сооружениях;
2.4. Удельная эффективная активность естественных
радионуклидов в строительных материалах;
2.5. Поверхностная загрязненность искусственных радионуклидов
(изотопы Pu, Am-241, Cs-137 и Sr-90);
2.6. Поверхностная загрязненность искусственными и
техногенными радионуклидами территории;
2.7. Эффективные эквивалентные дозы внешнего и внутреннего
облучения населения и персонала;
2.8. Методы определения указанных параметров;
2.9. Долевая полупроводниковая спектрометрия гамма-излучающих
радионуклидов;
2.10. Радиохимические методы выделения изотопов Pu, U, Sr90,
Ra-226 и Po-210;
2.11. Полупроводниковая альфа-спектрометрия с предварительной
радиохимической концентрацией;
2.12. Лабораторная гамма спектрометрия;
2.13. Жидко-сцинтилляционная альфа-, бета-спектрометрия с
предварительной радиохимической концентрацией;
2.14. Дозиметрические методы (газоразрядные счетчики,
сцинтилляционные детекторы, трековые и ТЛД дозиметры, СИЧ);
2.15. Радонометрия и радон-мониторинг (угольные адсорберы,
ГОТД, фильтры АФА);
2.16. Альфа и бета радиометрия с проточным газоразрядным
4п-счетчиком с предварительным радиохимическим выделением;
2.17. Сцинтилляционная гамма-спектрометрия.
2.18. Такой типовой комплекс измерительных и контрольных работ
производится на территориях, указанных в задачах Программы,
посвященных подготовке и регулярному контролю территорий
радиоэкологического мониторинга.
Блок 2. "Мониторинг состояния здоровья населения в районах
проведения мирных ядерных взрывов, добычи урансодержащих руд и
ракетно-космической деятельности в Республике Саха (Якутия) на
2000-2006 годы".
1. Способствовать повышению уровня здоровья и качества жизни
людей, реализации их личностного потенциала, совершенствованию и
реорганизации системы практического здравоохранения с учетом
экстремальных условий республики.
2. Предусматривается решение на программно-целевой основе
следующих приоритетных задач регионального уровня:
2.1. Изучение состояния здоровья человека с учетом
половозрастных особенностей, системы "мать-плод", демографических
показателей населения и радиационного фона в населенных пунктах,
расположенных в местах проведения мирных ядерных взрывов и добычи
урансодержащих руд;
2.2 Динамическое наблюдение за основными параметрами здоровья
человека (в том числе, эндокринной, нервной и гепатобилиарной
систем, генетического аппарата и иммунологического статуса,
системой "мать-плод"), демографических показателей и радиационного
фона в исследованных населенных пунктах;
2.3. Изучение закономерностей миграции, накопления и
распределения радионуклидов в различных компонентах окружающей
среды и поступления в организм человека;
2.4. Изучение связи между состоянием здоровья, иммунной
системы, генетического аппарата, заболеваемостью и изменениями
радиационного фона;
2.5. Создание банка ДНК исследуемого населения;
2.6. Разработка мероприятий по снижению интенсивности влияния
неблагоприятных факторов среды на физическое и психическое
здоровье людей.
Блок 1 определяет порядок организации и реализации мер
комплексного решения вопросов по изучению механизмов формирования
здоровья человека в районах проведения мирных ядерных взрывов.
Состоит из следующих разделов (направлений):
Раздел I. Соматическая патология среди населения.
Включены мероприятия по изучению возможного влияния
радиационного загрязнения природной среды на процессы формирования
патологии человека, на функционирование различных систем и органов
детского и взрослого населения с учетом прогнозирования основных
неинфекционных заболеваний в районах проведения мирных подземных
ядерных взрывов, добычи урансодержащих руд и ракетно-космической
деятельности.
Раздел II. Иммунный статус населения в районах проведения
мирных ядерных взрывов.
Выраженное снижение иммунной реактивности у детей и взрослых
обуславливает необходимость проведения исследований по изучению
неспецифической адаптивной реакции организма, определению уровня
основных классов иммуноглобулинов, естественных антител и
циркулирующих в крови иммунных комплексов, а также показателей
клеточного иммунитета (популяционный и субпопуляционный уровни).
Раздел III. Медицинские аспекты охраны генофонда народов
Республики Саха (Якутия).
Проведение работ по изучению возможного влияния радиационного
загрязнения на генофонд народов Республики Саха (Якутия).
Медико-генетический мониторинг детей и женщин репродуктивного
возраста. Создание банка ДНК.
Раздел IV. Иммунопрофилактика.
Разработать рекомендации по фармакологической коррекции
иммунопатологий с использованием лекарственных препаратов
животного и растительного происхождения местной фармакологической
промышленности, регуляторных пептидов и других известных
иммунокорректоров.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2000-2006 годы.
Блок 1. "Радиационно-экологический мониторинг на территории
Республики Саха (Якутия)" состоит из трех этапов:
Первый этап (2000 год) состоит в развертывании первоочередных
научных исследований на территориях, где имеются скважины ПЯВ -
аварийные "Кристалл" и "Кратон-3", 7 ПЯВ на Таас-Юряхском
нефтегазовом месторождении, а также имеются потенциально
радиационно опасные при разработке редкоземельное месторождение
Томтор-Таас с сопутствующей радиоактивной минерализацией и
обследование урановых отвалов вблизи п. Заречный Алданского улуса,
анализ архивных данных.
На втором этапе (2001-2005 годы) предполагается реализация
основных мероприятий Программы, в том числе подготовка начальной
базы мониторинга на 12 ПЯВ, на территориях улусов Республики Саха
(Якутия), составление базы данных и ГИС систем, промежуточные
отчеты, публикации научных статей, информационных бюллетеней. На
третьем этапе (2006 год), составляется заключительный отчет,
разрабатываются практические рекомендации по управлению
радиоэкологическими показателями продукции сельского хозяйства,
утилизации и консервации промышленных отходов и отвалов, выпуск
справочников, брошюр, служебных записок.
Блок 2. "Мониторинг состояния здоровья населения в районах
проведения мирных ядерных взрывов, добычи урансодержащих руд и
ракетно-космической деятельности в Республике Саха (Якутия) на
2000-2006 годы состоит из 2 этапов:
Первый этап (2000-2001 годы) включает выполнение
первоочередных мероприятий по реализации поставленных задач по
изучению механизмов формирования здоровья населения. В 2000 году
также производится уточнение перечня программных мероприятий и
объемов финансирования на последующие годы.
На втором этапе (2002-2006 годы) предусматривается реализация
основных мероприятий Программы, в том числе систематизация научных
разработок, экспертиза и внедрение результатов исследований по
основным направлениям Программы в практическое здравоохранение.
Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Ответственным за реализацию Программы является государственный
заказчик Программы в лице Департамента по высшей школе и науке при
Правительстве Республики Саха (Якутия).
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации
Программы координацию деятельности основных исполнителей и
выполнение намеченных мероприятий.
Основным исполнителем Блока 1 "Радиационно-экологический
мониторинг на территории Республики Саха (Якутия)" является
Якутский государственный университет Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации.
Соисполнителями являются Институт биологических проблем
криолитозоны ЯНЦ СО РАН, Якутская государственная
сельскохозяйственная академия, РНЦ Курчатовский институт (г.
Москва), НПО Радиевый институт (г. Санкт-Петербург),
Санкт-Петербургский институт радиационной гигиены, Центральный
физико-технический институт Министерства образования Российской
Федерации (г. Загорск Московской обл.), Институт биофизики
Министерств Российской Федерации, Госсанэпиднадзор Республики Саха
(Якутия), Радиологическая лаборатория Министерства сельского
хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Якутское
управление гидрометслужбы Российской Федерации.
Основным исполнителем Блока 2 "Мониторинг состояния здоровья
населения в районах проведения мирных ядерных взрывов, добычи
урансодержащих руд и ракетно-космической деятельности в Республике
Саха (Якутия) на 2000-2006 годы" является Институт здоровья
Академии наук Республики Саха (Якутия). Соисполнителями являются
Медицинский институт Якутского государственного университета
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации и Национальный центр медицины Республики Саха (Якутия).
Основной исполнитель Программы с участием соисполнителей
разрабатывает и утверждает ежегодные планы работ по выполнению
соответствующих мероприятий;
осуществляет организацию, контроль и обеспечение выполнения в
полном объеме предусмотренных Программой работ;
представляет государственному заказчику ежеквартально
информацию и ежегодно отчет о ходе реализации мероприятий
Программы;
подготавливает и направляет государственному заказчику
предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных
мероприятий в стоимостных показателях с соответствующими
обоснованиями.
Вопросы взаимодействия в рамках Программы рассматриваются при
участии заинтересованных сторон на ежегодных совещаниях с
государственным заказчиком Департамент по высшей школе и науке при
Правительстве Республики Саха (Якутия), как ответственный за
государственный контроль, совместно с Министерством охраны природы
Республики Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики
Саха (Якутия) и другими заинтересованными республиканскими
органами исполнительной власти осуществляет контроль за ее
выполнением.
Информации и отчеты о ходе выполнения Программы и об
использовании средств республиканского бюджета представляются в
установленном порядке.
Оценка эффективности реализации Программы
Нормализация экологической обстановки и снятие социальной
напряженности обеспечивают устойчивое развитие экономики
Республики Саха (Якутия). Производство необходимых
исследовательских работ собственными научными учреждениями под
руководством Якутского государственного университета оптимизирует
весьма немалые расходы. Мировая практика показывает, что расходы,
порожденные ядерными авариями, всегда огромны и могут угрожать
экономической катастрофой любому государству. Например, сегодня
Украина 15% бюджета тратит на ликвидацию последствий чернобыльской
аварии.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы на
2000-2006 годы составляет 20100,0 тыс. руб. (в ценах 1999 года) из
средств бюджета Республики Саха (Якутия). Из них на 2000 год -
6100,0 тыс. рублей.
В том числе:
Блок 1. "Радиационно-экологический мониторинг на территории
Республики Саха (Якутия)".
На весь срок - 13300,0 тыс. рублей из средств республиканских
бюджетов на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, в том
числе на 2000 год - 4200,0 тыс. рублей в ценах 1999 года).
Блок 2. "Мониторинг состояния здоровья населения в районах
проведения мирных ядерных взрывов, добычи урансодержащих руд и
ракетно-космической деятельности в Республике Саха (Якутия) на
2000-2006 годы".
Всего 6800,0 тыс. рублей из средств республиканских бюджетов
на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, в том числе на
2000 год - 1900,0 тыс. рублей (в ценах 1999 года).
Ассигнования на 2000-2006 годы могут быть уточнены на основе
данных прогноза социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия), а также исходя из сумм, предусматриваемых в
республиканских бюджетах на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и
2006 годы (по согласованию с Правительством Республики Саха
(Якутия)).
Механизм реализации Программы
Якутский государственный университет является ответственным
учреждением за проведение всего комплекса мероприятий по
организации, руководству и координации деятельности на всех
уровнях реализации проекта Блока 1 "Радиационно-экологический
мониторинг на территории Республики Саха (Якутия)".
Выполнение проекта основано на имеющихся кадровых ресурсах и
приборной базы метрологически аккредитованной в Госстандарте
Российской Федерации лаборатории радиационной экологии Якутского
государственного университета, других производственных учреждений
городов Якутска, Москвы и Санкт-Петербурга.
Институт здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия)
является ответственным учреждением за проведение всего комплекса
мероприятий по организации, руководству и координации деятельности
на всех уровнях реализации проекта Блока 2 "Мониторинг состояния
здоровья населения в районах проведения мирных ядерных взрывов,
добычи урансодержащих руд и ракетно-космической деятельности в
Республике Саха (Якутия) на 2000-2006 годы".
Выполнение проекта основано на имеющихся кадровых и
материально-технических ресурсах Института здоровья Академии наук
Республики Саха (Якутия), Медицинского института Якутского
государственного университета, Национального центра медицины и
других подразделений Министерства здравоохранения Республики Саха
(Якутия).
Якутский госуниверситет и Институт здоровья Академии наук
Республики Саха (Якутия) привлекают организации - участники на
основе договоров субподряда и персонального привлечения
специалистов для выполнения экспедиционных и лабораторных
исследований на основе формирования временных творческих
коллективов через научно-исследовательские и финансовые структуры
университета и института.
|