29 июня 2000 года N 213-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 29.06.2000 N 214-II
В целях регулирования социально-трудовых отношений и
достижения общественного согласия настоящий закон закрепляет
правовые основы организации и функционирования системы социального
партнерства в Республике Саха (Якутия).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
а) социальное партнерство - основа взаимоотношений между
работниками, работодателями, органами исполнительной власти,
органами местного самоуправления в сфере регулирования
социально-трудовых отношений;
б) стороны соглашений - работники, работодатели, органы
исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного
самоуправления;
в) система социального партнерства в республике - совокупность
мер организационного, правового, экономического характера в сфере
социально-трудовых отношений, разрешения конфликтных ситуаций;
г) организация - предприятие, учреждение и организация всех
форм собственности и ведомственной подчиненности;
д) работник - физическое лицо, работающее на основе трудового
договора (контракта), состоящее в трудовых правоотношениях с
работодателем;
е) работодатели - организации (юридические лица) независимо от
формы собственности и подчиненности либо физические лица, с
которыми работник состоит в трудовых отношениях;
ж) представители работников - органы профессиональных союзов и
их объединения, уполномоченные на представительство в соответствии
с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные
на общем собрании (конференции) работников организации и
уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза,
могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе
коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения
коллективного договора, соглашения, а также контроля за их
выполнением;
з) представители работодателей - руководители организаций или
другие лица, полномочные в соответствии с уставом организации,
иными правовыми актами, полномочные органы объединений
(ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями
органы;
и) представители исполнительных органов власти, органов
местного самоуправления - руководители этих органов или другие
полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные
уполномоченные этими органами лица;
к) республиканское (региональное) соглашение - правовой акт,
устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и
связанных с ними экономических отношений в Республике Саха
(Якутия), социальные программы, нормы оплаты и другие условия
труда, социальные гарантии и льготы на территории республики,
взаимные обязательства, заключаемый Правительством Республики Саха
(Якутия), объединениями профессиональных союзов и объединением
работодателей в пределах их компетенции;
л) отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные
соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие
условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников
определенной отрасли, профессий, заключаемые отраслевыми
профсоюзами, работодателями и соответствующими органами
исполнительной власти;
м) улусные, городские, территориальные соглашения - правовые
акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и
льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые
между администрацией улусов, городов, поселков, наслегов и
соответствующими представителями работников и работодателей.
Статья 2. Цель социального партнерства
Целью социального партнерства является достижение оптимального
сочетания экономических и социальных интересов сторон социального
партнерства посредством консультаций, переговоров, выполнения
заключенных договоров и соглашений на основе соблюдения норм
законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на принципах:
а) уважения, учета интересов сторон;
б) заинтересованности в участии в договорных отношениях;
в) содействия государства укреплению и развитию социального
партнерства;
г) соблюдения социальными партнерами и их представителями
международных норм, законодательства Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия);
д) полномочности социальных партнеров и их представителей;
е) равноправия сторон и доверия в отношениях;
ж) невмешательства в дела друг друга;
з) свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу
социального партнерства;
и) добровольности принятия обязательств на основе взаимного
согласования;
к) регулярности проведения консультаций и переговоров;
л) реальности обеспечения принятых обязательств;
м) обязательности исполнения достигнутых договоренностей;
н) системности контроля за ходом выполнения соглашений,
договоров;
о) ответственности сторон за невыполнение по их вине принятых
обязательств;
п) соблюдения предусмотренных законодательством примирительных
процедур.
Статья 4. Правовая основа социального партнерства
1. Правовую основу социального партнерства составляют
регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные
законы, законы Республики Саха (Якутия), настоящий закон и другие
нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение
сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с
международными нормами и действующим законодательством.
2. В правовую основу социального партнерства в Республике Саха
(Якутия) входят:
а) Республиканское трехстороннее соглашение;
б) отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные,
улусные, городские, территориальные и иные виды соглашений;
в) коллективные договоры, заключенные в соответствии с
законодательством и распространяющие свое действие на организации,
предприятия всех форм собственности.
3. Если международные договоры Российской Федерации, в том
числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные
Российской Федерацией, а также федеральные законы содержат иные
правила, устанавливающие более благоприятные для работников
условия, чем предусмотренные настоящим законом, то применяются
правила международных договоров, федеральных законов.
Статья 5. Сфера действия настоящего закона
Действие настоящего закона распространяется на работодателей
(представителей работодателей) независимо от форм собственности,
работников (представителей работников), органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления на территории Республики
Саха (Якутия).
Глава II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 6. Формы социального партнерства
1. Формами социального партнерства являются консультации и
переговоры, координация совместных действий, а также совместный и
взаимный контроль за выполнением достигнутых договоренностей и
иные меры, направленные на регулирование социально-трудовых
отношений, способствующие достижению взаимного согласия.
2. Постоянное взаимодействие сторон социального партнерства в
республике, городах и улусах, отраслях осуществляют-двусторонние
или трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (далее - комиссии).
3. Организационно-методическое обеспечение деятельности
комиссии осуществляют органы по труду, администрации городов и
улусов республики.
4. В организациях создаются двусторонние комиссии, их
количественный состав и порядок работы определяются по
договоренности сторон в соответствии с действующим
законодательством. Расходы, связанные с деятельностью комиссии,
несут работодатели.
Статья 7. Республиканская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений
1. Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) состоит из
представителей Правительства Республики Саха (Якутия),
республиканских профессиональных союзов и их объединений,
республиканских объединений работодателей (далее - стороны) на
основе соблюдения принципов паритетности и равноправия сторон.
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности федеральным и
республиканским законодательством, настоящим законом и
регламентом.
3. Комиссия формируется на основе принципов:
а) добровольности;
б) полномочности сторон;
в) самостоятельности, равенства и независимости.
4. Представительство республиканских объединений
профессиональных союзов, республиканских объединений
работодателей, Правительства Республики Саха (Якутия) в составе
сторон Комиссии определяется каждым из них самостоятельно в
соответствии с законодательством, регулирующим их деятельность,
настоящим законом и уставами соответствующих объединений.
Утверждение и замена представителей республиканских
профессиональных союзов, объединений работодателей в Комиссии
производятся в соответствии с решениями органов указанных сторон,
утверждение и замена представителей Правительства Республики Саха
(Якутия) - в соответствии с указом Президента Республики Саха
(Якутия).
Представители сторон являются членами Комиссии. Количество
членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 11 человек.
В случае отсутствия члена Комиссии в ее работе принимает участие
заместитель члена Комиссии с правом решающего голоса.
Заместитель члена Комиссии утверждается координатором от
стороны Комиссии. При отсутствии по уважительной причине члена
Комиссии его заместитель обладает теми же правами, что и член
Комиссии.
Спорные вопросы, касающиеся представительства республиканских
профессиональных союзов и их объединений, республиканских
объединений работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях
представителей указанных объединений или в суде.
5. Основными целями Комиссии являются регулирование
социально-трудовых отношений и согласование социально -
экономических интересов сторон.
Основными задачами Комиссии являются:
а) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта
республиканского (регионального) трехстороннего соглашения;
б) проведение консультаций по вопросам, связанным с
разработкой проектов республиканских законов в области
социально-трудовых отношений, региональных программ в сфере труда,
занятости населения, миграции рабочей силы, социального
обеспечения;
в) согласование позиций сторон по основным направлениям
социальной политики;
г) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в
ходе выполнения республиканского соглашения.
6. Комиссия вправе:
а) проводить с органами государственной власти консультации по
вопросам, связанным с разработкой и реализацией
социально-экономической политики;
б) разрабатывать и вносить в органы государственной власти в
согласованном с ними порядке предложения о принятии законов
Республики Саха (Якутия) и иных нормативных актов в области
социально-трудовых отношений;
в) согласовывать интересы республиканских профессиональных
союзов, республиканских объединений работодателей, органов
государственной власти при разработке проекта республиканского
(регионального) соглашения, выполнении решений Комиссии;
г) запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей
и профсоюзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях,
регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных
договорах;
д) осуществлять контроль за выполнением своих решений;
е) получать от органов исполнительной власти в установленном
порядке информацию о социально-экономическом положении в
Республике Саха (Якутия), необходимую для ведения коллективных
переговоров и подготовки проекта республиканского (регионального)
соглашения, организации контроля за его выполнением;
ж) создавать рабочие группы с привлечением ученых и
специалистов;
з) принимать участие в проведении межрегиональных совещаний,
конференций по вопросам социально-трудовых отношений и социального
партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий
порядке;
и) разрабатывать и утверждать регламент Комиссии, определять
порядок подготовки проекта и заключения республиканского
(регионального) соглашения.
7. Решение Комиссии считается принятым, если за него
проголосовали все три стороны; каждая сторона Комиссии принимает
решение большинством голосов.
Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе
требовать занесения их особого мнения в протокол заседания
Комиссии.
Решения Комиссии по представлению органов исполнительной
власти республики в десятидневный срок публикуются в средствах
массовой информации.
8. Контроль за выполнением постановлений Комиссии
осуществляется рабочей группой Комиссии.
9. Ответственность за невыполнение постановлений Комиссии
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
10. Координатор Комиссии назначается Президентом Республики
Саха (Якутия). Координатор Комиссии не является членом Комиссии.
Координатор Комиссии:
а) организует деятельность Комиссии, председательствует на ее
заседаниях;
б) утверждает состав рабочих групп;
в) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
г) подписывает регламент Комиссии, планы работы и решения
Комиссии;
д) руководит секретариатом Комиссии;
е) запрашивает у органов исполнительной власти информацию о
заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих
социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях
выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно -
договорного регулирования социально-трудовых отношений,
организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных
и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
ж) приглашает для участия в работе Комиссии представителей
республиканских объединений профессиональных союзов,
республиканских объединений работодателей и органов
государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также
ученых, специалистов, представителей других организаций;
з) направляет по согласованию с республиканскими объединениями
профессиональных союзов, объединениями работодателей и органами
государственной власти членов Комиссии для участия в проводимых
указанными объединениями и органами заседаниях, на которых
рассматриваются вопросы, связанные с регулированием
социально-трудовых отношений;
и) проводит в пределах своей компетенции в период между
заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по
вопросам, требующим принятия оперативных решений;
к) информирует Президента Республики Саха (Якутия),
Правительство Республики Саха (Якутия) о деятельности Комиссии;
л) информирует Комиссию о мерах, принимаемых Президентом
Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия)
в области социально-трудовых отношений.
Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не
принимает участия в голосовании.
11. Координаторы от сторон являются членами Комиссии.
Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
Координаторы сторон, представляющих республиканские
объединения профессиональных союзов и республиканские объединения
работодателей, избираются указанными сторонами.
Координатор стороны, представляющей Правительство Республики
Саха (Якутия), назначается Правительством Республики Саха
(Якутия).
Координатор каждой из сторон по поручению стороны вносит
координатору Комиссии предложения по проектам планов работы
Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу
представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об
изменениях персонального состава стороны, организует совещания
представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам,
внесенным на рассмотрение Комиссии.
Координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить
координатору Комиссии предложение о проведении внеочередного
заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан
созвать заседание Комиссии в течение двух недель со дня
поступления указанного предложения.
Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе
Комиссии соответственно представителей республиканских объединений
профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей
и республиканских органов государственной власти, не являющихся
членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей
других организаций.
12. Права и обязанности члена Комиссии определяются
регламентом Комиссии. Член Комиссии имеет право на:
а) обращение в органы государственного управления, профсоюзные
органы и в органы объединений работодателей и получение
письменного ответа по существу поставленных вопросов не позднее
двухнедельного срок. С согласия Комиссии данный срок может быть
продлен;
б) допуск в здания органов государственной власти;
в) участие в заседаниях Правительства Республики Саха
(Якутия), Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), если его уполномочила соответствующая сторона.
Члену Комиссии (заместителю члена Комиссии) на период
осуществления его полномочий выдается удостоверение, образец
которого устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
13. Для организации деятельности Комиссии создается
секретариат.
В состав секретариата входят: ответственный секретарь и
секретари от сторон.
Ответственный секретарь назначается координатором Комиссии.
Секретари от сторон назначаются соответствующими сторонами.
14. Материально-техническое и организационное обеспечение
деятельности Комиссии осуществляется в порядке, установленном
Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Улусные, городские, территориальные комиссии
1. В улусах, городах Республики Саха (Якутия) образуются
трехсторонние улусные, городские, территориальные комиссии,
состоящие из представителей администраций или органов местного
самоуправления, соответствующих представителей работников и
работодателей.
2. Улусные, городские, территориальные комиссии осуществляют
свою деятельность согласно разработанным положениям, утвержденным
главами администраций и органами местного самоуправления улусов,
городов.
Статья 9. Другие органы системы социального партнерства
Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной
договоренности могут формировать другие двусторонние,
трехсторонние органы, способствующие развитию социального
партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений.
Глава III. СОГЛАШЕНИЯ
Статья 10. Виды соглашений
1. В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых
отношений на территории республики могут заключаться следующие
виды соглашений:
а) республиканское (региональное);
б) республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное;
в) улусное, городское, территориальное;
г) профессиональное;
д) иные виды соглашений.
2. В зависимости от числа сторон заключаются трехсторонние и
двусторонние соглашения.
3. Соглашения с обязательным участием Правительства Республики
Саха (Якутия) заключаются в отраслях:
а) предусматривающих полное или частичное бюджетное
финансирование;
б) цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги которых
регулируются Правительством Республики Саха (Якутия);
в) предприятия которых имеют долю государственной
собственности Республики Саха (Якутия) в уставном фонде.
Статья 11. Республиканское (региональное) соглашение
1. Республиканское (региональное) соглашение (далее -
соглашение):
а) заключается между Правительством Республики Саха (Якутия),
республиканскими профессиональными союзами и республиканскими
объединениями работодателей сроком на два года и подписывается
полномочными представителями;
б) разрабатывается на основе переговоров между сторонами
соглашения;
в) распространяется на работников, работодателей, органы
исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей
заключить соглашение от их имени.
2. Соглашение регламентирует:
а) общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных
с ними экономических отношений в Республике Саха (Якутия);
б) вопросы занятости населения республики;
в) социальные льготы на территории Республики Саха (Якутия);
г) предельную кратность должностных окладов руководителей
организаций к минимальной тарифной ставке (окладу), принятой в
организациях;
д) минимальный размер тарифной ставки рабочего 1 разряда
основных профессий для хозрасчетных организаций, расположенных на
территории Республики Саха (Якутия);
е) условия экологической безопасности и охраны труда на
предприятиях и в организациях;
ж) взаимные обязательства Правительства Республики Саха
(Якутия), объединений профсоюзов, объединений работодателей.
3. Условия, содержащиеся в соглашении, не могут ухудшать
положение работников, установленное действующим законодательством.
4. Условия, содержащиеся в соглашении, учитываются при
принятии законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха
(Якутия) на всех уровнях регулирования социально-трудовых и
связанных с ними экономических отношений в республике.
5. Момент подписания соглашения является моментом окончания
коллективных переговоров по его заключению.
Статья 12. Республиканские отраслевые (межотраслевые) тарифные
соглашения
1. Республиканские отраслевые (межотраслевые) тарифные
соглашения:
а) разрабатываются на основе переговоров между сторонами
соглашений;
б) распространяются на работников, работодателей, которые
уполномочили своих представителей разработать и заключить
соглашение от их имени;
в) принимаются в соответствии с республиканским (региональным)
соглашением и с учетом республиканских отраслевых (межотраслевых)
тарифных соглашений, заключенных на уровне Российской Федерации.
2. Республиканские отраслевые (межотраслевые) тарифные
соглашения предусматривают следующие положения:
а) форму, систему и размер оплаты труда (тарифную ставку I
разряда), различные виды доплат, пособий, денежных вознаграждений;
б) порядок индексации тарифных ставок и окладов, компенсаций
работникам организаций с учетом уровня инфляции в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия);
в) основные условия материального стимулирования работников
организаций, направленные на усиление их заинтересованности в
эффективности производства;
г) тарифные ставки, предусмотренные в республиканских
отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашениях, являются базовыми
для организаций, расположенных на территории республики, и
используются ими при заключении индивидуальных и коллективных
договоров.
3. Условия, содержащиеся в республиканских отраслевых
(межотраслевых) тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение
работников, установленное действующим законодательством.
4. Условия, содержащиеся в республиканских отраслевых
(межотраслевых) тарифных соглашениях, учитываются при принятии
нормативных правовых актов отраслевого министерства (ведомства) и
других органов исполнительной власти.
5. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении
и выполнении республиканского отраслевого (межотраслевого)
тарифного соглашения производится в соответствии с действующим
законодательством.
6. Республиканские отраслевые (межотраслевые) тарифные
соглашения с участием Правительства Республики Саха (Якутия)
подписываются руководителями соответствующих отраслевых
министерств, ведомств или другими уполномоченными Правительством
Республики Саха (Якутия) органами.
7. Момент подписания республиканского отраслевого
(межотраслевого) тарифного соглашения является моментом окончания
коллективных переговоров по его заключению.
8. По окончании срока действия республиканского отраслевого
(межотраслевого) тарифного соглашения коллективные договоры,
заключенные на его основе, подлежат пересмотру.
Статья 13. Улусные, городские, территориальные соглашения
1. Улусные, городские, территориальные соглашения:
а) заключаются администрациями улусов, городов, находящихся на
территории республики, улусными, городскими и другими
представителями работников и работодателей в лице полномочных
представителей;
б) разрабатываются на основе переговоров между сторонами
соглашений;
в) распространяются на работников, работодателей,
администрацию улуса, которые уполномочили своих представителей
разработать и заключить соглашение от их имени;
г) принимаются после принятия республиканского (регионального)
соглашения.
2. Улусные, городские, территориальные соглашения не могут
ухудшать положение работников, установленное законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), республиканским
(региональным) соглашением, республиканскими отраслевыми
(межотраслевыми) тарифными соглашениями, заключенными на
территории республики.
3. Условия, содержащиеся в улусных, городских, территориальных
соглашениях, должны учитываться при принятии нормативных правовых
актов в администрации и организациях улуса.
4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении
и выполнении улусного, городского, территориального соглашений
производится в соответствии с действующим законодательством.
5. Одобренный сторонами проект улусного, городского,
территориального соглашений по социально-трудовым вопросам
подлежит подписанию в трехдневный срок.
6. Момент подписания улусного, городского, территориального
соглашений является моментом окончания коллективных переговоров по
их заключению
7. В случае изменения республиканского (регионального)
соглашения подлежат изменению улусные, городские, территориальные
и иные соглашения.
Статья 14. Коллективный договор
1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий
социально-трудовые, социально-экономические и профессиональные
отношения, заключаемый работниками организации, филиала,
представительства с работодателями или их полномочными
представителями в соответствии с законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях", настоящим законом,
республиканским (региональным), отраслевым (межотраслевым)
тарифным, улусным, городским и иными соглашениями, а также с
другими законодательными актами Республики Саха (Якутия).
Содержание и структура коллективного договора определяются
сторонами.
2. В коллективный договор могут включаться взаимные
обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
а) форма, система и размер оплаты труда, денежные
вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
б) механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен,
уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным
договором;
в) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
г) продолжительность рабочего времени и времени отдыха,
отпусков;
д) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе
женщин и молодежи (подростков);
е) добровольное и обязательное медицинское и социальное
страхование;
ж) соблюдение интересов работников при приватизации
предприятия, ведомственного жилья;
з) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на
производстве;
и) льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
к) контроль за выполнением коллективного договора, порядок
внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон,
социальное партнерство, обеспечение нормальных условий
функционирования представителей работников;
л) отказ от забастовок по условиям, включенным в данный
коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.
3. В коллективном договоре с учетом экономических возможностей
организации могут содержаться и другие, в том числе более
льготные, трудовые и социально-экономические условия по сравнению
с нормами и положениями, установленными законодательством и
соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям,
досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и
командировочных расходов, бесплатное и частично оплачиваемое
питание работников на производстве и их детей в школах и
дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).
4. В коллективный договор включаются нормативные положения,
если в действующих законодательных актах содержится прямое
предписание об обязательном закреплении в нем этих положений.
5. Коллективный договор заключается на срок от одного года до
трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо
со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в
течение всего срока.
По истечении установленного срока коллективный договор
действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не
изменят, дополнят действующий, но не более одного года.
6. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае
изменения состава, структуры, наименования органа управления
организации, расторжения трудового договора (контракта) с
руководителем организации.
7. При реорганизации организации коллективный договор
сохраняет свое действие на этот период, затем может быть
пересмотрен по инициативе одной из сторон.
8. При смене собственника имущества организации действие
коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот
период стороны вправе начать переговоры о заключении нового
коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении
действующего.
9. В ходе пересмотра коллективного договора может быть решен
вопрос о возможности сохранения льгот для работников и внесении
других условий, предусмотренных прежним договором.
10. При ликвидации организации в порядке и на условиях,
установленных законодательством, коллективный договор действует в
течение всего срока проведения ликвидации.
11. Изменения и дополнения условий коллективного договора в
течение срока его действия производятся только по взаимному
согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а
если он не определен, - в порядке, установленном законом для его
заключения.
12. При ликвидации организации претензии работников по
коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой
организации в соответствии с действующим гражданским
законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение
претензий работников, определяется и распределяется по
подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по
согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный
договор с приложениями.
Статья 15. Присоединение к соглашениям
Представители работников и работодателей, не принимавшие
участие в переговорах по заключению республиканского отраслевого
(межотраслевого) тарифного и иных видов соглашений, могут
присоединиться к соглашению, направив каждой из сторон письменное
уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств
соответствующей стороны.
Статья 16. Распространение действия соглашения
1. Представитель органа исполнительной власти по труду имеет
право распространить действие соглашения на работодателей и
работников, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении
отраслевого соглашения, в том случае, если получит письменное
заявление о желании представителей работодателей и работников,
принадлежащих к данной отрасли, присоединиться к данному
соглашению.
2. Представитель администрации, органа местного
самоуправления, подписавший улусное, городское, территориальное и
иные виды соглашений, имеет право распространить действие
соглашения на работодателей и работников, не участвовавших в
заключении данного соглашения, в том случае, если получит
письменное заявление о желании представителей работодателей и
работников, присоединиться к соглашению.
Статья 17. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных
договоров
1. Подписанные сторонами соглашения и коллективные договоры в
семидневный срок направляются представителями работодателей на
уведомительную регистрацию.
2. В органе исполнительной власти по труду уведомительно
регистрируются:
а) республиканские отраслевые (межотраслевые),
профессиональные соглашения;
б) улусные и городские (республиканского подчинения)
территориальные соглашения;
в) коллективные договоры организаций федеральной формы
собственности.
3. Городские (не республиканского подчинения), территориальные
и иные соглашения, коллективные договоры уведомительно
регистрируются в соответствующих администрациях улуса.
4. При осуществлении уведомительной регистрации орган,
осуществляющий уведомительную регистрацию, проводит экспертизу
направленных соглашений и коллективных договоров.
5. При проведении экспертизы орган, осуществляющий
уведомительную регистрацию, выявляет условия соглашений и
коллективных договоров, противоречащих законодательству о труде и
нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия), и сообщает
сторонам соглашений и коллективных договоров о выявленных
противоречиях.
В случае неустранения выявленных противоречий данные условия
соглашений и коллективных договоров считаются недействительными.
6. Такой же порядок действует в случае внесения изменений и
дополнений в соглашение и коллективный договор.
Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 18. Права работников и представителей работников
1. Представители работников - органы объединений профсоюзов,
первичных профсоюзных организаций, иные уполномоченные работниками
органы в соответствии с законом имеют право на участие в
образовании и работе соответствующих комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений, на ведение коллективных переговоров
и заключение соглашений, участие в регулировании коллективных
трудовых споров, осуществление контроля за выполнением
коллективных договоров и соглашений, субъектами (сторонами)
которых они являются, а также добиваться реализации
зафиксированных в них условий.
2. При наличии на любом из уровней нескольких профсоюзов и их
объединений каждому из них предоставляется право на ведение
переговоров от имени работников, делегировавших им полномочия, в
рамках единой стороны с учетом количества представляемых
работников.
Статья 19. Права работодателей и представителей работодателей
1. Работодатели и их представители вправе участвовать в
создании и работе соответствующих комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений, контролировать выполнение субъектами
(сторонами) социального партнерства договоров и соглашений. В
случае вхождения в какое-либо объединение работодателей или
добровольного присоединения к одному из действующих соглашений
работодатели и их представители приобретают право участвовать в
подготовке и обсуждении проектов соглашений, проектов программ,
решений исполнительных органов государственной власти и органов
местного самоуправления
2. Представители объединений (союзов) работодателей
представляют интересы работодателей на переговорах с
представителями работников, Правительством Республики Саха
(Якутия), руководителем исполнительного органа местного
самоуправления.
Статья 20. Права исполнительных органов государственной власти
и органов местного самоуправления
Правительство Республики Саха (Якутия), главы администраций
улусов, городов, а также представители органов местного
самоуправления вправе принимать меры по созданию трехсторонних
комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заключению
соглашений и их выполнению.
Статья 21. Обязанности работников и представителей работников
1. Представители работников обязаны:
а) способствовать созданию комиссий по регулированию
социально-экономических и трудовых отношений, заключению
коллективных договоров и соглашений;
б) участвовать в выявлении причин возникновения коллективных
трудовых споров и их урегулировании;
в) не реже двух раз в год организовывать совместно с другими
сторонами проверку выполнения коллективных договоров и соглашений.
2. В случае своевременного и полного выполнения мероприятий
соглашений и коллективных договоров профсоюзы, иные уполномоченные
работниками органы в соответствии с законом не организовывают и не
поддерживают проведение забастовок и иных массовых выступлений
работников.
Статья 22. Обязанности работодателей и их представителей
Работодатели и их представители обязаны содействовать
профсоюзам, иным уполномоченным работниками органам в соответствии
с законом в их деятельности, участвовать в подготовке и заключении
коллективных договоров и соглашений и обеспечивать их выполнение,
способствовать расширению числа участников объединений
работодателей и объединению их в единый республиканский союз,
созданию отраслевых и территориальных комиссий по регулированию
социально-экономических и трудовых отношений, предупреждению и
разрешению коллективных трудовых споров, а также организовывать не
реже двух раз в год совместную проверку коллективных договоров.
Статья 23. Обязанности исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
Исполнительные органы государственной власти и органы местного
самоуправления обеспечивают условия для работы комиссий по
регулированию социально-экономических и трудовых отношений,
участвуют в выявлении, предотвращении и разрешении коллективных
трудовых споров, добиваются соответствия результатов переговоров
целям политики, проводимой в социально-экономической и трудовой
сферах, разрабатывают нормативные правовые акты по регулированию
социально-экономических и трудовых отношений, совершенствованию
организационных форм социального партнерства, механизма
взаимодействия с работодателями (представителями работодателей) и
представителями работников.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 24. Ответственность сторон соглашений, коллективных
договоров
1. Ответственность за нарушение законодательства в сфере
социального партнерства и социально-трудовых отношений
устанавливается федеральным законом и законами Республики Саха
(Якутия).
2. Ответственность за уклонение от участия в переговорах по
заключению, изменению и дополнению соглашения или необеспечение
работы трехсторонней комиссии, нарушение или невыполнение
обязательств по соглашениям, непредоставление информации,
необходимой для коллективных переговоров и контроля за соблюдением
соглашения, осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
3. Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или
не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность
в соответствии с федеральным законодательством и настоящим
законом.
4. Должностные лица органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, лица, представляющие работодателя
(работодателей), работники руководящих органов профсоюзов, в
трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения
заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к
дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение
обязательств по соглашению, коллективному договору. Инициативу о
привлечении к ответственности может проявить любая из сторон.
Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных
дней со дня его получения.
5. Дело о привлечении к ответственности, указанной в части 4
настоящей статьи, рассматривается по заявлению представителей
работников соответствующих органов по труду, по постановлению
Государственной инспекции труда или по постановлению прокурора в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 25. Ответственность лиц, представляющих работодателя
Настоящий закон предусматривает ответственность лиц,
представляющих работодателя, в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 26. Выполнение обязательств
Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону)
от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
29 июня 2000 года
3 N 213-II
|