КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2000 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) N 753
ОТ 6 МАЯ 1999 ГОДА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ СБОРА, ЗАГОТОВКИ, ПЕРЕРАБОТКИ,
РЕАЛИЗАЦИИ И ВЫВОЗА ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЛОМА ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ"
И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА N 261-РП
"О ВВЕДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ЗАГОТОВКУ,
ПЕРЕРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ЛОМА ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Т.
Филиппова, В.Н. Прокопьева, А.Д. Петракова, с участием
представителя ходатайствующей стороны Р.А. Еникеева, представителя
Президента Республики Саха (Якутия) М.М. Яковлева рассмотрел в
открытом заседании дело о проверке конституционности Указа
Президента Республики Саха (Якутия) N 753 от 6 мая 1999 года и
Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) N 261-РП от 24
сентября 1999 года.
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Н. Дружинина.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых актов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Петракова, объяснения
представителей сторон, выступление первого заместителя министра
юстиции Республики Саха (Якутия) М.И. Заморщикова, Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Предметом рассмотрения Конституционного суда являются
пункты 2, 6, 8, 9, 10 указа Президента Республики Саха (Якутия) от
6 мая 1999 года о регулировании сбора, заготовки и вывоза лома
черных и цветных металлов. По мнению ходатайствующего, положения
указа, касающиеся деятельности государственного унитарного
предприятия (ГУП) "Саха-Втормет", не соответствуют Конституции
Республики Саха (Якутия). Ходатайствующий также просит признать не
соответствующим Конституции пункт 1 распоряжения Президента
Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 1999 года о временном
приостановлении на территории республики сбора, заготовки,
переработки, приема и реализации лома цветных металлов.
2. В соответствии с уставом, ГУП "Саха-Втормет" учреждено как
юридическое лицо с обособленным имуществом и самостоятельной
ответственностью. Целью создания ГУП является осуществление
предпринимательской, хозяйственной деятельности. К предмету его
деятельности относятся заготовка и переработка лома и отходов
черных и цветных металлов, поставка их потребителям, осуществление
внешнеэкономической деятельности. В уставе предприятия указаны и
другие виды деятельности.
Заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных
металлов производятся юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, получившими соответствующую лицензию.
Государственное унитарное предприятие "Саха-Втормет" является
одним из таких хозяйствующих субъектов. Предприятие осуществляет
свою деятельность в соответствии с уставом, федеральными и
республиканскими нормативными актами.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) ГУП "Саха-Втормет"
определен уполномоченным предприятием правительства республики по
координации деятельности предприятий и организаций независимо от
форм собственности по сбору, переработке, заготовке, реализации и
вывозу за пределы республики лома черных и цветных металлов (пункт
2). На ГУП "Саха-Втормет" возложены функции по выдаче разрешения
вывоза лома черных и цветных металлов за пределы республики (пункт
6). Пункт 8 указа предписывает Министерству охраны природы
Республики Саха (Якутия) осуществлять выдачу лицензий предприятиям
только после регистрации и выдачи разрешения предприятием
"Саха-Втормет". В соответствии с пунктом 9 указа ГУП
"Саха-Втормет" обязано организовать систему регистрации и выдачи
разрешений на вывоз лома металла согласно установленному
плану-заданию и выполнение требований ТУ.
Как видно из приведенных положений, ГУП "Саха-Втормет" было
наделено функциями и правами, не соответствующими целям ее
деятельности. Так, координация деятельности других предприятий по
сбору, заготовке, вывозу лома металлов не является функцией
хозяйствующего субъекта. Не относится к гражданской
правоспособности юридического лица и выдача разрешения на вывоз
лома металла, регистрация выдачи лицензии.
Законодательства Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) не предусматривают наделение отдельных государственных
предприятий функциями координации и контроля в сфере заготовки,
переработки и реализации лома цветных и черных металлов. Согласно
статье 12 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке сбора,
заготовки, переработки и реализации лома цветных, и черных
металлов", государственный контроль за указанной деятельностью
осуществляют федеральные и республиканские органы исполнительной
власти.
Возложение указанных функций на ГУП "Саха-Втормет" ставит его
в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими
субъектами, ограничивает свободу экономической деятельности и
противоречит антимонопольному законодательству.
Таким образом, пункты 2, 6, 8, 9 указа президента не
соответствуют статье 122 Конституции Республики Саха (Якутия),
закрепляющей самостоятельность экономической деятельности
хозяйствующих субъектов в условиях немонополизированного рынка и
добросовестной конкуренции, ответственности за ее результаты.
3. В пункте 10 указа говорится об усилении контроля
государственных органов за перемещением и вывозом лома черных и
цветных металлов физическими и юридическими лицами без
соответствующей лицензии. Данное положение не противоречит
конституционным нормам, поскольку надзор за соблюдением
лицензионных требований и условий должен осуществляться
государственными надзорными и контрольными органами в пределах их
компетенций. Что касается указания на разрешение ГУП
"Саха-Втормет" и документов на право перевозки и вывоза за пределы
республики, то это положение не подлежит применению, поскольку
пункты 2, 6, 8, 9 указа президента Конституционным судом признаны
не соответствующими Конституции республики и утрачивают
юридическую силу.
4. Согласно статье 13 федерального Закона от 25 сентября 1998
года "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункту 25
Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке
и реализации лома цветных и черных металлов, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999
года, приостановление действия лицензии входит в компетенцию
лицензирующего органа. В указанных нормативных актах приведены
основания для приостановления действия лицензии. Решение о
приостановлении действия лицензии обжалуется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Проверка законности Распоряжения Президента Республики Саха
(Якутия) о временном приостановлении деятельности по сбору,
заготовке, переработке, приему и реализации лома цветных металлов
возможна по жалобе заинтересованных лиц. Такая проверка связана с
установлением и исследованием конкретных фактических
обстоятельств, что не входит в компетенцию Конституционного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24, 25, 29,
31 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Саха
(Якутия) положения Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 6
мая 1999 года "О государственном регулировании сбора, заготовки,
переработки, реализации и вывоза за пределы Республики Саха
(Якутия) лома черных и цветных металлов":
а) об определении ГУП "Саха-Втормет" уполномоченным
предприятием Правительства Республики Саха (Якутия) по координации
деятельности предприятий и организаций независимо от форм
собственности по сбору, переработке, заготовке, реализации и
вывозу за пределы Республики Саха (Якутия) лома черных и цветных
металлов (пункт 2);
б) о передаче ГУП "Саха-Втормет" функций по выдаче разрешения
вывоза лома черных и цветных металлов за пределы Республики Саха
(Якутия) (пункт 6);
в) об осуществлении выдачи лицензий после регистрации и выдачи
разрешения ГУП "Саха-Втормет" (пункт 8);
г) об организации ГУП "Саха-Втормет" системы регистрации и
выдачи разрешений на право вывоза согласно установленному
плану заданию и выполнения требований технических условий на сбор,
переработку и заготовку лома черных и цветных металлов (пункт 9).
2. Признать пункт 10 Указа Президента Республики Саха (Якутия)
N 753 от 6 мая 1999 года "О государственном регулировании сбора,
заготовки, переработки, реализации и вывоза за пределы Республики
Саха (Якутия) лома черных и цветных металлов" соответствующим
Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Прекратить производство по проверке конституционности
пункта 1 Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) N 261-РП
от 24 сентября 1999 года "О введении временных ограничений на
заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов",
поскольку установление несоответствия распоряжения Президента
Республики Саха (Якутия) федеральным и республиканским законам,
определяющим порядок осуществления лицензируемой деятельности,
связано с рассмотрением конкретного дела судами общей и
арбитражной юрисдикции.
4. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не
подлежит, вступает в силу немедленно, действует непосредственно.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|