ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2000 г. ПП N 680-II
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Рекомендации парламентских слушаний "О состоянии
и проблемах воспитания подрастающего поколения в Республике Саха
(Якутия)".
2. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
3. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ
ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Основной целью гуманистического общества является воспитание
позитивно настроенной личности, активной, творческой и гармонично
развитой. Социальный заказ общественности Республики Саха (Якутия)
- учебно-воспитательным учреждениям и семье воспитать хозяина,
духовного наследника и преемника созидательных традиций народов
Якутии.
Положение детей в республике вызывает тревогу. Несмотря на
значительную долю финансирования системы образования (23,5
процента республиканского бюджета), действия исполнительных
органов по жизнеобеспечению, развитию и социализации детей не
достигают желаемого результата из-за их разрозненности и
отсутствия целостной системы принципов и мер
организационно-экономического, правового, кадрового обеспечения
воспитательного процесса, отсутствия соответствующего контроля за
эффективным использованием бюджетных средств и снижения
ответственности руководителей учреждений, отвечающих за воспитание
подрастающего поколения.
Ухудшается физическое и психическое здоровье детей. По данным
Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), эта
тенденция характерна для всех возрастных групп, особенно для детей
13-15 лет. Непсихотические расстройства у детей до 15 лет возросли
и составляют в структуре психических расстройств 74 процента (в
Российской Федерации - 68 процентов), что в 1,8 раза выше уровня
1990 года; умственная отсталость - 21 процент (в Российской
Федерации - 28 процентов). Остается высокой заболеваемость детей:
у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких
заболеваний. Только 9,5 процента выпускников школ практически
здоровы. В органах социальной защиты состоят на учете 7338
детей-инвалидов до 16 лет, по сравнению с 1995 годом их
численность увеличилась на 17,7 процента. Большинство
детей-инвалидов из малообеспеченных семей. Растет детский
травматизм и насилие над детьми: насильственная смерть в структуре
детской смертности составляет 60 процентов. Высокую степень
биологического риска испытывают дети из неблагополучных семей,
педагогически несостоятельных родителей. Не организована
инфраструктура профилактики социального сиротства, детской
безнадзорности и жестокого обращения с детьми.
Особую тревогу вызывает резкое увеличение противоправного
поведения подростков и молодежи, рост таких социальных негативных
явлений, как бездуховность, культ потребления, отчуждение от
семейных ценностей. Преступность среди несовершеннолетних
приобрела угрожающие масштабы: ими совершается каждое пятое
преступление. Увеличилось количество убийств, изнасилований,
разбойных нападений и грабежей.
В сфере образования появилась тенденция искусственного
отделения процесса обучения и воспитания, что привело к разрыву
целостности системы воспитания подрастающего поколения. По
объективным и субъективным причинам неуклонно падает престиж труда
учителя и воспитателя. Сложилась такая ситуация, когда за качество
среды воспитания не отвечает никто. В республике отмечается
одностороннее увлечение созданием бюрократических структур и
фондов по поддержке семьи, детства, генофонда, не занятых
организацией действенной помощи подрастающему поколению.
Недостаточно отработана система контроля за эффективностью
использования бюджетных средств, направленных на образование и
воспитание подрастающего поколения. Отсутствуют государственные
программы по трудовому воспитанию, по поддержке детей из групп
риска, не создана соответствующая инфраструктура по предупреждению
безнадзорности и профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних, реабилитации, коррекции и адаптации детей,
оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Вызывает озабоченность
состояние воспитательной работы и в высших учебных заведениях
республики.
Воздействие среды воспитания начинается до рождения ребенка,
со здоровья и образа жизни будущих родителей. В сложившейся
ситуации особенно возрастает роль семьи как важнейшего социального
института, оказывающего огромное влияние на здоровье, развитие
личности ребенка, его социальное благополучие. В республике до сих
пор не налажены эффективная адресная социальная поддержка семьи,
индустрия детского питания, система специализированных учреждений
обслуживания семей и детей. Сокращается количество детских
дошкольных учреждений, не проводится в необходимых объемах
профилактическая, коррекционная педиатрическая помощь.
Материальная база многих школ республики остается на уровне
недопустимого для полноценного проведения учебно-воспитательного
процесса, дополнительного образования, профессионального обучения
и летнего отдыха детей и подростков. В республике 240 школ
работают в две смены (45462 учащихся), 4 школы - в три смены (909
учащихся), многие из них переполнены в 2-2,5 раза. Только каждый
третий учащийся занимается в кружках дополнительного образования,
и лишь каждый третий ребенок был охвачен летним организованным
отдыхом. На летний отдых одного ребенка выделяется всего 278
рублей из республиканского бюджета.
Мощный потенциал детского движения и ученического
самоуправления не востребованы обществом. Производственные
предприятия и профсоюзные организации самоустранились от
воспитания детей. На сегодня практически не осталось ни одного
базового трудового коллектива, который бы работал с
общеобразовательной школой.
Таким образом, общество встало перед необходимостью создания
интегрированной системы социального воспитания подрастающего
поколения, реформирования государственной политики, создания
соответствующей базы для повышения ответственности ведомств и
родителей за качество воспитания, консолидации действий органов
власти и общественных объединений, устранения дублирующих
государственных учреждений, занимающихся вопросами детства,
молодежи и семьи.
Участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия):
а) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия)
разработать и принять законы Республики Саха (Якутия):
- "О дополнительном образовании";
- "О государственной поддержке детского движения и
ученического самоуправления";
- "Об ответственности родителей за воспитание детей";
б) разработать нормативно-правовую базу для формирования
органов ювенальной юстиции (Juvenile cout - суд особой юрисдикции,
рассматривающий дела несовершеннолетних преступников) в Республике
Саха (Якутия);
в) направить законодательную инициативу в Государственную Думу
Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22 ноября
1995 года N 171-ФЗ, предусматривающую включение пива в состав
алкогольной продукции.
2. Правительству Республики Саха (Якутия):
а) ежегодно представлять Государственному Собранию (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) доклад "О положении детей и молодежи в
Республике Саха (Якутия)";
б) разработать концепцию государственной политики "Дети
Республики Саха (Якутия) 2001-2010 годов", предусматривающую
воспроизводство, социализацию и воспитание подрастающего поколения
в непрерывной преемственной системе: семья - дошкольное
образовательное учреждение - школа - дополнительное образование -
начальное и среднее профессиональное образование;
в) создать Межведомственный координационный совет при
Правительстве Республики Саха (Якутия) с учреждением поста
государственного инспектора по детству, определив его функции и
меру ответственности за воспитание и охрану здоровья подрастающего
поколения в Республике Саха (Якутия);
г) разработать основные направления деятельности учреждений
дополнительного образования;
д) рассмотреть в пределах существующего уровня системы
образования и воспитания, а также реструктуризации действующих
республиканских программ возможность разработки до 2001 года:
- Программы развития образования, учитывающей
национально-культурные, социально-экономические, экологические и
демографические особенности жизнедеятельности населения, на
2001-2005 годы;
- Программы строительства школ в Республике Саха (Якутия) до
2005 года, открытия республиканского реабилитационного центра -
приюта, социальной школы-интерната в городе Якутске;
- Программы "Дети групп риска" на 2001-2005 годы;
подпрограмм:
- добиться бесплатного горячего питания во всех школах
республики согласно возрастным физиологическим нормативам;
- принять комплекс мер по повышению государственного и
социального статуса работников образования;
- ввести в учебно-лабораторный план студентов педагогического
и юридического профиля практические занятия по социально -
педагогической коррекции личности детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации; восстановить практику педотрядов, родительских
университетов "Об основах семейного воспитания";
- ввести курс правовой культуры и системы воспитания
духовности учащихся, студентов во всех образовательных учреждениях
Республики Саха (Якутия);
е) провести в июне 2001 года специальное заседание с участием
депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) по рассмотрению результатов вышеназванных парламентских
слушаний.
3. Главам улусных (городских) администраций, улусным
(городским) Собраниям депутатов и органам местного самоуправления:
определить вопросы воспитания одной из функциональных
обязанностей глав улусов и органов местного самоуправления и
совместно с улусными (городскими) Собраниями депутатов разработать
нормативную базу, систему контроля и защиты прав субъектов
образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в
области воспитания и образования.
4. Родителям, трудовым коллективам, профсоюзам, общественности
республики:
а) создать в трудовых коллективах, по месту жительства, в
общественных организациях советы содействия семье и школе,
попечительские советы, восстановить летние загородные базы отдыха
и занятости детей и подростков, развивать меценатство и
спонсорство;
б) определить одним из приоритетных и социально-значимых
направлений деятельности улучшение качества среды воспитания;
в) ежегодно поддерживать инициативу Совета старшеклассников
города Якутска об объявлении 1 июня Днем моратория на продажу и
потребление винно-водочных изделий и пива, воздержания от курения.
Рекомендации приняты
участниками парламентских слушаний
12 мая 2000 года
|