КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2000 г. N 7-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ
Г. ЯКУТСКА ОТ 2 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА
"О НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОРОДА ЯКУТСКА НА 1999 ГОД"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего В.А. Долгашевой, судей Д.Н. Миронова, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием
представителя заявителя Р.А. Еникеева, представителя городского
Собрания депутатов г. Якутска А.И. Козлова рассмотрел в открытом
заседании дело о проверке конституционности постановления
городского Собрания депутатов г. Якутска от 2 апреля 1999 года "О
налоговой политике города Якутска на 1999 год.
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Н. Дружинина,
основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в вопросе
о том, соответствует ли оспариваемый нормативный акт Конституции
Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснения
представителей сторон, выступление представителя Министерства
юстиции Республики Саха (Якутия) А.А. Никифорова, Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В ходатайстве народного депутата оспаривается
конституционность положений постановления городского Собрания
депутатов г. Якутска от 2 апреля 1999 года, которыми установлены
виды местных налогов и сборов, вводимых на территории города. По
мнению депутата, данное положение не соответствует Конституции
Республики Саха (Якутия), Конституции Российской Федерации и
федеральным законам, поскольку городское Собрание депутатов как
представительный орган государственной власти не вправе
устанавливать местные налоги и сборы. Как полагает
ходатайствующий, нельзя считать законными местные налоги и сборы,
установленные органами государственной власти, а не органами
местного самоуправления.
2. Установление региональных и местных налогов и сборов
органами государственной власти республики в соответствии с общими
принципами налогообложения не противоречит статьям 72, 73
Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации". Как видно из
ходатайства в Конституционный суд, депутат не отрицает, что
указанные в оспариваемом постановлении городского Собрания виды
местных налогов и сборов являются теми налогами и сборами, которые
установлены в статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно статье 85 Конституции Республики Саха (Якутия)
улусные, городские Собрания депутатов являются представительными
органами местной власти в улусах и городах республиканского
значения. Вводя на территории г. Якутска местные налоги и сборы,
установленные законами республики, городское Собрание исходило из
своих конституционно-правовых полномочий. В соответствии со
статьей 90 Конституции республики органы местной власти
устанавливают налоговые отношения с органами государственного
управления, предприятиями, организациями, учреждениями и
гражданами. Установление налоговых отношений предполагает
самостоятельное решение местными органами вопроса о введении на
своей территории соответствующих налогов и сборов, установленных
законом республики о налоговой политике. Конституционный закон "О
местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)"
закрепляет полномочие местного представительного органа
государственной власти по установлению местных налогов и сборов, и
порядка их взимания, по предоставлению льгот их плательщикам в
соответствии с законодательством (16).
Поскольку в улусах и городах республиканского значения органы
местного самоуправления не образованы, введение местных налогов и
сборов в г. Якутске постановлением городского Собрания не
противоречит Конституции республики.
Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 27 марта
2000 года "О переходном периоде к местному самоуправлению в
Республике Саха (Якутия)" в улусах и городах республиканского
значения государственной власти сохраняют свои полномочия до
начала работы вновь избранных местных представительных органов
власти. Вопрос об исключении из компетенции местных органов
государственной власти республики права установления местных
налогов и сборов и отнесение их к компетенции муниципальных
органов связан с внесением соответствующих изменений в действующую
Конституцию и законы республики, что зависит от воли
законодательного органа республики.
3. Налоговые отношения предполагают не только установление и
введение налогов и сборов, но и обязанность налогоплательщиков
своевременно и в установленных размерах уплачивать налоги и сборы,
выполнять требования налоговых органов и нести ответственность за
нарушение налогового законодательства.
Конституция Республики Саха (Якутия) в соответствии с ее
статьей 7 обладает верховенством на территории республики,
государственные органы, предприятия, учреждения и общественные
организации на территории республики обязаны соблюдать Конституцию
республики и действовать на ее основе. Оспариваемые положения
постановления городского Собрания депутатов об установлении на
территории г. Якутска и пригорода местных налогов и сборов приняты
на основе норм Конституции и законов республики. В этом смысле
постановление городского Собрания депутатов не противоречит статье
125 Конституции республики, предусматривающей обязанность платить
налоги в установленном законом порядке.
Таким образом, граждане и юридические лица не лишаются, как
говорится в ходатайстве, возможности уплачивать местные налоги и
сборы, введенные постановлением городского Собрания депутатов г.
Якутска.
4. В своем ходатайстве народный депутат просит проверить
оспариваемый акт с точки зрения его соответствия статьям 15, 57
Конституции Российской Федерации и нормам федеральных законов.
Между тем, согласно статье 125 Конституции Российской Федерации
проверка соответствия законов и нормативных актов республики
Конституции Российской Федерации относится к компетенции
Конституционного суда Российской Федерации, а установление
нарушений норм федеральных законов входит в компетенцию судов
общей юрисдикции. В соответствии со статьей 101 Конституции
Республики Саха (Якутия) Конституционный суд республики
рассматривает дела о проверке соответствия законов и иных актов
Конституции республики.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24, 25, 31
Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Принять положения раздела III постановления городского
Собрания депутатов г. Якутска от 2 апреля 1999 года "О налоговой
политике города Якутска на 1999 год", которыми установлены виды
местных налогов и сборов на территории г. Якутска и в пригородных
населенных пунктах, соответствующими Конституции Республики Саха
(Якутия).
2. Постановление является окончательным, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|