ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2000 г. N 241
О ПРОГРАММЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
НА 2000 ГОД И ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИИ
1. Одобрить Программу геологоразведочных работ в Республике
Саха (Якутия) на 2000 год, предусматривающую их выполнение на
приоритетных направлениях и объектах (приложение N 1).
2. Утвердить на 2000 год:
государственный заказ по приросту запасов полезных ископаемых
и региональному изучению территории Республики Саха (Якутия)
(приложение N 2);
государственный заказ на разведку объектов за счет бюджета
Республики Саха (Якутия), включая средства, формируемые по ставкам
на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), оставляемые в
распоряжении предприятий (приложение N 3).
3. Для финансирования республиканской части Программы
геологоразведочных работ на 2000 год по Республике Саха (Якутия)
предусмотреть в консолидированном бюджете республики на 2000 год
средства в сумме 853258 тыс. рублей и оставляемые в распоряжении
предприятий средства по ставкам на ВМСБ - 52293 тыс. рублей.
Учесть, что по согласованию с Министерством природных ресурсов
Российской Федерации для финансирования федеральной части
Программы геологоразведочных работ по Республике Саха (Якутия) на
2000 год предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 84010
тыс. рублей.
4. Контроль за целевым использованием бюджетного
финансирования и средств, оставляемых в распоряжении
горнодобывающих предприятий, возложить на Государственный комитет
Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии
и недропользованию установить договорные отношения с
предприятиями, выполняющими геологоразведочные работы,
предусматривающие ответственность последних за рациональное
использование средств по целевому назначению.
5. Установить, что средства на воспроизводство
минерально-сырьевой базы используются предприятиями в соответствии
с Положением о территориальном целевом бюджетном фонде
воспроизводства минерально-сырьевой базы по Республике Саха
(Якутия) на финансирование собственно геологоразведочных работ,
содержание жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
находящихся на балансе предприятий. На строительство жилья,
приобретение оборудования и жилья может использоваться до 5%
средств на геологоразведочные работы.
Разрешить направление части средств на геологоразведочные
работы для подготовки кадров и развитие учебно-производственной
базы геологоразведочного факультета Якутского госуниверситета,
организацию мероприятий, посвященных 300-летию горно-геологической
службы Российской Федерации.
6. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский
А.А.) и Госкомитету Республики Саха (Якутия) по геологии и
недропользованию (Шишигин П.Р.) в течение 2000 года предусмотреть
целевое финансирование работ по бурению скважин Талаканского
месторождения в размере 32,6 млн. рублей из средств на
воспроизводство минерально-сырьевой базы сверх лимита, выделяемого
Правительством Республики Саха (Якутия) на выполнение Программы
геологоразведочных работ на 2000 год.
7. Разрешить проведение за счет средств по ставкам на ВМСБ,
оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, поисковых,
поисково-оценочных, научно-исследовательских, геоэкологических и
тематических работ по согласованным с Госкомитетом Республики Саха
(Якутия) по геологии и недропользованию программам.
8. С учетом специфики проведения, финансирования и конечного
назначения отнести унитарные горно-геологические предприятия с
годовым объемом геологоразведочных работ за счет средств
госбюджета не менее 50% от годового дохода к предприятиям,
работающим за счет госзаказа, с распространением на них
соответствующих требований и положений по налогообложению,
финансированию, оплате труда и т.д.
9. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):
обеспечить финансирование геологоразведочных работ в первом
полугодии 2000 года в объеме не менее 40% от суммы годового
республиканского бюджетного финансирования согласно пункту 3
данного постановления, из них не менее 70% - денежными средствами;
в соответствии со ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2000 год", при
фактическом поступлении в республиканский бюджет за 2000 год
средств по ставкам на ВМСБ, сверх утвержденных в бюджете,
направить их полностью на финансирование Программы
геологоразведочных работ на 2000 год.
10. Министерству финансов Республики Саха (Якутия),
Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия)
во исполнение пункта 8.7 Протокола совещания у Председателя
Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам золотодобычи в
2000 году и последующие годы от 22.03.2000, для увеличения в 2000
году прироста запасов золота категорий С1+С2 до 30 т предусмотреть
при корректировке бюджета на 2000 год выделение Госкомитету
Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию
дополнительного финансирования в объеме 54 млн. рублей (сверх
предусмотренных бюджетом 853,258 млн. рублей) для целевого
усиления работ на золото в Южно-Якутском и Верхне-Индигирском
золотоносных районах.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Шипкова Р.Ю.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 апреля 2000 г. N 241
ПРОГРАММА
ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2000 ГОД
1. Основные итоги геологоразведочных работ за 1999 год
В 1999 году геологоразведочные работы на территории
Республики Саха (Якутия) проводились в соответствии с Программой
геологических исследований, утвержденной постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 1999 года N
427 "О программе геологоразведочных работ на 1999 год" и
Министерством природных ресурсов РФ. При установленном лимите
годового бюджетного финансирования программы 606,211 млн. рублей
(в т.ч. 76,168 млн. рублей из федерального и 530,043 млн. рублей
из республиканского бюджетов) фактическое финансирование составило
589,2 млн. рублей или 97,2% к лимиту ( в т.ч. 51,3 млн. рублей или
67,4% из федерального и 537,9 млн. рублей или 101,5% из
республиканского бюджета). Фактическое формирование средств на
воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) по данным
Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РС(Я) за 1999
год составило 1421,192 млн. рублей, из них перечислены 394,285
млн. рублей (30%) в федеральный и 1026,907 млн. рублей (70%) в
республиканский бюджеты. Таким образом, на финансирование
геологоразведочных работ направлено 41,4% собранных бюджетных
средств по ставкам ВМСБ, в том числе 13,0% из федерального и 52,4%
из республиканского бюджетов.
Кроме того, предприятиями-недропользователями выполнены
геологоразведочные работы за счет оставляемой в их распоряжении
части отчислений ВМСБ на сумму 31,9 млн. рублей, а также
собственных привлеченных внебюджетных источников на сумму 208,6
млн. рублей.
В 1999 году в результате улучшения финансирования выполненных
работ, в первую очередь из республиканского бюджета, денежными
средствами (50,6% от общего), удалось решить практически всеми
предприятиями геологической отрасли основные проблемы погашения
задолженности по зарплате, снижению доли непрофинансированных
работ, текущих платежей в бюджет, частичному обновлению основных
технических средств и оборудования. Распределение финансирования
по кварталам осуществлялось неравномерно: I кв. - 11%, II кв. -
14,6%, III кв. - 31,7%, IV кв. - 42,7%.
В 1999 году предприятиями отрасли выполнены следующие объемы
основных видов работ: колонковое бурение (КБ) - 149,7 тыс. пог.м,
ударно-канатное бурение (УКБ) - 50,9 тыс. пог.м, подземные горные
выработки - 1450 пог.м, поверхностные горные выработки - 147,6
тыс. куб.м, шурфы - 3373,4 пог.м, глубокое бурение на нефть и газ
- 2613 м, сейсморазведка - 508,8 км, что составило соответственно
116,0%, 100%, 139,4%, 79,3%, 75,6%, 98,6%, 101,4% к плану.
Общая численность работающих в геологической отрасли
республики на начало 2000 года составила около 6 тысяч человек
против 6,2 тысячи человек на начало 1999 года. Госкомитетом по
геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) проводится
работа по оптимизации структуры большинства горно-геологических
предприятий, осуществлено акционирование и передача в состав АО
"Якутгазпром" ГУП КСГМ, подготовлен план реорганизации ГУП
"Якутская поисково-съемочная экспедиция" и ГГП "Ленское".
В целях создания рабочих мест и использования имеющегося
кадрового и производственного потенциала геологические предприятия
в 1999 году наряду с основной деятельностью занимались также
другими видами деятельности: золотодобычей, нефтедобычей,
строительством, оказанием транспортных и других услуг,
составляющих до 25-40% в структуре доходов предприятий.
В 1999 году геологоразведочные работы в республике выполняли
43 предприятия и организации по 308 объектам (в 1998 г. - 41
предприятие на 387 объектах). Из общего числа объектов
геологоразведочных работ финансирование велось за счет
федерального бюджета - 64, республиканского - 190, за счет
оставляемой части ставок ВМСБ у предприятий - 24, за счет
собственных средств недропользователей - 30. Из общего числа
объектов работ по республике составляют: региональные
геологосъемочные и геофизические работы - 39, гидрогеологические -
22, поисковые - 63, поисково-оценочные - 21, разведочные - 48,
тематические - 99, в т.ч. нефтегазовые - 20, поисково-разведочные
работы на нефть и газ - 16.
В 1999 году в сравнении с 1998 годом на 15% сократилось общее
количество объектов работ, выросло на 2 единицы количество
предприятий-исполнителей работ, продолжился рост объемов
разведочных работ за счет собственных средств предприятий.
Из основных геологических результатов 1999 года необходимо
отметить:
1. Выполнение установленных заданий по оперативному приросту
запасов алмазов, золота, серебра, угля, государственной
геологической съемки масштаба 1:200000. Получение внепланового
прироста запасов газа по Станнахскому месторождению.
2. Утверждение в ГКЗ РФ запасов по крупнейшему Томторскому
ниобий-редкометальному месторождению и подготовка его к
промышленному освоению.
3. Завершение программы разведочных работ на новых
высокоалмазоносных трубках Ботуобинская и Нюрбинская Накынского
кимберлитового поля, представление оперативных материалов по
верхним горизонтам трубки Ботуобинская на экспертизу в ГКЗ РФ для
организации опытно-промышленных работ. Подготовка отчетов с
подсчетом запасов по трубкам Ботуобинская и Нюрбинская для
экспертизы в ГКЗ РФ в первом полугодии 2000 года.
4. Подготовка материалов отчета с подсчетом запасов по
крупнейшему в Дальневосточном регионе Чаяндинскому
нефтегазоконденсатному месторождению для утверждения ГКЗ РФ в
первом полугодии 2000 года.
5. Подтверждение высоких масштабов сереброносности
месторождений Прогноз и Мангазейского рудного узла.
6. Расширение масштабов Бадранского золоторудного
месторождения, подтверждение промышленной ценности Самолазовского
и Таборного золоторудных месторождений.
7. Проведение конкурса на недропользование по крупнейшему
Эльгинскому угольному месторождению, подготовка материалов к
конкурсу на недропользование в 2000 году по крупному Талаканскому
нефтегазовому месторождению. Подготовка и реализация по
согласованию с Правительством РС(Я) и МПР РФ обширной программы по
недропользованию на территории РС(Я).
8. Выполнение (в соответствии с объемами финансирования)
программы региональных геологосъемочных, геофизических, инженерно
- геологических и геоэкологических исследований, мероприятий по
компьютеризации и информационному обеспечению.
2. Состояние минерально-сырьевой базы
Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально -
сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее
место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, олова и
сурьмы, в значительных масштабах для внутренних и экспортных целей
ведется отработка угля, для внутренних потребностей добываются
природный газ, нефть, платина, камнецветное сырье, строительные
материалы и другое минеральное сырье. В 1999 году, в связи с общим
улучшением экономической обстановки в России и Республике Саха
(Якутия), произошел рост добычи алмазов, золота, нефти, при
снижении объемов добычи платины, олова, сурьмы и других полезных
ископаемых. Минерально-сырьевая база по основным видам полезных
ископаемых остается значительной по масштабам и при дальнейшем
улучшении экономической обстановки и востребованности минерального
сырья способна обеспечить значительное наращивание объемов их
работ. На начало 2000 года государственным балансом полезных
ископаемых по республике учитывается 39 видов минерального сырья в
1161 месторождении, степень востребованности которых для освоения
и распределения по видам полезных ископаемых отражены в приложении
N 6 к настоящей Программе.
Алмазы. Сырьевая база алмазов сосредоточена в западной части
республики, в Якутской алмазоносной провинции и представлена 13
коренными и 21 россыпными месторождениями. По количеству
разведанных запасов и объемам добычи алмазов республика занимает
монопольное лидирующее положение в России. При общей хорошей
обеспеченности запасами алмазодобывающих предприятий на основных
коренных месторождениях достигнуты предельные глубины для открытой
добычи, что предопределяет переход на подземную добычу и решение
связанных с этим усложняющихся технологических и экономических
вопросов. В 1999 году запущен подземный рудник на трубке
Интернациональная, прорабатываются вопросы по организации
подземной добычи на ряде других объектов.
В последние годы в результате проведенных геологоразведочных
работ получены положительные результаты по значительному
наращиванию сырьевой базы алмазов. В 1999 году завершена
первоочередная программа геологоразведочных работ на новых трубках
Ботуобинская и Нюрбинская, предварительный отчет по верхним
горизонтам первой из них представлен в ГКЗ РФ на экспертизу, а
окончательный отчет с подсчетом запасов будет представлен в ГКЗ в
2000 г. для последующего освоения силами нового предприятия - АО
"АЛРОСА-Нюрба".
Завершается подготовка отчета с подсчетом запасов по глубоким
горизонтам трубки Удачная для представления на экспертизу в ГКЗ
РФ.
Получены благоприятные предпосылки для выявления новых
алмазоносных кимберлитовых полей в Вилюйско-Мархинской зоне и
других алмазоносных районах провинции.
Золото. Минерально-сырьевая база по золоту Якутии является
одной из наиболее крупных и освоенных в России. По объемам
золотодобычи в 1999 г. республика занимает третье место в России
после Магаданской области и Красноярского края. Сырьевая база
представлена 782 месторождениями, в том числе 731 россыпными,
содержащими 41,5% запасов, 49 коренными золоторудными - 58,5%
запасов и 2 комплексными с небольшими запасами попутного золота
категории С2 при годовой добыче 17% рудного и 83% россыпного
золота. Учтенные Госбалансом запасы россыпного золота пригодны для
отработки открытым раздельным (63,2%), дражным (25,7%) и подземным
(11,1%) способами.
Происшедший в августе 1998 года финансовый кризис и резкий
рост курса доллара США к рублю положительно сказался на
рентабельности отработки имеющейся сырьевой базы. По
предварительным итогам 1999 года подавляющее большинство
золотодобывающих субъектов сработали рентабельно, что
стимулировало увеличение золотодобычи к уровню 1998 года на 21%.
Имеющаяся сырьевая база, при сохранении положительных тенденций в
развитии экономики Российской Федерации, позволяет наращивать
объемы добычи в 2-3 раза к уровню 1998 года. Важным условием ее
роста является вовлечение в полноценное освоение Куранахского и
Нежданинского золоторудных месторождений.
Прирост запасов золота в 1999 году восполняет годовой объем
отработки. В то же время остается актуальной задача по поискам и
подготовке к освоению новых богатых месторождений рудного золота и
воспроизводству отрабатываемых запасов, для чего необходимо
усиление геологоразведочных работ прежде всего в Южно-Якутском и
Верхне-Индигирском золотоносных районах.
Серебро. Территория Якутии, в первую очередь Верхоянье,
работами последних 10-15 лет превращена в один из перспективных
сереброносных регионов России. Положительные результаты поисковых
работ на месторождении Прогноз и Мангазейского рудного узла
создают предпосылки для формирования и освоения крупной сырьевой
базы по серебру.
Олово. Республика Саха (Якутия) располагает самой крупной и
высококачественной сырьевой базой олова в России, представленной
10 коренными и 39 россыпными месторождениями, содержащими,
соответственно, 28% и 72% запасов олова Российской Федерации, а
также крупнейшим прогнозным потенциалом.
В последние годы, в связи с общим экономическим спадом в
России наблюдается снижение оловодобычи с 6,5-7 тыс. тонн в конце
80-х годов до 2,5 тыс. тонн олова в концентрате в 1999 году.
Добычные работы ведутся только на крупных богатых Чурпуньинском
оловорудном (40,5%) и Тирехтяхском россыпном (59,5%)
месторождениях.
На Чурпуньинском месторождении в небольших объемах ведутся
геологоразведочные работы, восполняющие приростом около 10%
погашаемых запасов. При улучшении экономики оловодобычи и росте
конъюнктуры на олово объемы добычи без особых трудностей могут
быть увеличены в 2-3 раза при обеспеченности запасами около 30 лет
и хороших перспективах наращивания сырьевой базы.
Сурьма. Республика располагает самой крупной и богатой
сырьевой базой по сурьме в России и является монополистом по
добыче этого сырья. По экономическим и организационным причинам
добыча сурьмы снизилась с 13-15 тыс. тонн сурьмы в концентрате
(1993 г.) до 2,5-3,0 тыс. тонн в 1999 году.
Сырьевая база представлена крупными богатыми отрабатываемыми
Сарылахским, законсервированным Сентачанским, а также небольшими
Малтанским, Кимовским и Танским золото-сурьмяными месторождениями
с невысокими содержаниями попутной сурьмы. При улучшении
конъюнктуры добыча сурьмы может быть увеличена в 2-3 раза.
Геологоразведочные работы в 1999 году завершились составлением
отчета с подсчетом запасов по Танскому золото-сурьмяному
месторождению.
Ниобий, редкоземельные элементы. На базе разведанных и
утвержденных в 1999 году ГКЗ России запасов ниобия и
редкоземельных элементов по Томторскому месторождению,
расположенному в северо-западной Якутии, подготовлена к
промышленному освоению крупная богатая минерально-сырьевая база по
ниобию и редким землям иттриевой группы, способная, при
полноценном освоении, обеспечить потребности России и стран СНГ на
длительную перспективу. Имеются перспективы расширения масштабов
сырьевой базы, которые целесообразны к реализации после вовлечения
Томтора в освоение. Планируется подготовка материалов к конкурсу и
проведение конкурса для определения недропользователя.
Уголь. Сырьевая база, созданная в Южно-Якутском, Ленском,
Зырянском и Тунгусском угленосных бассейнах представлена 47
месторождениями и участками с запасами по сумме категорий А+В+С1 -
9617,8 млн. тонн, категории С2 - 4792,9 млн. тонн, забалансовых -
170,4 млн. тонн, что составляет 46,6% промышленных запасов углей
Дальневосточного региона Российской Федерации. Из этих запасов
около 60% пригодно для отработки открытым способом. Угли
месторождений различны по качеству (от богхедов до коксующихся),
при этом около 43% промышленных запасов составляют коксующиеся
особо ценных марок Ж, КЖ, К.
В 1999 году добыча угля на 10 месторождениях составила 10,019
млн. тонн, в т.ч. на Нерюнгринском месторождении 8,065 млн. тонн,
что направлено на обеспечение потребностей республики,
Дальневосточного региона Российской Федерации и экспортных
поставок.
Геологоразведочными работами подтверждены промышленные
масштабы угленосности флангов и подземных горизонтов
Нерюнгринского месторождения, промышленные параметры угленосности
Сыллахского месторождения, рядовая угленосность Гувилгринской и
Гонамской впадин в Южной Якутии, уточнены масштабы промышленной
угленосности для первоочередной открытой отработки Харбалахского
месторождения в Ленском и Надеждинского месторождения в Зырянском
бассейнах. По Сыллахскому месторождению получен оперативный
прирост запасов 10 млн. тонн угля для открытой добычи.
По Эльгинскому месторождению проведен конкурс по
недропользованию, право на освоение получено ОАО "Эльгауголь".
Нефть и газ. Сырьевая база, подготовленная к освоению в
Западной Якутии, представлена 31 месторождениями нефти, газа и
конденсата. Учтенные Госбалансом запасы по состоянию на 1 января
2000 года составляют:
Категории С1, газ - 1042,813 млрд. куб.м, конденсат - 26,102
млн. тонн, нефть (извлекаемые) - 185,864 млн. тонн;
Категории С2, газ - 288,302 млрд. куб.м, конденсат - 3,479
млн. тонн, нефть (извлекаемые) - 106,59 млн. тонн.
Добыча за 1999 год составила 1,615 млрд. куб.м газа, 76,0 тыс.
тонн конденсата и 227,8 тыс. тонн нефти.
Геологоразведочные работы проводились на приоритетных
направлениях на юго-западе республики с применением сейсморазведки
и бурением единичных скважин.
Завершается составление окончательного отчета с подсчетом
запасов по Чаяндинскому месторождению с представлением его в ГКЗ
России в первом полугодии 2000 года.
Этот объект по имеющимся данным оценивается как крупнейшее
месторождение на востоке страны (изученные запасы и перспективные
ресурсы составляют в целом не менее 800-850 млрд. куб.м газа) и
рассматриваются вместе с Кавыктинским месторождением в Иркутской
области в качестве базовых месторождений для реализации
крупномасштабного проекта экспорта газа в Юго-Восточную Азию и для
других вариантов освоения. Ведется подготовка к проведению
конкурса по недропользованию на Талаканском месторождении нефти.
Региональными и поисковыми сейсморазведочными работами МОГТ в
значительной степени изучены крупные высокоперспективные объекты
на Западно-Талаканской и Южно-Сунтарской площадях. Подготовлены
материалы на заложение параметрических скважин. На севере
Непско-Ботуобинской НГО подготовлены к поисковому бурению
Багдынская и Восточно-Нелбинская структуры общей площадью 412
кв.км.
Получен прирост газа по Станнахскому и Иреляхскому
месторождениям в объеме 5,9 млрд. куб.м.
Освоение Талаканского (нефть) и Чаяндинского (газ)
месторождений требует значительных инвестиций в проектирование и
создание добычных и перерабатывающих производств, а также
необходимой инфраструктуры.
Прогнозная оценка разведанных запасов и первоочередных
прогнозных ресурсов основных видов минерального сырья в недрах
республики составляет около 2,3 трлн. долларов США, из них
разведанных запасов - около 1 трлн. долларов, при годовом объеме
добычи минерального сырья - около 2 млрд. долларов. Перспективы
развития минерально-сырьевого комплекса республики определяются
наличием и состоянием горнодобывающей промышленности, разведанным
и прогнозным потенциалом недр, конъюнктурой спроса и потреблением
различных видов полезных ископаемых, а также соответствием
издержек на их добычу ценам внутреннего и мирового рынков.
Имеющаяся сырьевая база и прогнозный потенциал недр могут
обеспечить долговременные потребности Республики Саха (Якутия) и
России в важнейших видах полезных ископаемых - алмазах, золоте,
серебре, олове, сурьме, вольфраме, ниобии, редкоземельных
элементах, угле, нефти, газе и других.
3. Государственное регулирование недропользования
В 1999 году Госкомитет по геологии и недропользованию
Республики Саха (Якутия) в соответствии со ст. 35-36 Закона РС(Я)
"О недрах" и функциями, возложенными Министерством природных
ресурсов России и Правительством Республики Саха (Якутия),
осуществлял государственное управление и лицензирование права
пользования недрами, видов деятельности, связанных с изучением
недр, и регулирование отношений недропользования на территории
Республики Саха (Якутия) со следующими направлениями:
нормативно-правовое обеспечение недропользования;
лицензирование права пользования недрами;
лицензирование видов деятельности при изучении недр;
подготовка документов с обоснованием размеров регулярных
платежей за пользование недрами, ставок отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
государственный геологический контроль;
государственная и оперативная экспертиза запасов полезных
ископаемых;
государственное геологическое информационное обеспечение.
3.1. Нормативное-правовое обеспечение недропользования
В 1999 году подготовлены и представлены на рассмотрение и
утверждение в республиканские и федеральные органы власти
следующие нормативные документы:
замечания и предложения к проекту Закона РФ "О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах";
замечания и предложения к проекту Закона РФ "О федеральном
фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы";
заключение по "Концепции развития алмазно-бриллиантового
комплекса Российской Федерации";
предложения и материалы к проекту Закона Республики Саха
(Якутия) "О концессиях";
разработаны и введены постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) ставки регулярных платежей за пользование недрами на
1999 год применительно к конкретным недропользователям и
месторождениям.
3.2. Лицензирование права пользования недрами
Организационное обеспечение государственной системы
лицензирования права пользования недрами, в соответствии со ст. 15
Закона РС(Я) "О недрах", Госкомитет по геологии и недропользованию
Республики Саха (Якутия) осуществляет через согласование вопросов
с федеральными и республиканскими уполномоченными органами власти
и через Межведомственную комиссию по недропользованию,
образованную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 28.01.94 N 33.
В целом по республике по состоянию на 1 января 2000 года право
пользования недрами для добычи минерального сырья и геологического
изучения недр предоставлено 164 юридическим лицам по 472 участкам
недр, в том числе в 1999 году 70 организациям выдано 120 лицензий.
Сводные показатели по месторождениям приведены в приложении N 6 к
настоящей Программе.
Перечни объектов и условия конкурсов подготавливаются
Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха
(Якутия) и после согласования с уполномоченными органами РФ и
РС(Я) утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
Результаты конкурсов утверждаются МПР России и Правительством
Республики Саха (Якутия) и являются основанием для предоставления
лицензии и заключения лицензионного соглашения.
По всем вводимым в освоение участкам недр в соглашении
обязательно устанавливаются условия недропользования, квота на
добычу минерального сырья, размеры ставок оплаты за недра и на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, мероприятия по охране
окружающей среды и недр.
В I квартале 1999 года по согласованию с МПР России
Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха
(Якутия) подготовлены условия и совместно с Правительством
Республики Саха (Якутия) объявлен конкурс по крупному Эльгинскому
месторождению угля с подведением его итогов 14 мая 1999 года. В
связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе он признан
несостоявшимся. В июне 1999 года подготовлены новые условия его
проведения и направлены в МПР России для согласования и 24 декабря
состоялся новый конкурс, на условиях которого предоставлена
лицензия ОАО "Эльгауголь". Также представлены на согласование в
МПР России условия конкурсов по крупному Талаканскому
газоконденсатному месторождению и двум перспективным
нефтегазоносным участкам. К сожалению, согласованных условий
конкурсов от МПР России в Госкомгеологии РС (Я) по указанным
участкам до конца 1999 года не поступило.
При конкурсном порядке предоставления на право пользования
недрами является обязательной уплата в бюджет разового платежа за
выдачу лицензии. За 1999 год сумма таких платежей в бюджет
республики по небольшим участкам недр составила 1511000 рублей.
Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха
(Якутия) на базе предоставленных лицензий разработана и ежегодно
уточняется, пополняется, дополняется и вводится постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) единая для всех органов
государственного управления и контроля и недропользователей
система платежей за недра и на воспроизводство минерально-сырьевой
базы по ставкам, установленным федеральным законодательством. Этим
обеспечивается база для зачисления в федеральный и республиканский
государственные бюджеты ежегодно прямых платежей на сумму 1,8-2
миллиарда рублей и контроль за правильностью и своевременностью их
внесения недропользователями.
Федеральные и республиканские органы управления и контроля за
использованием и охраной недр осуществляют систематический
контроль за выполнением недропользователями условий лицензионных
соглашений. Совместные решения этих органов принимаются
Межведомственной комиссией по недропользованию при Правительстве
Республики Саха (Якутия). За 1999 год организовано 8 заседаний
комиссии с рассмотрением 77 вопросов недропользования и
утверждением решений по ним постановлениями и распоряжениями
Правительства РС(Я). Подготовлены решения по изъятию за нарушение
условий пользования недрами 315 лицензий на добычу и разведку
минерального сырья.
3.3. Лицензирование видов деятельности
при изучении недр
С 1996 года Госкомитетом по геологии и недропользованию
Республики Саха (Якутия), в пределах полномочий, переданных ему
Министерством природных ресурсов РФ, осуществляется лицензирование
видов деятельности, связанных с геологическим изучением недр.
Такое лицензирование осуществляется в соответствии с Положением,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.07.95 N 775 и
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 N
258-ФЗ. Всего 22 организациям предоставлено 66 лицензий (в том
числе за 1999 год 9 организациям 12 лицензий) и подготовлены
материалы для 5 организаций по 17 лицензиям, выданным в МПР РФ.
3.4. Государственный геологический контроль, экспертиза
запасов и информационное обеспечение
Государственной геологической инспекцией при Госкомгеологии
РС(Я) в 1999 году проведены 142 проверки качества и полноты
недропользования с охватом 129 предприятий-недропользователей и
353 объектов. Проверки проведены совместно с представителями
Госгортехнадзора Российской Федерации по Республике Саха (Якутия),
Государственной налоговой инспекции, Министерства охраны природы и
др. Выявлены многочисленные нарушения порядка лицензирования
объектов и платежей за недропользование, нарушения стандартов,
проектов, норм и правил геологического изучения и отработки
месторождений. По выявленным недостаткам даны предписания
нарушителям, а также информация и представления в Государственную
налоговую инспекцию, Госкомгеологии РС(Я) и Межведомственную
правительственную комиссию по недропользованию с предложениями о
принятии мер.
Управлением государственной геологической экспертизы
подвергнуто в 1999 году проверке 54 комплекта проектно-сметной
документации на геологоразведочные работы на общую сумму 255.9
млн. рублей, в результате чего снижение проектной сметной
стоимости работ составило 75,0 млн. рублей (29,3% от
представленной).
Республиканской комиссией по запасам полезных ископаемых
Госкомгеологии РС(Я) в 1999 году проведена экспертиза материалов
по 19 месторождениям. Кроме того, Межведомственной комиссией при
РКЗ проведена оперативная экспертиза запасов и прогнозных ресурсов
по мелким месторождениям (преимущественно золота) с целью их
ускоренного вовлечения в изучение и освоение.
ГУП "Сахагеоинформ" в 1999 году проведена плановая работа по
ведению и развитию геологического информационного фонда Республики
Саха (Якутия). Подготовлены государственные балансы по всем видам
полезных ископаемых на 1 января 1999 года, подготовлено 525
пакетов геологической информации по конкурсным объектам, выданы
справки и обзоры по состоянию минерально-сырьевой базы для
пользования органами государственного управления республики и
предприятиями-недропользователями. В 1999 году в республиканские
геологические фонды поступило 182 отчета по завершенным
геологоразведочным работам и годовых отчетов предприятий.
4. Основные направления геологоразведочных
работ на 2000 год
4.1. Формирование бюджетных средств на
геологоразведочные работы
В 2000 году основным источником средств на геологоразведочные
работы, как и в предыдущие годы, останутся отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) от стоимости
добытого и реализованного минерального сырья, формируемые согласно
закону РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы". В соответствии с
законодательством РФ и РС(Я) о недрах, налоговой политике и
бюджете 30% формируемых средств по ставкам ВМСБ подлежат
перечислению в федеральный бюджет и 70% аккумулируются в
республиканском бюджете для финансирования соответственно
федеральной и республиканской частей программы геологоразведочных
работ.
Расчетный объем отчислений на ВМСБ по РС(Я), по оценкам
Минфина Республики Саха (Якутия), в 2000 году составит около
1992,6 млн. руб., из которых 537,6 млн. руб. составят средства
(30%), перечисляемые в федеральный бюджет, 1253,3 млн. руб. -
средства (70%), консолидируемые в республиканском бюджете. 53,78
млн. руб. планируется оставлять в распоряжении горнодобывающих
предприятий для проведения геологоразведочных работ собственными
силами. Кроме того, предприятиями-недропользователями планируется
привлечение около 610,634 млн. руб. собственных средств.
С учетом сложившегося и ожидаемого сбора средств ВМСБ,
определенных лимитов на геологоразведку в федеральном и
республиканском бюджетах, а также сложившейся практики отвлечения
части средств ВМСБ на другие цели, согласованные объемы
финансирования геологоразведочных работ на 2000 год составляют по
федеральной части программы работ 84,01 млн. руб., республиканской
- 853,258 млн. рублей.
С учетом средств, оставляемых в распоряжении горнодобывающих
предприятий в размере 52,293 млн. руб., и собственных средств
предприятий, вкладываемых в геологоразведочные работы в размере
610,634 млн. руб., общие объемы финансирования геологоразведочных
работ в 2000 году на территории Республики Саха (Якутия)
планируются в объеме 1608,335 млн. рублей.
Объемы финансирования, основные направления и задания
Программы геологоразведочных работ 2000 года предварительно
согласованы с Министерством природных ресурсов России и
Правительством Республики Саха (Якутия). Планирование и реализация
Программы геологоразведочных работ регламентируются законами РФ и
Республики Саха (Якутия) "О недрах", о налоговой политике и
бюджетах, положениями о федеральном и республиканском бюджетных
фондах ВМСБ, а также другими нормативными документами федерального
и республиканского уровней.
К положительным тенденциям Программы геологоразведочных работ
2000 года необходимо отнести рост собственных средств предприятий
(прежде всего АК "АЛРОСА", а/с "Западная", а/с "Селигдар" и др.),
вкладываемых в геологоразведочные работы по расширению и развитию
собственной минерально-сырьевой базы.
Совещанием работников золотодобывающих предприятий при
Председателе Правительства Республики Саха (Якутия) (протокол от
22.02.2000) Госкомгеологии РС(Я) предложено увеличить сверх
определенных бюджетом РС(Я) на 2000 год лимит целевого
финансирования работ на золото на 54 млн. руб. для наращивания
сырьевой базы по золоту, что предусматривается настоящей
Программой за счет дополнительных средств республиканского
бюджета.
Сводный план финансирования Программы геологоразведочных работ
в Республике Саха (Якутия) на 2000 год и сводные показатели по
программе геологоразведочных работ приведены в приложениях N 1-5 к
настоящей Программе.
4.2. Основные задачи геологоразведочных работ
2000 года
В основу Программы геологоразведочных работ на 2000 год
намечены материалы и предложения предприятий, одобренные
Межведомственной комиссией, образованной по распоряжению
Правительства РС(Я) от 25.10.99 N 1433-р для рассмотрения итогов
работ за 1999 год и подготовки программы работ на 2000 год. Эти
предложения неоднократно согласовывались с Правительством РС(Я) и
Министерством природных ресурсов РФ.
В 2000 году планируется сохранить сложившиеся в последние годы
приоритеты в направлениях геологоразведочных работ, определяемые
потребностями оценки общего прогнозного потенциала недр республики
и воспроизводства погашаемых запасов. К наиболее важным отнесены
работы на алмазы, нефть, газ, благородные металлы, уголь и по
региональным геологическим, геофизическим, инженерно -
геологическим, гидрогеологическим и геоэкологическим
исследованиям.
В связи с улучшением финансирования выполненных работ 1999
года Госкомгеологией РС(Я) было принято и частично реализовано
решение о существенном переоснащении сильно изношенной (до 70-80%
по основным позициям) материально-технической базы основных
предприятий отрасли, в первую очередь по буровому, геофизическому,
лабораторному, землеройному, транспортному, компьютерному и др.
оборудованию и технике. В 2000 году эта работа будет продолжена,
что позволяет планировать наращивание физических объемов основных
видов работ с 10-20% в 2000 году до более значительных величин в
последующие годы, без чего невозможно повышение результативности и
эффективности геологических исследований.
Региональные работы. Планируется продолжение геологосъемочных
работ масштаба 1:200000 с представлением на утверждение НРС МПР
(НРС ВСЕГЕИ) 4 серийных легенд и 20 листов Государственной
геологической карты масштаба 1:200000 новой серии, выполненных в
современных компьютерных технологиях. Будет продолжена работа по
подготовке легенды Верхояно-Колымской серии государственной
геологической карты масштаба 1:1000000 нового поколения с
представлением ее на НРС ВСЕГЕИ в 2000 году. Продолжатся работы
специального геологического назначения (гравиметрическая съемка
масштаба 1:200000) за счет средств федерального бюджета.
Завершается подготовка и издание геологической карты республики
масштаба 1:500000. Важной задачей остается дальнейшая
компьютеризация геологоразведочных работ и внедрение современных
компьютерных технологий обработки геологической информации.
Продолжается комплексная гидрогеологическая и геоэкологическая
съемка масштаба 1:200000 территории Накынского кимберлитового
поля, геоэкологических съемок масштаба 1:200000 территорий
Мирнинского и Алданского горнопромышленных районов. По
согласованию с Администрацией г. Якутска ведутся работы по
наблюдению за экзогенными геологическими процессами на территории
Туймаады.
Алмазы. Планируется завершение разведочных работ и
представление на экспертизу ГКЗ РФ подсчетов запасов по трубкам
Ботуобинской, Нюрбинской и глубоким горизонтам трубки Удачной с
целью укрепления сырьевой базы АК "АЛРОСА" и полноценного освоения
этих месторождений. Намечаются разведочные работы на трубке
Комсомольской и россыпи Солур для подготовки их к освоению.
Продолжаются поисковые работы в Вилюйско-Мархинском, Далдыно -
Алакитском, Мало-Ботуобинском, Приленском, Муно-Тюнгском,
Анабарском алмазоносных районах.
Для развития алмазодобычи из россыпей в северных улусах
республики (Анабарский, Оленекский, Булунский, Жиганский)
продолжаются поисково-ревизионные работы в бассейнах рек Молодо,
Моторчуна, Маят, Биллях, Хара-Мас и Талахтах.
Продолжаются в значительных объемах специализированные научные
и тематические исследования по алмазной тематике. Прирост запасов
алмазов планируется получить по трубкам Ботуобинская и Нюрбинская.
Золото. Планируется продолжение поисковых и разведочных работ
на наиболее перспективных объектах в основных золотоносных районах
с максимальной концентрацией их в Верхне-Индигирском и Южно -
Якутском районах, обладающих крупным прогнозным потенциалом,
развитой золотодобывающей промышленностью и инфраструктурой.
Основными объектами работ на рудное золото являются проявления
Кысылга и Джолакаг (поисковые и оценочные работы), месторождение
Бадран (разведка на флангах и глубоких горизонтах), Самолазовское
(разведка и оценка), Диринь-Юряхское, Хангаласское, Нюкуньинское
рудные поля (поиски и оценка), Куранахское месторождение (разведка
и оценка), Угуйское рудопроявление (разведка и оценка) и др.
Основные работы по россыпному золоту планируются в Центральном
Алдане, Верхне-Тимптонском, Сутамском и начало поисков в
Кабактанском золотоносном районах. Будут продолжены работы по
ревизии минерально-сырьевой базы Верхне-Индигирского, Аллах -
Юньского и Южно-Якутского золотоносных районов с возвратом в
госрезерв неотрабатываемых месторождений.
Продолжаются переговоры, разработка и уточнение нормативно -
правовых и законодательных условий недропользования по крупным
Куранахскому и Нежданинскому золоторудным месторождениям.
Планируется представление и утверждение в ГКЗ РФ кондиций по
россыпному золоту по Верхне-Индигирскому и Южно-Якутскому районам
для целей оперативного прироста запасов, лицензирования
недропользования и золотодобычи.
Совещанием работников золотодобывающих предприятий при
Председателе Правительства РС(Я) (протокол от 22.02.2000, пункт
8.7) Госкомгеологии РС(Я) совместно с Минфином и Минэкономики
РС(Я) поручено внести предложения по корректировке бюджета РС(Я)
на 2000 год (целевой фонд ВМСБ) с целью увеличения ассигнований на
золото на 54 млн. руб. для обеспечения прироста запасов. При
выделении этих средств они будут направлены на техническое
перевооружение предприятий и усиление геологоразведочных работ на
золото в Южно-Якутском и Верхне-Индигирском золотоносных районах.
Серебро. Намечается продолжение поисковых работ на
Мангазейском рудном поле, положительно оцениваемом как крупный
сереброносный объект, а также подготовка и проведение конкурса на
недропользование по крупному месторождению Прогноз.
Цветные и редкие металлы. Планируется выполнение в небольших
объемах геологоразведочных работ по доразведке месторождения
Чурпунья, переоценке запасов олова россыпи Тирехтях, проведению
подготовительных работ и конкурса по недропользованию на
ниобий-редкометальном месторождении Томтор, а также возврату в
госрезерв неотрабатываемых месторождений олова Северо-Янского
района.
Уголь. За счет госбюджета намечается продолжение
предварительной разведки Сыллахского, оценка угленосности
Харбалахского и Нерюнгринского месторождений, а также поисков в
Гувилгринской впадине с небольшим объемом тематических
исследований. АО "Эльгауголь", признанным победителем конкурса по
освоению Эльгинского месторождения, планируются разработка ТЭО
освоения месторождения, а также исследование технологических
свойств углей в соответствии с международными стандартами.
Нефть и газ. Планируется завершение составления отчета с
подсчетом запасов по Чаяндинскому месторождению с представлением
его на экспертизу ГКЗ РФ в первом полугодии 2000 года. Выполнение
этой задачи, с учетом крупных масштабов Чаяндинского
месторождения, создаст предпосылки наращивания сырьевой базы и
более обоснованного участия республики в разработке крупных
инвестиционных проектов освоения месторождений газа, включая
возможные поставки газа на экспорт, в страны Азиатско -
Тихоокеанского региона.
Завершается подготовка материалов и согласование условий
конкурса на недропользование по Талаканскому месторождению,
который планируется провести во втором полугодии 2000 года.
Намечено продолжение поисковых сейсморазведочных работ на
Чернышевской и Алинской площадях, а также бурение параметрических
скважин для оценки перспектив нефтегазоносности Западно -
Талаканской и Южно-Сунтарской площадей.
Продолжается комплекс тематических исследований. Нерудные
полезные ископаемые. В небольших объемах намечается проведение
поисковых работ на цветные камни в Южной Якутии и на строительные
материалы в Центральной Якутии. Подземные воды. Планируется
продолжение поисковых работ на подземные воды для обоснования
возможностей водоснабжения населенных пунктов Намского и
Хангаласского улусов, городов Якутска и Вилюйска.
4.3. Состояние и развитие организационной структуры
геологоразведочных работ
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) сформирована
геологическая служба на основе предприятий с различной формой
собственности и отраслевой специализацией.
Выполнение работ по госзаказу, охватывающему региональное
геологическое изучение недр, поисковые, оценочные и разведочные
работы, осуществляется государственными унитарными предприятиями и
крупными акционерными компаниями, способными выполнять
геологические исследования на уровне современных требований. В
состав государственных унитарных предприятий входит часть бывших
территориальных геологоразведочных экспедиций ПГО
"Якутскгеология", размещенных в северо-восточной (ГГГП
"Янгеология", пос. Батагай), восточной (ГГГП "Восточно-Якутское",
пос. Хандыга, ВИГРЭ, пос. Усть-Нера), южной (ГГГП "Алдангеология",
г. Алдан, ГГГП "Южякутгеология", пос. Чульман) и центральной (ГГГП
"Ленское", пос. Верхний Бестях, ГУП "Якутская поисково-съемочная
экспедиция", г. Якутск, ГУП "Сахагеоинформ", г. Якутск, ГУП
"Центргеоланалитик", г. Якутск). Эти предприятия ориентированы
преимущественно на выполнение региональных геологических
исследований, поисково-разведочных работ на благородные, цветные и
редкие металлы, уголь, подземные воды и другие полезные
ископаемые, а также информационное и лабораторно-аналитическое
обеспечение всей геологической службы республики.
Ряд этих предприятий помимо геологических исследований
занимается в значительных объемах другими видами деятельности,
исходя из имеющихся технических средств, обеспечивающими занятость
персонала и приносящими доход (добыча полезных ископаемых,
строительство, транспортные услуги и др.).
Геологоразведочные работы на алмазы выполняют Ботуобинская и
Амакинская ГРЭ, специализированные подразделения АК "АЛРОСА",
переданные в АК из ПГО "Якутскгеология". Эти подразделения
сохранили значительный кадровый и технический потенциал и
выполняют основные физические объемы работ.
Геологоразведочные работы на нефть и газ выполняются АО
"Якутскгеофизика" (г. Якутск), АО "Ленанефтегаз" (г. Ленск), АО
"Якутгазпром" (г. Якутск), входящими в состав республиканской
холдинговой компании - ННГК "Саханефтегаз".
Геологическое обслуживание эксплуатационных работ выполняется
силами геологических служб самих предприятий-недропользователей,
среди которых численно преобладают мелкие старательские артели и
организации.
В 2000 году планируется продолжение мероприятий по
совершенствованию организационной структуры управления
геологической отраслью республики и отдельных предприятий,
вытекающих из законодательных и нормативно-правовых актов
федерального и республиканского уровней, финансового обеспечения
геологоразведочных и других обстоятельств. Требуется
урегулирование полномочий и взаимоотношений Министерства природных
ресурсов РФ и Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере
недропользования и геологического изучения недр.
Планируется реорганизация ГГГП "Ленское" путем присоединения
его к ГУП "Якутская поисково-съемочная экспедиция".
5. Задачи государственного регулирования
недропользования на 2000 год
В области нормативно-правового обеспечения недропользования в
2000 году планируется:
подготовка предложений к проекту Закона РС(Я) "О внесении
изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О недрах";
подготовка и согласование с МПР России, федеральными и
республиканскими органами власти программы и перечней объектов
конкурсов на право пользования недрами на территории республики на
2000-2001 годы;
подготовка и согласование с МПР России, федеральными и
республиканскими органами власти перечней и обоснования объектов,
намечаемых к освоению на условиях Соглашений о разделе продукции;
подготовка и представление на согласование в МПР России
проектов условий конкурсов по крупным месторождениям: Талаканскому
нефтегазоконденсатному, Таас-Юряхскому газовому, Нежданинскому
золоторудному и Томторскому редкометальному месторождениям;
подготовка и реализация совместно с Правительством РС(Я)
решений о трех конкурсах на право пользования недрами по небольшим
участкам недр и об утверждении их результатов (около 100
участков);
подготовка проекта постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) "О налогах при пользовании недрами, ставках регулярных
платежей (налоги) при пользовании недрами на 2000 год".
Госкомгеологии РС(Я) продолжит организацию и согласование
вопросов лицензирования права пользования недрами с федеральными и
республиканскими уполномоченными органами власти и
Межведомственной комиссией по недропользованию. Будут
совершенствоваться заключаемые между государством (собственником
недр) и недропользователем (арендатором) соглашения (договор
аренды), продолжаться систематический контроль за выполнением
недропользователями задач недропользования и условий освоения
залицензированных участков недр.
В III квартале 2000 года по согласованным с МПР России
условиям планируется объявление конкурса по крупному Талаканскому
газоконденсатному месторождению и другим участкам недр.
Также продолжится лицензирование видов деятельности, связанных
с геологическим изучением недр. При конкурсном порядке
предоставления лицензий сохраняется обязательной уплата в бюджет
разового платежа за выдачу лицензии.
На 2000 год сумма таких платежей в бюджет республики по
небольшим участкам недр планируется в пределах 1,5 млн. рублей.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) будет
обеспечена единая для всех органов государственного управления и
контроля и недропользователей система платежей за недра и на
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Система послужит базой в
2000 году для зачисления в республиканский государственный бюджет
прямых платежей на сумму 2,6 млрд. рублей.
Федеральные и республиканские органы управления и контроля за
использованием и охраной недр в 2000 году продолжат
систематический контроль за выполнением недропользователями
законодательства о недрах и условий лицензионных соглашений. Будет
организована и обеспечена работа Межведомственной комиссии по
недропользованию при Правительстве РС(Я). Планируется проведение
7-8 заседаний комиссии с рассмотрением вопросов недропользования и
утверждением решений по ним постановлениями и распоряжениями
Правительства РС(Я).
В 2000 году будет также продолжена плановая работа по
геологическому контролю, экспертизе проектов и смет, экспертизе
материалов с подсчетом запасов и технико-экономическими расчетами,
геологическому информационному обеспечению.
Приложения NN 2-6 к Постановлению и приложения к Программе
не приводятся
|