11 апреля 2000 года З N 169-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕЛЬСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 11.04.2000 З N 170-II
Настоящий закон определяет статус государственного сельского
образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия), регулирует
отношения, возникающие при его создании (учреждении), деятельности
и ликвидации (реорганизации).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственное сельское образовательное учреждение
1. Субъектом правоотношений настоящего закона являются
государственные дошкольные, общеобразовательные (начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
учреждения, учреждения социального (коррекционного) и
дополнительного образования (далее - сельские образовательные
учреждения), созданные в населенных пунктах, отнесенных
(приравненных) к сельским в соответствии с действующим
законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Сельское образовательное учреждение является одним из
определяющих факторов обеспечения устойчивой жизнедеятельности
сельских населенных пунктов Республики Саха (Якутия), основой
системы непрерывного образования в сельской местности; создается и
содержится государством с учетом региональных, природно -
климатических и географических условий северной республики и
социально-экономических и национально-культурных особенностей
улусов Республики Саха (Якутия). Сельское образовательное
учреждение предоставляет гражданам возможность реализовать
гарантированное государством право на получение бесплатного
среднего (полного) общего образования в пределах государственных
образовательных стандартов.
3. Государственный статус сельского образовательного
учреждения (тип и вид, определяемые в соответствии с уровнем и
направленностью реализуемых образовательных программ)
устанавливается при его государственной аккредитации.
Статья 2. Государственное сельское малокомплектное
образовательное учреждение
1. Государственное сельское малокомплектное образовательное
учреждение (далее - сельское малокомплектное образовательное
учреждение) имеет статус государственного сельского
образовательного учреждения. С учетом местных условий могут
создаваться как сельские малокомплектные дошкольные и внешкольные
учреждения, так и сельские малокомплектные общеобразовательные
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования) учреждения.
2. Государственный статус сельского малокомплектного
образовательного учреждения устанавливается при его
государственной аккредитации.
3. К сельским малокомплектным образовательным учреждениям
относятся:
а) образовательные учреждения, созданные в сельских населенных
пунктах и (или) имеющие неполные (по сравнению с установленной в
Республике Саха (Якутия) нормой наполняемости) классы и группы или
не имеющие некоторых групп и классов;
б) все типы кочевых образовательных учреждений;
в) другие дошкольные и общеобразовательные учреждения,
получившие в соответствии с законом статус сельского
малокомплектного образовательного учреждения.
Статья 3. Основные принципы деятельности сельского
образовательного учреждения
1. Деятельность сельского образовательного учреждения
регулируется законами Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации об образовании и принимаемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами, настоящим законом, а также уставом
сельского образовательного учреждения.
2. Для всех форм получения образования в сельских
образовательных учреждениях в рамках конкретной образовательной
программы действует государственный образовательный стандарт.
В пределах государственного образовательного стандарта, с
учетом потребностей и возможностей личности, образовательные
программы могут быть освоены в очной (преимущественно),
очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме семейного
образования, самообразования и экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
3. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме
семейного образования, самообразования, экстерната устанавливаются
учредителем, отражаются в уставе образовательного учреждения и
осуществляются на основании договора между образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся
или ознакомления их с условиями и порядком обучения в соответствии
с действующим законодательством.
Глава II. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
(РЕОРГАНИЗАЦИИ) СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 4. Порядок создания сельского образовательного
учреждения
1. Сельское образовательное учреждение создается учредителем
по собственной инициативе или по ходатайству общего собрания
(схода) жителей населенного пункта, образованного в соответствии с
действующим законодательством и имеющего статус сельского
населенного пункта. Порядок представления ходатайства и создания
сельского образовательного учреждения устанавливается
Правительством Республики Саха (Якутия).
2. При создании сельского образовательного учреждения в первую
очередь учитываются:
а) компактность расположения населенного пункта и его
отдаленность от других поселений;
б) сложность транспортной схемы;
в) наличие соответствующего здания или помещения для
обеспечения образовательного процесса;
г) инициатива и волеизъявление местного населения.
3. Образовательные учреждения, где численность детей и
наполняемость групп или классов ниже установленных нормативов,
создаются и регистрируются как сельские малокомплектные
образовательные учреждения.
С момента создания сельского образовательного учреждения
учредитель принимает на себя ответственность за предоставление
детям гарантированного государством права на получение бесплатного
среднего (полного) общего образования в пределах государственных
образовательных стандартов.
Статья 5. Деятельность сельского образовательного учреждения
1. Деятельность сельского образовательного учреждения
регламентируется в порядке, установленном действующим
законодательством.
2. Содержание и формы получения образования в сельском
образовательном учреждении определяются в рамках
общеобразовательных программ, реализуемых образовательным
учреждением самостоятельно на основе государственных
образовательных стандартов.
3. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в
сельском образовательном учреждении, определяется учредителем с
учетом решения общего собрания (схода) местных жителей и
указывается в уставе образовательного учреждения.
В сельских образовательных учреждениях изучение русского языка
как государственного языка Российской Федерации регламентируется
государственными образовательными стандартами.
Статья 6. Особенности ликвидации (реорганизации) сельского
образовательного учреждения
1. Ликвидация (реорганизация) сельского образовательного
учреждения допускается только с согласия органов местного
самоуправления на основании решения, принятого общим собранием
(сходом) местных жителей, а также в случае изъятия лицензии
согласно действующему законодательству.
2. При ликвидации (реорганизации) сельского образовательного
учреждения обязательства образовательного учреждения не нарушаются
и полностью переходят к учредителю.
3. В случае, если ликвидация (реорганизация) сельского
образовательного учреждения проведена в нарушение законодательства
или недостаточно обоснованно (неоправданно), решение о ликвидации
(реорганизации) сельского образовательного учреждения может быть
обжаловано в судебном порядке или передано на рассмотрение высших
органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 7. Подготовка педагогических кадров для сельских
малокомплектных образовательных учреждений
1. Подготовка педагогических кадров для сельских
малокомплектных образовательных учреждений ведется в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования Республики Саха
(Якутия) с учетом потребностей республики в кадрах, рассчитанных
на основе мониторинга, проводимого республиканским органом
управления образованием, а также с учетом образовательных
потребностей личности. Государство оказывает содействие в
подготовке специалистов по двум и более педагогическим
специальностям.
2. Государственный план приема в учебные заведения
профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров
для сельских малокомплектных образовательных учреждений,
составляется с учетом заявок республиканского органа управления
образованием и осуществляется, как правило, на основе целевого
финансирования, выделяемого государством конкретному сельскому
образовательному учреждению.
3. Правила приема в учебные заведения среднего и высшего
профессионального педагогического образования, а также в учебные
заведения профессионального образования, которые имеют факультеты
(отделения, группы), осуществляющие подготовку кадров для сельских
малокомплектных образовательных учреждений, содержат положение о
преимущественном праве на поступление лиц, имеющих направление от
сельского образовательного учреждения.
Статья 8. Особенности определения штатного расписания и
учебной нагрузки учителей сельских малокомплектных образовательных
учреждений
1. Штатное расписание сельского малокомплектного
образовательного учреждения составляется с учетом реальных
потребностей в педагогических кадрах для обеспечения образования в
соответствии с требованиями государственных образовательных
стандартов.
2. Учебная нагрузка учителя сельского малокомплектного
образовательного учреждения составляется с учетом его основной
специальности и требований к организации образовательного
процесса. Неполная учебная нагрузка учителя (воспитателя),
вызванная спецификой малокомплектного образовательного учреждения,
компенсируется, как правило, внеклассной и воспитательной работой,
предметами, учитывающими региональные особенности Республики Саха
(Якутия) по выбору образовательного учреждения и не может быть
препятствием для получения им льгот, предусмотренных действующим
законодательством.
3. С учетом специфики организации учебно-воспитательного
процесса в сельских малокомплектных образовательных учреждениях
нормы учебной нагрузки учителя (воспитателя) могут быть
конкретизированы отдельно по каждому образовательному учреждению.
Типовые положения о сельском малокомплектном образовательном
учреждении в Республике Саха (Якутия) содержат нормы настоящего
закона.
Статья 9. Финансирование сельского образовательного учреждения
1. Финансирование сельского образовательного учреждения
осуществляется за счет бюджетных средств не ниже уровня,
обеспечивающего приоритетность сферы образования и выполнение
государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного
образования в рамках государственных образовательных стандартов.
2. Для малокомплектного сельского образовательного учреждения
в нормативах финансирования учитываются затраты, не зависящие от
количества обучающихся (воспитанников дошкольных образовательных
учреждений) и наполняемости групп и классов.
3. Нормативы финансирования малокомплектного сельского
образовательного учреждения (а также изменения, вносимые в
указанные нормативы) разрабатываются с учетом реальных затрат на
содержание этих учреждений, принимаются постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия), вносятся в Палату
Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) и являются составной частью проекта закона о
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной год.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
11 апреля 2000 года
З N 169-II
|