КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2000 г. N 3-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ
В ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ, ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО
ЗАКОНА "О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего В.А. Долгашевой, судей Д.Н. Миронова, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием
ходатайствующих народных депутатов Государственного Собрания (Ил
Тумэн) В.А. Филатова, Ф.Г. Охлопкова, А.С. Уарова, Е.М. Ларионова,
И.Д. Черова, С.Н. Винокурова, представителя Президента Республики
Саха (Якутия) М.М. Яковлева рассмотрел в открытом заседании дело о
проверке конституционности постановлений Государственного Собрания
(Ил Тумэн) от 23 декабря 1999 года "О назначении выборе депутатов
местных представительных органов государственной власти и глав
местных администраций улусов и городов (республиканского
значения)", "О назначении первых выборов органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)", постановления
Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 4 февраля 2000 года о
приостановлении действия указанных постановлений, Указа Президента
Республики Саха (Якутия) от 18 января 2000 года "О проведении
выборов в органы местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия)", положений статей 1, 2, 4, 5, 6, 9, 16, 19
конституционного Закона "О местных органах государственной власти
в Республике Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужили ходатайства народных
депутатов, президента республики, а основанием к рассмотрению
явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
конституционности.
Заслушав сообщение судьи В.Т. Филлипова, объяснения
представителей сторон, выступления прокурора республики Н.Е.
Полятинского, министра юстиции республики А.С. Антонова,
исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Саха
(Якутия)
установил:
1. В ходатайстве Президента Республики Саха (Якутия)
оспаривается конституционность положений статей 1, 2, 4, 5, 6, 9
Закона от 30 июня 1994 года "О местных органах государственной
власти в Республике Саха (Якутия)", предусматривающих образование
в улусах и городах республиканского значения местных органов
государственной власти. Как полагает ходатайствующий, эти
положения нарушают право граждан указанных территорий на местное
самоуправление.
Местные органы государственной власти в республике были
сформированы в соответствии с действующей Конституцией республики
(статьи 84-97 подраздела "Местные органы государственной власти и
местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)" и
конституционным Законом от 30 июня 1994 года "О местных органах
государственной власти в Республике Саха (Якутия)" для решения
экономических, социально-культурных, экологических и других
вопросов территорий с учетом интересов населения, его
национально-этнических и иных особенностей. Срок их полномочий
истекает в марте 2000 года.
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
от 10 декабря 1994 года положения конституционного Закона
Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1994 года "О местных органах
государственной власти в Республике Саха (Якутия)" в части
образования местных представительных и исполнительных органов
государственной власти в улусах и городах республиканского
значения были признаны соответствующими Конституции Республики
Саха (Якутия), а в части образования местных органов
государственной власти в городах улусного подчинения, наслегах,
поселках и селах были признаны не соответствующими Конституции
Республики Саха (Якутия). Согласно правовой позиции, выраженной в
этом постановлении, Республика Саха (Якутия) как субъект
Российской Федерации самостоятельно определяет территориальные
уровни государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, подлежащие проверке положения Закона "О местных
органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)" уже
были предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха
(Якутия), который признал их не противоречащими Конституции
республики. Подтверждение конституционности указанных положений не
требует продолжения производства по делу.
В ходатайстве Президента Республики Саха (Якутия) оспаривается
также конституционность статей 16, 19 Закона "О местных органах
государственной власти в Республике Саха (Якутия)", касающихся
полномочий, местных органов государственной власти улуса и города
республиканского значения. По мнению ходатайствующего,
представительные и исполнительные органы государственной власти
улусов и городов республиканского значения, не будучи органами
местного самоуправления, осуществляют полномочия этих органов.
Статья 90 Конституции Республики Саха (Якутия), закрепляющая
функции и полномочия органов местной власти республики, не
содержит четкого разграничения полномочий местных органов
государственной власти и местного самоуправления, то есть
оспариваемый вопрос не получил достаточного разрешения в
Конституции республики.
Кроме того, 27 ноября 1997 года был принят Закон Республики
Саха (Якутия) "О местном самоуправлении Республике Саха (Якутия)",
где были определены полномочия органов местного самоуправления.
Новое регулирование исключает применение прежних положений о
полномочиях местных органов государственной власти.
Соответствующие нормы Закона "О местном самоуправлении в
Республике Саха (Якутия)" никем не оспариваются.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона "О порядке
деятельности Конституционного суда производство по делу в части
проверки положений статей 16, 19 конституционного Закона "О
местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)"
подлежит прекращению.
2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) своим постановлением от
23 декабря 1999 года назначил выборы депутатов местных
представительных органов и глав местных администраций, у которых
истекает срок полномочий. Статья 53 Конституции республики относит
назначение выборов местных органов государственной власти к
компетенции совместного заседания палат Государственного Собрания
(Ил-Тумэн). Из этого конституционного положения также вытекает
право законодательного органа республики самостоятельно решать
вопросы о переносе даты выборов и о приостановлении своего решения
о назначении выборов. Таким образом, постановления
Государственного Собрания (Ил Тумэн) о назначении, переносе даты
выборов депутатов местных представительных органов и глав местных
администраций, а также о приостановлении решения о назначении
выборов приняты в пределах полномочия Государственного Собрания
(Ил Тумэн) и поэтому соответствуют Конституции республики.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) о
назначении выборов депутатов местных представительных органов
государственной власти, глав местных администраций улусов и
городов республиканского значения соответствует статьям 84, 85
действующей Конституции республики и конституционному Закону "О
местных органах государственной власти в Республике Саха
(Якутия)", предусматривающим образование местных органов
государственной власти в улусах и городах республиканского
значения.
3. Предметом рассмотрения Конституционного суда также являются
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 23 декабря
1999 года "О назначении первых выборов органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)" и Указ Президента
Республики Саха (Якутия) от 18 января 2000 года "О проведении
выборов в органы местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия)". В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона "О порядке
деятельности Конституционного суда" Конституционный суд не может
отказать в рассмотрении дела, и начатое производство продолжается,
хотя бы акт, конституционность которого подлежит проверке, был
отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела.
По смыслу статьи 87 Конституции Республики Саха (Якутия)
назначение и проведение выборов в органы местного самоуправления
должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным в
законе республики.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) о
назначении выборов рекомендовано главам администраций улусов и
городов республиканского значения назначить первые выборы органов
местного самоуправления в сроки начиная со 2 апреля 2000 года.
Между тем, согласно статье 78 Закона "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия)" и статье 77 Закона "О выборах глав муниципальных
образований в Республике Саха (Якутия)", первые выборы органов
местного самоуправления назначаются Государственным Собранием (Ил
Тумэн). Тем самым Государственное Собрание (Ил Тумэн) нарушило
установленный законом порядок назначения выборов. Постановление
Государственного Собрания (Ил Тумэн), которым рекомендовано главам
местных администраций улусов и городов республиканского значения
назначить первые выборы в органы местного самоуправления в
республике, не соответствует и статье 53 Конституции Республики
Саха (Якутия), согласно которой у Государственного Собрания (Ил
Тумэн) отсутствует такое полномочие.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) проведение выборов
в органы местного самоуправления улусов и городов республиканского
значения было назначено на 26 марта 2000 года. Обеспечение
проведения выборов в органы местного самоуправления возложено на
Центральную избирательную комиссию республики. Президент
республики, назначив выборы в органы местного самоуправления и
определив порядок их проведения, осуществил полномочия, не
предусмотренные статьями 53, 70 Конституции республики и законами
республики. Определение даты выборов произведено без соблюдения
установленных законом сроков. В силу конституционного принципа
разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти никакие органы
государственной власти не вправе осуществлять не принадлежащие им
полномочия.
Указ не соответствует статье 94.1 Конституции Республики Саха
(Якутия), поскольку проведение выборов органов местного
самоуправления на уровне улусов, городов республиканского значения
назначено без учета мнения населения, на которых осуществляется
местное самоуправление, и положений Закона "О местном
самоуправлении в Республики Саха (Якутия)", определившим
территории муниципальных образований. Поскольку Республика Саха
(Якутия) в законодательном порядке самостоятельно определила
уровни государственной власти, то согласно статье 114 Конституции
республики порядок проведения выборов глав местных администраций,
депутатов местных представительных органов государственной власти
должен определяться законом республики, а не указом президента.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 12, 13,
29, 31 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1999 года "О назначении
выборов депутатов местных представительных органов государственной
власти и глав местных администраций, улусов и городов
(республиканского значения)", Постановление Государственного
Собрания (Ил Тумэн) от 4 февраля 2000 года "Об обращении
Президента Республики Саха (Якутия) к депутатам Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 января 2000
года и заявлении членов Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации М.Е. Николаева и Н.И. Соломова от 28 января
2000 года" о приостановлении действия указанного постановления,
соответствующими Конституции Республики Саха (Якутии) как принятые
в пределах полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия).
2. Признать Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1999 года "О назначении
первых выборов органов местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия)", которым рекомендовано главам администраций улусов и
городов республиканского значения назначить первые выборы органов
местного самоуправления в сроки начиная со 2 апреля 2000 года, не
соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия), ее статьям
53, 87.
3. Признать Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 18
января 2000 года "О проведении выборов в органы местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия)" не соответствующим
Конституции Республики Саха (Якутия), ее статьям 53, 70, 94.1, 114
и считать его не действующим с момента издания.
4. Прекратить производство по рассмотрению ходатайства
Президента Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности
положений статей 1, 2, 4, 5, 6, 9, 16, 19 конституционного Закона
"О местных органах государственной власти в Республике Саха
(Якутия)", поскольку по предмету обращения-определения
территориальной основы местных органов государственной власти и
местного самоуправления в республике, Конституционным судом
Республики Саха (Якутия) ранее было вынесено постановление,
сохраняющее силу, а вопрос о наделении местных органов
государственной власти и органов местного самоуправления
собственными полномочиями, конституционность которого предлагается
проверить, не получил разрешения в Конституции Республики Саха
(Якутия).
5. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
6. Постановление подложит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|