Зарегистрирован в Управлении государственной регистрации уставов
муниципальных образований при Правительстве РС(Я) распоряжением от
18.05.2000 N 06-м-2000 (свидетельство N 6)
------------------------------------------------------------------
УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МАЙМАГА" НАМСКОГО УЛУСА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(с изменениями, внесенными
решениями Совета муниципального образования "Маймага"
от 10.06.2002, от 23.03.2003 N 2.
Изменения зарегистрированы распоряжениями
УЭРНПА МО при Правительстве РС(Я)
от 11.02.2003 N 41-р-03, от 30.04.2003 79-р-03)
Первоначальный текст принят
на общем собрании (сходе)
10.02.2000
Место принятия устава: село Маймага, Намский улус Республики
Саха (Якутия).
Кем принят: сходом населения села Маймага, Намского улуса
РС(Я).
Дата принятия Устава: 10 февраля 2000 года.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем
Уставе
Глава II. НАИМЕНОВАНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР
И ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 2. Наименование муниципального образования и органов
местного самоуправления
Статья 3. Административный центр местного самоуправления
Статья 4. Границы и состав территории муниципального
образования
Глава III. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 5. Местное самоуправление в муниципальном образовании
"Маймага" Намского улуса Республики Саха (Якутия)
Статья 6. Права граждан в осуществлении местного самоуправления
Глава IV. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 7. Органы власти местного самоуправления
Статья 8. Представительный орган власти местного самоуправления
- Совет
Статья 9. Статус депутата Совета - представительного органа
местного самоуправления
Статья 10. Исполнительный орган местного самоуправления
Статья 11. Глава муниципального образования
Статья 12. Взаимоотношения органов местного самоуправления
Статья 13. Должностные лица местного самоуправления
Статья 14. Правовые акты органов и должностных лиц местного
самоуправления
Статья 15. Муниципальная служба
Статья 15-1. Гарантии муниципального служащего
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 16. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления
Глава VI. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 17. Общественный контроль
Статья 18. Прокурорский надзор за соблюдением законности в
деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава VII. ПРАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 19. Права органов местного самоуправления на территории
муниципального образования
Статья 20. Права и полномочия органов местного самоуправления в
области земельных отношений
Статья 21. Муниципальная собственность
Статья 22. Право на муниципальный заказ
Статья 23. Право на внешнеэкономическую деятельность
Глава VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 24. Финансовые ресурсы местного самоуправления
Статья 25. Основы бюджетного процесса в муниципальном
образовании
Статья 26. Доходы и расходы местного самоуправления
Статья 27. Внебюджетные и валютные фонды
Статья 28. Право органов местного самоуправления наслега на
получение платежей за пользование природными ресурсами
Статья 29. Права органов местного самоуправления в области
кредитно-финансовых отношений
Глава IX. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 30. Предметы ведения
Статья 31. Народная правотворческая инициатива
Глава X. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Статья 32. Взаимоотношения органов местного самоуправления с
муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, также с
хозяйствующими субъектами других форм собственности
Статья 33. Взаимоотношения органов местного самоуправления и
органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
Глава XI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 34. Запрет на ограничение прав местного самоуправления
Статья 35. Обязательность решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Статья 36. Рассмотрение обращений органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 37. Судебная защита местного самоуправления
Глава XII. ДРУГИЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВАНИИ П. 1 СТ. 14 ФЗ "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 38. Совет объединения избирателей
______________________________________________________________________________
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Устав определяет и закрепляет понятие, правовую,
территориальную и финансово-экономическую основы, гарантии, формы
и принципы осуществления местного самоуправления, статус
муниципального образования и организационные основы деятельности
органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальном
образовании "Маймага" Намского улуса Республики Саха (Якутия).
Статья 1. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем
Уставе
В отношении настоящего Устава понятия и термины используются в
следующих значениях:
- муниципалитет (лат. municipium - самоуправляющаяся община
граждан) - орган местного самоуправления;
- муниципальное образование (община) - имеют одинаковое
значение: обозначают сообщество граждан, проживающих в
муниципальном образовании (общине);
- территория муниципального образования - (земля общины) -
имеют одинаковое значение: обозначают городское, сельское
поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная
настоящим Уставом, в пределах которой осуществляется местное
самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы местного самоуправления;
- местные выборы - процедура формирования выборных органов
местного самоуправления путем тайного голосования в соответствии с
законами и Уставом;
- местный референдум - голосование избирателей по вопросам
местного значения;
- вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия), законами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия);
- местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению вопросов
местного значения непосредственно или через органы местного
самоуправления, не входящие в систему органов государственной
власти;
- представительный орган местного самоуправления - выборный
орган местного самоуправления, обладающий правом представлять
интересы населения и принимать от его имени решения, действующие
на территории муниципального образования;
- должностное лицо местного самоуправления - лицо, работающее
по контракту (трудовому договору), выполняющее организационно -
распорядительные функции в органах местного самоуправления и не
относящееся к категории государственных служащих;
- выборное должностное лицо местного самоуправления -
должностное лицо, избранное населением непосредственно или
представительным органом местного самоуправления из своего
состава, наделенное согласно Уставу муниципального образования
полномочиями на решение вопросов местного значения;
- муниципальная собственность - собственность муниципального
образования;
- местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые
органами местного самоуправления самостоятельно;
- муниципальная служба - профессиональная деятельность на
постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению
их полномочий;
- сход - общее собрание граждан, проживающих на территории
наслега, села, поселка, национального административно -
территориального образования, созываемое в целях рассмотрения
социально значимых для населения соответствующей территории
вопросов;
- конференция - общее собрание уполномоченных представителей
избирателей;
- объединение избирателей - общественная организованная
структура избирателей, защищающая гарантируемые конституционные
права граждан, создаваемая в соответствии с положениями
Конституции РФ и федеральных законов;
- избирательное право активное (активное избирательное право) -
право граждан Российской Федерации избирать в органы
государственной власти и органы местного самоуправления;
- избирательное право пассивное (пассивное избирательное право)
- право граждан Российской Федерации быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления;
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с
постоянным или преимущественным проживанием на определенной
территории Российской Федерации, могут устанавливаться только
Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным
законом, законом субъектов Российской Федерации продолжительности
и сроков постоянного или преимущественного проживания гражданина
Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации,
муниципального образования в качестве основания для приобретения
пассивного избирательного права не допускается.
Глава II. НАИМЕНОВАНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР
И ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 2. Наименование муниципального образования и органов
местного самоуправления
2.1. Муниципальное образование "Маймага" Намского улуса
Республики Саха (Якутия).
2.2. Представительный орган - Совет.
2.3. Глава муниципального образования - Тойон.
Статья 3. Административный центр местного самоуправления
3.1. Село Маймага Намского улуса Республики Саха (Якутия).
3.2. На административном здании местного самоуправления
постоянно устанавливаются государственный флаг Российской
Федерации, Государственный флаг Республики Саха (Якутия) и флаг
муниципального образования.
Статья 4. Границы и состав территории муниципального
образования
4.1. Прилагаются отдельно с описанием границ, состава категории
земель и картографическими материалами.
Территорию муниципального образования "Маймага" - (земли
общины) образуют земельные участки, которые относятся к ней
согласно действующему законодательству, в соответствии с
положениями пункта 2 ст. 12 Федерального закона N 154-ФЗ от
28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации".
Территориальные споры решаются органами соответствующего
правового надзора.
4.2. Изменение границ муниципального образования (земель
общины) не допускается без учета мнения населения соответствующих
территорий, в которых населением осуществляется местное
самоуправление.
Глава III. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 5. Местное самоуправление в муниципальном образовании
"Маймага" Намского улуса Республики Саха (Якутия)
5.1. Местное самоуправление в Российской Федерации -
признаваемая и гарантируемая Конституциями Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия), самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению вопросов
местного значения, исходя из интересов населения, его исторических
и иных местных традиций, регулируемая соответствующими
федеральными и республиканскими законами и иными нормативными
актами.
5.2. Местное самоуправление, как выражение власти народа,
составляет одну из основ конституционного строя Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
5.3. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем
референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Структура органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно.
5.4. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют
охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного
значения.
Статья 6. Права граждан в осуществлении местного самоуправления
6.1. Местное самоуправление осуществляется населением
непосредственно, в соответствии с федеральными и республиканскими
гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов,
схода, собрания населения, конференции представителей граждан и
иных форм представительной и непосредственной демократии.
6.2. Местное самоуправление также осуществляется через выборные
и другие органы власти местного самоуправления:
- депутатами представительного органа власти местного
самоуправления;
- главой муниципального образования непосредственно через
администрацию и назначаемых должностных лиц в соответствии с их
должностными полномочиями.
Глава IV. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 7. Органы власти местного самоуправления
7.1. Органы местного самоуправления не входят в систему
государственной власти. Осуществление местного самоуправления
органами государства и государственными должностными лицами не
допускается.
7.2. Высшим проявлением власти народа является непосредственное
выражение принадлежащей народу власти в форме свободного
волеизъявления избирателей, являющихся согласно Конституции
представителями граждан, составляющих население данной территории,
на которой осуществляется местное самоуправление, путем участия
граждан, обладающих избирательным правом:
- на конференциях представителей, избирателей;
- на сходах, собраниях населения;
- на местных референдумах;
- в выборах.
7.3. К органам власти местного самоуправления относятся
образуемые в соответствии с федеральными и республиканскими
законами и настоящим Уставом:
- выборный представительный орган власти местного
самоуправления - Совет;
- выборный глава муниципального образования - Тойон;
- другие органы, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.
7.4. Назначение дня проведения первых выборов проводится
решением схода, собрания граждан в соответствии с федеральными
законами и настоящим Уставом.
7.5. Организация и проведение первых выборов проводится
избирательной комиссией, формируемой решением схода, собрания
граждан в соответствии с федеральными законами и настоящим
Уставом.
7.6. Органы местного самоуправления наделяются правами
юридического лица.
Статья 8. Представительный орган власти местного самоуправления
- Совет
8.1. Представительный орган местного самоуправления состоит из
депутатов, избираемых на основе равного всеобщего и прямого
избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с
федеральными и республиканскими законами и называется "Совет
муниципального образования (общины) "Маймага" Намского улуса
Республики Саха (Якутия)".
До проведения первых выборов выборных органов местного
самоуправления функции представительного органа выполняются
сходом, собранием граждан.
8.2. Численный состав выборного органа местного самоуправления
зависит от численности населения муниципального образования на
время проведения муниципальных выборов из представительства один
депутат от двадцати граждан, обладающих избирательным правом.
8.3. В исключительном ведении Совета местного самоуправления
находятся:
1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения
муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального
образования;
2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3. принятие планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4. установление местных налогов и сборов;
5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим
Уставом;
7. утверждение уставов муниципальных предприятий, учреждений и
организаций, создаваемых органами местного самоуправления или с их
участием;
8. назначение местных референдумов и муниципальных выборов
органов местного самоуправления;
9. первые выборы назначают сход, собрание граждан принявшие и
утвердившие Устав муниципального образования;
10. координация деятельности органов территориального
общественного самоуправления населения;
11. контроль за исполнением принятых решений;
12. внесение изменений и дополнений в Устав муниципального
образования;
13. внесение законодательных инициатив по вопросам местного
самоуправления.
8.4. Акты Совета - представительного органа муниципального
образования (общины).
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Совет принимает
решения.
Решения принимаются в коллегиальном порядке, открытым или
тайным голосованием в соответствии с регламентом Совета.
Решения Совета подлежат опубликованию и обязательны для
исполнения всеми расположенными и находящимися на территории
муниципального образования предприятиями, учреждениями,
организациями, иными юридическими лицами, их должностными лицами и
гражданами.
8.5. Для охраны окружающей среды представительный орган власти
местного самоуправления создает природоохранные организации из
числа граждан муниципального образования и наделяет их
соответствующими полномочиями.
Решение вопросов использования всех природных, земельных,
лесных, водных, животных, растительных и других ресурсов при
хозяйственном или промышленном освоении решаются с учетом мнения и
интересов населения, с соблюдением требований соответствующих
федеральных и республиканских законов при условии обеспечения
сохранности, восстановления и безопасности всей природной среды и
экосистемы территории муниципального образования.
8.6. Основной формой деятельности депутатов Совета местного
самоуправления являются сессии, проводимые в форме заседаний
Совета депутатов не реже 4 (четырех) раз в год.
Сессия правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 (двух
третей) от числа депутатов, определенного настоящим Уставом.
Порядок проведения сессий, внесения и рассмотрения вопросов,
принятия решения, голосования, участия депутатов и приглашенных
лиц в работе сессии определяется регламентом Совета, разработанным
и утвержденным в соответствии с настоящим Уставом.
8.7. Руководство деятельностью Совета депутатов осуществляется
председателем, который действует на постоянной основе, с оплатой
труда по штатному расписанию.
8.8. Председатель Совета избирается депутатами нового созыва на
сессии из числа депутатов представительного органа местного
самоуправления сроком на пять лет.
8.9. В период между сессиями из числа депутатов по решению
депутатов Совета создается коллегиальный орган на неосвобожденной
основе по решению текущих дел и подготовке материалов к очередной
сессии.
Наименование, порядок работы и полномочия коллегиального
органа, вопросы оплаты труда определяются Советом муниципального
образования.
8.10. Депутаты Совета для решения вопросов, указанных в пункте
8.3, вправе избирать на срок своих полномочий из числа депутатов
постоянные комиссии.
8.11. Вопросы ведения, организации деятельности, полномочия,
порядок работы Совета, председателя Совета, коллегиального органа
и постоянных комиссий Совета депутатов определяются регламентом
Совета в соответствии с Уставом муниципального образования.
8.12. Организационно-техническое, информационное и финансовое
обеспечение деятельности депутатов Совета, а также проведение
сходов, собраний и конференций граждан осуществляется
исполнительным органом муниципального образования и финансируется
из бюджета местного самоуправления.
Статья 9. Статус депутата Совета - представительного органа
местного самоуправления
9.1. Депутат Совета - представительного органа местного
самоуправления является полномочным представителем соответствующей
части (группы) избирателей в Собрании депутатов.
9.2. Срок полномочий депутата Совета составляет пять лет со дня
выборов.
9.3. Статус депутата регулируется федеральными и
республиканскими законами и принимаемым в соответствии с ними
нормативным актом Совета.
9.4. Личность депутата на территории муниципального образования
неприкосновенна. Неприкосновенность депутата муниципального
образования распространяется на его жилище и служебное помещение,
корреспонденцию, личный и служебный транспорт и средства связи, а
также на принадлежащие ему имущество и документы.
Попытки воздействовать на депутата муниципального образования и
членов его семьи с целью воспрепятствовать осуществлению им своих
полномочий влекут установленную законодательством уголовную
ответственность.
Статья 10. Исполнительный орган местного самоуправления
10.1. Исполнительный орган местного самоуправления состоит из
выборного главы муниципального образования и подчиненных ему
структурных подразделений и должностных лиц и называется
администрацией местного самоуправления.
Структура администрации местного самоуправления формируется
главой муниципального образования и утверждается Советом -
представительным органом местного самоуправления.
Статья 11. Глава муниципального образования
11.1. Главой муниципального образования может быть избран
гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом.
Глава муниципального образования избирается на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
гражданами, проживающими на территории муниципального образования,
сроком на 5 лет.
Назначение и порядок проведения муниципальных выборов в органы
местного самоуправления определяется законом Республики Саха
(Якутия) и настоящим Уставом.
При отсутствии закона о муниципальных выборах в органы местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия) муниципальные выборы
проводятся на основе Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
11.2. Полномочия главы муниципального образования начинаются с
момента его регистрации избирательной комиссией по итогам
состоявшихся муниципальных выборов и действуют (кроме случаев
досрочного прекращения полномочий) до дня регистрации вновь
избранного главы местного самоуправления.
В случае выдвижения и регистрации действующего главы
муниципального образования кандидатом на ту же должность на новый
срок полномочий, его полномочия прерываются на период со дня его
регистрации кандидатом на должность главы до дня регистрации вновь
избранного главы муниципального образования.
На время отсутствия главы муниципального образования на
основании изданного им нормативного акта, а в случае досрочного
прекращения его полномочий - на основании решения Совета местного
самоуправления либо на основании проведенных муниципальных
выборов, полномочия главы муниципального образования осуществляет
его заместитель либо иное должностное лицо местного
самоуправления.
11.3. Полномочия главы муниципального образования могут быть
прекращены досрочно в следующих случаях:
а) подачи главой муниципального образования личного заявления о
сложении полномочий;
б) признания в установленном законом порядке невозможным
осуществление главой муниципального образования должностных
обязанностей по состоянию здоровья;
в) вступления в законную силу в отношении главы муниципального
образования обвинительного приговора суда;
г) смерти.
Решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального
образования принимается Собранием депутатов Совета местного
самоуправления.
11.4. Полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования называется Тойон и является
высшим должностным лицом муниципального образования (общины)
"Маймага", возглавляет исполнительную власть муниципального
образования (общины) "Маймага".
Тойон - глава муниципального образования (общины), как высшее
должностное лицо:
- осуществляет управление муниципальным образованием (общиной);
- направляет работу по подготовке проекта местного бюджета,
планов, программ развития муниципального образования и иных актов,
передаваемых на рассмотрение Совета - представительного органа
муниципального образования;
- организует и обеспечивает исполнение решений и иных
нормативных актов, принимаемых Советом;
- заключает в соответствии с законодательством договоры и
соглашения со всеми юридическими и физическими лицами, в том числе
зарубежными;
- формирует и руководит аппаратом администрации муниципального
образования, назначает и освобождает от должности руководителей
подразделений и других должностных лиц администрации, применяет к
ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в
соответствии с действующим законодательством;
- представляет местную администрацию в отношениях с органами
государственной власти, другими органами местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями, организациями, населением,
юридическими и физическими лицами;
- открывает и закрывает счета в банковских учреждениях,
распоряжается средствами местной администрации, подписывает
финансовые документы;
- выполняет другие исполнительно-распорядительные функции,
отнесенные к его ведению в соответствии с законодательством и
настоящим Уставом.
11.5. Глава муниципального образования (общины) формирует и
руководит администрацией местного самоуправления на принципах
единоначалия и несет ответственность за надлежащее исполнение ее
функций и осуществление полномочий, в том числе полномочий,
переданных органами государственной власти, нанимает на
контрактной основе специалистов для решения вопросов
муниципального образования.
11.6. Для принятия решений по вопросам текущей деятельности и
не отнесенных настоящим Уставом к исключительной компетенции
представительного органа местного самоуправления, требующим
коллективного обсуждения, при главе муниципального образования
действует постоянный коллегиальный совещательный орган, в состав
которого по должности входят заместители главы и руководители
структурных подразделений органа местного самоуправления. Состав
данного коллегиального совещательного органа утверждается главой
муниципального образования.
Наименование коллегиального совещательного органа при главе
муниципального образования называется Советом администрации
местного самоуправления. Решения, принятые на заседании Совета
администрации местного самоуправления оформляются актами главы
муниципального образования.
11.7. Акты Тойона - главы муниципального образования.
По вопросам своей компетенции Тойон издает постановления,
распоряжения и приказы.
Постановления, распоряжения и приказы Тойона на территории
муниципального образования подлежат обязательному исполнению всеми
учреждениями, предприятиями, независимо от форм собственности,
должностными лицами и гражданами.
11.8. Акты, имеющие нормативное содержание затрагивающие права
и свободы граждан, также связанные с решением основных вопросов
экономического и социального развития муниципального образования,
охраны общественного порядка, использования муниципальной
собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме
постановлений и подлежат опубликованию.
11.9. Личность главы на территории муниципального образования
неприкосновенна.
Неприкосновенность главы муниципального образования
распространяется на его жилище и служебное помещение,
корреспонденцию, личный и служебный транспорт и средства связи, а
также на принадлежащие ему имущество и документы.
Попытки воздействовать на главу муниципального образования и
членов его семьи с целью воспрепятствовать осуществлению им своих
полномочий влекут установленную законодательством уголовную
ответственность.
11.10. Глава муниципального образования (общины) получает
установленную ему заработную плату. Глава муниципального
образования (общины) может получать дополнительную оплату труда по
результатам деятельности согласно заключенному контракту с
представительным органом власти местного самоуправления из
внебюджетных средств муниципального образования.
11.11. Глава муниципального образования (общины) получает
установленную ему заработную плату до трудоустройства на новое
место работы в течение 6 месяцев при условии непредоставления ему
занимаемой до избрания должности (выполняемой работы), либо
равноценной ранее занимаемой должности или выполняемой работе в
случаях:
а) окончания срока полномочий и неизбрания на новый срок;
б) упразднения должности главы муниципального образования на
постоянной основе в связи с внесением изменений и дополнений в
Устав;
в) упразднения занимаемой должности в связи с ликвидацией либо
преобразованием муниципального образования.
Статья 12. Взаимоотношения органов местного самоуправления
12.1. Глава муниципального образования и другие должностные
лица подотчетны населению непосредственно и представительному
органу - Совету местного самоуправления.
12.2. Глава муниципального образования несет ответственность за
осуществление полномочий, установленных законодательством и
настоящим Уставом. Он не вправе решать вопросы, отнесенные к
ведению представительного органа - Совета местного самоуправления.
12.3. Глава муниципального образования в пределах своей
компетенции организует выполнение решений Совета местного
самоуправления и не реже раза в год представляет ему отчет о
деятельности администрации местного самоуправления.
12.4. Глава муниципального образования вправе опротестовать
решение Совета местного самоуправления, если это решение
противоречит законодательству или другим решениям Совета, либо не
имеет достаточного финансового обеспечения.
Протест главы муниципального образования с необходимым
обоснованием вносится в Совет местного самоуправления не позднее
десяти дней с момента получения им решения Совета местного
самоуправления.
Совет местного самоуправления вправе отклонить протест главы
муниципального образования большинством голосов от общего числа
депутатов. В этом случае глава муниципального образования вправе
обжаловать решение Совета местного самоуправления в суд, и
действие решения, опротестуемого главой муниципального
образования, приостанавливается до принятия решения судом.
12.5. Совет местного самоуправления не вправе вмешиваться в
оперативную деятельность исполнительного органа местного
самоуправления.
12.6. По решению Совета местного самоуправления глава
муниципального образования, руководитель органа или структурного
подразделения, должностное лицо администрации обязаны представить
отчет о состоянии дел на территории муниципального образования на
ближайшем заседании Совета местного самоуправления.
Акты главы муниципального образования могут быть отменены
только им самим или в судебном порядке.
12.7. В переходный период Совет - представительный орган
местного самоуправления утверждает структуру органов местного
самоуправления и смету расходов на содержание администрации
местного самоуправления в соответствии с нормативами,
разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством Республики Саха
(Якутия).
Статья 13. Должностные лица местного самоуправления
13.1. В составе администрации местного самоуправления в
соответствии с нормативами Республики Саха (Якутия)
предусматриваются должности заместителей главы муниципального
образования, руководителей структурных подразделений.
Назначение лиц на эти должности производится главой
муниципального образования путем внесения им кандидатур на
рассмотрение депутатов и получения согласия Совета местного
самоуправления. Согласие считается полученным, если представленные
главой муниципального образования кандидатуры на должность
заместителя главы, руководителей структурных подразделений
администрации получили при голосовании одобрение большинства от
присутствующих на заседании депутатов Совета местного
самоуправления.
13.2. Заместители главы муниципального образования и
руководители структурных подразделений назначаются на срок
полномочий главы муниципального образования.
Со вступлением в должность вновь избранного (в том числе и
переизбранного на новый срок полномочий) главы муниципального
образования указанные должностные лица должны быть утверждены в
должности вновь избранным главой муниципального образования с
соблюдением порядка, установленного во втором абзаце пункта 13.1
статьи 13.
Данное условие не действует при вступлении в должность главы
муниципального образования, избранного вместо главы муниципального
образования, полномочия которого были прекращены досрочно.
В случае неутверждения в должности заместителя главы и
руководителей структурных подразделений муниципального образования
они трудоустраиваются вновь избранным главой муниципального
образования на прежнюю работу (должность), либо равноценную ей по
условиям и оплате труда работу (должность). При этом сохраняется
получаемая ими на занимаемой в администрации местного
самоуправления должности среднемесячная заработная плата,
выплачиваемая из местного бюджета до трудоустройства, но не более
трех месяцев со дня увольнения.
13.3. Назначение на должность и освобождение от должности
должностных лиц администрации местного самоуправления производятся
главой муниципального образования в соответствии с действующим
законодательством о труде и муниципальной службе.
14. Функции и полномочия должностных лиц органов местного
самоуправления устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия) о местном самоуправлении.
Статья 14. Правовые акты органов и должностных лиц местного
самоуправления
14.1. Органы и должностные лица местного самоуправления по
вопросам своего ведения принимают правовые акты.
14.2. Совет депутатов принимает решения, подписываемые
председателем совета.
14.3. Глава муниципального образования по вопросам, отнесенным
к его ведению, издает постановления, распоряжения и приказы.
Руководители структурных подразделений администрации местного
самоуправления по вопросам их деятельности и в пределах
установленной компетенции издают приказы.
14.4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления,
принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения
всеми расположенными на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их
организационно-правовых форм, а также органами местного
самоуправления и гражданами.
14.5. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления могут быть отменены органами и
должностными лицами, их принявшими, либо признаны
недействительными по решению суда.
14.6. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений,
принятых путем прямого волеизъявления граждан, правовых актов,
принятых органами местного самоуправления и должностными лицами
местного самоуправления, влечет ответственность в соответствии с
законами.
Статья 15. Муниципальная служба
15.1. Муниципальным служащим является гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке, определенном Уставом
муниципального образования в соответствии с федеральным законом и
законами субъекта Российской Федерации, обязанности по
муниципальной должности муниципальной службы за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
15.2. Муниципальная должность - это должность, предусмотренная
Уставом муниципального образования, в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на
решение вопросов местного значения и ответственностью за
осуществление этих полномочий. Также, должность в органах местного
самоуправления, образуемых в соответствии с Уставом муниципального
образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и
обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и
ответственностью за исполнение этих обязанностей.
15.3. Муниципальные должности и их полномочия устанавливаются
настоящим Уставом и нормативными актами органов местного
самоуправления, подразделяются на:
а) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате
выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления,
выборные должностные лица местного самоуправления), а также
замещаемые на основании решений представительного или иного
выборного органа местного самоуправления в отношении лиц,
избранных в состав указанных органов в результате муниципальных
выборов;
б) муниципальные должности, замещаемые путем заключения
трудового договора.
15.4. Муниципальная служба основана на принципах, закрепленных
в статье 5 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации".
15.5. Финансирование муниципальной службы осуществляется за
счет местного бюджета. Минимально необходимые расходы
муниципальных образований на муниципальную службу учитываются
органами государственной власти субъектов Российской Федерации при
определении минимальных местных бюджетов.
15.6. Муниципальные должности муниципальной службы
устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей
муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской
Федерации.
15.7. Права и обязанности муниципального служащего
устанавливаются Уставом муниципального образования и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с
федеральными и республиканскими законами.
15.9. Виды поощрений муниципального служащего и порядок их
применения, а также ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (должностной
проступок) в форме дисциплинарного взыскания устанавливаются
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в
соответствии с федеральными и республиканскими законами.
Статья 15-1. Гарантии муниципального служащего
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к
муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям.
Гарантии для муниципального служащего, такие как:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных
обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты муниципального служащего;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе
после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное
обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его
смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных
обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай
причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им
должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование на
случай заболевания или потери трудоспособности в период
прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но
наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном
законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи
с исполнением им должностных обязанностей;
9) стаж муниципальной службы;
10) прохождение муниципальной службы;
11) социальные гарантии муниципальному служащему в случае
ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата
работников данного органа, устанавливаются в соответствии с
Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации.
Законами РС(Я) и нормативно-правовыми актами муниципального
образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для
муниципальных служащих, условия и порядок организации
муниципальной службы.
Поступление на муниципальную службу осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и
другими законами.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 16. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления
16.1. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления за принятые ими решения, акты и другие действия
(бездействие) перед населением муниципального образования,
государством, физическими и юридическими лицами наступает в
порядке, установленном федеральным и республиканским законами,
правовыми актами органов местного самоуправления.
Ущерб возмещается в соответствии с решениями судов.
Глава VI. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 17. Общественный контроль
17.1. Право осуществления общественного контроля за
деятельностью органов государственной власти и местного
самоуправления на территории муниципального образования
возлагается на избирателей территории муниципального образования
(общины) через их объединение - общественные организованные
структуры избирателей.
Статья 18. Прокурорский надзор за соблюдением законности в
деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
18.1. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за
исполнением федеральных законов, законов Республики Саха (Якутия)
и Устава муниципального образования органами и должностными лицами
местного самоуправления.
Глава VII. ПРАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 19. Права органов местного самоуправления на территории
муниципального образования
19.1. Территорию муниципального образования составляют земли
городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего
пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития
поселений, и другие земли в границах муниципального образования
независимо от форм собственности и целевого назначения, в том
числе:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта и связи, земли
для обеспечения космической деятельности и земли иного
специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
19.2. Реализация прав на территорию муниципального образования
(земли общины) осуществляется в соответствии с законодательством
Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и правовыми актами
местного самоуправления.
19.3. Изменение границ муниципального образования (земель
общины) "Маймага" не допускается без учета мнения населения.
Законодательные (представительные) органы государственной власти
субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии
учета мнения населения при решении вопросов изменения границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Статья 20. Права и полномочия органов местного самоуправления в
области земельных отношений
20.1. Органы местного самоуправления в соответствии с законами
регулируют отношения по использованию и охране земель в Российской
Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории.
20.2. На основании и во исполнение Земельного кодекса
Российской Федерации, федеральных и республиканских законов, иных
нормативных правовых актов органы местного самоуправления могут
издавать акты, содержащие нормы земельного права.
20.3. К полномочиям органов местного самоуправления в области
земельных отношений относятся:
- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
муниципальных нужд;
- установление с учетом требований законодательства Российской
Федерации правил землепользования и застройки территорий городских
и сельских поселений на территории муниципального образования;
- разработка и реализация местных программ, а также иные
полномочия на решение вопросов местного значения в области
использования и охраны земель.
20.4. Органами местного самоуправления осуществляются
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в
муниципальной собственности.
20.5. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных
участков из земель, находящихся в муниципальной собственности,
осуществляется главой исполнительного органа местного
самоуправления в порядке, установленном нормативными актами Совета
местного самоуправления в пределах его компетенции, в соответствии
со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
20.6. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной
категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в муниципальной собственности, за
исключением земель сельскохозяйственного назначения - органами
местного самоуправления;
2) земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
муниципальной собственности - органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в частной собственности;
4) земель сельскохозяйственного назначения - органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5) земель иного целевого назначения - органами местного
самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую
устанавливается федеральными законами.
20.7. Категория земель указывается в актах органов местного
самоуправления.
20.8. В муниципальной собственности находятся земельные
участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними законами Республики Саха (Якутия);
- на которые право муниципальной собственности возникло при
разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским
законодательством.
20.9. В муниципальной собственности могут находиться не
предоставленные в частную собственность земельные участки по
основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении
государственной собственности на землю".
20.10. В собственность муниципальных образований для
обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли,
находящиеся в государственной собственности, в том числе за
пределами границ муниципальных образований.
20.11. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки
предоставляются государственным и муниципальным учреждениям,
федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной
власти и органам местного самоуправления.
20.12. Права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и
4 Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в соответствии
с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
Статья 21. Муниципальная собственность
21.1. Муниципальная собственность является собственностью
муниципальных образований (общины). В ее состав входят:
- земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности;
- имущество органов местного самоуправления;
- средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
- имущество муниципальных предприятий и учреждений;
- муниципальный жилищный фонд;
- нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
- имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной
инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения
коммунальных, бытовых и социально-культурных потребностей
населения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской
деятельности предприятиями и организациями, находящимися в
муниципальной собственности;
- имущество, переданное органам местного самоуправления
безвозмездно на основе соглашений и договоров.
21.2. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в
муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе
передавать объекты муниципальной собственности в постоянное или
временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать в
аренду, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах
и соглашениях условия использования отчуждаемых или передаваемых в
пользование объектов.
Статья 22. Право на муниципальный заказ
22.1. Органы местного самоуправления вправе выступать
заказчиком:
- на выполнение работ по благоустройству территории,
коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту
жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение
других работ;
- на производство продукции, оказание услуг, необходимых для
удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных
потребностей населения соответствующей территории, с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных
и финансовых ресурсов.
22.2. Решение о размещении (предоставлении) муниципального
заказа конкретным хозяйствующим субъектам принимается
администрацией местного самоуправления. Размещение муниципального
заказа может производиться на конкурсной основе.
Статья 23. Право на внешнеэкономическую деятельность
23.1. Органы местного самоуправления в установленном законом
порядке вправе осуществлять через администрацию, муниципальные
предприятия, учреждения, организации, независимо от форм
собственности, внешнеэкономическую деятельность в интересах
населения муниципального образования.
Глава VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 24. Финансовые ресурсы местного самоуправления
24.1. Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из
средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов,
получаемых кредитов, дотаций и субвенций, выделяемых в порядке
государственной поддержки местного самоуправления, средств,
направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий
и компенсацию дополнительных расходов, убытков, возникающих в
результате решений, принятых органами государственной власти.
24.2. Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с
законом обеспечивают муниципальному образованию минимальные
местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия
минимально необходимых расходов местных бюджетов.
24.3. Минимально необходимые расходы местных бюджетов
обеспечиваются путем закрепления на долговременной основе законом
Республики Саха (Якутия) доходных источников. В случаях, если
доходная часть минимального местного бюджета не может быть
обеспечена за счет указанных доходных источников, органы
государственной власти Республики Саха (Якутия) передают органам
местного самоуправления иные доходные источники из бюджета
республики, при этом свободные переходящие остатки местных
бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
24.4. Органы местного самоуправления обеспечивают
удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах,
отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже
минимальных государственных социальных стандартов, выполнение
которых гарантируется государством путем закрепления в доходы
местных бюджетов федеральными и республиканскими органами
государственной власти отчислений от федеральных налогов и налогов
Республики Саха (Якутия).
Статья 25. Основы бюджетного процесса в муниципальном
образовании
25.1. Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляется
исполнительным органом местного самоуправления.
Утверждение бюджета и контроль за его исполнением
осуществляется Советом - представительным органом местного
самоуправления.
Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки,
утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его
исполнении не допускается.
25.2. Составление проекта местного бюджета, утверждение и
исполнение бюджета осуществляется в соответствии с единой
бюджетной классификацией.
25.3. При составлении проекта местного бюджета
предусматривается создание целевых и резервных фондов.
25.4. Филиалы, дочерние предприятия и иные структурные
подразделения республиканских, федеральных и иных хозяйствующих
субъектов, действующие на территории муниципального образования,
уплачивают установленные законом налоги и сборы в местный бюджет
самоуправления.
Статья 26. Доходы и расходы местного самоуправления
26.1. В доходы местных бюджетов зачисляются:
- местные налоги, сборы и штрафы;
- отчисления от федеральных и региональных налогов в
соответствии с нормативами, установленными законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), закрепленными на
долговременной основе;
- финансовые средства, переданные органами государственной
власти органам местного самоуправления для реализации отдельных
государственных полномочий;
- поступления от приватизации государственного и муниципального
имущества;
- поступления от сдачи муниципального имущества в аренду;
- поступления от местных займов и лотерей;
- часть прибыли в соответствии с муниципальной долей в уставном
капитале предприятий, учреждений и организаций;
- дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления,
в соответствии с законом и решениями органов местного
самоуправления;
- другие средства, образующиеся в результате деятельности
органов местного самоуправления.
26.2. Органы местного самоуправления самостоятельно
распоряжаются средствами местного бюджета. Сумма превышения
доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного
года не подлежит изъятию федеральными и республиканскими органами
государственной власти.
26.3. Органы местного самоуправления обеспечивают
удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах,
отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже
минимальных государственных стандартов, выполнение которых
гарантируется государством путем закрепления в доходы местного
бюджета федеральными и республиканскими органами государственной
власти отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов
Российской Федерации.
Перечень и ставки отчислений в местный бюджет от
соответствующих федеральных и республиканских налогов
устанавливаются федеральным и республиканским законодательством.
26.4. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Саха (Якутия). Увеличение расходов
или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате
решений, принятых органами государственной власти Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия), компенсируются органами,
принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется
одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного
самоуправления вправе принять к исполнению решения органов
государственной власти, влекущие увеличение расходов или
уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств,
переданных им в качестве компенсации.
26.5. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют
направления использования средств местного бюджета, устанавливают,
исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-
коммунального хозяйства, учреждений социальной сферы, органов
охраны правопорядка и на другие цели, устанавливают за счет
собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных
категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
В составе бюджетных расходов местного самоуправления также
выделяются:
- расходы, связанные с выполнением государственных полномочий,
возложенных на органы местного самоуправления;
- расходы, связанные с обслуживанием муниципального долга.
26.6. Расходы, связанные с выполнением государственных
полномочий, возложенных на органы местного самоуправления органами
государственной власти, компенсируются органами, принявшими
решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием
соответствующего решения.
Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные
расходы органов местного самоуправления, реализуются органами
местного самоуправления в пределах переданных им в качестве
компенсации средств.
26.7. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате
устанавливаются представительными органами местного самоуправления
самостоятельно.
Статья 27. Внебюджетные и валютные фонды
27.1. Органы местного самоуправления вправе образовывать
целевые внебюджетные фонды, а также валютные фонды в порядке,
установленном действующим законодательством.
Статья 28. Право органов местного самоуправления наслега на
получение платежей за пользование природными ресурсами
28.1. Органы местного самоуправления в соответствии с
федеральными и республиканскими законами получают плату, в том
числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами,
которые разрабатываются и добываются на территории местного
самоуправления.
28.2. Органы местного самоуправления вправе получать часть
валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных
ресурсов в соответствии с законами.
Статья 29. Права органов местного самоуправления в области
кредитно-финансовых отношений
29.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации
органы местного самоуправления вправе:
а) создавать целевые финансовые фонды и передавать их банку в
качестве ресурсов кредитования местных целевых программ и
мероприятий;
б) выдавать предусмотренные в местном бюджете кредиты
физическим и юридическим лицам при условии полного обеспечения
финансирования защищенных статей бюджета;
в) покупать за счет внебюджетных средств ценные государственные
и негосударственные бумаги;
г) направлять на депозитные счета в кредитные учреждения
внебюджетные средства;
д) выпускать муниципальные займы и денежно-вещевые лотереи;
е) создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные
учреждения.
29.2. Органы местного самоуправления вправе заключать с банками
и другими кредитными учреждениями договоры, в том числе:
а) об осуществлении банковского обслуживания органов местного
самоуправления, в том числе при проведении операций, связанных с
денежными переводами, перечислениями и поручениями, долговыми
обязательствами и др.;
б) о предоставлении кредитов, кредитных гарантий или иных видов
обеспечения денежно-кредитных операций;
в) об осуществлении операций, связанных с обращением облигаций,
сертификатов, векселей и иных ценных бумаг или их производных.
Глава IX. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 30. Предметы ведения
В ведении муниципальных образований (общины) находятся вопросы
местного значения, а также отдельные государственные полномочия,
которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
30.1. К вопросам местного значения относятся:
1. Принятие и изменение Устава, обеспечение его соблюдения;
2. Владение, пользование, распоряжение муниципальной
собственностью;
3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение
других финансовых вопросов местного значения;
4. Комплексное социально-экономическое развитие территории
местного самоуправления;
5. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и
нежилых помещений;
6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
дошкольного, основного общего и профессиональноro образования;
7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8. Охрана общественного порядка, организация и содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление
контроля за их деятельностью;
9. Регулирование планировки и застройки территорий;
10. Создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства;
11. Контроль за использованием земель на территории
муниципального образования;
12. Регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений полезных общераспространенных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
13. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-,
газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
14. Организация и содержание муниципальных архивов;
15. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
16. Благоустройство и озеленение территории;
17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19. Организация и содержание муниципальных архивов;
20. Организация транспортного обслуживания населения и
муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21. Создание условий для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22. Создание условий для деятельности учреждений культуры;
23. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности, развитие исторических и культурных
традиций населения;
24. Организация и содержание муниципальной информационной
службы;
25. Создание условий для деятельности средств массовой
информации;
26. Создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27. Создание условий для развития физической культуры и спорта;
28. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
29. Участие в охране окружающей среды на своей территории;
30. Обеспечение противопожарной безопасности и организация
муниципальной противопожарной службы.
Муниципальное образование (община) вправе принимать к своему
рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения
законами Республики Саха (Якутия), а также вопросы, не исключенные
из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов государственной власти.
30.2. Предметы ведения местного самоуправления до создания
органов местного самоуправления являются предметами ведения
органов государственной власти в соответствии с их полномочиями
согласно положениям Конституций РФ, РС(Я), федеральных и
республиканских законов.
30.3. Уполномоченные законом РС(Я), органы государственной
власти заключают с органами местного самоуправления договор о
разграничении и передаче государственных полномочий на территории
муниципального образования.
При этом органы государственной власти обязаны соблюдать
положения Конституций РФ, РС(Я), федеральных и республиканских
законов, согласно которым наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями
осуществляется только с одновременной передачей необходимых
материальных и финансовых средств.
30.4. Наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями осуществляется только федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации с одновременной
передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного
самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий
определяются соответственно федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Статья 31. Народная правотворческая инициатива
31.1. На сходах и собраниях граждан могут обсуждаться
подготовленные по инициативе избирателей проекты правовых актов по
вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления.
31.2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения,
внесенные населением в представительный орган местного
самоуправления наслега, подлежат обязательному рассмотрению на
очередной сессии с участием представителей населения, а внесенные
главе администрации местного самоуправления - в десятидневный срок
с последующим обнародованием результатов рассмотрения.
Глава X. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Статья 32. Взаимоотношения органов местного самоуправления с
муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, также с
хозяйствующими субъектами других форм собственности
32.1. Органы местного самоуправления в соответствии с
действующим гражданским законодательством выступают учредителями
муниципальных хозяйствующих субъектов, утверждают их положения
(Уставы), назначают и увольняют руководителей, вправе
контролировать деятельность предприятий и организаций, занятых
обслуживанием населения.
Муниципальные предприятия самостоятельно определяют структуру
своего аппарата управления, затраты на его содержание, штаты и
порядок оплаты труда работников.
32.2. Взаимоотношения органов местного самоуправления с
хозяйствующими субъектами иных форм собственности регулируются
нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
32.3. Органы местного самоуправления вправе:
- координировать участие хозяйствующих субъектов - юридических
и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность,
в комплексном социально-экономическом развитии территории местного
самоуправления;
- объединять на добровольной основе средства предприятий,
учреждений и организаций для финансирования программ развития
территории местного самоуправления;
- привлекать их на договорных началах к участию в
строительстве, благоустройстве, содержании объектов социальной
инфраструктуры на соответствующей территории;
- участвовать в создании муниципальных унитарных предприятий.
Статья 33. Взаимоотношения органов местного самоуправления и
органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
33.1. Органы государственной власти создают необходимые
организационные, правовые, материально-финансовые условия для
становления и развития системы местного самоуправления и оказывают
содействие населению в осуществлении права на местное
самоуправление.
Органы государственной власти регулируют вопросы местного
самоуправления посредством принятия законов, заключения договоров
и соглашений.
33.2. Предложения органов местного самоуправления подлежат
обязательному рассмотрению органами государственной власти и
государственного управления в установленные законодательством
сроки.
33.3. Расположенные на территории муниципального образования
органы государственной власти, предприятия, учреждения и
организации независимо от их подчиненности и форм собственности
обязаны согласовывать с органами местного самоуправления
проведение мероприятий, связанных с возможным изменением
экологической, радиационной, демографической, эпидемиологической и
эпизоотической обстановки.
Глава XI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 34. Запрет на ограничение прав местного самоуправления
34.1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных
Конституциями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными
законами, а также республиканскими законами, запрещается.
Статья 35. Обязательность решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
35.1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального
образования (общины) предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых форм, а также органами
местного самоуправления и гражданами.
35.2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления могут быть отменены органами и
должностными лицами, их принявшими, либо признаны
недействительными по решению суда.
35.3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений,
принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
влечет ответственность в соответствии с законом.
Статья 36. Рассмотрение обращений органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению
органами государственной власти, государственными должностными
лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти
обращения направлены.
Статья 37. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования,
органы местного самоуправления вправе предъявить в суд или
арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающими
права местного самоуправления актов органов государственной власти
и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений
и организаций, а также общественных объединений.
Глава XII. ДРУГИЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВАНИИ П. 1 СТ. 14 ФЗ "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 38. Совет объединения избирателей
1. Совет объединения избирателей местного самоуправления
(местности, села, наслега, улуса) РС(Я) создается на общем
собрании первичных ячеек ОИ РС(Я). Председатель совета объединения
избирателей входит в состав органов местного самоуправления на
оплачиваемой основе как должностное лицо, обеспечивающее
представительство и защиту интересов прав и свобод граждан и
избирателей.
2. Совет объединения избирателей местного самоуправления входит
в состав органов местного самоуправления в силу прав и свобод
граждан гарантируемых:
- статьями 3, 30, 32, 33, 130 Конституции Российской Федерации;
- соответствующими статьями Конституции Республики Саха
(Якутия);
- Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от
12 июня 2002 года N 67-ФЗ;
- Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N
154-ФЗ;
- Уставом Объединения избирателей Республики Саха (Якутия).
3. Совет объединения избирателей местного самоуправления
обладает правом:
- выдвигать инициативы по проведению референдума, схода,
конференции, собраний граждан по вопросам организации и
осуществления местного самоуправления в соответствии с
требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" от 12 июня 2002 года и законами Республики
Саха (Якутия);
- внесения предложений о составе территориальных, окружных,
участковых, избирательных комиссий, комиссии референдума;
- выдвижения кандидатов на выборные должности местного
самоуправления и государственной власти;
- на свободное проведение агитации и разъяснительной работы в
соответствии с федеральными конституционными законами,
федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия);
- на подготовку и внесение проектов правовых актов по вопросам
местного значения и принятие участия в их рассмотрении в
представительных органах местного самоуправления;
- коллективного обращения в органы местного самоуправления и к
их должностным лицам, а также требования ответа по существу
обращения граждан;
- участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых
формах, не противоречащих Конституциям Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия);
- требовать представления отчета о деятельности
представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
- обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и их должностных лиц, а также решений и
действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий
референдума и их должностных лиц, нарушающих избирательные права
граждан Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
|