22 декабря 1999 года З N 137-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ
(в ред. Закона РС(Я) от 23.05.2000 З N 201-II)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.12.1999 г. З N 138-II
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте
до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих
родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их
родительских прав, ограничением их в родительских правах,
признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,
объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях
признания детей оставшимися без попечения родителей в
установленном законом порядке.
2. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами
опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или
отдельными гражданами), желающими взять детей на воспитание в
семью.
3. Семейный детский дом - форма устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание на
основании договора об организации семейного детского дома между
органами опеки и попечительства и супругами или отдельными
гражданами, желающими организовать семейный детский дом.
4. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) - супруги или
отдельный гражданин, организовавшие семейный детский дом.
Статья 2. Общение ребенка с близкими родственниками и
разрешение спорных вопросов, связанных с воспитанием детей в
приемной семье (семейном детском доме)
1. Ребенок (дети) в приемной семье (семейном детском доме)
имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями,
родственниками, если это не противоречит интересам ребенка
(детей), его физическому и психологическому развитию,
нравственному воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми)
допускаются с согласия приемных родителей (родителя-воспитателя,
родителей-воспитателей). В спорных случаях порядок общения между
ребенком (детьми), его родителями, родственниками, приемными
родителями (родителем-воспитателем, родителями-воспитателями)
определяется органами опеки и попечительства.
2. Общение ребенка с родителями, которые лишены родительских
прав, допускается только по решению суда.
3. При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей в
приемной семье (семейном детском доме), к участию в деле должен
быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан
провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц),
претендовавшего на его воспитание, а также предъявить суду акт
обследования и основанное на нем заключение по существу спора,
подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу
доказательствами.
Статья 3. Имущественные права и материальное положение ребенка
(детей) в приемной семье (семейном детском доме)
1. Ребенок (дети), переданный в приемную семью (семейный
детский дом), сохраняет право на причитающиеся ему алименты,
пенсию, пособие и другие социальные выплаты и компенсации, которые
перечисляются на счет семейного детского дома или лицу (лицам),
которому передан ребенок на воспитание по его заявлению в порядке,
предусмотренном законодательством.
2. За ребенком (детьми) сохраняется право собственности на
жилое помещение или право пользования жилым помещением. При
отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему
жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
3. Любые действия по распоряжению сохраняемой жилой площадью
должны осуществляться с участием органов опеки и попечительства.
4. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества
(в том числе жилого помещения), а также ценных бумаг и денежных
средств ребенка (детей) обеспечивают контроль за их сохранностью и
использованием.
Глава II. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
Статья 4. Порядок образования приемной семьи
1. Приемная семья образуется на основании договора с органами
опеки и попечительства и распоряжения главы улусной, городской
(города республиканского значения) администрации (далее по тексту
- улусная, городская администрации) о передаче ребенка (детей) на
воспитание в семью или отдельному гражданину.
2. Вопрос об устройстве ребенка (детей) в приемную семью
органами опеки и попечительства решается в течение месяца со дня
подачи заявления.
3. Число приемных детей в приемной семье должно быть не менее
5 человек.
4. В приемную семью может быть передан только один ребенок с
ослабленным здоровьем, ребенок с отклонениями в развитии,
ребенок-инвалид.
5. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с
учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и
лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты
населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится
ребенок.
6. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего 10
лет, осуществляется только с его согласия.
7. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило,
передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по
медицинским показаниям или другим причинам они не могут
воспитываться вместе.
Статья 5. Приемные родители
1. Приемными родителями (родителем) могут быть
совершеннолетние граждане Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных
судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за
ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их
вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять
ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- лиц, имеющих судимость, если она не снята и не погашена в
установленном законом порядке.
2. Предельный возраст одного из приемных родителей (родителя)
не должен превышать 45 лет.
Статья 6. Заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей)
в приемную семью
1. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту
своего жительства заявление с просьбой дать заключение о
возможности быть приемными родителями.
2. К заявлению должны быть приложены:
- справка с места работы с указанием должности и размера
зарплаты либо копия декларации о доходах, заверенная в
установленном порядке;
- документ, подтверждающий наличие жилья или право
собственности на жилое помещение у лица (лиц), желающего взять
ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в
браке);
- справка о составе семьи;
- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о
состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на
воспитание в приемную семью;
- документ, подтверждающий согласие ребенка (детей),
достигшего 10 лет, жить с приемными родителями.
3. Освидетельствование состояния здоровья лиц, желающих взять
ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, проводится в
соответствии с требованиями, установленными Министерством
здравоохранения Республики Саха (Якутия).
4. Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о
возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт
(другой заменяющий его документ) в случаях, предусмотренных
законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Статья 7. Заключение о возможности быть приемными родителями
(родителем)
1. Для подготовки заключения о возможности быть приемными
родителями (родителем) орган опеки и попечительства составляет акт
по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих
взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
2. На основании заявления и акта обследования условий жизни
лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 30 дней со
дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит
заключение о возможности стать приемными родителями. При этом
должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние
здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию
детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими
совместно с ними.
3. В случае, если лица (лицо) изъявляют желание взять на
воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, ребенка с отклонениями
в развитии, больного ребенка, ребенка-инвалида, в заключении
должно быть указано о наличии у приемных родителей (родителя)
необходимых для этого условий.
4. Заключение о возможности быть приемными родителями
(родителем) является основанием для подбора ребенка с целью
передачи его в приемную семью.
5. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в
заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения
заявителя в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно
заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок
обжалования решения.
Статья 8. Документы, передаваемые с ребенком в приемную семью
1. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью,
администрация учреждения (либо лицо, у которого находится
ребенок), представляет в орган опеки и попечительства следующие
документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы, подтверждающие правовые основания для передачи
ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти
родителей (родителя), копию решения суда о лишении родителей
(родителя) родительских прав, признание родителей недееспособными,
безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что
ребенок был подкинут, и другие);
- заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном
развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в
установленном порядке.
2. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган
опеки и попечительства или администрация воспитательного и
лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений передают приемным
родителям следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного)
о состоянии здоровья;
- справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в
случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения
лечебно-профилактического учреждения);
- документ об образовании (для детей школьного возраста);
- документ о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор
или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие
документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность
воспитания ими своих детей);
- справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
- опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах,
отвечающих за его сохранность;
- документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за
несовершеннолетним;
- копию решения суда о взыскании алиментов; документы,
подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка,
получающего пенсию; документ о наличии счета, открытого на имя
ребенка в банковском учреждении.
3. Указанные документы передаются непосредственно приемным
родителям не позднее двухнедельного срока после заключения
договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью.
4. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным
родителям полную информацию о ребенке (детях), который может быть
передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для
посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
5. При подборе ребенка (детей) из воспитательных,
лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты
населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их
ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы
администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо),
желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом
ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
6. Орган опеки и попечительства, администрации учреждений
несут ответственность в установленном законом порядке за
достоверность представляемых сведений о ребенке (детях).
Статья 9. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью
1. Основанием для заключения договора о передаче ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц
(лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о
передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в
орган опеки и попечительства.
К заявлению прилагаются заключение о возможности быть
приемными родителями (действительно в течение одного года) и
документы, указанные в статье 6 настоящего закона.
2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными
родителями и считается заключенным с момента его подписания и
действует до совершеннолетия ребенка или в течение срока,
указанного в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью.
3. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и
образования ребенка (детей), права и обязанности приемных
родителей (родителя), обязанности по отношению к приемной семье
органа опеки и попечительства, а также основания и последствия
прекращения такого договора, сроки его действия.
4. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью
может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей
(родителя) при наличии уважительных причин (болезни, изменения
семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания
с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других),
а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае
возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для
содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае
возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления
ребенка (детей).
5. Все возникающие в результате досрочного расторжения
договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию
сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом
порядке.
6. Лица (лицо), по вине которых расторгнут договор из-за
невыполнения ими обязанностей приемных родителей (родителя),
повторно принимать другого ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью не могут.
Статья 10. Права и обязанности приемных родителей
1. Приемные родители (родитель) обязаны воспитывать ребенка
(детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом
развитии, создавать необходимые условия для получения им
образования, готовить к самостоятельной жизни. Приемные родители
(родитель) несут за приемного ребенка (детей) ответственность
перед обществом.
2. Приемные родители (родитель) являются законными
представителями приемного ребенка (детей), защищают его интересы,
в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
3. Права приемных родителей (родителя) не могут осуществляться
в противоречии с интересами ребенка (детей).
4. Приемные родители (родитель) вправе помещать ребенка
(детей) в дошкольные, общеобразовательные учреждения на общих
основаниях.
5. Приемный ребенок должен быть извещен приемными родителями
(родителем) о своем статусе. Приемные родители (родитель) не имеют
права изменять имя и фамилию приемного ребенка.
Статья 11. Материальное обеспечение приемной семьи
1. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной
семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание,
приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов
хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и
предоставляются льготы, установленные законодательством Республики
Саха (Якутия) и Российской Федерации для воспитанников
образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
2. Улусная, городская администрации, исходя из установленных
норм материального обеспечения, выделяют на приемного ребенка
(детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в
республике.
3. Денежные средства, выделяемые на содержание приемного
ребенка (детей), ежемесячно перечисляются в банковские учреждения
на банковские счета приемных родителей (родителя).
4. Размер денежных средств, необходимых для содержания
приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом
изменения цен на товары и услуги.
5. Денежные средства на ребенка (детей) выплачиваются приемным
родителям (родителю) в течение всего срока нахождения ребенка в
приемной семье, до достижения ребенком (детьми) 18 лет.
6. Льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются
нормативными актами Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации.
7. Приемным родителям (родителю), имеющим на воспитании
приемного ребенка (детей), устанавливается компенсация в размере
заработной платы воспитателей детских домов по высшей категории с
учетом доплат согласно нормативным актам Республики Саха (Якутия),
Российской Федерации.
8. Приемные родители (родитель) расходуют денежные средства,
выплачиваемые на ребенка (детей), по своему усмотрению.
9. Денежные средства, выплачиваемые на ребенка (детей), могут
расходоваться только на приемную семью в целом и (или) на ребенка
(детей).
10. Приемные родители (родитель) ведут учет расходов в
письменной форме, по приходу и расходу денежных средств,
выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об
израсходованных средствах представляются ежеквартально в орган
опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства
изъятию не подлежат.
Статья 12. О приемных семьях, организованных до принятия
настоящего закона
1. Приемные семьи, организованные до принятия настоящего
закона, имеют право по своему усмотрению продолжить свое
существование на основании заключенного с ними ранее договора либо
преобразовать свой статус в соответствии с настоящим законом.
2. Улусная, городская администрации не имеют право изменять
статус приемной семьи, организованной до принятия настоящего
закона, или отказать ей в реорганизации в соответствии с настоящим
законом.
Глава III. СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
Статья 13. Организация семейного детского дома
1. Семейный детский дом организовывается на основании договора
и распоряжения главы улусной, городской администрации об
организации семейного детского дома, заключаемого между органами
опеки и попечительства и супругами или отдельным гражданином.
2. Количество детей, передаваемых в организуемый семейный
детский дом, не может быть менее 5 человек.
3. В семейный детский дом может быть передано не более 2
детей: больных, с отклонениями в развитии, инвалидов.
4. Представление лицом (лицами), получившим положительное
заключение, в орган опеки и попечительства документа об окончании
курсов для лиц, желающих организовать семейный детский дом,
является основанием для подбора детей для организуемого семейного
детского дома.
5. Орган опеки и попечительства предоставляет полную
информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в
семейный детский дом, и выдает направление для посещения каждого
ребенка по месту его жительства (нахождения).
6. При подборе ребенка (детей ) из воспитательных учреждений и
лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты
населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их
ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы
администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо),
желающих взять ребенка (детей) на воспитание в семейный детский
дом, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии
его здоровья.
7. Администрация учреждения, орган опеки и попечительства
несут ответственность в установленном законом порядке за
достоверность представляемых сведений о ребенке.
8. Орган опеки и попечительства в случае, если семейный
детский дом организован отдельным гражданином, должен в течение
всего срока существования такого детского дома иметь кандидатуры
лиц, которые временно могут заместить родителя-воспитателя, не
имеющего возможности временно исполнять свои обязанности по
причине болезни или какой-либо иной причине.
9. Оплата труда временных заместителей осуществляется на
основании трудового соглашения, заключаемого между органом опеки и
попечительства и лицом, желающим стать заместителем на время, в
течение которого родитель-воспитатель не может исполнять свои
обязанности.
10. В случае смерти единственного родителя-воспитателя орган
опеки и попечительства обеспечивает семейный детский дом временным
заместителем и ищет отдельного гражданина (супругов), желающего
заместить умершего родителя-воспитателя.
11. Отдельный гражданин (супруги), желающий заместить умершего
родителя-воспитателя, должен пройти специальное обучение на курсах
для лиц, желающих организовать семейный детский дом, и получить
соответствующий документ об их окончании.
12. Передача ребенка (детей) в семейный детский дом
осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации
воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждений
социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в
котором находится ребенок.
13. Передача в семейный детский дом ребенка (детей),
достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
14. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило,
передаются в семейный детский дом вместе, за исключением случаев,
когда по медицинским или другим причинам они не могут
воспитываться вместе.
15. По усмотрению органов опеки и попечительства может быть
предусмотрена штатная единица помощника родителя-воспитателя
(родителей-воспитателей).
Статья 14. Права и обязанности родителей-воспитателей
(родителя-воспитателя)
1. Родителями-воспитателями (родителем-воспитателем) могут
быть совершеннолетние граждане Республики Саха (Якутия),
Российской Федерации обоего пола, имеющие высшее и (или)
средне-специальное образование, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных
судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), приемного
родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом
обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их
вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять
детей на воспитание в семейный детский дом;
- лиц, имеющих судимость, если она не снята и не погашена в
установленном законом порядке.
2. Предельный возраст одного из родителей-воспитателей
(родителя-воспитателя) не должен превышать 45 лет.
3. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) обязаны
воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и
физическом развитии, создавать необходимые условия для получения
ими образования, готовить их к самостоятельной жизни.
Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) несут за ребенка
(детей) ответственность перед обществом.
4. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) являются
законными представителями ребенка (детей), защищают их права и
интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
5. Права родителей-воспитателей (родителя-воспитателя) не
могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).
6. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) вправе помещать
ребенка (детей) в дошкольные, образовательные учреждения на общих
основаниях.
7. Дети в семейном детском доме должны быть извещены
родителями-воспитателями (родителем-воспитателем) о своем статусе.
Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) не имеют права
изменять имя и фамилию приемного ребенка.
Статья 15. Оплата труда родителей-воспитателей
(родителя-воспитателя)
1. Родителям-воспитателям (родителю-воспитателю) семейного
детского дома улусная, городская администрации в течение всего
срока деятельности семейного детского дома ежемесячно выплачивают
заработную плату в размере максимальной ставки воспитателя
интернатного учреждения для детей, оставшихся без попечения
родителей.
2. Если семейный детский дом организован супругами, то каждому
из них ежемесячно выплачивается установленная для родителей -
воспитателей (родителя-воспитателя) заработная плата в размере 100
процентов.
(в ред. Закона РС(Я) от 23.05.2000 З N 201-II)
3. Каждому из родителей-воспитателей (родителю-воспитателю) с
момента заключения договора об организации семейного детского дома
администрация города (улуса) делает соответствующую запись в
трудовую книжку и в трудовой стаж засчитывается все время
деятельности семейного детского дома.
Статья 16. Заявление лиц (лица), желающих организовать
семейный детский дом
1. Лица (лицо), желающие организовать семейный детский дом,
подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства
заявление с просьбой дать заключение о возможности организации
семейного детского дома.
2. К заявлению должны быть приложены:
- копия трудовой книжки;
- копия документа об образовании;
- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в
браке);
- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о
состоянии здоровья лиц (лица), желающих организовать семейный
детский дом.
3. Освидетельствование состояния здоровья лиц (лица), желающих
организовать семейный детский дом, проводится в соответствии с
требованиями, установленными Министерством здравоохранения
Республики Саха (Якутия) для освидетельствования лиц, желающих
организовать семейный детский дом.
4. Лица (лицо), обращающиеся по вопросу получения заключения о
возможности создания семейного детского дома, должны предъявить
паспорт.
Статья 17. Заключение о необходимости и возможности
организации семейного детского дома
1. В случае принятия решения о необходимости и возможности
организации семейного детского дома орган опеки и попечительства
со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности
организации семейного детского дома.
2. Положительное или отрицательное заключение должно быть
выдано заявителю в течение 30 дней со дня подачи заявления.
Положительное заключение действительно в течение года и
подлежит переосвидетельствованию.
3. Положительное заключение о возможности организации
семейного детского дома является основанием для направления лиц
(лица), желающих организовать семейный детский дом, на курсы для
лиц, желающих организовать семейный детский дом.
4. Заключение, содержащее отказ в организации семейного
детского дома, должно быть мотивированным.
5. С выдачей отрицательного заключения заявителю возвращаются
все документы и разъясняется порядок обжалования.
Статья 18. Курсы для лиц (лица), желающих организовать
семейный детский дом
1. Лица (лицо), желающие организовать семейный детский дом,
должны пройти специальное обучение на курсах, организованных
органами исполнительной власти.
2. В случае успешного окончания курсов для лиц, желающих
организовать семейный детский дом, выдается соответствующий
документ об их окончании.
Статья 19. Документы, передаваемые с ребенком в семейный
детский дом
1. На ребенка, передаваемого на воспитание в семейный детский
дом, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится
ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие
документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы, подтверждающие правовые основания для передачи
ребенка на воспитание в семейный детский дом (свидетельство о
смерти родителя (родителей); копию решения суда о лишении или
ограничении родителя (родителей) родительских прав, признании
родителей недееспособными; акт, подтверждающий, что ребенок был
подкинут и другие);
- заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном
развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в
установленном порядке.
2. На каждого ребенка, передаваемого в семейный детский дом,
орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и
лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений передают родителям -
воспитателям (родителю-воспитателю) следующие документы:
- свидетельство о рождении;
- выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного)
о состоянии здоровья;
- справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в
случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения
лечебно-профилактического учреждения);
- документ об образовании (для детей школьного возраста);
- документ о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор
или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие
документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность
воспитания ими своих детей);
- справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
- опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах,
отвечающих за его сохранность;
- документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за
несовершеннолетним;
- копию решения суда о взыскании алиментов, документы,
подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка,
получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя
ребенка в банковском учреждении.
3. Указанные документы передаются непосредственно
родителям-воспитателям (родителю-воспитателю) не позднее
двухнедельного срока после заключения договора об организации
семейного детского дома.
Статья 20. Договор об организации семейного детского дома
1. После подбора детей между органом опеки и попечительства и
лицом (лицами), получившим положительное заключение и имеющим
справку об окончании курсов для лиц, желающих организовать
семейный детский дом, заключается договор об организации семейного
детского дома.
2. Договор об организации семейного детского дома заключается
на неопределенный срок и прекращается по основаниям,
предусмотренным настоящим законом и договором.
3. Договор об организации семейного детского дома должен
предусматривать условия содержания воспитания и образования детей,
права и обязанности родителей-воспитателей (родителя-воспитателя),
обязанности по отношению к семейному детскому дому органа опеки и
попечительства, а также основания и последствия прекращения такого
договора.
4. Договор об организации семейного детского дома может быть
расторгнут по инициативе родителей-воспитателей
(родителя-воспитателя) при наличии уважительных причин (болезни,
изменения семейного или имущественного положения, отсутствия
взаимопонимания с детьми, конфликтных отношений между детьми и
других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в
случае возникновения в семейном детском доме неблагоприятных
условий для содержания, воспитания детей, ненадлежащего исполнения
своих обязанностей родителями-воспитателями (родителем -
воспитателем), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в
случае усыновления ребенка (детей).
5. Все возникающие в результате досрочного расторжения
договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию
сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом
порядке.
Статья 21. Помещение семейного детского дома
1. Улусная, городская администрации безвозмездно предоставляют
организующемуся семейному детскому дому на время его существования
жилое помещение в соответствии с действующими санитарными нормами
и законодательством Республики Саха (Якутия) в области жилищной
политики.
2. Улусная, городская администрации проводят текущий и
капитальный ремонт жилого помещения, предоставленного семейному
детскому дому.
3. Изъятие жилого помещения, предоставленного семейному
детскому дому, не допускается до момента прекращения деятельности
семейного детского дома.
Статья 22. Материальное обеспечение семейного детского дома
1. На содержание каждого ребенка родителям-воспитателям
(родителю-воспитателю) выплачиваются ежемесячно денежные средства
на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря,
предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек,
книг и предоставляются льготы, установленные законодательством
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации для воспитанников
образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
2. Организующемуся семейному детскому дому выделяются средства
на приобретение мебели.
3. Улусная, городская администрации, исходя из установленных
норм материального обеспечения, выделяют на детей денежные
средства по фактически сложившимся ценам в республике.
4. Денежные средства, выделяемые на содержание детей,
ежемесячно перечисляются в банковские учреждения на банковские
счета родителей-воспитателей (родителя-воспитателя).
5. Размер денежных средств, необходимых для содержания каждого
из детей, пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на
товары и услуги.
6. Денежные средства на каждого из детей выплачиваются
родителям-воспитателям (родителю-воспитателю) в течение всего
срока нахождения ребенка в семейном детском доме, до достижения
ребенком 18 лет.
7. На семейный детский дом распространяются все льготы,
установленные для приемной семьи, а также льготы, установленные
специально для семейных детских домов.
8. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) освобождаются
от платы за жилое помещение, занимаемое семейным детским домом.
9. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) расходуют
денежные средства, выплачиваемые на детей, по своему усмотрению.
10. Денежные средства, выплачиваемые на детей, могут
расходоваться только на семейный детский дом в целом и (или) на
детей.
11. Родители-воспитатели (родитель-воспитатель) ведут учет
расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств,
выделяемых на содержание детей. Сведения об израсходованных
средствах представляются ежеквартально в орган опеки и
попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не
подлежат.
12. Весь период существования семейного детского дома органы
опеки и попечительства контролируют условия содержания, питания
детей.
Статья 23. Прекращение деятельности семейного детского дома
1. Деятельность семейного детского дома считается прекращенной
с момента совершеннолетия самого младшего из детей,
воспитывавшихся в семейном детском доме.
2. Деятельность семейного детского дома прекращается в случае
расторжения договора об организации семейного детского дома.
3. Деятельность семейного детского дома прекращается принятием
органом опеки и попечительства решения о прекращении деятельности
семейного детского дома.
4. Если в течение 30 дней орган опеки и попечительства не
находит лиц, желающих заместить умершего родителя-воспитателя, то
принимает решение о прекращении деятельности семейного детского
дома.
5. Деятельность семейного детского дома прекращается по
распоряжению главы улусной, городской администрации о создании
ликвидационной комиссии.
6. Ликвидационная комиссия решает имущественные вопросы
семейного детского дома и устройства детей.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
22 декабря 1999 года
З N 137-II
|