КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 1999 г. N 6-П
<ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 21 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
САХА (ЯКУТИЯ)" И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 16 АВГУСТА 1996 ГОДА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ РАСХОДОВ НА
ОПЛАТУ ТРУДА, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН И ТАРИФОВ",
ОТ 9 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА "О РЕГУЛИРОВАНИИ ФОНДА
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)">
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой,
А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, рассмотрел в
открытом судебном заседании дело о проверке конституционности
отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 21 октября 1998
года "О регулировании оплаты труда в Республике Саха (Якутия)" и
постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа
1996 года "Об утверждении Порядка определения нормируемой величины
расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг) при формировании цен и тарифов", от 9 декабря 1997
года "О регулировании фонда заработной платы и выплат социального
характера на предприятиях и в организациях Республики Саха
(Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужили ходатайства народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) С.И. Зельберга,
Республиканского комитета профсоюзов местной промышленности и
коммунально-бытовых предприятий, Федерации профсоюзов Республики
Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о конституционности отдельных положений
оспариваемых нормативных актов.
Заслушав доклад судьи А.Д. Петракова, объяснения
представителей сторон и исследовав материалы дела, Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Зельберг С.И., Республиканский комитет профсоюзов местной
промышленности и коммунально бытовых предприятий и Федерация
профсоюзов Республики Саха (Якутия) обратились в Конституционный
суд с ходатайством о проверке конституционности статей 2, 7, 8, 9,
11, 15 и 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 21 октября 1998
года "О регулировании оплаты труда в Республике Саха (Якутия)".
Реском профсоюзов и Федерация профсоюзов Республики Саха
(Якутия) также ставят вопрос о конституционности постановления
Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1996 года "Об
утверждении Порядка определения нормируемой величины расходов на
оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)
при формировании цен и тарифов" и Постановления Правительства от 9
декабря 1997 года N 545 "О регулировании фонда заработной платы и
выплат социального характера на предприятиях и в организациях
Республики Саха (Якутия)".
На основании части 4 статьи 9 Закона "О порядке деятельности
Конституционного суда" все три ходатайства соединены в одно
производство, поскольку проверяемые положения касаются одного и
того же предмета и тесно связаны между собой.
2. Положения рассматриваемого Закона и постановления
Правительства содержат в себе нормы трудового законодательства. В
соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации
вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении
Федерации и ее субъектов. Статья 4 Кодекса законов о труде
Российской Федерации закрепляет состав законодательства о труде,
состоящий из Кодекса и иных актов трудового законодательства
Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации. Этими положениями предопределяется
возможность децентрализованного регулирования трудовых отношений.
Субъектам Федерации предоставляется возможность правотворчества в
этой сфере с учетом федерального законодательства, а в случае его
отсутствия восполнить пробел.
Согласно Конституции Республики Саха (Якутия) принятие законов
республики относится к ведению Палаты Представителей (статья
58.1), а издание постановлений и иных подзаконных актов входит в
компетенцию Правительства республики (статья 79).
В силу сказанного принятие Закона "О регулировании оплаты
труда в Республике Саха (Якутия)" и постановления Правительства "О
регулировании фонда заработной платы и выплат социального
характера на предприятиях и в организациях Республики Саха
(Якутия)" соответствует статьям 39, 40 Конституции Республики Саха
(Якутия) и статье 72 Конституции Российской Федерации.
3. Положение статьи 2 Закона "О регулировании оплаты труда в
Республике Саха (Якутия)" предусматривает установление для
юридических лиц предельно допустимой величины расходов на оплату
труда. Статьей 7 Закона определено, что Правительство Республики
Саха (Якутия) устанавливает для юридических лиц порядок
определения предельно допустимой величины расходов на оплату
труда, в том числе относимой на себестоимость.
Оспаривая положения рассматриваемого Закона об установлении
предельно допустимой величины расходов на оплату труда,
ходатайствующие указывают, что это не согласуется с полномочиями
Республики Саха (Якутия), противоречит Договору Республики с
Российской Федерацией, а также статье 76 Конституции Российской
Федерации.
Механизм взаимодействия федеральных законов и нормативных
актов субъекта Федерации по реализации совместных полномочий
закреплен в частях 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской
Федерации. Федеральный закон, определяющий пределы полномочий
республики в сфере законодательного регулирования оплаты труда, не
принят. Не решен этот вопрос и в заключенных в 1995 году между
органами государственной власти Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия) соглашениях о разграничении полномочий по отдельным
предметам совместного ведения.
Как видно из материалов дела, принятие Закона и постановлений
Правительства связывается отсутствием регулирования
рассматриваемых вопросов в федеральном законодательстве и
потребностью совершенствования нормативной базы, регулирующей
вопросы оплаты труда в условиях Республики Саха (Якутия). В то же
время такое регулирование не подменяет локальное и
индивидуально-договорное регулирование оплаты труда в
организациях.
Согласно статей 79, 81 Конституции Республики Саха (Якутия)
Правительство республики является исполнительным и
распорядительным органом, разрабатывает и осуществляет
социально-экономическую политику, несет за ее реализацию всю
полноту ответственности. Поэтому разработка и внедрение
экономически обоснованной величины расходов на оплату труда в
организациях входит в компетенцию Правительства республики.
4. По мнению ходатайствующих, положение статьи 7 Закона о том,
что Правительство устанавливает для юридических лиц порядок
определения предельно допустимой величины расходов на оплату
труда, в том числе относимой на себестоимость, противоречит статье
122 Конституции Республики Саха (Якутия).
Законодатель и Правительство республики, осуществляя
регулирование оплаты труда, исходили из необходимости установления
ее предельно допустимой величины в зависимости от конечных
экономических показателей предприятий и организаций, снижения
задолженности по заработной плате. Установление предельно
допустимой величины расходов на оплату труда и регулирование
оплаты труда не является прямым аналогом фонда заработной платы,
так как механизм ее формирования не основан на административном
предписании, а имеет экономическую базу. Определение величины
расходов на оплату труда является антикризисной мерой, но в таком
качестве не стало предметом регулирования федерального закона.
Статья 122 Конституции республики, закрепляя самостоятельность
хозяйствующего субъекта в организации своей деятельности, в то же
время предусматривает и ответственность за ее результаты.
Ответственность хозяйствующего субъекта перед трудовым коллективом
предполагает правовое регулирование, обеспечивающее связь
заработной платы с конечными результатами деятельности.
Рассматриваемые нормативные акты закрепляют реальное
состояние, сложившееся в организациях и предприятиях республики.
Поскольку они не направлены на ограничение самостоятельной
деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе по регулированию
оплаты труда, не противоречат статье 122 Конституции республики.
5. В части первой статьи 8 Закона устанавливается, что условия
оплаты труда руководителей организаций независимо от
организационно-правовых форм, определяются условиями трудовых
договоров (контрактов), заключаемых с собственником имущества
организации или органом государственной власти Республики Саха
(Якутия), осуществляющим полномочия собственника имущества. В
части второй статьи 8 Закона устанавливается, что условия трудовых
договоров (контрактов), заключаемых с руководителями
государственных организаций, организаций с долей государственной
собственности в уставном капитале, в части оплаты труда,
определяются нормативными правовыми актами Республики Саха
(Якутия).
Народный депутат Зельберг С.И. полагает, что названные
положения Закона не должны применяться ввиду их противоречия
действующему федеральному законодательству и статье 123
Конституции Республики Саха (Якутия).
Порядок оплаты труда руководителей регулируется федеральным
законодательством, в том числе статьей 81 КЗоТ Российской
Федерации, Положением об условиях оплаты труда руководителей
государственных предприятий при заключении с ними трудовых
договоров (контрактов), утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 марта 1994 года. В формулировании
содержания статьи 8 Закона использована норма указанного Положения
об органе исполнительной власти, осуществляющем полномочия
собственника имущества применительно к объектам собственности
Республики Саха (Якутия). Законом может быть установлено право
Республики Саха (Якутия) на определенные виды объектов
собственности.
В соответствии со статьей 125 Гражданского Кодекса Российской
Федерации в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, от имени республики уполномочены выступать ее
органы государственной власти. Орган исполнительной власти
республики, т.е. Правительство может быть участником трудовых
отношений, и быть стороной в заключаемых с руководителями
контрактах. Кроме того, согласно статье 69 федерального Закона "Об
акционерных обществах", на отношения между обществом и единоличным
исполнительным органом общества распространяется действие
законодательства о труде.
Рассматриваемые нормативные акты республики не содержат
каких-либо прямых установлений, ограничивающих оплату труда
работников максимальным размером. Нормативное регулирование
направлено на установление предельно допустимой величины расходов
на оплату труда и упорядочение высоких заработков руководителей.
Такое регулирование не противоречит статье 37 Конституции
Российской Федерации и статье 77 КЗоТ Российской Федерации,
закрепляющим принцип вознаграждения за труд без дискриминации.
Закон о регулировании оплаты труда в республике и
постановление Правительства N 545 составляют основу для
установления трехсторонними соглашениями минимальной тарифной
ставки рабочего первого разряда. Это служит обеспечением
государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и
осуществления мер социальной защиты. В то же время минимальная
тарифная ставка сдерживает неоправданный рост оплаты труда
руководителей организаций.
6. Оспариваемые положения статей 9 и 11 Закона соответствуют
статьям 11, 13 и 19 федерального Закона от 11 марта 1992 года "О
коллективных договорах и соглашениях". Статья 19 федерального
Закона не исключает участия Правительства республики при
заключении соглашений на уровне субъекта Федерации. Таким образом,
статьи 9, 11 Закона соответствуют требованиям статьи 8 Конституции
Республики Саха (Якутия), согласно которой закон Российской
Федерации на территории Республики Саха (Якутия) имеют высшую
юридическую силу.
Статья 15 Закона не устанавливает конкретные виды
ответственности руководителей организаций, руководителей органов
исполнительной власти республики и иных лиц. Ответственность
сторон в трудовых отношениях устанавливается законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В этой части
Закон основывается на части 2 статьи 7 Конституции республики,
закрепляющей обязанность государственных органов, организаций,
предприятий соблюдать Конституцию Республики и действовать на ее
основе.
Статья 17 Закона определяет его действие в пространстве и по
лицам. Действие закона распространяется на организации,
расположенные на территории республики за исключением тех из них,
где государственное регулирование оплаты труда обеспечивается
нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральным
бюджетом, бюджетом Республики Саха (Якутия), местными бюджетами. В
данном случае определение действия Закона имеет обязательное
значение, так как в соответствии со статьей 29 Конституции
граждане и лица, находящиеся на территории республики, обязаны
соблюдать законы Республики Саха (Якутия).
7. Постановление Правительства республики N 545 является
нормативным актом, реализующим положение статьи 7 Закона.
Поскольку статьи 2, 7 Закона признаются соответствующими
Конституции Республики Саха (Якутия), положение постановления
сохраняет силу, обязательны для всех правоприменителей. Вместе с
тем данным постановлением утверждено Положение, которым
устанавливается методика определения предельно допустимой величины
фонда заработной платы и выплат социального характера в
предприятиях и организациях. Конституционный суд не входит в
рассмотрение этого вопроса, поскольку суд рассматривает только
вопросы права.
Руководствуясь статьями 11, 13, 16, 17, 31, 32 Закона "О
порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха
(Якутия), Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положение статей 2 и 7 Закона Республики Саха
(Якутия) "О регулировании оплаты труда в Республике Саха (Якутия)"
об установлении предельно допустимой величины расходов на оплату
труда для юридических лиц, определяемой Правительством Республики
Саха (Якутия), соответствующим статьям 18, 41, 49, 117, 122, 123,
126 Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Признать положение статей 2 и 8 рассматриваемого Закона о
регулировании условий оплаты труда руководителей организаций
трудовым договором (контрактом) с собственником имущества или
органом государственной власти республики, а руководителей
государственных организаций, организаций с долей государственной
собственности в уставном капитале - договором (контрактом),
заключаемым на условиях нормативных актов республики,
соответствующим статьям 3, 117, 122, 126 Конституции Республики
Саха (Якутия).
3. Признать положение статей 9, 11 Закона о порядке
договорного регулирования оплаты труда, положение статьи 15 об
ответственности за нарушение Закона республики о регулировании
оплаты труда, положение статьи 17 о сфере действия этого Закона
соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия).
4. Настоящее постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно и действует
непосредственно.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия" не позднее чем семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|