УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 15.04.2004 132-З N 267-III
27 октября 1999 года З N 119-II
-------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 76-З N 483-II)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 27.10.1999 З N 120-II
Настоящий закон регулирует отношения между субъектами научной
и(или) научно-технической деятельности, органами государственной
власти Республики Саха (Якутия) и потребителями научной и(или)
научно-технической продукции. Закон определяет правовые,
экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие
функционирование науки и научно-технической сферы в Республике
Саха (Якутия).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) о науке и
государственной научно-технической политике
1. Законодательство Республики Саха (Якутия) о науке и
государственной научно-технической политике состоит из настоящего
закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных
правовых актов Республики Саха (Якутия).
2. Действие законодательства Республики Саха (Якутия) о науке и
государственной научно-технической политике распространяется на
все научные организации на ее территории независимо от их
организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности.
3. На территории Республики Саха (Якутия) действует федеральное
законодательство о науке и государственной научно - технической
политике, принятое по вопросам, переданным Республикой Саха
(Якутия) в ведение Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем законе применяются следующие понятия:
а) научная деятельность - интеллектуальная творческая
деятельность, направленная на получение научными методами новых
знаний, их обобщение, систематизацию и применение. Научная
деятельность включает фундаментальные и прикладные научные
исследования, опытные разработки, инновационную деятельность;
б) фундаментальные научные исследования - теоретическая или
экспериментальная научная деятельность, направленная на получение
новых знаний об основных закономерностях строения,
функционирования или поведения изучаемых объектов и причинно -
следственных связях, ориентированная, прежде всего, на создание
картины мира или ее фрагментов и познание законов его развития;
в) прикладные научные исследования - научная деятельность,
ориентированная на применение новых знаний для достижения
практических целей или для решения конкретных практических задач;
г) научно-техническая деятельность - деятельность, направленная
на получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных
проблем, обеспечения функционирования науки, техники и
производства как единой системы;
д) опытные разработки - научная деятельность, направленная на
разработку новых устройств, продуктов, технологий или способов,
позволяющих получить новые потребительские качества товаров или
услуг, либо улучшить старые за счет применения результатов научных
исследований;
е) инновационная деятельность - деятельность по использованию
научных знаний и опытных разработок в промышленном производстве,
сфере услуг или в других областях хозяйствования;
ж) научный результат - продукт научной и(или) научно -
технической деятельности, содержащий новые знания или решения об
исследуемых объектах и зафиксированный на любом информационном
носителе;
з) научная интеллектуальная собственность - научные результаты,
права на использование которых охраняются законодательством;
и) ученый - гражданин, имеющий научную квалификацию (ученую
степень), занимающийся научной и(или) научно-технической
деятельностью и имеющий значимые в научном отношении результаты
такой деятельности. Он может работать индивидуально или в составе
научных коллективов;
к) субъекты научной деятельности - индивидуальными субъектами
научной деятельности являются научные работники и работники сферы
науки, коллективными - научные группы, юридические лица, основной
задачей которых является научная деятельность;
л) научный работник (исследователь) - гражданин, обладающий
необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и
(или) научно-технической деятельностью;
м) автор (соавтор) научного результата - физическое лицо (одно
из физических лиц), внесшее творческий вклад в получение научного
результата;
н) работник сферы обслуживания научной и(или) научно -
технической деятельности (далее - научного обслуживания) -
гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной
и(или) научно-технической деятельности в научной организации;
о) научная организация - юридическое лицо любой организационно-
правовой формы и формы собственности, а также общественное
объединение научных работников, осуществляющие в соответствии со
своими учредительными документами в качестве основной научную
и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных
работников;
п) научные учреждения - некоммерческие организации,
образованные государственными (федеральными и республиканскими)
или муниципальными органами исполнительной власти, а также другими
собственниками для ведения научной деятельности и осуществления
управленческих функций в сфере науки;
р) высшее научное учреждение - организация, которая
осуществляет интеграцию и координацию деятельности академических,
вузовских и отраслевых научных организаций в области
фундаментальных и прикладных исследований;
с) грант - денежные, материальные или иные материальные
средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государством,
физическим или юридическим лицом, в том числе иностранным
государством, иностранным гражданином или иностранным юридическим
лицом, а также международной организацией на проведение
конкретного научного исследования и на иные цели в научном
процессе на условиях, предусмотренных грантодателем;
т) государственная научно-техническая политика - составная
часть социально-экономической политики Республики Саха (Якутия),
которая выражает отношение государства к научной и научно -
технической деятельности, определяет цели, направления, формы
деятельности органов государственной власти в области науки,
техники и реализации достижений науки и техники с учетом
региональных особенностей и потребностей социально-экономического
развития республики.
Статья 3. Принципы государственного регулирования научной
деятельности
Реализация и правовое регулирование научной деятельности
основываются на соблюдении следующих принципов:
а) творческая свобода научных работников и коллективов;
б) гласность, открытость и отчетность о результатах
деятельности;
в) равноправие субъектов научной деятельности;
г) интеграция научной деятельности и образования;
д) непрерывность образования, подготовки и переподготовки
научных кадров;
е) обмен информацией;
ж) гарантированная государством защита авторских прав и прав на
интеллектуальную собственность;
з) независимая экспертиза проектов, заявок и результатов
научной деятельности, программ;
и) множественность источников финансирования;
к) свободное участие в международном сотрудничестве;
л) свобода создания научно-общественных объединений;
м) право на гарантированную социальную защиту научных
работников и работников сферы научного обслуживания.
Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И(ИЛИ)
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 4. Общие положения субъектах научной и (или) научно -
технической деятельности
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность
осуществляется физическими лицами в пределах прав, установленных
законодательством, и юридическими лицами при условии, если научная
и(или) научно-техническая деятельность предусмотрена их
учредительными документами.
2. Оценка научной квалификации граждан и критерии этой оценки
определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Аттестация научных работников проводится не реже одного раза в
пять лет.
3. Результаты аттестации могут быть обжалованы вышестоящей
аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или
критериев оценки научной квалификации результаты аттестации могут
быть обжалованы в судебном порядке.
4. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в
соответствии с настоящим законом:
- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и
экспериментальных разработок;
- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
- признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-
технической деятельности;
- обеспечивают свободу доступа к научной и(или) научно -
технической информации, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством в отношении государственной, служебной или
коммерческой тайны;
- гарантируют подготовку, повышение квалификации и
переподготовку научных работников и специалистов государственных
научных организаций:
- гарантируют финансирование проектов, выполняемых по
государственным заказам Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Права научного работника
1. Ученый, научный работник имеет право на:
- признание его автором научных и (или) научно-технических
результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты
интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством;
- участие в формировании тематики научной деятельности;
- получение в соответствии с законодательством доходов от
реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором
которых он является;
- объективную оценку своей научной и (или) научно-технической
деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
- осуществление не запрещенной законодательством
предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- участие в научных дискуссиях, конференциях, симпозиумах и
иных коллективных обсуждениях;
- участие в конкурсе на финансирование научных исследований за
счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной
и(или) научно-технической деятельности и иных источников, не
запрещенных законодательством;
- публикацию в открытой печати научных и (или) научно -
технических результатов, если они не содержат сведений,
относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
- получение необходимой информации, необходимой для выполнения
научной деятельности, если она не содержит сведений, относящихся к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
- выбор метода и средств решения избранной научной проблемы;
- выступление с известной ему информацией о возникшей или
обнаруженной им угрозе жизни и здоровью граждан или окружающей
природной среде, а также на другие доступные ему законные меры для
ликвидации или смягчения возможных негативных последствий этих
обстоятельств;
- мотивированный отказ от участия в научных исследованиях,
которые, по его мнению, могут оказать негативное воздействие на
человека, общество и окружающую природную среду;
- участие в управлении научной организацией, в которой он
работает, согласно ее уставу;
- повышение своей квалификации;
- другие права, установленные законодательством.
2. Ученые, научные работники в целях осуществления научной и
(или) научно-технической деятельности, содействия научным
организациям, пропаганды научных знаний вправе создавать на
добровольной основе научные, научно-технические и научно -
просветительские общества, общественные академии наук (далее -
научные общества), фонды в порядке, предусмотренном
законодательством.
Статья 6. Обязанности научного работника
1. Научный работник обязан:
а) осуществлять научную, научно-техническую деятельность и
экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека,
не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей
природной среде;
б) объективно осуществлять экспертизы представленных ему
научных и(или) научно-технических программ и проектов, научных и
научно-технических результатов и экспериментальных разработок;
в) соблюдать объективность при опубликовании своих научных и
научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
2. Органы государственной власти республики могут привлекать на
добровольной основе научные организации любых организационно -
правовых форм к подготовке проектов решений в области науки и
техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к
выполнению научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
Статья 7. Государственные гарантии в сфере оплаты труда
1. Оплата труда ученых, научных работников и работников сферы
научного обслуживания осуществляется по результатам работы и
определяется законодательством Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации. Правительство Республики Саха (Якутия)
обеспечивает размер оплаты труда научных работников
государственных научных учреждений не ниже среднего размера
заработной платы работников промышленных отраслей народного
хозяйства Республики Саха (Якутия).
2. Ученым и научным работникам устанавливаются доплаты к
должностному окладу:
а) за почетные звания Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации - 20 процентов;
б) за ученую степень - 50 процентов.
3. Молодым научным сотрудникам и специалистам, имеющим высшее
образование и заключившим трудовой контракт с государственным
научным учреждением, в течение первых трех лет работы после
окончания высшего учебного заведения может устанавливаться доплата
к заработной плате, размер которой определяется руководством
научного учреждения в пределах средств, предусмотренных на оплату
труда по смете расходов данного учреждения.
4. Оплата труда членов временных исследовательских групп
осуществляется на договорной и контрактной основе. Участие
научного работника во временных исследовательских группах с
дополнительной оплатой, а также работа по совместительству не
ограничиваются дополнительными условиями при выполнении
обязанностей по основному месту работы.
Статья 8. Научная организация
1. Государственная аккредитация научной организации проводится
в установленном порядке органами исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) и Российской Федерации в соответствии с
законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
2. Свидетельство о государственной аккредитации выдается
научной организации, объем научной и (или) научно-технической
деятельности которой составляет не менее 70 процентов общего
объема выполняемых указанной организацией работ и уставом или
положением которой предусмотрен ученый (научный, технический,
научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается
образовательному учреждению высшего профессионального образования,
существующему в порядке, устанавливаемом законодательством,
осуществляющему подготовку научно-педагогических и научных кадров
и имеющему в своем составе научно-исследовательскую часть,
прошедшую государственную аккредитацию научной организации.
Свидетельство о государственной аккредитации является
основанием для предоставления научной организации налоговых и
других льгот, установленных законодательством.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации
научной организации не может являться препятствием к осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Научной организации, которая имеет уникальное опытно -
экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и
специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно -
техническая деятельность которой получила международное признание,
может присваиваться статус государственного (федерального) и (или)
республиканского государственного научного центра.
Порядок присвоения статуса республиканского государственного
научного центра определяется Правительством Республики Саха
(Якутия) в соответствии с законодательством.
4. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами в порядке,
установленном законодательством.
5. Государственная научная организация и ее учредитель обязаны
поддерживать и развивать научно-исследовательскую и опытно -
экспериментальную базу научной организации, обновлять ее научно -
производственные фонды.
Республиканские органы исполнительной власти, учредившие
государственную научную организацию, выделяют необходимые средства
на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной
организации и при недостаточности средств у данной организации
несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае,
если государственная научная организация создана в форме
учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве
оперативного управления.
6. Земельные участки государственным научным организациям
предоставляются в бессрочное безвозмездное пользование.
Порядок предоставления земельных участков научным организациям,
условия владения и пользования указанными земельными участками
устанавливаются законодательством.
7. Научная организация осуществляет научное и (или) научно -
техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством и международными договорами (соглашениями)
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
8. Научные организации имеют право сдавать в аренду с согласия
собственника без права выкупа временно не используемое ими
имущество, в том числе и недвижимое в соответствии с
законодательством. Имущество, находящееся в собственности
Республики Саха (Якутия), может сдаваться в аренду без права
выкупа после согласования с республиканским уполномоченным органом
по управлению государственным имуществом. Доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в республиканской собственности, в полном
объеме учитываются в доходах республиканского бюджета и
используются научными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их
материально-технической базы.
9. Научная организация создается, реорганизуется и
ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством. При
реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и(или)
научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной научной организации опытного, опытно -
экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического
производства и лечебных баз.
Статья 9. Академия наук Республики Саха (Якутия)
1. Академия наук Республики Саха (Якутия) является высшим
научным учреждением Республики Саха (Якутия), имеет
государственный статус некоммерческой организации (учреждения) и
финансируется за счет средств республиканского бюджета, наделяется
правом управления своей деятельностью и имуществом.
Академия наук Республики Саха (Якутия) создается,
реорганизуется и ликвидируется законом Республики Саха (Якутия) по
представлению Правительства Республики Саха (Якутия).
В Академию наук Республики Саха (Якутия) входят научные
организации и организации научного обслуживания и социальной
сферы.
Структура Академии наук Республики Саха (Якутия), порядок
деятельности и финансирования входящих в ее состав научных
организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы
определяются уставом Академии наук Республики Саха (Якутия), а
также уставами входящих в ее состав научных организаций,
утверждаемых Президиумом Академии наук Республики Саха (Якутия).
2. Академия наук Республики Саха (Якутия) является
самоуправляемой организацией, действующей на основе
законодательства и своего устава. Академия наук Республики Саха
(Якутия) проводит фундаментальные и прикладные научные
исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и
гуманитарных наук, участвует в координации научных исследований,
разработке республиканских комплексных научно-технических и
гуманитарных программ, выполняемых академическими, вузовскими и
отраслевыми научными организациями и финансируемых за счет средств
республиканского бюджета, осуществляет координацию с
академическими учреждениями Российской Федерации.
3. Финансирование Академии наук Республики Саха (Якутия)
осуществляется за счет средств республиканского бюджета,
указываемых в нем отдельной строкой, и иных источников, не
запрещенных законодательством.
4. Академия наук Республики Саха (Якутия), ее научные
организации и организации научного обслуживания и социальной сферы
владеют, пользуются и распоряжаются государственным имуществом,
переданным им в оперативное управление или хозяйственное ведение в
соответствии с законодательством. Реестры имущества, переданного
Академии наук Республики Саха (Якутия) в оперативное управление
или хозяйственное ведение, утверждаются Правительством Республики
Саха (Якутия).
5. Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию
имущество (имущественное право или имущественные обязанности),
используется Академией наук Республики Саха (Якутия) на условиях,
определяемых договором и действующим законодательством, отражается
в смете доходов и расходов, учитывается в отдельном балансе.
6. За Академией наук Республики Саха (Якутия), ее научными
организациями и организациями научного обслуживания и социальной
сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование
земельные участки, выделенные им в установленном порядке.
Статья 10. Научные организации Российской Федерации,
действующие на территории Республики Саха (Якутия)
1. На территории Республики Саха (Якутия) действуют
академические учреждения, научные организации федерального уровня,
отраслевые научно-исследовательские институты, имеющие
государственный или иной статус, а также научные коллективы при
высших учебных заведениях.
2. Функции высшего научного учреждения Российской академии наук
на территории Республики Саха (Якутия) исполняет Якутский научный
центр Сибирского отделения Российской академии наук.
3. Республика Саха (Якутия) может участвовать в финансировании
научных учреждений федерального уровня, действующих на территории
Республики Саха (Якутия).
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 11. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется на основе сочетания принципов государственного
регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия),
научные организации и организации научного обслуживания и
социальной сферы в пределах своих полномочий определяют
соответствующие приоритетные направления развития науки и техники,
обеспечивают формирование системы научных организаций,
осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно -
технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-
технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и
производства, реализацию достижений науки и техники.
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного
творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государственные
научные организации:
- утверждают уставы государственных научных организаций;
- осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным организациям
имущества;
- осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.
Руководители научных организаций назначаются (избираются) в
соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их
уставами.
4. Ученые (научные, технические, научно-технические) советы
государственных научных организаций разрабатывают и утверждают
планы научных, научно-технических работ и развития государственных
научных организаций гласно, исходя из государственных заданий,
профиля государственных научных организаций, их научных и
экономических интересов.
Статья 12. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной и(или) научно-технической продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной
организацией, заказчиком и иными потребителями научной и(или)
научно-технической продукции являются договоры (контракты) на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, иные договоры (контракты) на создание,
передачу, использование научной и (или) научно-технической
продукции, а также договоры о совместной научной и(или) научно -
технической деятельности и распределении прибыли.
2. Правительство Республики Саха (Якутия) вправе устанавливать
для учрежденных им государственных научных организаций
обязательный государственный заказ на выполнение научных
исследований и экспериментальных разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и(или)
научно-техническими результатами определяются законодательством, а
также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон -
производителей и потребителей научной и(или) научно-технической
продукции.
Статья 13. Информационное обеспечение научной и (или) научно -
технической деятельности
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности
имеют право на свободный обмен информацией за исключением
информации, содержащей сведения, порядок распространения которых
устанавливается законодательством и локальными актами научных
организаций.
2. Государство обеспечивает создание республиканских
информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую
обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно-
технической информации, содействует изданию научной и (или) научно-
технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных
печатных изданий о научных и(или) научно-технических результатах.
Государство гарантирует субъектам научной и (или) научно -
технической деятельности доступ к указанной информации, право на
ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные
информационные фонды и системы в области науки и техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при
которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечиваются сохранность
указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам
в установленном порядке.
Статья 14. Регулирование научной и (или) научно-технической
деятельности
(Статья в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 76-З N 483-II)
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в
соответствии с законодательством вправе устанавливать особый
порядок проведения научных исследований и использования научных и
(или) научно-технических результатов, которые могут создавать
угрозу безопасности Республики Саха (Якутия), здоровью граждан,
окружающей природной среде.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья 15. Основные цели и принципы государственной научно -
технической политики
1. Основными целями государственной научно-технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное
использование научно-технического потенциала, увеличение вклада
науки и техники в развитие экономики республики, реализацию
важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных
преобразований в области материального производства, повышение его
эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение
экологической обстановки и защиты информационных ресурсов
республики, укрепление обороноспособности государства и
безопасности личности, общества и государства, упрочение
взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осуществляется,
исходя из следующих основных принципов:
а) признание науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производительных сил республики;
б) гласность и использование различных форм общественных
обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и
техники и экспертизе научных и научно-технических программ и
проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
в) гарантия приоритетного развития фундаментальных научных
исследований;
г) интеграция научной, научно-технической и образовательной
деятельности;
д) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в
области науки и техники;
е) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;
ж) стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
з) развитие научной, научно-технической и инновационной
деятельности посредством создания системы государственных научных
центров и других структур;
и) стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности в городах и улусах Республики Саха (Якутия) и
интеграция их научно-технического потенциала;
к) развитие международного научного и(или) научно-технического
сотрудничества.
Статья 16. Полномочия органов государственной власти Республики
Саха (Якутия) в области формирования и реализации государственной
научно-технической политики
1. К ведению органов государственной власти Республики Саха
(Якутия) относятся:
а) разработка и проведение государственной научно-технической
политики Республики Саха (Якутия);
б) определение приоритетных направлений развития науки и
техники в Республике Саха (Якутия);
в) формирование и реализация республиканских научных и научно-
технических программ и проектов, а также определение
республиканских органов исполнительной власти, ответственных за их
выполнение;
г) финансирование научной и научно-технической деятельности за
счет средств республиканского бюджета;
д) установление системы экономических и иных льгот в целях
стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и
использование ее результатов;
е) содействие развитию научной, научно-технической и
инновационной деятельности в городах и улусах Республики Саха
(Якутия);
ж) управление государственными научными организациями,
учрежденными органами государственной власти Республики Саха
(Якутия), в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
з) формирование органов управления в сфере научной и научно -
технической деятельности Республики Саха (Якутия), участие в
формировании соответствующих межрегиональных органов;
и) контроль за деятельностью государственных научных
организаций федерального значения по вопросам, относящимся к
полномочиям органов государственной власти Республики Саха
(Якутия);
к) создание условий для более эффективного использования
имеющихся материальных и информационных ресурсов;
л) формирование республиканских и межрегиональных фондов
научного, научно-технического и технологического развития;
м) реализация обязательств по научным и научно-техническим
программам и проектам, предусмотренным международными договорами
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
и) осуществление иных полномочий, не отнесенных к ведению
органов государственной власти Российской Федерации.
Правительство Республики Саха (Якутия) определяет полномочия
республиканских органов исполнительной власти в области
формирования и реализации государственной научно-технической
политики Республики Саха (Якутия), утверждает республиканские
научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным
направлениям развития науки и техники.
Формирование и реализацию государственной политики в области
науки и научно-технической деятельности в Республике Саха (Якутия)
осуществляет республиканский орган государственного управления в
области науки и государственной научно-технической политики,
образуемый Правительством Республики Саха (Якутия).
2. К совместному ведению органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) и органов государственной власти
Российской Федерации относятся:
а) формирование экономического механизма осуществления единой
государственной научно-технической политики;
б) организация научно-технического прогнозирования;
в) размещение объектов научно-технического потенциала и
создание инфраструктуры научно-технической и инновационной
деятельности;
г) формирование рынков научной и(или) научно-технической
продукции Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации:
д) формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территории Республики Саха
(Якутия):
е) разработка и реализация мер по социальной защите работников
научных и научно-технических работников, в том числе их
материальное обеспечение;
ж) формирование совместных фондов научного, научно -
технического и технологического развития;
з) международные научные связи.
3. По вопросам совместного ведения органы государственной
власти Республики Саха (Якутия) при осуществлении своих полномочий
взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти
Российской Федерации в форме:
а) подготовки совместных предложений о совершенствовании
организационно-экономического механизма научной и инновационной
деятельности;
б) участия представителей соответствующих органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) в составах научных
и координационных советов по проблемам науки и техники, научно -
технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых
органами государственной власти Российской Федерации;
в) взаимной передачи на основе договоров и соглашений отдельных
полномочий на координацию научно-технической деятельности,
затрагивающей совместные интересы Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации;
г) подготовки и реализации совместных мер по содержанию и
развитию социальной сферы научных организаций.
4. Местные органы государственной власти и управления
Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции и с учетом
потребностей развития соответствующих административно -
территориальных единиц содействуют развитию науки, финансированию
исследований и научно-технических разработок из местного бюджета,
участвуют в формировании республиканских и межрегиональных
программ.
Статья 17. Порядок формирования государственной научно -
технической политики
1. Основные приоритеты государственной научно-технической
политики определяются, исходя из задач социально-экономического и
культурного развития Республики Саха (Якутия), с учетом
федеральной научно-технической политики.
2. Направления государственной научно-технической политики на
среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом
Республики Саха (Якутия) на основе специального доклада
Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Определение основных направлений государственной научно -
технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных направлений развития науки и техники, разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных и(или) научно -
технических программ и проектов, об использовании достижений науки
и техники осуществляются в условиях гласности с использованием
различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении
отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами
исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их
объединений с учетом единой государственной научно-технической
политики Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
4. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
содействуют деятельности организаций, выполняющих заказы
оборонного значения.
Статья 18. Организация и проведение экспертиз научной и научно-
технической деятельности
1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
организуют проведение экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов, финансируемых за счет средств
республиканского бюджета.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами
с участием представителей органов государственной власти
Республики Саха (Якутия), организаций, финансирующих научную и
(или) научно-техническую деятельность, в случаях:
а) определения приоритетных направлений государственной научно-
технической политики, а также развития науки и техники;
б) формирования научных и(или) научно-технических программ и
проектов;
в) проведения конкурсов на участие в научных и научно -
технических программах и проектах, контроля за их осуществлением и
использованием полученных научных и (или) научно-технических
результатов в экономике республики.
3. В экспертизе научной и научно-технической деятельности не
может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в
ее результатах.
4. По результатам экспертиз научных и (или) научно-технических
программ и проектов республиканские органы исполнительной власти
обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в
том числе экологической, об экономической и социальной значимости
создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки
и техники.
5. В случаях, предусмотренных законодательством, в
установленном порядке проводится обязательная государственная
экспертиза научно-технических программ и проектов.
Статья 19. Финансирование научной и (или) научно-технический
деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и
множественности источников финансирования. Финансирование этой
деятельности осуществляется за счет средств федерального,
республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников
(собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их
объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в
соответствии с законодательством. Финансирование научных
исследований и экспериментальных разработок гражданского
назначения из республиканского бюджета осуществляется в размере не
менее четырех процентов расходной части республиканского бюджета.
Финансирование расходов учреждений, находящихся в ведении
Российской Федерации, осуществляется в пределах предусмотренных
объемов ассигнований.
2. Правительство Республики Саха (Якутия) организует разработку
и исполнение республиканского бюджета в части расходов на научные
исследования и экспериментальные разработки, финансовую поддержку
и ресурсное обеспечение капитального и жилищного строительства,
социальную защиту научных работников в соответствии с нормативными
правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации,
определяет порядок создания государственных фондов поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности, утверждает
распределение предусмотренных республиканским бюджетом средств на
эти цели между государственными заказчиками республиканских
целевых программ, республиканскими органами исполнительной власти,
научными организациями и указанными государственными фондами.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального и республиканского
бюджетов. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных
научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке,
устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия), создаются
фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
4. Республиканские научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств республиканского бюджета, фондов
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в
порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений,
банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого
участия могут финансироваться также научно-технические программы,
сформированные и реализуемые на основе международных и
межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические
программы создания новых техники и технологии двойного применения.
5. Работы местного значения могут финансироваться за счет
средств местных бюджетов, местных фондов поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за
счет средств организаций, объединений, банков и других
хозяйствующих субъектов.
Средства, получаемые от хозяйственно-договорной деятельности
научных учреждений, направляемые на основную научную деятельность,
а также средства, выделенные хозяйствующим субъектом в сферу
науки, могут быть освобождены от налогов в соответствии с
законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Совместное использование средств, выделенных из федерального,
республиканского и местных бюджетов на финансирование научных
исследований федерального значения, осуществляется на долевых
началах по согласованию между соответствующими органами Республики
Саха (Якутия) и Российской Федерации, местными органами
государственной власти и управления.
6. Финансирование научной и(или) научно-технической
деятельности осуществляется Республикой Саха (Якутия) на основе
сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого
финансирования конкретных научных и научно-технических программ и
проектов.
7. В Республике Саха (Якутия) могут действовать
государственные, негосударственные и международные фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в
порядке, установленном законодательством, создают государственные
фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности
как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется
за счет средств республиканского бюджета или иных источников, не
запрещенных законодательством. Государственный фонд поддержки
научной и(или) научно-технической деятельности является
самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством и уставом.
Государственные фонды поддержки научной и(или) научно -
технической деятельности организуют независимую экспертизу научных
и (или) научно-технических программ и проектов, представляемых
субъектами научной и(или) научно-технической деятельности, и на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных
программ и проектов.
8. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из
республиканского бюджета или соответствующих внебюджетных фондов
на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют
формы и способы использования ее результатов.
9. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов, в том числе предоставленных
органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в
порядке, установленном грантодателями. Порядок предоставления
грантов республиканскими органами исполнительной власти
устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с
законодательством, в случае их использования на территории
иностранного государства - в соответствии с законодательством
этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты
выделяются.
Статья 20. Интеграция науки и высшего образования в Республике
Саха (Якутия)
1. Интеграция науки и высшего образования осуществляется:
а) через реализацию мультидисциплинарных научных и (или) научно-
технических программ, выполняемых совместно академическими,
отраслевыми научными институтами и учреждениями высшего
профессионального образования;
б) путем поощрения различных форм участия преподавателей и
студентов в научной деятельности и привлечения
высококвалифицированных научных работников к преподавательской
деятельности, в том числе на контрактной основе;
в) через систему организации учебного процесса, поиска, отбора
и государственной поддержки молодежи и ее целенаправленной
подготовки к научной деятельности;
г) путем создания сети учебно-научных и учебно -
производственных комплексов на базе вузов, научно -
исследовательских институтов, предприятий, центров.
2. Приоритетной сферой применения научных результатов является
передача новых знаний молодежи путем использования их в
преподавании, привлечения студентов и молодых научных работников к
участию в олимпиадах и конкурсах, выставках и конференциях,
издания учебников на основе новых методик и другими способами, что
поддерживается специальными образовательными программами.
Статья 21. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество
1. Научные учреждения и организации Республики Саха (Якутия) в
целях сотрудничества с зарубежными научными организациями имеют
право проводить совместные научно-исследовательские работы,
создавать совместные предприятия, ассоциации, центры коллективного
пользования научной информацией и научным оборудованием,
обмениваться научным оборудованием, обмениваться научными кадрами
в порядке, установленном законодательством.
2. Порядок взаимодействия научных учреждений определяется
договорами, если иной порядок не предусмотрен международным
законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации.
3. Ученые вправе самостоятельно заключать контракты на работы в
зарубежных организациях, принимать участие в международных научно-
технических программах, выезжать за рубеж для участия в
международных симпозиумах, конференциях, конгрессах, выставках и
других мероприятиях в соответствии с действующим
законодательством.
4. Научные учреждения и организации вправе непосредственно
приобретать необходимые для осуществления их научной деятельности
оборудование и материалы на внешнем рынке, заключать для этой цели
бартерные сделки, реализовывать интеллектуальную собственность в
установленном порядке.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
27 октября 1999 года
З N 119-II
|