Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 15.10.1999 N 4-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 8 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 19 НОЯБРЯ 1997 ГОДА О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 15 октября 1999 г. N 4-П

             ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 8
         ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 19 НОЯБРЯ 1997 ГОДА
              "О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
         КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего    Д.Н. Миронова,   судей   В.А. Долгашевой,
   А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием сторон:
   депутата  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики Саха
   (Якутия)   Ф.Г. Охлопкова,   заместителя    председателя    Палаты
   Представителей  А.Р. Данилова, представителя Президента Республики
   Саха  (Якутия) М.М. Яковлева  рассмотрел   в   открытом   судебном
   заседании  дело  о  проверке  конституционности  статьи  8  Закона
   Республики  Саха  (Якутия)  "О  порядке   внесения   изменений   и
   дополнений   в   Конституцию   (Основной  закон)  Республики  Саха
   (Якутия)".
       Поводом к  рассмотрению  дела  послужило ходатайство депутатов
   Государственного   Собрания   (Ил  Тумэн)   А.Н. Алексеева,   Ф.Г.
   Охлопкова.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том,  соответствует ли Конституции
   Республики Саха (Якутия) норма статьи 8 оспариваемого закона.
       Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснения
   сторон и других участников,  исследовав представленные  документы,
   Конституционный суд

                               установил:

       1. В  своем  ходатайстве  народные  депутаты  просят  признать
   норму,  наделяющую   Палату   Представителей   правом   отклонения
   поступившей  законодательной  инициативы  о  внесении  изменений и
   дополнений в  Конституцию,  неконституционной  как  противоречащей
   статьям 58.1,  59,  143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
   Как полагают  ходатайствующие,  правом  принятия  либо  отклонения
   предложений  субъектов  законодательной инициативы об изменениях и
   дополнениях в Конституцию республики обладает лишь Государственное
   Собрание (Ил Тумэн),  а законы,  вносящие изменение и дополнение в
   Конституцию, не могут быть приняты либо отклонены без рассмотрения
   их в Палате Республики.
       В ходатайстве оспаривается лишь часть 2 статьи  8  закона,  но
   предметом  рассмотрения Конституционного суда является вся статья,
   ибо нормы объединены правилом об отклонении Палатой Представителей
   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  законопроектов о внесении
   изменений и дополнений в Конституцию (Основной  закон)  Республики
   Саха  (Якутия).  При  этом  Конституционный суд не входит в оценку
   обоснованности заключения комиссии,  рассматривает лишь  вопрос  о
   соответствии  оспариваемых положений закона Конституции Республики
   Саха (Якутия).
       2. Законодательная  деятельность Государственного Собрания (Ил
   Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  осуществляется  как  в   форме
   раздельного  заседания  Палаты Представителей и Палаты Республики,
   так и в форме совместного заседания  палат.  На  заседаниях  палат
   рассматриваются   и   принимаются  только  те  законы,  которые  в
   соответствии со статьями 58  и  58.1  Конституции  отнесены  к  их
   ведению.  Статья  53 Конституции гласит,  что совместные заседания
   проводятся в случаях принятия Конституции Республики Саха (Якутия)
   и   Закона  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Конституцию
   Республики  Саха  (Якутия)".  Согласно  статье   143   Конституции
   Республики  Саха  (Якутия)  изменения  и  дополнения в Конституцию
   принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн)  большинством  не
   менее  двух  третей  голосов  от  общего  числа избранных народных
   депутатов республики.
       Рассмотрение и   принятие   закона   о  внесении  изменений  и
   дополнений в  Конституцию  на  совместном  заседании  палат  путем
   голосования  народных  депутатов  республики выражает верховенство
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) в законодательном процессе  и
   является    способом    урегулирования    (устранения)   возможных
   расхождений между палатами.
       3. Согласно  статье  144  Конституции Республики Саха (Якутия)
   порядок  подачи  предложений  об  изменениях   и   дополнениях   в
   Конституцию устанавливается законом.  Данная статья во взаимосвязи
   со статьей 143 Конституции,  Законом "О  Государственном  Собрании
   (Ил   Тумэн)   Республики   Саха   (Якутия)",  регламентами  палат
   закрепляют особый порядок принятия законов о внесении изменений  и
   дополнений     в     Конституцию,     обусловленный     отнесением
   соответствующего    полномочия    к    исключительному     ведению
   Государственного Собрания.
       Палата представителей  19  ноября  1997  года  приняла  закон,
   определяющий   порядок   внесения   предложений  об  изменениях  и
   дополнениях в Конституцию республики, устанавливающий процедуры их
   обсуждения, рассмотрения и принятия.
       Закон предусматривает создание комиссии по разработке  проекта
   закона  о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики
   Саха  (Якутия)  в  качестве   консультативного   рекомендательного
   органа.   Комиссия   осуществляет  свои  функции  на  общественных
   началах.
       Как видно  из  статей 7,  8 закона,  по результатам обсуждения
   предложений   субъектов   законодательной   инициативы    комиссия
   принимает одно из следующих решений: принимает окончательный текст
   проекта закона для внесения его в палаты Государственного Собрания
   (Ил  Тумэн);  принимает  заключение  об отклонении законодательной
   инициативы и направляет его в Палату представителей.
       4. Как  видно  из рассматриваемого закона,  процедура внесения
   изменений и дополнений в Конституцию состоит из нескольких стадий.
   Первая   стадия  регулирует  порядок  внесения  предложений  и  их
   обсуждения (статьи 5-9).
       В соответствии    со   статьей   5   рассматриваемого   закона
   предложения  о  внесении  изменений  и  дополнений  в  Конституцию
   вносятся в Палату представителей. Законодательная инициатива может
   быть рассмотрена Государственным Собранием при условии  соблюдения
   требований, предъявляемых к ее форме и содержанию. Соответствующую
   проверку осуществляет комитет Палаты представителей.  Предложения,
   представленные   с  соблюдением  требований  закона,  направляются
   Палатой представителей в Комиссию по разработке  проектов  законов
   (статья   6).   Как   видно   из  указанных  норм,  эти  процедуры
   осуществляются парламентскими органами в  рамках  законодательного
   процесса.
       Участие Палаты   Представителей   в   предварительной   стадии
   рассматриваемой процедуры само по себе  не может расцениваться как
   вмешательство  в   исключительную   компетенцию   Государственного
   Собрания,  так  как  статьи  143,  144  Конституции,  не определяя
   конкретные процедуры, не исключают участие палат в предварительном
   рассмотрении поступивших предложений.
       В соответствии со статьей  8  рассматриваемого  закона  Палата
   представителей   на   основании   заключения   комиссии  принимает
   постановление  об   отклонении   законодательной   инициативы   по
   предложениям  о  внесении  изменений  и  дополнений  в Конституцию
   (часть 2),  что означает  непринятие  палатой  проекта  закона.  В
   случае  несогласия  с  заключением  комиссии Палата представителей
   мотивированным постановлением  возвращает  заключение  в  комиссию
   (часть 3).
       По смыслу  статьи  8  закона  отклоненная   или   возвращенная
   законодательная инициатива не направляется ни в Палату Республики,
   ни в Государственное Собрание (Ил Туман). Получается, что статья 8
   оспариваемого  закона,  предоставляя  Палате  Представителей право
   отклонения или возвращения законодательной инициативы,  прекращает
   дальнейшую процедуру ее рассмотрения.
       Таким образом,  статья 8 закона устанавливает правило, имеющее
   нормативно-обязывающее   содержание,   которое  не  согласуется  с
   требованиями статей 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
       5. В  соответствии  со статьей 144 Конституции Республики Саха
   (Якутия) правом внесения предложений  об  изменении  и  дополнении
   Конституции  обладают субъекты законодательной инициативы.  Статья
   59 Конституции Республики Саха (Якутия) определяет  круг субъектов
   законодательной  инициативы.  Наличие  у  субъекта  права внесения
   предложений  об  изменении  Конституции  предполагает  обязанность
   Государственного   Собрания   рассмотреть   внесенную   надлежащим
   субъектом инициативу об изменении Конституции.
       Обязанность законодателя   обеспечивается  тем,  что  согласно
   статье 5 рассматриваемого закона предложения о внесении  изменений
   и  дополнений  в  Конституцию  вносятся субъектами законодательной
   инициативы в Палату  Представителей.  Норма  о  внесении  проектов
   законов  в  эту  палату  имеется  и  в  Законе  "О Государственном
   Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" (статья 20 часть 3).
   Пункт  5  статьи  20  названного  закона устанавливает обязанность
   рассмотрения в Палате Республики  законов,  вносящих  изменение  и
   дополнение   в   Конституцию.   Регламент  Палаты  представителей,
   определяя в  разделе  III  (ст. 50-57) законодательную процедуру и
   порядок представления вопросов в Палату Республики и на совместное
   заседание, не предусматривает возможность отклонения и возвращения
   законодательной инициативы по предложениям о внесении изменений  и
   дополнений в Конституцию.
       Истолкование права    субъектов   законодательной   инициативы
   довести свои предложения до Государственного Собрания  (Ил  Туман)
   одновременно  как  обязанности  соответствует  правоприменительной
   практике,  согласно которой законопроекты о внесении  изменений  и
   дополнений в Основной закон и раньше рассматривались на совместном
   заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн).
       Приведенная обязанность  Государственного Собрания (Ил Тумэн),
   поскольку она корреспондируется с правом субъектов законодательной
   инициативы, гарантирует их равноправие в законодательном процессе.
   Каждый субъект законодательной инициативы  должен  иметь  реальную
   возможность  отстаивать свои позиции и тем самым воздействовать на
   принятие закона Государственным Собранием (Ил Тумэн).
       Между тем  норма  статьи  8  закона об отклонении предложения,
   вводя   дифференциацию   субъектов   законодательной   инициативы,
   искажает  предусмотренную  статьями  143,  144 Конституции систему
   конституционно-правовых отношений между Государственным  Собранием
   (Ил  Тумэн) и инициаторами законопроектов   о внесении изменений и
   дополнений в Конституцию.
       6. Не  противоречит  целям  конституционного судопроизводства,
   каковыми являются защита основ  конституционного  строя,  основных
   прав  и  свобод человека и гражданина,  обеспечение верховенства и
   прямого действия Конституции Республики Саха  (Якутия),  обращение
   внимания   законодательного   органа   на  необходимость  внесения
   изменений и уточнений в другие статьи закона. В частности, требует
   уточнения положение закона о том, что комиссия готовит и принимает
   окончательный  текст  проекта  закона  о  внесении   изменений   и
   дополнений в Конституцию.
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 13, 16,
   17,  31,  32  Закона "О порядке деятельности Конституционного суда
   Республики Саха (Якутия)", Конституционный суд

                              постановил:

       1. Признать статью 8 Закона "О порядке  внесения  изменений  и
   дополнений    в   Конституцию   Республики   Саха   (Якутия)"   не
   соответствующей  статьям  143,  144  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия) и считать ее недействующей с момента принятия.
       2. Законодательному органу Республики Саха  (Якутия)  надлежит
   внести   уточнения   в  Закон  "О  порядке  внесения  изменений  и
   дополнений  в  Конституцию  Республики  Саха  (Якутия)",  так  как
   отдельные  положения  этого  закона  не  обеспечивают равноправное
   осуществление законодательной инициативы о  внесении  изменений  и
   дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия).
       3. Настоящее   постановление   окончательно,    не    подлежит
   обжалованию,     вступает    в    силу    немедленно и   действует
   непосредственно.
       4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия".

                                                         Председатель
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                                            Секретарь
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ФИЛИППОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz