КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 1999 г. N 4-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 8
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 19 НОЯБРЯ 1997 ГОДА
"О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой,
А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием сторон:
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) Ф.Г. Охлопкова, заместителя председателя Палаты
Представителей А.Р. Данилова, представителя Президента Республики
Саха (Якутия) М.М. Яковлева рассмотрел в открытом судебном
заседании дело о проверке конституционности статьи 8 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке внесения изменений и
дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха
(Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство депутатов
Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Н. Алексеева, Ф.Г.
Охлопкова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Республики Саха (Якутия) норма статьи 8 оспариваемого закона.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснения
сторон и других участников, исследовав представленные документы,
Конституционный суд
установил:
1. В своем ходатайстве народные депутаты просят признать
норму, наделяющую Палату Представителей правом отклонения
поступившей законодательной инициативы о внесении изменений и
дополнений в Конституцию, неконституционной как противоречащей
статьям 58.1, 59, 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
Как полагают ходатайствующие, правом принятия либо отклонения
предложений субъектов законодательной инициативы об изменениях и
дополнениях в Конституцию республики обладает лишь Государственное
Собрание (Ил Тумэн), а законы, вносящие изменение и дополнение в
Конституцию, не могут быть приняты либо отклонены без рассмотрения
их в Палате Республики.
В ходатайстве оспаривается лишь часть 2 статьи 8 закона, но
предметом рассмотрения Конституционного суда является вся статья,
ибо нормы объединены правилом об отклонении Палатой Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) законопроектов о внесении
изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики
Саха (Якутия). При этом Конституционный суд не входит в оценку
обоснованности заключения комиссии, рассматривает лишь вопрос о
соответствии оспариваемых положений закона Конституции Республики
Саха (Якутия).
2. Законодательная деятельность Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) осуществляется как в форме
раздельного заседания Палаты Представителей и Палаты Республики,
так и в форме совместного заседания палат. На заседаниях палат
рассматриваются и принимаются только те законы, которые в
соответствии со статьями 58 и 58.1 Конституции отнесены к их
ведению. Статья 53 Конституции гласит, что совместные заседания
проводятся в случаях принятия Конституции Республики Саха (Якутия)
и Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию
Республики Саха (Якутия)". Согласно статье 143 Конституции
Республики Саха (Якутия) изменения и дополнения в Конституцию
принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством не
менее двух третей голосов от общего числа избранных народных
депутатов республики.
Рассмотрение и принятие закона о внесении изменений и
дополнений в Конституцию на совместном заседании палат путем
голосования народных депутатов республики выражает верховенство
Государственного Собрания (Ил Тумэн) в законодательном процессе и
является способом урегулирования (устранения) возможных
расхождений между палатами.
3. Согласно статье 144 Конституции Республики Саха (Якутия)
порядок подачи предложений об изменениях и дополнениях в
Конституцию устанавливается законом. Данная статья во взаимосвязи
со статьей 143 Конституции, Законом "О Государственном Собрании
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", регламентами палат
закрепляют особый порядок принятия законов о внесении изменений и
дополнений в Конституцию, обусловленный отнесением
соответствующего полномочия к исключительному ведению
Государственного Собрания.
Палата представителей 19 ноября 1997 года приняла закон,
определяющий порядок внесения предложений об изменениях и
дополнениях в Конституцию республики, устанавливающий процедуры их
обсуждения, рассмотрения и принятия.
Закон предусматривает создание комиссии по разработке проекта
закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики
Саха (Якутия) в качестве консультативного рекомендательного
органа. Комиссия осуществляет свои функции на общественных
началах.
Как видно из статей 7, 8 закона, по результатам обсуждения
предложений субъектов законодательной инициативы комиссия
принимает одно из следующих решений: принимает окончательный текст
проекта закона для внесения его в палаты Государственного Собрания
(Ил Тумэн); принимает заключение об отклонении законодательной
инициативы и направляет его в Палату представителей.
4. Как видно из рассматриваемого закона, процедура внесения
изменений и дополнений в Конституцию состоит из нескольких стадий.
Первая стадия регулирует порядок внесения предложений и их
обсуждения (статьи 5-9).
В соответствии со статьей 5 рассматриваемого закона
предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию
вносятся в Палату представителей. Законодательная инициатива может
быть рассмотрена Государственным Собранием при условии соблюдения
требований, предъявляемых к ее форме и содержанию. Соответствующую
проверку осуществляет комитет Палаты представителей. Предложения,
представленные с соблюдением требований закона, направляются
Палатой представителей в Комиссию по разработке проектов законов
(статья 6). Как видно из указанных норм, эти процедуры
осуществляются парламентскими органами в рамках законодательного
процесса.
Участие Палаты Представителей в предварительной стадии
рассматриваемой процедуры само по себе не может расцениваться как
вмешательство в исключительную компетенцию Государственного
Собрания, так как статьи 143, 144 Конституции, не определяя
конкретные процедуры, не исключают участие палат в предварительном
рассмотрении поступивших предложений.
В соответствии со статьей 8 рассматриваемого закона Палата
представителей на основании заключения комиссии принимает
постановление об отклонении законодательной инициативы по
предложениям о внесении изменений и дополнений в Конституцию
(часть 2), что означает непринятие палатой проекта закона. В
случае несогласия с заключением комиссии Палата представителей
мотивированным постановлением возвращает заключение в комиссию
(часть 3).
По смыслу статьи 8 закона отклоненная или возвращенная
законодательная инициатива не направляется ни в Палату Республики,
ни в Государственное Собрание (Ил Туман). Получается, что статья 8
оспариваемого закона, предоставляя Палате Представителей право
отклонения или возвращения законодательной инициативы, прекращает
дальнейшую процедуру ее рассмотрения.
Таким образом, статья 8 закона устанавливает правило, имеющее
нормативно-обязывающее содержание, которое не согласуется с
требованиями статей 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
5. В соответствии со статьей 144 Конституции Республики Саха
(Якутия) правом внесения предложений об изменении и дополнении
Конституции обладают субъекты законодательной инициативы. Статья
59 Конституции Республики Саха (Якутия) определяет круг субъектов
законодательной инициативы. Наличие у субъекта права внесения
предложений об изменении Конституции предполагает обязанность
Государственного Собрания рассмотреть внесенную надлежащим
субъектом инициативу об изменении Конституции.
Обязанность законодателя обеспечивается тем, что согласно
статье 5 рассматриваемого закона предложения о внесении изменений
и дополнений в Конституцию вносятся субъектами законодательной
инициативы в Палату Представителей. Норма о внесении проектов
законов в эту палату имеется и в Законе "О Государственном
Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" (статья 20 часть 3).
Пункт 5 статьи 20 названного закона устанавливает обязанность
рассмотрения в Палате Республики законов, вносящих изменение и
дополнение в Конституцию. Регламент Палаты представителей,
определяя в разделе III (ст. 50-57) законодательную процедуру и
порядок представления вопросов в Палату Республики и на совместное
заседание, не предусматривает возможность отклонения и возвращения
законодательной инициативы по предложениям о внесении изменений и
дополнений в Конституцию.
Истолкование права субъектов законодательной инициативы
довести свои предложения до Государственного Собрания (Ил Туман)
одновременно как обязанности соответствует правоприменительной
практике, согласно которой законопроекты о внесении изменений и
дополнений в Основной закон и раньше рассматривались на совместном
заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Приведенная обязанность Государственного Собрания (Ил Тумэн),
поскольку она корреспондируется с правом субъектов законодательной
инициативы, гарантирует их равноправие в законодательном процессе.
Каждый субъект законодательной инициативы должен иметь реальную
возможность отстаивать свои позиции и тем самым воздействовать на
принятие закона Государственным Собранием (Ил Тумэн).
Между тем норма статьи 8 закона об отклонении предложения,
вводя дифференциацию субъектов законодательной инициативы,
искажает предусмотренную статьями 143, 144 Конституции систему
конституционно-правовых отношений между Государственным Собранием
(Ил Тумэн) и инициаторами законопроектов о внесении изменений и
дополнений в Конституцию.
6. Не противоречит целям конституционного судопроизводства,
каковыми являются защита основ конституционного строя, основных
прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и
прямого действия Конституции Республики Саха (Якутия), обращение
внимания законодательного органа на необходимость внесения
изменений и уточнений в другие статьи закона. В частности, требует
уточнения положение закона о том, что комиссия готовит и принимает
окончательный текст проекта закона о внесении изменений и
дополнений в Конституцию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 13, 16,
17, 31, 32 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)", Конституционный суд
постановил:
1. Признать статью 8 Закона "О порядке внесения изменений и
дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)" не
соответствующей статьям 143, 144 Конституции Республики Саха
(Якутия) и считать ее недействующей с момента принятия.
2. Законодательному органу Республики Саха (Якутия) надлежит
внести уточнения в Закон "О порядке внесения изменений и
дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)", так как
отдельные положения этого закона не обеспечивают равноправное
осуществление законодательной инициативы о внесении изменений и
дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия).
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно и действует
непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Якутия".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|