ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1999 г. N 505
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ"
На основании статьи 20 Конституционного Закона Республики Саха
(Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство
Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить проект Закона Республики Саха (Якутия) "О
социальном партнерстве в Республике Саха (Якутия)".
2. Внести одобренный проект Закона Республики Саха (Якутия) "О
социальном партнерстве в Республике Саха (Якутия)" на рассмотрение
Палаты представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия).
3. Назначить представителем Правительства Республики Саха
(Якутия) при рассмотрении законопроекта в Палате представителей
первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) Акимова А.К.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Проект Закона не приводится
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ"
На этапе перехода к социально ориентированной рыночной
экономике коренным образом изменяются и трудовые отношения. В этих
условиях система социального партнерства призвана обеспечить
эффективное взаимодействие всех субъектов социально-трудовых
отношений, их упорядочение и стабильность. Административное
регулирование вопросов труда в отраслях, предприятиях и в
организациях вытесняется договорными формами. Договорное
регулирование социально-трудовых отношений осуществляется через
систему соглашений и коллективных договоров, заключаемых на
различных уровнях - от федерального до уровня отдельного
предприятия, организации.
Проект закона разработан с учетом существующей положительной
практики взаимоотношений между органами исполнительной власти,
профсоюзами и работодателями.
Данный закон дополняет нормы федерального законодательства, в
частности, ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях", ФЗ "О
порядке разрешения коллективных трудовых споров", ФЗ "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях", ФЗ "О Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений".
При разработке проекта закона использовался законодательный
опыт в сфере социального партнерства других регионов РФ (г.
Москвы, Алтайского края, Омской области, Вологодской области,
Свердловской области и др.).
В настоящее время законы о социальном партнерстве приняты в 26
субъектах РФ, кроме того в 21 субъекте РФ аналогичные законы
находятся на стадии обсуждения и принятия. В 4 регионах приняты
законы "О коллективных договорах и соглашениях", кроме этого в 4
регионах приняты законы "Об обеспечении трудовых прав граждан,
регулировании трудовых отношений".
Задачей нового закона является расширение правовой основы для
развития партнерских отношений в сфере труда, многоуровневого
договорного регулирования социально-трудовых отношений,
согласование и соблюдение социально-экономических интересов
участников трудовых отношений.
Закон РС(Я) "О социальном партнерстве" призван обеспечить
равноправное сотрудничество работников, работодателей и органов
государственной власти и местного самоуправления, оптимальный
баланс и реализацию их основных интересов.
Главной целью законодательства о социальном партнерстве
являются регулирование социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений, достижение общественного согласия.
Ниже приведены основные отличия проекта Закона РС(Я) "О
социальном партнерстве" от законодательства РФ.
В первой статье проекта закона расширены основные понятия
социального партнерства.
В третьей статье более расширены принципы социального
партнерства.
В статье 6 определены формы социального партнерства, в
российском законодательстве данная норма отсутствует.
В статью 7 проекта закона включено обновленное положение о
Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений в республике. Обновлен новый порядок
формирования трехсторонней комиссии, закреплено количество членов
комиссии от каждой стороны социального партнерства и
представительство стороны, а также разрешение спорных вопросов,
касающихся представительства стороны. Определен новый порядок
принятия решения комиссии (в старом положении решение считалось
принятым если за него проголосовало не менее 2\3 присутствующих
членов комиссии от каждой стороны, в данном положении -
большинством голосов). По сравнению со старым положением о
трехсторонней комиссии расширены права Координатора и члена
комиссии.
В статье 8 впервые определена роль улусных, городских и
территориальных комиссий.
В статье 9 дано право на существование других форм социального
партнерства.
В статье 10 представлены виды соглашений, которые могут быть
заключены на разных уровнях социального партнерства, в зависимости
от сферы регулирования социально-трудовых отношений
(Республиканское, отраслевые, улусные, городские, территориальные
и другие соглашения, а также коллективные договоры). В отличии от
законодательства РФ уточнены условия, когда в обязательном порядке
заключаются трехсторонние соглашения.
В статье 11 особое внимание уделено Республиканскому
соглашению. Отмечено, что условия содержащиеся в Республиканском
соглашении, учитываются при принятии законов и иных нормативных
правовых актах РС(Я) на всех уровнях регулирования социально
трудовых отношений.
В статье 12, посвященной отраслевым соглашениям, для
увеличения ответственности отраслевых министерств и ведомств по
заключению и выполнению соглашений, данным министерствам
предоставлено право подписывать отраслевые соглашения. Кроме этого
отраслевые соглашения могут подписывать другие, уполномоченные
Правительством РС(Я) органы. В целях соответствия соглашений и
коллективных договоров внесен новый пункт о том, что по окончанию
действия соглашения коллективные договоры, заключенные на его
основе, подлежат пересмотру.
В статье 13 дается право на заключение улусных, городских,
территориальных, и иных соглашений. От стороны органов
государственной власти данные соглашения подписываются
соответствующими руководителями администраций улусов, городов и
т.д., а также органами местного самоуправления.
В статье 14 уточнен срок действия коллективного договора.
В статье 15 предоставлено право представителям работников и
работодателей, не участвовавшим в заключении отраслевого или иного
соглашения присоединиться к нему.
В статье 16 министру труда и социальной защиты населения РС(Я)
и представителю администрации улуса, подписавшего соглашение,
предоставлено право на распространение действия соглашения на тех
работников и работодателей, которые не участвовали в его
разработке и заключении, при наличии письменного заявления о
желании представителей работников и работодателей присоединиться к
соответствующему отраслевому соглашению.
В статье 17 определены виды соглашений, которые регистрируются
в Министерстве труда и социальной защиты населения. Администрациям
улусов предоставлено право регистрировать соглашения и
коллективные договоры на местах.
В четвертой главе (ст. 18-23) , в отличии от законодательства
РФ, постатейно определены права и обязанности каждой стороны
социального партнерства.
Пятая глава посвящена ответственности сторон в сфере
социального партнерства. Особое внимание уделено ответственности
лиц, представляющих работодателя. В статье 26 закреплено, что
привлечение к ответственности не освобождает сторону от выполнения
обязательств по соглашению, коллективному договору.
В шестой главе приведены заключительные положения.
Таким образом, предлагаемый проект Закона имеет резервы и
позволяет в будущем совершенствовать систему социального
партнерства. С его принятием появится правовое поле, регулирующее
механизм реализации социального партнерства.
Внедрение в жизнь Закона РС(Я) "О социальном партнерстве" не
требует никаких материальных и финансовых затрат.
|