ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 1999 г. N 423
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Заслушав и обсудив информацию министра образования Республики
Саха (Якутия) Михайловой Е.И., Правительство Республики Саха
(Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию непрерывного
педагогического образования Республики Саха (Якутия).
2. Одобрить проект Указа Президента Республики Саха (Якутия)
"О совершенствовании системы непрерывного педагогического
образования в Республике Саха (Якутия)".
3. Внести на рассмотрение Президента Республики Саха (Якутия)
данный проект Указа.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) Мучина М.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 1999 г. N 423
КОНЦЕПЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НПО)
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
I. ПРЕАМБУЛА. Реформа социального устройства современного
общества ставит всю систему образования перед необходимостью
адекватного глубокого реформирования, особенно в части
педагогического образования. Школе нужен учитель нового типа,
который имеет базовое универсальное образование по ряду учебных
предметов и одновременно глубокую психолого-педагогическую
подготовку. Педагогическое образование должно быть направлено на
развитие творческой личности и субъектности учителя, его
способностей к самоопределению и самореализации, на воспитание
этих качеств у обучающихся. Назрела объективная необходимость
разработки новых концептуальных подходов и принятия программы
становления системы непрерывного педагогического образования.
Необходим государственный педагогический университет как важный
фактор социально-педагогического развития образования республики.
Концепция основана на Конституциях Российской Федерации,
Республики Саха (Якутия), Законах Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия) в области образования и обеспечивает
реализацию основных принципов государственной политики в области
общего среднего и профессионального образования.
В концепции определены механизмы, гарантирующие сохранение
единства Российского образовательного пространства,
преемственность всех ступеней образования, непрерывность получения
высшего образования, открытое восприятие и понимание всей палитры
мирового культурно-исторического опыта, приоритет прав и свобод
личности, а также механизмы, обеспечивающие духовное развитие
многочисленных культурно-языковых общностей и народов республики.
II. ЦЕЛЯМИ КОНЦЕПЦИИ непрерывного педагогического образования
(НПО) являются объединение и координация усилий учреждений
образования Республики Саха (Якутия), реализующих программу
среднего и высшего педагогического образования, создание условий
для непрерывной и многоуровневой подготовки
высококвалифицированных педагогических кадров для образовательных
учреждений системы общего и профессионального образования.
III. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ СОЗДАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НПО) ЯВЛЯЮТСЯ:
- Обеспечение единой государственной политики в области
педагогического образования;
- формирование организационно-управленческой структуры и
организационно-экономической модели НПО;
- развитие образовательных учреждений педагогического профиля,
отвечающих современным требованиям;
- разработка нормативно-правового обеспечения;
- развитие инновационных педагогических технологий и внедрение
их в педагогическую деятельность;
- создание технологически новых совместимых информационно -
образовательных сред и курсов дистанционного образования;
- обеспечение научно-педагогическими кадрами;
- формирование учебного материально-технического фонда НПО.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Изменение номенклатуры специальности в соответствии с
развитием системы и структуры народного хозяйства;
- профилирование содержания образовательных программ через
создание национально-региональных государственных образовательных
стандартов;
- участие образовательных и научных учреждений в разработке и
реализации научно-технических программ социального, культурного,
экологического, политического развития республики;
- углубление интеграции между учебными заведениями различного
уровня, а также вузовской и академической наукой;
- развитие материально-технической базы учебных заведений;
- повышение уровня международных связей, расширение и
углубление взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями
образования зарубежных стран;
- социальная защита обучающихся, преподавателей и сотрудников
образовательных учреждений.
V. СТУПЕНИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НПО)
- Первая ступень - педагогические классы, группы;
- вторая ступень - педагогические лицеи, гимназии;
- третья ступень - педагогические училища, колледжи;
- четвертая ступень - педагогический университет;
- пятая ступень - повышение квалификации педагогов в Институте
повышения квалификации работников образования (ИПКРО);
- шестая ступень - подготовка научно-педагогических кадров
(аспирантура, докторантура).
Система непрерывного педагогического образования должна быть
реализована через создание интегрированных учебных комплексов
"общеобразовательная школа - педагогический лицей, гимназия -
педагогические училища - университет - послевузовское
образование". Обучение осуществляется на основе единого сквозного
учебного плана, составленного в соответствии с образовательными
стандартами общего среднего, среднего и высшего педагогического
образования. Каждая ступень представляет собой структурно
логическую взаимосвязь общеобразовательных, фундаментальных и
специальных дисциплин и имеет определенную целевую установку.
Данная система:
- предоставляет возможность обучаться каждому, кто желает
приобрести профессию по данной специальности, реализуя этим
демократические и гуманистические принципы в образовании;
- социально защищает учащуюся молодежь, так как каждая ступень
обучения позволяет получить профессию или конкретную ориентацию в
профессиях, дает возможность продолжить учебу без отрыва от
производства, работая по специальности;
- позволяет готовить высококвалифицированных специалистов
путем реализации в учебном процессе развивающего обучения и
выявления на основе конкуренции одаренных учащихся и студентов с
последующим переводом их на более высокие уровни образования;
- является более экономной за счет сокращения сроков и
расходов на подготовку специалистов.
VI. УПРАВЛЕНИЕ САХА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
УНИВЕРСИТЕТОМ (СГПУ). СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА
Саха государственный педагогический университет -
государственное высшее учебное заведение, учредителями которого
являются - Правительство Российской Федерации и Правительство
Республики Саха (Якутия). Полномочия учредителей осуществляют
Министерства образования Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия).
Университет является юридическим лицом, деятельность которого
направлена на развитие образования, науки и культуры путем
проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех
ступенях высшего, послевузовского и дополнительного
профессионального образования по широкому спектру педагогических,
естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки и
культуры в республике.
Основными задачами университета как одного из центров
образования, науки и культуры республики являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии посредством приобретения
высшего и послевузовского профессионального образования;
- удовлетворение потребностей в квалифицированных специалистах
с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей
квалификации в соответствии с региональными компонентами
государственного образовательного стандарта высшего и
послевузовского профессионального образования;
- развитие наук и искусств посредством научных исследований и
творческой деятельности научно-педагогических работников и
обучающихся, использование полученных результатов в
образовательном процессе;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации
работников с высшим образованием и научно-педагогических
работников высшей квалификации;
- формирование у обучающихся гражданской позиции, способностей
к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
- накопление, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей общества;
- распространение знаний среди населения республики, повышение
его образовательного и культурного уровня;
- разработка и издание учебной, научной и методической
литературы.
В университете реализуются различные по срокам и уровню
профессиональные образовательные программы. Лицам, завершившим
обучение по образовательным программам высшего и послевузовского
профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию,
выдаются документы установленного образца о соответствующем
образовании. Выполнение программ, предоставляющих совокупность
образовательных услуг, позволяет реализовать требования,
установленные государственными образовательными стандартами
высшего профессионального образования.
В состав Саха государственного педагогического университета в
качестве структурных подразделений входят:
- Якутское педагогическое училище N 1 им. С.Ф. Гоголева;
- Якутское педагогическое училище N 2;
- Вилюйское педагогическое училище имени Н.Г. Чернышевского;
- Намское педагогическое училище;
- Нижнеколымский колледж народов Севера;
- Республиканский центр новых информационных технологий
Министерства образования Республики Саха (Якутия);
- Издательско-полиграфический центр Департамента начального и
среднего профессионального образования Министерства образования
Республики Саха (Якутия);
- Институт повышения квалификации работников образования.
Для научно-методического обеспечения образовательного процесса
необходимо создать научно-информационный центр, объединенную
библиотечную систему.
Структурные подразделения, входящие в состав СГПУ, могут иметь
статус юридического лица, финансово-хозяйственную
самостоятельность.
В СГПУ открыть следующие факультеты:
- менеджер образования (управленец образования);
- физико-математический (со второй специальностью -
информатика и черчение);
- индустриально-педагогический (со второй специальностью -
дизайн);
- педагогики и психологии дошкольного и начального образования
(со второй специальностью - организатор детского движения);
- филологии (иностранный язык, русский язык, якутский язык);
- педагогики и психологии специального образования (логопедия,
педагог-дефектолог).
Для управления и координации деятельности структурных
подразделений создается административный орган - ректорат.
Управление Саха государственным педагогическим университетом
осуществляется на принципах демократичности, открытости,
приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития
личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
В образовательных учреждениях СГПУ реализуются программы
непрерывного многоуровневого педагогического образования:
начальной профессиональной подготовки в педагогических классах
общеобразовательных школ, среднего профессионального образования в
педагогических училищах и колледжах, высшего педагогического
профессионального образования в педагогических колледжах и
педагогическом институте, послевузовского педагогического
образования (переподготовка педагогических кадров и повышение
квалификации, аспирантура).
Предполагается интеграция учебных планов и программ разных
уровней педагогического образования для обеспечения непрерывности
и сокращения сроков обучения. Выпускники по окончанию университета
проходят государственное распределение согласно договорам с
управлениями образования улусов и городов республики.
Профессиональное педагогическое образование может быть
получено через очную, заочную, вечернюю формы обучения, а также
посредством дистанционного обучения.
СГПУ осуществляет научно-исследовательскую работу по проблемам
современной педагогической пауки и новым технологиям, вопросам
содержания обучения, методики и дидактики педагогических
процессов, а также другим смежным направлениям научно -
педагогической деятельности среди учащихся, студентов,
преподавателей образовательных учреждений - структурных
подразделений.
СГПУ организует и руководит подготовкой научно-педагогических
кадров системы образования Республики Саха (Якутия) из числа
педагогических работников учреждений общего и профессионального
образования республики.
Структурные подразделения - образовательные учреждения СГПУ
являются базой для проведения научных исследований по
совершенствованию содержания общего и профессионального
образования, методических и технологических нововведений и
инноваций.
Структурные подразделения СГПУ являются субъектами
государственной (республиканской) собственности, финансируются из
бюджета Республики Саха (Якутия).
VII. ПРИЕМ В УНИВЕРСИТЕТ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Прием в университет производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Конкретные правила приема для всех форм обучения определяются
Ученым Советом университета в соответствии с порядком приема,
утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
Контрольные цифры приема студентов определяются Правительством
Республики Саха (Якутия);
- учебный процесс в университете может строиться по следующему
графику: обучение студентов начинается в марте и заканчивается в
ноябре. Каникулы приходятся на период с ноября по февраль в целях
более гибкого и мобильного привлечения специалистов высших учебных
заведений для преподавания в СГПУ, а также, экономии световых и
тепловых затрат на содержание учебных зданий университета в зимнее
время;
- учебный год делится на два семестра; прием студентов по ряду
специальностей осуществляется каждый семестр.
VIII. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НПО)
Подготовительный этап (1999-2000 гг.):
- разработка программы развития системы непрерывного
педагогического образования (НПО);
- формирование комплекта нормативно-правовых документов о
создании педагогического университета;
- подготовка проекта постановления Правительства Республики
Саха (Якутия) о создании педагогического университета;
- разработка комплекта технической документации для
строительства учебного корпуса и общежития педагогического
университета.
Стартовый этап (с января по сентябрь 2000 года):
- реализация программы развития системы непрерывного
педагогического образования;
- работа по созданию структур университета (кафедр,
факультетов, институтов);
- подготовка и подбор научно-педагогических кадров;
- работа по созданию материально-технической базы;
- создание условий по учебно-программному обеспечению;
- создание научно-информационной базы и библиотечной системы;
- работа по лицензированию специальностей и образовательных
программ;
- подготовка к набору студентов, аспирантов.
Рабочий этап (с сентября 2000 года):
- реализация программы развития непрерывного педагогического
образования;
- создание интегрированного научно-образовательного комплекса
- университета;
- начало учебного процесса, внедрение образовательных программ
в педагогическом университете;
- укрепление научно-педагогическими кадрами кафедр
университета;
- укрепление материально-технической базы и строительство
объектов университета;
- установление связи и налаживание систематической работы с
методическими объединениями специальностей Министерства
образования Российской Федерации;
- развитие научно-информационной базы и библиотечной системы;
- установление связи и сотрудничества в развитии науки и
внедрения новых технологий в образовании с другими вузами и
ведомствами;
- открытие специализированного совета по защите диссертаций.
Проект Указа не приводится
|