ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 1999 г. N 427
О ПРОГРАММЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ НА 1999 ГОД
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить Программу геологоразведочных работ на 1999 год,
предусматривающую их выполнение на приоритетных направлениях и
объектах (приложение N 1).
2. Утвердить на 1999 год:
- государственный заказ по приросту запасов полезных
ископаемых и региональному изучению недр территории Республики
Саха (Якутия) (приложение N 2);
- государственный заказ на разведку объектов за счет бюджета
Республики Саха (Якутия), включая средства, формируемые по ставкам
на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), оставляемые в
распоряжении предприятий (приложение N 3).
3. Для финансирования республиканской части программы
геологоразведочных работ на 1999 год по Республике Саха (Якутия)
предусмотреть в консолидированном бюджете республики на 1999 год
средства в сумме 530043 тыс. рублей и оставляемые в распоряжении
предприятий средства по ставкам на ВМСБ - 43897 тыс. рублей.
Учесть, что по согласованию с Министерством природных ресурсов
Российской Федерации, для финансирования федеральной части
программы геологоразведочных работ по Республике Саха (Якутия) на
1999 год предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 65750
тыс. рублей.
4. Контроль за целевым использованием бюджетного
финансирования и средств, оставляемых в распоряжении
горнодобывающих предприятий, возложить на Государственный комитет
Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии
и недропользованию установить договорные отношения с
предприятиями, выполняющими геологоразведочные работы,
предусматривающие ответственность последних за рациональное
использование средств по целевому назначению.
5. Установить, что средства на воспроизводство минерально -
сырьевой базы используются предприятиями в соответствии с
Положением о территориальном целевом бюджетном фонде
воспроизводства минерально-сырьевой базы по Республике Саха
(Якутия) на финансирование собственно геологоразведочных работ,
содержание жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
находящихся на балансе предприятий. На строительство жилья,
приобретение оборудования и жилья может использоваться до 10%
средств, направляемых Госкомитетом по геологии и недропользованию
Республики Саха (Якутия) на геологоразведочные работы.
Разрешить направление части средств на геологоразведочные
работы для подготовки кадров и развитие учебно-производственной
базы геологоразведочного факультета Якутского госуниверситета.
6. Разрешить проведение за счет средств по ставкам на ВМСБ,
оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, поисковых,
поисково-оценочных, научно-исследовательских, геоэкологических и
тематических работ по согласованным с Госкомитетом по геологии и
недропользованию Республики Саха (Якутия) программам.
7. С учетом специфики финансирования отнести государственные
унитарные горно-геологические предприятия с годовым объемом
геологоразведочных работ за счет средств госбюджета не менее 50%
от годового дохода к предприятиям, работающим за счет госзаказа с
распространением на них соответствующих положений по
налогообложению, финансированию, оплате труда и так далее.
8. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):
обеспечить финансирование геологоразведочных работ не менее
50% - денежными средствами;
при фактическом поступлении в республиканский бюджет за 1999
год средств по ставкам на ВМСБ сверх утвержденных в бюджете,
направить их полностью на финансирование программы
геологоразведочных работ 1999 года с учетом перешедшего
недофинаисирования 1998 года.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Шипкова Р.Ю.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 1999 г. N 427
ПРОГРАММА
ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 1999 ГОД
1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
ЗА 1998 ГОД
В 1998 году геологоразведочные работы на территории Республики
Саха (Якутия) проводились в соответствии с постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1998 года N
292-ДСП "О программе геологоразведочных работ на 1998 год и ее
финансировании".
Утвержденный годовой лимит бюджетного финансирования программы
геологоразведочных работ 1999 года составил 341343 тыс. рублей, в
том числе из республиканского бюджета - 255978 тыс. рублей и из
федерального бюджета - 85365 тыс. рублей. В процессе реализации
программы при секвестировании федерального бюджета Министерством
природных ресурсов РФ объем финансирования работ за счет
федерального бюджета был уменьшен до 25000 тыс. рублей.
Фактическое формирование средств на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (ВМСБ) составило 450176 тыс. рублей, в
том числе по республиканскому бюджету - 376440 тыс. рублей,
федеральному - 73736 тыс. рублей или 160% от утвержденного в
программе в целом и соответственно 147% от республиканской доли и
295% - от федеральной.
Фактическое финансирование программы геологоразведочных работ
1998 года составило 229800 тыс. рублей, из них по республиканскому
бюджету 216800 тыс. рублей и по федеральному - 13000 тыс. рублей,
при выполнении работ соответственно - на 254000, 229300 и 25000
тыс. рублей. Таким образом, финансирование выполненных работ
осуществлено в целом на 90% от выполненных, в т.ч. республиканский
бюджет - на 95% и федеральный - на 52 %.
Кроме того, предприятиями-недропользователями выполнены
геологоразведочные работы за счет оставляемых в их распоряжении
отчислений на ВМСБ на сумму 46500 тыс. рублей, а также за счет
внебюджетных источников на сумму 122400 тыс. рублей.
В 1998 году сохранилась тенденция снижения уровня реального
финансирования геологоразведочных работ за счет госбюджета и
составила в сопоставимых ценах 58% от уровня 1997 года.
Распределение финансирования по кварталам осуществлялось крайне
неравномерно: I кв. - 9,5%, II кв. - 5,6%, III кв. - 10,4%, IV кв.
- 74,5%.
В то же время наметились положительные тенденции: снизилась
доля непрофинансированных работ, увеличилось финансирование
денежными средствами, что позволило решить основные проблемы
задолженности по заработной плате работникам геологической
отрасли. В целом по бюджетному финансированию за 1998 год доля
денежных средств составила 42,9%, остальное получено в виде
зачетов, векселей и других платежных средств.
Снижение уровня реального финансирования привело к снижению
физических объемов геологоразведочных работ. В 1998 году
предприятиями отрасли выполнены следующие объемы основных видов
работ: колонковое бурение - 134300 м, ударно-канатное бурение -
34700 м, подземные горные выработки - 1930 м, поверхностные горные
выработки - 95400 м, шурфы - 3900 м, глубокое бурение на нефть и
газ - 3930 м, что составило соответственно 73%, 40%, 67%, 131%,
46% и 275% к уровню 1997 года.
Общая численность работающих в геологической отрасли
республики составила на начало 1999 года 6,2 тыс. человек против 7
тыс. человек на начало 1998 года. Госкомитетом по геологии и
недропользованию Республики Саха (Якутия) проведена оптимизация
структуры большинства государственных горно-геологических
предприятий, разработан план акционирования и передачи в состав АО
"Якутгазпром" ГУП КСГМ, подготовлены мероприятия по реорганизации
ГУП "Якутская поисково-съемочная экспедиция" и ГГП "Ленское".
В целях создания рабочих мест и использования имеющегося
кадрового и производственного потенциала геологические предприятия
занимались в 1998 году также другими видами деятельности:
золотодобычей, нефтедобычей, строительством, оказанием
транспортных и других услуг.
В 1998 году геологоразведочные работы в республике выполняло
41 предприятие по 367 объектам (в 1997 году - 45 предприятий на
410 объектах). Из общего числа объектов геологоразведочных работ
за счет средств республиканского и федерального бюджетов
выполнялись 280, в т.ч. 64 - региональные геологосъемочные и
геофизические работы, 15 - гидрогеологические, 55 - поисковые, 17
- поисково-оценочные, 22 - разведочные, 97 - тематические, за счет
доли налога на ВМСБ, оставляемой в распоряжении предприятий - 34
объекта, за счет собственных средств предприятий - 64 объекта.
В целом в 1998 году по сравнению с 1997 годом произошло
сокращение на 25% числа предприятий, выполняющих
геологоразведочные работы за счет налога на ВМСБ, сокращено
количество государственных горно-геологический предприятий,
увеличены объемы работ и число объектов за счет собственных
средств недропользователей при сокращении общего числа объектов на
10%.
Основные показатели выполнения геологоразведочных работ по
республике за 1998 год приведены в приложении N 1 к настоящей
Программе.
Из основных геологических результатов 1998 года необходимо
отметить:
1. Выполнение установленных заданий по оперативному приросту
запасов алмазов, россыпного золота, серебра, угля, государственной
геологической съемки масштаба 1:200000.
2. Выполнение плановых объемов работ с подтверждением
качественных и количественных параметров по трубкам Нюрбинская и
Ботуобинская.
3. По утверждению и представлению материалов в Государственную
комиссию по запасам:
3.1. Утверждены запасы алмазов для подземной отработки по
глубоким горизонтам трубкам Айхал.
3.2. Утверждены параметры районных кондиции для оперативного
подсчета запасов россыпного золота Южно-Якутского и Верхне -
Индигирского горнопромышленных районов.
3.3. Представлены на рассмотрение материалы по редкометальному
месторождению Томтор.
4. Завершение предварительной разведки месторождения рудного
золота Самолазовское. По результатам разведки месторождение
оценивается как объект среднего масштаба с высокими технико -
экономическими показателями.
5. Проведение запланированных работ по предварительной
разведке Сыллахского месторождения каменного угля, подготовке
отчета с подсчетом запасов по Чаяндинскому месторождению нефти и
газа.
6. Получены положительные результаты при проведении поисковых
работ па серебро в пределах Мангазейского рудного узла.
7. Выполнение (в соответствии с объемом финансирования)
программы региональных геологических, геофизических, инженерно -
геологических и геоэкологичсских исследований, мероприятий по
компьютеризации и информационному обеспечению.
2. СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально -
сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее
место в Федерации по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы, в
значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется
отработка угля, для внутренних потребностей добываются природный
газ, нефть, камнецветное сырье, строительные материалы и другое
минеральное сырье.
В 1998 году при росте добычи алмазов и нефти произошло
снижение добычи других основных видов минерального сырья, что
обусловлено причинами экономического характера. Минерально -
сырьевая база Республики Саха (Якутия) по основным видам полезных
ископаемых остается значительной по масштабам и при улучшении
экономической обстановки способна обеспечить наращивание их
добычи.
На 1.01.1999 года государственным балансом запасов полезных
ископаемых по республике учитывается 39 видов минерального сырья в
1132 месторождениях, степень освоения которых и распределение по
видам полезных ископаемых отражены в приложении N 6.
Алмазы. Сырьевая база алмазов сосредоточена в западной части
республики в Якутской алмазоносной провинции и представлена 13
коренными и 21 россыпным месторождениями. По количеству
разведанных запасов и объемам добычи алмазов республика занимает
монопольное лидирующее положение в России. При общей хорошей
обеспеченности запасами алмазодобывающих предприятий на основных
коренных месторождениях достигнуты предельные глубины для открытой
добычи, что предопределяет переход на подземную добычу и решение
связанных с этим сложных технологических и экономических вопросов.
В последние годы в результате проведенных геологоразведочных работ
получены положительные результаты по наращиванию сырьевой базы
алмазов.
В 1998 году утверждены в ГКЗ запасы глубоких горизонтов трубки
Айхал, аналогичная работа будет выполнена по глубоким горизонтам
трубки Удачной, что существенно расширит сырьевую базу действующих
предприятий. Ускоренными темпами продолжается разведка новых
высокоалмазоносных трубок Ботуобинской и Нюрбинской с целью
подготовки к освоению силами нового предприятия - АО
"АЛРОСА-Нюрба".
Получены благоприятные предпосылки для выявления новых
алмазоносных трубок в Вилюйско-Мархинской зоне, не полностью
исчерпаны перспективы других алмазоносных районов республики.
Золото. Сырьевая база представлена 51 рудным и 731 россыпными
месторождениями с балансовыми запасами и большим количеством
мелких месторождений и рудопроявлений с прогнозными ресурсами,
сосредоточенными в Восточной и Южной Якутии.
Из общих учтенных государственным балансом запасов на рудные
месторождения приходится 58,5% и россыпных 41,5%, при годовой
добыче 17,4% рудного и 82,6% россыпного золота. Числящиеся запасы
россыпного золота пригодны для отработки открытым раздельным
(26,3%), дражным (10,6%) и подземным (12%) способами.
Произошедший в августе 1998 года финансовый кризис и резкий
рост курса доллара США по отношению к российскому рублю
положительно сказался на рентабельности отработки имеющейся
сырьевой базы золота.
Прирост запасов золота в 1998 году восполняет годовой уровень
отработки. В то же время, с учетом ожидаемого увеличения добычи,
необходимо расширение геологоразведочных работ прежде всего в
Южно-Якутском и Верхне-Индигирском горнопромышленных районах.
Серебро. По результатам поисков на Мангазейском рудном узле и
поисково-оценочных работ на месторождении Прогноз в Верхоянском
районе получены положительные результаты и созданы предпосылки для
формирования крупной сырьевой базы по серебру.
Олово. Республика Саха (Якутия) располагает самой крупной и
высококачественной сырьевой базой олова в России, представленной
10 коренными и 39 россыпными месторождениями, содержащими
соответственно 28% и 72% запасов олова по Федерации, а также
крупнейшим прогнозным потенциалом.
В последние годы в связи с общим экономическим спадом в России
наблюдается снижение оловодобычи с 6,5-7 тыс. тонн в конце 80-х
годов до 2,3 тыс. тонн олова в концентрате в 1998 году. Добычные
работы сконцентрированы на богатых крупных Чурпуньинском и
Тирехтяхском месторождениях. На Чурпуньинском месторождении в
небольших объемах проводятся геологоразведочные работы,
восполняющие на 10% приростом погашаемые запасы. При улучшении
экономических условий оловодобычи и росте конъюнктуры на рынке
оловодобыча в республике может возрасти в 2-3 раза при
обеспеченности запасами почти на 30 лет и хороших предпосылках для
расширения сырьевой базы.
Сурьма. Республика владеет самой крупной и богатой сырьевой
базой по сурьме в России (около 90%) и является монополистом по
добыче этого минерального сырья. По экономическим и
организационным причинам добыча сурьмы снизилась с 13-15 тыс. тонн
металла в концентрате (1993 год) до 5,5-6 тыс. тонн в 1998 году.
Сырьевая база представлена отрабатываемыми крупными богатыми
Сарылахским и Сентачанским золото-сурьмяными месторождениями, а
также небольшими Малтанским, Кимовским и Танским золоторудными
месторождениями с невысокими содержаниями сурьмы в качестве
попутного компонента. При улучшении конъюнктуры рынка добыча
сурьмы в республике может быть удвоена.
Геологоразведочные работы в 1998 г. проводились с целью
завершения предварительной разведки Танского золото-сурьмяного
месторождения и подготовки его к освоению, в первую очередь, как
золоторудного объекта. Кроме того, в незначительном объеме
проводились работы по подготовке отчета по оценке месторождения
Ким.
Ниобий, редкоземельные элементы. В северо-западной Якутии
изучено богатое крупное месторождение Томтор, представленное
корами выветривания на массиве карбонатитового состава,
содержащими 4-6% оксидов ниобия и 10-12% оксидов редких земель с
высоким содержанием редкоземельных элементов иттриевой группы,
скандия, ванадия, титана, фосфора и других элементов.
На месторождении проведена предварительная разведка, временные
кондиции утверждены в 1997 году в ГКЗ Российской Федерации. В 1998
году материалы по месторождению представлены на утверждение в ГКЗ
Российской Федерации. Освоение месторождения Томтор может
обеспечить потребности России и стран СНГ в ниобии и редких землях
на длительную перспективу.
Уголь. Сырьевая база, созданная в Южно-Якутском, Ленском,
Зырянском и Тунгусском угленосных бассейнах, представлена 47
месторождениями и участками с запасами по категориям А + В + С1 -
9617,8 млн. т, категории С2 - 4792,9 млн. т, забалансовых - 170,4
млн. т, что составляет 46,6% промышленных запасов углей
Дальневосточного региона. Из этих запасов около 66% пригодно для
отработки открытым способом.
Угли якутских месторождений различны по качеству (от богхедов
до коксующихся), при этом около 43% из промышленных запасов
составляют коксующиеся особо цепных марок Ж, КЖ, К.
В 1998 году добыча угля на 10 месторождениях составила 9,53
млн. тонн, в том числе на Нерюнгринском 7,849 млн. тонн, что
направлено на обеспечение потребностей республики,
Дальневосточного региона Российской Федерации и экспортных
поставок.
Геологоразведочными работами в Южно-Якутском бассейне
подтверждена рядовая угленосность отложений Гувилгринской и
Гонамской впадин, отрицательно оценена угленосность Унгринского
минимума, подтверждаются промышленные параметры угленосности
Сыллахского месторождения. В небольшом объеме за счет собственных
средств угледобывающего предприятия проводились геологоразведочные
работы в Зырянском бассейне. Не проводились разведочные работы в
Ленском бассейне за исключением поисковых работ в весьма
ограниченных масштабах в Анабарском улусе.
Нефть и газ. Сырьевая база, подготовленная к освоению в
Западной Якутии, представлена 31 месторождением нефти, газа и
конденсата. На 1 января 1999 года учтены запасы категории С1 газ -
1040,07 млрд. куб. м, конденсат - 26,20 млн. тонн, нефть
(извлекаемая) - 186,28 млн. тонн. Добыча за 1998 год составила
1,55 млрд. куб. м газа, 70 тыс. тонн конденсата и 169 тыс. тонн
нефти.
Геологоразведочные работы проводятся на приоритетных
направлениях на юго-западе республики с использованием
сейсморазведки и бурением единичных параметрических скважин.
Продолжается подготовка материалов к отчету с подсчетом
запасов по Чаяндинскому месторождению для представления в ГКЗ. Оно
рассматривается в качестве базового в составе сырьевой базы для
разработки совместно с Кавыктинским месторождением в Иркутской
области, а также по другим возможным вариантам при реализации
крупномасштабного проекта экспорта газа в Юго-Восточную Азию.
Освоение Талаканского (нефть) к Чаяндинского (газ)
месторождений требует значительных инвестиций в проектирование и
создание добычных и перерабатывающих производств, а также
необходимой инфраструктуры.
Прогнозная оценка разведанных запасов и первоочередных
прогнозных ресурсов основных видов минерального сырья в недрах
республики составляет около 2,2 трлн. долларов США, из них
разведанных запасов - около 1 трлн. долларов, при годовом объеме
добычи минерального сырья около 2 млрд. долларов. Перспективы
развития минерально-сырьевого комплекса республики определяются
разведанным и прогнозным потенциалом недр, конъюнктурой спроса и
потребления различных видов полезных ископаемых, а также
соответствием издержек на их добычу, ценам мирового рынка.
Имеющаяся сырьевая база республики и прогнозный потенциал недр
могут обеспечить долговременные потребности Республики Саха
(Якутия) и России в важнейших видах полезных ископаемых - алмазах,
золоте, серебре, олове, сурьме, вольфраме, ниобии, редкоземельных
элементах, угле, нефти, газе и других.
3. СОСТОЯНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
В соответствии с функциями и задачами, возложенными на
Госкомитет по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия)
как единого органа управлением фондом недр республики в области
недропользования обеспечивается решение следующих задач:
- подготовка нормативно-правовых документов для органов
законодательной и исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации;
- организационное обеспечение лицензирования недропользования
и видов деятельности по геологическому изучению недр;
- подготовка документов с обоснованием размеров регулярных
платежей за пользование недрами, ставок отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы по видам и месторождениям
полезных ископаемых;
- подготовка и проведение конкурсов за пользование участками
недр;
- деятельность государственного геологического контроля;
- государственная и оперативная экспертиза запасов полезных
ископаемых.
В 1998 году осуществлялась разработка, подготовка, экспертиза
и внесение для утверждения в федеральные и республиканские органы
власти следующих нормативных документов:
- предложения к Закону Российской Федерации "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях", принят 26.03.98 N 41-ФЗ;
- предложения к проекту Закона Российской Федерации "О
лицензировании права пользования недрами";
- предложения к проекту Налогового кодекса Российской
Федерации, часть 1 введена с 1.01.1999 г.;
- подготовлено обоснование по Куранахской группе золоторудных
месторождений к принятому Федеральному Закону "Об участках недр,
право пользования которыми может быть предоставлено на условиях
раздела продукции";
- подготовлен и одобрен Правительством Республики Саха
(Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" в новой
редакции. Принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) 02.07.98;
- подготовлен и одобрен Правительством Республики Саха
(Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях" и внесен Правительством Республики
Саха (Якутия) в июле 1998 года, принят Государственным Собранием
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 24.11.98;
- представлены замечания и предложения к проекту Закона
Российской Федерации "О платежах при пользовании недрами" от
27.02.98;
- согласованы с федеральными органами исполнительной власти
перечни объектов лицензирования по территории республики на 1997 -
98 и на 1999 год;
- разработаны и введены постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) "О регулярных платежах при пользовании
недрами" ставки регулярных платежей (налоги) при пользовании
недрами на 1998 год, применительно к недропользователям и
конкретным месторождениям по ставкам, установленным федеральным
законодательством.
Перечни объектов и условия конкурсов подготавливаются
Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха
(Якутия) и после согласования с уполномоченными органами
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), утверждаются
Правительством Республики Саха (Якутия). Результаты конкурсов
утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия) и являются
основанием для предоставления лицензии и заключения лицензионного
соглашения. По всем вводимым к освоению участкам недр в соглашении
обязательно определяются и устанавливаются условия
недропользования, квота на добычу минерального сырья, размеры
ставок платы за недра и на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, мероприятия по охране окружающей среды и недр.
За 1998 год проведено 2 конкурса, по результатам которых
предоставлено право пользования недрами по 41 участку недр. В
четвертом квартале 1998 года Госкомитетом по геологию и
недропользованию Республики Саха (Якутия) подготовлены материалы и
Правительством Республики Саха (Якутия) объявлены конкурсы по 17
небольшим месторождениям и по согласованию с МПР Российской
Федерации по крупному Эльгинскому месторождению угля.
С 1997 года при конкурсном порядке предоставления на право
пользования недрами является обязательной уплата в бюджет разового
платежа за выдачу лицензии. За 1998 год сумма таких платежей
составила 1059000 рублей (в ценах 1998 года).
В целом по состоянию на 01.01.99 лицензии с заключением
соглашения (договора аренды) на геологическое изучение недр и
добычу минерального сырья, включая и добычу подземных вод,
предоставлены 158 юридическим лицам по 667 участкам недр, в том
числе за 1998 год 69 действующим организациям выдано 134 лицензии.
Республиканской комиссией по запасам полезных ископаемых
Госкомитета по геологии и недропользованию Республики Саха
(Якутия) в 1998 году проведена экспертиза материалов по 14
месторождениям. Кроме того, Межведомственной комиссией при РКЗ
проведена оперативная экспертиза запасов и прогнозных ресурсов по
59 мелким месторождениям (преимущественно золота) с целью их
ускоренного вовлечения в изучение и освоение.
Государственной геологической инспекцией при Госкомгеологии
Республики Саха (Якутия) в 1998 году проведена 151 проверка
качества и полноты недропользования с охватом 122 предприятий
недропользователей и 510 объектов. Проверки проведены совместно с
представителями Госгортехнадзора Российской Федерации по
Республике Саха (Якутия), Государственной налоговой инспекции,
Министерства охраны природы и др. Выявлены многочисленные
нарушения порядка лицензирования объектов и платежей за
недропользование, нарушения стандартов, проектов, норм и правил
геологического изучения и отработки месторождений. По выявленным
недостаткам даны предписания нарушителям, а также информация и
представления в Государственную налоговую инспекцию,
Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) и Межведомственную
правительственную комиссию по недропользованию с предложениями о
принятии мер.
Управлением государственной геологической экспертизы
подвергнуто в 1998 году проверке 81 комплект проектно-сметной
документации на геологоразведочные работы на общую сумму 229,6
млн. рублей, в результате чего снижение проектной сметной
стоимости работ составило 49,7 млн. рублей (21,6% от
представленной).
ГУП "Сахагеоинформ" в 1998 году проведена плановая работа по
ведению и развитию геологического информационного фонда Республики
Саха (Якутия). Подготовлены государственные балансы по всем видам
полезных ископаемых на 01.01.1998 года, подготовлено 52 пакета
геологической информации по конкурсным объектам, выданы справки и
обзоры по состоянию минерально-сырьевой базы для пользования
органами государственного управления республики и предприятиями -
недропользователями. В 1998 году в республиканские геологические
фонды поступило 170 отчетов по завершенным геологоразведочным
работам и годовых отчетов предприятий.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
НА 1999 ГОД
4.1. Формирование бюджетных средств на
геологоразведочные работы
В 1999 году основным источником средств на геологоразведочные
работы останутся отчисления на ВМСБ от стоимости добытого и
реализованного минерального сырья. Распределение по уровням
бюджета будет определяться направлением 30% от общего объема
отчислений на ВСМБ в федеральный бюджет и консолидацией оставшихся
70% в республиканском бюджете для финансирования республиканской
части программы геологоразведочных работ. Расчетный объем
отчислений на ВМСБ по Республике Саха (Якутия), по оценкам
Министерства природных ресурсов Российской Федерации и
Министерства финансов Республики Саха (Якутия), составляет 1471548
тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 441505 тыс. рублей,
республиканский - 1030043 тыс. рублей. Часть отчислений,
направленных в федеральный бюджет, будет возвращена через
Министерство природных ресурсов Российской Федерации в Госкомитет
по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) для
ведения на территории республики геологоразведочных работ,
включенных в федеральную программу. Взаимоотношения между
Министерством природных ресурсов Российской Федерации и
Госкомитетом по геологии и недропользованию Республики Саха
(Якутия) будут регулироваться договором о передаче части функций
государственного заказчика работ для федеральных государственных
нужд по геологическому изучению недр и воспроизводству
минерально-сырьевой базы.
Предварительно согласованный Министерством природных ресурсов
Российской Федерации объем финансирования геологоразведочных
работ, выполняемых на территории республики в рамках федерального
заказа, составляет 65750 тыс. рублей или 14,9% от расчетного
объема формируемых в федеральном бюджете отчислений на ВМСБ по
республике.
Законом о бюджете Республики Саха (Якутия) на 1999 год для
реализации программы геологоразведочных работ предусмотрено 530043
тыс. рублей или 51,5% от расчетного объема формируемых в
республиканском бюджете отчислений на ВМСБ.
Кроме средств федерального и республиканского бюджетов на
финансирование геологоразведочных работ в 1999 году будут также
направлены отчисления на ВМСБ, оставляемые в распоряжении
добывающих предприятий и имеющие статус бюджетных. Планируемый
объем оставляемых добывающим предприятиям отчислений на ВМСБ,
составляет 43897 тыс. рублей.
Финансирование геологоразведочных работ за счет бюджетных
средств регламентируется Законами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия) "О недрах", положениями о федеральном и
республиканском бюджетных фондах ВМСБ, а также инструкцией о
порядке формирования, расходования, ведения учета и составления
отчетности об использовании средств федерального фонда ВМСБ,
утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. В
соответствии с указанными документами финансированию за счет
бюджетных средств подлежат работы регионального,
общегеологического и поискового (включая поисково-оценочные)
назначения. Остальные разведочные работы по воспроизводству
сырьевой базы намечено выполнять за счет внебюджетных источников.
Предприятиями-недропользователями планируется направить 160892
тыс. рублей собственных и привлеченных средств, из них 148243 тыс.
рублей - АК "АЛРОСА".
Сводный план финансирования геологоразведочных работ в
Республике Саха (Якутия) в 1999 году приведен в приложении N 1.
4.2. Основные задачи геологоразведочных работ
1999 года
Основные задачи геологоразведочных работ 1999 года определены
на основании материалов правительственной комиссии, образованной
по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 9
октября 1998 года N 1079-р для рассмотрения итогов работ 1998 года
и предложений на 1999 год.
В 1999 году планируется сохранить сложившиеся в последние годы
приоритеты в направлении геологоразведочных работ, определяемые
потребностями регионального изучения недр и добывающих
предприятий. К наиболее важным отнесены работы на алмазы, нефть и
газ, благородные металлы, уголь и по региональным геологическим,
геофизическим, инженерно-геологическим, гидрогеологическим и
геоэкологическим исследованиям.
Региональные работы. Планируется продолжение геологосъемочных
работ масштаба 1:200000 по ранее начатым объектам, разработка и
представление на утверждение в Научно-редакционный совет
Министерства природных ресурсов Российской Федерации легенд серий
Государственной геологической карты масштаба 1:200000. Будет
продолжена также подготовка легенды Верхояно-Колымской серии
государственной геологической карты масштаба 1:1000000. С 1999
года возобновляются полевые работы специального геологического
назначения (гравиметрическая съемка масштаба 1:200000) с
финансированием их за счет федерального бюджета. Будет завершена
подготовка геологической карты республики масштаба 1:500000.
Приоритетной задачей остается дальнейшая компьютеризация
геологоразведочных работ и внедрение современных методов обработки
геологической информации.
Планируется продолжение комплексной гидрогеологической и
геоэкологической съемки масштаба 1:200000 в пределах Накынского
кимберлитового поля, геоэкологических съемок масштаба 1:200000 в
пределах Мирнинского и Алданского горнопромышленных районов. По
согласованию с администрацией г. Якутска организуются работы по
наблюдению за экзогенными геологическими процессами.
Алмазы. Основными задачами работ па алмазы в 1999 году
является проведение комплекса поисковых и разведочных работ в
пределах Средне-Мархинского алмазоносного района, включая
исследования на Накынском кимберлитовом поле. Важнейшим
результатом этих работ ожидается завершение детальной разведки
трубок Нюрбинская и Ботуобинская. Планируется также расширение
работ по оценке остаточных перспектив в радиусе действующих
предприятий в Мало-Ботуобинском и Далдыно-Алакитском алмазоносных
районах.
Для обеспечения развития россыпной алмазодобычи в северных
улусах (Анабарский, Оленекский, Булунский, Жиганский) будут
проводиться поисково-ревизионные и разведочные работы в бассейнах
рек Молодо, Моторчуна, Маят, Биллях, Хара-Мас и Талахтах.
Планируется сохранение в составе геологоразведочных работ на
алмазы высокой доли специализированных научных и тематических
исследований.
Золото. Планируется проведение поисков и разведки на наиболее
перспективных объектах в основных горно-промышленных районах с
максимальной концентрацией их в Южно-Якутском и Верхне-Индигирском
золотоносных районах, обладающих крупным прогнозным потенциалом и
развитой инфраструктурой. К основным объектам работ относится
месторождение Бадран (завершение разведочных работ в центральной
части месторождения), Самолазовское (проведение детальной
разведки), Угуйский грабен (завершение поисковых работ),
Нюкуньинское поле (поисковые работы), Ольчано-Нерская зона
(поисковые работы), Оночалах (ревизионные работы) и др. В 1999
году планируется завершение поисковых работ в Верхне-Тимптонском и
начало поисков в Кабактанском золотоносных районах Южной Якутии.
Будут также продолжена работа по ревизии минерально-сырьевой
базы Верхне-Индигирского, Аллах-Юньского и Южно-Якутского горно -
промышленных районов и возврату в госрезерв неотрабатываемых
месторождений.
В 1999 году планируется завершение работ по подготовке
Соглашения о разделе продукции по Куранахской группе месторождений
с участием Министерства природных ресурсов Российской Федерации и
отраслевых институтов.
Серебро. Планируется продолжение поисковых работ на
Мангазейском рудном поле, оценивающемся по предварительным данным
как новый крупный сереброносный объект.
Цветные и редкие металлы. Планируется выполнить в ограниченном
объеме работы по разведке месторождения Чурпуньа (олово), а также
подготовка отчетов по месторождению Депутатское (олово) и Ким
(сурьма). В I кв. 1999 года намечается защита в Государственной
комиссии по запасам Министерства природных ресурсов Российской
Федерации материалов с подсчетом запасов по редкометальному
месторождению Томтор.
Уголь. За счет госбюджета работы будут проводиться в
Южно-Якутском и Ленском бассейнах. В первом планируется
продолжение предварительной разведки Сыллахского месторождения,
поиски и поисковая оценка в Гонамском угленосном районе и на
флангах Нерюнгринского месторождения. В Ленском бассейне будут
оцениваться фланги Харбылахского месторождения.
Нефть и газ. Планируется проведение геофизических работ
поисковой стадии, тематических исследований и переинтерпретации
геолого-геофизической информации по нефтегазоносным и
перспективным районам и площадям. Продолжение работ по составлению
отчета с подсчетом запасов газа, конденсата и нефти Чаяндинского
месторождения с целью дальнейшего наращивания сырьевой базы и
более обоснованного участия республики в разработке крупных
инвестиционных проектов освоения месторождений газа, включая
возможные поставки газа на экспорт. Подготовка пакета
геолого-геофизических материалов и проведение конкурса на
разработку нефтяной залежи Центрального блока Талаканского
месторождения. Заложение и начало бурения глубокой параметрической
скважины к западу от Талаканского месторождения с целью
геологического изучения высокоперспективной зоны, где возможно
открытие нового крупного месторождения нефти.
Нерудные полезные ископаемые. В небольших объемах планируется
проведение поисковых работ на цветные камни в Южной Якутии и на
строительные материалы в Центральной Якутии.
Подземные воды. Планируется продолжение поисковых работ на
подземные воды для обоснования возможностей водоснабжения сельских
населенных пунктов Хангаласского и Намского улусов, а также
поисково-оценочные работы в районе г. Якутска.
4.3. Развитие организационной структуры
геологоразведочных работ
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) сформирована
геологическая служба на основе предприятий с различной формой
собственности.
Выполнение работ по госзаказу, охватывающему региональное
геологическое изучение недр, поисковые и поисково-оценочные работы
осуществляется государственными унитарными предприятиями и
крупными акционерными компаниями, способными поддерживать высокий
уровень геологических исследований. В состав государственных
унитарных предприятий входит часть бывших геологоразведочных
предприятий ПГО "Якутскгеология", размещенных в восточной, южной и
центральной частях территории республики. Эти предприятия
ориентированы преимущественно на выполнение региональных
геологических исследований и поисковых разведочных работ на
благородные, цветные и редкие металлы, уголь и другие твердые
полезные ископаемые, а также подземные воды. В результате
проведения реорганизаций по состоянию на 01.01.99 общее число
государственных горно-геологических предприятий, подведомственных
Госкомгеологии Республики Саха (Якутия), снизилось до 9 (включая
дочернее предприятие ГГП "Восточно-Якутское" - Верхне-Индигирскую
ГРЭ). В их число входит два специализированных предприятия,
выполняющих функции информационного и лабораторно-аналитического
обеспечения всей геологической службы республики (ГУП
"Сахагеоинформ" и ГУП "Центргеоланалитик"). Часть предприятий
(ГГГП "Алдангеология", "Восточно-Якутское", "ВИГРЭ",
"Южякутгеология", "Янгеология") помимо основной деятельности в
значительных объемах выполняет другие виды работ (добыча полезных
ископаемых, строительство, транспортные услуги и др.).
Геологоразведочные работы на основную для республики отрасль -
алмазы выполняют специализированные подразделения АК "АЛРОСА",
унаследованные компанией от бывшего ПГО "Якутскгеология". Это
наиболее технически оснащенные и кадрово-обеспеченные
геологические экспедиции, силами которых выполняются основные
физические объемы работ.
Геологоразведочные работы на нефть и газ выполняются
предприятиями, входящими в состав республиканской холдинговой
компании - Национальной нефтегазовой компании "Саханефтегаз".
Геологическое обслуживание эксплуатационных работ выполняется
силами геологического персонала самих предприятий -
недропользователей, среди которых численно преобладают мелкие
старательские артели.
В 1999 году будут продолжены мероприятия по реорганизации
системы государственных унитарных предприятий, направленных на
сокращение их числа путем акционирования и объединения.
Планируется завершение акционирования Вилюйского государственного
унитарного предприятия по контролю за сохранностью газовых
месторождений (ВГУП КГСМ) с присоединением его к АО "Якутгазпром",
а также реорганизация ГГГП "Ленское" путем присоединения его к ГУП
"Якутская поисковосъемочная экспедиция".
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 1999 г. N 427
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ ПО ПРИРОСТУ ЗАПАСОВ
ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И РЕГИОНАЛЬНОМУ
ИЗУЧЕНИЮ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 1999 ГОД
---T-------------------T--------------T-------------T------------¬
¦NN¦ Показатели заказа ¦ ¦ Единица ¦ Величина ¦
¦пп¦ ¦ ¦ измерения ¦ ¦
+--+-------------------+--------------+-------------+------------+
¦1 ¦Прирост запасов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Золото, всего ¦кат. С1 ¦ тонн ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦кат. C2 ¦ тонн ¦ 10 ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦россыпное ¦кат. C1 ¦ тонн ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦кат. C2 ¦ тонн ¦ 3 ¦
¦ ¦рудное ¦кат. С1 ¦ тонн ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦кат. С2 ¦ тонн ¦ 7 ¦
¦ ¦Серебро ¦кат. C1 + Р ¦ тыс. тонн ¦ 2 ¦
¦ ¦Алмазы ¦кат. C1 + С2 ¦ млн. карат ¦ особое ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приложение ¦
¦ ¦Олово ¦кат. С1 ¦ тыс. тонн ¦ 0,5 ¦
¦ ¦Природный газ ¦кат. C1 ¦млрд. куб. м ¦ 4 ¦
¦ ¦Уголь ¦кат. В + C1 ¦ млн. тонн ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Государственная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геологическая ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦съемка масштаба ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1:200000 ¦ ¦тыс. кв. км ¦ 16 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Представление в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Якутский ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертный совет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦легенд ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦геологической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦карты масштаба ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1:200000 ¦ ¦ легенда ¦ 3 ¦
L--+-------------------+--------------+-------------+-------------
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 1999 г. N 427
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА 1999 ГОД
НА РАЗВЕДКУ И ОЦЕНКУ ОБЪЕКТОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ВКЛЮЧАЯ СРЕДСТВА ЗА СЧЕТ
ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ
БАЗЫ, ОСТАВЛЯЕМЫХ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
---T----------------------------------------T--------------------¬
¦NN¦ Наименование месторождений ¦ Госзаказ ¦
¦пп¦ ¦ ¦
+--+----------------------------------------+--------------------+
¦1.¦Харбалахское (уголь) ¦Поисково-оценочные ¦
¦ ¦ ¦работы на флангах ¦
¦ ¦ ¦отрабатываемого ¦
¦ ¦ ¦месторождения ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Сыллах (уголь) ¦Разведочные работы с¦
¦ ¦ ¦детализацией участка¦
¦ ¦ ¦первой очереди, ¦
¦ ¦ ¦прирост запасов ¦
¦ ¦ ¦В + C1 - 5 млн. тонн¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Чаяндинское (газ, нефть) ¦Составление отчета с¦
¦ ¦ ¦подсчетом запасов ¦
¦ ¦ ¦нефти и газа ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Томтор (редкие металлы) ¦Утверждение отчета с¦
¦ ¦ ¦подсчетом запасов в ¦
¦ ¦ ¦ГКЗ МПР Российской ¦
¦ ¦ ¦Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5.¦Тан (золото рудное) ¦Подготовка отчета с ¦
¦ ¦ ¦подсчетом запасов и ¦
¦ ¦ ¦утверждение его в ¦
¦ ¦ ¦ТКЗ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6.¦Верхне-Тимптонский золотоносный район ¦Проведение поисковых¦
¦ ¦(золото россыпное) ¦и поисково-оценочных¦
¦ ¦ ¦работ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7.¦Хара-Мас, Талахтах (алмазы) ¦Проведение поисково-¦
¦ ¦ ¦ревизионных работ ¦
L--+----------------------------------------+---------------------
Руководитель Аппарата Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ПРОТОПОПОВ
Приложения к Программе не приводятся.
|