ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 1999 г. N 373
ОБ УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях дальнейшего укрепления государственного страхования на
территории Республики Саха (Якутия), Правительство Республики
Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Основные направления укрепления государственного
страхования на территории Республики Саха (Якутия).
2. Министерствам, главам администраций улусов и городов,
предприятиям и организациям всех форм собственности Республики
Саха (Якутия) при страховании имущества руководствоваться
Основными направлениями укрепления государственного страхования на
территории Республики Саха (Якутия).
3. Контроль за исполнением возложить на заместителя
Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Полушкина Г.Н.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 30 июня 1999 г. N 373
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРАХОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Страхование как система защиты имущественных интересов
граждан, организаций и государства является необходимым элементом
социально-экономической системы общества.
Страхование представляет гарантии восстановления нарушенных
имущественных интересов в случае непредвиденных природных,
техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на
укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет
от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых
случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников
долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию
страхования.
В настоящее время страховой рынок Республики Саха (Якутия)
находится в чрезвычайно тяжелом финансовом положении и сложилась
крайне неблагоприятная обстановка на рынке страхования:
Во-первых, в результате сокращения капиталов страховых
организаций из-за резкой девальвации рубля и продолжающейся
инфляции значительно уменьшилась емкость страхового рынка.
В связи с замораживанием средств страховых компаний в ГКО, ОФЗ
и банкротством банковской системы уменьшилась их ликвидность по
выплатам страховых сумм и возмещении.
Во-вторых, резко сократились возможности страхования своих
имущественных интересов гражданами и юридическими лицами в связи
со значительным падением реальных доходов населения и острым
недостатком оборотных средств у предприятий;
В-третьих, отменено проведение обязательного страхования
имущества граждан, что приведет к уменьшению объема поступлений
страховых взносов на 35-40%.
В-четвертых, нанесен громадный ущерб имуществу хозяйств и
граждан от небывалого весеннего наводнения в мае 1998 года.
По сведениям Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике
за 1998 год по республике собрано 46329,9 тыс. рублей страховых
взносов и платежей по всем видам личного и имущественного
страхования и выплачено страховых сумм и возмещений в размере
29731,6 тыс. рублей. Из них, доля государственной страховой
компании НСК "Росгосстрах-Аргыс Республики Саха (Якутия)" по
поступлениям взносов и платежей составила 32239,0 тыс. рублей или
69,6% от всех поступивших взносов и платежей по республике, а
выплата страховых сумм и возмещений составила 17136,0 тыс. рублей
или 37,0% от выплат по республике. Это показывает, что в
республике услугами государственного страхования пользуется 19,8%
трудоспособного населения, у которых затраты на страховые услуги
составляют всего лишь 1,02% годового дохода. При этом финансовая
возможность государственной страховой компании по покрытию крупных
убытков остается низкой. Мизерный уставный капитал в размере всего
лишь 4,4 тыс. рублей что далеко не соответствует условиям
Федерального Закона "Об организации страхового дела в Российской
Федерации", не лучшим образом влияет на ее надежность и
платежеспособность. В то же время в связи с ограниченными
возможностями бюджетов всех уровней по возмещению ущерба,
причиняемого катастрофами, авариями, пожарами, стихийными
бедствиями, а также по реализуемым государством социальным
гарантиям потребности в страховой защите имущественных интересов
граждан и юридических лиц неуклонно возрастают.
За последнее время участились появления на республиканском
страховом рынке страховых компаний из центра, которые не проходят
регистрацию в республиканских налоговых и других регистрирующих
органах и, как следствие, не платят налоги и сборы во внебюджетные
фонды, что также не отражает действительное состояние развития
страхового рынка.
Большинство страховых организаций в республике испытывают
серьезные трудности с обеспечением профессионально подготовленными
кадрами, отвечающими современным требованиям ведения страховых
операций.
Отрицательно сказывается на развитии страхового рынка
отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более
широкому использованию возможностей страхования для защиты своих
имущественных интересов. Не создан надежный механизм
государственного контроля выполнения страховыми организациями
принятых обязательств, адекватной оценки их надежности и
финансовой устойчивости, не налажена должным образом
информационно-аналитическая работа.
В результате по-прежнему основное бремя расходов по ликвидации
последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных
явлений ложится на бюджет.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Главной целью является создание эффективной государственной
системы страховой защиты имущественных интересов граждан и
юридических лиц в Республике Саха (Якутия), обеспечивающей:
- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в
результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и
катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов
страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
- формирование необходимой для экономического роста надежной и
устойчивой хозяйственной среды;
- максимальное использование страхования как источника
инвестиционных ресурсов.
Для достижения указанных целей необходимо:
- обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы
государственного страхования;
- проведение активной структурной политики на рынке страховых
услуг повышение эффективности государственного регулирования
страховой деятельности.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ
В настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности государственной страховой организации является
повышение размера уставного капитала в соответствии с Федеральным
Законом "Об организации страховой деятельности в Российской
Федерации". После чего следует решить вопрос о возможности его
дальнейшего повышения.
Одной из главных тенденций развития рынка будет концентрация
страхового бизнеса, в результате чего финансово слабые страховые
организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным
развивать национальное страховое дело в соответствии с
современными требованиями.
4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В 1999-2000 ГОДАХ
1. Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от
27.03.96 N 1336 "О развитии страховой деятельности в Республике
Саха (Якутия)" для координации деятельности страховых организаций
в Республике Саха (Якутия) и подготовки проектов нормативных актов
по вопросам страхования образовать Совет по страховому делу при
Правительстве Республики Саха (Якутия).
Утвердить персональный состав данного Совета и Положение о
нем.
Срок исполнения: 1 месяц;
Ответственные исполнители: Отдел Правительства по работе с
банковскими и финансово-кредитными учреждениями, Министерство
экономики и прогнозирования, Министерство финансов, Министерство
по управлению государственным имуществом.
2. В целях объективной оценки развития страхового рынка в
Республике Саха (Якутия) принять на учет в статистических и
налоговых органах все страховые организации, включая иностранные,
филиалы, представительства страховых организаций, состоящих на
учете вне Республики Саха (Якутия) и потребовать представления
соответствующей отчетности об их деятельности.
Оперативно представлять данные отчета в Правительство, Совет
по страховому делу и заинтересованные ведомства и учреждения,
страховые организации.
Сроки исполнения: Принятие на учет страховых организаций 2
месяца, отчетность в соответствии со сроками статистических
органов;
Ответственные исполнители: Республиканские и местные органы
статистики и налоговой службы, страховые организации.
3. Объединение региональных страховых организаций в
республиканский перестраховочный пул для урегулирования притока и
оттока средств по операциям перестрахования, сострахования.
Перестраховочные операции в первую очередь должны быть проведены
между страховыми организациями, находящимися в Республике Саха
(Якутия).
Срок исполнения: Постоянно.
Ответственные исполнители: Министерство финансов, Совет по
страховому делу, страховые организации.
4. Практиковать в отчетах глав администраций улусов и городов
включение отдельного раздела "Страхование", предусматривающий
выполнение обязательных программ, дополнительных мероприятий по
развитию добровольных видов страхования.
Срок исполнения: Постоянно.
Ответственные исполнители: Совет по страховому делу, главы
администраций улусов, городов.
5. Учитывая актуальную, социально-экономическую значимость
страхования для повышения страховой культуры населения,
руководителей предприятий, организаций вести непрерывную
целенаправленную работу по государственной программе
массово-разъяснительных мероприятий через средства массовой
информации с предоставлением в течение 1999-2000 годов их услуг
для Национальной страховой компании "Росгосстрах-Аргыс Республики
Саха (Якутия)" и других страховых организаций.
Срок исполнения: 1999-2000 г.г.
Ответственные исполнители: Страховые организации, НВК "Саха",
Республиканские газеты "Саха Сирэ" и "Якутия", "Экономический
вестник".
6. Совместно с Департаментом по прогнозированию, подготовке и
расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия) в
пределах общего приема и обучения студентов и стажеров усилить
подготовку кадров для выхода на внешний рынок страхования,
практиковать стажировку специалистов в зарубежных страховых
компаниях.
Срок исполнения: Постоянно.
Ответственные исполнители: Департамент по прогнозированию,
подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха
(Якутия) страховые организации.
7. Изучить вопрос, подготовить и внести на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил-Тумэн) Республики Саха (Якутия)
проект Закона "Об обязательном страховании досрочного завоза
нефтепродуктов, товаров народного потребления и продукции
производственно-технического назначения в районы Крайнего Севера".
Сроки исполнения: до 1 октября 1999 года.
Ответственные исполнители: Министерство экономики и
прогнозирования, Министерство финансов, Министерство по управлению
государственным имуществом, Агентство по завозу грузов при
Правительстве Республики Саха (Якутия), НСК "Росгосстрах-Аргыс
Республики Саха (Якутия)".
8. Привести в соответствие с Законом Российской Федерации "Об
организации страхового дела в Российской Федерации" размер
уставного капитала Национальной страховой компании
"Росгосстрах-Аргыс Саха (Якутия)" согласно Соглашению между
Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО "Росгосстрах" о
проведении государственного страхования в Республике Саха (Якутия)
от 22.07.97.
Срок исполнения: Май-июнь 1999 года.
Ответственные исполнители: Министерство по управлению
государственным имуществом совместно с ОАО "Росгосстрах".
9. Установить государственное регулирование размещения части
резервов по страхованию жизни, создать благоприятные условия
инвестирования резервов в приоритетные отрасли республики,
драгоценные металлы, валютные ценности.
Введение дополнительных льгот для страховщиков, занимающихся
долгосрочными видами страхования (освобождение от уплаты налога на
прибыль, полученную от инвестирования страховых резервов по
долгосрочным видам страхования и направляемой на пополнение
собственных средств).
Срок исполнения: Постоянно.
Ответственные исполнители: Совет по страховому делу, отдел
Правительства по работе с банковскими и финансово-кредитными
учреждениями, Министерство экономики и прогнозирования,
Министерство финансов.
10. В целях проведения Республиканских программ в связи с
объявлением Года Детства и детского спорта, реализации Указа
Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 "О мерах по
развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)" и послания
Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева к населению
"Прокладывать путь к благополучию и достойной жизни каждого жителя
республики" принять все меры к повсеместному улучшению страховой
защиты каждой семьи Якутии.
Срок исполнения: Постоянно.
Ответственные исполнители: Совет по страховому делу, страховые
организации.
|