КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 1999 г. N 3-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕАМБУЛЫ И СТАТЕЙ
32, 38, 42, 49 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова рассмотрел в открытом
заседании дело по ходатайству народных депутатов Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) У.А. Винокуровой,
Е.П. Жиркова, С.Н. Винокурова.
Заслушав судью-докладчика, представителя ходатайствующей
стороны, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В ходатайстве народных депутатов ставится вопрос о
толковании следующих понятий, примененных в Конституции Республики
Саха (Якутия): "самобытное развитие народа республики"
(преамбула); "самобытная культура, обычаи, традиционный образ
жизни народа республики, содействие его возрождению, сохранению и
развитию" (статья 32); "нравственно-этические ценности и нормы
взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера" (статья 32);
"охрана памятников истории и культуры" (статья 38); "этническая
самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и
материальной культуры" (статья 42); "охранять суверенные права
народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка,
национальных культур и самобытности" (статья 49).
2. Российская Федерация конституционно закрепляется как
федеративное государство. Равноправие и самоопределение народов
рассматривается как одно из важнейших начал федеративного
устройства. В Конституции Российской Федерации о правах коренных
малочисленных народов, этнических меньшинств говорится особо.
Конституция признает и гарантирует права коренных малочисленных
народов (статья 69). Согласно статье 72 в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав
национальных меньшинств (пункт "б" части 1), защита исконной среды
обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических
общностей (пункт "м" части 1).
Данные конституционные положения являются основанием для
признания за коренными и малочисленными народами коллективных прав
и отстаивания их с помощью правовых механизмов, мерами
законодательного характера. В действующей Конституции Республики
Саха (Якутия) закреплены права ее коренных народов, представляющих
республику.
3. В преамбуле Конституции Республики Саха (Якутия) "забота о
сохранении и самобытном развитии народа республики" закрепляется
как основополагающая цель, реализация которой является одной из
главных задач социального государства. Самобытность развития
народа республики определяется прежде всего особыми
природно-климатическими и географическими условиями его
проживания, относящимся к экстремальной зоне арктического региона.
Это в свою очередь привело к формированию особого типа
цивилизации, которой присущи специфические культурные модели,
традиционные формы хозяйствования.
Положение преамбулы Конституции республики предусматривает
целенаправленное поддержание государством уникального соотношения
культурных моделей внутри республики в течение длительного
времени.
Сохранение и самобытное развитие народа республики выражается
в предоставлении коренным и малочисленным народам Севера
определенных прав. В этой части рассматриваемое положение
преамбулы как бы предопределяет дальнейшее содержание
конституционного текста.
Приведенные в ходатайстве понятия, содержащиеся в отдельных
статьях Конституции и подлежащие толкованию по данному делу,
конкретизируют основное положение, закрепленное в преамбуле
Конституции республики. Эти нормы в своей совокупности
представляют социально-культурные, этнические права, субъектом
которых могут быть народ республики в целом, каждый из коренных
народов в отдельности и группа лиц, принадлежащая к данному
этносу.
Кроме названных прав Конституция закрепляет права народов и в
других сферах (политической, экономической), которые не являются
предметом рассмотрения по данному делу.
4. Часть 1 статьи 32 Конституции Республики Саха (Якутия)
гласит: "Каждый обязан уважать права и законные интересы других
лиц". Принцип уважения чужих прав и свобод, закрепленный в этой
норме, далее конкретизируется положением, согласно которому:
"Каждый обязан уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный
образ жизни народа республики, содействовать его возрождению,
сохранению и развитию".
Статья 32 Конституции республики определяет границы
пользования правами и свободами, не соблюдение которых ведет к
нарушению прав и свобод других лиц. Так, при реализации прав и
свобод отдельной личности недопустимо игнорирование национальных
обычаев и традиций народов республики, прав меньшинств.
Конституция республики предусматривает и "обязанность каждого
уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений,
сложившиеся в условиях Севера" (часть 2 статьи 32). Данное
положение обязывает учитывать особые духовно-ценностные установки,
сформировавшиеся в суровых климатических условиях, экологические
мировоззрения северных народов как основу духовности этих народов.
Тем самым использование прав и свобод ограничивается также
требованием защиты нравственности и здоровья общества.
В статье 32 словосочетание "каждый обязан уважать"
конструируется как обязанность всех, кто проживает или находится
на территории республики. В этом отражается необходимость каждого
соотносить осуществление своих прав и свобод с интересами других
лиц, закрепленная в Конституции Российской Федерации (часть 3
статьи 17).
5. В соответствии со статьей 38 Конституции к исключительному
ведению Республики Саха (Якутия) в лице ее высших органов
государственной власти входит "охрана документального наследия,
памятников истории и культуры".
Памятники истории и культуры составляют часть мирового
культурного наследия, свидетельствуют о вкладе народов республики
в развитии мировой цивилизации. Историко-культурное и духовное
наследие народов должно охраняться законом.
Конституция республики гарантирует коренным народам,
малочисленным народам Севера государственную защиту их прав "на
этническую самобытность, на исторические и священные места,
памятники духовной и материальной культуры" (часть 2 статьи 42). В
данной норме речь идет о коренных народах и малочисленных народах
Севера (эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей), не имеющих
своего национально-государственного образования и нуждающихся в
дополнительной государственной защите своих интересов. Защита их
прав возможна всеми способами, не запрещенными законом.
Возрождение и развитие самобытной культуры народов республики
возможно при сохранении среды обитания и традиционных форм
хозяйствования коренных и малочисленных народов.
Конституция республики обязывает государство "охранять
суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие
родного языка, национальных культур и самобытности" (статья 49).
Тем самым гражданам республики гарантируется право свободно
пользоваться родным языком и культурой в личной жизни и публично,
право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и
творчества.
6. Из рассматриваемых положений видно, что реализация
социально-культурных прав коренными и малочисленными народами
обеспечивается государственным протекционизмом. Такая политика
должна осуществляться республикой, как часть социальной функции
государства.
В ней могут быть предусмотрены следующие меры:
- создание особо охраняемых природных территорий, находящихся
в ведении республики. В указанные территории могут включаться
места, объекты и комплексы, имеющие экологическое,
нравственно-воспитательное, рекреационное и научное значение,
предназначенные для проведения традиционных народных ритуалов,
обрядов, обычаев, верований коренных народов, туризма и экскурсий;
- принятие мер по сохранению исторических и культурных
ценностей находящихся как в республике, так и в других
государствах. В полной мере охрана памятников может быть
обеспечена только с участием федеральных органов, поскольку
согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации эти вопросы находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов;
- внедрение в жизнь концепции обновления и развития
национальных школ, создание новых типов школ и дошкольных
учреждений, учебных заведений, соответствующих укладу жизни
коренных народов республики;
- повышение национально-языкового самосознания коренных
народов посредством приобщения их к духовному наследию
национальной культуры, включая традиционное мировоззрение и
религиозные верования;
- расширение общественных и культурных функций языков коренных
народов в сфере государственной, общественной деятельности,
образования, воспитания, науки, массовой информации, печати,
транспорта, связи, обслуживания, делопроизводства;
- создание базы для широкой этно-культурологической и
филологической деятельности (учебно-педагогической, научной,
кадровой и другой);
- помощь в удовлетворении национально-культурных и языковых
потребностей народа саха, проживающих за пределами республики;
- выделение из бюджета средств на финансирование программ, мер
по возрождению, сохранению, развитию и использованию национальных
культур и языков.
7. Признание в Конституции республики коллективных прав
коренных и малочисленных народов не должно рассматриваться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод
человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской
Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).
Рассматриваемые положения Конституции направлены на защиту
коллективных прав народов и действуют непосредственно.
Коллективные права народов поддерживаются республикой в той мере,
в какой это необходимо для обеспечения их самобытного развития.
На основании изложенного и статьи 101 Конституции Республики
Саха (Якутия) и руководствуясь статьями 1, 10, 11 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда", Конституционный суд
постановил:
1. В статьях 32, 38, 42, 49 Конституции Республики Саха
(Якутия) положения: обязанность каждого "уважать самобытную
культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа республики,
содействовать его возрождению, сохранению и развитию", "уважать
нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений,
сложившиеся в условиях Севера"; "охрана документального наследия,
памятников истории и культуры; защита прав коренных народов и
малочисленных народов Севера "на этническую самобытность, на
исторические и священные места, памятники духовной и материальной
культуры"; обязанность государства "охранять суверенные права
народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка,
национальных культур и самобытности" выражают коллективные права
коренных и малочисленных народов Севера республики в
социально-культурной сфере и конституционные гарантии их
реализации.
2. В статьях 32, 38, 42 Конституции Республики Саха (Якутия) в
понятиях "самобытная культура", обычаи", "нравственно-этические
ценности и нормы взаимоотношений", "документальное наследие",
"памятники истории и культуры", "исторические и священные места"
отражены относительно стабильные особенности культуры и
психического склада коренных и малочисленных народов и формы их
самовыражения, с которыми связана возможность правовой
идентификации соответствующих народов.
3. В статьях 32, 38 Конституции Республики Саха (Якутия)
понятия "традиционный образ жизни народа республики",
"традиционный образ жизни малочисленных народов Севера республики"
означают право этих народов проживать в границах исторически
сложившейся территории и ведения национально-традиционных форм
хозяйствования (животноводство, коневодство, оленеводство,
рыболовство, охота).
4. Под "родным языком", "национальной культурой" и
"самобытностью" в статье 49 Конституции республики имеются в виду
формы фиксации духовной жизни ее коренных жителей, которые не
совпадают с соответствующими формами других народов. В данном
случае Конституция ориентирует на утверждение права коренных и
малочисленных народов Севера на этническую и культурную
самобытность, а также их права на развитие.
5. В статьях 32, 38, 42, 49 Конституции Республики Саха
(Якутия) использование понятий "возрождение", "сохранение",
"развитие", "защита", "охрана" означают, что в области
социально-культурных прав коренных и малочисленных народов
республика осуществляет политику государственного протекционизма
(поддержки) и вправе осуществлять собственное регулирование
национально-правовых отношений, используя при этом обычаи этих
народов.
6. Настоящее постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
7. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха сирэ".
Председатель Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
|