11 марта 1999 года З N 81-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 11.03.1999 З N 82-II
Настоящий закон регулирует вопросы организации работы по опеке
и попечительству на территории Республики Саха (Якутия) в
соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" и другими соответствующими
нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе
Статья 2. Основные задачи органов опеки и попечительства
Статья 3. Организация работы по опеке и попечительству
Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства
Статья 5. Функции органов опеки и попечительства.
Статья 6. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Статья 7. Особенности применения настоящего закона
Статья 8. Ответственность за исполнение настоящего закона
______________________________________________________________________________
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие понятия:
а) ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет
(совершеннолетия);
б) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте
до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих
родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их
в родительских правах, признанием родителей безвестно
отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными),
находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими,
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в
виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением
родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных
учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка
оставшимся без попечения родителей в установленном
законодательством порядке;
в) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли
оба или единственный родитель, и лица до 23 лет, если они
продолжают обучение в дневных средних специальных и высших учебных
заведениях;
г) опека - форма устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, в целях их содержания, воспитания и образования; опека
устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;
д) попечительство - правовая форма охраны и защиты
имущественных и личных неимущественных прав и интересов
несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся
без родительского попечения, а также граждан, ограниченных судом в
дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими средствами. Попечительство над несовершеннолетними
устанавливается в целях их содержания, воспитания, образования;
е) подопечные - лица, в отношении которых установлена опека
(попечительство);
ж) права и законные интересы ребенка - совокупность
имущественных и личных неимущественных прав и интересов ребенка;
з) опекуны и попечители - совершеннолетние дееспособные лица,
выполняющие попечительские обязанности в отношении
несовершеннолетних и граждан, признанных судом недееспособными или
ограниченно дееспособными, либо выполняющие попечительские
обязанности в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными
гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и
защищать свои права, а также выполнять свои обязанности;
и) приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами
опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или
отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в
семью);
к) дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей;
л) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время
пребывания в соответствующем государственном или муниципальном
учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей
бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви,
бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или
возмещение их полной стоимости;
м) дополнительные гарантии по социальной защите -
законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной
защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, во время получения ими очного
профессионального образования.
Статья 2. Основные задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
а) защита имущественных и личных неимущественных прав и
интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
б) защита прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных
судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и
дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья
не могут самостоятельно исполнять, осуществлять и защищать свои
права, а также исполнять обязанности;
в) обеспечение условий для жизни, воспитания детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних,
нуждающихся в государственной защите;
г) планирование мер по защите прав и интересов ребенка и
контроль за его выполнением;
П. "д" исключен. - Закон РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II.
д) защита прав и интересов детей при отказе родителей взять
своих детей из образовательных, лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты населения.
(наимен. п. "д" в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
Статья 3. Организация работы по опеке и попечительству
1. Органами опеки и попечительства являются территориальные
органы исполнительной власти, которые имеют право устанавливать
должности соответствующих специалистов.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
2. Органы исполнительной власти улусов предусматривают
должность специалиста по опеке и попечительству.
Органы исполнительной власти администраций городов и улусов
имеют право устанавливать должности специалистов по опеке и
попечительству из расчета один специалист на 5 тысяч детского (до
18 лет) населения данной территории.
3. Расходы на реализацию мер по обеспечению социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
производятся за счет средств федерального бюджета, бюджета
Республики Саха (Якутия), местного бюджета, за счет
государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных
законодательством источников финансирования.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий
опекунам (попечителям) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь
на одно физическое лицо, а также порядок денежных выплат на
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при
трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения
осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников
детских домов, утвержденными Правительством Республики Саха
(Якутия) и Правительством Российской Федерации.
4. Оказание содействия органам опеки и попечительства в
обеспечении устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности -
в образовательное, лечебное учреждения, учреждение социальной
защиты населения и другие аналогичные учреждения возлагается на
Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство
здравоохранения Республики Саха (Якутия), а в отношении
совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в
попечительстве, - на Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Саха (Якутия), глав администраций
(руководителей территориальных органов исполнительной власти).
(п. 4 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К компетенции территориальных органов исполнительной власти
по осуществлению опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних относятся:
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
а) признание ребенка нуждающимся в государственной защите;
б) опека и попечительство;
в) подготовка в месячный срок документов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, для определения их дальнейшего
устройства;
г) передача ребенка на полное государственное обеспечение;
д) направление ребенка в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
е) содержание подопечных и распоряжение их текущими доходами,
имуществом в соответствии с законодательством, в том числе о
доверительном управлении имуществом;
ж) разрешение на раздельное проживание попечителя и
подопечного;
з) разрешение на совершение сделок, требующих нотариального
удостоверения или регистрации;
и) разрешение на совершение от имени подопечного сделок в
случаях, предусмотренных законодательством;
к) разрешение на совершение всех сделок, влекущих отказ от
прав, принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной
защите, или изменение объема указанных прав;
л) защита жилищных прав детей;
м) заключение договора о передаче ребенка на воспитание в
приемную семью;
н) иная помощь.
2. К компетенции территориальных органов исполнительной власти
по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц,
признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
относятся:
(п. 2 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
а) установление опеки над лицами, признанными судом
недееспособными вследствие психического расстройства, а также
попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности
вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими
веществами;
б) назначение опекунов и попечителей;
в) освобождение, отстранение опекуна, попечителя от исполнения
им своих обязанностей;
г) прекращение опеки, попечительства.
3. К компетенции территориальных органов исполнительной власти
по осуществлению опеки и попечительства в отношении
совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья
не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и
исполнять обязанности, относятся:
(п. 3 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
а) установление попечительства в форме патронажа;
б) освобождение или отстранение попечителя от исполнения им
своих обязанностей;
в) прекращение попечительства в форме патронажа.
Статья 5. Функции органов опеки и попечительства.
1. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении
функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних в соответствии с возложенными на них задачами:
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
а) организуют и осуществляют выявление детей, нуждающихся в
государственной защите;
б) проводят обследование и готовят заключение об условиях
жизни и воспитания ребенка, привлекая социального педагога,
работника народного образования и представителей общественности;
в) подбирают лиц, изъявивших желание стать опекуном
(попечителем) и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к
опекуну, попечителю, готовят материалы, необходимые для назначения
опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении
опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него
обязанностей;
г) в установленном законодательством порядке осуществляют
защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов
подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки
(попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления
подопечного без надзора и необходимой помощи;
д) готовят материалы о назначении денежных средств на
содержание подопечного в порядке и размере, установленным
действующим законодательством Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации;
е) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям
в обучении, воспитании, организации отдыха, оздоровлении и
занятости подопечных;
ж) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и
попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского
наблюдения и трудоустройства подопечных;
з) обеспечивают временное устройство несовершеннолетних лиц,
нуждающихся в опеке или попечительстве, а также сохранность их
имущества;
и) осуществляют подготовку документов и устройство
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, на
опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление
(удочерение), а при отсутствии такой возможности - в
образовательное, лечебное учреждение или учреждение социальной
защиты населения;
к) готовят заключения в суд об обоснованности и соответствии
усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления
(удочерения), участвуют при разбирательстве дел в судах по
установлению и отмене усыновления (удочерения);
л) участвуют в судах по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
м) осуществляют подбор лиц, способных выполнять обязанности
приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными
родителями, заключают договор о передаче ребенка (детей) на
воспитание в приемную семью;
н) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании
детей в пределах своей компетенции;
о) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав,
ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения
родителей родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) и
другие дела в защиту прав и интересов несовершеннолетних;
п) дают заключения и участвуют в судах при разбирательстве
дел, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и
личных неимущественных прав;
р) участвуют в судах при разбирательстве дел о передаче или
отобрании детей;
с) решают вопросы при изменении фамилии, имени
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
т) выносят решение об объявлении несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным);
у) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак
лицам, не достигшим совершеннолетия;
ф) проводят работу по профилактике социального сиротства,
жестокого обращения с детьми, насилия в семье;
х) привлекают общественность к работе органов опеки и
попечительства;
ц) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры.
2. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении
функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц,
признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными:
(п. 2 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
а) оказывают необходимую помощь до установления опеки
(попечительства) лицам, признанным судом недееспособными
вследствие психического расстройства;
б) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна
(попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения
опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении
опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него
обязанностей;
в) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека
(попечительство);
г) осуществляют надзор за деятельностью опекунов
(попечителей), оказывают им помощь в организации медицинского
наблюдения за подопечными;
д) осуществляют устройство лиц, признанных судом
недееспособными вследствие психического расстройства, в
психиатрические или психоневрологические учреждения;
е) принимают участие в работе психолого-медико-педагогических
комиссий по определению форм обучения детей (классы выравнивания и
коррекционные школы-интернаты для детей с отклонениями в
умственном и физическом развитии);
ж) возбуждают в судах дела о признании гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании
выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности
гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица,
признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с
защитой прав и интересов подопечных;
з) в установленном законодательством порядке осуществляют
защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов
подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки
(попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления
подопечного без надзора и необходимой помощи;
и) осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами,
признанными судом недееспособными либо ограниченно дееспособными,
поступившими к ним на постоянное проживание;
к) осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных
прав и интересов подопечных;
л) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки (попечительства) и принимают по ним меры.
3. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении
функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении
совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию
здоровья в попечительстве в форме патронажа:
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)
а) устанавливают попечительство в форме патронажа и назначают
попечителей (помощников) над совершеннолетними дееспособными
лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
б) освобождают и отстраняют попечителей (помощников) от
выполнения возложенных на них обязанностей;
в) выносят решения о прекращении попечительства в форме
патронажа;
г) оказывают до установления попечительства в форме патронажа
необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и выполнять обязанности;
д) в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц,
способных к выполнению обязанностей попечителей (помощников);
е) готовят материалы, необходимые для назначения попечителей
(помощников), а также об освобождении или отстранении попечителей
(помощников) от выполнения возложенных на них обязанностей;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых установлено
попечительство в форме патронажа;
з) в установленном законодательством порядке осуществляют
защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов
подопечных в случае использования попечителем (помощником)
попечительства в форме патронажа в корыстных целях, а также в
случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи;
и) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.
Статья 6. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
1. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые
федеральным законом, действуют на территории Республики Саха
(Якутия).
2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
осуществляют разработку и исполнение в рамках Закона "О
государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" целевых программ
по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
3. В случае смерти или принудительного размена жилой площади
родителей, лишенных родительских прав, руководители учреждений,
опекуны (попечители), приемные родители обязаны незамедлительно
приватизировать жилую площадь в пользу детей.
Статья 7. Особенности применения настоящего закона
Вопросы организации и деятельности органов опеки и
попечительства определяются органами исполнительной власти
Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Ответственность за исполнение настоящего закона
Должностные лица органов исполнительной власти Республики Саха
(Якутия) несут ответственность за несоблюдение положений
настоящего закона в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
11 марта 1999 года
З N 81-II
|