3 марта 1999 года З N 79-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ЗАКУПКАХ И ПОСТАВКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ,
СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
З N 80-II от 3.03.99
Настоящий закон устанавливает общие правовые, экономические
принципы и положения формирования, размещения, исполнения на
договорной основе заказов на закупки и поставки
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями,
расположенными на территории Республики Саха (Якутия).
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
а) государственные нужды Республики Саха (Якутия) (далее -
государственные нужды) - определяемые в установленном настоящим
законом порядке потребности в сельскохозяйственной продукции,
сырье и продовольствии по установленной номенклатуре,
обеспечиваемые за счет бюджетов и иных источников финансирования;
б) закупки - форма организованного приобретения государством
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у
производителей сельскохозяйственной продукции (поставщиков) путем
заключения договора контрактации для последующей переработки,
хранения и (или) реализации потребителю (покупателю);
в) поставки - форма организованных договорных отношений между
производителем сельскохозяйственной продукции (поставщиком) и
государственным заказчиком либо по его заданию иным лицом
(заготовителем), определяющая обязанность производителя
сельскохозяйственной продукции (поставщика) передать в
определенные сроки производимые или закупаемые им
сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, и
обязанность государственного заказчика обеспечить оплату
поставленных товаров по ценам, определяемым Правительством
Республики Саха (Якутия);
г) заготовитель - юридическое или физическое лицо,
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,
выигравшее конкурс на закупки и поставки сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и
имеющее лицензию на заготовительную деятельность;
д) производитель сельскохозяйственной продукции (поставщик) -
физическое или юридическое лицо, поставляющее по договору
контрактации произведенную или закупаемую им сельскохозяйственную
продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд;
е) завоз - доставка на территорию Республики Саха (Якутия)
из-за ее пределов сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в определенных объемах для обеспечения
государственных нужд;
ж) сельскохозяйственная продукция - продукция
сельскохозяйственного производства, количественно измеряемая в
натуральном и денежном выражении;
з) сельскохозяйственное сырье - товарная продукция сельского
хозяйства, требующая дальнейшей промышленной переработки;
и) сельскохозяйственное продовольствие - продукт питания.
Статья 2. Обеспечение государственных нужд
сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием
1. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд осуществляются для решения
следующих задач:
а) удовлетворение потребностей населения республики в
сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии по
установленной номенклатуре;
б) обеспечение поставок сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия за пределы Республики Саха (Якутия), включая
экспорт;
в) обеспечение бюджетных учреждений сельскохозяйственной
продукцией и продовольствием;
г) формирование республиканского резерва сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия;
д) обеспечение продовольственной безопасности населения
республики и каждого ее улуса.
2. Ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
из-за пределов республики для государственных нужд за счет средств
федерального и республиканского бюджетов и иных источников
финансирования производится в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и
настоящим законом.
3. Перечень и объемы сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд по определению
государственного заказчика утверждаются Правительством Республики
Саха (Якутия) и формируются на договорной основе с производителями
сельскохозяйственной продукции (поставщиками) независимо от форм
собственности, а при отсутствии или недостатке
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
территории республики осуществляется их завоз.
4. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах
утвержденного объема гарантирует осуществление закупок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия местного
производства в полном объеме.
5. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие,
поставляемые для государственных нужд, по качеству должны
соответствовать государственным стандартам, техническим условиям,
медико-биологическим, ветеринарным и санитарным нормам, особым
условиям, устанавливаемым договорами.
6. Объемы финансирования государственных нужд из бюджета и из
иных источников финансирования предусматриваются в соответствующих
нормативных правовых актах на планируемый период.
Статья 3. Компетенция Правительства Республики Саха (Якутия) в
области закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд
Правительство Республики Саха (Якутия):
а) определяет потребности населения республики в
сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии, утверждает
перечень (номенклатуру), объемы закупок и поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для
государственных нужд на предстоящие пять лет с ежегодным
уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года;
б) определяет государственного заказчика для обеспечения
государственных нужд в сельскохозяйственной продукции, сырье и
продовольствии;
в) согласно ежегодно заключаемому договору обеспечивает
государственного заказчика финансовыми средствами в пределах
предусмотренных в бюджете финансовых средств и из иных источников
для обеспечения государственных нужд, определяет порядок
финансирования;
г) устанавливает порядок лицензирования деятельности по
закупке и поставке, переработке, хранению и реализации
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия местного
производства и завозимых из-за пределов республики для
государственных нужд;
д) ежегодно до наступления нового финансового года
устанавливает с учетом условий заготовок гарантированные
закупочные цены на местную сельскохозяйственную продукцию, сырье и
продовольствие, закупаемые и поставляемые для государственных
нужд;
е) устанавливает порядок проведения конкурса заготовителей
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд;
ж) устанавливает нормативные соотношения между стоимостью
закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой
продукции, а также размер торговых надбавок на продукцию;
з) определяет уполномоченный банк для осуществления
финансирования закупок и поставок сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд;
и) гарантирует обязательное выполнение условий договоров по
закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
к) организует разработку научно-обоснованных норм потребления
продовольствия как основы прогнозирования объемов закупок и
поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд.
Статья 4. Статус, функции государственного заказчика
1. Государственным заказчиком в Республике Саха (Якутия)
является уполномоченный орган исполнительной власти, занимающийся
вопросами закупок и поставок сельскохозяйственной продукции.
2. По решению Президента, Правительства Республики Саха
(Якутия) отдельные функции государственного заказчика могут быть
переданы иным органам исполнительной власти Республики Саха
(Якутия), некоммерческим организациям (потребительским
кооперативам).
3. Для решения возложенных задач государственный заказчик
выполняет следующие функции:
а) определяет потребности населения республики в
сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии по
установленной Правительством Республики Саха (Якутия)
номенклатуре;
б) составляет продовольственный баланс внутреннего потребления
на основе полного закупа производимой в республике
сельскохозяйственной продукции и за счет закупок и поставок
продовольствия из-за пределов республики;
в) определяет перечень, объемы закупок и поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия местного
производства, а также завозимых из-за пределов республики для
государственных нужд, по установленной Правительством Республики
Саха (Якутия) номенклатуре;
г) заключает с заготовителем (поставщиком) государственный
контракт, определяющий права и обязанности заготовителя по
обеспечению государственных нужд и регулирующий отношения
заготовителя с государственным заказчиком при выполнении условий
государственного контракта;
д) координирует деятельность по закупкам и поставкам
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд;
е) координирует работу по обеспечению финансовыми средствами
закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд и осуществляет контроль за
целевым использованием указанных средств;
ж) осуществляет лицензирование деятельности по закупкам,
поставкам, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия местного производства и
завозимых из-за пределов республики для государственных нужд;
з) определяет конкретных потребителей и сроки закупок и
поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд;
и) определяет на конкурсной основе заготовителей (поставщиков)
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд по установленной номенклатуре;
к) для решения поставленных задач может осуществлять иные
функции, определенные Правительством Республики Саха (Якутия);
л) разрабатывает и утверждает типовую форму договора
контрактации на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия местного производства.
Статья 5. Функции заготовителей сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Заготовители осуществляют на основании заключенного с
государственным заказчиком государственного контракта следующие
функции:
а) осуществляют отбор на конкурсной основе производителей
сельскохозяйственной продукции (поставщиков) для размещения
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупаемых
для государственных нужд;
б) определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки
закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
в) заключают договоры контрактации с производителями
сельскохозяйственной продукции и договоры поставок с поставщиками;
г) согласовывают с потребителями (покупателями) ассортимент,
объемы и сроки поставок им сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
д) обеспечивают расчеты с производителями сельскохозяйственной
продукции (поставщиками) за поставленную сельскохозяйственную
продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд
согласно договорам контрактации;
е) обеспечивают целевое использование средств, выделяемых для
закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд.
Статья 6. Расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и
продовольствие, закупаемые и поставляемые для государственных нужд
1. Расчеты с юридическими и физическими лицами за
сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые
и поставляемые для государственных нужд, производятся посредством
инкассовой формы расчетов, если иной порядок не установлен
договором. Организации, закупающие продукцию у производителей
сельскохозяйственной продукции (поставщиков), оплачивают ее
стоимость в первоочередном порядке.
2. Правительство Республики Саха (Якутия) гарантирует местным
производителям сельскохозяйственной продукции (поставщикам),
поставляющим сельскохозяйственную продукцию, сырье и
продовольствие для государственных нужд, авансирование
(кредитование) производственного цикла в первом квартале 20
процентов, во втором квартале 30 процентов от стоимости объемов
поставок на основании договоров контрактации.
Статья 7. Договор контрактации
1. Основным документом, определяющим объемы, ассортимент,
качество, порядок закупок и поставок, цены, сроки и порядок
расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественную
ответственность, является договор контрактации, регулирующий
экономические, правовые, организационно-технические отношения
производителя сельскохозяйственной продукции (поставщика) и
заготовителя (покупателя). Типовая форма договора контрактации
утверждается государственным заказчиком.
2. Изменение или расторжение договора осуществляется по
соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением
(протоколом).
3. Цена на закупаемую и поставляемую продукцию, сырье и
продовольствие для государственных нужд, определенная в договоре
контрактации, на момент расчета индексируется с учетом годового
уровня инфляции.
Статья 8. Стимулирование закупок и поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд
1. В целях экономического стимулирования закупок и поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд местным производителям сельскохозяйственной
продукции, заготовителям и поставщикам могут предоставляться:
а) льготы по налогообложению;
б) дотации, субвенции и целевые субсидии;
в) кредиты на льготных условиях;
г) валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их
распоряжении, при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия на экспорт;
д) ассигнования из республиканского бюджета, необходимые для
обеспечения расширенного воспроизводства и прироста объемов
поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других
льгот устанавливаются Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия)
и органами исполнительной власти улусов и городов в пределах их
компетенции.
2. Государство гарантирует местным производителям
сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия
(поставщикам) для государственных нужд материальные и финансовые
(включая валютные) ресурсы для:
а) закупок средств защиты растений и животных от вредителей и
болезней;
б) закупок высококачественного семенного посадочного
материала, племенных животных;
в) строительства хранилищ, цехов по переработке
сельскохозяйственной продукции;
г) приобретения технических средств и технологического
оборудования, современных технологий и проведения
научно-исследовательских работ, связанных с производством,
переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
д) закупок кормов для свиней, птиц и клеточных зверей и для
крупного рогатого скота, лошадей - при нехватке кормов в
результате стихийного бедствия;
е) компенсации с целью смягчения последствий диспаритета цен;
ж) иных целей.
Статья 9. Ответственность за нарушение настоящего закона
1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Правительством
Республики Саха (Якутия) гарантий по выделению государственным
заказчикам финансовых средств вызванные этим штрафные санкции и
убытки возмещаются производителям сельскохозяйственной продукции
(поставщикам) и потребителям (покупателям) из средств
соответствующих бюджетов.
2. Сторона, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим
образом обязательства, предусмотренные договором, возмещает другой
стороне причиненные в результате этого убытки и уплачивает
неустойку (штраф, пеню) в порядке, определенном Гражданским
кодексом Российской Федерации и самим договором.
3. Государственный заказчик вправе отказаться полностью или
частично от закупок и поставок сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных
договором, в случае, когда необходимость в продукции данного вида
отпала, при условии полного возмещения им производителю
сельскохозяйственной продукции (поставщику) причиненных по вине
государственного заказчика убытков в соответствии с действующим
законодательством, если иное не установлено договором.
4. Стороны освобождаются от ответственности за полное или
частичное неисполнение обязательств по договору в случае
непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в
результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение,
градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны
не могли предвидеть и предотвратить.
5. За несвоевременную оплату закупленной и поставленной
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд по вине заготовителя заготовитель уплачивает
пеню в пользу производителей сельскохозяйственной продукции в
размере 2 процентов от суммы несвоевременно оплаченной продукции
за каждый день просрочки платежа, а при неоплате более 30 дней - в
размере 3 процентов.
6. Производитель сельскохозяйственной продукции (поставщик),
не исполнивший или исполнивший ненадлежащим образом обязательства,
содержащиеся в договоре контрактации, может быть лишен полностью
или частично права на получение льгот, предусмотренных частью 1
статьи 8, за исключением льгот по налогообложению.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
3 марта 1999 года
З N 79-II
|