КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1999 г. N 2-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ НОРМЫ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 59
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ПРАВЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего А.Д. Петракова, судей В.А. Долгашевой, В.Н.
Прокопьева, В.Т. Филиппова, Д.Н. Миронова рассмотрел в открытом
заседании дело о толковании нормы статьи 59 Конституции Республики
Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) Ф.Н. Захаровой.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в понимании положений части 1 статьи 59
Конституции Республики Саха (Якутия) о праве законодательной
инициативы Прокурора республики по предметам его ведения.
Заслушав судью-докладчика Д.Н. Миронова, заместителя прокурора
Республики Саха (Якутия) Н.Ф. Тахватулина, рассмотрев материалы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия),
установил:
1. Согласно статьи 59 Конституции Республики Саха (Якутия)
право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики
Саха (Якутия), депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн),
постоянным комиссиям Палаты Республики, комитетам Палаты
Представителей, Правительству Республики Саха (Якутия),
республиканским органам политических партий и общественных
объединений. Право законодательной инициативы принадлежит также
Конституционному суду Республики Саха (Якутия), Верховному суду,
Высшему Арбитражному суду, Прокурору Республики Саха (Якутия) по
вопросам их ведения.
Давая разъяснение норме, фиксирующей право законодательной
инициативы Прокурора республики, следует исходить из того, что
Конституция Республики Саха (Якутия) различает две группы
субъектов законодательной инициативы. В первую из них входят
субъекты, чье право законодательной инициативы не связано
какими-либо условиями. Во вторую группу статья 59 Конституции
Республики Саха (Якутия) относит те субъекты, чье право
законодательной инициативы ограничено лишь вопросами их ведения.
2. Законодательная инициатива относится к числу институтов
конституционного законодательства республики. Поэтому определение
субъектов законодательной инициативы закрепляется конституционными
нормами.
Юридическая возможность первой группы субъектов вносить в
Палату Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) проекты
законов связывается с их особым положением в системе
конституционно-правовых отношений республики. В силу этого они
несут непосредственную правовую и общественно-политическую
ответственность за укрепление статуса и общественно-политического
и государственного строя республики как субъекта Российской
Федерации.
В качестве субъектов законодательной инициативы Президент
республики, народные депутаты, Правительство, политические партии
и общественные объединения в лице своих республиканских органов
предлагают правовые решения любых проблем социально-экономической
и материально-финансовой жизни республики, ее политики,
государственного строительства и управления. Их право
законодательной инициативы не ограничено компетенционными рамками,
его границы совпадают с правотворческими полномочиями республики,
основанными на Конституции Российской Федерации.
3. Согласно статье 129 Конституции Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации составляет единую
централизованную систему. Организация и порядок деятельности
Прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров
определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным
Законом "О Прокуратуре Российской Федерации" в редакциях Закона от
18 октября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации, "О Прокуратуре Российской Федерации" и от 10
февраля 1999 года "О внесении изменений и дополнений в федеральный
Закон "О Прокуратуре Российской Федерации".
Статья 104 Конституции Российской Федерации, перечисляя
субъектов права законодательной инициативы в Государственную думу
Федерального Собрания, Прокурора Российской Федерации к их числу
не относит. Вместе с тем в соответствии со статьей 6 федерального
Закона "О Прокуратуре Российской Федерации" "Прокурор при
установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости
совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе
вносить в законодательные органы, обладающие правом
законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего
уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о
принятии законов и иных нормативных правовых актов".
4. Согласно п. 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации
"Республика (государство) имеет свою Конституцию и
законодательство".
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации
вне пределов ведения России и совместных полномочий Российской
Федерации и ее субъектов Республика Саха (Якутия), как субъект
федерации обладает всей полнотой государственной власти,
закрепляет систему органов власти и устанавливает порядок
осуществления собственного правового регулирования.
Источником государственной власти в республике является ее
народ, который выражает свою суверенную волю и через
представительные органы.
Согласно статьи 51 Конституции республики законодательным
органом Республики Саха (Якутия) является Парламент республики -
Государственное Собрание (Ил Тумэн), который в соответствии с
принципом разделения властей (статья 3) является главным
субъектом, представляющим ее правотворческую деятельность.
Конституция Республики Саха (Якутия) регулирует некоторые
вопросы деятельности и полномочий Прокуратуры республики. В статье
110 закреплен порядок дачи согласия Палатой Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) на назначение Генеральным
прокурором Российской Федерации Прокурора республики. Регулируются
некоторые стороны прокурорского надзора, участия прокурора в
рассмотрении дел судом и осуществления им расследования
преступлений. Закрепляется, что организация и порядок деятельности
органов прокуратуры определяются законодательством Российской
федерации.
В данном случае вопрос о характере положений статьи 110
Конституции Республики Саха (Якутия), регулирующей вопросы
организации, формирования и отраслей деятельности Прокуратуры
Республики Саха (Якутия), не рассматривается.
5. Прокуратура Республики Саха (Якутия) входит в систему
Прокуратуры Российской Федерации, организация и порядок ее
деятельности определяются упомянутым федеральным Законом "О
Прокуратуре Российской Федерации".
Прокуратура республики преследует в своей деятельности
общегосударственные цели - обеспечение верховенства закона,
поддержание единства и укрепления законности, защиты прав и свобод
человека и гражданина и т.д.
Прокуратура Республики Саха (Якутия) осуществляет: надзор за
соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор
за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и
учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.
В связи с предметами надзора, а также с участием Прокурора в
рассмотрении дел судами, расследованием преступлений и
координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью формируются полномочия прокурора. Анализ соотношения
вопросов ведения прокурора с полномочиями Республики Саха (Якутия)
показывает, что непосредственная связь между правотворческими
правомочиями республики и полномочиями прокурора существует по
вопросам надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и по
надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
характеризуются системными связями. Поэтому они определяют в
известной мере содержание всех других полномочий прокурора.
Надзор за исполнением закона концентрированно выражает усилия
прокурора по обеспечению верховенства закона по всем направлениям
его деятельности.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства и критерий деятельности его органов.
Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации"
закрепляет обязанность прокурора принимать все необходимые меры по
предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
6. В письме Генерального прокурора Российской Федерации N 30
от 22 мая 1996 года "Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и
гражданина" подчеркивается, что включенные в название документа
сферы являются основными направлениями надзорной деятельности
прокурора.
Обеспечивая надзор за соответствием конституций республики,
законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а
также уставов муниципальных образований Конституции Российской
Федерации и федеральным законам, прокуратура должна исходить из
установленного распределения компетенций между Российской
Федерацией, ее субъектами, т.е. права последних решать свои
полномочия самостоятельно.
Генеральный прокурор предлагает наладить необходимое
взаимодействие прокуратуры с представительными органами субъектов.
Право законодательной инициативы прокурора Республики Саха
(Якутия), закрепленное в Конституции, является встречным
признанием этой необходимости и не возлагает на него
неустановленные функции.
Указанное в п. 5 настоящего постановления предметное
ограничение законодательной инициативы прокурора дополняется
положением федерального закона "О Прокуратуре Российской
Федерации" о том, что при осуществлении надзора прокуроры не
должны "подменять иных государственных органов и должностных лиц"
(ст. 21, 26).
С характеристикой права законодательной инициативы прокурора
республики связано и то, что согласно ст. 4 федерального Закона "О
Прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники не могут
являться членами общественных объединений, преследующих
политические цели.
Отсюда проекты законов Прокурора республики не могут быть
направлены на урегулирование проблем политического характера.
Правовое регулирование таких проблем основывается на принятии
необходимых политических решений, которые могут исходить из
целесообразности. В связи с этим законопроект, предложенный
Прокурором республики по новому регулировать общественный и
государственный строй республики или ее конституционно-правовой
статус как субъекта Российской Федерации, оказался бы за пределами
правила статьи 59 Конституции Республики Саха (Якутия).
Таким образом, Прокурор Республики Саха (Якутия) обладает
правом законодательной инициативы по вопросам реализации
полномочий по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и
свобод человека и гражданина в той мере и постольку, в какой и
поскольку это предусмотрено в ст. 59 Конституции Республики Саха
(Якутия) и не направлено на регулирование общественного и
государственного строя республики и ее конституционно-правового
статуса как субъекта Российской Федерации.
Право законодательной инициативы Прокурора республики является
дополнительной формой его деятельности. По своей природе она не
охватывает предметы ведения республики.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 101
Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 11, 25, 31 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Положение второго предложения части 1 статьи 59 Конституции
Республики Саха (Якутия) о том, что право законодательной
инициативы принадлежит Прокурору Республики Саха (Якутия) по
вопросам его ведения следует понимать как право Прокурора
Республики Саха (Якутия) вносить проекты законов в Государственное
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в связи с
реализацией полномочий Прокурора Республики Саха (Якутия) по
надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина.
Законопроект, предложенный Прокурором республики по вопросам
его ведения в порядке законодательной инициативы, подлежит
рассмотрению в законодательном органе в соответствии с
установленной процедурой.
2. Законодательная инициатива Прокурора Республики Саха
(Якутия), предоставленная ему статьей 59 Конституции Республики
Саха (Якутия), не исключает участия прокурора в правотворческой
деятельности путем внесения в законодательный орган и органы,
обладающие законодательной инициативой, предложений об изменении,
о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных
правовых актов республики.
3. Настоящее, постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и
действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия" и
"Саха сирэ" не позднее семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|