ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 1999 года
О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ П. 3 И П. 4 СТАТЬИ 16
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 АПРЕЛЯ 1994 Г.
З N 7-I "О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
И Ч. 1 СТАТЬИ 13 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 9 ИЮЛЯ
1996 Г. З N 137-I "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА УЛУСНОГО,
ГОРОДСКОГО (ГОРОДА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ) СОБРАНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)">
(Извлечение)
24 февраля 1999 г. Судебной коллегией по гражданским делам
Верховного Суда Республики Саха (Якутия) рассмотрено дело по иску
прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействительными
п. 3 и п. 4 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля
1994 г. 3 N 7-I "О статусе народного депутата Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и ч. 1 статьи 13
Закона Республики Саха (Якутия) от 9 июля 1996 г. 3 N 127-I "О
статусе депутата улусного, городского (города республиканского
значения) собраний в Республике Саха (Якутия)".
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
22 апреля 1994 г. был принят Закон РС(Я) "О статусе народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия)". Пункт 3 статьи 16 данного закона изложен в следующей
редакции: "Депутат не может быть привлечен к уголовной
ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия на то
соответствующих палат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)". В пункте 4 статьи 16 указанный закон
устанавливает, что "Депутат не может быть привлечен к
административной и дисциплинарной ответственности, а потому не
может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно
принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный
орган в порядке производства по делам об административных
правонарушениях".
Палатой представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) 9 июля 1996 г. был принят Закон
Республики Саха (Якутия) "О статусе депутата улусного, городского
(города республиканского значения) собраний в Республике Саха
(Якутия)", часть 1 стать 13 которого устанавливает: "Депутат
Собрания обладает неприкосновенностью на территории
соответствующего улуса, города республиканского значения в
течение срока своих полномочий. Он не может быть привлечен к
уголовной или административной ответственности в судебном порядке,
задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия
соответствующего Собрания, кроме случаев задержания на месте
преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением
случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством для
обеспечения безопасности других граждан".
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании
недействительными указанных положений законов, указывая, что эти
положения противоречат Конституции Российской Федерации и
федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской
Федерации уголовное и уголовно-процессуальное законодательство
находятся в ведении Российской Федерации и вопросы
неприкосновенности депутатов, затрагивающие аспекты уголовного и
уголовно-процессуального законодательства находятся в ведении
Российской Федерации и по ним принимаются федеральные законы,
имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, в
связи с чем введение неприкосновенности депутатов представительных
органов субъектов Российской Федерации, принимаемой субъектом
Российской Федерации, неправомерно.
Согласно п. "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации
административное и административно-процессуальное законодательство
находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов. В соответствии с положениями статьи 72 Конституции
Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении
от 10 декабря 1997 г. по делу "О проверке конституционности
положений Устава (Основного закона) Тамбовской области" указал,
что законодательство субъекта Российской Федерации не может
исключить возможность привлечения депутата к административной
ответственности, установленной федеральным законодательством, и
тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления
привлечения в административной ответственности, чем тот, который
установлен федеральным законом.
Пункты 3 и 4 статьи 16 Закона РС(Я) от 22 апреля 1994 г. "О
статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн)
РС(Я)" и часть 1 статьи 13 Закона РС(Я) от 9 июля 1996 г. "О
статусе депутата улусного, городского (города республиканского
значения) собраний в Республике Саха (Якутия)" противоречат
Конституции Российской Федерации и федеральным законам и поэтому
подлежат признанию недействительными.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 191-197 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия решила пункты 3 и 4 статьи 16 Закона РС(Я) от
22 апреля 1994 г. 3 N 7-I "О статусе народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)" и часть 1 статьи 13
Закона РС(Я) от 9 июля 1996 г. 3 N 137-I "О статусе депутата
улусного, городского (города республиканского значения) собраний в
Республике Саха (Якутия)" признать недействительными.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в 7-дневный
срок через Верховный Суд РС(Я).
Судья Верховного Суда РС(Я)
(подпись)
|