Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 19.02.99 N 1-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ НОРМЫ СТАТЬИ 84 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СВЯЗИ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 19 февраля 1999 г. N 1-П

            ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ НОРМЫ СТАТЬИ 84 КОНСТИТУЦИИ
             РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СВЯЗИ С ОТДЕЛЬНЫМИ
                    ВОПРОСАМИ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей В.А. Долгашевой, В.Т.
   Филиппова,   В.Н. Прокопьева, А.Д. Петракова рассмотрел в открытом
   заседании дело о толковании нормы статьи 84 Конституции Республики
   Саха (Якутия).
       Поводом к рассмотрению дела  послужило  ходатайство  народного
   депутата  Государственного  Собрания  (Ил  Туман)  Республики Саха
   (Якутия) С.А. Шкуренко.
       Основанием к    рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в понимании статьи 84 Конституции Республики Саха
   (Якутия)  в  связи  с  введением на территории республики местного
   самоуправления.
       Заслушав судью-докладчика    А.Д. Петракова,     представителя
   Президента  Республики  Саха   (Якутия),   рассмотрев   материалы,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Статья    84    Конституции    Республики   Саха   (Якутия)
   устанавливает:   "В   Республике   Саха    (Якутия)    организация
   деятельности  граждан  для самостоятельного решения экономических,
   социально-культурных,  экологических и  других  вопросов  местного
   значения с учетом интересов населения,  его национально-этнических
   и иных особенностей осуществляется через систему  местных  органов
   государственной власти и органов местного самоуправления".
       Народный депутат С.А. Шкуренко,  направивший   ходатайство   в
   Конституционный   суд   Республики   Саха  (Якутия),  просит  дать
   толкование указанной нормы Конституции и разъяснить, в чем состоят
   отличия  между местными органами государственной власти и органами
   местного  самоуправления;  на  каком   уровне   образовываются   и
   действуют  местные органы государственной власти и органы местного
   самоуправления  в  республике.  Как  считает   депутат,   в   силу
   неопределенности  норм Конституции о местной власти местные органы
   государственной власти и органы местного  самоуправления  наделены
   законодательством  республики "абсолютно одинаковой компетенцией и
   равными полномочиями".
       2. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановлением
   от 10 декабря 1994 года признал Закон Республики Саха (Якутия)  от
   30  июня  1994  года  "О  местных органах государственной власти в
   Республике   Саха   (Якутия)"   в   части   образования    местных
   представительных и исполнительных органов государственной власти в
   улусах  и  городах  республиканского  подчинения   соответствующим
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия),  а  в  части  образования
   местных представительных и исполнительных органов  государственной
   власти в городах улусного подчинения,  наслегах, поселках и селах,
   не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       При этом  Конституционный суд Республики Саха (Якутия) исходил
   из  статей 84, 94.1, 94.2 Конституции  Республики  Саха  (Якутия),
   содержащихся в подразделе "Местные органы государственной власти и
   местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)", закрепляющих и
   гарантирующих местное самоуправление.
       В настоящее  время   соответствующий   подраздел   Конституции
   действует без изменений.  Принят Закон Республики Саха (Якутия) "О
   местном самоуправлении в Республике  Саха  (Якутия)",  реализующий
   право  граждан на осуществление местного  самоуправления в городах
   улусного  значения,  поселках,  наслегах,  селах,   а   также   во
   внутригородских  территориях городов республиканского значения для
   решения вопросов местного значения.
       Согласно правовой  позиции  Конституционного  суда  Российской
   Федерации,  выраженной в его постановлении от 24 января 1997  года
   по  делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики
   от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в
   Удмуртской     Республике",     субъект    Российской    Федерации
   самостоятельно определяет уровни государственной власти и местного
   самоуправления    в    административно-территориальных    единицах
   республиканского  значения,  исходя  из   недопустимости   лишения
   населения  права  на  самостоятельное  решение  вопросов  местного
   значения.
       Таким образом,    правовая   позиция   Конституционного   суда
   Республики Саха (Якутия), выраженная в постановлении от 10 декабря
   1994  года,  где  был  определен  уровень создания местных органов
   государственной власти в Республике Саха (Якутия),  о  чем  просит
   дать  разъяснение ходатайствующий,  сохраняет свою силу и потому в
   данном  случае  Конституционный  суд  Республики   Саха   (Якутия)
   необходимости   в   дополнительном  разъяснении  подхода  суда  по
   соответствующему вопросу не усматривает.
       3. Конституция  республики  в   ст. 84 закрепляет виды местной
   власти - местные органы государственной власти и  органы  местного
   самоуправления.
       Различия между  местными  органами  государственной  власти  и
   органами   местного  самоуправления  основаны  на  конституционном
   признании того,  что  в  современной  Якутии  отсутствуют  условия
   формирования     муниципальных    образований    внутри    другого
   муниципального образования.
       При этом  Конституция  Республики  Саха  (Якутия) учитывает то
   обстоятельство, что в республике организация местной власти, как в
   городах  республиканского  значения,  так  и в сельской местности,
   оказывалась более соответствующей интересам населения,  когда  она
   строилась  на двух уровнях:  городах и городских районах;  районах
   (улусах) и поселениях (наслегах, селах и пр.).
       Искомые различия  полномочий структур местной власти связаны и
   с    конституционным    принципом     разграничения     полномочий
   республиканских и местных органов государственной власти  (ст. 1).
   Это разграничение выступает предпосылкой единства структур местной
   власти,   так   как   в   связи   с   ним  последние  находятся  в
   конституционных    отношениях    с    республиканскими    органами
   государственной власти.
       Как известно, органы местного самоуправления и государственные
   органы - это органы народовластия.  В одном случае оно реализуется
   через представительные органы,  а в другом - непосредственно самим
   населением.  Это объясняет то,  что местные органы государственной
   власти и  местное  самоуправление  могут  иметь  перекрещивающиеся
   полномочия.
       4. В  Республике  Саха  (Якутия)  закреплена   двухструктурная
   местная   власть.   В   связи   с   этим  возникает  необходимость
   разграничения их полномочий.
       Фактическая распределенность  вопросов местного значения между
   местными органами государственной власти и местным самоуправлением
   осуществляется  с учетом требований Конституции и законодательства
   Российской Федерации.  Исключительные полномочия органов  местного
   самоуправления перечислены  в  Конституции  Российской   Федерации
   (статья 130   и  др.).  Субъект  Российской  Федерации,  регулируя
   вопросы  формирования  органов   местного   самоуправления,   этот
   перечень  не  вправе сузить.  В то же время конкретное определение
   статуса местного самоуправления  находится  в  совместном  ведении
   Российской Федерации и ее субъектов.
       Федеральный Закон  от 28 августа 1995 года "Об общих принципах
   организации  местного  самоуправления  в   Российской   Федерации"
   закрепляет перечень вопросов местного значения  (ст. 6).  Хотя эти
   вопросы относятся к ведению местного самоуправления, но оно вправе
   их  конкретизировать.  Органы  местного самоуправления,  составляя
   перечень  своих  полномочий,  соотносят  его  с  размерами   своих
   территорий,  финансовыми  и  трудовыми  ресурсами.  Соответственно
   вопросы местного значения,  перечисленные в п. З ст. 6  названного
   федерального  закона,  не  все  и  не сразу могут быть реализованы
   органами самоуправления.  Осуществление  тенденции,  выраженной  в
   федеральном законе, может быть и постепенным.
       Определив административно-территориальный  уровень  реализации
   прав  населения  на  самоуправление,  субъект Российской Федерации
   может закрепить в  своем  законодательстве  нарастающее  отнесение
   вопросов местного значения к ведению органов самоуправления.
       5. Статьи 84, 86, 90 Конституции республики содержат общие для
   всей  местной  власти  нормы,  определяющие предназначение органов
   местной власти,  принципы организации и деятельности,  а также  их
   полномочия.   В  общем  виде  полномочия  органов  местной  власти
   закреплены в статье 90 Конституции республики.
       В статье 86 Конституции республики говорится,  что организация
   и деятельность местных органов государственной власти  и  местного
   самоуправления   осуществляются  на  началах  наделения  указанных
   органов  собственной  компетенцией,  экономической  и   финансовой
   самостоятельностью.   Из   этого   следует,   что  местные  органы
   государственной власти и органы местного самоуправления имеют лишь
   те   полномочия,   которые   предоставлены   им  законодательством
   республики.  Объем  их  полномочий  устанавливается  законодателем
   путем перечисления их прав и обязанностей.
       Таким образом, отличия между местными органами государственной
   власти  и  органами  самоуправления  должны  определяться с учетом
   статей 84, 85, 86, 90 и 94.1 Конституции Республики Саха (Якутия),
   а  также  законов  Республики  Саха  (Якутия)  "О  местных органах
   государственной власти в Республике Саха (Якутия)",  "Об  улусных,
   городских  администрациях  Республики  Саха (Якутия)" и "О местном
   самоуправлении в Республике Саха (Якутия)".
       На основании  изложенного  и статьи 101 Конституции Республики
   Саха (Якутия),  руководствуясь статьями 24,  25, 26, 31, 32 Закона
   Республики  Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
   суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Размежевание местных органов государственной власти  улусов
   и   городов   республиканского   подчинения  с  органами  местного
   самоуправления,  организуемыми в поселениях на территории улуса  и
   города   республиканского   подчинения,  производится  собственным
   правовым регулированием Республики  Саха  (Якутия)  и  сводится  в
   распределении между ними вопросов местного значения.
       Местное самоуправление - это структура местной  власти  улуса,
   города республиканского подчинения, организованное в их поселениях
   для  решения  вопросов  местного   значения   в   соответствии   с
   Конституцией и законодательством Республики Саха (Якутия).
       Местная государственная власть- это  структура  власти  улуса,
   города   республиканского  подчинения,  организуемая  для  решения
   вопросов  местного   значения  и  осуществления   государственно -
   территориального управления.
       2. Под органами "местного самоуправления" по смыслу статьи  84
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия)  понимаются органы местной
   власти города улусного подчинения,  наслега,  поселка, села, части
   города республиканского значения которые:
       - организованы  жителями  поселений   для   решения   вопросов
   непосредственного  обеспечения их жизнедеятельности в соответствии
   с интересами населения;
       - функционируют в соответствии с нормами Устава муниципального
   образования;
       - устанавливают  налоги  и сборы,  составляющие доходную часть
   бюджета муниципального образования;
       - обладают   полномочиями   местного   значения,   являющимися
   соразмерными с их бюджетом и собственностью;
       - осуществляют управление посредством муниципальных служащих;
       - участвуют  в  осуществлении  государственных  полномочий  по
   делегированию органов государственной власти;
       - самостоятельны и не входят  в  систему  ни  местных  органов
   государственной власти, ни республиканских органов государственной
   власти.
       3. Под  "органами  местной  государственной  власти" по смыслу
   статьи 84 Конституции Республики Саха (Якутия)  понимаются  органы
   местной власти, которые:
       - организованы   в   соответствии    с    административно    -
   территориальным    делением   республики   на   улусы   и   города
   республиканского   значения   для   решения    местных    вопросов
   государственного территориального управления;
       - создаются   и   действуют   на   основании   Конституции   и
   законодательства Республики Саха (Якутия);
       - находятся в сфере  государственно-административного контроля
   республики;
       - входят в систему органов государственной  власти  Республики
   Саха (Якутия).
       4. Настоящее  постановление  окончательно  и  обжалованию   не
   подлежит.
       5. Постановление   вступает  в силу   немедленно   после   его
   провозглашения.
       6. Настоящее постановление подлежит  опубликованию  в  газетах
   "Якутия" и "Саха Сирэ" не позднее чем в семидневный срок.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ

                                     Секретарь Конституционного суда
                                            Республики Саха (Якутия)
                                                        В.Т.ФИЛИППОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz