КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 1999 г. N 1-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ НОРМЫ СТАТЬИ 84 КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СВЯЗИ С ОТДЕЛЬНЫМИ
ВОПРОСАМИ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Т.
Филиппова, В.Н. Прокопьева, А.Д. Петракова рассмотрел в открытом
заседании дело о толковании нормы статьи 84 Конституции Республики
Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Туман) Республики Саха
(Якутия) С.А. Шкуренко.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в понимании статьи 84 Конституции Республики Саха
(Якутия) в связи с введением на территории республики местного
самоуправления.
Заслушав судью-докладчика А.Д. Петракова, представителя
Президента Республики Саха (Якутия), рассмотрев материалы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Статья 84 Конституции Республики Саха (Якутия)
устанавливает: "В Республике Саха (Якутия) организация
деятельности граждан для самостоятельного решения экономических,
социально-культурных, экологических и других вопросов местного
значения с учетом интересов населения, его национально-этнических
и иных особенностей осуществляется через систему местных органов
государственной власти и органов местного самоуправления".
Народный депутат С.А. Шкуренко, направивший ходатайство в
Конституционный суд Республики Саха (Якутия), просит дать
толкование указанной нормы Конституции и разъяснить, в чем состоят
отличия между местными органами государственной власти и органами
местного самоуправления; на каком уровне образовываются и
действуют местные органы государственной власти и органы местного
самоуправления в республике. Как считает депутат, в силу
неопределенности норм Конституции о местной власти местные органы
государственной власти и органы местного самоуправления наделены
законодательством республики "абсолютно одинаковой компетенцией и
равными полномочиями".
2. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановлением
от 10 декабря 1994 года признал Закон Республики Саха (Якутия) от
30 июня 1994 года "О местных органах государственной власти в
Республике Саха (Якутия)" в части образования местных
представительных и исполнительных органов государственной власти в
улусах и городах республиканского подчинения соответствующим
Конституции Республики Саха (Якутия), а в части образования
местных представительных и исполнительных органов государственной
власти в городах улусного подчинения, наслегах, поселках и селах,
не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
При этом Конституционный суд Республики Саха (Якутия) исходил
из статей 84, 94.1, 94.2 Конституции Республики Саха (Якутия),
содержащихся в подразделе "Местные органы государственной власти и
местное самоуправление в Республике Саха (Якутия)", закрепляющих и
гарантирующих местное самоуправление.
В настоящее время соответствующий подраздел Конституции
действует без изменений. Принят Закон Республики Саха (Якутия) "О
местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", реализующий
право граждан на осуществление местного самоуправления в городах
улусного значения, поселках, наслегах, селах, а также во
внутригородских территориях городов республиканского значения для
решения вопросов местного значения.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской
Федерации, выраженной в его постановлении от 24 января 1997 года
по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики
от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в
Удмуртской Республике", субъект Российской Федерации
самостоятельно определяет уровни государственной власти и местного
самоуправления в административно-территориальных единицах
республиканского значения, исходя из недопустимости лишения
населения права на самостоятельное решение вопросов местного
значения.
Таким образом, правовая позиция Конституционного суда
Республики Саха (Якутия), выраженная в постановлении от 10 декабря
1994 года, где был определен уровень создания местных органов
государственной власти в Республике Саха (Якутия), о чем просит
дать разъяснение ходатайствующий, сохраняет свою силу и потому в
данном случае Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
необходимости в дополнительном разъяснении подхода суда по
соответствующему вопросу не усматривает.
3. Конституция республики в ст. 84 закрепляет виды местной
власти - местные органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Различия между местными органами государственной власти и
органами местного самоуправления основаны на конституционном
признании того, что в современной Якутии отсутствуют условия
формирования муниципальных образований внутри другого
муниципального образования.
При этом Конституция Республики Саха (Якутия) учитывает то
обстоятельство, что в республике организация местной власти, как в
городах республиканского значения, так и в сельской местности,
оказывалась более соответствующей интересам населения, когда она
строилась на двух уровнях: городах и городских районах; районах
(улусах) и поселениях (наслегах, селах и пр.).
Искомые различия полномочий структур местной власти связаны и
с конституционным принципом разграничения полномочий
республиканских и местных органов государственной власти (ст. 1).
Это разграничение выступает предпосылкой единства структур местной
власти, так как в связи с ним последние находятся в
конституционных отношениях с республиканскими органами
государственной власти.
Как известно, органы местного самоуправления и государственные
органы - это органы народовластия. В одном случае оно реализуется
через представительные органы, а в другом - непосредственно самим
населением. Это объясняет то, что местные органы государственной
власти и местное самоуправление могут иметь перекрещивающиеся
полномочия.
4. В Республике Саха (Якутия) закреплена двухструктурная
местная власть. В связи с этим возникает необходимость
разграничения их полномочий.
Фактическая распределенность вопросов местного значения между
местными органами государственной власти и местным самоуправлением
осуществляется с учетом требований Конституции и законодательства
Российской Федерации. Исключительные полномочия органов местного
самоуправления перечислены в Конституции Российской Федерации
(статья 130 и др.). Субъект Российской Федерации, регулируя
вопросы формирования органов местного самоуправления, этот
перечень не вправе сузить. В то же время конкретное определение
статуса местного самоуправления находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральный Закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
закрепляет перечень вопросов местного значения (ст. 6). Хотя эти
вопросы относятся к ведению местного самоуправления, но оно вправе
их конкретизировать. Органы местного самоуправления, составляя
перечень своих полномочий, соотносят его с размерами своих
территорий, финансовыми и трудовыми ресурсами. Соответственно
вопросы местного значения, перечисленные в п. З ст. 6 названного
федерального закона, не все и не сразу могут быть реализованы
органами самоуправления. Осуществление тенденции, выраженной в
федеральном законе, может быть и постепенным.
Определив административно-территориальный уровень реализации
прав населения на самоуправление, субъект Российской Федерации
может закрепить в своем законодательстве нарастающее отнесение
вопросов местного значения к ведению органов самоуправления.
5. Статьи 84, 86, 90 Конституции республики содержат общие для
всей местной власти нормы, определяющие предназначение органов
местной власти, принципы организации и деятельности, а также их
полномочия. В общем виде полномочия органов местной власти
закреплены в статье 90 Конституции республики.
В статье 86 Конституции республики говорится, что организация
и деятельность местных органов государственной власти и местного
самоуправления осуществляются на началах наделения указанных
органов собственной компетенцией, экономической и финансовой
самостоятельностью. Из этого следует, что местные органы
государственной власти и органы местного самоуправления имеют лишь
те полномочия, которые предоставлены им законодательством
республики. Объем их полномочий устанавливается законодателем
путем перечисления их прав и обязанностей.
Таким образом, отличия между местными органами государственной
власти и органами самоуправления должны определяться с учетом
статей 84, 85, 86, 90 и 94.1 Конституции Республики Саха (Якутия),
а также законов Республики Саха (Якутия) "О местных органах
государственной власти в Республике Саха (Якутия)", "Об улусных,
городских администрациях Республики Саха (Якутия)" и "О местном
самоуправлении в Республике Саха (Якутия)".
На основании изложенного и статьи 101 Конституции Республики
Саха (Якутия), руководствуясь статьями 24, 25, 26, 31, 32 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Размежевание местных органов государственной власти улусов
и городов республиканского подчинения с органами местного
самоуправления, организуемыми в поселениях на территории улуса и
города республиканского подчинения, производится собственным
правовым регулированием Республики Саха (Якутия) и сводится в
распределении между ними вопросов местного значения.
Местное самоуправление - это структура местной власти улуса,
города республиканского подчинения, организованное в их поселениях
для решения вопросов местного значения в соответствии с
Конституцией и законодательством Республики Саха (Якутия).
Местная государственная власть- это структура власти улуса,
города республиканского подчинения, организуемая для решения
вопросов местного значения и осуществления государственно -
территориального управления.
2. Под органами "местного самоуправления" по смыслу статьи 84
Конституции Республики Саха (Якутия) понимаются органы местной
власти города улусного подчинения, наслега, поселка, села, части
города республиканского значения которые:
- организованы жителями поселений для решения вопросов
непосредственного обеспечения их жизнедеятельности в соответствии
с интересами населения;
- функционируют в соответствии с нормами Устава муниципального
образования;
- устанавливают налоги и сборы, составляющие доходную часть
бюджета муниципального образования;
- обладают полномочиями местного значения, являющимися
соразмерными с их бюджетом и собственностью;
- осуществляют управление посредством муниципальных служащих;
- участвуют в осуществлении государственных полномочий по
делегированию органов государственной власти;
- самостоятельны и не входят в систему ни местных органов
государственной власти, ни республиканских органов государственной
власти.
3. Под "органами местной государственной власти" по смыслу
статьи 84 Конституции Республики Саха (Якутия) понимаются органы
местной власти, которые:
- организованы в соответствии с административно -
территориальным делением республики на улусы и города
республиканского значения для решения местных вопросов
государственного территориального управления;
- создаются и действуют на основании Конституции и
законодательства Республики Саха (Якутия);
- находятся в сфере государственно-административного контроля
республики;
- входят в систему органов государственной власти Республики
Саха (Якутия).
4. Настоящее постановление окончательно и обжалованию не
подлежит.
5. Постановление вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
6. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах
"Якутия" и "Саха Сирэ" не позднее чем в семидневный срок.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|