27 января 1999 года З N 63-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ
ЗА ЦЕНАМИ И ТАРИФАМИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 27.01.99 З N 64-II
Настоящий закон устанавливает экономические, организационные и
правовые основы государственной политики цен, определяет права и
обязанности субъектов ценообразования, полномочия органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) в области
ценообразования и контроля за соблюдением дисциплины цен в
Республике Саха (Якутия).
Статья 1. Сфера применения настоящего закона
1. Настоящий закон распространяется на отношения, возникающие
между субъектами ценообразования и республиканскими, местными
исполнительными органами государственной власти на территории
Республики Саха (Якутия), в пределах полномочий, определенных
Конституцией Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и настоящим
законом в целях достижения баланса интересов потребителей и
субъектов ценообразования.
2. Настоящий закон не распространяется на вопросы
ценообразования во внешнеэкономической деятельности,
осуществляемой на основе общепринятых в международной практике
принципов.
Статья 2. Законодательство о государственном регулировании и
контроле за ценами и тарифами в Республике Саха (Якутия)
Законодательство Республики Саха (Якутия) о государственном
регулировании и контроле за ценами и тарифами состоит из
Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской
Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)", Конституции Республики Саха (Якутия), Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях, включает в себя
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты, регулирующие вопросы ценообразования, а также
настоящий закон.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
а) государственное регулирование цен и тарифов -
предусмотренное нормативными правовыми актами воздействие органов
государственной власти на порядок ценообразования;
б) государственная политика цен и тарифов - действия органов
государственной власти Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия), направленные на регулирование процессов ценообразования;
в) ценообразование - процесс формирования и порядок применения
цен и тарифов на товары (продукцию, работы, услуги);
г) государственная дисциплина цен (тарифов) - соблюдение
субъектами ценообразования действующих законов Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия) и других нормативных правовых
актов по формированию цен и тарифов, государственному
регулированию цен и тарифов, контролю за их применением;
д) субъекты ценообразования - индивидуальные предприниматели
или юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на
товарном рынке Республики Саха (Якутия), независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности;
е) органы ценообразования и контроля за ценами Республики Саха
Якутия) - специально уполномоченный Правительством Республики Саха
(Якутия) республиканский орган исполнительной власти и местные
органы государственной власти, наделенные полномочиями в области
политики ценообразования и контроля;
ж) местный товарный рынок - сфера обращения товаров в границах
соответствующих административных единиц;
з) цена - экономическая категория, отражающая денежное
выражение стоимости товара (продукции, работ, услуг). Цена
формируется на основе нормативной себестоимости и прибыли. В
установленном законодательством порядке по отдельным видам товаров
(продукции, услуг, работ) в цену включаются также платежи и сборы
(НДС, акциз и т.д.);
и) тариф - система ставок платы за различные производственные
и непроизводственные услуги, предоставляемые потребителям;
к) договорная (свободная) цена (тариф) - цена (тариф),
складывающаяся на основе согласования интересов сторон под
воздействием спроса и предложения, конкуренции и других рыночных
условий;
л) регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая
органами государственной власти Республики Саха (Якутия), или цена
(тариф), в отношении которой этими органами устанавливаются
какие-либо ограничивающие ее условия;
м) фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф)
твердо установленной величины;
н) товар - продукт деятельности (включая работы, услуги),
предназначенный для продажи, обмена;
о) себестоимость продукции - выраженная в денежной форме
величина произведенных субъектом ценообразования затрат,
регламентированных нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия) на единицу или на объем
выпущенной продукции. Затратами являются расходы, приходящиеся по
времени на отчетный период;
п) незаконно полученная выручка - сумма, определяемая как
разница между фактически примененной субъектом ценообразования
регулируемой ценой (тарифом) и ценой (тарифом), сформированной в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в
пересчете на объем реализованной продукции (работ, услуг). По
продукции, цены (тарифы) на которую не регулируются, незаконно
полученная выручка считается по отклонению элементов (статей)
затрат в себестоимости продукции (работ, услуг), принятых при
расчете цены (тарифа), от нормативных;
р) доход (выручка) - денежные средства, полученные
(вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи
товаров и услуг;
с) прибыль - экономическая категория, выражающая финансовые
результаты хозяйственной деятельности, разность между доходами и
расходами. Прибыль, учитываемая в цене, включает в себя издержки
предприятия, не включенные в состав затрат, относимые на
результаты хозяйственной деятельности и учитываемые в обосновании
рентабельности;
т) рентабельность - эффективность, прибыльность, доходность
предприятия или предпринимательской деятельности. Исчисляется
отношением прибыли от реализации продукции к полным издержкам
(себестоимости) ее производства и обращения.
Статья 4. Цели государственного регулирования цен и тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в
целях:
а) сдерживания инфляции;
б) соблюдения нормативной себестоимости в цене (тарифе);
в) регулирования процесса формирования и развития рынка
товаров и услуг;
г) создания правовых и организационно-экономических условий
для включения рыночных механизмов формирования цен и тарифов;
д) предотвращения возможной социальной напряженности в
республике;
е) пресечения злоупотреблений со стороны субъектов
естественных и локальных монополий;
ж) развития добросовестной конкуренции;
з) рационального использования бюджетных средств;
и) увеличения объемов производства и улучшения качества
продукции, выпускаемой на территории Республики Саха (Якутия);
к) достижения баланса интересов потребителей и субъектов
ценообразования.
Статья 5. Принципы государственного регулирования цен и
тарифов
При государственном регулировании цен и тарифов должны
соблюдаться следующие основные принципы:
а) экономическая обоснованность затрат в себестоимости и
уровня прибыли при производстве товаров (продукции) и
предоставлении услуг;
б) учет результатов деятельности субъектов ценообразования по
итогам работы за период действия ранее утвержденных цен и тарифов;
в) учет качества, потребительских свойств и социальной
значимости товаров (услуг);
г) доступность для потребителей и общественности материалов по
рассмотрению и утверждению цен и тарифов, нормативных документов
по вопросам ценообразования;
д) учет конъюнктуры и влияния цен на объемы и эффективность
производства.
Статья 6. Методы регулирования цен и тарифов
1. Регулирование цен и тарифов осуществляется путем:
а) установления фиксированных и предельных цен и тарифов;
б) установления предельных уровней рентабельности;
в) установления предельных размеров снабженческо-сбытовых и
торговых надбавок, наценок;
г) согласования (декларирования) изменения цен и тарифов.
2. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется путем
применения льготного кредитования, предоставления субсидий,
дотаций и компенсаций, предусмотренных в соответствующих бюджетах,
и предоставления льготного налогообложения согласно законам о
налоговой политике Республики Саха (Якутия) и о Государственном
бюджете Республики Саха (Якутия).
3. Методы и порядок регулирования цен и тарифов, перечень
продукции, товаров, услуг, цены на которые регулируются,
определяются Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Органы по проведению государственной политики цен и
тарифов
Органами по проведению государственной политики цен и тарифов
в Республике Саха (Якутия) являются:
а) Президент и Правительство Республики Саха (Якутия);
б) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия);
в) республиканские органы исполнительной власти в пределах
полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
г) местные органы государственной власти в пределах
полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в
области ценообразования
Правительство Республики Саха (Якутия):
а) разрабатывает и осуществляет меры по проведению
государственной политики цен и тарифов;
б) обеспечивает реализацию законодательства по
ценообразованию;
в) устанавливает порядок государственного регулирования цен и
тарифов;
г) определяет и утверждает перечни товаров (продукции, работ,
услуг), цены и тарифы на которые подлежат государственному
регулированию, и пересматривает указанные перечни по мере
необходимости;
д) утверждает порядок применения санкций за нарушения порядка
формирования и применения цен и тарифов субъектами
ценообразования;
е) обеспечивает руководство республиканскими органами
исполнительной власти в области ценообразования;
ж) принимает и отменяет нормативные правовые акты по вопросам
ценообразования, контроля за ценами и тарифами.
Статья 9. Полномочия республиканских органов исполнительной
власти в области ценообразования и контроля за ценами и тарифами
1. Специально уполномоченный Правительством Республики Саха
(Якутия) республиканский орган исполнительной власти, наделенный
полномочиями в области политики ценообразования и контроля за
ценами и тарифами:
а) ходатайствует перед Правительством Республики Саха (Якутия)
об отмене в установленном порядке нормативных правовых актов
министерств, ведомств и местных органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) по ценообразованию, принятых с
нарушениями действующих нормативных правовых актов Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия);
б) привлекает к работе по установлению регулируемых и
фиксированных цен и тарифов специалистов отраслевых министерств и
ведомств;
в) вводит обязательный для субъектов ценообразования порядок
государственного регулирования цен и тарифов согласно перечню
товаров (работ, услуг), утвержденному Правительством Республики
Саха (Якутия);
г) осуществляет контроль за соблюдением порядка формирования и
применения цен и тарифов;
д) отменяет в установленном порядке цены (тарифы, наценки),
установленные и применяемые субъектами ценообразования, принятые с
нарушениями действующих законов и иных нормативных правовых актов;
е) согласовывает и утверждает цены и тарифы в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия);
ж) регулирует деятельность субъектов естественных и локальных
монополий в пределах предоставленных полномочий;
з) разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства
Республики Саха (Якутия) проекты законов и иных нормативных
правовых актов по вопросам ценообразования.
2. Полномочия иных республиканских органов исполнительной
власти в области ценообразования определяются соответствующими
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
Статья 10. Полномочия местных органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) в области ценообразования и контроля за
ценами и тарифами
Местные органы государственной власти Республики Саха
(Якутия):
а) обеспечивают реализацию на местном товарном рынке
государственной политики цен и тарифов;
б) согласовывают, утверждают цены и тарифы в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами Республики Саха
(Якутия);
в) осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию
(работы, услуги) субъектов ценообразования, находящихся в
собственности улусов и городов республиканского значения, кроме
перечня продукции (работ, услуг), на которые установлены
регулируемые цены и тарифы вышестоящими органами государственной
власти Республики Саха (Якутия);
г) осуществляют контроль за соблюдением нормативных правовых
актов по государственному регулированию цен и тарифов на продукцию
(работы, услуги) субъектов ценообразования, действующих на
территории соответствующего улуса (города);
д) отменяют в установленном порядке цены (тарифы, наценки),
установленные и принятые субъектами ценообразования с нарушением
действующих законов и иных нормативных правовых актов в пределах
предоставленных полномочий;
е) рассматривают нарушения в области ценообразования и
привлекают к административной ответственности субъекты
ценообразования, допустившие нарушения действующего
законодательства.
Статья 11. Права субъекта ценообразования
Субъект ценообразования имеет право:
а) предложить отвечающую его интересам цену (тариф) на товар
(продукцию, работы, услуги), с учетом качества и потребительских
свойств, если она не регулируется Правительством Российской
Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах
полномочий, определенных нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия);
б) на получение из бюджетных средств дотации в соответствии с
Законом о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия),
связанной с государственным регулированием цен и тарифов по
перечню продукции, товаров, услуг, цены и тарифы на которые
подлежат регулированию;
в) обжаловать в суде или арбитражном суде действия другого
субъекта ценообразования, доминирующего на товарном рынке и
злоупотребляющего своим положением при установлении договорных
(свободных) цен (тарифов) на товарных рынках;
г) обжаловать в суде или арбитражном суде действия органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия), местных органов
государственной власти по регулированию цен и тарифов, если эти
действия противоречат законам и иным нормативным правовым актам
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также
настоящему закону.
Статья 12. Обязанности субъекта ценообразования
Субъект ценообразования обязан:
а) выполнять решения Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
власти Республики Саха (Якутия) по регулированию цен и тарифов,
принятые в пределах полномочий, определенных настоящим законом и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия) в области ценообразования;
б) не использовать при определении цен и тарифов доминирующего
положения и всемерно поддерживать здоровую конкуренцию на товарных
рынках Республики Саха (Якутия);
в) предоставлять по требованию потребителя обоснование
предлагаемой цены и тарифа;
г) представлять органам ценообразования и контроля за ценами
информацию о применяемых ценах и тарифах, достоверные документы,
письменные и устные объяснения и иную информацию по их обоснованию
для осуществления органами ценообразования и контроля их законной
деятельности;
д) формировать себестоимость (издержки обращения) в цене и
тарифе в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 13. Полномочия органов ценообразования и контроля за
ценами в вопросах контроля за соблюдением нормативных правовых
актов по регулированию цен и тарифов
1. Органы ценообразования и контроля за ценами в вопросах
контроля за соблюдением нормативных правовых актов по
регулированию цен и тарифов имеют право:
а) беспрепятственно проверять все субъекты ценообразования в
отношении соблюдения ими порядка формирования и применения цен и
тарифов;
б) требовать от субъектов ценообразования устранения
выявленных нарушений, выписывать обязательные к исполнению
предписания;
в) принимать решения о применении экономических санкций и
наложении административных взысканий на субъекты ценообразования,
нарушившие цены и тарифы, в соответствии с действующим
законодательством;
г) рассматривать и привлекать к административной
ответственности субъекты ценообразования, допустившие нарушение
действующего законодательства;
д) предъявлять в безакцептном порядке счет субъекту
ценообразования, допустившему нарушение антимонопольного
законодательства и законодательства о ценообразовании, в порядке и
объеме, установленном нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия);
е) осуществлять иные полномочия, установленные нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Органы ценообразования и контроля за ценами в вопросах
контроля за соблюдением нормативных правовых актов по
государственному регулированию и контролю за ценами и тарифами
работают во взаимодействии с заинтересованными министерствами и
ведомствами.
Статья 14. Ответственность органов ценообразования и контроля
за соблюдение коммерческой тайны
1. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные
органами ценообразования и контроля за ценами в ходе проверки,
разглашению не подлежат.
2. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую
тайну, причиненные убытки подлежат возмещению органом
ценообразования и контроля за ценами в порядке, установленном
законодательством.
Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства по
ценообразованию
1. К субъектам ценообразования, допустившим нарушение
государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции
в виде взыскания всей суммы незаконно полученной выручки и штрафа
в таком же размере в установленном порядке.
2. Применение экономических санкций к субъектам
ценообразования не освобождает от персональной ответственности
должностных лиц (лиц), виновных в нарушении государственной
дисциплины цен. За допущенные нарушения государственной дисциплины
цен в соответствии с Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях должностные лица (лица) субъектов ценообразования
несут административную ответственность в виде штрафов в размерах,
установленных законодательством.
3. Завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на
продукцию, товары, услуги, предельных цен (тарифов), установленных
надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка
декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной
дисциплины цен (непредставление документов, содержащих сведения о
ценах, или предоставление органам ценообразования заведомо
недостоверных (ложных) документов) влечет наложение штрафа в сумме
от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Уплата
штрафа не освобождает субъект ценообразования от предоставления
документов.
4. За нарушение порядка согласования (декларирования) цен,
подлежащих утверждению или согласованию в органах ценообразования
и контроля за ценами, на должностное лицо (лицо) субъекта
ценообразования налагается штраф в сумме от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда в соответствии с Кодексом РСФСР
об административных правонарушениях.
5. Взыскание излишне полученной выручки с субъекта
ценообразования в результате нарушения государственной дисциплины
цен, а также штрафных санкций производится налоговыми органами на
основании решений органа ценообразования и контроля за ценами в
установленном порядке.
Статья 16. Гарантии специалистам, осуществляющим контроль за
ценами и тарифами
1. Специалистами, осуществляющими контроль за ценами и
тарифами, являются инспекторы органов ценообразования и контроля
за ценами Республики Саха (Якутия).
2. В случаях применения в отношении специалиста,
осуществляющего контроль за ценами и тарифами, насилия, повлекшего
вред здоровью либо его гибель в связи с осуществлением служебной
деятельности, ему, его семье и лицам, состоявшим на иждивении,
вред возмещается в порядке, предусмотренном действующим
законодательством. Сумма возмещения вреда выплачивается из средств
республиканского либо местного бюджета с последующим ее взысканием
с виновных лиц.
3. Ущерб, причиненный имуществу специалиста в связи со
служебной деятельностью, возмещается в размере, установленном
судом, из средств республиканского либо местного бюджета с
последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
27 января 1999 года
З N 63-II
|