29 декабря 1998 года З N 59-II
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ТУРИЗМЕ И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 29.12.98 З N 60-II
Настоящий закон устанавливает правовые основы деятельности в
сфере туризма Республики Саха (Якутия), экономические гарантии,
определяет принципы государственного регулирования туризма и
туристской деятельности, призван обеспечивать реализацию прав
граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, доступ к
культурно-историческому наследию, рациональное использование
туристских ресурсов.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие термины и понятия:
а) туризм - временный выезд граждан с постоянного места
жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных,
профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в месте временного пребывания;
б) туризм внутренний - путешествия в пределах Республики Саха
(Якутия) лиц, постоянно проживающих в Республике Саха (Якутия);
в) туризм въездной - путешествия в пределах Республики Саха
(Якутия) лиц, не проживающих постоянно в Республике Саха (Якутия);
г) туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в
Республике Саха (Якутия), за пределы Республики Саха (Якутия);
д) туризм международный - путешествия лиц, постоянно
проживающих в Республике Саха (Якутия), в другие страны за пределы
Российской Федерации;
е) туризм социальный - путешествия социально незащищенных
групп населения, в том числе лиц пенсионного возраста, лиц с
физическими недостатками, молодежи, детей и подростков;
ж) туризм самодеятельный - путешествия с использованием
активных способов передвижения, организуемых туристами
самостоятельно;
з) тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию
туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков
и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей
путешествия;
и) туристский продукт - совокупность нескольких видов
туристских услуг, предназначенных для реализации туристу;
к) турист - любое физическое лицо, посещающее место временного
пребывания в познавательных, оздоровительных, спортивных, деловых
и иных целях, без занятий оплачиваемой деятельностью от 24 часов
до 6 месяцев подряд, осуществляющее не менее одной ночевки;
л) туроператор - юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, осуществляющий деятельность по формированию,
продвижению и реализации турпродукта на основании выданной
лицензии;
м) турагент - юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, осуществляющий деятельность по продвижению и
реализации турпродукта на основании выданной лицензии;
н) туристская деятельность - деятельность туроператоров и
турагентов, а также других предприятий в сфере туризма по
организации путешествий;
о) субъект туристской деятельности - юридическое или
физическое лицо, в том числе иностранное юридическое или
физическое лицо, или лицо без гражданства, предоставляющее
туристские услуги;
п) туристские услуги - транспортные, гостиничные,
экскурсионные и иные виды услуг, предоставляемые туристу
соответствующими подразделениями туристской индустрии;
р) туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи
туристского продукта;
с) туристский ваучер - именной или групповой документ,
устанавливающий право турагента или туриста на услуги, входящие в
состав тура, и подтверждающий факт их оказания;
т) туристское страхование - заключение и исполнение договоров
страхования риска, возможных финансовых, имущественных потерь,
жизни и здоровья туриста, связанных с туристской деятельностью;
у) туристские ресурсы - совокупность природных,
социально-культурных, оздоровительных, исторических объектов,
способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в
комплексе и порознь;
ф) туристская квота - количественное ограничение посещений
туристско-экскурсионных объектов, входящих в состав ресурсов
туризма;
х) туристская индустрия - комплексная система
производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и
организаций, гостиниц и иных средств размещения, организаций,
осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность,
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков, а также иных организаций, предоставляющих
товары и услуги, используемые в туристской деятельности.
Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) о туризме
и туристской деятельности
Законодательство Республики Саха (Якутия) о туризме и
туристской деятельности состоит из Федерального закона "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996
года, иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
Республики Саха (Якутия) в области туризма и туристской
деятельности, также настоящего закона.
Статья 3. Международные договоры в сфере туризма и туристской
деятельности
Если международным договором в сфере туризма и туристской
деятельности установлены иные правила, чем содержащиеся в
настоящем законе, применяются правила международного договора.
Статья 4. Цели и задачи настоящего закона
Целями и задачами настоящего закона являются:
а) создание устойчивой нормативной правовой базы для
регулирования отношений в сфере туризма;
б) обеспечение конституционных и общепризнанных прав человека,
в том числе права на отдых, свободу передвижения, образование,
доступ к культурным и природным ценностям;
в) обеспечение охраны и рационального использования
природного, исторического и культурного наследия;
г) развитие международных и внутригосударственных туристских
связей на основе взаимной выгоды.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИЗМА И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Принципы государственного регулирования туризма и
туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)
Признавая туризм, как одну из приоритетных отраслей экономики,
органы государственной власти Республики Саха (Якутия) исходят из
следующих принципов:
а) создания условий для развития и модернизации туристской
инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия);
б) определения и поддержки приоритетных направлений туристской
деятельности;
в) содействия туристской деятельности и создания благоприятных
условий для ее развития, стимулирования внутреннего и въездного
туризма, притока туристов из других регионов Российской Федерации
и иностранных государств;
г) оказания содействия в повышении роли туризма в формировании
доходной части республиканского и местных бюджетов, в создании
новых рабочих мест;
д) содействия инвестированию средств в развитие туристской
индустрии на территории Республики Саха (Якутия);
е) обеспечения охраны окружающей природной среды, сохранения
исторического и культурного наследия.
Статья 6. Приоритетные направления и способы государственного
регулирования туризма и туристской деятельности в Республике Саха
(Якутия)
1. Приоритетными направлениями государственного регулирования
туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха
(Якутия) являются поддержка и развитие внутреннего, въездного,
социального и самодеятельного туризма.
2. Органы исполнительной власти обязаны активно способствовать
развитию указанных направлений туризма, в том числе установлением
режима благоприятных экономических условий.
3. Государственное регулирование туризма и туристской
деятельности на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется
путем:
а) координации деятельности всех органов и организаций в сфере
туристской индустрии;
б) разработки и утверждения государственной и целевых программ
Республики Саха (Якутия) по развитию туризма;
в) разработки и осуществления налоговой политики Республики
Саха (Якутия), стимулирующей развитие туризма;
г) разработки практических мер по поддержке отечественных
производителей туристского продукта;
д) защиты, поддержания целостности и обеспечения охраны
туристских ресурсов;
е) создания комплексной системы подготовки квалифицированных
специалистов в сфере туризма и обслуживающих отраслях;
ж) лицензирования, стандартизации, сертификации туристского
продукта в соответствии с требованиями федерального
законодательства;
з) восстановления традиционных и открытие новых туристских
маршрутов;
и) рекламной и издательской деятельности в сфере туризма.
Статья 7. Уполномоченный орган исполнительной власти по
регулированию туризма и туристской деятельности в Республике Саха
(Якутия)
1. Вопросы туризма и туристской деятельности на территории
Республики Саха (Якутия), за исключением вопросов, отнесенных к
исключительному ведению Российской Федерации, регулируются и
контролируются соответствующим уполномоченным органом
исполнительной власти по регулированию туризма и туристской
деятельности, действующим согласно положению, утверждаемому
Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Основные задачи уполномоченного органа по регулированию
туризма и туристской деятельности заключаются в разработке
политики и стратегии развития туристской отрасли, координации
государственной и целевых программ по развитию туризма, разработке
и внедрении нормативных документов по организации туристской
деятельности, классификационных требований в области туристского
сервиса.
3. Уполномоченный орган исполнительной власти по регулированию
туризма и туристской деятельности на территории Республики Саха
(Якутия) обладает правом:
а) осуществлять лицензирование туристской деятельности в
соответствии с федеральным законодательством;
б) осуществлять контроль за сертификацией и стандартизацией
туристского продукта;
в) запрашивать статистическую информацию от государственных и
негосударственных организаций, независимо от их ведомственной
подчиненности, по вопросам туристской отрасли;
г) координировать деятельность органов и организаций сферы
туризма, а также иными правами, в соответствии с положениями
федерального законодательства и настоящего закона.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере
туризма и туристской деятельности
1. Органы местного самоуправления:
а) регулируют туризм и туристскую деятельность на территории
соответствующих муниципальных образований в пределах компетенции,
установленной законодательством Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия);
б) осуществляют организацию и развитие индустрии туризма на
своей территории;
в) осуществляют координацию с Государственной программой
развития туризма;
г) разрабатывают и контролируют реализацию местных программ,
связанных с туризмом.
2. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать
дополнительные налоги, пошлины и другие сборы при осуществлении
туризма и туристской деятельности, кроме предусмотренных
действующим законодательством.
Статья 9. Координационный совет по вопросам туризма
1. В целях координации целенаправленного участия в туристской
деятельности государственных органов власти и управления,
общественных организаций, предприятий и частных лиц сферы туризма
и услуг, гостиничного хозяйства, торговли, общественного питания,
а также иных организаций, предоставляющих туристские товары и
услуги, создается общественный межведомственный Координационный
совет по вопросам туризма при Правительстве Республики Саха
(Якутия).
2. Координационный совет имеет статус совещательно -
консультативного органа Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Положение о Координационном совете по вопросам туризма, его
качественный и количественный состав утверждается Правительством
Республики Саха (Якутия).
4. Координационный совет по вопросам туризма разрабатывает и
вносит проекты нормативных правовых актов по вопросам туризма,
анализирует состояние дел и вносит предложения, направленные на
повышение эффективности туристской деятельности, а также может
выполнять иные функции по поручению Правительства Республики Саха
(Якутия).
5. По всем рассматриваемым вопросам по туризму Координационный
совет принимает решения, носящие рекомендательный характер.
Статья 10. Источники финансирования туризма и туристской
деятельности
1. Финансирование туризма и туристской деятельности в
Республике Саха (Якутия) осуществляется за счет:
а) государственных инвестиций;
б) собственных средств юридических и физических лиц, в том
числе и иностранных;
в) средств внебюджетных фондов;
г) кредитов банков, финансовых компаний и иных кредитных
учреждений;
д) других не противоречащих законодательству доходов и
поступлений.
2. Финансирование туристской отрасли предусматривается в
Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в объеме годовой
потребности Государственной программы развития туризма Республики
Саха (Якутия).
3. В целях определения дополнительного источника
финансирования туристской отрасли допускается образование фонда
развития туризма Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном
действующим законодательством. В качестве учредителей
(соучредителей) данного фонда могут выступать органы
государственной власти и местного самоуправления Республики Саха
(Якутия), а также иные юридические и физические лица, в том числе
и иностранные.
Статья 11. Предоставление льгот субъектам туристской
деятельности
1. Субъектам туристской деятельности, занимающимся приемом и
обслуживанием иностранных граждан, граждан СНГ и Российской
Федерации на территории Республики Саха (Якутия), организацией
отдыха для детей, а также выездом на санаторно-курортное лечение
граждан Республики Саха (Якутия), могут предоставляться налоговые
льготы в части, зачисляемой в республиканский и местные бюджеты.
2. Порядок льготного налогообложения, освобождения от уплаты
налогов устанавливается в соответствии с налоговым
законодательством.
3. Субъектам туристской деятельности, развивающим
инфраструктуру туризма, предоставляется льготное кредитование.
Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья 12. Правовое положение туристов
1. Правовое положение туристов, пребывающих на территории
Республики Саха (Якутия), определяется законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства обладают одинаковыми правами в сфере туризма и
несут равную ответственность за соблюдение законодательства
Республики Саха (Якутия) о туризме и туристской деятельности.
3. Порядок пребывания иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории Республики Саха (Якутия) с целью туризма
определяется соответствующими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), настоящим
законом, а также действующими межправительственными соглашениями.
Статья 13. Права туристов
1. Физические лица до заключения договора об оказании
туристских услуг имеют право:
а) на получение сведений о наличии лицензии на туристскую
деятельность, сертификата соответствия туристского продукта
турагента и туроператора;
б) на получение необходимой и достоверной информации о
стоимости тура, правилах въезда и пребывания в указанной
местности, правилах проживания, сроках, обычаях местного
населения, религиозных обрядах, святынях, объектах туристского
интереса, состоянии окружающей природной среды, безопасности в
месте пребывания и транзитном обслуживании.
2. При использовании туристского продукта туристы имеют право:
а) на свободный доступ к туристским ресурсам с учетом
ограничительных мер, принятых в месте пребывания;
б) на получение в полном объеме услуг, соблюдение всех условий
тура, предусмотренных и указанных в туристской путевке;
в) на пользование туристскими услугами без какой-либо
дискриминации по основаниям расы, национальности, гражданства,
пола, возраста, вероисповедания;
г) на безопасность для жизни, здоровья, условий путешествия,
сохранность своего имущества, на защиту потребительских прав, на
страхование рисков и защиту своих личных неимущественных прав;
д) на возмещение материального и морального вреда в случае
невыполнения условий договора купли-продажи турпродукта и
туристского обслуживания туроператором или турагентом;
е) на содействие органов государственной власти Республики
Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в получении
правовой и иных видов неотложной помощи;
ж) на беспрепятственный доступ к службам здравоохранения и
средствам связи.
Статья 14. Обязанности туристов
Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на
протяжении транзита на территории Республики Саха (Якутия) туристы
обязаны:
а) бережно относиться к природным, материальным, культурным,
историческим и другим ценностям народов Республики Саха (Якутия);
б) уважать установившийся политический, социальный, моральный
и религиозный уклад, обычаи и устои народов Республики Саха
(Якутия);
в) выполнять меры безопасности, предъявляемые к туристам;
г) соблюдать правила въезда, пребывания и выезда,
установленные нормативными правовыми актами Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации;
д) соблюдать действующее законодательство, в том числе в
отношении провоза, торговли и употребления наркотиков и
препаратов, ввоза и вывоза оружия, культурных ценностей и других
деяний, запрещенных международными договорами и конвенциями.
Статья 15. Объединения туристов
1. Туристы в целях реализации своих конституционных прав на
свободное перемещение и отдых на основе общности связанных с ними
интересов могут создавать туристские общественные объединения на
основе Федерального закона "Об общественных объединениях".
2. Деятельность объединения туристов может быть направлена на
организацию и содействие развитию самодеятельного, спортивного,
краеведческого туризма, просвещение населения в сфере туризма.
Статья 16. Предоставление льгот отдельным категориям туристов
Отдельным категориям туристов могут быть предоставлены
дополнительные права и льготы социального характера.
Глава IV. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Основные виды туристской деятельности
Основными видами туристской деятельности являются:
а) научно-познавательный, в том числе эколого-биологический,
археологический, историко-этнографический, историко-архитектурный
и т. д.;
б) спортивно-оздоровительный;
в) охотничье-рыболовный.
Статья 18. Основные функции туристской деятельности
1. Основными функциями в сфере туризма являются:
а) организация приема и направления туристов;
б) гостиничное, бытовое, транспортное обслуживание туристов;
в) организационное обслуживание, направленное на выполнение
туристско-экскурсионных программ;
г) информационно-методическое обслуживание потребности
туризма;
д) страхование туристов;
е) рекламная и издательская деятельность, обслуживающая
туризм;
ж) строительство и эксплуатация объектов туризма;
з) подготовка кадров для туризма и выполнение обучающих
программ для туристов;
и) производство и реализация товаров для туризма;
к) организация массовых туристско-оздоровительных мероприятий.
2. Иные виды деятельности относятся к туристским в том случае,
если они направлены на удовлетворение потребностей туризма.
Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 19. Права субъектов туристской деятельности
Субъекты туристской деятельности, зарегистрированные и
расположенные на территории Республики Саха (Якутия) или вне ее,
осуществляющие туристскую деятельность на ее территории, обладают
правом:
а) вносить в органы государственного управления, организации,
предприятия и учреждения предложения по повышению качества,
безопасности туристских услуг, совершенствованию правил
туристского обслуживания, укреплению материальной базы;
б) получать информацию о туристской деятельности предприятий и
организаций, осуществляющих обслуживание туристов, кроме
информации, содержащей коммерческую тайну;
в) принимать участие в международных, федеральных,
межрегиональных и региональных программах туризма;
г) на приоритетность в использовании уникальных и особо
значимых ресурсов туризма, на основе конкурса на лучшие объекты
туризма и туристский продукт;
д) на участие в реализации государственной и целевых программ
развития туризма в Республике Саха (Якутия);
е) пользоваться льготами в порядке, установленном действующим
законодательством.
Статья 20. Обязанности субъектов туристской деятельности
1. Субъекты туристской деятельности, расположенные на
территории Республики Саха (Якутия), обязаны:
а) согласовывать свою деятельность с органом исполнительной
власти по регулированию туристской деятельности в Республике Саха
(Якутия) по вопросам, находящимся в его ведении;
б) обеспечивать соблюдение установленных норм и правил,
исключающих повреждение или уничтожение туристских ресурсов;
в) предоставлять услуги в соответствии с информацией об
условиях организации и проведения тура, а также со всеми
предъявляемыми к данному виду деятельности классификационными
требованиями и стандартами;
г) обеспечивать безопасность туристов, подготовку безопасных
условий для туристской работы, обучение туристов правилам
безопасности, оказание оперативной помощи туристам и нести
ответственность за ущерб, нанесенный туристами в порядке,
установленном законодательством;
д) вести в установленном порядке документальный учет
обслуживания туристов, предоставлять органам государственной
власти Республики Саха (Якутия) необходимую информацию в
установленном порядке.
2. Субъекты туристской деятельности при организации
международных туров обязаны предусмотреть:
а) проведение специалистами республиканского Центра
государственного санитарного эпидемиологического надзора
санитарной экспертизы маршрутов;
б) информирование граждан о состоянии инфекционной
заболеваемости по маршруту следования и мерах профилактики, а
также обязаны проверить наличие у туристов действующего
сертификата обследования на ВИЧ-инфекцию на момент прибытия на
территорию Российской Федерации при длительности тура более 3
месяцев.
3. Субъекты туристской деятельности, расположенные вне
Республики Саха (Якутия), дополнительно обязаны при осуществлении
деятельности без образования филиалов и представительств на
территории Республики Саха (Якутия) выполнять порядок регистрации
и учета, установленный для них уполномоченным органом
исполнительной власти по регулированию туризма и туристской
деятельности в Республике Саха (Якутия).
Глава VI. ДРУГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
ТУРИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 21. Страхование при осуществлении туристской
деятельности
1. Страхование рисков в туризме, связанных с повышенной
опасностью для жизни и здоровья туристов, требующих высоких затрат
по спасению, производится субъектами туристской деятельности по
согласованию с туристами.
2. Страхование иных рисков является добровольным и
осуществляется туристами самостоятельно или через субъектов
туристской деятельности.
3. Страхование при осуществлении туристской деятельности
определяется федеральным законодательством.
Статья 22. Лицензирование, стандартизация туристской
деятельности, объектов туристской индустрии, сертификация
туристского продукта
1. В целях защиты прав и интересов туристов осуществляется
лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской
деятельности, предоставления услуг экскурсовода, а также объектов
туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
Порядок и условия лицензирования туристской деятельности,
сроки выдачи лицензии, а также условия прекращения действия
лицензии регулируются в соответствии с федеральным
законодательством.
2. Туроператорская и турагентская деятельность подлежит
обязательной стандартизации.
3. Туристский продукт подлежит обязательной сертификации.
4. Отказ туроператора или турагента от обязательной
сертификации туристского продукта, отрицательный результат
сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия
сертификата соответствия влекут за собой прекращение или
приостановление действия лицензии на осуществление туристской
деятельности.
5. Отсутствие сертификата соответствия стандартам
туроператорской и турагентской деятельности влечет запрет ее
рекламы и ответственность в соответствии с федеральным
законодательством.
Статья 23. Регистрация туристской деятельности
1. Все субъекты туристской деятельности, работающие на
территории Республики Саха (Якутия) по лицензиям на право
осуществления туристской деятельности, выданным другими
территориальными органами Российской Федерации, подлежат
обязательной регистрации в уполномоченном органе исполнительной
власти по регулированию туризма и туристской деятельности на
территории Республики Саха (Якутия).
2. Решение о регистрации или отказе в регистрации туристского
предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с
момента подачи заявления и других документов, требующихся для
регистрации.
Статья 24. Отказ в регистрации и лицензировании туристской
деятельности и порядок его обжалования, прекращение действия
лицензии
1. Отказ в регистрации и лицензировании может быть в случае
отрицательного результата сертификации, уклонения туроператора или
турагента от обязательной сертификации, аннулирования действия
сертификата, недостоверности представленных для регистрации
сведений, а также в случае, если действует постановление о
приостановлении туристской деятельности в отношении заявителя.
2. Отказ в регистрации и лицензировании может быть обжалован в
судебном порядке.
3. Уполномоченный орган исполнительной власти по регулированию
туризма и туристской деятельности имеет право:
а) запрашивать при необходимости у министерств и ведомств,
банков и субъектов туристской деятельности информацию,
подтверждающую достоверность сведений, сообщаемых в
регистрационном листе;
б) взимать с субъектов туристской деятельности плату за
регистрацию и лицензирование в размерах, обеспечивающих возмещение
расходов по их проведению.
Статья 25. Приостановление функционирования субъектов
туристской деятельности Республики Саха (Якутия)
1. Уполномоченный орган исполнительной власти по регулированию
туризма и туристской деятельности приостанавливает
функционирование субъектов туристской деятельности, что
автоматически влечет за собой приостановление действия лицензии, в
случаях:
а) нарушения законодательства Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации о туризме и туристской деятельности;
б) сообщения заведомо ложных сведений в информации и
регистрационной документации, рекламе, предъявляемых органу
исполнительной власти, клиентам.
2. Решение о приостановлении может быть изменено или отменено
при устранении причин, вызвавших его принятие.
3. Решение может быть обжаловано в суде или арбитражном суде.
4. В случае необоснованного приостановления функционирования
субъектов туристской деятельности Республики Саха (Якутия) им
возмещаются убытки, которые они понесли вследствие необоснованного
приостановления их функционирования.
Статья 26. Взаимоотношения субъектов туристской деятельности с
органами государственной власти Республики Саха (Якутия)
1. Отношения субъектов туристской деятельности с органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) и уполномоченным
органом исполнительной власти по регулированию туризма и
туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия)
основываются на принципах соблюдения законов Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации.
2. Субъекты туристской деятельности осуществляют свои права
самостоятельно, без непосредственного вмешательства органов
государственной власти в их оперативную хозяйственную
деятельность.
3. Субъекты туристской деятельности осуществляют свою работу
на основе самоокупаемости и самофинансирования.
4. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) не
несут ответственности по обязательствам субъектов туристской
деятельности.
5. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
защищают и обеспечивают права субъектов туристской деятельности
путем осуществления налоговой, валютно-финансовой политики и
другими мерами государственного регулирования. Субъекты туристской
деятельности обязаны подчиняться решениям, принятым органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) в рамках их
компетенции.
Статья 27. Объединения субъектов туристской деятельности
Субъекты туристской деятельности в целях координации их
предпринимательской деятельности, а также защиты общих
имущественных интересов могут по договору между собой создавать
туристские объединения в форме ассоциаций или союзов в
установленном законодательством порядке.
Статья 28. Туристско-экскурсионная деятельность
1. Ведение туристских экскурсий возлагается на
квалифицированных экскурсоводов (гидов). Квалификация экскурсовода
должна быть подтверждена документом об окончании соответствующих
курсов (школы).
2. Экскурсовод может выступать в качестве самостоятельного
субъекта туристской деятельности, входить в состав туристских
предприятий любых форм собственности или сотрудничать с ними на
договорных условиях.
3. Обслуживание экскурсий иностранных туристов осуществляется
гидами-переводчиками или с помощью переводчиков. В обоих случаях
право на ведение экскурсий должно быть подтверждено дипломом
переводчика.
Глава VII. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Статья 29. Туристские ресурсы Республики Саха (Якутия)
1. Совокупность природных и антропогенных объектов и
порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного,
культурного и иного свойства, способных вызывать туристский
интерес, является национальным достоянием Республики Саха
(Якутия).
2. Все туристские ресурсы Республики Саха (Якутия) являются
доступными для ознакомления и использования независимо от форм
собственности, если к тому нет наложенных в установленном
законодательном порядке ограничений.
Статья 30. Охрана туристских ресурсов
1. Туристские ресурсы охраняются государством. Лица,
допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо
уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут
ответственность в соответствии с административным, гражданским и
уголовным законодательством Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия).
2. Возмещение нанесенного ущерба осуществляется за счет лиц и
организаций, которые своим действием или бездействием допустили
данный ущерб.
Статья 31. Квотирование туризма
1. Туристская квота - это количественное ограничение
туристских поездок (туров) или их участников, связанное с
необходимостью охраны историко-культурных и природных объектов от
чрезмерных рекреационных нагрузок, способных вызвать их разрушение
или деградацию. Перечень историко-культурных объектов, подлежащих
квотированию, и квоты на их посещение устанавливаются органом
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере культуры;
природных объектов - природоохранными органами, в пределах их
компетенции, в соответствии с направленностью туристской
деятельности и согласовываются с улусными (городскими)
администрациями.
2. Порядок распределения квот между субъектами туристской
деятельности производится уполномоченным органом исполнительной
власти по регулированию туризма и туристской деятельности.
Статья 32. Охотничий и рыболовный туризм
1. Субъекты туристской деятельности имеют право на
осуществление охотничьего и рыболовного туризма на основании
специальных персональных охотничьих или рыболовных лицензий,
выдаваемых в установленном порядке.
2. Перечень лицензируемых видов рыб, используемых в качестве
объектов туризма на водоемах межреспубликанского и
республиканского значения, составляется соответствующими
республиканскими природоохранными органами по согласованию с
улусными (городскими) администрациями.
3. Размер стоимости охотничьих и рыболовных лицензий по
отдельным видам животных (включая рыб) устанавливается
Правительством Республики Саха (Якутия).
4. Проведение охотничьего или рыболовного туризма без лицензий
или по видам животных, не указанным в лицензии, запрещается.
Отстрел дичи или вылов рыб сверх количества, указанного в
лицензии, а также в запрещенные сроки, приравнивается к
браконьерству.
Статья 33. Туризм на особо охраняемых территориях, памятниках
истории и культуры
1. Туризм на особо охраняемых территориях (в заповедниках,
национальных и природных парках, в заказниках, на памятниках
природы, истории и культуры, уникальных исторических и
природно-ландшафтных территориях) осуществляется в соответствии с
Положениями об этих территориях и памятниках и регулируется
органами, ответственными за их сохранность.
2. Посещение особо охраняемых территорий и памятников является
платным и регулируется на основе договоров, заключаемых их
администрацией или иными юридическими лицами, несущими
ответственность за сохранность таких территорий и памятников, с
субъектами туристской деятельности. Полученные средства поступают
на счета особо охраняемых территорий и органов, ответственных за
сохранение памятников природы, истории и культуры, и используются
для целей их охраны, реставрации и развития инфраструктуры.
Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Статья 34. Участие в деятельности международных организаций
1. Законодательные и исполнительные органы государственной
власти, негосударственные органы в сфере туризма, субъекты
туристской деятельности Республики Саха (Якутия) принимают участие
в деятельности международных организаций в порядке, определенном
статусом этих организаций.
2. Республика Саха (Якутия) заключает международные соглашения
по вопросам туризма, принимает участие в разработке международных
правовых актов, создает туристские представительства за рубежом
или представляет свои интересы через представительства Российской
Федерации.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о
туризме и туристской деятельности
Нарушение законодательства о туризме и туристской деятельности
влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ
г. Якутск
29 декабря 1998 года
З N 59-II
|