3 декабря 1998 года З N 49-II
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 8.12.98 N 50-II
Настоящий закон устанавливает основы государственной
молодежной политики в Республике Саха (Якутия), определяет
экономические, правовые и организационные условия и гарантии ее
осуществления в соответствии с предметами ведения Республики Саха
(Якутия), исходя из общепризнанных демократических принципов
государственной молодежной политики в Российской Федерации с
учетом региональных и национальных особенностей Республики Саха
(Якутия).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная молодежная политика
в Республике Саха (Якутия)
1. Государственная молодежная политика представляет собой
деятельность органов государственной власти и управления
Республики Саха (Якутия), направленную на создание правовых,
экономических и организационных условий и гарантий для молодых
граждан и развития молодежных инициатив, движений и объединений.
2. Целями государственной молодежной политики являются:
а) содействие гражданам в возрасте от 14 до 30 лет (далее -
молодые граждане) в осуществлении ими своих прав и свобод, в
самоопределении, самовыражении и самоорганизации, создании условий
для недопущения дискриминации молодых граждан по возрастному
признаку;
б) повышение гражданской ответственности молодых граждан перед
обществом.
Статья 2. Принципы и основные направления
государственной молодежной политики в
Республике Саха (Якутия)
1. Государственная молодежная политика в Республике Саха
(Якутия) основывается на следующих принципах:
- свободного участия молодых граждан, молодежных и детских
общественных объединений (организаций) в формировании и реализации
государственной молодежной политики, программ и иных мероприятий
республиканских органов государственной власти, местных органов
государственной власти по вопросам, затрагивающим интересы молодых
граждан;
- уважения национального и личного достоинства молодых
граждан;
- взаимной ответственности государства и молодых граждан по
реализации прав;
- соблюдения молодыми гражданами законов Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия).
2. Основными направлениями государственной молодежной политики
являются:
- соблюдение прав и законных интересов молодых граждан;
- обеспечение гарантированных социальных услуг для молодых
граждан;
- содействие в обеспечении прав и гарантий в сфере труда и
занятости молодых граждан;
- содействие экономической самостоятельности молодых граждан;
- содействие предпринимательской деятельности молодых граждан;
- содействие в реализации прав молодых граждан на образование;
- патриотическое воспитание молодых граждан;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений
(организаций);
- поддержка молодой семьи;
- поддержка талантливой молодежи;
- содействие в укреплении здоровья, физического развития и
здорового образа жизни молодых граждан;
- иные направления государственной молодежной политики в
соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом
региональных и национальных особенностей Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Компетенция органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) в области государственной
молодежной политики
1. К компетенции органов государственной власти Республики
Саха (Якутия) относятся:
а) принятие законов, иных нормативных правовых актов
Республики Саха (Якутия) по вопросам государственной молодежной
политики и контроль за их исполнением;
б) установление социальных норм и нормативов, определяющих
развитие молодых граждан, закрепляющих минимальный уровень
социальной помощи и услуг молодежи, гарантии их прав и свобод
согласно настоящему закону и иным нормативным правовым актам;
в) формирование республиканских и местных органов
государственной власти по вопросам государственной молодежной
политики;
г) формирование и реализация республиканских целевых программ
по государственной поддержке молодых граждан;
д) формирование и финансирование мероприятий по реализации
государственной молодежной политики за счет средств
республиканского бюджета, внебюджетных и иных не запрещенных
законодательством источников;
е) осуществление международных контактов по вопросам
государственной молодежной политики;
ж) иные вопросы, определенные законодательством Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Органы государственной власти и управления вправе
передавать отдельные полномочия органам местного самоуправления на
договорной основе.
Органам местного самоуправления для реализации переданных им
государственных полномочий передаются необходимые материальные и
финансовые средства на основе договора.
Полномочия органов местного самоуправления по реализации
молодежной политики на своей территории устанавливаются уставом
муниципального образования в пределах действующего
законодательства.
Республиканские органы исполнительной власти, местные органы
государственной власти оказывают в пределах своих полномочий
финансовую, организационную помощь и содействие органам местного
самоуправления в реализации государственной молодежной политики.
Статья 4. Участие молодых граждан в формировании
и реализации государственной молодежной политики
в Республике Саха (Якутия)
1. Молодые граждане участвуют в формировании и реализации
государственной молодежной политики непосредственно или через
молодежные и детские объединения (организации) путем внесения
предложений для рассмотрения в органы государственной власти
Республики Саха (Якутия), а также путем участия в конкурсах
проектов и программ молодежных и детских объединений иными
способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия).
2. Молодые граждане, а также молодежные коммерческие и
некоммерческие организации участвуют в реализации государственной
молодежной политики на основе признания равенства участников по
осуществлению ими правоотношений, автономии воли, имущественной
самостоятельности, неприкосновенности собственности, свободы
договора и других принадлежащих им прав и обязанностей.
Статья 5. Законодательство Республики Саха (Якутия)
о государственной молодежной политике
1. Законодательство Республики Саха (Якутия), регулирующее
государственную молодежную политику, состоит из Конституции
Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия),
законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), иных
нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия), а также из настоящего закона.
2. Если международным договором, в котором участвует
Республика Саха (Якутия), установлены иные правила, чем те,
которые содержатся в настоящем законе, то применяются правила
международного договора.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья 6. Соблюдение прав и законных интересов
молодых граждан
1. В Республике Саха (Якутия) в области соблюдения прав и
законных интересов молодежи создается нормативно-правовая база
государственной молодежной политики, осуществляется широкое
внедрение программно-целевого подхода к организации действий
органов государственной власти по обеспечению конституционных прав
и свобод молодых граждан, молодежных и детских общественных
объединений (организаций).
2. Молодым гражданам в Республике Саха (Якутия) в соответствии
с действующим законодательством гарантируется право следовать
своим убеждениям и свободно высказывать свои взгляды.
Статья 7. Обеспечение гарантированных социальных
услуг для молодых граждан
1. Государственные минимальные стандарты на оказание
социальных услуг для молодых граждан определяют гарантированный
уровень и объем поддержки молодых граждан в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)
о государственных минимальных социальных стандартах.
К социальным услугам относятся:
а) информирование молодых граждан об их правах и обязанностях,
о возможностях для образования, выбора жизненного пути,
трудоустройства, духовного и физического развития, для оказания
медицинской помощи, социальной защиты, организации отдыха,
оздоровления, реабилитации, для преодоления трудной жизненной
ситуации;
б) консультирование молодых граждан, их родителей или лиц, их
заменяющих, оказание психологической, педагогической,
наркологической, медицинской, юридической и иной помощи;
в) социальная помощь молодым семьям и их социальное
обслуживание;
г) помощь безнадзорным несовершеннолетним лицам, находящимся в
государственных и муниципальных образовательных, учебно -
воспитательных, медицинских учреждениях, учреждениях социального
обслуживания или иных учреждениях, в которых осуществляется надзор
за несовершеннолетними или лицами, окончившими пребывание в них,
молодым гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы;
д) осуществление социальной работы в учебных заведениях;
е) оказание социальной и психологической помощи в адаптации и
реабилитации молодых граждан, оказавшихся в особо неблагоприятных
жизненных условиях, в том числе изменившим место жительства;
ж) другие социальные услуги, предусмотренные государственными
минимальными социальными стандартами.
2. Социальные услуги для молодых граждан, включенные в состав
государственных минимальных стандартов, предоставляются
социальными службами либо иными учреждениями, которые вправе вести
такую деятельность, в порядке выполнения государственного заказа.
Статья 8. Содействие в обеспечении прав и гарантий
в сфере труда и занятости молодых граждан
1. В Республике Саха (Якутия) органы государственной власти и
управления оказывают молодым гражданам поддержку в трудоустройстве
в соответствии с их уровнем квалификации путем организации рабочих
мест, непрерывного образования, повышения квалификации, других мер
по сокращению уровня безработицы.
2. Установленная в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации квота для работодателя, в счет которой он
обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных
учреждений, образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
детей-инвалидов и других), молодых граждан из числа бывших
военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации - участников
боевых действий, направляемых органами государственной службы
занятости в порядке трудоустройства, приводится в соответствие со
спросом на трудоустройство один раз в полгода и доводится до
сведения работодателя не позже первого дня каждого полугода.
Невыполнение предписаний по приему на работу молодых граждан
влечет ответственность руководителей организаций в порядке,
установленном законом.
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) на базе
сети учреждений профессиональной подготовки кадров разрабатывают и
реализуют комплексные программы профессионального обучения;
повышение квалификации, аттестации и тестирования молодых граждан,
стажировки и переподготовки молодых граждан, в том числе и за
рубежом.
Статья 9. Содействие экономической самостоятельности
молодых граждан
1. В Республике Саха (Якутия) создаются условия для реализации
экономических прав молодых граждан путем расширения возможностей
распоряжаться своими способностями к труду, предоставления льгот
по налогообложению и кредитованию, получения доходов от средств,
вложенных в акции, другие ценные бумаги и учреждения кредитной
системы.
2. В Республике Саха (Якутия) стимулируется и поддерживается
инициативная и самостоятельная деятельность молодых граждан:
а) по созданию материальных и духовных ценностей;
б) по разработке научных и технических идей и их реализации;
в) по созданию молодежных жилых комплексов;
г) по созданию новых социальных технологий;
д) по развитию самостоятельности, различных форм общественного
самоуправления.
3. Молодым гражданам гарантируются:
а) доступ в установленном законом порядке к финансовым,
материально-вещественным, трудовым, информационным и природным
ресурсам;
б) равные возможности для приобретения имущества
государственных предприятий и предприятий, основанных на иных
формах собственности, для получения имущества в собственность при
разгосударствлении и приватизации государственного имущества.
4. В Республике Саха (Якутия) стимулируется развитие
фермерства и других инициатив молодежи по возрождению и развитию
сельской местности путем установления льгот на приобретение скота,
средств малой механизации, по закреплению земли, взиманию
земельного налога, арендной плате.
Статья 10. Содействие предпринимательской деятельности
молодых граждан
1. В Республике Саха (Якутия) устанавливается система мер по
социально-экономической, организационной, правовой поддержке
молодежных предприятий и предпринимательской деятельности молодых
граждан.
Предпринимательская деятельность молодых граждан должна носить
созидательный, производственный характер.
2. В целях стимулирования молодежного предпринимательства при
осуществлении государственной молодежной политики органами
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на конкурсной
основе формируется государственный заказ молодежным коммерческим
организациям на производство товаров и оказание услуг для
населения, в том числе молодежи, посредством заключения
государственными заказчиками государственных контрактов.
Государственный заказ обеспечивается материальными ресурсами и
финансовыми средствами.
Молодежные коммерческие организации для участия в конкурсе
должны соответствовать следующим требованиям: основные виды
деятельности молодежных коммерческих и некоммерческих организаций
(юридических лиц любой организационно-правовой формы,
зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия), в
которых 75 процентов работающих являются молодыми гражданами, и
(или) юридических лиц с участием молодежного объединения
(организации) и молодых граждан-предпринимателей для участия в
конкурсе должны соответствовать приоритетным направлениям
социально-экономической политики на территории Республики Саха
(Якутия).
Молодыми предпринимателями, обладающими правом на участие в
конкурсе, могут быть молодые граждане Республики Саха (Якутия),
зарегистрированные в установленном порядке.
3. Молодым предпринимателям и молодежным коммерческим
организациям могут предоставляться льготы по налогам в части,
зачисляемой в республиканский бюджет, местный бюджет, если это
предусмотрено налоговым законодательством Республики Саха
(Якутия).
Правом на льготное налогообложение могут обладать кредитные
учреждения, предоставляющие льготное кредитование молодежным
коммерческим и некоммерческим организациям и молодым
предпринимателям в части, зачисляемой в республиканский бюджет,
если это предусмотрено налоговым законодательством Республики Саха
(Якутия).
Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) через
специально созданные центры предпринимательства оказывают
молодежным коммерческим и некоммерческим организациям, молодым
предпринимателям помощь в разработке учредительных документов,
осуществляют обучение основам предпринимательской деятельности,
применяют иные формы совместного сотрудничества.
Статья 11. Содействие в реализации прав
молодых граждан на образование
1. В Республике Саха (Якутия) гарантируется право молодых
граждан на образование в системе государственных и
негосударственных учебных заведений Республики Саха (Якутия).
2. Приоритетными являются меры по содействию образования
молодых граждан, проживающих в сельской местности, из числа
коренных малочисленных народов Севера, меры по поддержке
талантливых молодых граждан.
3. Молодые граждане, обучающиеся в государственных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования,
а также в аналогичных негосударственных учреждениях, прошедших
государственную аккредитацию, на основе договоров с оплатой
стоимости обучения, вправе обратиться за получением
краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного кредита на
образовательные цели. Порядок получения такого кредита
устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
4. Молодые граждане могут направляться для обучения в
образовательные учреждения Российской Федерации и за рубеж за счет
бюджетных средств. Условием заключения договора о предоставлении
такой поддержки является обязательство направляющей стороны по
обеспечению последующей работы обучающегося в соответствии с
полученной им специальностью в течение определенного срока.
Условия типового договора определяются Правительством Республики
Саха (Якутия).
Молодые граждане обязаны завершить образование,
гарантированное и оплачиваемое государством, и выполнять
требования по государственному распределению.
Статья 12. Патриотическое воспитание молодых граждан
1. В Республике Саха (Якутия) патриотическое воспитание
молодых граждан признается необходимой частью национального
развития и высоконравственной ценностью.
2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
формируют и реализуют программы деятельности в области
патриотического воспитания молодежи, исходя из определенных в
республике приоритетов развития.
3. Ветераны Великой Отечественной войны и труда участвуют в
трудовом, патриотическом, нравственном воспитании молодых граждан.
Статья 13. Поддержка деятельности молодежных и детских
общественных объединений (организаций)
1. В Республике Саха (Якутия) признается и поощряется создание
и деятельность различных молодежных и детских общественных
объединений (организаций).
Деятельность молодежных и детских общественных объединений
должна быть направлена на трудовое, нравственное, патриотическое
воспитание молодых граждан, соблюдение ими законов.
2. Государственная поддержка оказывается органами
государственной власти и управления молодежной и детской
общественной организации, объединяющей молодых граждан в возрасте
от 14 до 30 лет включительно, выражающей интересы только своих
членов и действующей в соответствии с законодательством Республики
Саха (Якутия).
Поддержка деятельности молодежных и детских общественных
объединений (организаций) при разработке ими проектов (программ)
деятельности осуществляется на конкурсной основе.
Указанные объединения участвуют в конкурсах проектов и
программ на соискание государственных грантов в области
государственной молодежной политики в соответствии с положением,
утвержденным органом исполнительной власти Республики Саха
(Якутия) и финансируемым из республиканского бюджета и местных
бюджетов. Конкурсный проект (программа) молодежного или детского
общественного объединения (организации) должен содержать
характеристику финансовых, кадровых возможностей данного
объединения по реализации проекта (программы).
Обоснованность проекта (программы) устанавливается путем
экспертизы, проводимой в соответствии с порядком проведения
конкурса, утвержденного соответствующим органом исполнительной
власти Республики Саха (Якутия).
Если одобренный проект (программа) молодежного или детского
общественного объединения (организации) соответствует по своей
направленности утвержденным программам и планам
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), ее
территорий, то организатор конкурса осуществляет финансирование
указанных программ и планов в сроки согласно бюджетному
финансированию.
3. Органы государственной власти и управления могут привлекать
молодежное объединение к выполнению государственного заказа по
созданию социальных служб, информационных, инновационных центров
по разработке и реализации программ (проектов) по организации
социальной работы, дополнительного образования, созданию рабочих
мест для молодежи, к деятельности в сфере культуры,
здравоохранения, экономики, к деятельности по предупреждению
беспризорности и правонарушений среди молодежи, к
военно-патриотическому воспитанию, а также к научным исследованиям
и осуществлению иных видов деятельности.
Государственный заказ выполняется на договорной основе. Органы
государственной власти и управления направляют оферту молодежным
объединениям для последующей акцепции.
4. Молодежные объединения в целях достижения уставных задач
могут создавать организации в соответствии с действующим
законодательством. Молодежные объединения освобождаются от налога
на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, в
соответствии с налоговым законодательством Республики Саха
(Якутия).
Регистрационный сбор за регистрацию молодежного объединения
составляет 50 процентов от общеустановленной ставки, если это
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Молодые граждане, являющиеся членами молодежных и детских
общественных объединений (организаций), обязаны соблюдать правила
взаимоотношений, установленные в объединении (организации).
Молодые граждане, реализуя свое право на объединение, обязаны
не нарушать при этом прав и законных интересов других лиц.
Статья 14. Поддержка молодой семьи
1. В Республике Саха (Якутия) создаются условия для
финансового, организационного и социального обеспечения молодых
семей.
2. В целях поддержки молодых семей исполнительные органы
государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке,
установленном законодательством Республики Саха (Якутия),
формируют и реализуют целевые программы, предусматривающие
социально-экономическую поддержку молодых семей; подготовку
молодежи к семейной жизни, сознательному материнству и отцовству,
социально-психологическую помощь семейному союзу, информационно -
правовую и консультационную поддержку молодой семьи.
3. Молодые граждане, впервые вступившие в брак, при условии,
что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные
семьи молодых граждан, имеют право на получение льготного
возвратного кредита для строительства жилья, приобретения
квартиры, ведения крестьянского и фермерского хозяйства,
вступительного взноса в ЖСК, приобретения бытовой техники и
средств домашнего обихода длительного пользования из средств
организаций-работодателей одного из супругов.
Порядок компенсации расходов организаций-работодателей
устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия) из
средств, предусматриваемых ежегодно на государственную молодежную
политику.
Статья 15. Поддержка талантливой молодежи
1. В Республике Саха (Якутия) создаются условия для творческой
деятельности молодежи в целях сохранения и развития
интеллектуального, национального и творческого потенциала молодежи
путем:
- организации смотров, выставок работ талантливой творческой
молодежи, установлением призов, стипендий, грантов премий,
пособий;
- формирования государственных и общественных фондов для
поддержки молодых талантов, обеспечения нормальных условий для их
творческой деятельности.
2. Молодые граждане должны уважать культурные, духовные
традиции своей и других наций и народов, проживающих на территории
Республики Саха (Якутия).
Статья 16. Содействие в укреплении здоровья,
физического развития и здорового образа жизни
молодых граждан
1. В области охраны здоровья молодежи приоритетными являются
меры, способствующие развитию среди молодых граждан ценностей и
навыков здорового образа жизни, профилактике и снижению
заболеваемости, в том числе социально обусловленных заболеваний
(туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, наркомания,
алкоголизм и другие).
2. Республика Саха (Якутия) гарантирует право и обеспечивает
возможность молодым гражданам заниматься физической культурой и
спортом для укрепления и сохранения здоровья, осуществляет
физкультурно-спортивное воспитание, стимулирует и поощряет
создание и развитие государственных и негосударственных
физкультурно-спортивных учреждений.
3. Основными задачами государственной молодежной политики в
области укрепления здоровья, физического развития и здорового
образа жизни молодых граждан являются:
- пропаганда и поддержка развития массового спорта и
оздоровительной физической подготовки среди молодых граждан;
- государственная поддержка развития среди молодежи
неолимпийских видов спорта, прежде всего прикладной
направленности, в том числе технических и осуществляемых в рамках
подготовки молодых граждан к службе в Вооруженных Силах;
- пропаганда и поддержка национальных видов спорта;
- поддержка молодежных инициатив, направленных на пропаганду
здорового образа жизни, валеологических знаний.
Указанные задачи осуществляются органами исполнительной власти
Республики Саха (Якутия) с привлечением общественных объединений
(организаций), включая спортивные общества, молодежные и детские
общественные объединения, а также совместно с собственниками
спортивных сооружений.
4. Молодые граждане в целях укрепления своего здоровья должны:
- заботиться о своем здоровье и нести ответственность за него;
- не предпринимать действий, причиняющих вред здоровью других
граждан;
- пропагандировать и поддерживать развитие массового спорта и
оздоровительной физической подготовки среди молодых граждан.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 17. Обеспечение государственной
молодежной политики
1. В республиканских, местных программах социального и
экономического развития предусматривается целенаправленное
финансирование проведения мероприятий по осуществлению молодежной
политики, с учетом мероприятий, проводимых на уровне улусов и
городов.
Меры по реализации государственной молодежной политики
осуществляются в форме исполнения программ, определенных частью 1
настоящей статьи.
2. Распределение средств на осуществление государственной
молодежной политики осуществляется соответствующим республиканским
органом исполнительной власти.
Соответствующий государственный орган исполнительной власти
Республики Саха (Якутия) совместно с молодежными и детскими
общественными объединениями (организациями) принимает совместные
программы по реализации государственной молодежной политики.
Статья 18. Организационное обеспечение реализации
государственной молодежной политики
1. В целях реализации государственной молодежной политики в
Республике Саха (Якутия) создается республиканский орган
государственной власти, основными задачами которого являются
комплексное управление и координация деятельности министерств и
ведомств Республики Саха (Якутия) по осуществлению государственной
молодежной политики, контроль за исполнением настоящего закона,
нормативных правовых актов Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия).
На уровне улусов, городов республиканского значения создаются
структуры республиканского органа государственной власти в области
государственной молодежной политики в составе соответствующих
администраций.
2. В порядке осуществления государственной молодежной политики
в Республике Саха (Якутия) министерства и ведомства Республики
Саха (Якутия) основывают свою деятельность на договорном
сотрудничестве и взаимодействии с органами местного
самоуправления.
Статья 19. Социальные службы для молодежи
1. К специализированным учреждениям и организациям, ведущим
работу с молодежью, относятся:
а) детские и подростковые клубы по месту жительства;
б) социальные службы для молодежи;
в) молодежные центры;
г) молодежные биржи труда;
д) организации, специализирующиеся по вопросам занятости
молодежи (в первую очередь подростков);
е) учреждения дополнительного образования;
ж) иные учреждения и организации, осуществляющие
некоммерческие социально значимые программы в сфере поддержки и
развития молодежи.
Деятельность учреждений и организаций, ведущих работу с
молодежью, регулируется их учредительными документами, которые
основываются на типовых положениях для соответствующих видов
учреждений, ведущих работу с молодежью. Типовые положения
утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Социальными службами для молодежи являются организации,
независимо от форм собственности, осуществляющие деятельность по
социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально -
медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной помощи.
Социальные службы для молодежи осуществляют :
а) информирование молодых граждан об их возможностях, правах и
обязанностях;
б) подготовку социальных работников;
в) консультирование несовершеннолетних, молодых граждан и их
родителей;
г) оказание правовой, социологической, психологической,
наркологической и другой помощи;
д) оказание помощи молодым гражданам и семьям с учетом
реального выполнения ими своих обязанностей и уровня их доходов;
е) содействие воспитанию в семье, детских и внешкольных
учреждениях;
ж) помощь молодым гражданам (оказавшимся в неблагоприятных
условиях в силу жизненных обстоятельств), инвалидам, детям -
сиротам, безнадзорным несовершеннолетним;
з) социальную работу в специализированных учебно -
воспитательных учреждениях для несовершеннолетних
правонарушителей;
и) создание различных служб психологической помощи и
адаптации;
к) помощь в адаптации, в том числе трудовом и бытовом
устройстве, молодым гражданам, освобожденным из мест лишения
свободы и вернувшимся из специальных учебно-воспитательных
учреждений;
л) иные функции по оказанию помощи.
3. К деятельности в системе социальных служб для молодежи в
качестве социальных работников допускаются лица, которые по своим
личным качествам соответствуют установленным требованиям и имеют
необходимое образование и профессиональную подготовку или способны
вследствие особого опыта работы в социальной сфере выполнять эти
задачи, а также прошедшие аттестацию в установленном порядке.
Организации, являющиеся социальными службами для молодежи в
конкурсном порядке получают государственный заказ на производство
социальных услуг молодым гражданам в объеме, предусматриваемом
государственными минимальными социальными стандартами.
4. С целью координации деятельности государственных и
негосударственных организаций и учреждений соответствующие
структуры местных органов государственной власти по делам молодежи
способствуют образованию в населенных пунктах на территории их
действия молодежных центров (некоммерческих организаций),
оказывающих молодым гражданам комплекс социальных услуг по их
духовному, культурному и физическому развитию.
Молодежные центры обеспечиваются необходимыми материальными и
финансовыми средствами для осуществления социальных услуг молодежи
на основе договора с уполномоченным органом исполнительной власти,
органом местного самоуправления.
Статья 20. Информационно-аналитическое обеспечение
государственной молодежной политики в
Республике Саха (Якутия)
1. В Республике Саха (Якутия) формируется единая система
молодежной информации, обеспечивающая равный доступ молодых
граждан к информации в местах их проживания, работы, учебы,
отдыха, в том числе на базе молодежных центров.
2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
организуют научные исследования проблем молодежи. Такие
исследования осуществляются на долговременной основе и являются
обязательным условием разработки мероприятий по реализации
государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия).
3. Уполномоченный орган по молодежной политике обязан
информировать молодежь и ее общественные объединения (организации)
о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной
молодежной политики.
4. Государственные органы, осуществляющие государственную
молодежную политику, детские объединения и организации могут иметь
свои средства массовой информации.
Статья 21. Целевые программы в области
государственной молодежной политики
1. Меры по реализации государственной молодежной политики
осуществляются, как правило, в форме республиканских целевых
программ.
Разработка указанных программ осуществляется с учетом мнения и
предложений молодежных и детских общественных объединений
(организаций).
2. Республиканские органы государственной власти и молодежные
детские общественные объединения (организации) могут разрабатывать
совместные программы мероприятий по реализации государственной
молодежной политики.
Статья 22. Участие молодежного объединения
в формировании и осуществлении государственной
молодежной политики
1. Соответствующий орган государственной власти и управления
принимает решения по вопросам молодежи, охватываемым уставными
задачами соответствующих молодежных объединений, после проведения
предварительных консультаций с руководящими органами молодежного
объединения. В указанных целях органы государственной власти и
управления своевременно, не менее, чем за 7 дней до принятия
решения, направляют подготовленные проекты решений, а также
необходимые пояснительные и справочные материалы руководящим
органам молодежного объединения. Консультации проводятся путем
представления молодежным объединением своих мнений и предложений,
изложенных в письменном виде, а также в форме совместных заседаний
(совещаний). Органы государственной власти и управления и
руководящие органы молодежного объединения могут устанавливать
совместными решениями согласованный порядок проведения таких
консультаций.
2. Решения по вопросам, касающимся деятельности молодежного
объединения (организации), принимаются органами государственной
власти и управления при обязательном участии уполномоченного
представителя соответствующего руководящего органа данного
молодежного общественного объединения (организации).
Органы государственной власти и управления обязаны в месячный
срок рассмотреть предложения руководящих органов молодежного
объединения (организации) соответствующего уровня, изложенные в
письменном виде. Принятое мотивированное решение должно быть
незамедлительно направлено в молодежное объединение (организацию).
Статья 23. Финансирование мероприятий государственной
молодежной политики
1. Финансирование республиканских целевых программ, иных
мероприятий по реализации государственной молодежной политики
осуществляется за счет средств республиканского бюджета,
внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в
соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Финансирование государственной молодежной политики
осуществляется в сроки, обеспечивающие нормальную работу
организаций и учреждений по реализации программ государственной
молодежной политики.
3. Для аккумуляции внебюджетных средств, направляемых на цели
государственной молодежной политики, учреждается республиканский
государственный фонд молодежи.
Фонд направляет свои средства на проведение государственной
молодежной политики. Положение о фонде, порядок его формирования и
деятельности утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Контроль за деятельностью фонда возлагается на Государственное
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 24. Судебная защита прав молодых граждан,
молодежных коммерческих организаций, молодежных
и детских объединений (организаций)
По защите своих прав, регулируемых настоящим законом, молодые
граждане, молодежные коммерческие организации, молодежные и
детские объединения (организации) вправе обратиться в
установленном порядке в соответствующие суды.
Статья 25. Гарантии прав молодых граждан,
закрепленных настоящим законом
1. Права и обязанности молодых граждан, молодежных
организаций, закрепленные настоящим законом, осуществляются
непосредственно и в полном объеме.
Отсутствие заранее установленного порядка не может служить
основанием для отказа в осуществлении и защите прав.
Если осуществление этих прав требует определения порядка и
процедуры их реализации, органы государственной власти и
управления обязаны принять необходимые нормативные правовые акты,
регулирующие данные вопросы, в течение шести месяцев со дня
вступления настоящего закона в силу.
При этом до принятия указанных актов молодые граждане,
молодежные и детские общественные объединения (организации) вправе
осуществлять свои права в самостоятельно избираемом ими порядке,
не противоречащем действующему законодательству.
2. Какое-либо воспрепятствование реализации прав в таких
случаях является незаконным.
Подзаконные акты, ограничивающие объем предоставленных
настоящим законом прав, являются недействительными полностью или в
соответствующей части с момента их принятия.
3. Органы государственной власти и управления несут
ответственность за соблюдение положений настоящего закона при
принятии и реализации правовых актов, касающихся практической
реализации закона.
Убытки, причиненные молодым гражданам, молодежному объединению
(организации) в результате реализации противоречащего настоящему
закону подзаконного акта, действия или бездействия, подлежат
возмещению по решению суда из средств, находящихся в распоряжении
государственного органа, виновного в издании противоречащего
закону подзаконного акта или совершившего это действие или
бездействие.
4. Ответственность должностных лиц республиканских органов
исполнительной власти и руководителей молодежных общественных
объединений (организаций) наступает в соответствии с Федеральным
законом "О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений" от 28 июня 1995 года, N 98-ФЗ.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
|