24 ноября 1998 года З N 45-II
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 24.11.98 З N 46-II
Настоящий закон направлен на создание механизма реализации
полномочий Республики Саха (Якутия) по владению, пользованию и
распоряжению драгоценными металлами и драгоценными камнями,
определенных Конституцией и законодательством Республики Саха
(Якутия), Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Настоящий закон устанавливает:
- правовые основы и принципы регулирования отношений,
возникающих в области геологического изучения и разведки
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычи, производства, использования и обращения;
- права, полномочия и ответственность юридических и физических
лиц, а также органов государственной власти и уполномоченных ими
организаций в отношении владения, пользования и распоряжения
драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- полномочия органов государственного контроля, основные виды
и формы государственного контроля за геологическим изучением и
разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,
а также за операциями с драгоценными металлами и драгоценными
камнями.
Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации,
осуществляет государственную политику поддержки предприятий по
добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, созданию
условий, способствующих развитию предприятий по переработке
драгоценных металлов и драгоценных камней.
Не является предметом регулирования настоящего закона порядок
совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и
иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных
камней, находящимися в собственности граждан (частной
собственности).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Термины и основные понятия, применяемые в настоящем законе,
соответствуют терминам и основным понятиям, изложенным в
Федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ.
Статья 2. Государственное регулирование отношений
при добыче, производстве и использовании драгоценных
металлов и драгоценных камней, осуществлении операций
с указанными ценностями
Государственное регулирование отношений в области
геологического изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней, их добычи, производства,
использования и обращения, а также сбора лома и отходов
драгоценных металлов и драгоценных камней, совершения операций с
указанными ценностями осуществляется на основе прав и полномочий
Республики Саха (Якутия) на владение, пользование и распоряжение
драгоценными металлами и драгоценными камнями, установленных
Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях",
Конституцией Республики Саха (Якутия), иными законами Республики
Саха (Якутия) и Российской Федерации, соглашениями и договорами
между Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством
Российской Федерации в целях осуществления государственной
политики, направленной на стимулирование добычи и производства
драгоценных металлов и драгоценных камней, развития рынка этих
ценностей и их рационального использования для
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации с учетом особых ценностных свойств
драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статья 3. Компетенция Республики Саха (Якутия) в
регулировании отношений при добыче, производстве,
использовании драгоценных металлов и драгоценных
камней, осуществлении операций с ними
Ведению Республики Саха (Якутия) в регулировании отношений при
геологическом изучении, добыче, производстве и использовании
драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществлении операций
с ними подлежат:
а) принятие законов и иных нормативных актов, определяющих
механизм государственного регулирования отношений, связанных с
геологическим изучением месторождений, добычей, производством и
использованием драгоценных металлов и драгоценных камней на
территории Республики Саха (Якутия);
осуществление полномочий в рамках совместного ведения с
Российской Федерацией по регулированию отношений, связанных с
геологическим изучением месторождений, добычей, производством и
использованием драгоценных металлов и драгоценных камней,
установление квот на добычу и производство драгоценных металлов и
драгоценных камней;
б) регулирование объемов добычи и производства драгоценных
металлов и драгоценных камней;
осуществление государственной системы лицензирования права
пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и
драгоценные камни, а также лицензирование отдельных видов
хозяйственной деятельности, связанных с добычей, переработкой и
использованием драгоценных металлов и драгоценных камней
субъектами хозяйственной деятельности на территории Республики
Саха (Якутия);
в) разработка условий соглашений о разделе продукции и
заключение таких соглашений совместно с Российской Федерацией;
г) установление требований к учету, хранению, транспортировке
драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а
также обеспечение соблюдения установленного федеральным
законодательством порядка осуществления операций с драгоценными
металлами и драгоценными камнями;
д) нормативно-правовое регулирование деятельности организаций
и индивидуальных предпринимателей на территории Республики Саха
(Якутия), осуществляющих операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специальный
учет указанных организаций и индивидуальных предпринимателей;
е) контроль за соблюдением законов Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации в области геологического изучения и разведки
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычи, производства, использования и обращения;
ж) формирование и использование Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия);
з) пополнение Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) за счет конфискованных
и бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней в
необработанном и обработанном виде, а также их кладов, за
исключением случаев обязательных изъятий в Государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации,
установленных федеральным законодательством;
и) продажа драгоценных металлов и драгоценных камней из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) федеральным органам, Центральному банку
России, уполномоченным банкам, а также хозяйствующим субъектам на
внутреннем и мировом рынках в порядке, установленном федеральным
законодательством и настоящим законом;
к) определение порядка и особых условий деятельности
организаций, предприятий и производств по обработке алмазов и
изготовлению ювелирных изделий;
л) предоставление драгоценных металлов и драгоценных камней из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) хозяйствующим субъектам на территории
Российской Федерации в качестве товарного кредита, на давальческой
и иной основе, а иностранным хозяйствующим субъектам - по
согласованию с уполномоченными федеральными органами;
м) осуществление залоговой политики с использованием ценностей
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия);
н) осуществление совместно с Российской Федерацией залоговой
политики в отношении права пользования участками недр, содержащими
драгоценные металлы и драгоценные камни;
о) международное сотрудничество в сфере геологического
изучения и разведки месторождений, добычи, производства и
использования драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статья 4. Государственный фонд драгоценных металлов
и драгоценных камней Республики Саха (Якутия)
1. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных
камней Республики Саха (Якутия) является частью активов Республики
Саха (Якутия) и представляет собой совокупность драгоценных
металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных изделий с их
содержанием, приобретенных Правительством Республики Саха (Якутия)
у субъектов рынка или зачисленных в него по другим основаниям в
соответствии с законодательством и находящихся в государственной
собственности Республики Саха (Якутия).
Статус Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) определяется законом
Республики Саха (Якутия).
2. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных
камней Республики Саха (Якутия) предназначен для осуществления
хозяйственной, кредитной, финансовой, социальной и залоговой
политики, обеспечения государственных гарантий.
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) состоит из:
а) оперативного запаса, предназначенного для удовлетворения
текущих потребностей республики;
б) резервного запаса, предназначенного для удовлетворения
экстренных государственных потребностей;
в) сокровищницы Республики Саха (Якутия), представляющей
собрание уникальных драгоценных камней, самородков драгоценных
металлов, а также ювелирных и поделочных изделий из драгоценных
металлов, драгоценных камней и иных материалов, имеющих
историческую, художественную, культовую и материальную ценность, а
также музейных предметов и коллекций.
3. Служебные и производственные здания, сооружения и
помещения, используемые для хранения, приемки и обслуживания
ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия), являются
республиканской собственностью и отчуждению не подлежат.
4. Порядок сортировки, экспертизы, оценки, сертификации,
операций и отчетности работы с драгоценными металлами и
драгоценными камнями определяется специальными нормативными
актами, принимаемыми органами государственной власти.
5. Приобретение и зачисление драгоценных камней в
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) осуществляется в рассортированном виде,
после контрольной оценки, за исключением отдельных случаев,
предусмотренных законодательством Республики Саха (Якутия).
6. Ценности Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) находятся на балансе
уполномоченного Республиканского органа, обеспечивающего их
сохранность и реализацию в порядке, установленном настоящим
законом.
7. Формирование Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) осуществляется за счет
средств республиканского бюджета, подлежащих учету в расходной
части республиканского бюджета, а также за счет республиканской
части налогов, вносимых субъектами добычи в натуральной форме и по
иным законным основаниям.
8. Состояние Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) может быть проверено
по инициативе органов государственной власти Республики Саха
(Якутия), а также органов государственной власти Российской
Федерации специально создаваемыми комиссиями. Порядок проведения
проверки и состав комиссий в каждом отдельном случае
согласовывается с Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Право собственности на драгоценные
металлы и драгоценные камни
1. Драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в
недрах, являются государственной собственностью.
2. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни,
концентраты с их содержанием, отходы горного и обогатительного
производства, а равно иная продукция и доходы, правомерно
полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней,
являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и
драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их
добычу, соглашениями о разделе продукции, договорами поставок, в
том числе договорами поставок продукции для федеральных и
республиканских нужд, заключенными с участием этих субъектов, а
также международными договорами Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
3. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде и
самородки драгоценных металлов, а также добытые из недр или
рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при
продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке
предлагаются специально уполномоченным органам исполнительной
власти Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации для
пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) и Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской
Федерации.
Уполномоченные республиканские и федеральные органы
исполнительной власти пользуются преимущественным правом покупки
драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях
предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три
месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров
купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с
субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи
задатка) по договорам поставок драгоценных металлов в счет
платежей, причитающихся с этих органов и организаций.
Споры, связанные с невыполнением одной или обеими сторонами
условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и
драгоценных камней, рассматриваются в суде или арбитражном суде.
4. Незаконно добытые драгоценные металлы и драгоценные камни
являются государственной собственностью.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПРИ
ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ, ДОБЫЧЕ, ПРОИЗВОДСТВЕ,
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С УКАЗАННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
Статья 6. Полномочия Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
К ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) относятся:
а) разработка и принятие законодательных актов, обеспечивающих
защиту государственных интересов, интересов собственника и
устанавливающих механизм законодательного регулирования отношений,
связанных с геологическим изучением месторождений, разведкой,
добычей, производством, использованием драгоценных металлов и
драгоценных камней и осуществлением операций с указанными
ценностями;
б) утверждение в бюджете Республики Саха (Якутия) доходов от
использования ценностей Государственного фонда Республики Саха
(Якутия);
в) утверждение в расходной части бюджета Республики Саха
(Якутия) общего совокупного объема средств, направляемых на
приобретение ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов
и драгоценных камней Республики Саха (Якутия);
г) утверждение годового отчета Правительства Республики Саха
(Якутия) в стоимостном выражении о пополнении и расходовании
ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия);
д) утверждение перечней разведанных месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней, предлагаемых для включения в
федеральный фонд резервных месторождений;
е) внесение в порядке реализации права законодательной
инициативы законопроектов о формировании перечней месторождений,
подлежащих освоению на условиях раздела продукции в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
ж) утверждение объемов финансирования среднесрочных и
долгосрочных государственных программ Республики Саха (Якутия)
геологического изучения месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней, их добычи, производства;
з) принятие по представлению Правительства Республики Саха
(Якутия) решений о государственной поддержке, включая установление
специального налогового режима, для отдельных предприятий и
отраслей, имеющих определяющее значение для социального и
экономического развития республики и ее административно -
территориальных единиц.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Саха (Якутия)
К ведению Президента Республики Саха (Якутия) относится:
а) формирование и использование Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия);
б) утверждение решений Правительства Республики Саха (Якутия)
по приобретению драгоценных металлов и драгоценных камней на
внутреннем и внешнем рынках для формирования Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия);
в) внесение Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) предложений о пополнении Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия)
и использовании его ценностей для включения в проекты годовых
бюджетов республики;
г) утверждение нормативных актов, определяющих механизм
государственного регулирования отношений, связанных с
геологическим изучением, добычей, производством и использованием
драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Республики
Саха (Якутия);
д) восполнение и обеспечение сохранности ценностей
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия);
е) утверждение решений Правительства Республики Саха (Якутия)
о продаже ценностей, зачисленных в Государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия), Государственному фонду драгоценных металлов и
драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку
России, уполномоченным банкам и на мировом рынке, а также
хозяйствующим субъектам в порядке, установленном законодательством
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
ж) утверждение решений Правительства Республики Саха (Якутия)
по предоставлению драгоценных металлов и драгоценных камней из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) в качестве товарного кредита и на
давальческих условиях;
з) осуществление залоговой политики в отношении части
ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия);
и) осуществление залоговой политики в отношении права
пользования недрами по месторождениям драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия);
к) принятие решений о зачислении ценностей Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия) в Сокровищницу Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Полномочия Правительства
Республики Саха (Якутия)
К ведению Правительства Республики Саха (Якутия) относится:
а) утверждение нормативных актов и регламентация действий
организаций и индивидуальных предпринимателей на территории
Республики Саха (Якутия), осуществляющих геологическое изучение и
разведку, добычу, производство, использование и операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и
внешнем рынках;
б) регулирование социально-экономических условий освоения
разведанных месторождений драгоценных металлов и драгоценных
камней;
в) регулирование объемов годовой добычи и производства
драгоценных металлов и драгоценных камней;
г) пополнение и использование Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия);
д) подготовка предложений о зачислении ценностей
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) в Сокровищницу Республики Саха (Якутия);
е) согласование с уполномоченными органами исполнительной
власти Российской Федерации порядка осуществления государственного
контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней на
территории Республики Саха (Якутия);
ж) утверждение Положения об оперативном запасе, резервном
запасе драгоценных металлов и драгоценных камней, о Сокровищнице
Республики Саха (Якутия);
з) лицензирование права пользования участками недр,
содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, а также
лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;
и) подготовка и подписание Соглашений с Правительством
Российской Федерации об отнесении отдельных месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Республики
Саха (Якутия) к объектам федерального значения (федеральный
резервный фонд) по перечням, утвержденным Палатой Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
к) подписание Соглашений с Правительством Российской
Федерации, с исполнительными органами государственной власти
других субъектов Российской Федерации по вопросам геологического
изучения (разведки), добычи, производства, использования
драгоценных металлов и драгоценных камней на территориях
Республики Саха (Якутия) и других субъектов Российской Федерации;
л) подготовка и предоставление Государственному Собранию (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) материалов, обосновывающих
необходимость освоения участков недр федерального значения,
содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме алмазов)
на условиях соглашений о разделе продукции для последующего
внесения соответствующих законопроектов на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
м) подготовка и предоставление Государственному Собранию (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) перечней участков недр, содержащих
драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме алмазов),
передаваемых в ведение Республики Саха (Якутия) в соответствии с
Федеральным законом и предназначенных к освоению на условиях
соглашений о разделе продукции;
н) заключение, совместно с Правительством Российской
Федерации, соглашений о разделе продукции по участкам недр
федерального значения, содержащим драгоценные металлы и
драгоценные камни по перечням, утвержденным федеральным законом;
о) заключение соглашений о разделе продукции по участкам недр
(кроме алмазов), находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), в
соответствии с федеральным законом по перечням, утвержденным
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
п) заключение договоров с уполномоченными органами,
осуществляющими внутриотраслевую координацию, определение их
статуса и ответственности;
р) организация и обеспечение деятельности системы
государственного контроля по геологическому изучению и разведке
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыче
и производству, включая специальный контроль за качеством
сортировки и оценки драгоценных камней;
с) установление, совместно с Государственным таможенным
комитетом Российской Федерации, порядка деятельности
специализированного таможенного поста на территории Республики
Саха (Якутия) по оформлению ввоза на территорию Российской
Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных
металлов и драгоценных камней, а также продукции из них;
т) создание, определение статуса, прав и обязанностей
уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха
(Якутия), осуществляющего формирование и использование ценностей
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) в соответствии с настоящим законом;
у) утверждение положения о Государственном хранилище ценностей
Республики Саха (Якутия);
ф) создание, определение статуса и обеспечение деятельности
организаций, осуществляющих централизованное, комплексное решение
вопросов организации производств по добыче, реализации драгоценных
металлов и драгоценных камней;
х) разработка, принятие и реализация государственных программ
геологического изучения и подготовки к освоению месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней в целях развития и
эффективного функционирования алмазодобывающей, золотодобывающей и
алмазообрабатывающей отраслей промышленности;
ц) осуществление международного сотрудничества в сфере
геологического изучения месторождений, добычи, производства,
использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных
камней;
ч) определение порядка деятельности бирж драгоценных металлов
и драгоценных камней на территории Республики Саха (Якутия),
предназначенных для совершения сделок в соответствии с действующим
законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
ш) установление требований к учету, хранению, транспортировке,
обеспечению сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней,
отчетности о них;
щ) установление порядка и условий организации перерабатывающих
и ювелирных производств с использованием ценностей
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия).
Глава III. СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ,
ДОБЫЧУ, ПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Статья 9. Субъекты хозяйственной деятельности по
геологическому изучению месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней
1. В Республике Саха (Якутия) геологическое изучение и
разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней
осуществляются на основании лицензий.
2. Геологическое изучение месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней на стадии поисков и оценки осуществляется за
счет федерального и республиканского бюджетов, а также за счет
привлеченных и собственных средств всеми категориями
пользователей.
Разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных
камней осуществляется за счет средств недропользователей,
получивших лицензии на их разработку в установленном порядке. За
счет средств республиканского бюджета детальная разведка может
осуществляться по специальному решению Правительства Республики
Саха (Якутия).
Статья 10. Субъекты добычи, производства и
использования драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Субъектом добычи (недропользователем) драгоценных металлов
и драгоценных камней на территории Республики Саха (Якутия) могут
быть организации независимо от организационно-правовых форм,
зарегистрировавшие свою деятельность на территории Республики Саха
(Якутия) и получившие, в установленном порядке, лицензии на право
пользования недрами. Добыча драгоценных металлов и драгоценных
камней без лицензии или с лицензией, не прошедшей государственную
регистрацию, запрещена.
2. Субъекты добычи на территории Республики Саха (Якутия)
могут осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных
камней (кроме алмазов) с привлечением для этой цели индивидуальных
предпринимателей на основе договора подряда на осуществление работ
по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме
алмазов), как технологически обоснованного вида хозяйственной
деятельности. Такие договоры могут быть заключены с любыми
индивидуальными предпринимателями, зарегистрировавшими свою
деятельность в соответствующих местных (улусных) органах власти.
Договор недропользователя с индивидуальным предпринимателем
должен содержать указания о границах участка недр, на которые
распространяются действия договора, сведения о лицензии
недропользователя на право пользования участком недр, а также
требования недропользователя по обеспечению сохранности добытого
минерального сырья в процессе разрешенной договором деятельности,
периодичности и условиях сдачи на приемные пункты, калькуляцию
приемной цены с учетом последующих затрат недропользователя на
переработку сдаваемого минерального сырья, а также сведения о
количестве наемных работников, которых может привлечь
индивидуальный предприниматель для выполнения обязательств по
договору. Договор вступает в силу с момента его регистрации в
администрации улуса, на территории которого расположен объект
недропользования.
С момента регистрации договора в администрации улуса
индивидуальные предприниматели и нанятые ими работники несут
ответственность и пользуются льготами, в том числе налоговыми,
установленными для старательского способа добычи.
Недропользователи, заключившие договоры о добыче драгоценных
металлов и драгоценных камней (кроме алмазов) с индивидуальными
предпринимателями несут полную ответственность за последствия их
деятельности, а также за учет, движение и сохранность добываемого
минерального сырья, своевременность оплаты услуг по договору.
Право собственности на добытое индивидуальными
предпринимателями минеральное сырье и самородки драгоценных
металлов сохраняется за недропользователем.
3. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только
организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством
Российской Федерации.
4. Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче
драгоценных металлов и драгоценных камней, производству
драгоценных металлов возникает с момента получения соответствующей
лицензии и действует до прекращения ее действия.
5. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
могут осуществлять граждане и юридические лица независимо от форм
собственности и организационных форм, включая граждан и
юридических лиц иностранных государств, зарегистрировавшие
предпринимательскую деятельность на территории Республики Саха
(Якутия) и получившие лицензии на соответствующие виды
деятельности.
Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОБЫЧИ, ПРОИЗВОДСТВА
И ПОСТАВКИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Статья 11. Добыча драгоценных металлов
и драгоценных камней
1. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней
регулируется Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах",
настоящим законом, а также действующим законодательством
Российской Федерации.
2. Ежегодные объемы добычи драгоценных металлов и драгоценных
камней определяются, исходя из федеральных и иных заказов,
потребностей Республики Саха (Якутия), конъюнктуры внутреннего и
внешнего рынка и устанавливаются Правительством Республики Саха
(Якутия) для каждого субъекта добычи отдельно.
3. Сортировка и оценка драгоценных камней осуществляется
субъектом добычи, если иное не предусматривается условиями
лицензий. Недропользователи вправе осуществить сортировку по
договору с третьими лицами.
4. Добытые самородки и коллекционные образцы драгоценных
металлов и драгоценных камней после учета и соответствующей оценки
выкупаются уполномоченными органами государственной власти
Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации для
пополнения соответствующих Государственных фондов драгоценных
металлов и драгоценных камней. Не выкупленные государством
самородки и коллекционные образцы драгоценных металлов и
драгоценных камней реализуются собственником в соответствии с
действующим законодательством Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации.
Статья 12. Производство драгоценных металлов
1. Добытые драгоценные металлы в виде шлихов и концентратов, а
также в виде лома и отходов подвергаются дальнейшему обогащению
или сортировке до получения мономинерального продукта.
Производство драгоценных металлов осуществляется
недропользователями или третьими лицами при наличии
специализированных технологий, цехов и предприятий, а также
лицензий на право производства драгоценных металлов, выдаваемых в
соответствии с настоящим законом.
2. Произведенные драгоценные металлы (кроме самородков и
коллекционных образцов) подвергаются аффинажу на
специализированных предприятиях, имеющих лицензии на этот вид
деятельности и сертификат, подтверждающий способность аффинажного
производства к выпуску продукции, отвечающей по качеству мировым
стандартам. Выдача лицензий и сертификатов на аффинажное
производство осуществляется на основе федерального
законодательства уполномоченными органами Российской Федерации.
Статья 13. Поставка драгоценных металлов
и камней потребителям
1. Первоочередные поставки добытых и аффинированных
драгоценных металлов и рассортированных драгоценных камней
осуществляются в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней Российской Федерации и Государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха
(Якутия).
2. Практическая деятельность по обслуживанию поставок
драгоценных металлов для государственных нужд, их
централизованному производству, учету движения и выполнению
операций на первичном рынке осуществляется организациями,
уполномоченными на выполнение указанных функций решениями
Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Поставки драгоценных металлов и драгоценных камней иным
потребителям внутреннего и внешнего рынков осуществляется в
случае, если приоритетные потребители не подтвердили свои
намерения о приобретении драгоценных металлов и драгоценных камней
за шесть месяцев или не внесли аванс в порядке, установленном
федеральным законодательством, за три месяца до начала каждого
финансового года.
Статья 14. Учет драгоценных металлов
и драгоценных камней
1. Добытые драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат
ведомственному и государственному учету по массе и качеству.
Ведомственный учет осуществляется субъектами добычи с целью
обеспечения сохранности и полноты использования драгоценных
металлов и драгоценных камней на всех стадиях добычи, производства
и использования, в порядке, устанавливаемом Правительством
Республики Саха (Якутия).
2. Государственный учет осуществляется в целях обеспечения
рационального и эффективного использования недр, добытых
драгоценных металлов и драгоценных камней.
Сведения о добыче драгоценных металлов и драгоценных камней и
погашении разведанных запасов ежегодно предоставляются всеми
субъектами добычи в республиканский орган управления фондом недр.
Глава V. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ДОБЫЧИ, ПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С УКАЗАННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
Статья 15. Порядок предоставления права геологического
изучения месторождений, добычи, производства и
использования драгоценных металлов и драгоценных
камней, осуществления операций с указанными ценностями
1. Право осуществления хозяйственной деятельности при
геологическом изучении месторождений, добыче, производстве,
использовании драгоценных металлов и драгоценных камней
предоставляется в форме лицензий государственными органами
Российской Федерации, а также Республики Саха (Якутия) в пределах
полномочий, определенных федеральным законодательством и статьей 3
настоящего закона.
2. При проведении добычи драгоценных металлов и драгоценных
камней субъекты добычи (организации-недропользователи) могут по
своему усмотрению заключать договоры о старательской добыче (кроме
алмазов) с индивидуальными предпринимателями, договоры с
организациями о предоставлении услуг по транспортировке, хранению
и охране, а также о выполнении специальных видов работ, включающих
геологическое изучение и разведку месторождений, проходку горных
выработок, буровзрывные работы, строительно-монтажные работы,
переработку руды, обогащение и переработку концентратов,
осуществление операций на биржах драгоценных металлов и
драгоценных камней и иные специализированные работы, операции и
исследования.
3. В области производства, использования и обращения
драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим законом устанавливается
лицензирование следующих видов деятельности:
а) заготовка лома и отходов драгоценных металлов, их первичная
обработка и переработка с получением концентратов и других
полупродуктов, предназначенных для аффинажа;
б) скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из
драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;
в) производство драгоценных металлов;
г) рекуперация драгоценных камней;
д) огранка и иная обработка драгоценных камней, в том числе
огранка алмазов в бриллианты;
е) сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней и
продукции из них;
ж) предоставление юридическими лицами услуг по охране,
хранению и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных
камней;
з) оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из
драгоценных металлов и драгоценных камней;
и) осуществление банковских операций с драгоценными металлами
и драгоценными камнями;
к) деятельность торговых организаций по купле-продаже
драгоценных металлов и драгоценных камней;
л) производство и ремонт ювелирных изделий.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, могут
иметь одну или несколько лицензий на деятельность в указанной
области.
4. Операции, связанные с вывозом драгоценных металлов и
драгоценных камней за пределы Российской Федерации, их реализацией
на биржах и аукционах, другие операции с ними лицензируются
государственными органами Российской Федерации Республики Саха
(Якутия), а также органами, аккредитованными Центральным банком
Российской Федерации в соответствии с валютным законодательством
Российской Федерации.
Право осуществления операций, связанных с хранением
драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче,
предоставляется одновременно с лицензиями на осуществление
основных видов хозяйственной деятельности с драгоценными металлами
и драгоценными камнями.
Операции, связанные с транспортировкой драгоценных металлов и
драгоценных камней в места хранения, использования и реализации,
осуществляются государственными органами специальной связи, а
также предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид
деятельности.
Статья 16. Содержание лицензии
1. Лицензия должна содержать следующие данные:
а) наименование органа, выдавшего ее;
б) наименование и место нахождения получившего ее лица;
в) основание для ее выдачи;
г) вид лицензируемой деятельности;
д) сведения о месте осуществления лицензируемой деятельности;
е) срок ее действия;
ж) территория, на которой разрешена лицензируемая
деятельность;
з) условия ее действия;
и) перечень прилагаемых к лицензии документов, являющихся ее
неотъемлемыми частями.
Лицензия может быть дополнена другими данными, если это
следует из требований законодательства Российской Федерации,
настоящего закона, иных законов Республики Саха (Якутия).
2. Бланки лицензий должны быть защищены от подделки, иметь
регистрационный номер и учетную серию. Приобретение, учет и
хранение этих бланков осуществляются государственными органами,
уполномоченными на выдачу лицензий.
Статья 17. Организационное обеспечение
системы лицензирования
1. Порядок предоставления лицензий по видам деятельности,
условия прекращения и ограничения их действия определяются на
основе Федеральных законов "О лицензировании отдельных видов
деятельности", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях",
валютного законодательства Российской Федерации, действующего
республиканского законодательства о недрах и настоящего закона.
2. Предоставление лицензий на право геологического изучения
месторождений, добычи, производства и использования драгоценных
металлов и драгоценных камней осуществляется уполномоченными
государственными органами, образуемыми Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Саха (Якутии).
3. Лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах
а-е, з, к, л части 3 статьи 15 настоящего закона, осуществляется
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, а лицензирование операций банков и иных кредитных
организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями
осуществляется Центральным банком Российской Федерации.
4. Органами внутренних дел обеспечивается лицензирование
деятельности по охране драгоценных металлов и драгоценных камней
при проведении операций с указанными ценностями.
5. Субъекты хозяйственной деятельности при получении лицензий
должны представить в республиканский лицензионный орган документы,
подтверждающие соответствие имеющихся производств нормативным
требованиям, предъявляемым к режимным предприятиям. Аттестация
производств осуществляется с участием уполномоченных
государственных органов. Порядок аттестации устанавливается
Правительством Республики Саха (Якутия).
Полученная лицензия дает право непосредственных операций
(действий) с драгоценными металлами и драгоценными камнями на
условиях и в сроки, предусмотренные лицензионным соглашением.
Статья 18. Порядок выдачи лицензий
1. Для получения лицензии заявитель должен представить в
государственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий,
заявление о предоставлении ему права на осуществление
определенного вида (видов) деятельности с драгоценными металлами и
драгоценными камнями и приложить документы, удостоверяющие:
а) юридический статус субъекта заявленной деятельности и место
его государственной регистрации;
б) описание территории заявленной деятельности, расположения
служебных и производственных зданий, сооружений, помещений с
приложением соответствующих документов, планов, схем;
в) соответствие служебных и производственных зданий,
сооружений, помещений нормативным требованиям к обеспечению
сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней;
г) наличие профессиональной подготовки и финансовых
возможностей для осуществления заявленной деятельности.
Настоящий перечень может быть дополнен нормативными правовыми
актами Республики Саха (Якутия).
2. Лицензии на виды деятельности выдаются без проведения
конкурсных процедур.
Предельный срок для принятия решения о выдаче лицензии
устанавливается правилами лицензирования соответствующих видов
деятельности, но не может превышать тридцати дней со дня
представления заявления, указанного в части 2 настоящей статьи.
Лицензия должна быть выдана заявителю в течение десяти дней со
дня принятия решения.
3. В выдаче лицензии может быть отказано в случаях, если:
а) заявитель представил о себе неверные сведения;
б) заявитель не представил доказательства финансовой
возможности, профессиональной подготовки, технической и
технологической готовности для осуществления заявленной
деятельности;
в) заявитель не представил документы, подтверждающие
техническую укрепленность производственных зданий, сооружений,
помещений, обеспечивающую сохранность ценностей.
Мотивированное решение об отказе в выдаче лицензии
направляется заявителю в письменной форме в течение трех дней со
дня принятия решения. Указанное решение может быть обжаловано
заявителем в суд.
Статья 19. Основания для прекращения, приостановления
или ограничения действия лицензии
1. Прекращение, приостановление или ограничение действия
лицензии на пользование участком недр в целях геологического
изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и
драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом
Республики Саха (Якутия) "О недрах".
2. Действие лицензии на вид деятельности в области
производства, использования или обращения драгоценных металлов и
драгоценных камней может быть прекращено, приостановлено или
ограничено государственным органом, выдавшим эту лицензию, только
в случаях:
а) истечения срока действия лицензии;
б) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, работающих или проживающих в зоне влияния указанного в
лицензии вида деятельности;
в) нарушения условий лицензии;
г) нарушения владельцем лицензии правил и норм, установленных
законодательством;
д) возникновения чрезвычайных ситуаций;
е) ликвидации организаций;
ж) в иных случаях по согласованию с владельцем лицензии либо
по решению суда.
3. Владелец лицензии уведомляется в письменной форме о
прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии
государственным органом, выдавшим эту лицензию.
Решение о прекращении, приостановлении или об ограничении
действия лицензии может быть обжаловано в суде. В случае признания
судом принятого государственным органом решения неправомерным,
судом могут быть установлены размер и порядок компенсации убытков,
причиненных владельцу лицензии.
Статья 20. Отчуждение права пользования недрами
1. Право пользования участками недр, содержащими драгоценные
металлы и драгоценные камни (кроме алмазов) может быть
использовано в качестве залогового обеспечения договоров займов,
заключаемых недропользователями в обеспечение своих обязательств
по лицензионным соглашениям.
Право пользования недрами, переданное субъектам геологического
изучения месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных
камней на основании лицензии не может быть передано ими третьим
лицам в результате взыскания обязательств, банкротства и отчуждено
иным способом без согласия Правительства Республики Саха (Якутия)
и Правительства Российской Федерации.
2. Перечень резервных месторождений, право пользования
которыми может быть предоставлено в обеспечение договоров займа,
разрабатывается Правительством Республики Саха (Якутия) по
согласованию с Правительством Российской Федерации и утверждается
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
3. Решение о заключении договоров займа, обеспеченных
имущественным правом пользования недрами субъектов геологического
изучения месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных
камней, принимается указанными субъектами по согласованию с
Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством
Российской Федерации.
4. Стоимость указанного права пользования недрами
(имущественное право) по участкам недр, содержащим драгоценные
металлы и драгоценные камни, используемого в качестве обеспечения
договора займа, определяется по согласованию между залогодателем и
залогодержателем на основе дисконтированной стоимости содержащихся
в недрах драгоценных металлов и драгоценных камней на момент
заключения договора и затрат на их добычу, производство и продажу.
5. Если обязательства субъектов геологического изучения
месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней,
выступающих в качестве залогодателей, не могут быть удовлетворены
за счет иной собственности, они удовлетворяются за счет
ограниченного во временных рамках отчуждения в пользу
залогодержателя имущественного права пользования недрами. Переход
права пользования недрами в этом случае осуществляется в
результате конкурса в порядке, установленном законодательством о
недрах.
6. В условия конкурса вносится обязательство о выплате суммы
обязательств по договору займа с участием залогодержателя,
определяются порядок и сроки их погашения.
Право пользования недрами, принадлежащее субъекту
геологического изучения месторождений и добычи драгоценных
металлов и драгоценных камней, аннулируется в момент принятия
решения о результатах конкурса.
7. В случае, если конкурс будет признан несостоявшимся,
залогодержатель имеет право по своему усмотрению и на своих
условиях создать или назначить (в том числе по договору)
организацию, обладающую в соответствии с законодательством о
недрах признаками недропользователя и уведомить о своем выборе
(решении) конкурсную комиссию.
Новая лицензия на право пользования недрами в этом случае
оформляется на указанную залогодержателем организацию на условиях
предшествующей лицензии.
8. При проведении конкурсной процедуры при банкротстве
субъекта добычи имущественное право пользования недрами по решению
органа, выдавшего лицензию, может быть включено в конкурсную массу
в соответствии со статьей 3 настоящего закона.
Статья 21. Предоставление права пользования недрами
на условиях соглашений о разделе продукции
1. Соглашение о разделе продукции по участкам недр, содержащим
драгоценные металлы и драгоценные камни, от имени Российской
Федерации заключается, в соответствии с Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции", Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Лицензии на право пользования недрами на условиях
Соглашений о разделе продукции выдается Правительством Республики
Саха (Якутия) совместно с федеральным органом по управлению фондом
недр по форме, установленной федеральным законодательством.
Статья 22. Государственная регистрация субъектов
хозяйственной деятельности, осуществляющих добычу,
производство, использование драгоценных металлов и
драгоценных камней и операции с указанными ценностями
1. Государственная регистрация хозяйствующих субъектов,
осуществляющих геологическое изучение месторождений, добычу,
производство и использование драгоценных металлов и драгоценных
камней, операции с указанными ценностями, производится в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия).
2. Сведения о выдаче лицензий на геологическое изучение
месторождений, добычу, производство и использование драгоценных
металлов и драгоценных камней, осуществление операций с указанными
ценностями, а также сведения о их приостановлении или прекращении
предоставляются органами, выдавшими лицензии, государственным
органам контроля, в соответствии со статьей 32 настоящего закона в
порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Глава V. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Статья 23. Распоряжение добытыми и произведенными
драгоценными металлами и драгоценными камнями
1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением
самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки
должны поступать для аффинажа. Право собственности на драгоценные
металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными
собственниками, если иное не оговорено условиями сделок.
2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат
обязательному учету по массе и качеству при производстве,
использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в
том числе регулярность представления осуществляющими производство
драгоценных металлов организациями сведений об объемах
произведенных ими драгоценных металлов в республиканские органы
устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу
самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни,
учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский
оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми
соответствующими лицензиями и договорами.
4. Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие
переработке, а также уникальные драгоценные камни предлагаются по
договорной цене субъектами их добычи для приобретения в
приоритетном порядке специально уполномоченным федеральному и
республиканскому органам исполнительной власти. Договорная цена
уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже
стоимости содержащихся в указанных самородках драгоценных
металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на
момент заключения договора купли-продажи этих самородков.
Договорная цена уникальных драгоценных камней устанавливается
экспертными комиссиями, создаваемыми из специалистов признанной
квалификации, и также должна соответствовать действующим ценам на
такие камни на мировом рынке.
5. Порядок и критерии отнесения самородков драгоценных
металлов и драгоценных камней, добытых на территории Республики
Саха (Якутия) к категории уникальных и именных устанавливаются
Правительством Российской Федерации по согласованию с
Правительством Республики Саха (Якутия). Самородки драгоценных
металлов, не относящиеся к категории уникальных, и
минералогические коллекционные образцы этих самородков могут
продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных
металлов и драгоценных камней в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
6. Сертификация самородков драгоценных металлов осуществляется
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Предварительный отбор самородков драгоценных металлов для
последующей оценки и сертификации осуществляется уполномоченными
органами Республики Саха (Якутия) по критериям, установленным
федеральным законодательством.
7. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в
приоритетном порядке покупателям, перечисленным в части 3 статьи 5
настоящего закона и части 4 настоящей статьи, в том числе
покупателям, отказавшимся от приобретения уникальных самородков
драгоценных металлов, могут быть реализованы субъектами их добычи
и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе
через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие
в Российской Федерации, использованы в собственном производстве
либо в качестве предмета залога или иного финансового
обязательства, а также вывезены с территории Российской Федерации
для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном
федеральным законодательством.
8. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в
результате деятельности по геологическому изучению недр,
учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды
работ.
9. Сведения о добытых и реализованных драгоценных металлах и
драгоценных камнях с указанием качественных (или стоимостных)
показателей ежемесячно предоставляются в уполномоченные органы
Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 24. Использование драгоценных металлов
и драгоценных камней
1. Использование драгоценных металлов и драгоценных камней, их
лома и отходов в части переработки, обработки и применения в
производственных, коммерческих, научных и культурных целях
осуществляется юридическими и физическими лицами в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим законом.
2. Предприятия и физические лица, владеющие драгоценными
металлами и драгоценными камнями на праве собственности, могут
передавать их на давальческой основе, на условиях отсроченного
платежа и осуществлять иные действия, не противоречащие
законодательству.
Продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, а также
изделий с их содержанием осуществляется в порядке, устанавливаемом
федеральным законодательством.
3. Предприятия, получившие драгоценные металлы и драгоценные
камни в хозяйственное ведение, могут использовать их только в
целях, устанавливаемых договором с собственником.
Статья 25. Порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов
и драгоценных камней
1. Регулирование отношений по экспорту и импорту драгоценных
металлов, драгоценных камней и продукции с их содержанием
осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 г. N
3615-I и Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных
камнях" от 26.03.98 г. N 41-ФЗ.
2. Количество драгоценных металлов и драгоценных камней,
предназначенных к вывозу для реализации на внешнем рынке
регулируется в пределах годовой квоты, согласовываемой в
соответствии с федеральным законодательством между органами
государственной власти Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) или установленной международными соглашениями.
3. Решения о вывозе драгоценных металлов и драгоценных камней,
добытых на территории Республики Саха (Якутия), принимаются по
инициативе хозяйствующих субъектов и уполномоченных
государственных органов управления на основании планов,
согласованных с Правительством Республики Саха (Якутия). Данная
норма не распространяется на вывоз (ввоз) драгоценных металлов и
драгоценных камней гражданами, осуществляемый с целями, не
связанными с предпринимательской деятельностью, который
производится в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Глава VI. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 26. Порядок оплаты драгоценных металлов
и драгоценных камней
1. Договоры с субъектами добычи и производства драгоценных
металлов и драгоценных камней о поставках указанных ценностей в
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней
Российской Федерации и Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) должны быть обеспечены
авансированием (выдачей задатка). Объем авансирования договоров о
поставках драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных
металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия)
устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия) в размере
не менее 25% от стоимости заказа в счет причитающихся по договорам
платежей.
2. Выкуп в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) и отпуск из него
драгоценных металлов осуществляется по ценам, котируемым
Центральным банком России на момент сделки.
Выкуп в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Саха (Якутия) и отпуск из него
драгоценных камней осуществляется по мировым прейскурантным ценам.
3. Расчеты по сделкам за аффинированные драгоценные металлы
между хозяйствующими субъектами осуществляются по свободным ценам,
а за драгоценные камни не выше прейскурантных цен.
4. В случае неисполнения заказчиком условий договора,
предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, субъекты добычи и
производства драгоценных металлов и драгоценных камней вправе
оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам
продукцию, а также обратиться в установленном порядке за защитой
своих имущественных прав в арбитражный суд, в том числе с
требованием о возврате поставленных, но не оплаченных драгоценных
металлов и драгоценных камней.
5. В целях стимулирования инвестиций в развитие добычи и
производства драгоценных металлов и драгоценных камней по решению
Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с
законодательством Российской Федерации о ценных бумагах в
обращение могут выпускаться государственные ценные бумаги,
номинированные в массе драгоценных металлов.
Статья 27. Система налогообложения и платежей
за пользование недрами
1. Субъекты хозяйственной деятельности по добыче, производству
и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней,
зарегистрированные на территории Республики Саха (Якутия),
подлежат налогообложению в соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Все другие платежи и затраты в пользу местных органов
государственной власти и республиканских органов государственного
управления в процессе добычи и производства драгоценных металлов и
драгоценных камней (на создание новых рабочих мест, развитие
социально-производственной инфраструктуры районов месторождений,
повышение качества образования и медицинского обслуживания
населения и т.п.) могут определяться только условиями лицензионных
соглашений, заключаемыми при оформлении лицензий на право
разработки недр.
2. Налоговые льготы в части платежей при пользовании недрами
зачисляемых в республиканский бюджет, могут быть приняты
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по
представлению Правительства Республики Саха (Якутия) в пределах
налоговой доли Республики Саха (Якутия) для стимулирования
рационального использования недр, ресурсов драгоценных металлов и
драгоценных камней, решения социальных, гуманитарных и иных
вопросов, а также финансового оздоровления предприятий.
3. Конкретные ставки платежей за пользование недрами при
добыче и производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных
камней устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия) в
соответствии с действующим законодательством Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации.
4. В случаях, предусмотренных законодательством, денежные
формы платежей могут быть заменены разделом добытой и
произведенной продукции.
Глава VII. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЪЕКТАМ, ТРЕБУЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Статья 28. Условия применения специального режима
хозяйственной деятельности
1. По объектам по добыче драгоценных металлов и организациям,
работающим в этих объектах, требующим государственной поддержки в
связи с истощением или резким снижением качества используемой
минерально-сырьевой базы, а также вследствие неблагоприятных
изменений на рынках сбыта, может быть установлен специальный режим
хозяйственной деятельности.
2. Специальный режим хозяйственной деятельности
предусматривает приоритетное использование доходов субъектами
добычи драгоценных металлов на компенсацию производственных
расходов и формирование минимальной нормы прибыли, необходимой для
функционирования организации. Часть дохода, остающаяся у субъекта
добычи после удовлетворения указанных потребностей, используется
на оплату федеральной доли налогов по установленным ставкам, а
остаток вносится в республиканский бюджет в погашение
республиканской доли.
3. Вопрос о введении специального режима хозяйственной
деятельности в соответствии с настоящим законом может быть принят
к рассмотрению Правительством Республики Саха (Якутия), если
расчетный показатель внутренней нормы прибыли по группе
осваиваемых месторождений или аналогичный показатель по
конкретному месторождению драгоценных металлов окажется ниже трех
процентов.
4. Специальный режим хозяйственной деятельности действует до
тех пор, пока остающаяся после компенсации производственных
расходов доля драгоценных металлов будет обеспечивать внесение
федеральной доли налогов.
5. При улучшении экономических или иных условий освоения
месторождений драгоценных металлов до состояния, обеспечивающего
превышение нормативного показателя доходности, действие
специального режима прекращается.
Статья 29. Порядок введения специального режима
хозяйственной деятельности
1. Специальный режим хозяйственной деятельности вводится по
отдельным месторождениям или группам месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней, перечень которых утверждается
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха
(Якутия).
2. Субъект добычи, намеревающийся осуществлять деятельность с
использованием специального режима хозяйственной деятельности,
должен представить в Правительство Республики Саха (Якутия)
технико-экономическое обоснование освоения месторождения (группы
месторождений), свидетельствующее о невозможности получения
положительных экономических результатов при сохранении
действующего режима налогообложения, в том числе, в случае
изменения подсчетных кондиций, а также предоставить сведения,
определяющие актуальность освоения месторождения (группы
месторождений) и социальных последствиях их освоения или
консервации.
Специальный режим хозяйственной деятельности может быть
предусмотрен по резервным месторождениям, имеющим особую важность
для функционирования республиканского золотодобывающего комплекса,
в том числе в условиях конкурса на предоставление права
пользования недрами. В этом случае соответствующее
технико-экономическое обоснование представляется республиканским
государственным органом по управлению фондом недр.
3. Материалы, обосновывающие условия специального режима
хозяйственной деятельности, проходят государственную экспертизу в
порядке, установленном республиканским законодательством о недрах,
и рассматриваются вместе с результатами экспертизы республиканским
лицензионным органом. Решение, принятое в установленном порядке,
утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 30. Порядок реализации специального режима
хозяйственной деятельности
1. Драгоценные металлы, добытые в рамках специального режима
хозяйственной деятельности, находятся в собственности субъекта
добычи.
2. Разделу подлежит доход, полученный от реализации каждой
партии добытого и произведенного драгоценного металла. Пропорции
раздела устанавливаются ежегодно Правительством Республики Саха
(Якутия) при формировании республиканской программы добычи
драгоценных металлов на основании прогнозов экономических
результатов по планируемому периоду деятельности.
3. Раздел полученного дохода совершается непосредственно
субъектом добычи в установленных плановых пропорциях. При этом
часть дохода, предназначенная для компенсации производственных
расходов, включая долю, обеспечивающую гарантированную прибыль
предприятия, остается в распоряжении субъекта добычи, а оставшаяся
часть направляется для последующих расчетов с бюджетами.
4. По результатам каждого финансового года производится
перерасчет произведенного раздела дохода субъекта добычи.
Полученная в результате перерасчета разница, зачитывается в
прогнозных показателях последующего года.
5. Действие специального режима хозяйственной деятельности
прекращается по решению Правительства Республики Саха (Якутия).
Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДОБЫЧЕ,
ПРОИЗВОДСТВЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И
ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ОПЕРАЦИИ С УКАЗАННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 31. Цели и виды государственного контроля
1. Государственный контроль за осуществлением хозяйственной
деятельности, связанной с геологическим изучением и разведкой
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычей, производством, обращением и использованием,
осуществляется в целях:
а) соблюдения законодательства, регулирующего вопросы
геологического изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, обращения
и использования;
б) рационального использования природных ресурсов драгоценных
металлов и драгоценных камней;
в) обеспечения экономически рациональных и экологически
обоснованных организационно-технологических схем извлечения
драгоценных металлов и драгоценных камней, а также производства
драгоценных металлов;
г) учета сохранности драгоценных металлов и драгоценных
камней, а также продукции из них;
д) соблюдения правил сортировки и достоверности оценки
драгоценных камней, включая независимую оценку контрольных партий;
е) обеспечения порядка реализации драгоценных металлов и
драгоценных камней и продукции с их содержанием на внутреннем и
внешнем рынках;
ж) приоритетного обеспечения отечественных, в том числе
внутриреспубликанских потребителей драгоценными металлами и
драгоценными камнями, создание благоприятных условий для развития
перерабатывающих отраслей в Республике Саха (Якутия);
з) приоритетного направления указанных ценностей в
Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
и) соблюдения обеспечения безопасных условий труда.
2. За геологическим изучением и разведкой месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей,
производством, обращением и использованием осуществляются
следующие виды единого государственного контроля:
а) постоянный контроль за добычей, производством,
переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных
металлов и драгоценных камней, осуществляемый постоянным
представителем государства в организациях по перечням,
определяемым Правительством Республики Саха (Якутия);
б) периодический контроль, осуществляемый органами
государственного контроля:
- во всех организациях, добывающих, перерабатывающих и
использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также
скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия
из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими
изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими,
хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материал) из
драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и
перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных
камней;
- в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- государственный контроль за вывозом с территории Республики
Саха (Якутия) драгоценных металлов и драгоценных камней, а также
продукции из них, кроме ювелирных и бытовых изделий.
Статья 32. Органы государственного контроля
Государственный контроль за геологическим изучением и
разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,
их добычей, производством, обращением и использованием
осуществляются органами государственной власти Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации в пределах их полномочий,
устанавливаемых настоящим законом и федеральными законами.
Статья 33. Полномочия органов государственного контроля
Органы государственного контроля в пределах своих полномочий
осуществляют:
а) контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами
законодательства в части геологического изучения месторождений,
добычи, производства, сортировки, оценки, обращения и
использования драгоценных металлов и драгоценных камней, условий
лицензий и разрешений, а также соблюдением ими нормативных актов,
регулирующих указанные виды деятельности;
б) проверки операций с драгоценными металлами и драгоценными
камнями на территории Республики Саха (Якутия), ревизии и
обследования субъектов хозяйственной деятельности, независимо от
форм собственности, добывающих, производящих и использующих
драгоценные металлы и драгоценные камни;
в) разработку и утверждение порядка и форм учета, отчетности и
документации по всем видам работ с драгоценными металлами и
драгоценными камнями.
Органы государственного контроля направляют должностным лицам
контролируемых организаций предписания в письменной форме об
устранении выявленных нарушений, а также о прекращении работ с
драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Органы государственного контроля не могут выступать
учредителями предприятий, занимающихся предпринимательской и
производственной деятельностью в области добычи, производства и
использования драгоценных металлов и драгоценных камней;
г) передачу, в случае обнаружения при ревизиях, проверках и
обследованиях признаков преступления или иных существенных
нарушений законодательства Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации, соответствующих материалов в правоохранительные органы;
д) решением Президента Республики Саха (Якутия) или по его
поручению решением Правительства Республики Саха (Якутия) может
быть утвержден порядок взаимодействия органов государственного
контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей,
производством, обращением и использованием с наблюдательными
советами действующих в Республике Саха (Якутия) организаций,
добывающих и (или) реализующих природные алмазы в Республике Саха
(Якутия), Российской Федерации и за пределами территории
Российской Федерации.
Статья 34. Права и обязанности должностных
уполномоченных лиц органов государственного контроля
1. Уполномоченные должностные лица органов государственного
контроля, действуя в пределах полномочий этих государственных
органов, имеют право:
а) беспрепятственно посещать в целях выполнения возложенных на
них обязанностей все организации, осуществляющие геологическое
изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней, их добычу, производство, обращение и
использование, по предъявлению служебных удостоверений и
соответствующих предписаний органов, сотрудниками которых они
являются;
б) проводить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных
средств, мест постоянного и временного хранения драгоценных
металлов и драгоценных камней, продукции из них, используемых
организациями, осуществляющими геологическое изучение и разведку
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычу, производство, обращение и использование, осмотр указанных
ценностей, а также опечатывание указанных помещений, рабочих мест,
транспортных средств, мест постоянного и временного хранения
драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях выявления
нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и
хранения ценностей, сбора их лома и отходов;
в) производить досмотр лиц, деятельность которых связана с
непосредственным доступом к драгоценным металлам и драгоценным
камням;
г) проверять все документы, связанные с осуществлением ими
функций контроля, получать необходимые объяснения, справки и
сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также
опечатывать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере
добычи, производства и использования драгоценных металлов и
драгоценных камней и при совершении операций с драгоценными
металлами и драгоценными камнями, если существует возможность их
утраты или искажения содержащихся в них сведений до завершения
проверки и принятия решения об изъятии указанных документов;
д) приостанавливать действие лицензий на геологическое
изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней, добычу, производство, обращение и
использование, приостанавливать операции по счетам в
уполномоченных банках при нарушении условий лицензий, действующего
законодательства, а также в случае непредставления упомянутых в
настоящей статье документов и информации;
е) обращаться в органы, выдавшие лицензии, с предложениями об
изменении условий лицензий, а в случаях, предусмотренных настоящим
законом, - с предложениями о прекращении действия лицензий;
ж) осуществлять в контролируемых организациях отбор проб
продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных
камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных
камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных
камней для проверки и проведения анализов в лабораториях органов
государственного контроля или иных лабораториях с оформлением
соответствующей документации;
з) предъявлять в суд или арбитражный суд иски в интересах
государства в случаях выявления нарушений имущественных прав
государства;
и) принимать решения о наложении административных взысканий в
случаях, предусмотренных административным законодательством.
2. Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей,
понесенные при осуществлении государственного контроля в процессе
отбора проб, проведения опробования, экспертизы и анализов
продукции (изделий, материалов) из драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также в процессе переработки
несоответствующих установленным требованиям и не подлежащих
реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней, возмещению не подлежат.
3. Должностные лица органов государственного контроля обязаны
сохранять ставшую им известной при выполнении функций
государственного контроля коммерческую тайну.
4. Должностные лица органов государственного контроля имеют
статус государственных служащих и не вправе заниматься
предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью в
предприятиях, осуществляющих операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями.
Статья 35. Обеспечение охраны драгоценных
металлов и драгоценных камней, а также продукции из них
1. Организации, осуществляющие геологическое изучение и
разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,
добычу, производство, использование и обращение, и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами
и драгоценными камнями, организуют охрану указанных ценностей, а
также продукции из них в соответствии с требованиями
законодательства Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели должны проводить
мероприятия по укреплению и охране объектов, на которых
осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, оснащению их специальными техническими средствами охраны,
сигнализации и связи, создавать собственные охранные службы (кроме
объектов, подлежащих государственной охране, по перечням,
определяемым Правительством Республики Саха (Якутия), а при
невозможности их создания заключать договоры о предоставлении
услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности
по охране объектов.
2. Перечень должностных лиц, которым разрешено хранение и
ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского
оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также перечень видов специальных средств и
оружия и правила их применения определяются Правительством
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3. Транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней,
а также продукции из них осуществляется воздушным, водным,
железнодорожным и специальным автомобильным транспортом в
сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специального
автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность
указанных грузов. Требования к оборудованию специального
автомобильного транспорта, за исключением специального
автомобильного транспорта служб безопасности и инкассации банков,
устанавливается специально уполномоченным органом исполнительной
власти по согласованию с органами внутренних дел.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
при геологическом изучении месторождений, добыче,
производстве и использовании драгоценных металлов и
драгоценных камней, осуществлении операций
с указанными ценностями
1. Лица, виновные в нарушении установленного порядка на
геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней, добычи, производства, обращения и
использования, несут уголовную, административную и гражданскую
ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации.
2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи,
производства, обращения и использования драгоценных металлов и
драгоценных камней доходы обращаются в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации в доход государства.
3. На должностных лиц органов государственного контроля,
допустивших разглашение коммерческой тайны предприятий, ставшей им
известной при выполнении функций контроля, налагается штраф в
размере ущерба.
Статья 37. Обжалование действий органов, осуществляющих
государственное регулирование отношений в области
геологического изучения и разведки месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, добычи,
производства, обращения и использования и их
уполномоченных должностных лиц
1. Действие органов, осуществляющих государственное
регулирование отношений в области геологического изучения и
разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,
добычи, производства, обращения и использования и государственный
контроль в указанной области, а также действия их уполномоченных
должностных лиц могут быть обжалованы гражданами и юридическими
лицами в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия)
и Российской Федерации в суде или в арбитражном суде.
2. Убытки, причиненные неправомерными действиями указанных в
настоящей статье государственных органов и их уполномоченных
должностных лиц, возмещаются в порядке, установленном гражданским
законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
24 ноября 1998 года
З N 45-II
|