ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
<ТЕЛЕГРАММА>
от 28 июля 1998 г. N 02-255
О НЕДОСТАТКАХ, ДОПУЩЕННЫХ ПРИ ВВЕДЕНИИ МЕСТНЫХ
НАЛОГОВ И СБОРОВ>
Главам администраций улусов
и городов республиканского подчинения
Правительство Республики Саха (Якутия) направляет в Ваш адрес
для рассмотрения и принятия мер записку Государственной налоговой
инспекции по Республике Саха (Якутия) "О недостатках, допущенных
при введении местных налогов и сборов".
Особое внимание следует уделить вопросу приведения принятых
решений при введении местных налогов и сборов в соответствие с
действующим законодательством, отменить незаконно принятые решения
о введении дополнительных налогов и сборов, обеспечить принятые
соответствующими положениями по каждому введенному налогу и сбору.
Введение местных налогов и сборов должно быть экономически
обосновано и подкреплено расчетами. Указанную работу проведите во
взаимодействии с местными налоговыми инспекциями.
Доводим до Вашего сведения, что Руководителем Росналогслужбы -
министром Российской Федерации Б. Федоровым дано указание
налоговым инспекциям субъектов Российской Федерации не исполнять
введенные органами местного самоуправления налоги и сборы, не
предусмотренные налоговым законодательством.
Рекомендуем главам администраций улусов и городов
республиканского подчинения, наслегов, сел и поселков,
руководителям предприятий и организаций первыми уплатить налоги на
имущество, на землю и транспортные средства. Это должно стать
положительным примером для населения.
О принятых мерах доложите Правительству Республики Саха
(Якутия) к 10 августа 1998 года.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
ЗАПИСКА
ГОСНАЛОГИНСПЕКЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
"О НЕДОСТАТКАХ, ДОПУЩЕННЫХ ПРИ ВВЕДЕНИИ МЕСТНЫХ
НАЛОГОВ И СБОРОВ"
На территории Республики Саха (Якутия) в 1998 году действует 9
видов местных налогов и сборов (введенных в текущем году или
ранее), предусмотренных действующим налоговым законодательством, и
2 вида местных сборов, не предусмотренных законом.
По состоянию на 1 июня т. г. поступления от налогов и сборов,
вводимых местными органами власти, составили 70,4 млн. руб. (при
прогнозе 55,4 млн. руб.), что составляет 4,2% в общих налоговых
поступлениях республики, и 11,2% в поступлениях в бюджеты
территорий. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года
поступления налогов в местный бюджет возросли в 2,4 раза.
Наиболее значительные поступления этих налогов и сборов
обеспечены в Аллайховском, Верхневилюйском, Жиганском, Нюрбинском,
Намском, Нижнеколымском, Хангаласском, Чурапчинском улусах и
городах Мирный, Нерюнгри, Якутск, где они составили от 10,1 до 22%
в поступлениях в бюджеты территорий.
Б Булунском, Верхнеколымском, Вилюйском, Мегино-Кангаласском,
Оймяконском, Среднеколымском улусах поступления местных налогов и
сборов составили от 2,2 до 4,8 процента от поступлений в бюджеты
территорий.
Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" предоставил право
местным органам власти определять перечень конкретных плательщиков
местных налогов и сборов, устанавливать их ставки, порядок
исчисления, сроки уплаты и зачисления поступающих средств в
соответствующие бюджеты, а также решать вопросы предоставления
льгот. Следовательно, полнота и своевременность уплаты местных
налогов и сборов зависят изначально от полноты отражения в
нормативных актах требуемых законом определений.
Следует отметить активное сотрудничество налоговых инспекций
по Оймяконскому улусу и г. Якутску с органами местного
самоуправления в подготовке проектов решений о введении местных
налогов и сборов.
Анализ поступающей из налоговых инспекций улусов и городов
информации о действующих в 1998 году местных налогах и сборах
(введенных в текущем году или ранее) и проводимые
Госналогинспекцией по Республике Саха (Якутия) проверки работы
налоговых инспекций республики свидетельствуют о том, что в
принимаемых местными органами власти решениях по исчислению и
уплате местных налогов и сборов допускаются разночтения
действующего налогового законодательства в части определения
размера ставки, порядка зачисления налогов и сборов, круга
плательщиков, объекта налогообложения, источника уплаты залогов и
сборов и т.д.
На территории республики по состоянию на 15 апреля т. г. было
введено 19 видов местных налогов и сборов, в том числе 3, не
предусмотренных законом. Из них практически бездействовали 8
видов, в том числе 1, не предусмотренный законом (не было
поступлений по ним). Например, в I квартале т. г. в
Среднеколымском улусе из 8 введенных налогов и сборов
бездействовали 6, в Амгинском, Вилюйском, Сунтарском,
Верхнеколымском, Оленекском, Хангаласском улусах и в г. г.
Нерюнгри, Мирный - по 5 видов налогов и сборов из 9, 7, 11 и 12
соответственно, в Горном, Жиганском, Кобяйском, Томпонском,
Нижнеколымском улусах - по 4 вида из 6, 9 и 7 соответственно, в
Момском улусе - 6 видов из 7. Аналогичные случаи допущены во всех
улусах и городах, кроме Алданского, Усть-Майского и Усть-Янского
улусов. Это свидетельствует о том, что местные органы власти
вышеназванных улусов и городов не упорядочили вводимые местные
налоги и сборы, т. е. не уточнили с учетом допущенных в 1997 году
ошибок, упущений принятые решения, положения, не отменили налоги и
сборы, не дающие экономического эффекта и введенные без должных
обоснований и расчетов.
В нарушение Указа Президента России от 18.08.96 г. N 1214, а
также не приняв во внимание предложения налоговой инспекции по г.
Мирному об отмене дополнительных местных налогов и сборов, не
предусмотренных действующим налоговым законодательством Российской
Федерации, на 1998 год администрацией этого города вновь продлено
действие 3-х, введенных в 1995 - 1996 годах, сборов:
- отчислений на содержание противопожарной службы;
- за вывоз контейнеров,
- за въезд-выезд на территорию Мирнинского улуса.
Право на введение дополнительных сборов предоставлялось
органам местного самоуправления только в 1994 - 1996 годах на
основании пункта 7 Указа Президента России от 22.12.93 г. N 2268,
который с 1 января 1997 года утратил силу.
Кроме того, дополнительно введен в Верхнеколымском и Вилюйском
улусах лицензионный сбор за право ввоза винно-водочных изделий и
пива, в Верхневилюйском улусе - лицензионный сбор за оптовую
продажу винно-водочных изделий, несмотря на то, что эти сборы были
введены законодательными актами Республики Саха (Якутия) или
Российской Федерации (не предусмотренные статьей 21 вышеуказанного
закона РФ).
В Алданском, Амгинском, Булунском, Верхневилюйском, Горном,
Жиганском, Момском, Нижнеколымском, Сунтарском, Усть-Алданском,
Усть-Янском, Эвено-Бытантайском улусах и в г. Мирном неправильно
установлен размер лицензионного сбора за право торговли
винно-водочными изделиями (от 0,5 до 5% от ММОТ за литр продукции,
100 минимальных размеров оплаты труда в год и т.д.) вместо
предусмотренного статьей 21 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" 50 действующих
минимальных месячных оплат труда в год.
В Сунтарском улусе и в г. Нерюнгри неправильно установлены
ставки целевых сборов на благоустройство и уборку территорий (в
размере 50% ММОТ для физических лиц и за каждого работника
юридических лиц в Сунтарском улусе). В г. Нерюнгри за проезд в
маршрутных городских автобусах - до 15 рублей ежемесячно за
каждого работника, тогда как согласно статье 21 вышеуказанного
Закона Российской Федерации общая ставка всех целевых сборов в год
не может превышать 3% от годового фонда заработной платы,
рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12
минимальных установленных размеров месячной оплаты труда для
физического лица.
В Верхоянском и Среднеколымском улусах неправильно установлена
ставка сбора за выдачу ордера на квартиру.
В Томпонском улусе физические лица являются плательщиками
лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями,
что противоречит статье 3 Закона Республики Саха (Якутия) от
01.06.95 г. 3 N 63-I "О государственной монополии на ввоз,
производство, хранение, оптовую и розничную продажу (реализацию)
алкогольной продукции", запрещающей реализацию винно-водочных
изделий физическими лицами.
Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями,
сбор за право торговли и налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы (с 1997 года) должны
устанавливаться решениями местных представительных органов власти
на основании статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", однако в Алданском,
Горном, Мегино-Кангаласском, Нижнеколымском, Олекминском,
Оленекском, Среднеколымском, Сунтарском, Томпонском и Усть-Янском
улусах такие решения не были приняты, хотя указанные сборы в
улусах взыскиваются согласно постановлениям Правительства
Республики Саха (Якутия) от 10.12.96 г. N 487 "О мерах по
ужесточению порядка розничной торговли алкогольной продукцией", от
12.10.95 г. N 415 "О лицензионном сборе за ввоз, производство,
хранение, оптовую и розничную продажу (реализацию) алкогольной
продукции" и Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике
РС(Я) на 1998 год".
В отдельных улусах неправильно определены источники уплаты
местных налогов и сборов для юридических лиц. Так, расходы по
уплате налога на рекламу (в Алданском, Ленском, Намском,
Хангаласском, Сунтарском и г. Нерюнгри), налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (в
Хангаласском улусе) отнесены на себестоимость продукции (работ,
услуг) вместо отнесения их на финансовые результаты деятельности
предприятий, организаций, тем самым нарушен пункт 5 статьи 21
Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Аналогичные случаи
неправильного отнесения расходов предприятий и организаций по
уплате введенных налогов и сборов допущены в Амгинском,
Верхнеколымском, Верхоянском, Жиганском, Мегино-Кангаласском,
Момском, Намском, Нижнеколымском, Олекминском, Оленекском,
Хангаласском, Сунтарском, Усть-Алданском улусах.
В нарушение пункта 4 статьи 21 вышеуказанного закона в
Сунтарском улусе на основании распоряжения местной администрации
50 процентов лицензионного сбора за торговлю товарами, облагаемыми
акцизами, зачисляется на счет лицензирующего органа вместо полного
его зачисления в доход местного бюджета. А в Верхоянском улусе на
основании решения улусного Собрания целевые сборы на
благоустройство населенных пунктов и сбор за выдачу ордера на
квартиру зачисляются на счета местных администраций по месту
жительства. Указанные действия ведут к потерям доходов местных
бюджетов.
Органами власти отдельных улусов своевременно не вносятся
изменения в действующие нормативные акты о местных налогах и
сборах, принимаемые федеральными законами. Так, Федеральным
Законом от 10.01.97 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный Закон "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" пиво исключено
из перечня алкогольной продукции и торговля им лицензируется
только как подакцизный товар (продукция). Такие факты имеют место
в Верхнеколымском и Оленекском улусах.
При отмене транспортного налога с 15 ноября 1997 года Указом
Президента Российской Федерации от 15.11.97 г. N 1233 "О признании
утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации"
такой налог продолжает действовать в 1998 году в Верхоянском,
Ленском, Усть-Янском улусах и г. Мирном.
Положения, разрабатываемые к принятым решениям о введении
местных налогов и сборов, зачастую не содержат необходимых
требований по их применению, не всегда определяют конкретных прав,
обязанностей и ответственности плательщиков, предоставляемых им
льгот. Не всегда указываются органы, обязанные вести
непосредственный сбор этих платежей и их учет, источники уплаты
налогов и сборов, не оговаривается мера ответственности за
правильное исчисление, за полноту и своевременность уплаты налогов
и сборов (в Булунском, Верхневилюйском, Верхнеколымском,
Верхоянском, Вилюйском, Жиганском, Кобяйском, Момском, Намском,
Нижнеколымском, Оленекском, Среднеколымском, Таттинском улусах и
г. Нерюнгри).
В ряде улусов такие положения не разрабатывались и не
принимались (в Булунском, Горном, Верхневилюйском, Верхоянском,
Вилюйском, Нюрбинском, Среднеколымском улусах и в г. Нерюнгри и
т.д.).
В городах Мирный, Нерюнгри и Якутск в течение ряда лет
местными органами власти не определен механизм взыскания сбора с
владельцев собак, в результате поступлений в бюджет от этих сборов
нет.
Некоторыми местными администрациями вводятся налоги и сборы,
не соответствующие местным условиям:
- сбор за участие в бегах на ипподромах (Сунтарский улус);
- сбор за право проведения, кино- и телесъемок (Амгинский,
Жиганский, Сунтарский улусы).
Налоговыми инспекциями их целесообразность не оспаривается.
Госналогинспекцией по Республике Саха (Якутия) Прокурору
Республики Саха (Якутия) и в Правительство Республики Саха
(Якутия) направлены письма от 28.05.98 г. N 16-14-36 "О
несоответствии отдельных нормативных правовых актов органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) и местных органов
власти по вопросам налогообложения законодательству Российской
Федерации" с просьбой принять необходимые меры по приведению
нормативных правовых актов, изданных в республике по вопросам
налогообложения, в соответствие с законодательством Российской
Федерации.
Местными органами власти на 1998 год не введены следующие
налоги и сборы:
- налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы в Амгинском, Верхнеколымском, Горном,
Ленском, Оймяконском, Оленекском, Сунтарском, Чурапчинском,
Эвено-Бытантайском улусах и в г. Нерюнгри;
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями или лицензионный сбор за право торговли подакцизным
товаром - алкогольной продукцией в Верхоянском, Горном, Нюрбинском
улусах и в г. Нерюнгри;
- целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство
территорий, на нужды образования и другие цели в
Мегино-Кангаласском, Момском, Оймяконском и Чурапчинском улусах;
- лицензионный сбор за право торговли подакцизными, товарами в
Алданском, Амгинском, Верхнеколымском, Нюрбинском, Момском,
Оленекском, Среднеколымском, Усть-Янском улусах и в г. Мирный;
- сбор за право торговли в Горном, Мегино-Кангаласском и
Нижнеколымском улусах.
Таким образом, местными органами власти названных выше улусов
и городов не используются стабильные доходные источники пополнения
местного бюджета.
Недооценивается местными органами власти действенность налога
на рекламу. Являясь важнейшим фактором влияния на развитие
рыночных отношений, стоимость рекламных услуг постоянно
возрастает. В то же время этот налог введен лишь в 20 улусах и
городах, из них в I квартале т. г. поступления имеются только в 7
улусах и городах, что свидетельствует об отсутствии контроля со
стороны налоговых инспекций за поступлением этого налога
(Амгинская, Булунская, Верхнеколымская, Вилюйская, Кобяйская,
Нюрбинская, Мегино-Кангаласская, Намская, Оленекская,
Хангаласская, Сунтарская, Томпонская и Чурапчинская ГНИ).
Начальник Госналогинспекции по
Республике Саха (Якутия),
государственный советник налоговой
службы II ранга
И.СУХОМЯСОВ
|