Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 10.07.98 N 7-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 58 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 10 июля 1998 г. N 7-П

                ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 58
                  КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего   Д.Н. Миронова,    судей    А.Д. Петракова,
   В.А. Долгашевой,  В.Н. Прокопьева,   В.Т. Филиппова   с   участием
   представителя Президента Республики Саха (Якутия), обратившегося с
   ходатайством  -  заместителя руководителя Администрации президента
   М.М. Яковлева, рассмотрел в открытом заседании дело  о  толковании
   положения статьи 58 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Поводом к  рассмотрению  дела послужило ходатайство Президента
   Республики   Саха    (Якутия)    в    связи    с    обнаружившейся
   неопределенностью  положения статьи 58 Конституции Республики Саха
   (Якутия)  об  утверждении   структуры   органов   государственного
   управления Республики Саха (Якутия)".
       Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснение
   представителя  обратившейся   стороны,   выступления   заместителя
   председателя   Палаты   Представителей  А.Р. Данилова, заместителя
   министра  юстиции  Республики   Саха   (Якутия)  М.И. Заморщикова,
   Конституционный суд

                               установил:

       1. Согласно статье 58 Конституции Республики Саха (Якутия),  к
   ведению Палаты Республики относится утверждение структуры  органов
   государственного управления Республики Саха (Якутия).
       Как считает ходатайствующий,  в республике нет единого подхода
   в понимании положения статьи 58 об "утверждении структуры  органов
   государственного управления Республики Саха (Якутия)",  различными
   ветвями    власти    это    положение    трактуется    по-разному.
   Неопределенность  в  понимании  названного  положения,  по  мнению
   ходатайствующего,  вызвана тем,  что в современном конституционном
   законодательстве   и   государственной   практике  вместо  понятия
   "структура органов государственного управления",  используемого  в
   Конституции  республики,  применяется  понятие  "структура органов
   исполнительной власти".
       2. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным
   в  части  1 статьи 3 Конституции Республики Саха (Якутия),  органы
   законодательной  и  исполнительной   власти   в   пределах   своих
   полномочий  действуют  независимо  друг  от  друга,  каждая власть
   формируется  как  самостоятельная.  В  то  же  время   Конституция
   предусматривает    систему    сдержек    и   противовесов   в   их
   взаимоотношениях.  В качестве такового  и  должно  рассматриваться
   положение  статьи 58 Конституции об утверждении Палатой Республики
   структуры органов государственного управления.
       Данное конституционное положение конкретизируется в статье  17
   Закона  "О  Государственном  Собрании  (Ил  Тумэн) Республики Саха
   (Якутия)"  и  статьях  4,  5,  24,  28  конституционного Закона "О
   Правительстве   Республики   Саха   (Якутия)".  Наличие  у  Палаты
   Республики   полномочия   по   утверждению    структуры    органов
   государственного   управления   предполагает   рассмотрение  этого
   вопроса на ее сессии и  принятие  соответствующего  постановления.
   Названная  норма  дает  Палате  Республики  возможность  влиять на
   формирование структуры органов исполнительной власти, но не лишает
   возможности  этих  органов  действовать в качестве самостоятельных
   органов государственной власти.
       Положение статьи 58 Конституции,  рассматриваемое в  системной
   связи  с  другими положениями этой же статьи,  а также со статьями
   51, 58.1, 60, 60.1, 81 часть 2  Конституции,  является нормативным
   выражением контрольных функций парламента. Такой вывод вытекает из
   природы  исполнительной  власти  как  власти,  исполняющей  закон.
   Утверждая  структуру  органов государственного управления,  Палата
   Республики  тем  самым  осуществляет  парламентский  контроль   за
   исполнением бюджета,  законов по вопросам финансового,  валютного,
   кредитного регулирования.  Указанная  функция  представляет  собой
   форму контроля за деятельностью правительства республики,  так как
   правительство разрабатывает бюджет и обеспечивает его исполнение.
       Такой контроль  со стороны Государственного Собрания совместим
   с  принципом  разделения  и  самостоятельности  законодательной  и
   исполнительной власти.
       3. Республика Саха (Якутия) как субъект  Российской  Федерации
   обладает  всей  полнотой  государственной  власти,  самостоятельно
   устанавливает систему органов исполнительной власти.
       Конституция республики,     закрепляя     систему      органов
   исполнительной  власти,  определяет  структурный состав этой ветви
   власти.  Из конкретных органов Конституция выделяет  президента  и
   вице-президента,  Правительство,  а  также  местную исполнительную
   власть  -  местную  администрацию.  Другие  органы  упомянуты  как
   министерства,  государственные комитеты,  комитеты и департаменты.
   Поэтому толкование рассматриваемого положения статьи 58 связано  с
   определением   структуры  республиканских  органов  исполнительной
   власти.
       Согласно статье   65   Конституции    республики,    Президент
   Республики  Саха  (Якутия)  является  высшим  должностным  лицом и
   главой исполнительной власти в республике.  Президент  республики,
   согласно   статье  70  Конституции,  возглавляет  систему  органов
   государственного   управления   Республики   Саха    (Якутия)    и
   обеспечивает  их  взаимодействие  с  другими органами власти.  Тем
   самым действующая Конституция относит президента к  исполнительной
   власти.     Президент     осуществляет    исполнительную    власть
   непосредственно  и  через  правительство  республики,  осуществляя
   общее   руководство  ее  деятельностью,  отменяя  постановления  и
   распоряжения, принятые правительством.
       Правительство республики,   согласно   Конституции,   является
   исполнительным и распорядительным органом государственной  власти.
   Конституционный  Закон "О правительстве республики" устанавливает,
   что структура правительства утверждается Государственным Собранием
   (Ил Тумэн) по представлению Президента Республики Саха (Якутия).
       Исполнительная власть      осуществляется      и       другими
   республиканскими    органами,    входящими   в   систему   органов
   исполнительной власти республики. В Конституции эти органы названы
   как     министерства,    государственные    комитеты,    комитеты,
   департаменты,   характеризующиеся   как   органы   отраслевого   и
   межотраслевого управления, несущие ответственность в порученных им
   сферах  управления.  В  статье  28  конституционного   Закона   "О
   Правительстве Республики Саха (Якутия)" перечислены исполнительные
   органы,  осуществляющие государственное управление  и  контрольные
   функции.
       Названные органы, образующие структурный состав исполнительной
   власти,  в  своей  сфере  действуют  самостоятельно  и не входят в
   состав  других  органов.  Вместе  с  тем  это  не   исключает   их
   подведомственности   правительству   и   президенту  по  вопросам,
   закрепленным за ними.
       4. В    статье   58   Конституции   под   структурой   органов
   государственного управления понимается  структура  республиканских
   органов     исполнительной     власти,     которые    осуществляют
   государственное   управление    самостоятельно    и    под    свою
   ответственность.    Государственное   управление   выступает   как
   деятельность  органов   исполнительной   власти   по   руководству
   определенной отраслью народного хозяйства,  социально-культурной и
   административно-политической сферы.
       Из буквального смысла текста рассматриваемого положения статьи
   58  следует,  что  в  нем  речь  идет  об органах государственного
   управления   республиканского   уровня,   входящих    в    систему
   исполнительной власти.
       В систему  органов  исполнительной  власти  республики  входят
   улусные,   городские  администрации  -  местные  исполнительные  и
   распорядительные органы государственной власти. Структура улусной,
   городской   администраций,   согласно   пункту   "н"   статье   16
   конституционного Закона "О местных органах государственной  власти
   в Республике Саха (Якутия)" и части 3 статьи 2 Закона "Об улусной,
   городской  (города  республиканского  значения)  администрациях  в
   Республике  Саха  (Якутия)",  утверждается соответствующим местным
   представительным  органом  государственной  власти.   Эти   органы
   контролируют   правильность   расхождения  финансовых  средств  на
   содержание аппарата администрации.
       Из этого следует,  что улусные и  городские  администрации  не
   входят в перечень органов государственного управления, подлежащего
   утверждению  Палатой  Республики  в  соответствии  со  статьей  58
   Конституции.
       С принятием  Конституции  республики  1992  года  установилось
   право  президента  определять  структуру  органов государственного
   управления.  Такая практика основана на статьях 65, 70 Конституции
   республики,   характеризующих   правовой   статус   и   полномочия
   президента.
       На основании  ст.  101  Конституции  Республики Саха (Якутия),
   руководствуясь статьями 1,  10,  11,  13  Закона  Республики  Саха
   (Якутия)   "О   порядке   деятельности   Конституционного   суда",
   Конституционный суд

                              постановил:

       1. Положение  статьи 58 Конституции Республики Саха (Якутия) о
   том,  что к полномочию  Палаты  Республики  относится  утверждение
   структуры  органов  государственного  управления  Республики  Саха
   (Якутия)" как выражающее принцип разделения и равновесия  властей,
   означает   утверждение  схемы  управления  на  уровне  республики,
   находящегося в ведении  исполнительной  власти,  а  также  перечня
   органов  исполнительной власти,  которые самостоятельно и под свою
   ответственность   осуществляют   государственное   управление    в
   соответствующей сфере деятельности.
       2. Утверждение  структуры  органов государственного управления
   Палатой  Республики  одновременно   является   формой   реализации
   контрольных  функций  парламента  -  Государственного Собрания (Ил
   Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия),  поскольку   это   связано   с
   исполнением  Закона  о  государственном  бюджете  Республики  Саха
   (Якутия).
       3. Определение  структуры органов государственного управления,
   подлежащей   утверждению   Палатой   Республики,    относится    к
   исключительному  ведению Президента Республики Саха (Якутия),  так
   как,  согласно  Конституции   республики,   он   является   главой
   исполнительной  власти  в республике,  возглавляет систему органов
   государственного управления Республики Саха (Якутия).
       4. Постановление  окончательно,   не   подлежит   обжалованию,
   вступает в силу немедленно.
       5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха  сирэ"
   и "Якутия".
                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          В.ФИЛИППОВ.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz