Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 18.06.98 N 5-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 21 МАЯ 1998 ГОДА О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ И КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 18 июня 1998 г. N 5-П

             ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3
            ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
            СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ
          21 МАЯ 1998 ГОДА "О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ
             НОРМ И КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА
          (ЯКУТИЯ) "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
               ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ


       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.Д. Петракова, В.А.
   Долгашевой,     В.Н. Прокопьева,     В.Т. Филиппова   с   участием
   ходатайствующей стороны -  народного  депутата  Палаты  республики
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.П.
   Данилова,  представителя  стороны,  принявшей  оспариваемый   акт,
   председателя   постоянной  комиссии  Палаты  республики  народного
   депутата  Е.М. Ларионова,  заместителя руководителя  Администрации
   Президента  Республики  Саха (Якутия)  М.М. Яковлева,  заместителя
   Председателя  Палаты  представителей   народного   депутата   А.Р.
   Данилова   рассмотрел   на  открытом  заседании  дело  о  проверке
   конституционности  пункта  3   постановления   Палаты   республики
   Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
   21 мая 1998 года.
       Поводом к  рассмотрению  дела  послужило ходатайство народного
   депутата Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия) В.П. Данилова.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том,  соответствует ли Конституции
   Республики Саха (Якутия)  пункт 3  Постановления Палаты республики
   от 21 мая 1998 года.
       Заслушав судью-докладчика А.Д. Петракова, выступления сторон и
   участников, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Предметом    ходатайства    депутата   является   пункт   3
   постановления  Палаты  республики,  согласно  которому  Президенту
   Республики   Саха   (Якутия)  предлагается  представить  в  Палату
   республики для дачи согласия  кандидатуру  на  должность  министра
   внутренних  дел  Республики  Саха (Якутия) в связи с формированием
   правительства республики.
       Как полагает  ходатайствующий,  у  Палаты  республики  не было
   необходимых  правовых  и  фактических  оснований  для   постановки
   вопроса о даче согласия на назначение министра внутренних дел.  По
   мнению ходатайствующего,  пункт 3 постановления  не  соответствует
   статье   70   Конституции   Республики   Саха   (Якутия),   нормам
   конституционного Закона Республики Саха (Якутия) "О  Правительстве
   Республики   Саха  (Якутия)",  федерального  Закона  "О  милиции",
   Положения о службе в органах внутренних дел Российской  Федерации,
   которыми   регулируются   вопросы  назначения  и  освобождения  от
   должности министров.
       2. Согласно     Конституции    Республики    Саха    (Якутия),
   Правительство Республики Саха (Якутия) является  исполнительным  и
   распорядительным  органом  государственной  власти (часть 1 статьи
   79),     ему     поручены     разработка      и      осуществление
   социально-экономической  политики  (часть 1 статьи 81).  Вопросы о
   составе правительства,  порядке его  формирования  и  компетенции,
   определяющие  его  статус,  регулируются  конституционным  Законом
   Республики  Саха  (Якутия)  "О   Правительстве   Республики   Саха
   (Якутия)", принятым 15 февраля 1995 года.
       В соответствии с частью 3  статьи  79  Конституции  Республики
   Саха  (Якутия)  (в  редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 20
   апреля  1994  года),   правительство   республики   слагает   свои
   полномочия  на  первом заседании вновь избранного Государственного
   Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики   Саха   (Якутия).   Тем   самым
   Конституция    связывает   срок   деятельности   данного   состава
   правительства со сроком полномочий Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн).
       Эта норма воспроизведена в части 1 статьи  7  конституционного
   Закона  Республики  Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха
   (Якутия)".  В Постановлении Государственного Собрания (Ил Тумэн) о
   порядке  введения  в  действие Закона "Об изменениях и дополнениях
   Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)"  сказано,
   что  норма  части  3 статьи 79 о сложении полномочий правительства
   вступает в действие  с  прекращением  полномочий  Государственного
   Собрания  настоящего  созыва.  Этим  Конституция республики вводит
   правило,  согласно которому  после  каждых  парламентских  выборов
   формируется новое правительство.
       3. В части 3 статьи  79  Конституции  республики  предусмотрен
   случай,   когда   формирование   нового  правительства  связано  с
   парламентскими  выборами.  Поэтому  норма  о  сложении  полномочий
   правительства  относится  ко  всему данному составу правительства.
   Данное положение  распространяется  на  всех  министров  -  членов
   правительства  республики  независимо  от  особенностей  правового
   статуса министерств.  В  этой  связи  не  является  исключением  и
   должность министра внутренних дел республики.
       Обязанность правительства слагать свои полномочия перед  вновь
   избранным   высшим   представительным,   законодательным   органом
   республики    предопределяется    конституционными    полномочиями
   Президента  Республики  Саха  (Якутия) и Государственного Собрания
   (Ил Тумэн) по формированию состава правительства республики.
       Так, согласно статье 58 Конституции республики,  дача согласия
   Президенту  Республики  Саха  (Якутия)  на   назначение   министра
   внутренних  дел  республики  относится к ведению Палаты республики
   Государственного   Собрания   (Ил   Тумэн).   К   ведению   Палаты
   представителей   относится  дача  согласия  на  назначение  других
   министров и руководителей государственных комитетов (статья 58.1).
   Президент Республики Саха (Якутия), согласно статье 70 Конституции
   республики,  с предварительного  согласия  палат  Государственного
   Собрания   (Ил   Тумэн)   назначает   министров   и  руководителей
   государственных комитетов республики.
       В соответствии  с  указанным  порядком,  23 января 1998 года в
   связи с избранием  нового  созыва  Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн)   правительство   республики   в   полном  составе  сложило
   полномочия,    что    подтверждается     соответствующим     актом
   Государственного Собрания.
       4. Конституция республики не устанавливает перечня должностных
   лиц, входящих в правительство республики. В конституционном Законе
   "О   Правительстве   Республики   Саха   (Якутия)"   правительство
   республики   определяется   как   коллегиальный  орган.  В  состав
   правительства республики входят председатель правительства, первые
   заместители  и  заместители председателя правительства,  министры,
   председатели государственных комитетов (часть 1 статьи 4).
       Порядок формирования   персонального   состава   правительства
   устанавливается в статьях 5 и 6 конституционного Закона Республики
   "О  Правительстве  Республики  Саха  (Якутия)".  Статья  5 данного
   закона  регламентирует  назначение   на   должность   председателя
   правительства   республики   и   его  заместителей.  Другие  члены
   правительства  республики  назначаются  на  должность  Президентом
   Республики    Саха    (Якутия)   по   представлению   председателя
   правительства в соответствии с законодательством  республики.  При
   этом     по    Конституции    республики    президент    назначает
   соответствующего   министра   с   согласия    одной    из    палат
   Государственного Собрания (Ил Тумэн).
       Установленный Конституцией  и   законом   республики   порядок
   согласования   и   назначения   министров   является  обязательной
   процедурой как для Президента Республики Саха (Якутия),  так и для
   Государственного Собрания (Ил Тумэн).
       В этом  смысле  пункт  3  постановления  Палаты  республики  о
   представлении в Палату республики для дачи согласия кандидатуры на
   должность министра внутренних  дел  Республики  Саха  (Якутия)  не
   может   квалифицироваться  как  нарушение  статьи  70  Конституции
   республики.  Данное   постановление   направлено   на   реализацию
   конституционных   полномочий  Палаты  республики  по  формированию
   нового состава правительства республики.
       Процедура согласования  и  назначения министров не обусловлена
   специальным конституционным сроком.
       5. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, защита
   прав и  свобод  человека  и  гражданина,  обеспечение  законности,
   правопорядка и общественной безопасности,  осуществляемые органами
   внутренних  дел,  кадры  правоохранительных  органов  находятся  в
   совместном  ведении  Российской  Федерации  и ее субъектов (пункты
   "б", "л" части 1).
       Разграничение полномочий  в  этой  сфере  содержится  в Законе
   РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 года.  В соответствии с частью
   4  статьи 7 закона Руководство милицией в республиках осуществляют
   министры   внутренних   дел   этих   республик,   назначаемые    и
   освобождаемые   от   должности   органами  государственной  власти
   республик по согласованию с министром  внутренних  дел  Российской
   Федерации.
       Устанавливая обязательное  согласование  кандидатуры  министра
   внутренних  дел  республики  с министром внутренних дел Российской
   Федерации,  федеральный  закон  учитывает   двойственную   природу
   Министерства  внутренних  дел  республики.  Такая правовая позиция
   выражена  в   постановлении   Конституционного   суда   Российской
   Федерации   от   10   июня   1998   года   по   делу   о  проверке
   конституционности  ряда  положений   Устава   (Основного   закона)
   Тамбовской области.
       Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) входит  в
   структуру  органов исполнительной власти республики.  Согласно ст.
   70 Конституции Республики Саха (Якутия),  министр  внутренних  дел
   республики  назначается главой исполнительной власти - Президентом
   Республики  Саха  (Якутия)  с  предварительного  согласия   Палаты
   республики  Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха
   (Якутия).  Участие  Палаты  республики   в   формировании   органа
   исполнительной   власти   укладывается   в   систему   сдержек   и
   противовесов в отношениях президента  и  парламента,  свойственную
   принципу разделения властей в республике.
       С другой  стороны,  Министерство  внутренних  дел   республики
   является  составной  частью единой системы исполнительной власти в
   Российской Федерации (ст.  77  Конституции  Российской  Федерации,
   часть  2),  что  выражается в организационно-функциональных связях
   органов,  осуществляющих исполнительную власть.  Исходя из  этого,
   органу   государственной   власти   республики  (в  данном  случае
   Президенту   Республики   Саха   (Якутия)   следует    согласовать
   представляемую  кандидатуру  на  должность министра внутренних дел
   республики  с  федеральным   органом   исполнительной   власти   -
   Министерством  внутренних дел Российской Федерации,  возглавляющим
   органы внутренних дел.
       Поэтому принятое   Палатой   республики  постановление  нельзя
   рассматривать как вмешательство в прерогативы федеральных  органов
   исполнительной  власти,  в  частности  Министерства внутренних дел
   Российской   Федерации,   и,   следовательно,   не    противоречит
   установленному  Конституцией  Российской  Федерации,  Федеративным
   договором  разграничению  предметов  ведения  и  полномочие  между
   Российской Федерацией и ее субъектами.
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 25, 31,
   32   Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О  порядке  деятельности
   Конституционного  суда"  Конституционный   суд   Республики   Саха
   (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать    пункт   3   Постановления   Палаты   республики
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха  (Якутия)  от
   21  мая  1998  года  "О  ходе  выполнения  конституционных  норм и
   конституционного Закона Республики Саха (Якутия) "О  Правительстве
   Республики   Саха   (Якутия)"   при   формировании   правительства
   республики" соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Постановление   окончательно,   не   подлежит  обжалованию,
   вступает в силу немедленно.
       3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия".

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ФИЛИППОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz