ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 1998 г. N 51-п
О ПОЛОЖЕНИИ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА
Во исполнение Федерального Закона Российской Федерации 1994
года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" и Постановления Правительства
РФ N 1113 от 5 ноября 1995 года, постановляю:
1. Утвердить "Положение о защите населения и территории города
Якутска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" (прилагается).
2. Главам администраций сел и поселков Марха, Маган,
Тулагино-Кильдямцы, Жатай, Кангалассы, Хатассы и Табага,
начальникам служб гражданской обороны города и пригорода города
Якутска, руководителям организаций, учреждений и предприятий
независимо от их организационно-правовой формы, расположенных на
территории города, организацию работы по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера привести в соответствие с прилагаемым Положением.
3. Настоящее постановление и "Положение о защите населения и
территории города Якутска от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" опубликовать в печати.
Глава Администрации
города Якутска
И.Ф.МИХАЛЬЧУК
Руководитель аппарата Администрации
города Якутска
Е.Н.ФЕДОРОВ
Утверждено
Постановлением Главы Администрации
города Якутска
N 51п от 9 апреля 1998 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЯКУТСКА
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА
Настоящее Постановление определяет общие для города Якутска
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся
на территории города Якутска (далее население), всего земельного,
водного, воздушного пространства в черте города Якутска и его
пригорода, объектов производственного и социального назначения, а
также окружающей природной среды (далее территорий) от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее
чрезвычайная ситуация).
Действие настоящего Постановления распространяется на
отношения, возникающие в процессе деятельности местного
исполнительного органа государственной власти, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы (далее организации) и населения в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае
их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных опасных
факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность
взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения
мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь
населения и угрозы его жизни и здоровью от опасности возникающих в
результате стихийных и экологических бедствий, аварий или
катастроф, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов
управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально
объединенных в единую систему, основу которой составляет
аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательные формирования - это самостоятельная или
входящая в состав аварийно-спасательной службы структура,
предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу
которой составляют подразделения спасателей, оснащенные
специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и
материалами.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на
проведение аварийно-спасательных работ.
Аварийно-восстановительные работы - это действия по спасению
людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды
в зоне чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до
минимально возможного уровня действия характерных для них опасных
факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием
факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти
работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это
деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных
работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях,
медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых
для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их
работоспособности.
Статья 2. Законодательство в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального Закона "О защите
населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", принимаемых в соответствии с ними законов
и иных нормативных и правовых актов Российской Федерации,
Республики Саха (Якутия) и постановлениями и распоряжениями Главы
Администрации города Якутска и настоящего Положения.
Статья 3. Цели настоящего Положения
Целями настоящего Положения являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Статья 4. Городская территориальная подсистема единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Городская территориальная подсистема предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - это централизованная
система защиты населения и территории города Якутска от
чрезвычайных ситуаций, организованная по территориально -
производственному принципу, при котором планирование и проведение
мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется как по линии местного исполнительного органа
государственной власти, так и через организации, осуществляющие
производственную и хозяйственную деятельность.
Основой городской территориальной подсистемы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций является гражданская оборона
города Якутска, которая организационно на городском, поселковом
уровне состоит из четырех институтов:
- начальников;
- органов управления;
- служб гражданской обороны;
- невоенизированных формирований.
Городское звено республиканской подсистемы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления,
силы и средства города и поселков, организаций, расположенных на
территории города, в полномочия которых входит решение вопросов по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о
городской территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города
Якутска.
Непосредственное руководство защитой населения и территории
города осуществляется Главой Администрации города Якутска -
Начальником гражданской обороны города Якутска, который наделяется
чрезвычайными полномочиями - правом отдавать приказы и
распоряжения в интересах защиты населения и территории,
обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами
на территории города и его пригорода.
Глава Администрации города Якутска - начальник гражданской
обороны города Якутска несет персональную ответственность за
организацию системы защиты населения и территории города от
чрезвычайных ситуаций.
Повседневное руководство защитой населения и территории города
осуществляется начальником Управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям города Якутска, который имеет статус
первого заместителя начальника гражданской обороны города Якутска
и имеет право отдавать приказы и распоряжения от его имени в
пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Руководство защитой населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций в пригородах города Якутска осуществляется органами
местного самоуправления в поселках Марха, Маган, Тулагино, Жатай,
Кангалассы, Хатассы и Табага.
Непосредственно защитой населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций в городе Якутске и подчиненных поселках руководят
соответствующие главы администраций - начальники гражданской
обороны, которые несут персональную ответственность за организацию
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Главы
администраций поселков - начальники гражданской обороны наделяются
чрезвычайными полномочиями, имеют право отдавать приказы и
распоряжения в интересах защиты населения и территории,
обязательные к исполнению всеми должностными лицами и гражданами
на подведомственной им территории.
В поселках Марха, Маган, Тулагино, Жатай, Кангалассы, Хатассы
и Табага создаются постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - комиссии по
чрезвычайным ситуациям (КЧС) поселков под руководством главы
администрации поселков, которые имеют статус начальников
гражданской обороны и наделяются правом отдавать приказы и
распоряжения в пределах своей компетенции в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Непосредственное руководство защиты рабочих и служащих
организаций, подведомственных территорий, населения, проживающего
в ведомственных жилых фондах и вблизи потенциально опасных
объектов, осуществляют руководители - начальники гражданской
обороны организаций.
В организациях при руководителе - начальнике ГО и ЧС
организаций создаются отделы (секторы) или специально назначаются
лица по делам ГО и ЧС.
Для руководства действиями по предупреждению ликвидации
чрезвычайной ситуации создаются координационные органы:
- в городе - комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
- в организациях - объектовые комиссии по чрезвычайным
ситуациям (в случае необходимости и при наличии соответствующей
материально-технической базы).
В городе и подчиненных ему поселках для руководства действиями
по ликвидации чрезвычайной ситуации создаются оперативные группы
при администрациях города и поселков.
В городе, поселках и организациях создаются силы
предупреждения и ликвидации ЧС.
Деятельность координирующих органов, сил предупреждения и
ликвидации ЧС регламентируется положениями, которые согласуются
вышестоящим постоянно действующим органом управления и
утверждается соответствующими начальниками ГО.
Статья 5. Органы управления специально уполномоченные
на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Органами управления, специально уполномоченными на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций на территории города Якутска являются:
- Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям города Якутска - при Администрации города Якутска;
- комиссии по чрезвычайным ситуациям при администрациях
поселков;
- отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам
гражданской обороны им чрезвычайным ситуациям при организациях.
Штатное расписание органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней по должностям
рабочих и служащих в соответствии с типовыми штатами органов
управления ГО и ЧС утверждаются соответствующими руководителями -
начальниками ГО по согласованию с вышестоящими органами по делам
ГО и ЧС.
Основные направления деятельности органов управления по делам
ГО и ЧС определяются положениями, которые утверждаются в следующем
порядке:
- положение "Об управлении по делам ГО и ЧС города Якутска",
согласованное с Государственным Комитетом по делам ГО и ЧС
Республики Саха (Якутия) - решением Городского Собрания города
Якутска;
- положения "КЧС поселков ", согласованное с Управлением по
делам ГО и ЧС города Якутска;
- положения "Об отделах (секторах) при организациях",
согласованное с управлением по делам ГО и ЧС - приказами
руководителей организаций.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций осуществляется с целью исключения или
снижения ущерба и потерь в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций.
Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и
возникших ситуациях, их последствиях, а также сведения о
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной
и экологической безопасности является гласной и открытой, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы управления города, администраций поселков и организаций
обязаны достоверно и оперативно информировать население через
средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах
по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возможных
чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от
них.
Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление
должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 7. Единая дежурно-диспетчерская служба города
В целях достижения оперативности и достоверности передаваемой
информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций создается единая дежурно-диспетчерская служба города.
Единая дежурно-диспетчерская служба города включает в себя:
- оперативно-диспетчерскую службу Управления по делам ГО и ЧС
города;
- дежурно-диспетчерскую службу комиссии по чрезвычайным
ситуациям города Якутска на базе отдела по контролю за городским
хозяйством Администрации города;
- дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных объектов и
других организаций;
- дежурные службы подразделений добровольных общественных
организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Деятельность единой дежурно-диспетчерской службы города
осуществляется в соответствии с "Положением о единой
дежурно-диспетчерской службе города Якутска".
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И АДМИНИСТРАЦИЙ ПОСЕЛКОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 8. Полномочия Городского Собрания города Якутска
Городское Собрание:
а) принимают в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия) нормативно-правовые акты в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждают бюджетные ассигнования на финансирование
деятельности и мероприятий в указанной области;
в) утверждают городские целевые программы по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) проводят слушания по вопросам защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Статья 9. Полномочия Администрации города Якутска
и пригородных сел и поселков в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Администрации города Якутска, сел и поселков:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуация, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при
их проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью в Правительство Республики Саха (Якутия);
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
з) создают при местном исполнительном органе государственной
власти и администраций поселков постоянно действующие органы
управления, специально уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
и) имеют право вводить чрезвычайное положение на территории
города.
Глава III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ГРАЖДАН ГОРОДА ЯКУТСКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 10. Обязанности организаций в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области
защиты работников своих организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и содержание в готовности
сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и
действиях в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных
формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ на подведомственных объектах
производственного и социального назначения и на прилегающих к ним
территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций
и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) строго руководствоваться нормативно-правовыми актами
Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Администрации
города при выполнении мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне.
Статья 11. Права и обязанности граждан в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Права и обязанности в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций установлены Законом Российской Федерации "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера".
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и
другое имущество органов исполнительной власти города, местного
самоуправления поселков, предприятий и организаций независимо от
форм собственности, предназначенные для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных местах пребывания на территории
города и поселка, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные
органы и органы местного управления индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и территории от
чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за
проживание в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование,
получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью
при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в
связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга
по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
Порядок и условия государственного социального страхования,
виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам
Российской Федерации в соответствии с данным пунктом,
устанавливаются законодательством Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
2. Население города и его пригородов обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха
(Якутия), нормативные правовые акты Администрации города Якутска,
нормативные правовые акты Городского Собрания в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава IV. ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ
И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Статья 12. Органы управления, ответственные
за своевременное и достоверное оповещение населения
Ответственность за своевременное оповещение населения при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается:
- в случае распространения чрезвычайной ситуации в пределах
границ предприятия - источника чрезвычайной ситуации и на
прилегающей к нему территории на расстоянии 2,5 км. - на
администрацию предприятия;
- в случае распространения чрезвычайной ситуации за границы
предприятия - источника чрезвычайной ситуации в пределах границ
проектной застройки города, а также при возникновении чрезвычайной
ситуации на территории города - на органы управления.
Статья 13. Принятые решения об оповещении населения
Решение об оповещении населения об угрозе или возникновении
чрезвычайной ситуации принимается главой администрации города, его
первым заместителем - председателем КЧС или начальником Управления
по делам ГО и ЧС города, а в случаях, не терпящих отлагательства,
оперативным дежурным Государственного Комитета по делам ГО и ЧС
Республики Саха (Якутия) или оперативным дежурным отдела по
контролю за городским хозяйством города Якутска.
Решение о доведении информации до населения в границах
предприятия и на прилегающей к нему территории с применением
локальных систем оповещения, систем оповещения предприятий
принимается дежурным диспетчером или руководителем предприятия.
Лица, не принявшие решение об оповещении населения о возможной
опасности их здоровью (жизни), либо принявшие его несвоевременно,
несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
Статья 14. Оповещение населения
Оповещение населения города об угрозе или возникновении
чрезвычайной ситуации производится подачей установленного сигнала
и передачей экстренного речевого сообщения, содержащего информацию
об опасностях, связанных с угрозой или возникновением чрезвычайной
ситуации, а также рекомендации по действиям населения в зоне
чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайных
ситуаций производится с применением электрических сирен, звучание
которых означает передачу сигнала "Внимание, всем!", и всех
имеющихся технических средств радио и телевизионного вещания
независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности,
по которым передается речевое сообщение.
По решению комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальника ее
оперативной группы оповещение населения может производиться с
использованием подвижных громкоговорящих установок органов
внутренних дел с использованием мегафонов.
Статья 15. Состав системы оповещения
Технической базой оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях является система связи и оповещения гражданской обороны
города Якутска (автоматизированная система централизованного
оповещения гражданской обороны). При этом на потенциально опасных
объектах за их счет создаются локальные системы оповещения с
радиусом действия до 2,5 км.
Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры оповещения
осуществляется подразделениями связи города на основе заключенных
договоров с администрацией города Якутска, в лице Управления по
делам ГО и ЧС города.
Глава V. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 16. Основные принципы защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Система защиты населения организуется по территориально -
производственному принципу. Мероприятия, направленные на
предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально
возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их
возникновения, планируются и проводятся администрациями города и
поселков, руководством организаций заблаговременно, с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территории и степени опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил
и средств.
Статья 17. Защита населения и территории, города
от чрезвычайных ситуаций
Основными способами защиты в чрезвычайных ситуациях на
территории города являются:
а) защита населения путем:
- своевременного оповещения населения и доведения порядка
действий в чрезвычайных ситуациях;
- применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и
кожи;
- применения медицинских средств индивидуальной защиты и
профилактики;
- укрытия населения в защитных сооружениях и технических
этажах зданий;
- эвакуация (отселение) населения из опасных районов.
Все средства индивидуальной защиты накапливаются, содержатся,
хранятся и освежаются: для населения и бюджетных организаций - за
счет республиканского бюджета, для рабочих и служащих - за счет
организаций, в которых они работают.
Накопление фонда защитных сооружений, содержание эксплуатация
и порядок их использования определяется соответствующими
нормативно-правовыми актами.
При наличии угрозы здоровью и жизни людей в чрезвычайных
ситуациях осуществляется эвакуация. Решение о проведении
эвакуационных мероприятий принимают главы администраций города,
поселка или КЧС города.
Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может
объявляться по указанию диспетчера потенциально опасного объекта,
оперативного дежурного отдела по контролю за городским хозяйством
города Якутска.
Организация и проведение эвакуационных мероприятий
осуществляется в соответствии с планами по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и планами ГО.
б) защита территории города путем:
- предотвращение развития мелких аварий в чрезвычайную
ситуацию;
- локализация зоны чрезвычайной ситуации;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, на территории которых сложилась
чрезвычайная ситуация, и администрацией города при возникновении
чрезвычайной ситуации на территории города или при невозможности
организаций справиться своими силами.
Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Статья 18. Аварийно-спасательная служба
Аварийно-спасательная служба, как совокупность органов
управления, сил и средств, решая задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, непосредственно организует и
проводит аварийно-спасательные работы.
Организационно-правовые и экономические основы создания и
деятельности аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательных
формирований, права, обязанности и ответственность спасателей
определяются Федеральным Законом "Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей".
Создание аварийно-спасательной службы города осуществляется на
основе законодательства Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия).
Для проведения аварийно-восстановительных и аварийно -
спасательных работ на базе организаций или их структурных
подразделений создаются специализированные формирования.
Аварийно-спасательная команда повышенной готовности при
комиссии по чрезвычайным ситуациям города формируется и действует
в соответствии с Положением об аварийно-спасательной команде
повышенной готовности при комиссии по чрезвычайным ситуациям
города Якутска.
Статья 19. Руководство работами по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к
ликвидации чрезвычайной ситуации и организацию их взаимодействия
осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно -
спасательных формирований, начальники оперативных групп КЧС,
города и поселков, руководители предприятий и учреждений, на
территории которых произошла чрезвычайная ситуация, прибывшие в
зону чрезвычайной ситуации первыми, принимают на себя полномочия
руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до
прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций,
определенных планами действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций или назначенных администрациями (или
комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации города),
руководителями организаций, к полномочию которых отнесена
ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций,
направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются
обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителей
ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами при
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отстранение от исполнения
обязанностей руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и
назначение на эту должность другого лица производится по
письменному распоряжению председателя КЧС.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации имеет право:
- ставить задачи по организации и проведению работ по
ликвидации чрезвычайной ситуации руководителям и другим
должностным лицам организаций, расположенных в зоне чрезвычайной
ситуации, и контролировать их исполнение;
- отзывать должностных лиц, необходимых для проведения работ
по ликвидации чрезвычайной ситуации, из отпусков и командировок.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации
чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне
чрезвычайных ситуаций;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и
территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций;
- об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций;
- об использовании в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), средств связи,
транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в
зонах чрезвычайных ситуаций;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных формирований, а также спасателей, не
входящих в состав указанных формирований, при наличии у них
документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно -
спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению
неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся
спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных
работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием
чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных
ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема
аварийно-спасательных или аварийно-восстановительных работ
руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать
решения о приостановке работ в целом или их части, предприняв в
первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся
в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
Статья 20. Обязанности органов администраций
города, поселков и организаций
Органы Администрации города, поселков и организаций, на
территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, обязаны:
- принимать все необходимые меры по защите населения в зоне
чрезвычайной ситуации;
- назначать руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организовывать доведение до исполнителей решения и
распоряжения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации;
- при недостаточном наличии собственных сил и средств
обращаться за помощью в исполнительные органы города или
республики;
- оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным
службам, формированиям и другим силам ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и
материальные средства.
Глава VII. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 21. Подготовка населения в сфере защиты
от чрезвычайных ситуаций
А) Организация подготовки и обучения населения
Подготовка и обучение всех категорий населения города
осуществляется в соответствии с Федеральным Законом Российской
Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", Указами Президента
Российской Федерации, постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 июля 1995 года N 738 "О порядке подготовки
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций",
организационно-методическими указаниями МЧС Российской Федерации,
Забайкальского регионального центра, Президента Республики Саха
(Якутия), Главы администрации города Якутска, приказами
министерств и ведомств.
Подготовка и обучение населения по вопросам защиты от
чрезвычайных ситуаций проводится в организациях, в том числе в
образовательных учреждениях, в учебно-методическом центре
Государственного Комитета по делам ГО и ЧС Республики Саха
(Якутия), учебных заведениях повышения квалификации и
переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах и центрах
подготовки министерств и ведомств Российской Федерации, в ходе
учений и тренировок по установленным категориям населения, а также
самостоятельным изучением способов защиты и порядка действий в
чрезвычайных ситуациях.
Подготовка руководителей и специалистов в области защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- руководителей и специалистов администрации города, поселков,
организаций, командно-начальствующего состава территориальных
невоенизированных формирований - на ежегодных учебно-методических
сборах, в учебно-методическом центре Государственного Комитета по
делам ГО и ЧС Республики Саха (Якутия), по месту работы, на
учениях и тренировках по категориям;
- командно-начальствующего состава невоенизированных
формирований организаций - на курсах ГО города, а также на учениях
и тренировках;
- работников организаций в составе аварийно-спасательных,
невоенизированных и специализированных формирований постоянной
готовности - в учебных заведениях повышения квалификации и
переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах
подготовки министерств и ведомств Российской Федерации;
- работников организаций в составе невоенизированных
формирований - непосредственно по месту работы, на учениях и
тренировках.
Подготовка населения, занятого в сфере производства и
обслуживания и не входящего в состав невоенизированных
формирований, осуществляется путем проведения занятий по месту
работы и самостоятельного изучения рекомендованных программ с
последующим закреплением полученных знаний и практических навыков
на учениях и тренировках.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и
учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образований проводится в учебное время по образовательным
программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовка населения, не занятого в сфере производства и
обслуживания, проводится руководителями жилищно-коммунальных
органов путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов,
привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также
самостоятельного изучения пособий, памяток, прослушивания
радиопередач и просмотра телевизионных программ в области защиты
от чрезвычайных ситуаций.
Б) Система учений и тренировок
Система учений и тренировок устанавливается главами
администраций города и поселков и отражается в годовых планах
основных мероприятий по вопросам гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании
Организационно-методических указаний МЧС России.
Статья 22. Пропаганда знаний защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территории
города от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами
управления, входящими в единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с
общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в
области защиты и спасения людей, органами управления города и
поселков, руководством организаций.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций используются все средства массовой
информации.
Глава VIII. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 23. Финансирование целевых программ
Финансирование городских и объектовых целевых программ по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению устойчивости функционирования организаций
осуществляется за счет городского бюджета и средств организаций.
Порядок финансирования отражается при разработке целевых
программ с дальнейшим включением в соответствующий бюджет (план
финансирования).
Статья 24. Финансирование органов управления,
сил и средств, предназначенных для решения
задач в области защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций
Постоянно действующие органы управления (Управление по делам
ГО и ЧС города, комиссии по ЧС поселков, курсы ГО города, пункты
управления города и поселков, пункты управления организаций),
аварийно-спасательные службы и формирования, лаборатории и другие
подразделения и учреждения, предназначенные для решения задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
финансирующая по подчиненности за счет бюджета города, поселков и
собственных средств организаций.
Указанные органы управления, формирования, подразделения
обеспечиваются средствами защиты и другими материально -
техническими и финансовыми средствами в объемах, необходимых для
своевременного и полного проведения мероприятий по защите
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях с учетом
установленных нормативов.
За переданные органам управления, подразделениям, учреждениям,
предназначенным для решения задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, здания, помещения,
сооружения, автотранспорт, мебель, инвентарь и оборудование плата
не взимается.
Статья 25. Финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, расходов, связанных с введением в действие планов по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводится за
счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, средств страховых фондов, резерва финансовых ресурсов
органов местного самоуправления города и поселков и других
источников с дальнейшим возмещением расходов за счет организаций,
на территории которых произошла чрезвычайная ситуация, на
основании расследования, проведенного оперативно-следственной
группой органа исполнительной власти местного управления города.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для
ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссия по чрезвычайным
ситуациям, департаменты, управления, отделы администрации города
обращаются в соответствующие подразделения Республики Саха
(Якутия) для выделения средств из резервного фонда Республики Саха
(Якутия), резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Статья 26. Финансирование подготовки и обучения
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Подготовка руководителей и обучение работников в составе
невоенизированных формирований, тренировки и учения, проводимые
органами местного управления города и поселков, участие в учениях,
проводимых органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
согласно планов основных мероприятий по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
очередной учебный год, обучение населения, не занятого в сферах
производства и обслуживания, а также материально-техническое
оснащение курсов ГО города, расходы на разработку и издание
инструкций, учебных программ и пособий, заказа на изготовление,
тиражирование или приобретение кинофильмов, диафильмов,
магнитофильмов, учебной и массовой популярной литературы по
вопросам подготовки и обучения соответствующих групп населения
финансируется за счет средств бюджета города.
Все виды подготовки и обучения, проводимые в организациях по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
финансируется за счет данных организаций.
Компенсация за ущерб здоровью граждан, причиненный на учениях
и тренировках, устанавливается в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 27. Создание и использование резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях
экстренного привлечения необходимых средств, покрытия затрат по
предупреждению и ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий
и других чрезвычайных ситуаций.
Указанные резервы создаются администрацией города, поселков, а
также руководителями организаций.
Резервы финансовых и материальных ресурсов создаются в
организациях со среднесписочной численностью персонала 50 человек
и более в объемах, необходимых для ликвидации возможных
чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания и использования резервных финансовых и
материальных ресурсов и порядок восполнения использованных средств
определяется действующим законодательством.
Глава IX. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР
И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 28. Государственная экспертиза в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Государственная экспертиза предлагаемых для реализации
проектов и решений по объектам производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и
проводится специально уполномоченными органами исполнительной
власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в целях
проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам,
стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для
реализации проектов и решений по объектам производственного и
социального назначения и процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может
производиться общественными объединениями и независимыми
экспертами, а также специалистами международных экспертных
организаций в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 29. Надзор и контроль в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с
задачами, возложенными на единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях
проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств
к действиям в случае их возникновения.
Органами, осуществляющими государственный надзор за
выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
готовностью к действиям при их возникновении, является Управление
по делам ГО и ЧС города, государственными инспекторами по надзору
за предупреждением и готовностью к действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Управление по делам ГО и ЧС города, осуществляя надзор за
предупреждением и готовностью к действиям в чрезвычайных
ситуациях, решают возложенные на них задачи с привлечением и во
взаимодействии с органами гостехнадзора, госсанэпиднадзора,
госкомнадзора, лесного хозяйства, рыбоохраны, госавтоинспекции,
госархстройнадзора, Госстандарта, росгидромета, роскомвода, охраны
окружающей среды и природных ресурсов, госэнергонадзора и другими
инспекционно-надзорными органами. Привлечение органов
государственного надзора к надзорной деятельности в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе
"Плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год".
Органы и должностные лица, осуществляющие государственный
надзор за выполнением организациями мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их
возникновении, имеют право беспрепятственно посещать данные
организации по служебному удостоверению.
Деятельность госнадзорных органов в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций регламентируется
законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и
нормативными правовыми актами города Якутска.
Статья 30. Ответственность за нарушение
законодательства по защите населения и территории
города от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении законодательства Российской Федерации,
Республики Саха (Якутия) и нормативных правовых актов города
Якутска по защите населения и территории города от чрезвычайных
ситуаций, не принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья
людей и других противоправных действиях несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность,
а организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами
Администрации города Якутска и нормативными правовыми актами
Городского Собрания.
Руководитель аппарата Администрации
города Якутска
Е.Н.ФЕДОРОВ
|