Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 12.03.98 N 3-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НОРМЫ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 35.2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 30 НОЯБРЯ 1994 ГОДА О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В РЕДАКЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 12 марта 1998 г. N 3-П

               ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НОРМЫ
              ПУНКТА 1 СТАТЬИ 35.2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА
          (ЯКУТИЯ) ОТ 30 НОЯБРЯ 1994 ГОДА "О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ
             ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
                  РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" В РЕДАКЦИИ
                        ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.Д. Петракова, В.А.
   Долгашевой,    В.Н. Прокопьева,    В.Т. Филиппова    с    участием
   ходатайствующего  -  народного  депутата Государственного Собрания
   (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) первого созыва В.Г. Николаева,
   представителя    стороны,   принявшей   рассматриваемый   акт,   -
   заместителя председателя  Палаты  Представителей  Государственного
   Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)   А.Р. Данилова,
   председателя постоянной  комиссии  по  законодательству,  вопросам
   местных  представительных  органов,  органов управления и кадровой
   политике   Е.М. Ларионова,   начальника   государственно-правового
   управления  Администрации Президента Республики Саха (Якутия) В.Э.
   Григорьевой  рассмотрел  в  открытом  заседании  дело  о  проверке
   конституционности  нормы  пункта  1  статьи 35.2 Закона Республики
   Саха (Якутия) от 30 ноября 1994 года "О выборах народных депутатов
   Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" в
   редакции от 23 сентября 1997 года.
       Основанием для   рассмотрения   дела   явилась  обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о  том,  соответствует  ли  Конституции
   Республики    Саха   (Якутия)   норма   пункта   1   статьи   35.2
   рассматриваемого закона.
       Заслушав    сообщение    судьи    В.Т. Филиппова,   объяснения
   представителей  сторон,  выступление   специалиста   -   кандидата
   юридических   наук   А.А. Степановой,   изучив   материалы   дела,
   Конституционный суд

                               установил:

       1. Депутат  В.Г.  Николаев  обратился  в  Конституционный  суд
   республики  с  ходатайством  о  проверке  конституционности  нормы
   пункта 1 статьи 35.2 Закона Республики Саха  (Якутия)  "О  выборах
   народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
   Саха  (Якутия)",  согласно  которой  "депутат  Палаты   Республики
   Государственного   Собрания  не  может  занимать  должность  главы
   администрации   улуса   (города),    министра    и    председателя
   государственного   комитета,   а   также   должности   заместителя
   Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)".
       Ходатайствующий полагает,  что  установление  в законе запрета
   депутатам  Палаты   Республики   занимать   только   перечисленные
   должности является нарушением Конституции республики.
       Как считает   депутат,   норма   пункта    1    статьи    35.2
   рассматриваемого  закона  противоречит  пункту 2 части 1 статьи 11
   федерального Закона "Об основах государственной службы  Российской
   Федерации",  согласно которому "государственный служащий не вправе
   быть   депутатом   законодательного   (представительного)   органа
   субъекта Российской Федерации".
       Тем самым,  по мнению ходатайствующего,  оспариваемая им норма
   не  соответствует Конституции Республики Саха (Якутия),  ее статье
   3,  закрепляющей принцип разделения властей, и статье 50, согласно
   которой    высшие    органы    власти   республики   функционируют
   самостоятельно.
       2. Конституция  Российской  Федерации  закрепляет  право  всех
   субъектов    самостоятельно    устанавливать    систему    органов
   государственной  власти в соответствии с основами конституционного
   строя  Российской  Федерации  и  общими   принципами   организации
   представительных  и исполнительных органов государственной власти,
   установленными  федеральными  законами  (часть  1  ст.  77).   Это
   означает, что принцип разделения властей, закрепленный в статье 10
   Конституции  Российской  Федерации,  относится  и  к   организации
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Государственную власть в Республике Саха (Якутия) осуществляют
   Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент, президент - глава
   исполнительной   власти,   правительство   -   исполнительный    и
   распорядительный  орган,  суды  и  местные  органы государственной
   власти:  улусное,  городское  Собрание,   местная   администрация.
   Организация   и   деятельность   органов   государственной  власти
   республики основаны на принципах,  закрепленных в ее  Конституции:
   разделения и равновесия законодательной,  исполнительной, судебной
   властей (часть 1 ст.  3); разграничения полномочий республиканских
   и   местных   органов  власти  (часть  1  ст.  3);  функциональной
   самостоятельности высших органов государственной власти (ст. 50).
       Государственное Собрание  как  высший  представительный  орган
   формируется из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого
   избирательного  права  и  равного  представительства при свободном
   выдвижении кандидатов и тайном голосовании  сроком  на  пять  лет.
   Депутаты  Палаты Республики избираются по одномандатным округам от
   каждого  улуса,  города  республиканского   значения,   а   Палата
   Представителей состоит из депутатов, избираемых от территориальных
   округов,  в количестве,  равном числу депутатов Палаты Республики.
   Порядок формирования Государственного Собрания (Ил Тумэн) отражает
   его  представительный  характер.  Палата  республики  по   способу
   избрания представляет территории республики,  ее депутаты работают
   не на постоянной основе.
       3. В    Конституции    республики   Государственное   Собрание
   характеризуется как  высший  представительный,  законодательный  и
   контрольный орган - парламент республики (статья 51).  Конституция
   закрепляет положение о том,  что Государственное Собрание в  целом
   олицетворяет законодательную власть в республике.
       Признание Государственного  Собрания  законодательным  органом
   означает,  что  обе  палаты  парламента  обладают законодательными
   функциями.  С  учетом   двухпалатной   структуры   законодательные
   полномочия   парламента   распределены   между   ее   палатами.  В
   соответствии  со  статьей  58  Конституции,   к   ведению   Палаты
   Республики   относятся  рассмотрение  и  принятие  конституционных
   законов республики,  законов по вопросам финансового,   валютного,
   кредитного   регулирования,   закона   о  бюджете  республики.  На
   совместном заседании палат принимается Основной Закон  республики,
   а  также  Закон  о  внесении  изменений и дополнений в Конституцию
   республики.
       Законодательная деятельность  Палаты  Республики  возможна при
   непосредственном   участии   депутата.   Депутат   получает   свои
   полномочия  непосредственно  от  избирателей и приобретает статус,
   обеспечивающий ему  беспрепятственное  участие  в  законодательной
   деятельности.  Правительство  республики является исполнительным и
   распорядительным  органом,  имеет  полномочия   по   осуществлению
   исполнительной   власти,   что   видно   из  соответствующих  норм
   конституционного   Закона   "О   Правительстве   Республики   Саха
   (Якутия)".    В    состав   правительства   входят:   председатель
   правительства,  первые  заместители,   заместитель   председателя,
   министры,    председатели    государственных    комитетов.   Члены
   правительства  являются  представителями  исполнительного   органа
   власти.  Их  полномочия распространяются на сферу исполнительной и
   распорядительной деятельности.
       Как Государственное    Собрание,   так   и   правительство   в
   осуществлении  собственных  полномочий   самостоятельны.   Поэтому
   положение,  когда  одно и то же лицо принимает законы и само же их
   исполняет,  вступает в противоречие с закрепленными в  Конституции
   принципами   разделения  законодательной,  исполнительной  властей
   (статья  3)  и  самостоятельности  функционирования  органов  этих
   властей (статья 50).
       Принцип разделения  властей,   реализованный   в   Конституции
   Республики Саха (Якутия),  наделяет палаты парламента контрольными
   полномочиями в отношении органов  исполнительной  власти.  Так,  к
   ведению Палаты Республики относятся:
       - принятие  решений  по  вопросам  о   доверии   правительству
   республики;
       - принятие  отставки,  отрешение   от   должности   Президента
   Республики Саха (Якутия);
       - утверждение структуры органов государственного управления;
       - дача  согласия  на  назначение  и  освобождение от должности
   председателя правительства республики,  руководителей министерств,
   госкомитетов;
       - рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов президента,
   правительства.
       Следовательно, должностные  лица,  перечисленные  в  пункте  1
   статьи  35.2  рассматриваемого Закона,  одновременно не могут быть
   депутатами Палаты Республики,  обладающей контрольными функциями в
   отношении этих должностных лиц.
       Таким образом,  установленный в пункте 1  статьи  35.2  закона
   запрет   депутатам  Палаты  Республики  занимать  должность  главы
   администрации улуса (города), министра и председателя госкомитета,
   а   также   должности   заместителя  Председателя  и  Председателя
   Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  соответствует  принципу
   разделения   и   равновесия  властей,  закрепленному  в  статье  3
   Конституции Республики Саха (Якутия).  Содержание данной нормы  не
   нарушает установленного баланса властей.
       4. Согласно  федеральному  Закону   "Об   основных   гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме граждан
   Российской  Федерации",   ограничения,   связанные   со   статусом
   депутата,   выборного   должностного   лица,   в   том   числе   с
   невозможностью находиться  на  государственной  или  муниципальной
   службе,  входить  в  состав  законодательного  (представительного)
   органа государственной власти,  представительного органа  местного
   самоуправления,   заниматься   иной   оплачиваемой  деятельностью,
   устанавливаются Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
   законами,  конституциями,  уставами, законами субъектов Российской
   Федерации (п. 7 статья 4).
       Конституция республики  в  части 3 статьи 115 закрепляет,  что
   "несовместимость      осуществления      полномочий       депутата
   представительных органов власти республики с занимаемой должностью
   определяется  законом  о  выборах".  Тем  самым   Конституция   не
   устанавливает  конкретные  случаи несовместимости мандата депутата
   представительных  органов,   относя   этот   вопрос   к   предмету
   регулирования  выборного закона.  Несовместимость статуса депутата
   Палаты Республики  Государственного  Собрания  с  занятием  других
   должностей  и иной деятельностью устанавливается в пункте 1 статьи
   35.2 Закона Республики Саха (Якутия) от 30  ноября  1994  года  "О
   выборах  народных  депутатов  Государственного Собрания (Ил Тумэн)
   Республики Саха (Якутия)" в редакции от  23  сентября  1997  года.
   Данный закон не закрепляет норму,  устанавливающую несовместимость
   мандата   депутата   Палаты   Республики    с    нахождением    на
   государственной службе.
       5. Установление общих  принципов  организации  законодательных
   (представительных) органов,  а, следовательно, и порядок выборов в
   эти органы,  согласно пункту "Н" части  1  статьи  72  Конституции
   Российской   Федерации,   относится   к   совместной   компетенции
   Российской Федерации и ее  субъектов.  Одним  из  общих  принципов
   организации  выборов является установление ограничений,  связанных
   со статусом депутата законодательного  (представительного)  органа
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Из этих положений следует,  что республиканский  законодатель,
   разрабатывая  собственный  выборный закон,  обязан учитывать нормы
   федерального закона о несовместимости. Между тем в настоящее время
   в состав Палаты Республики входит ряд депутатов,  которые работают
   в  правительстве,  Администрации   президента,   министерствах   и
   госкомитетах,      департаментах,      местной      администрации,
   территориальном органе федеральной службы.
       В ходатайстве  депутата  правильно  ставится вопрос о проверке
   конституционности нормы пункта 1 статьи 35.2 закона с точки зрения
   соблюдения   принципа   разделения  властей,  что  подведомственно
   Конституционному суду.  В то же время  ходатайствующий,  предлагая
   дополнить   перечень   несовместимых  должностей  государственными
   служащими,  по существу ставит вопрос  о  приведении  статьи  35.2
   закона республики в соответствие со статьей 11 федерального Закона
   "Об основах государственной службы Российской Федерации". Внесение
   изменений  и дополнений в действующее законодательство относится к
   ведению  законодательного  органа  и  не  может   быть   предметом
   рассмотрения Конституционного суда.
       В выборном законе содержание  правила  несовместимости  должно
   быть определено максимально полно.  В этом законе необходимо точно
   определить,  занятие  какой  деятельностью  и   каких   должностей
   несовместимо   с  депутатским  мандатом.  В  части  3  статьи  115
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия)  несовместимость   статуса
   депутата  связывается  с  занимаемой  должностью.  Реализация этой
   конституционной  нормы  в  законодательной  деятельности   требует
   разъяснения смысла этого понятия.
       На основании изложенного и статьи 101  Конституции  Республики
   Саха  (Якутия),  руководствуясь  статьями  11, 25,  31, 32  Закона
   Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности  Конституционного
   суда", Конституционный суд

                              постановил:

       1. Признать  норму пункта 1 статьи 35.2 Закона Республики Саха
   (Якутия) от 30 ноября 1994  года  "О  выборах  народных  депутатов
   Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" в
   редакции от 23 сентября 1997  года,  запрещающую  депутату  Палаты
   Республики  Государственного  Собрания  занимать  должность  главы
   администрации   улуса   (города),    министра    и    председателя
   государственного   комитета,   а   также   должности   заместителя
   Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и Председателя
   Правительства    Республики    Саха    (Якутия),   соответствующей
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Ходатайство  в части дополнения пункта 1 статьи 35.2 Закона
   "О выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн)
   Республики  Саха  (Якутия)"  положением  о несовместимости статуса
   депутата Палаты Республики с занятием  государственных  должностей
   государственной  службы не подведомственно Конституционному суду и
   подлежит прекращению производством.
       3. В  связи  с  данным постановлением вопрос о несовместимости
   статуса депутатов,  избранных в Палату Республики Государственного
   Собрания, с занятием должностей на государственной службе, а также
   вопрос о признании недействительным избрание соответствующего лица
   депутатом, должен быть решен после установления такого ограничения
   в законодательстве республики.
       4. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
       5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия".

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ФИЛИППОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz