КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 1998 г. N 1-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3
СТАТЬИ 37 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 30 НОЯБРЯ 1994 ГОДА "О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
В РЕДАКЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д. Н. Миронова, судей А. Д. Петракова, В. А.
Долгашевой, В. Н. Прокопьева, В. Т. Филиппова с участием народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) первого созыва В. Г. Николаева, председателя Центральной
избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) В. М. Михайлова
рассмотрел на открытом заседании дело о проверке конституционности
пункта 3 статьи 37 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах
народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) В. Г. Николаева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе конституционности рассматриваемой
нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения сторон,
выступления участников заседания, Конституционный суд Республики
Саха (Якутия) установил:
1. Пункт 3 статьи 37 Закона Республики Саха (Якутия) "О
выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)" в редакции от 23 сентября 1997 года
предусматривает, что "в случае проведения повторных выборов
кандидатами в депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не
набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном
избирательном округе".
По мнению народного депутата В. Г. Николаева, пункт 3 статьи
37 названного закона ограничивает пассивное избирательное право
граждан и потому не соответствует Конституции Республики Саха
(Якутия), ее статьям 14, 112 и др., которые, устанавливая общие
начала избирательного права в республике, соответствующего
ограничения не предусматривают. Депутат считает, что данное
положение противоречит федеральному Закону "Об основных гарантиях
избирательных прав и права участия в референдуме граждан
Российской Федерации".
2. Конституция республики закрепляет право равного доступа
граждан в управлении делами государства, право граждан на участие
в свободных выборах и быть избранными в органы государственной
власти (статья 14). Право быть избранным в органы государственной
власти (пассивное избирательное право) принадлежит всем гражданам
и предусматривает выдвижение гражданина кандидатом на любые
выборные должности.
Правовые основания ограничения избирательного права граждан
установлены в статье 113 Конституции республики, согласно которой
"не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане,
признанные судом недееспособными, лица, в отношении которых
вступил в силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде
лишения свободы". В соответствии со статьей 3 Закона "О выборах
народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия)" депутатом Государственного Собрания не могут быть
избраны: граждане, не достигшие 21 года; граждане, признанные
судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по вступившему в силу приговору суда; граждане, имеющие не
снятую или не погашенную судимость.
Как видно из этого, Конституция и действующее законодательство
республики допускают минимальное ограничение избирательных прав
граждан.
Кроме указанного, пункт 3 статьи 37 названного закона
устанавливает дополнительное ограничение, которое гласит, что в
случае повторных выборов кандидатами в депутаты не могут вновь
баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов
в ходе общих выборов в данном избирательном округе. Тем самым, в
данной норме рассматриваемого закона устанавливается не
предусмотренное Конституцией правовое основание для ограничения
права граждан быть избранным в органы народовластия. В то же
время, Конституция не предусматривает и возможность установления
законом дополнительных оснований ограничения избирательных прав.
Таким образом, пункт 3 статьи 37 рассматриваемого закона не
соответствует статьям 14, 113 Конституции Республики Саха
(Якутия).
3. Статья 112 Конституции республики закрепляет, что выборы
проводятся по одномандатным округам на основе всеобщего прямого
избирательного права и равного представительства при свободном
выдвижении кандидатов. Названные принципы конкретизируются в
Законе "О выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия)". Статья 37 закона регулирует
порядок проведения повторных выборов. В пункте 2 указано, что
выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты проводится в
порядке, установленном этим законом. Вместе с тем в пункте 3
статьи 37 содержится норма, противоречащая всеобщему
избирательному праву и свободному выдвижению кандидатов, а также
общим положениям Закона о выборах.
Такое отступление не позволяет гражданам реализовывать в
полной мере свои конституционные права избирать и быть избранным в
органы государственной власти. Тем самым пункт 3 статьи 37 не
соответствует статье 112 Конституции Республики Саха (Якутия).
4. Правовое регулирование и защита избирательных прав граждан
отнесено к ведению Российской Федерации. Основные гарантии
реализации избирательных прав граждан установлены в федеральном
Законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Установленное в пункте 3 статьи 37 закона ограничение права
граждан вновь баллотироваться кандидатом в депутаты в повторных
выборах вступает в противоречие и с федеральным законом. Согласно
пункту 6 статьи 4 названного федерального закона, законами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться
дополнительные условия реализации гражданином пассивного
избирательного права, связанные только с достижением гражданином
определенного возраста. Федеральный закон не допускает
установления других ограничений как при проведении общих, так и
повторных выборов.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции республики федеральные
законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют
высшую юридическую силу на территории республики. Следовательно,
оспариваемое положение является неконституционным с точки зрения
разграничения полномочий.
На основании изложенного и статьи 101 Конституции Республики
Саха (Якутия), руководствуясь статьями 24, 25, 31 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать пункт 3 статьи 37 Закона Республики Саха (Якутия)
"О выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)", запрещающий баллотироваться в повторных
выборах гражданам, не набравшим в ходе общих выборов в данном
избирательном округе необходимого большинства голосов, не
соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) и утратившим
силу с момента принятия постановления.
2. Постановление окончательное, обжалованию не подлежит.
3. Постановление подлежит опубликованию в семидневный срок в
газетах "Саха Сирэ", "Якутия".
Председатель
Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
|