КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1997 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА "О
ЗАКРЕПЛЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО
ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА, САДОВОДСТВА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ЖИЛИЩНОГО, ДАЧНОГО И ГАРАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Миронова Д.Н., судей Долгашевой В.А.,
Петракова А.Д., Прокопьева В.Н., Филиппова В.Т.,
с участием народных депутатов Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия), обратившихся с ходатайством
М.М. Яковлева, П.Д. Осипова, А.С. Шишигина, П.С. Иванова,
представителей Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)
Е.А. Борисова, Е.А. Пахомова, М.М. Федорова, председателя
Государственного комитета по земельной реформе и земельным
ресурсам Республики Саха (Якутия) И.О. Пахомова, Прокурора
Республики Саха (Якутия) Н.Е. Полятинского, представителя
Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) М.А. Жакупова
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22
апреля 1996 года "О закреплении в собственность гражданам
Республики Саха (Якутия) земельных участков для ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного,
дачного и гаражного строительства".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народных
депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) Яковлева М.М., Осипова П.Д., Иванова П.С., Шишигина А.С.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о конституционности рассматриваемого
акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения сторон,
выступления участников заседания, Конституционный суд Республики
Саха (Якутия)
установил:
1. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 22 апреля
1996 года "О закреплении в собственность гражданам Республики Саха
(Якутия) земельных участков для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного, дачного и
гаражного строительства" гражданам Республики Саха (Якутия)
закрепляются в собственность земельные участки для ведения личного
подсобного хозяйства (приусадебный участок, сайылык, участок для
сенокошения), садоводства, огородничества, индивидуального
жилищного, дачного и гаражного строительства, находящиеся в
пожизненно наследуемом владении либо пользовании. Указом
утверждено Положение "О порядке предоставления гражданам в
собственность земельных участков для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного, дачного и
гаражного строительства", которым предусматривается отчуждение
таких земельных участков путем купли-продажи, дарения, мены,
наследования и иными формами при условии соблюдения целевого
назначения этого земельного участка.
Депутаты, обратившиеся, с ходатайством считают, что согласно
Конституции республики земля является собственностью республики.
Действующая Конституция республики не предусматривает передачу
земли в собственность гражданам и куплю-продажу земельных
участков. Как полагают ходатайствующие, закреплению собственности
граждан на земельные участки Указом Президента на территории
республики должно предшествовать его конституционно -
законодательное разрешение в республике, поскольку этот вопрос
отнесен к предмету совместного ведения Российской Федерации и
республики. По мнению депутатов, тем самым Указ Президента не
соответствует статьям 5, 38, 119 Конституции Республики Саха
(Якутия).
2. Согласно статьи 5 Конституции республики земля на
территории Республики Саха (Якутия) является государственной
собственностью. В статье 88 Конституции право владения землей
признается за местными органами государственной власти и органами
местного самоуправления. Тем самым Конституция республики
позитивно закрепляет только право государственной собственности на
землю.
Статья 119 Конституции Республики Саха (Якутия), на которую
ссылаются народные депутаты, гласит: "Граждане в праве иметь
земельный участок в пожизненно наследуемом владении, либо в
пользовании для ведения сельскохозяйственного производства и
предпринимательства". Приведенная статья признает два режима
предоставления гражданам Республики Саха (Якутия) земельного
участка: в пользовании для ведения сельскохозяйственного
производства и предпринимательства и на праве пожизненного
наследуемого владения. Предоставление гражданам Республики Саха
(Якутия) земельного участка на праве частной собственности
Конституцией не предусмотрено. Таким образом, оспариваемый Указ по
содержанию норм не соответствует статьям 5, 119 Конституции
Республики Саха (Якутия).
3. Конституцией Российской Федерации урегулированы вопросы
реализации совместных полномочий органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, в том числе по вопросам земельных отношений.
Согласно пунктам "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской
Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей,
земельное законодательство находятся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом порядок и
способ возникновения права частной собственности граждан на землю
устанавливаются законодательством Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
Согласно статьи 38 Конституции Республики Саха (Якутия)
установление отношений собственности, порядка владения,
пользования и распоряжения землей относится к ведению Республики
Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти.
Предметное разграничение полномочий между высшими органами
государственной власти осуществляется в соответствии с
конституционным принципом разделения и равновесия властей. Это
означает, что осуществление нормотворческой деятельности должно
проходить без расширения законодательной компетенции за счет
предметов ведения органов исполнительной власти, а издание актов
исполнительно-управленческого характера не должно вторгаться в
предметы ведения законодательного органа.
Статья 117 Конституции, закрепляющая экономическую основу
республики, устанавливает, что статус форм собственности, условия
и порядок их возникновения и деятельности регулируется
законодательством. Законом может быть установлено право Республики
Саха (Якутия) на определенные виды объектов собственности и
хозяйственной деятельности (часть 4 статьи 117). Тем самым
конституционно закреплена сфера исключительного действия закона в
регулировании вопросов собственности как экономической основы
республики. Право частной собственности граждан на землю как один
из основных прав должно регулироваться только законом, что
вытекает и из статьи 36 Конституции Российской Федерации.
Согласно статьям 58 и 58.1 Конституции Республики Саха
(Якутия) принятие законов республики относится к ведению Палат
Государственного Собрания. Следовательно, признание в республике
частной собственности на землю относится к ведению
законодательного органа, а не органа исполнительной власти. Указ
Президента о закреплении в собственность гражданам земельных
участков не соответствует вышеназванным конституционным
положениям.
4. В Республике Саха (Якутия) регулирование земельных
отношений должно осуществляться с учетом принципиальных
установлений по этому вопросу Конституции российской Федерации,
федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
По предметам совместного ведения Российской федерации и ее
субъектов, как закреплено в пункте 2 статьи 76 Конституции
Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации. То есть сфера совместных
полномочий регулируется представительными органами Федерации и ее
субъектов.
В статье 36 Конституции Российской Федерации закрепляется, что
граждане Российской Федерации вправе иметь в частной собственности
землю. Реализация этого конституционного права связывается с
принятием федерального закона, определяющего условия и порядок
пользования земельными участками (часть 3 статьи 36). Президент
Российской Федерации 7 марта 1996 года издал Указ "О реализации
конституционных прав граждан на землю", предусматривающий
дополнительные меры по закреплению права собственности на землю
впредь до принятия Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 25, 26,
31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности
Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22
апреля 1996 года "О закреплении в собственность гражданам
Республики Саха (Якутия) земельных участков для ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного,
дачного и гаражного строительства" не соответствующим Конституции
Республики Саха (Якутия).
2. Предложить Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) принять закон, регулирующий отношения собственности
на землю в Республике Саха (Якутия) и возникающие в связи с этим
правоотношения.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ"
и "Якутия".
Председатель Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
от 4 декабря 1997 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА "О
ЗАКРЕПЛЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО
ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА, САДОВОДСТВА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ЖИЛИЩНОГО, ДАЧНОГО И ГАРАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
1. Нельзя не согласиться с решением Конституционного суда
Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 1997 года о признании
несоответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) Указа
Президента Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1996 года "О
закреплении в собственность гражданам Республики Саха (Якутия)
земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства,
садоводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного
строительства".
В соответствии со статьей 77 пункт 2 Конституции РФ по
предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации. Президент
Республики Саха в данном случае исполнил Указ Президента РФ по
этим же вопросам от 7 марта 1996 года N 337, о чем указано в
Указе. В соответствии со статьей 41 частью 3 Конституции РС(Я)
Республика вправе приостановить на своей территории законы и иные
нормативные акты РФ или опротестовать, если они противоречат
Конституции Республики. Этого сделано не было. Республика
молчаливо согласилась, произведя конклюдентные действия. Указы
Президента РФ и Президента РС(Я) по этим вопросам находятся в
полном соответствии со статьей 36 пункт 1 Конституции РФ, где
говорится: "Граждане и их объединения вправе иметь в частной
собственности землю". Положения данной статьи входят в главу 2
"Права и свободы человека и гражданина".
В соответствии со статьей 64 Конституции РФ "Положения этой
главы составляют основу правового статуса личности в Российской
Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке,
установленном Конституцией". Регулирование прав и свобод человека
и гражданина относится к исключительному ведению РФ.
Конституционный суд в соответствии со статьей 25 пункт 3 Закона "О
порядке деятельности Конституционного суда" должен был рассмотреть
вопрос о праве собственности граждан на землю, если это не
урегулировано Конституцией Республики Саха, с точки зрения
соответствия нормативного акта Конституции РФ.
2. Вторым пунктом Конституционный суд предложил
Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
принять закон, регулирующий отношения собственности на землю в
Республике Саха и возникшие в связи с этим правоотношения. Этот
вывод сделан из статьи 117 Конституции республики, утверждающей,
что статус форм собственности на землю, условия и порядок из
возникновения регулируются законодательством.
Напрашивается вопрос, каким образом можно проверить
конституционность Указа Президента республики о закреплении
частной собственности на землю, если конституцией не установлена
частная собственность на землю.
Без конституционного закрепления частной собственности на
землю нельзя создать какие-либо земельные правоотношения
законодательством. В этом случае Указ Президента Республики Саха о
закреплении собственности на землю не может быть проверен на
соответствие Конституции Республики.
Если Конституционный суд частную собственность,
предусмотренную статьей 117 Конституции республики распространяет
и на землю, в таком случае Указ Президента Республики Саха
(Якутия) находится в полном соответствии с Конституцией Республики
Саха (Якутия).
Судья Конституционного суда
А.ПЕТРАКОВ
|